На каком материке находится джунгли. Экваториальные леса, тропические дождевые леса, гилея, сельва, джунгли, экспедиции в джунгли
1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?
Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:
1. Удаленность территории от энергетических источников.
2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.
3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.
2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?
Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).
Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.
3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?
Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.
4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?
Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.
5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?
Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.
6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:
а) пустынных и полупустынных территорий
б) арктических и субарктических
в) предгорных и горных
г) сведения лесных массивов
д) Мирового океана (в том числе в пределах России).
1) строительство городов в странах Персидского залива
2) город Мурманск - крупнейший город за пределами полярного круга, Норильск
3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия
4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна
5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).
7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…
Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.
8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.
«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.
§ 45. Сохранение мира на Земле
§ 46. Экологическая проблема
§ 47. Демографическая проблема
§ 48. Продовольственная проблема
§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы
§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран
§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем
Приложения
Предисловие
Мир, в котором мы живем, меняется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обостряются экологические, энергетические, сырьевые проблемы, переплетаются экономические и культурные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиарда человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди становятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Западная Европа, где в недалеком будущем «пограничные столбы» окажутся ненужными и станут играть лишь символическую роль.
Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Советского Союза, Чехословакии, Югославии показал не только всю шаткость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государственных образований. Именно государства формируют облик современного человечества, представляющего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчезают. История одних народов (китайцев, греков, египтян) насчитывает
тысячелетия, другие народы (финикийцы, карфагеняне, гунны, скифы, половцы) давно ушли в небытие, третьи – формируются буквально на наших глазах. Ясное представление о современных странах и народах должен иметь каждый образованный человек.
Любая страна, любой народ вносит свой вклад в мировую экономику, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов питания. Япония создала весьма эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыночной экономики.
Социально-экономическая география мира – школьный предмет, способный дать современное видение целостного и неделимого мира, представление о его природе, странах и народах, о мировой экономике, понимание актуальных глобальных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее
более развитым или крупным странам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япония, Китай, Индия, регионы Африки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и народах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.
Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явление, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к социальным наукам.
Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хорошо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам внимательно ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Приглашение к дискуссии») вопросы и задания. Приступая к изучению курса экономической и социальной географии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государстве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд суверенных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Балтии, Закавказья, Средней Азии. Никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружающий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля
§ 1. От древности до наших дней
Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?
Земля – место обитания человека. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее трети (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания человека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность мозга и т. д. Наконец, третий главный источник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Первые шаги в освоении планеты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой? Перелистаем лишь немногие страницы прошлого, чтобы увидеть, как происходило освоение человеком Земли.
Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя революция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслуживания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т. д.).
Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и процесс освоения человеком планеты Земля.
На протяжении истории человечества характер его связей с природной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность человека, которая заключалась в собирательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной обстановке, а не видоизменяла ее (рис. 1).
Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологическими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяжения для первобытных людей. Постепенный переход человечества от такого хозяйства, получившего название присваивающего, к производящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметному усилению воздействия человека на природу (рис. 2).
Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилизаций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.
Рис. 1. Чем характеризуются
взаимоотношения человека
и природной среды на этом рисунке?
Население мира в древние времена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков миллионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих районах планеты никогда не ступала нога человека.
Шли века, тысячелетия. В Средневековье произошло новое расширение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением металлических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земледелия уменьшалась площадь лесов.
Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно редко выходили за допустимые пределы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органические удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсивным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.
Освоенное человеком пространство в Средние века не шло ни в какое сравнение с картиной современного мира: выделялись лишь сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Австралии были вообще слабо освоены и редко заселены.
Стремительное расширение границ Ойкумены. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистических отношений существенно раздвинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяйственный оборот открытых и частично еще не обжитых земель в Америке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерландами, Францией были созданы целые колониальные империи, раскинувшиеся в обоих полушариях.
Современный этапНТР | коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» | С середины XXвека | |
Промышленная революция | быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду | 300 лет назад | |
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов | Средние века | ||
Сельскохозяйственная – революция | переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов | 6–8 тыс. летназад | |
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее | Около 30 тыс. лет назад |
Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду
Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалостно истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Южную Америку. По мере развития фабрично-заводской промышленности масштабы воздействия человека на окружающую среду росли. К прежним формам такого воздействия прибавились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилизацию, вел к прогрессирующему ухудшению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обществом и природной средой произошли во второй половине XX столетия с приходом современной НТР. На географической карте практически уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятельности человека (техногенные частицы, сложные химические соединения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность природных систем к самоочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: перед человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком будущем. Цивилизации прошлого также испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение планеты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказались тесно переплетены.
Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Землю с большим плотом: «Все мы сидим на одном плоту… Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1.
Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотношениях человека и природной среды?
