На какую глубину доходит солнечный свет. Оптические свойства водной среды и законы распространения в ней света
Вода, являясь средой относительно прозрачной, по физическим свойствам значительно отличается от воздушной среды. Будучи в 770 раз плотнее воздуха, она практически несжимаема, достаточно хорошо передает звуковые колебания и обладает значительно большей, по сравнению с воздухом, теплоемкостью. Вода, даже оптически чистая, примерно в 1000 раз сильнее воздуха ослабляет видимый свет.
Если дальность видимости предметов в воздушной среде может достигать нескольких километров, а космонавты отчетливо видят очертания материков и города даже за несколько сотен километров, - то дальность видимости в водной среде не превышает нескольких десятков метров. Подводный фотограф даже в ясный солнечный день видит предметы, окутанные в легкую голубоватую дымку. При фотографировании в воде изображения получаются малоконтрастными, а при цветной фотосъемке очень трудно добиться правильной и сочной цветопередачи.
Человеческий глаз по своей природе воспринимает свет не только по его яркости, но и по цветности. Попадая под воду на небольшую глубину, человек наблюдает гамму цветовых тонов, близкую к надводной. Опускаясь все глубже, он замечает, что яркие краски становятся тусклыми.
Что же вызывает это явление, почему под водой теряется яркость и изменяется сочность цветовой гаммы?
Коротко расскажем об оптических свойствах воды в видимой человеческим глазом части спектра
Поглощение света водой
Оптически чистая вода, то есть вода, свободная от окрашивающих веществ и механических примесей, в определенной закономерности ослабляет световой поток.
Поглощение водой светового монохроматического потока, образующего пучок параллельных лучей, определяется по показательному закону:
где Fk - световой поток, пропущенный слоем воды;
F0 - входящий поток монохроматического спектра;
х - толщина слоя воды, через который проходит поток света, м;
k - показатель поглощения слоя воды, 1/м (обратные метры).
Рассмотрим график кривой поглощения для оптически чистой воды (рис. 1).
Морская вода, очищенная от механических примесей, практически обладает физическими характеристиками, близкими по значению к характеристикам оптически чистой воды. Из графика видно, что наименьшее поглощение соответствует длине волны света около 490 ммк (т. е. синему цвету) при k = 0,006 1/м. На этом участке спектра вода очень незначительно поглощает световой поток. Потери в таком случае составляют 1,5% при пути света длиной в 1 м. На участке спектра красного цвета с длиной волны около 720 ммк показатель поглощения достигает наибольшего значения. В этом случае k = 1/м, а на границе с ультрафиолетовым излучением - 0,05 1/м.
Поглощение света в природной воде в области видимого спектра (с достаточной степенью точности) можно считать как сумму двух поглощений: а) поглощение света взвешенными в воде частицами и б) поглощение света оптически чистой водой. Наличие в природной воде взвешенных частиц, различных форм и материалов значительно увеличивает общее поглощение светового потока. На графиках (рис. 2) приводятся кривые поглощения света для морской воды.
Из сравнения кривых поглощения (см. рис. 1 и 2) видно, что в интересующей нас области спектра ослабление света происходит в основном поглощением его взвешенными частицами.
Морская вода имеет коэффициент поглощения больший, чем оптически чистая вода; речная и озерная воды обладают еще большим поглощением. Весьма прозрачные природные воды в видимой области спектра имеют значение к = 0,021/м, в то время как загрязненные воды могут иметь значение к = 21/м. Па каждом метре природной воды может быть потеряно за счет поглощения от 5 до 99% падающего светового потока.
Поглощенный свет потерян для фотографирования;
в этом случае поглощенная световая энергия расходуется на нагревание среды, заставляя колебаться материальные частицы. Не поглощенная световая энергия рассеивается частицами в разные стороны.
Потери от поглощения света в водной среде не могут сильно повлиять на получение качественных снимков. Эта потеря компенсируется применением светосильных объективов и высокочувствительных эмульсий негативных пленок. Хорошие результаты можно получить, снимая предметы под водой на близком расстоянии или пользуясь источниками искусственного света, увеличивая освещенность.
Но наибольшие затруднения при подводном фотографировании вызываются не поглощением света, а его рассеянием.
Рассеяние света водой
Рассеяние света водой в значительной степени зависит от ее загрязненности взвешенными частицами, однако совершенно чистая дистиллированная вода также рассеивает свет. Рассеяние света в воде - явление сложное, оно вызывается как присутствием в воде механических частиц, так и перемещениями молекул воды.
Параллельный монохроматический пучок лучей, пройдя через слой воды х, ослабляется вследствие рассеяния:
где Fa - световой поток, пропущенный рассеивающим слоем воды;
a - показатель рассеяния света, зависящий от числа взвешенных частиц в единице объема воды и от размера этих частиц.
Размер частицы в значительной степени изменяет характер рассеяния.
Если размер частицы настолько мал, что ее диаметр во много раз меньше длины волны света и измеряется тысячными долями микрона, то луч света, упавший на такую частицу, рассеивается практически во все стороны с равной силой. Количество света, прошедшее в этом случае вперед, будет равно количеству света, отброшенному частицей назад.
При увеличении размера частицы количество световой энергии, прошедшей по направлению падающего луча, увеличивается. Если диаметр частицы равен по величине длине волны света, то количество световой энергии, прошедшей по направлению падения луча света, будет примерно в 2,5 раза больше количества световой энергии, отброшенной назад.
Для вычисления показателя рассеяния можно пользоваться формулой:
где с - постоянный коэффициент;
А - длина волны, ммк;
v - показатель степени, зависящий от радиуса рассеивающих частиц.
Рассеяние света называют релеевским по имени Релея - ученого, открывшего этот закон. Однако релеевский закон рассеяния применим лишь при радиусах частиц не свыше 0,05 мк. При больших значениях радиуса частиц показатель степени начинает быстро убывать.
При малом радиусе частиц ослабление происходит сильнее в фиолетовой части спектра, а при увеличении размера частиц разница в ослаблении света между фиолетовой и красной частями спектра уменьшается. При диаметре частиц более 4 мк рассеяние не зависит от длины волны.
Рассеяние света вызывается планктоном, органическими и неорганическими частицами, поднятыми течением со дна или принесенными из рек, а также воздушными пузырьками. Наиболее сильно рассеивают свет пресные проточные воды, воды озер и прибрежные воды морей и океанов.
Однако и вода, совершенно свободная от механических примесей, рассеивает свет.
Рассеяние света в совершенно чистой, оптически прозрачной воде называется молекулярным рассеянием. Непрерывное перемещение молекул, вызванное тепловыми колебаниями в водной среде, создает различную элементарную плотность воды. Показатели преломления в соседних элементарных объемах воды могут оказаться в некоторое мгновение разными, возникает оптическая неоднородность среды, и луч света отклоняется от своего пути.