§ 2. Современные масштабы освоения планеты
Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармоничные основы взаимодействия общества и природы?
Освоение необжитых территорий. Хотя в сферу жизнедеятельности человека вовлечена уже практически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).
Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с крайне неблагоприятными для организма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в размещении производительных сил мира стало в последние десятилетия освоение пустынных и полупустынных территорий в странах Азии, Африки, Америки, Австралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к освоению таких территорий кроме высокоиндустриальных стран приступили сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пустынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышленные предприятия, ведется жилищное строительство, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приобрело хозяйственное строительство в экстремальных условиях северных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная заболоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хозяйственным наступлением на Север ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бассейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются
апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полуострова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Якутии и т. д. Современная горно-добывающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, платина) и на Канадском Севере (железная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с освоением человеком горных территорий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются склоны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без создания специальной сельскохозяйственной техники, способной эффективно работать в горных условиях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.
Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, создаются предприятия, строятся дороги.
В орбиту экономической деятельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Водные просторы самым непосредственным образом включаются в хозяйственную
Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирового океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшого рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые зоны Земли гигантских антарктических айсбергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антарктики, так же как и самого южнополярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдаленной перспективе.
Расширение территориальных рамок мировой экономики в немалой степени было обязано и росту военной промышленности. Создание принципиально новых видов вооружения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных полигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает законный вопрос: а сможет ли наша планета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходимым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем говорит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно представить себе, что эти земли будут когда-либо полностью заселены. К этому следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требования, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетворить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано сохранить окружающую среду. Такое отношение к природе, которое можно назвать рациональным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпаемой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономики, т. е. не столько «вширь» – путем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических районов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии.
Подобную природоохранную систему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей планеты, предела которому не существует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы, переход к замкнутой экономической системе, т. е. к непрерывному кругообороту веществ в процессе производства.
В современном мире все еще часто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающийся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используемых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утилизируется лишь 1–2% массы исходного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.
Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявляется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и более. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.
Итак, освоение планеты – сложный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются экономические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития экономики за счет освоения новых пространств и новых источников природных ресурсов заканчивается. Впереди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отношении к природе.
Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких культурах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о масштабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые природными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установления его новых взаимоотношений с природой?
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
I. Приглашение
1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?
2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществление таких грандиозных проектов, как: а) строительство плотины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в районе озера Чад; г) переброска стока северных рек России на юг?
3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природных ресурсов Американского Севера США и Канада широко используют вахтовый метод, т. е. рабочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы считаете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, строить новые города в экстремальных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее развивать уже обжитые территории?
4. Насколько корректно говорить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вложить?
5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использовал термин «образованное варварство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это понятие?
II. Темы для рефератов
1. Особенности взаимоотношения человека и природной среды в древности.
2. Последствия резких изменений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.
3. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
II. Природные ресурсы
Если бы ты мог облететь вокруг земного шара над экватором, то увидел бы необозримые зелёные пространства, прорезанные извилистыми голубыми лентами рек Амазонки, Конго, Инда и Ганга и тысячами их притоков. Это самые могучие и пышные леса земного шара - джунгли.
Попробуй подсчитать, сколько пород деревьев видел ты в лесах, где бывал. Наверное, не больше 20-25. А в джунглях их больше трёх тысяч. В глубь джунглей можно попасть только на лодке. Река кишит крокодилами. Над водой, словно зелёный туннель,- заросли кустарника, мощные стволы фикусов, и других тропических гигантов. С этого сплошного свода свисают толстые зелёные канаты . И даже днём здесь полумрак.
Каких только чудес не увидишь в джунглях! На островах Суматра и Ява встретишь огромный, с обеденный стол, красноватый цветок без стебля, присосавшийся к лиане. Это раффлезия, весит она 6 кг. А в Индии растёт , на нём огромные зелёные плоды.
В джунглях Южной Америки ты найдёшь самые красивые в мире цветы - . Они висят на деревьях, и тонкие нити их корней впитывают влагу прямо из воздуха.
В тяжёлом, влажном воздухе, насыщенном испарениями болот, гниющих растений, носятся тучи тропических комаров- москитов. Если ты проведёшь здесь несколько часов, твоя одежда и вещи пропитаются влагой. Ведь почти каждый день ливни приносят столько воды, сколько за целый год не прольётся там, где ты живёшь. Непрерывно падает лист за листом - деревья постепенно, круглый год, меняют листву.
Днём здесь тишина. Зато когда стемнеет, обитатели джунглей выходят на охоту. Крики обезьян, рычание тигра и стон его жертвы, вой шакалов и гиен, шипение и свист тысяч змей, трубный глас слонов не дадут заснуть тому, кого застала здесь ночь.