Для нормального подводного фотографирования очень важно соотношение количеств рассеянного н направленного света. Рассеянный свет не может участвовать в образовании изображения, и тем не менее, попадая через фотографический объектив на пленку, он засвечивает светочувствительный слой негативного фотоматериала. В некоторых условиях рассеянный свет создает такие почернения негатива, что дальнейшая его обработка и изготовление фотоотпечатка становятся нецелесообразными.
Итак, выяснено, что свет в воде ослабляется за счет поглощения и рассеяния светового потока. Каково же суммарное действие этих факторов?
Ослабление света водой
Поглощение и рассеяние световой энергии водой ослабляет свет. Параллельный пучок световых лучей ослабляется по тому же показательному закону:
где Fs - монохроматический световой поток, прошедший через слой воды; e- показатель ослабления.
Коэффициент пропускания водой направленного света в зависит от показателя ослабления света и толщины слоя воды х:
Прозрачность в характеризуется коэффициентом пропускания света толщей воды, равной 1 м.
Основную роль в ослаблении света для оптически чистой воды играет поглощение света водой. Однако в средней части видимого спектра становится заметным и рассеяние (см. рис. 1). Наибольшая прозрачность для чистой воды будет на участке спектра 460-520 ммк
(голубой и зеленый цвета). В этом случае слой воды толщиной 5 м в состоянии ослабить свет всего лишь как обычное оконное стекло (рис. 3).
Минимальное значение е равно 0,01 1/м, но оно резко возрастает к границам спектра.
Показатель рассеяния с для природных вод в верхних слоях водоема близок по значению к показателю поглощения к. Показатель рассеяния в этих случаях составляет 50-70% от показателя ослабления.
На практике прозрачность воды часто оценивают по глубине видимости белого диска диаметром 300 мм. Глубина видимости диска определяется как сумма двух измерений (глубины исчезновения диска при погружении и глубины появления диска при его подъеме), разделенная пополам.
Прозрачность воды и как оценка прозрачности - глубина видимости белого диска Z - зависят от ослабления освещенности (рассеяния и поглощения света водой). Для приближенных расчетов и определения показателя ослабления можно пользоваться формулой Гершуна:
Однако следует помнить, что для различных водоемов коэффициент меняется. По замерам Аткинса и Грехема, в водах Атлантического океана он равен 2,2.
Прозрачность природных под различна как в разных водоемах, так и в одном и том же водоеме: она зависит от времени года, погоды, течений и ветров. Видимость белого диска для природных вод колеблется от нескольких десятков сантиметров до 70 м. В табл. 1* приведены глубины видимости диска в различных водах мира. Из таблицы видно, что увеличение видимости белого диска возрастает при удалении от материкового берега.
Прозрачность воды - один из основных факторов, влияющих на освещенность под водой.
Освещенность и фотосъемка под водой при естественном свете
Естественный световой поток во всей толще воды ослабляется в основном за счет поглощения.
Рассеяние света в меньшей степени ослабляет световой поток, так как направление рассеяния незначительно отклоняется от первоначального направления потока.
Глубина проникновения света в воду определяется показателем поглощения и зависит от поверхностной освещенности.
Освещенность поверхности моря в свою очередь зависит от угла подъема солнца над горизонтом и от облачности.
Проследим за лучом света, проникающим в воду. Пучок световых лучей, падая на водную поверхность, частично отражается от нее и, частично преломившись, проходит вглубь. На схеме (рис. 4) видны углы падения луча света, преломления и отражения его от поверхности воды. Угол преломления n1′ отличается от угла падения и зависит от показателя преломления п. Угол отражения n2 зависит от величины угла падения ni и равен ему.
Рис. 4. Схема отражения и преломления луча света от водной поверхности. i1 — угол падения светового луча на поверхности воды; i2 — угол отражения светового луча от поверхности воды; i’1 — угол преломления светового луча при прохождении через водную поверхность; n1 = 1 = показатель преломления для воздушной среды, n2 = 1,337 — показатель преломления для водной среды
Рис. 5. График зависимости пропускаемого светового потока от глубины (в м). 1- океанская вода высокой прозрачности; 2-океанская вода средней прозрачности; 3 — прибрежная вода средней прозрачности; 4 — мутная вода
Взвешенные же в воде частицы, являясь причиной рассеяния света, в то же время в значительной мере поглощают и голубые лучи. По графику для мутной прибрежной воды (рис. 6) можно заметить, что количество света в голубой части спектра поглощается такой водой до 80%. Количество света, поглощенного в красной части спектра, в этом случае будет равно 90%. Поэтому предметы в мутной воде кажутся желтыми.
Из рассмотренных графиков видуо, как качественно и количественно изменяется освещенность на различных глубинах и как на нее влияют физические свойства воды и ее загрязненность. Многочисленные же опыты в свою очередь показали, что уже на глубинах 3 м в условиях прибрежной чистой воды остается только 40% яркости надводного освещения.
При цветном подводном фотографировании ослабление лучей красной части спектра значительно усложняет процесс проявления негатива и последующую цветную печать позитива. При черно-белом фотографировании на панхроматических негативных пленках, наиболее равномерно чувствительных ко всем лучам видимого спектра, ослабление или отсутствие красных лучей, нарушая цветной баланс, снижает контраст изображения.
Для уменьшения преобладающего влияния синих лучей, т. е. для снятия дымки и получения более четких снимков, при черно-белой подводной фотографии, и для получения цветного баланса, по которому сенсибилизирована (Сенситометрия фотографическая - учение об измерении фотографических свойств светочувствительных слоев. Сенсибилизация - очувствление светочувствительных слоев пленки к красному свету) цветная пленка, при цветной подводной фотографии, необходимо пользоваться корректирующими светофильтрами.
На рис. 7 приведены кривые пропускания света в воде на глубине 3 м. Кривые получены путем коррекции светового потока светофильтрами типа ПС-10 и исправления графиков с учетом этой коррекции.
Кривые пропускания света, полученные путем корректирования, имеют незначительные максимумы на границах голубой и красной частей спектра и незначительный минимум в его желтой части.
При таких соотношениях длин волн вполне возможны качественные снимки как при черно-белой, так и при цветной фотографии.
Однако, если проанализировать по кривым количество света, прошедшее через воду и корректирующееся светофильтрами, то окажется, что оно очень мало. Уже на глубине 3 м для прибрежной мутной воды суммарный коэффициент пропускания равен всего 10%, т. е. всего лишь V10 часть света может активно участвовать в процессе фотографирования. Если величину пути света, равную 3 м, брать как сумму, состоящую из пути света от поверхности воды до снимаемого объекта плюс путь света от снимаемого объекта к фотокамере, то в прибрежной воде средней мутности на глубине 1,5 м и при удалении от снимаемого объекта на расстоянии 1,5 м необходимо увеличить экспозицию в 10 раз по сравнению с надводной экспозицией. Светофильтры типа ПС-10 корректируют световой поток, срезая коротковолновую часть спектра. При этом количество света для подводных съемок становится недостаточным.