По-своему причудлив и разнообразен мир американских джунглей. Здесь охотятся хищные пумы и ягуары, анаконда - одиннадцатиметровый , покрытые толстым панцирем, слизывающие своим липким языком по нескольку тысяч муравьёв сразу. Мелькают попугаи всех расцветок, порхает самая маленькая и яркая в мире птичка - , питающаяся цветочным соком.
А на берегах рек Конго и Замбези в Африке путешественники встретят носорогов и жирафов. Увидят высокие, намного выше человека, остроконечные башни, которые возвели удивительные насекомые- , крепких челюстей которых боятся даже львы и слоны.
В джунглях живут многочисленные племена, которые умеют избегать опасностей, подстерегающих здесь человека. А первым исследователям джунглей пришлось очень трудно, немало отважных погибло от тропической лихорадки, от укусов африканской мухи цеце, которые вызывают страшную сонную болезнь. И вместе с тем джунгли подарили людям много сокровищ - кофе и какао, хину и каучук, необычайно красивую цветную древесину- сандаловую и эбеновую. А сколько ещё неизведанных богатств таят джунгли!
Тропические леса - джунгли - расположены в поясе, называемом тропиками, в полосе, протянувшейся вдоль экватора, в местах с жарким и влажным климатом. Эти леса дают приют почти половине из десяти миллионов существующих на Земле видов животных и растений, а некоторые участки джунглей - самые древние места на нашей планете. Тропические леса имеются в Южной и Центральной Америке, в Африке, отдельных частях Юго-Восточной Азии и в Австралии. Каждый тропический лес имеет свои особенности. Некоторые виды животных и растений могут встречаться только в одном определенном месте джунглей. Например, лемуры, близкие родственники обезьян, обитают исключительно в джунглях острова Мадагаскар.
Слои джунглей
В джунглях растут миллионы деревьев. Здесь почти каждый день выпадает дождь, поэтому травы и деревья растут в джунглях быстро, пышно и достигают огромных размеров. Самые высокие деревья джунглей называются эмергентами. Под ними расстилается свод, образованный густыми кронами меньших по высоте деревьев. Здесь обитают бесчисленные виды и количества насекомых, птиц, рептилий, амфибий и почти половина млекопитающих, живущих в джунглях.
Участок между древесным сводом и поверхностью земли называется нижним ярусом джунглей. Здесь, под нависающими ветвями, покрытыми густой листвой, всегда темнее, прохладнее и суше. Ведь для того, чтобы пробиться сквозь густую листву и достичь земли, потокам дождя требуется целых десять минут. В нижнем ярусе джунглей обитают все виды животных, включая муравьедов, лемуров и древесных кенгуру. Земля тропического леса кишит мелкими насекомыми, но водятся здесь и большие животные, например, лесные слоны. Многие животные, обитающие здесь, ведут ночной образ жизни и выходят на охоту только с наступлением сумерек.
Съедобные и лекарственные растения
В джунглях растут миллионы деревьев и кустарников. Свыше 80 процентов полезных и съедобных для человека растений пришли к нам именно отсюда, из тропических лесов. Среди них достаточно будет назвать кофейные бобы и бобы какао, из которых делают шоколад, бананы, ананасы, ваниль, арахис, картофель, перец и сахарный тростник. В одних только джунглях Амазонки можно насчитать не менее 3 000 видов плодовых и фруктовых деревьев. Мы выращиваем себе в пищу только 200 из них, в то время как местные жители используют целых 2 000.
Многие растения джунглей обладают целебными свойствами. Четверть медикаментов, изготовляемых во всем мире, содержит в себе лекарственные растения из тропических лесов, и это при том, что учеными исследован всего один процент растений, встречающихся в джунглях. Многие виды тропических растений относятся к исчезающим. Так, например, розовый барвинок с острова Мадагаскар, что расположен возле побережья Африки, с успехом применяется при лечении рака крови, или лейкемии, но, к сожалению, это растение находится на грани вымирания.
Под сводом джунглей обитают все виды животных - птицы, обезьяны, змеи, бабочки и древесные лягушки, и всем им хватает здесь и места, и пищи. Гигантские растения - лианы тянутся от дерева к дереву, оплетая их своими кольцами, давим приют птицам и бабочкам, собирающим нектар и цветочную пыльцу пышных орхидей.