Особенно слаба подводная освещенность в мутной воде. Работая осенью 1962 г. в Рижском порту, автор погружался в р. Даугаву. В то время обильные дожди вызвали очень сильное загрязнение речной воды. И уже на глубине 3 м совершенно невозможно было определить, где находится поверхность поды, освещенная солнцем.
При подводных съемках на черно-белую пленку для корректирования светового потока могут быть использованы оранжевые и желтые светофильтры: ОС-12, ЖС-12, ЖС-18. Эти светофильтры имеют кратность в несколько раз меньшую, чем красные светофильтры. Как уже отмечалось, в различных природных водах, при одинаковых условиях естественного освещения, подводная освещенность неодинакова.
В морской воде в ясный, солнечный день при глубине видимости белого диска Z = 20 м, на глубине 25 - 30 м светло, как на воздухе в пасмурный день. Свет на этой глубине зеленоватый.
Летом 1962 г. автор в составе группы подводных исследователей погружался в Татарском проливе Японского моря для осмотра легендарного фрегата «Палла-да». Судно затонуло на глубине 20-25 м, и иногда в хорошую погоду его очертания проглядывались с поверхности. Спустившись в легководолазном снаряжении к останкам корабля, мы попали в холодный зеленоватый сумрак. Все яркие краски были приглушены, детали корабля, обросшие водорослями, тонули и полумраке. Морские звезды, яркие на поверхности, с оранжевыми и фиолетовыми лучами, были похожи на бесцветные куски ткани, разбросанные по дну.
Подводный охотник с подстреленным бычком. ФОтосъемка произведена в татарском проливе Японского моря, глубина 3м,ширина пленки 35мм, чувствительность 180ед. ГОСТ, экспозиция 1/125сек, освещение естественное. Объектив «Гидроруссар 5». Фото автора.
Жорж Гуо и Пьер Вильм, опускавшиеся в батискафе в Средиземном море, считают, что на глубине 500 м пропадают всякие признаки света. Во время погружения около Бермудских островов они отмечали, что на глубине 200 м - свет синий, глубже - фиолетовый, а на глубине 600 м царит тьма.
При съемках подо льдом на Рыбинском водохранилище Д. С. Павлов и Д. С. Николаев собрали материал по местной подледной освещенности. Оказалось, что при поверхностной освещенности льда, равной 2000- 4000 лк, освещенность па глубине 0,5-1 м от нижней поверхности льда равнялась всего нескольким сотням люкс. Толщина льда во время замеров освещенности была равна 45 см, а толщина снежного покрова колебалась от 0 до 15 см.
В. С. Лощилов в работах по морским подледным стереоскопическим съемкам указывает на то, что естественная освещенность нижней поверхности льда вполне достаточна для ее фотографирования без искусственных источников освещения. Лед толщиной в 1,5 м пропускает 20% света. При высоте стояния солнца над горизонтом, равной 20°, освещенность подо льдом в этом случае будет 1500 лк.
Подводный исследователь за работой. Фото В. Бурнашова.
Практика съемок показала, что при толщине морского ледяного покрова до 1,5 м освещенность в ясный полдень подо льдом позволяет фотографировать без подсвета, однако с началом таяния снега светопрозрачность заметно уменьшается.
Также сильно понижает подледную освещенность снежный покров.
Подводное фотографирование подо льдом и фотосъемки в загрязненных водах невозможны без применения специального фотосъемочного оборудования с устройством для искусственного освещения.
Для определения экспозиции при подводных съем-ах многие специалисты пользуются фотоэкспонометрами «Ленинград-1» и «Ленинград-2», помещая их в специальные изолирующие коробки. В таких коробках имеются прозрачные иллюминаторы и приводы к шкалам прибора. Однако первые опыты по использованию экспонометров во время съемок под водой выявили ошибочность их показаний в подводных условиях.
О. А. Соколов подсчитал поправки к показаниям отечественных экспонометров. Результаты их применения оказались довольно интересными. Так, в Средиземном море уже на глубине 25м необходимо увеличить экспозицию в 2 раза по сравнению с показанием прибора, а на глубине 75 м - в 5 раз.
Такое завышение показаний экспонометра вызвано различием спектральных соотношений света под водой и на поверхности.
Обычно экспонометр корректируется в соответствии с чувствительностью пленки к естественному свету. Поэтому в каждом конкретном случае подводной фотосъемки при использовании экспонометра следует обязательно сопоставить его показания с результатами, полученными при контрольной съемке.
Освещенность под водой, созданная подводными светильниками
Применение полного или частичного искусственного освещения при фотографировании под водой намного улучшает качество снимков. В то же время освещенность, создаваемая искусственными источниками света в воде, так же как и естественный свет, ослабляется в результате рассеяния и поглощения. Кроме того, при расчете освещенности, созданной точечным источником света, наряду с ослаблением света (рассеянием и поглощением), необходимо учитывать закон квадратов расстояний.
Подводная фотосъемка требует мощных и надежных в работе источников света, причем желательно с автономным питанием электроэнергией. Это в первую очередь относится к электронным импульсным лампам и лампам-вспышкам одноразового действия. Источники освещения, получающие постоянное питание с поверхности, в основном - нерентабельны. Их использование может быть оправдано только для подводных киносъемок и подводного телевидения или для фотосъемок в сложных условиях с сильно затемненным освещением: в затопленных шахтах, на затонувших кораблях, в пещерах и т. д., да и то в том случае, если работы ведут водолазы в вентилируемом снаряжении. Кабель для питания источников освещения может быть тогда укомплектован совместно с воздушным шлангом и телефонным кабелем. Однако маневренность водолаза, обремененного несколькими десятками метров кабеля и шланга за спиной, будет безусловно очень ограничена.
Лампы-вспышки одноразового действия могут применяться для освещения при подводном фотографировании. Но необходимость подводного демонтажа осложняет конструкцию бокса для светильника, а отсутствие в продаже заводских конструкций исключает широкое их применение.
Конструктивное оформление и схемы импульсных ламп «Молния ЭВ-1», «Луч-59» и «ФИЛ» наиболее пригодны для применения их в подводной фотосъемке. Импульсные лампы дают очень короткую (от 1/2000 до 1/500 сек) и мощную вспышку, причем ее световой поток очень близок по своему спектральному составу к солнечному.
Свет электронной импульсной лампы позволяет снимать на цветную пленку, применяемую для дневного освещения. Это очень важно, так как при выборе корректирующих светофильтров можно пользоваться теми же номерами светофильтров, что и при съемках с естественным освещением.
Однако не следует забывать, что при пользовании импульсной лампой, напряжение питания которой равно 330 в, требуется максимальная осторожность в обращении с прибором. Это замечание нужно учитывать при проектировании бокса для вспышки.
Расположение источника освещения
Расположение источников освещения относительно снимаемого объекта и фотокамеры - главное при подводном фотографировании.
Располагая источник освещения близко к оси объектива, не следует забывать о рассеянии света. Распространению света в воде в данном случае будут мешать взвешенные частицы, невидимые при ровном естественном освещении.
Луч света источника на своем пути к снимаемому объекту осветит в воде взвешенные частицы. Значительно теряя свою направленность и яркость, световой поток создаст между фотокамерой и объектом световую завесу. Этот фон порой настолько велик, что за ним почти не проглядывается контур объектива. Если учесть, что лучу света необходимо вернуться обратно от объекта к фотокамере, то можно представить, какая преграда создается при расположении источника освещения около объектива.
При выборе оптимального расположения источника освещения нужно уменьшить путь луча света в воде и избегать прямого освещения среды между объектом и фотокамерой. Путь света в воде уменьшают, вынося лампу вперед к снимаемому объекту. Для устранения плоского освещения объекта и прямого засвечивания среды перед объектом лампу выносят в сторону от камеры (рис. 8). Следовательно, источник освещения необходимо располагать впереди и в стороне от аппарата.
Определение экспозиции при искусственном освещении
Экспозиция при съемке под водой с импульсной лампой зависит от:
1) мощности энергии вспышки;
2) расстояния между источником света и объектом;
3) расстояния между объектом и фотокамерой;
4) свето- и цветочувствительности используемого негативного материала;
5) плотности применяемых корректирующих светофильтров;
6) прозрачности воды в районе фотосъемок.
Совокупность всех этих факторов определяет величину относительного отверстия объектива. Доступное в забоксированных аппаратах регулирование размера диафрагмы - надежный способ изменения экспозиции. Определить экспозицию можно при постоянных факторах 1, 4, 5, 6 и изменяемых - 2, 3.
Экспозиционные расчеты проводятся с помощью ведущего числа. Ведущее число равно расстоянию до снимаемого объекта, умноженному на диафрагму. Следовательно, диафрагма будет выражена отношением величины ведущего числа к расстоянию.
При съемке под водой ведущее число определяется из условия расположения источника освещения, причем учитываются также факторы рассеяния и поглощения светового потока водой и светофильтрами.
В табл. 2 можно найти значения ведущих чисел различных схем электронных импульсных ламп, зависящих от чувствительности пленки и от мощности источника освещения. При использовании нескольких ламп, одинаковых по своим параметрам, необходимо учитывать коррекцию на их общую мощность. Например, если применить две лампы равной мощности, то ведущее число нужно увеличить в 1,4 раза.
При боковой установке источника освещения приходится учитывать процент изменения ведущего числа в зависимости от величины угла, под которым установлен осветитель по отношению к оптической оси объектива. Так, если этот угол равен 30°, то ведущее число изменится на 7%, при 45° - на 15%, при 60°- на 30%.
Выяснив таким образом ведущее число и светочувствительность фотоматериалов, подсчитывают экспозицию - размер относительного отверстия объектива (диафрагму). Оценив количество света, которое дошло до пленки, определяют прозрачность слоя воды. Значение экспозиции увеличивают, корректируя величину предварительно подсчитанной диафрагмы по табл. 3. Если, к примеру, съемка производится в бухтах, где прозрачность воды равна 30%, то экспозицию увеличивают втрое.
Наличие на объективе фотокамеры корректирующего светофильтра требует увеличения экспозиции в число раз, равное кратности светофильтра (табл. 4). Значения кратности светофильтров даны для съемок на воздухе. Однако этими данными можно пользоваться и для приближенного расчета экспозиции при съемках под водой. Только для более точного определения экспозиции значения кратности светофильтров нужно пересчитывать, исходя из условия съемок под водой - конкретно для каждого случая. Автор неоднократно пользовался таким приближенным методом расчета экспозиции и считает, что ошибки по определению экспозиции в этом случае бывают не более двух-трехкрат-ного значения.
На первый взгляд определение экспозиций может показаться сложным, однако при предварительной подготовке фотографа в каждом конкретном случае окончательные подсчеты при определении экспозиции сведутся к минимуму.
1. Общий путь луча света равен 2,2 м, А - 1,5 м и Б = 0,7 м. Полученную диафрагму для этого случая необходимо написать на табличке, прикрепленной к боксу фотовспышки.
2. Общий путь луча света - 4,5 м, А = 2,5 м, Б = 2 м. Результаты полученной экспозиции также внести в таблицу.
3. Общий путь света - 6,6 м, А = 3,5 м, Б = 3,1 м. Результаты также зафиксировать в сводной таблице.
Как видно из приведенных примеров, при длине пути света более 7 м. красные лучи спектра почти не доходят до объектива, поэтому снимать на цветную пленку на расстояниях более 4 м от фотокамеры не рекомендуется.
Подсчитанные значения экспозиций для определенных расстояний крупными цифрами записываются темным стирающимся карандашом на светлой таблице. Это делается для того, чтобы под водой было удобнее пользоваться полученными результатами в каждом конкретном случае.
Приведем несколько примеров по определению экспозиций при съемках под водой с искусственным освещением.
Пример 1. Фотосъемка производится в чистой прибрежной воде. Источники освещения - две импульсные лампы с энергией вспышки каждой по 100 дж. Пленка чувствительностью 180 ед. ГОСТ. Применен светофильтр ЖС-18. Расстояние А до снимаемого объекта от фотокамеры равно 1,5 м.
По схеме (рис. 8) находим Б - расстояние от источника освещения до объекта. 5 = 0,7 м (при удалении объекта от фотокамеры на расстоянии А = 1,5 м).
Общий путь света 5 = 2,2 м (1,5 + 0,7). Ведущее число в этом случае будет для одной лампы равно 50. Для двух ламп - 70 (50 1,4).
Угол между осью рефлектора и оптической осью объектива (см. рис. 8) равен 60°. Уменьшив ведущее число на 30%, получим 50. Диафрагма приблизительно будет равна 23 (50:2,2). Возьмем ближайшее (по табл. 3) значение, равное 22. Прозрачность воды 50%, следовательно, экспозицию необходимо увеличить в данном случае в 2 раза. По табл. 3 получаем диафраг-му 11 Кратность светофильтра ЖС-18 (по табл. 4) равна 2. Таким образом, необходимо увеличить экспозицию в 2 раза. Окончательно (по табл. 3) получаем для данного случая значение диафрагмы, равное 8.