Джунгли в опасности
Тропические леса играют очень важную роль в жизни нашей планеты. Там, где исчезают джунгли, меняется климат - начинает выпадать меньше дождей, уменьшается количество растений, а если пройдет тропический ливень, вода будет заболачивать почву, потому что ее перестанут впитывать корни деревьев. Кроме того, тропические леса забирают из атмосферы углекислый газ, предотвращая тем самым глобальное потепление, или, как еще называют, парниковый эффект. Однако тропические леса находятся под угрозой исчезновения. Если в 1950 году джунглями было покрыто 14 процентов поверхности Земли, то сейчас - всего 6 процентов. Их вырубают из-за древесины и для того, чтобы расчистить землю под поля и фермы. Особенно бурно джунгли уничтожаются в бедных странах со слаборазвитой экономикой. Ученые утверждают, что ежедневно с лица Земли исчезают около 137 видов растений, насекомых и животных, обитающих в джунглях. В год это составляет до 50 000 видов. Если этот процесс не остановить, джунгли полностью исчезнут с лица Земли к 2040 году.
В тропических лесах живет немало людей. Некоторые из них, например племя яномато из лесов Амазонки, протянувшихся по территории Бразилии и южной Венесуэлы, обитают в своих деревнях, построенных под сводом джунглей, уже сотни, а может быть, и тысячи лет. Многие из этих племен постепенно вымирают от болезней, которые заносят сюда пришельцы, или от того, что их земли захватываются государством, вытесняющим аборигенов с насиженных мест. Если вымрут племена, обитающие в джунглях, вместе с ними погибнут знания о растениях и животных тропических лесов, накопленные местными жителями за сотни и тысячи лет.
Болотистым рощам Индостана и дельты реки Ганг .
Распространение
Джунгли характерны для муссонных областей тропиков .
Самые большие джунгли существуют в бассейне реки Амазонки (дождевые леса Амазонии), в Никарагуа , в южной части полуострова Юкатан (Гватемала , Белиз), в большей части Центральной Америки (где они называются «сельва »), в экваториальной Африке от Камеруна до Демократической Республики Конго , во многих районах Юго-Восточной Азии от Мьянмы до Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи , в австралийском штате Квинсленд .
Общая характеристика
Для джунглей характерны:
- непрерывная вегетация растительности в течение года;
- разнообразие флоры, преобладание двудольных ;
- наличие 4-5 древесных ярусов, отсутствие кустарников, большое количество эпифитов , эпифаллов и лиан ;
- преобладание вечнозелёных деревьев с крупными вечнозелёными листьями, слабо развитой корой, почками, не защищёнными почечными чешуями, в муссонных лесах - листопадные деревья;
- образование цветков, а затем плодов непосредственно на стволах и толстых ветвях (каулифлория).
Флора
Деревья в джунглях имеют несколько общих характеристик, которые не наблюдаются у растений менее влажных климатов.
Основание ствола у многих видов имеет широкие, дровянистые выступы. Ранее предполагалось, что эти выступы помогают дереву удерживать равновесие, сейчас же считают, что по этим выступам вода с растворёнными питательными веществами стекает к корням дерева. Широкие листья также являются обычным делом у деревьев, кустарников и трав нижних ярусов леса. Высокие молодые деревья, ещё не достигшие верхнего яруса, также имеют более широкую листву, которая затем уменьшается с высотой. Широкие листья помогают растениям лучше усваивать солнечный свет под кромками деревьев леса, и они сверху защищены от воздействия ветра. Листья верхнего яруса, образующие навес, обычно меньше размером и сильно изрезаны, чтобы уменьшить давление ветра. На нижних этажах листья часто сужены на концах так, что это способствует быстрому стеканию воды и препятствует размножению на них микробов, плесени и мха, разрушающих листья.
Верхушки деревьев часто очень хорошо связаны между собой с помощью лиан либо растений - эпифитов , закрепляющихся на них.
Другими характеристиками джунглей могут служить необычайно тонкая (1-2 мм) кора деревьев, иногда покрытая острыми шипами либо колючками; наличие цветов и фруктов, растущих прямо на стволах деревьев; большое разнообразие сочных фруктов, привлекающих птиц , млекопитающих и даже рыб , питающихся распылёнными частицами.
Фауна
Проверить информацию. |
Вопреки расхожему мнению, джунгли не являются крупными потребителями углекислого газа и, как и другие сложившиеся леса, нейтральны к углекислому газу . Недавние исследования показывают, что большинство дождевых лесов наоборот вырабатывают углекислый газ. Тем не менее, эти леса играют значительную роль в обороте углекислого газа, поскольку являются его устоявшимися бассейнами, и вырубка таких лесов ведёт к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере Земли. Джунгли также играют роль в охлаждении воздуха, который проходит через них. Поэтому джунгли - одна из важнейших экосистем планеты, уничтожение джунглей приводит к эрозии почвы, сокращению видов флоры и фауны, смещениям экологического баланса на больших территориях и на планете в целом.
См. также
Напишите отзыв о статье "Джунгли"
Примечания
Литература
- М. Б. Горнунг. Постоянновлажные тропики. М., «Мысль», 1984.
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Джунгли
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…