Пример 2. Условия съемки остаются неизменными, за исключением расстояния от фотокамеры до снимаемого объекта. А = 3,5 м, Б = 3,1 м. Общий путь света В равен 6,6 м.
Угол между осью рефлектора и оптической осью объектива 30°. Ведущее число в этом случае уменьшится на 7% и будет равно 65 (70-4,9).
Диафрагма для условий съемки на воздухе, подсчитанная таким способом, приблизительно равна 10. Берем се ближайшее значение, равное 11. Однако прозрачность воды такова, что до объекта доходят 50% света. Поэтому полученную экспозицию для подводной съемки необходимо увеличить в 2 раза. По табл. 3 получаем диафрагму 8. Применяя корректирующий светофильтр ЖС-18 с кратностью 2, получаем значение диафрагмы, равное 5,6.
Второй пример показывает, что для получения большей глубины резкости необходимо применить более чувствительную пленку. Уменьшая экспозицию (в данном случае диафрагмируя объектив), можно получить большую глубину резко изображаемого пространства, а это, в свою очередь, увеличит надежность съемки. Чувствительность пленки для этого случая может быть взята 250 ед. ГОСТ.
Приведенные примеры рассмотрены для источников освещения - импульсных ламп - с автономным питанием электроэнергией.
Рак (астакус) среди морской травы — хары. Снимок сделан с помощью объектива «Мир-1» на дне Красноводского залива в Каспийском море,
на фотопленке ДС-2, при экспозиции 1:100 и диафрагме 1:8. Малая глубина подводной съемки (около 1м) почти не исказила цветопередачу. Фото автора.
Снимаемый объект в момент экспонирования освещается импульсной лампой, однако наводка на резкость и кадрирование в сильно затемненных условиях под водой будут либо невозможны, либо сильно затруднены. В этом случае для целей подсветки при кадрировании может быть использован вспомогательный светильник.
Светильник с автономным питанием Может быть помещен вместе с импульсной лампой-вспышкой. Питаться энергией такой светильник (мощностью в 70- 100 вт) может от аккумуляторных батарей, смонтированных совместно с блоком питания для лампы-вспышки. Для экономии энергии на внешнюю панель управления светильником выводится выключатель. Если окружающая освещенность позволяет пловцу перемещаться в воде без светильника, то запаса энергии аккумуляторов хватит и на питание лампы-вспышки и на питание светильника.
Работая в Рижском порту осенью 1962 г. в воде очень низкой прозрачности, фотографы группы подводных исследований «Союзморниипроекта» пользовались двумя вспомогательными источниками освещения: подводными светильниками ППС-1000, снабженными лампами накаливания в 1000 вт, и подводными фонариками с лампами накаливания в 6 вт. Съемка велась через контейнер, наполненный дистиллированной водой, освещение объекта для съемки было автономным.
Эффект освещения получился неожиданный. Подводный светильник, имеющий мощность почти в двести раз большую, чем фонарь, засвечивая фон между объектом и фотокамерой, создавал световой конус с телесным углом в 120°. Высота конуса в этом случае не превышала 100-150 см, а освещенные предметы из-за сильного рассеяния света плохо просматривались. Луч же света от фонарика, с углом рассеяния не более 5°, освещал на таком же расстоянии предметы довольно хорошо. В отличие от светильника, световой поток фонаря не слепил и не мешал наблюдать снимаемые предметы.
Дальность фотографирования
Цветная таблица (вверху) сфотографирована на поверхности при солнечном освещении. Та же таблица (внизу) сфотографирована под водой. Снимок сделан в Черном море на глубине 3-х метров. При сравнении изображений таблиц хорошо видно изменение цветопередачи: под водой значительно ослаблена яркость красных и оранжевых тонов. В обоих случаях съемка произведена на фотопленку ДС-2. Фото автора.
Дальность фотографирования зависит от дальности видимости предметов в воде, которая, в свою очередь, обусловливается: уменьшением освещенности предметов по мере их удаления от источника света; ослаблением водой видимой яркости предмета; размывом контуров предмета, вызванным процессом рассеяния света; световой дымкой.
Значительное повышение силы света светильника не намного (как мы видели из примера) увеличивает дальность видимости. Повышение силы света светильника в 10 раз увеличивает дальность видимости всего на 15%.
Дальность видимости предметов (может быть в несколько раз больше, чем дальность фотографирования, которая еще во многом зависит и от контрастности. Величину истинного контраста предмета можно рассчитать по формуле:
где е - основание натуральных логарифмов (е = 2,718).
Как считают некоторые специалисты, между дальностью видимости и дальностью фотографирования существует зависимость, выражающаяся формулой
где L - дальность фотографирования;
z - горизонтальная дальность видимости стандартного белого диска. Опыты подводных съемок показали, что приведенная зависимость оправдывает себя в 80 из 100 случаев. Подводные исследователи часто убеждались, что предметы, отчетливо видимые под водой невооруженным глазом, затем зафиксированные на пленке, получались на негативе не контрастными.
Многие исследователи часто задавали вопрос: а на какой глубине в море вообще исчезает солнечный свет? Подобную задачу в общем виде еще два века назад сформулировал Пьер Бугер: «Зная из опыта уменьшение, претерпеваемое светом при прохождении известной толщи прозрачного тела, определить толщину, которую необходимо придать телу, дабы сделать его непрозрачным» .
При этом Бугер считал, что Солнце становится полностью невидимым, если его свет ослабить в 900 млрд. раз.
Мы легко можем найти такую глубину в море, если зададимся соответствующим значением показателя вертикального ослабления?. В прозрачных водах для сине-зеленого участка спектра оптимальная величина? равна приблизительно 0,02 м -1 . Подставляя это значение? в формулу: Ф z / Ф 0 = 10 -?z , без труда находим глубину, на которой солнечный свет ослабляется в 10 12 раз: z = 12 / 0,02 = 600 м. В более мутных водах эта глубина, естественно, будет значительно меньше.
Американский биолог Биб, опустившись в батисфере почти на километровую глубину, смог собственными глазами увидеть наступление этого «царства вечной ночи»: «Тьма на глубине 750 метров казалась черней, чем можно вообразить, - и все же теперь (на глубине около 1000 м) она казалась чернее черного. Казалось, все предстоящие ночи в верхнем мире будут восприниматься только как относительные ступени сумерек. И никогда более не мог я применять слово „черный“ с твердым убеждением» .
И все же современные приемники света - фотоэлектронные умножители - позволяют фиксировать наличие солнечного света и на таких глубинах. Ведь самые чувствительные из этих приемников способны улавливать даже отдельные фотоны!
Расчет показывает, что если в ясный солнечный день опустить такой приемник на глубину 1000 м, то в прозрачных водах (со значением показателя вертикального ослабления?=0,02 м -1) он будет регистрировать попадание примерно одного фотона в секунду.
Солнечный свет проникает и на большие глубины. Глубины 1200 м достигнет лишь один фотон из каждых 10 24 , падающих на поверхность моря; здесь наш приемник фиксировал бы попадание фотона примерно один раз в сутки. На глубине 1500 м - один раз в 300 лет!
Вероятность проникнуть на дно Марианской впадины - самого глубокого места в океане - у фотона солнечного света настолько мала, что вряд ли такое событие произойдет хотя бы один раз за всю историю человечества.
П. Бугер. Оптический трактат о градации света…
В. Биб. На глубине километра. М.-Л., Детгиз. 1937.
Для определения прозрачности воды употребляют простой прием: погружают в воду белый диск (диск Секки) и замечают, на какой глубине он становится невидим. Можно белый диск заменить также электрической лампочкой. Прозрачность колеблется в среднем между 30-50 м. Примеры:
- В Саргассовом море была зарегистрирована прозрачность до 66 м.
- В Средиземном море наибольшая прозрачность наблюдались у берегов Сирии и в Ионическом море — до 50-60 м.
- В Черном море при опыте с лампочкой зафиксирована прозрачность 77 м.
- В Северном море прозрачность всего 20—22 м.
Глубина проникновения света зависит от длины волны. В предельно чистой морской воде при переходе от красного света к синему глубина проникновения видимого света (до полного затухания - 30 дБ, в 1000 раз) растет от 11 до 160 м (постоянная поглощения 0,310—0,021 м -1). Ультрафиолетовые лучи проникают в воду еще глубже. Воздействие ультрафиолета на фотопластинку заметно до глубины максимум 500-1000 м.
Моделирование спектра поглощения воды с помощью прикладной программы SPECTRA показывает, что увеличение глубины проникновения с уменьшением длины волны продолжается в ультрафиолетовых поддиапазонах A (400-320 нм) и B (320-275 нм) с минимумом затухания в поддиапазоне C (275-180 нм). Затем затухание начинает возрастать с резким подъёмом при длине волны около 160 нм. Так, если постоянная поглощения красного света (700 нм) составляет 1,0 м -1 , то соответственно в фиолетовой области спектра (400 нм) — 0,355 м -1 ; в ближнем ультрафиолете (320 нм) — 0,262 м -1 ; при 275 нм - 0,235 м -1 ; при 180 нм — 0,588 м -1 . То есть, в коротковолновом диапазоне глубина проникновения УФ излучения сравнима с таковой для видимого света. [Обратите внимание: цифры в этом абзаце несколько отличаются от приведенных выше, что отражает разброс в опубликованных научных данных.]
Цвет морской воды определяется глубиной проникновения света разной длины волны. Красные и оранжевые лучи спектра поглощаются или по преимуществу поглощаются и на незначительной глубине. Голубые и фиолетовые лучи поглощаются в меньшей степени и потому имеют больше шансов отразиться в обратном направлении, к поверхности. Поэтому вода кажется голубой. При незначительной глубине или низкой прозрачности от дна или взвешенных в воде частиц наряду с голубыми отражаются также красные и оранжевые лучи и вместе дают зеленый цвет. Если глубина совсем небольшая (у кромки берега, в стакане) различия в поглощении света разных цветов не успевают сказаться, и вода выглядит бесцветной.
Примеси, приносимые реками, также влияют на окраску: в Желтом море получается жёлтый цвет из-за выносимого реками лесса. Красное море имеет массу микроорганизмов красноватого цвета около берегов. Иногда вода бывает молочно-белая или черная; последнее случается из-за торфа, выносимого реками. Такие примеси вызывают искажение цвета воды около берега, а вдали от берегов они не оказывают никакого влияния. Также на цвет воды может влиять фосфоресценция микроорганизмов.
Цвет морской воды колеблется между зеленым, голубым и кобальтово-синим (если не принимать во внимание влияние примесей и различий, обусловливаемых цветом неба: в ясную погоду цвет моря более голубой или синий, в пасмурную — серый, свинцовый). Цвет воды зависит от физических ее свойств, но связь здесь не прямая, а косвенная. Замечено, что более соленая и теплая вода имеет более интенсивный голубой цвет, тогда как холодная и менее соленая — более зеленоватый. Поэтому южные моря обычно голубые, а северные — зеленые. Над более глубокими местами цвет голубой, над менее глубокими — зеленый. Чем больше соленость в воде, тем скорее происходит осаждение мелкой мути, и вследствие этого возрастает прозрачность воды (отсюда — более синий цвет).
Вследствие этих причин наиболее сильный голубой цвет должен находиться в области пассатов. В действительности зона эта несколько сдвинута. Наибольшая соленость находится под 30° широты, а зона кобальтово-синего цвета воды лежит между 10 и 30°: в Атлантическом океане (в северном полушарии), и в Индийском (в южном).
Средиземное море синего цвета, Черное море — тоже, но оттенок слабее. Зеленоватого цвета Северное море, зеленого — Балтийское и северная часть Каспийского. У Ньюфаундленда, где сливаются два течения — Лабрадорское и Гольфстрим, ясно видно их различие по цвету: Гольфстрим — нежно голубого цвета, а Лабрадорское — зеленого. У западных берегов Америки (Калифорния, Перу) и Африки (Бенгуэла) проходят холодные течения, оттого вода там более зеленоватого цвета.
Источники:
- Прозрачность и цвет морской воды — сокращенное изложение из книги А.А. Крубер, "Общее землеведение", Москва—Ленинград, 1938
- Cвойства ультрафиолета в воде — на физическом форуме приводятся данные по прозрачности воды в разных ультрафиолетовых поддиапазонах, дается ссылка на программу моделирования непрозрачности воды.
- Попов Н. И., Фёдоров К. Н., Орлов В. М., Морская вода: Справочное руководство. — М.: Наука, 1979. — Данные о поглощении света и ультрафиолета в чистой морской воде.
На большие глубины моря проникает мало солнечных лучей. Это происходит, прежде всего, потому, что не все солнечные лучи проникают в воду. Часть их отражается. При этом, чем ниже стоит солнце над горизонтом, тем больше лучей отражается от поверхности моря.
Известно, что белый свет - свет сложный. Он состоит из различных цветов. Проникая в воду, солнечный луч распадается на свои составные части; при этом лучи разных цветов проникают на различную глубину. Красные лучи полностью поглощаются первыми несколькими десятками метров воды, зелёные почти исчезают на глубине в 100 метров. Только фиолетовые лучи проникают глубже, но и они исчезают на глубине более 1500 метров. Был проведён такой опыт. В море в особом приборе - фотометре была выставлена фотографическая пластинка на глубине в 1700 метров, и, несмотря на трёхчасовую выдержку, пластинка не потемнела. Следовательно, на этой глубине нет даже признаков света.
О том, как много света поглощает вода, могут дать представление следующие цифры: на глубине в 10 сантиметров под поверхностью воды имеется только 80 процентов света, упавшего на поверхность; на глубине в 20 метров света уже остаётся 10 процентов; на глубине 50 метров - всего 1 процент и на глубине 100 метров - только 0,002 процента от света, падающего на поверхность моря.
Распространение водных растений на глубине зависит от проникновения света в воду. Они, как и растения суши, нуждаются в солнечном свете и поэтому на глубине более 200 метров не встречаются.
В океанах и морях наблюдают удивительное явление свечения моря. На суше часто можно видеть различных светляков; это - гусеницы, жуки и др. Но такого массового явления, как свечение моря, на суше не бывает. Иногда море бывает покрыто ровной пеленой молочного света. Свет то усиливается, то ослабевает. Это деятельность некоторых морских бактерий. Гораздо чаще на море можно видеть массу мелких вспышек белого, зелёного или красноватого цвета. Это светятся одноклеточные существа, называемые "ночесветками", Кроме того, в море светятся различные рыбы, раки, медузы и другие животные. Они дают яркие большие вспышки, главным образом, от механического раздражения: от удара волны, от соприкосновения с корпусом корабля и т. п.
Свечение моря представляет красивую картину. Однако во время войны светящиеся организмы могут демаскировать идущий втайне ночью корабль, расставленные мины и т. п. и вызывают законную тревогу моряка.
Чем вызывается изменение цвета воды в Байкале?
Цвет воды в Байкале, как и в море, зависит от присутствия взвешенных в нем частиц, от глубины, состояния неба и характера облачного покрова, высоты стояния солнца и т.д. В открытом Байкале вода обычно синего цвета. Вблизи берегов или в придельтовых участках крупных рек - голубовато-серая либо зеленоватая из-за присутствия в ней частиц желтого цвета или буровато-коричневая за счет цвета речных вод, приносящих коричневые взвешенные илистые частицы или растворенные гуминовые вещества, как, например, в придельтовой части В. Ангары. Зеленоватый цвет воде придают зеленые и диатомовые водоросли, бурый цвет - массовое развитие водорослей бурого цвета в период их цветения, которое бывает обычно весной (часто под ледовым покровом). Цвет воды меняется также тогда, когда солнце скрывается за облаками или вновь появляется в просветах.
Что такое шкала Фореля?
Шкала Фореля - это эталон оттенков желтого, зеленого и голубого цветов. Она служит для визуального определения цвета озерной и морской воды. Цвет воды определяется сравнением с цветом эталонных растворов, запаянных в стеклянных ампулах, на белом фоне диска Секки. Эталонные растворы получают при смешивании в различных пропорциях двух солей: сульфат аммония меди (медный купорос с нашатырным спиртом) и нейтрального хромовокислого калия. В шкале Фореля было 11 ампул с различными эталонами цвета, в шкале, употребляемой в нашей стране - 22 ампулы, и ее называют шкалой цветов воды.
Как измеряется прозрачность воды?
В озерах для приблизительной оценки прозрачности пользуются диском Секки. Это белый металлический диск диаметром 30 сантиметров. Его опускают в воду до тех пор, пока он не скроется из виду. Эта глубина и считается прозрачностью. Впервые прозрачность воды с помощью белой фарфоровой тарелки измерили моряки ВМС США в 1803 г. в Средиземном море. Опущенная тарелка была видна до глубины 44 м. Русский военный моряк О. Коцебу, командир брига «Рюрик», в 1817 г. впервые измерял прозрачность с помощью белых и красных дисков (тарелок) в Тихом океане.
В последние годы для определения прозрачности применяется целый ряд электронных прозрачномеров, которые позволяют определить прозрачность воды на любой глубине, а результаты записать на самопишущих приборах.
Почему в Байкале вода такая прозрачная?
Байкальская вода содержит мало взвешенных веществ и растворенных, включая и растворенное органическое вещество, сильно поглощающее свет, поэтому прозрачность превосходит все озерные водоемы мира и приближается к прозрачности вод океанов.
Где в Байкале самая прозрачная вода?
В районах больших глубин в южной и северной котловинах. В области максимальных глубин в средней котловине воды менее прозрачны. Причем, самая большая прозрачность или самый малый коэффициент ослабления светового потока, не в поверхностных слоях воды, а на глубинах от 250-300 м и до 1000-1200 м.
Эталоном самой высокой прозрачности считалась вода Саргассова моря, находящегося в западной части Северной Атлантики, приближающаяся к прозрачности дистиллированной воды. Здесь диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине - 66,5 м. В последнее время в Тихом океане в море Кука также обнаружены очень прозрачные воды с прозрачностью по диску Секки 67 м. Однако исследования с помощью электронных прозрачномеров показали, что на глубинах 250-1200 м рекордная прозрачность байкальской воды (96%) лишь немного уступает рекордной прозрачности океанических вод (98%).
Почему граница между мутными паводковыми речными водами и озерной водой резко очерчена?
В момент когда температура речных вод выше +4 °С, а воды в Байкале меньше +4 °С, зона контакта этих вод не превышает одного-двух метров даже при шторме. Речная вода, охлаждающаяся в зоне контакта до температуры максимальной плотности, опускается вертикально вниз, образуя резкую границу раздела. При боковом освещении стена мутных паводковых вод видна со стороны прозрачной воды озера до глубины 10-15 м и более.
До какой глубины проникает свет в воду Байкала?
Измерения света с помощью высокочувствительных фотоумножителей, которые считают каждый фотон, показали, что свет от Солнца и Луны доходит до 500 м.
Что такое глубинный рассеивающий слой?
Это слой воды, в котором содержится большое количество живых организмов. В морях в дневное время глубинный рассеивающий слой фиксируют на глубине от 200 до 500 м и более, ночью он поднимается к поверхности. В Байкале также происходит скопление организмов в дневное время на глубинах до 150-200 м, а ночью они поднимаются к поверхности (суточные вертикальные миграции). При поисках косяков рыбы с помощью эхолота с фишлупой явно вырисовывались рассеивающие слои на глубинах 50-150 м. Вероятно, это скопление планктонных рачков и, возможно, промысловых пелагических рыб - омуля и бычка-желтокрылки, а, возможно, и молодых голомянок.
Почему подводные объекты кажутся аквалангистам более крупными, чем они есть на самом деле?
Аквалангистам, пользующимся маской с плоским стеклом, подводные объекты кажутся увеличенными примерно на 30 %. Это вызвано различием коэффициентов преломлениях света в воде и в воздухе, заключенном в маске. Аквалангист к этому привыкает и бессознательно вводит соответствующую поправку. Однако при подводной фотографии возникают серьезные трудности. Для того, чтобы устранить искажение объекта, стекла в подводных фотобоксах делают изогнутыми. Специальным подбором кривизны стекла можно добиться того, что искажения будут минимальными.
Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?
Она формирует погоду и климат котловины, обеспечивает фотосинтез и регулирует его скорость у водных растительных организмов, которые являются прямым или косвенным источником пищи для всех водных животных. Солнечная радиация влияет на размножение, поведение и миграции водных животных, дает им возможность видеть под водой и т.д.
Какая часть солнечной радиации проникает в воду Байкала?
Более 60% солнечной энергии поглощается в верхнем метровом слое воды, а более 80% — в верхних 10 метрах. На глубине 50 м интенсивность света составляет лишь 5 % освещенности на поверхности. В прибрежных и мутных водах поглощение значительно сильнее. Глубже всего проникает излучение как раз тех длин волн, которые нужны растениям для фотосинтеза.
Какие факторы определяют глубину проникновения в водную толщу солнечного света?
Важнейшим фактором является мутность, то есть количество взвешенных в воде твердых частей неорганического и органического происхождения, включая осадочный материал, фито- и зоопланктон и микроорганизмы. Большое значение имеет и высота солнца над горизонтом: глубже всего свет проникает в полдень.
Очень заметно влияют загрязнения, особенно нефтепродуктами. Нефтяная пленка на поверхности воды в десятки и сотни раз ослабляют интенсивность проникающего в водную толщу света.
Как изменяется спектральный состав проникающего в воду света?
Спектральный состав проникающего света зависит от чистоты и прозрачности воды. В поверхностных слоях задерживается длинноволновая радиация, глубже всего проникает коротковолновая радиация, поэтому в подводном пространстве, в первую очередь, исчезают тепловые инфракрасные, красные, оранжевые лучи. Наиболее глубоко проникают синие, фиолетовые и ультрафиолетовые излучения. При наличии взвешенных частиц происходит рассеивание света и снижается его глубина проникновения в толщу воды. Но даже тонкая корочка льда толщиной 1-2 мм на воде практически полностью задерживает все тепловые лучи. Это играет очень большую роль для нагревания воды подо льдом. Вода под ледяным покровом в Байкале прогревается до 1 °С и выше за счет задержки излучения из воды длинноволновой радиации, что ускоряет разрушения льда снизу.
В Байкале глубина проникновения света определяется интенсивностью развития зоо- и фитопланктона и количеством взвешенных частиц. В приустьевых участках крупных рек глубина проникновения света снижается из-за большого количества взвешенных частиц, выносимых реками.
Что такое эвфотическая зона?
Верхний слой воды в водоеме, куда проникает достаточное количество света, необходимого для фотосинтеза и размножения водорослей. В ее пределах фотосинтез ограничен наличием питательных веществ. При благоприятных условиях биомасса фитопланктона может увеличиться за сутки в два-три раза. Если предположить, что в эвфотической зоне утилизируется 99 % входящего в воду солнечного излучения, то на Байкале, где толщина фотиче-ской зоны в 2,8 раза больше прозрачности по диску Секки, ее максимальная толщина составляет 112 м.
Какова плотность байкальской воды?
Ее минерализация ничтожна (примерно 0,1 г/л) и плотность близка к плотности дистиллированной воды, равной 1 кг/дм3 при температуре +4 °С. Среднегодовая температура воды в озере около +4 °С, то есть близка к температуре максимальной плотности пресной воды. Плотность воды на дне Байкала в районе максимальных глубин на 0,80 % больше, чем на поверхности озера.
Зачем лимнологам нужны исследования плотности воды?
Знание вертикального распределения плотности воды в озере, как и в морских водоемах, позволяет рассчитывать направление и скорость течений. Оно также необходимо для определения устойчивости водной массы. Если более плотная вода лежит выше менее плотной, то совершенно естественно происходит перемешивание водных масс. Это особенно важно учитывать при прогнозировании состояния озер с разной концентрацией солей, биогенных элементов и органических веществ.
Сжимаема ли озерная вода?
Пресная вода, как и морская, практически несжимаема (коэффициент сжимаемости составляет всего 0,000046 на 1 бар при нормальных условиях). Под действием давления молекулы воды несколько сближаются друг с другом, вследствие чего ее плотность немного увеличивается. Если бы вода была абсолютно несжимаемой, то уровень воды в Байкале был бы на 4,5 м выше.
С какой скоростью распространяется звук в воде?
Скорость звука в воде зависит от температуры, солености и давления. При температуре 25 °С, например, она равна 1496 м/с. В морской воде звук распространяется в 4,5 раза быстрее, чем в воздухе. С повышением любого из упомянутых факторов (температуры, солености, давления) скорость звука в воде возрастает. При действии всех причин в среднем скорость распространения звука в пресной воде при температуре 4 °С - 1421,55 м/с, а в морской при солености
35 %о - 1466,7м/с.
На какое расстояние может распространяться звук в воде?
Сведений об исследованиях подобного рода в пресной воде нет. В океанах звуковые колебания, возникшие при подводном взрыве, произведенном исследовательским судном Колумбийского университета «Вема» в 1960 г., были зарегистрированы на расстоянии 12 тыс. миль. В подводном звуковом канале у побережья Австралии была взорвана глубинная бомба, и примерно через 144 минуты звуковые колебания достигли Бермудских островов, то есть почти противоположной точки земного шара.
Что такое звуковой канал?
На некоторой глубине под поверхностью воды находится слой, в которой звук распространяется с наименьшей потерей энергии. Выше этой глубины скорость звука увеличивается из-за повышения температуры, а ниже увеличивается из-за повышения с глубиной гидростатического давления. Этот слой представляет собой своеобразный подводный звуковой канал. Звуковая волна, или луч, отклонившийся от оси канала вверх или вниз вследствие рефракции, стремится вернуться в канал. Возбуждаемые в канале волны, таким образом, не могут из него выйти. Попав в такой канал, звук может пройти тысячи миль. Звуковой канал используется для сверхдальней подводной связи. Есть предположение биологов, что крупные водные млекопитающие (киты) используют этот канал для связи со своими сородичами, находящимися на далеком расстоянии друг от друга. Не исключено, что байкальская нерпа, а, может быть, и рыбы в озере поддерживают связь, используя такой канал. В открытом Байкале при температурах воды свыше 4 °С возникает звуковой канал, который по мере прогрева поверхностных вод заглубляется до 200 м. При наличии льда образуется приповерхностный звуковой канал. Характеристики звуковых каналов на Байкале мало отличаются от океанических.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу