Комплексная работа 4 о компьютерных играх. Тест по окружающему миру
Итоговая проверочная работа для 4 класса
Комплексная итоговая работа на межпредметной основе, 4 класс
Выполнила:
Ищенко Ирина Николаевна,
Учителя начальных классов
Хакасия г. Черногорск, МБОУ «Лицей»
__________________ _______________________________________
Хакасия – это земля где я родился и живу.
Здесь есть все: необычайно красивая природа, чистейший воздух, ощущение легкости и свободы. Этот край похож на сказочное государство. Описывать все красоты Хакасии можно часами…ее нужно увидеть!
Особую ценность в Хакасии представляют кедровые леса. Кедр – это символ долголетия, здоровья, силы и мощи. Могучей стеной стоят кедры-великаны, оберегая покой природы. А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.
Многие задают вопрос: "Откуда в лесу саженцы кедра, кто их там сеял?".
Это отдельная история, о которой следует рассказать.
Когда созревают кедровые шишки и спелыми падают на землю, то
удивительная птица кедровка начинает "сеять" кедровые орешки. Она
ловко добывает их клювом из самых спелых шишек и летит с ними по лесу. Найдя подходящее место, разгребает лесную подстилку и зарывает в неё драгоценные орешки поближе к земле, а затем летит за новой партией. И так - целый день. Весь световой день без перерыва: снуёт туда-сюда без устали, сажая кедровые леса.
Весной там, где кедровка "посеяла" орешки, появляются всходы кедра дружной «семейкой». Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка. И мы должны быть благодарны ей за то, что она сохраняет и умножает богатство Хакасии.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.
Чтение
Базовый уровень
Задание 1.
Задание 2.
описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.
Задание 3
Повышенный уровень
Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту
Кто____________________________________?
Что____________________________________?
Когда___________________________________?
Русский язык
Базовый уровень
Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.
Слово
Часть речи
А
______________________
рядом
______________________
тянут
______________________
к
______________________
солнцу
______________________
свои
______________________
нежные
______________________
хвоинки
______________________
молодые
______________________
деревья
______________________
Задание 7.
Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные * и запиши их транскрипцию.
Задание 9. ¬ ˆ ˆ Запиши его. ____________________
Задание 10. огромной и запиши его.
__________________________________
Повышенный уровень
Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса. ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Кедровка в посадке кедрового леса выполняет _____________ действий
Математика
Задание 12
Задание13.
Задание 14.
Задание 15. .
Х:80=120:2 А К
(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ Х
1810 *50 *20 А ⅖ мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С
Повышенный уровень
Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел. Все четыре буквы а
1а + 2а +3а = 7а
Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Выбери и отметь правильный ответ.
А) кислород Б) углекислый газ В) азот
Задание 18. Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ. Допиши пищевую цепочку.
ястреб---кедровка ---_____________
Повышенный уровень
Задание 19.
Коды правильных ответов
Чтение
Базовый уровень
Задание 1. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.
Задание 2. Подумай, к какому типу относится рассказ, подчеркни правильный ответ.
описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.
Задание 3 . Найди в тексте ответ на вопрос «Откуда в лесу появляются саженцы кедра?» и подчеркни это предложение.
Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка.
Повышенный уровень
Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.
Кто посеял саженцы кедра?
Что представляет особую ценность в Хакасии ?
Когда появляются всходы кедра ?
Русский язык
Базовый уровень
Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь.
А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.
Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.( что обозначает на какие вопросы отвечает )
Слово
Часть речи
А
союз
рядом
наречие
тянут
глагол
к
предлог
солнцу
существительное
свои
местоимение
нежные
прилагательное
хвоинки
существительное
молодые
прилагательное
деревья
существительное
Задание 7. Выдели графически все изученные орфограммы в словах этого предложения.
А ряд ом тянут к со л нцу св о и нежн ые хв о инк и м о л о д ые д е рев ь я .
Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные *. Запиши транскрипцию этих слов.
[здаров"й"а] здоровья*, [сажын цы] саженцы*
Задание 9. Найди в 4 абзаце слово к схеме: ¬ ˆ ˆ Запиши его. (посадила)
Задание 10. Найди в тексте синоним к слову огромной и запиши его.
____ огромной - могучей
Повышенный уровень
Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса.
Добывает, летит, разгребает, зарывает.
Кедровка в посадке кедрового леса выполняет 4 действий.
Математика
Задание 12 . Известно, что 1 га кедрового леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га кедрового леса за сутки? (ответ: 85кг 920 г)
Задание13. Саяно-Шушенский заповедник основан в 1976 году. Сколько лет заповеднику? В каком году ему исполниться 50 лет? (ответ: 37 лет, 2026 год)
Задание 14. Лиственница живёт 500 лет, это на 250 лет больше, чем живет кедр. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась делением и реши её. (Во сколько раз кедр живёт меньше, чем лиственница?) 500:250=2(раза)
Задание 15. Найди значения и расшифруй слово . Поставь ответы в порядке убывания.
Х:80=120:2 А 8ч 15мин – 2ч 45 мин +120 сек=…сек К
(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ А
1810 *50 *20 Х ⅖ мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С
1810000
399600
19920
4800
32
24
0
Х
А
К
А
С
И
Я
Повышенный уровень
Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел: 1а + 2а +3а = 7а. Все четыре буквы а означают одну и ту же цифру.
(ответ: 5)
Окружающий мир
Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Назови его и запиши.
(ответ: кислород)
Задание 18 . Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ___________________________________________________
___________________________________________________________________
Допиши пищевую цепочку.
ястреб---кедровка --- (орешки)
(ответ: лес)
Повышенный уровень
Задание 19. Запиши любые три признака, по которым кедр можно отнести к хвойным деревьям.
(ответ: смола, хвоя, семена в шишках)
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
и основные результаты их выполнения.
№задания
Объект оценки
Уровень сложности задания
Тип задания
Максимальный балл
Чтение,
навыки чтения
Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом
В баллах не оценивается
Чтение
Умение озаглавливать текст, передавая в названии главную мысль.
Базовый
КО
Чтение
Умение классифицировать тексты
Базовый
ВО
Чтение
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос
Базовый
КО
Чтение
Умение задавать вопросы по содержанию текста
Повышенный
РО
Русский язык
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение
Базовый
КО
Русский язык
Первичное умение определять части речи
Базовый
РО
Русский язык
Умение определять места орфограмм в словах
Базовый
РО
Русский язык
Умение соотносить звук с буквой
Базовый
КО
Русский язык
Умение различать морфемы в словах
Базовый
КО
Русский язык
Умение подбирать синонимы к словам
Базовый
КО
Русский язык
Умение работать с текстом, для выделения необходимой ин- формации
Повышенный
КО
Математика
Умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий
Базовый
РО
Математика
Умение применять полученные знания для решения практической задачи
Базовый
РО
Математика
Умение решать задачи в косвенной форме на уменьшение числа в несколько раз
Базовый
КО
Математика
Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления с натуральными и именованными числами
Базовый
РО
Математика
Умение выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов
Повышенный
КО
Окружающий мир
Соотносить изученные предметные объекты и явления с их описаниями и характерными свойствами
Базовый
ВО
Окружающий мир
Умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации
Базовый
РО
Окружающий мир
Умение определять существенные признаки объекта природы
Повышенный
КО
Аннотация комплексной работы
Класс
4 класс
УМК
Школа 2100
Вид КР
Итоговая
Время проведения работы
1 час
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается:
1 балл – указан только верный ответ
2 балла – указан верный ответ и дано обоснование
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается:
2 балла – указан только верный ответ и дано обоснование
1 балл – приведён частичный ответ
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует
Комплексные контрольные работы
4 класс
Прочитай текст.
Заяц-русак относится к крупным зайцам. Длина его тела 57 – 68 см; масса – 4-6 кг, редко – до 7 кг. Самые крупные особи встречаются на севере. Телосложение у них хрупкое. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза красновато-коричневые. Задние конечности длиннее, чем у беляка, но лапы короче и уже (длина ступни 13, 6 – 18, 5 см), поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый.
Продолжительность жизни русаков 6-7 лет (в исключительных случаях доживали до 10-12 лет), однако большая часть зверьков живёт не более 4-5 лет.
Как и у всех зайцев, линька у русаков проходит весной и осенью. Весенняя линька обычно начинается во второй половине марта и длится 75-80 дней, заканчиваясь к середине мая. Наиболее бурно она протекает в апреле, когда шерсть выпадает клочьями. Осенью летние волосы постепенно выпадают, и им на смену подрастает густой и пышный зимний мех.
Основные его местообитания в лесной зоне – открытые места: роля, луга, опушки, обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко. Более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. Особенно любимы русаком участки, где сельскохозяйственные угодья чередуются с небольшими перелесками, зарослями кустарников и сетью оврагов и балок.
Активны русаки преимущественно в сумеречные и ночные часы. Наибольшая активность приходится на первую половину ночи и на предутренние часы. За одну жировку русак проходит до нескольких километров; звери, живущие на открытых участках, обычно проходят больше, чем селящиеся у лесных опушек и в кустарнике. При неблагоприятных условиях русак может по несколько дней не выходить на жировку. Лёжка русака в летнее время – это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста, поваленного дерева или куртины высокой травы. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Расположение убежищ русака зависит от времени года и погодных условий. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах; в дождливую погоду русак держится по более сухим возвышенностям, а в сухую, напротив, в низинах. Зимой лёжка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м. часто русаки залегают осенью и зимой в стогах, у строений на окраинах населённых пунктов.
Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. На коротком расстоянии способен развить скорость до 60 км/ч по прямой. Путает следы. Неплохо умеет плавать.
Как и все зайцы, русаки – тихие звери; только будучи пойманными или ранеными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны. Другой вид коммуникации – перестук лапами, похожий на стук в барабан.
В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен – различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Может вредить озимым посевам, садам и питомникам. За одну ночь заяц может обглодать 15 фруктовых деревьев. Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.
Количество зайчат в выводке колеблется от 1 до 9. На величину выводка влияют многие условия. Зимние, ранневесенние и осенние выводки меньше летних – в них по 1-2 зайчонка. Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80 – 150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже – до 1 раза в 4 дня. К 2 неделям они достигают веса 300 – 400 г и уже активно едят траву, а в 3 – 4 недели становятся самостоятельными. (648 слов.)
Вариант 1
В) Сказки
А) 1
Б) 3
В) 5
Г) 6
Д) 9
3. В тексте несколько раз сравнивают зайца –русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.
А) 1, 6, 8
Б) 1, 6, 9
В) 1, 5, 7
4. Какой звук издают пойманные русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составь и запиши план первой части (первый – пятый абзацы) текста.
4)__________________________________________________________________________________
Русский язык
В каком словосочетании допущена ошибка в глаголе настоящего времени? Выбери правильный ответ.
А) Количество колеблется
Б) зайчата рождаются
В) линька длится
Докажи, что ты прав.
Выпиши из восьмого абзаца первое предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни главные члены предложения, укажи части речи, которыми они выражены.
Найди в тексте и выпиши глагол настоящего времени I спряжения.
___________________________________________________________________________________
1) Спиши предложение.
Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Дополнением
Б) определением
В) обстоятельством
5. Выпиши из пятого абзаца два словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., П.п.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
Найди в первом абзаце длину тела русака. Запиши наибольшую величину. Вырази её в дм и см. ________________________________________________________________________
Наименьшую длину зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.
Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?
Перечитай восьмой абзац. Запиши ответ.____________________________
Сколько фруктовых деревьев повредят 2 зайца за неделю? Запиши ответ.
Запиши скорость бега зайца. _________________________Перечитай шестой абзац. Какое расстояние пробежит заяц-русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.
А) 120 км
Б) 102 км
В) 12 км
В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.
А) 230 г
Б) 250 г
В) 240 г
Окружающий мир
А) В глубине хвойных массивов
Б) поля, луга
В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками.
А) Всеядные
Б) растительноядные
В) хищники
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Чем питается заяц – русак зимой? Запиши ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.
1)__________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________
Ответы
4 класс
Вариант 1
Литературное чтение
1.б).
2. в).
3. а).
4. Пойманные зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.
5. План.
1) Описание зайца.
2) Продолжительность его жизни.
3) Линька.
4) Обитание.
5) Убежище русака.
Русский язык
2. В летнее время русак ( сущ. ) питается ( гл.) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.
3. Питается (или обитает).
4. 1) Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков; 2) а).
5. При сильной жаре. В закрытом месте (ед.ч., П.п.).
Математика
1.68 см = 6 дм 8 см.
2. 57 · 206 = 11742.
3. 15; 15 · 2 · 7 = 210 (дер.).
4. 60 км/ч; а).
5. в).
Окружающий мир
1.в).
2. б).
3. Весенняя линька у русаков обычно начинается во второй половине марта.
4. Зимой он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.
5. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.
Вариант 2
Литературное чтение
К какому разделу можно отнести данный текст? Выбери правильный ответ.
А) Сказания и легенды о животных
Б) Энциклопедические сведения
В) Сказки
2. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Убежище русака»? Выбери правильный ответ.
А) 2
Б) 4
В) 5
Г) 7
Д) 8
3. В тексте несколько раз сравнивают зайца – русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.
А) 1, 4, 8
Б) 1, 6, 9
В) 1, 6, 8
4. Какой звук издают раненые русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составь и запиши план второй части (пятый – девятый абзацы) текста.
5)__________________________________________________________________________________
6)__________________________________________________________________________________
7)__________________________________________________________________________________
8)__________________________________________________________________________________
9)__________________________________________________________________________________
Русский язык
Где допущена ошибка? Выбери правильный ответ.
А) количество колеблется
Б) зайчата рождаются
В) особи встречаются
Докажи, что ты прав. Запиши правильно.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши первое предложение из восьмого абзаца.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни подлежащее и сказуемое, укажи части речи, которыми они выражены.
Выпиши из текста глагол настоящего времени II спряжения.
___________________________________________________________________________________
1) Спиши предложение.
Может вредить озимым посевом, садам и питомникам.
___________________________________________________________________________________
Подчеркни однородные члены предложения.
2) Определи, каким членом предложения они являются. Выбери правильный ответ.
А) Дополнением
Б) определением
В) обстоятельством
5. Перечитай пятый абзац. Найди словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., Р.п.). Выпиши два словосочетания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
Запиши наименьшую длину тела русака. __________________________________________
Вырази её в дм и см.____________________________________________________________
Наибольшую длину тела зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.
Перечитай восьмой абзац. Запиши ответы на вопросы.
Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?_______________________________________
Сколько фруктовых деревьев повредят 4 зайца за неделю?
Перечитай шестой абзац. Найди и запиши скорость бега зайца.
___________________________________________________________________________________
Какое расстояние по прямой пробежит заяц – русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.
А) 120 км
Б) 102 м
В) 12 км
5. В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.
А) 220 г
Б) 250 г
В) 240 г
Окружающий мир
Какие участки особенно любимы русаком? Выбери правильный ответ.
А) Опушки, обширные вырубки
Б) в глубине хвойных массивов
В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками
2. К какой группе животных можно отнести русаков по способу питания? Выбери правильный ответ.
А) Хищники
Б) растительноядные
В) всеядные
3. Когда обычно начинается весенняя линька у русаков? Запиши ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Чем питается заяц – русак в летнее время? Запиши названия растений.
Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.
1)__________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________
Вариант 2 (ответы)
Литературное чтение
1.б).
2. в).
3. в).
4. Раненые зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.
5. План.
5) Убежище русака.
6) «Способности» русака.
7) Вид коммуникации.
8) Питание русака.
9) Потомство.
Русский язык
1.а); количество (что делает?) – колеблется.
2. В летнее время русак (сущ.) питается ( гл .) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.
3. Проходит.
4. 1) Может вредить озимым посевам, садам и питомникам ; 2) а).
5. Высокой травы. Поваленного дерева.
Математика
1.57 см = 5 дм 7 см.
2. 68 · 206 = 14008.
3. 15; 15 · 4 · 7 = 420 (дер.).
4. 60 км/ч; а) 120 км.
5. в).
Окружающий мир
1.в).
2. б).
3. Весенняя линька у русаков обычно заканчивается к середине мая.
4. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, может выкапывать и корни, семена растений. (Одуванчик, цикорий, пижма, клевер, сурепка, подсолнечник, гречка и др.)
5. Внешне русак хорошо отличается от беляка длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.
Задние конечности длиннее, чем у беляка. Бегает русак быстрее беляка.
Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега.
Авторы: Н. А. Маслова- учитель начальных классовО.Н. Ширяева- учитель начальных классов
Л.В.Объедкова- учитель начальных классов
Т.С.Новикова- учитель начальных классов
В.А.Величко- учитель начальных классов
г. Новоалександровск
2013 год
Бобры
Бобры - одни из самых интересных животных нашей планеты. Самозатачивающиеся зубы-резцы помогают бобрам не только валить деревья, но и строить себе жилища и даже сооружать плотины.Бобр имеет приземистое тело, пятипалые конечности с сильными когтями и широкий веслообразный хвост. Масса тела достигает 32 кг. (иногда 50 кг.). Длина тела до 80-100 см. и длина хвоста 25-50 см. Вопреки популярному убеждению, хвост бобров - вовсе не инструмент для строительства жилищ, он служит рулем при плавании. Бобр - полуводное животное. Он может оставаться 10-15 минут под водой, проплывая за это время до 750 м. Толстый слой подкожного жира предохраняет от холода.
Бобры исключительно травоядны, они питаются корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником). С целью добывания коры и побегов, а также для строительных нужд бобры валят деревья, подгрызая их у основания. Осину диаметром 5-7 см. бобр валит за 5 минут, дерево диаметром 40 см. валит и разделывает за ночь.
Бобры живут по берегам медленно текущих речек, а также прудов, озёр, водохранилищ. Для жилища бобры могут рыть в крутых берегах норы с несколькими входами, каждый из которых располагается под водой, чтобы туда не могли проникнуть сухопутные хищники. Если же рытье норы невозможно, бобры строят прямо в воде особое жилище - хатку. Бобровая хатка - это куча хвороста, скреплённого илом и глиной. Высота хатки может доходить до 3 метров, а диаметр до 12 метров.
Современные бобры делятся на два вида: обыкновенный бобр, распространённый в Евразии, и канадский бобр в Северной Америке. Живут бобры поодиночке или семьями. Полная семья состоит из 5-8 особей. В неволе бобры живут до 35 лет, в природе 10-19 лет.1-й ВАРИАНТ
Фамилия___________________ Имя_____________________________ Школа________________________ Класс___________________________ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайтесь выполнить все задания.
Выполняй их по порядку .
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.
Задание 2. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:
Как выгладит бобр?
Спиши его._________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 3. Сколько частей в этом тексте?
___________________________
Задание 4. Озаглавь третий и четвёртый абзац текста.
А) _______________________________________ .
Б) _______________________________________ .
Задание 5. Выбери и подчеркни утверждение, которое считаешь верным:
«Бобры» - это художественный текст;
«Бобры» - это сказка;
«Бобры» - это научно-познавательный текст.
Задание 6. Найди в четвертом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни .
Название орфограммы
Задание 7. Найди в третьем абзаце сложное слово, выпиши его.
Укажи от каких слов оно образовалось, подчеркни соединительную гласную.
Разбери его по составу.
________________________________________ ____________________
Задание 8 . За сколько минут бобр сможет проплыть путь длиной 1500 м.
запиши ответ.
Ответ:____________________________________________________
Задание 9. За 5 минут бобр валит осину в 5- 7 см., Сколько таких деревьев сможет свалить бобр за 1 час?
Ответ:______________________________________________
__________________________________________________________
Задание 10. Обведи на карте те области, где встречаются бобры. Обведи сначала карандашом. Сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном. Исправь если нужно ошибки и обведи рисунок ручкой.
Фамилия, имя учащегося__________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Перечитай текст и ответь на вопросы таблицы.
Таблица 1. Бобры.
Вопрос
Задание 2 . Рассели жильцов по лесным этажам, отметив цифрами на схеме.
Задание 3 . Масса одного обычного бобра 32 кг, крупного 50 кг. Сколько будут весить три обычных бобра и два крупных? Выбери и обведи номер соответствующей схемы. Реши задачу.
2 . 323 . 32
Решение:
Ответ:__________________________________________________________
Задание 4. Прочитай внимательно текст. Сколько секунд бобр может находиться без воздуха? Обведи правильный ответ.
А. 900 секунд В. 1090 секунд
Б. 1900 секунд Г. 19 секунд
Задание 5. Прочитай слова: травоядны й , жилище. Подумай, что они означают. Запиши их значение.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Федотовская Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №6», г. Коряжма
Итоговая комплексная работа (4 класс)
Итоговая комплексная работа для 4 класса – заключительная часть общего пакета итоговых комплексных работ для начальной школы, охватывающих в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Данная работа строится на основе несплошного текста, к которому даётся ряд заданий на материале русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Задания комплексной работы позволяют установить уровень владения четвероклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умениями работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала. Ряд заданий комплексной работы (задания дополнительной части) для 4 класса требует владения навыками сотрудничества и коммуникации.
Использование всего пакета итоговых комплексных работ позволяет проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Данная комплексная работа была проведена в 4 классе в 2014-2015 учебном году.
Гризли
Гризли – подвид бурого медведя, обитающего преимущественно на Аляске и в западных районах Канады.
По внешнему виду и размерам гризли близок к сибирским подвидам бурого медведя, но больше, тяжелее, неуклюжее и сильнее его.
Значительная величина гризли – один из отличительных признаков этого медведя. Обыкновенный бурый медведь достигает в длину 2 м 20 см и весит 250 кг, а величина гризли в длину достигает 2 м 50 см, и весит он до 450 кг.
Плечи, шея и брюхо медведя гризли покрыты тёмно-коричневой, на концах более светлой шерстью, которая придаёт его меху седоватый оттенок; отсюда и название - гризли, что означает «серый, седой».
По образу жизни серый медведь очень сходен с нашим бурым медведем и также подвержен зимней спячке.
Лишь в ранней молодости гризли может влезать на деревья. В зрелом возрасте он уже не в состоянии заниматься подобными упражнениями – мешают когти, вырастающие до 15 см. Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки. Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.
Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных. Зверь с огромной силой, ударяя лапой и цепкими когтями, может завалить оленя, преследуя добычу со скоростью 60 км/час, тогда как бурый медведь способен развивать скорость до 55 км/ч. Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу. Также он любит разорять ульи и есть мёд.
Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков, когда их начали массово отстреливать фермеры, чтобы обезопасить от нападений домашний скот. Местами медведи гризли настолько размножились, что на них разрешили сезонную охоту.
На сегодняшний день медведи гризли находятся под охраной и обитают в основном в национальных парках США.
1 вариант
Основная часть
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Каким особым искусством обладает медведь гризли?» Спиши его.
_______
_______________________
Задание 2.
В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о местах обитания этого хищника?
Укажи номер абзаца: _____
Задание 3.
В зоопарк нужно доставить медведя гризли. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.
А.
Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 400 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 50 см.
В. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.
Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.
Задание 4.
Найди в седьмом абзаце по одному
Название орфограммы | |
Парные согласные | |
Разделительный ъ или разделительный ь | |
Удвоенная согласная |
Задание 5.
Этот грозный хищник так силён, что может справиться с любым животным своей родины.
А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?
Ответ:
Б.
В.
Задание 6.
А.
19, 190, 1002, 1902, 2002.
Б.
Ответ:
В.
Ответ: ________ лет.
Задание 7.
Скорость автомобиля в 3 раза больше, чем скорость медведя гризли. Какое время потребуется водителю автомобиля, чтобы преодолеть 540 км? Реши задачу, поясняя действия.
Ответ: _________________________________________________________________________
Задание 8.
На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены места обитаниямедведя гризли. Запиши названия этих территорий. Если нужно, перечитай текст и воспользуйся картой полушарий.
Ответ: 1 - ___________________, 2 - ____________________________
2 вариант
Фамилия, имя __________________________________________
Школа ___________________ Класс _______________________
Основная часть
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Что медведь гризли делает с лёгкостью?» Спиши его.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).
Задание 2.
В тексте много информации о гризли. В каком абзаце содержится информация о том, чем питается этот хищник?
Укажи номер абзаца: _____
Задание 3.
В зоопарк нужно доставить обыкновенного бурого медведя. Укажи знаком «галочкой», в клетке с какими размерами удобнее перевозить это животное. Клетка не должна быть очень тесной.
А. В клетке, которая способна выдержать вес до 100 кг и длина, ширина и высота которой 1 м 50 см.
Б. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 2 м 20 см.
В. В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.
Г. В клетке, которая способна выдержать вес до 300 кг и длина, ширина и высота которой 2 м.
Задание 4.
Найди в шестом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы | Пример слова с данной орфограммой |
Проверяемые безударные гласные в корне слова | |
Парные согласные | |
Разделительный ъ или разделительный ь | |
Удвоенная согласная |
Задание 5.
Прочитай предложение и выполни задания.
Гризли питается растительной пищей, охотно ест ягоды, орехи, коренья, но убивает также и животных.
А. Сколько букв о и сколько звуков [о] в этом предложении?
Ответ: букв о _____, звуков [о] _____ .
Б. Найди в этом предложении слова с приставкой. Обозначь её.
В. Подчеркни в словах с приставками буквы мягких согласных звуков.
Задание 6.
А. Популяция гризли сильно сократилась в конце XIX - начале XX веков. Обведи год, относящийся к этому периоду:
2003, 19, 390, 1020, 1907.
Б. Сколько в выбранном тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?
Ответ: _____ тыс. _____ сот. _____ дес. _____ ед.
В. Сколько лет отделяет выбранный тобой год от 2015 года?
Ответ: ________ лет.
Задание 7.
Скорость мотоциклиста в 2 раза больше, чем скорость бурого медведя. Какое расстояние преодолеет мотоциклист за 4 часа? Реши задачу, поясняя действия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _________________________________________________________________________
Задание 8.
На карте полушарий цифрами 1 и 2 отмечены материк, на котором обитаетмедведь гризли, и омывающий этот материк океан. Запиши их названия.
Ответ: 1 - ___________________, 2 - ___________________________
Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:
И ____________________________________
Дополнительная часть
Задания 9 – 13 выполняются в парах (с соседом по парте).
Задание 14 каждый выполняет самостоятельно.
Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 13 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 9.
Придумайте задачу о медведе гризли, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:
А. Задача: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Решение: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _________________________________________________________________________
А. Задача: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Решение: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: _________________________________________________________________________
Задание 10.
Дечинский зоопарк в Республике Чехии гордится своей экспозицией водных птиц, а также выгулами для медведей, в которых можно увидеть гризли. Обведи на рисунке материк, на котором находится данный зоопарк и запиши его название. Запиши название столицы Республики Чехии.
Материк - __________________________________
Столица - ____________________________________
Задание 11.
А. Возьмите листок «К заданию 11». Составьте из содержащихся в нём фрагментов рассказ: разрежьте листок по пунктирным линиям и наклейте фрагменты в нужном порядке.
Б. Перечитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его.
Задание 12.
Из составленного вами рассказа выпишите все формы слова медведица. Для каждого слова укажите падеж.
Ответ: 1) _________________________ - стоит в __________________ падеже;
2) _________________________ - стоит в __________________ падеже;
3) _________________________ - стоит в __________________ падеже;
4) _________________________ - стоит в __________________ падеже;
5) _________________________ - стоит в __________________ падеже.
Задание 13.
А. Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ: Незнакомых слов ________
Б. Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово | Значение незнакомого слова |
Задание 14.
Оцени свою работу в паре. Отметь «галочкой», в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:
Утверждение | Полностью согласен (согласна) | Частично согласен (согласна) | Не согласен (согласна) | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | ||||
При разногласиях я предлагаю другое решение | ||||
Большинство решений предложено мной | ||||
Работать в паре труднее, чем одному (одной) | ||||
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
Список использованной литературы:
Жизнь животных / Альфред Брем. – М.: Эксмо, 2013. – 256 с.
К заданию 11
Все же, - рассказывает Мерси, - я решил напасть на медведицу. Лошадь моя была вполне надежна, ружье еще никогда не отказывало в нужный момент. Я стал постепенно продвигаться к зверю. Когда до него оставалось не более ста шагов, медведица заметила меня.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Как-то знаменитый охотник Мерси, проведший лет тридцать в лесах и пустынях Северной Америки, ехал по равнине, окаймленной по краям рукавами реки. Вдруг неподалеку он заметил огромную медведицу. Она спокойно лежала с двумя медвежатами. Сразу припомнились истории о гризли, и охотнику стало страшно.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Я выстрелил снова. Животное ускорило бег, бросив отставших детенышей на произвол судьбы. Я продолжал преследовать ее, пока, в конце концов, не убил четырьмя выстрелами. Во время погони я несколько раз приближался к медведице, но она ни разу не пыталась защищаться.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Затем мне часто приходилось встречаться с гризли, и никто из них на меня не нападал, все старались спастись бегством. Возможно, некоторые особенно свирепые животные и нападают в прерии на пешехода или даже всадника, но такие случаи крайне редки.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Она приподнялась на задние лапы и стала внимательно рассматривать меня. Я воспользовался этим и выстрелил, но от волнения промахнулся. К моему удивлению, медведица обратилась в бегство. За ней потрусили и медвежата.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Интерпретация результатов
Задания основной части
Скорость чтения
Правильность выполнения в баллах не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносится количество слов, прочитанных ребёнком между двумя сигналами учителя, данными с интервалом в 1 мин.
Задание 1.1
Выборочное чтение
Оценка 1 балл
Коды правильных ответов:
1-й вариант – выписано предложение: Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.
2-й вариант – выписано предложение: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.
Все иные ответы, отличающиеся от описанных, оцениваются 0 баллов.
Задание 1.2
Списывание
Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:
оформлено верно: выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами;
б) не содержит ни одной неисправленной ошибки, включая ошибки на пунктуацию.
Примечание. Оценка сформированности умения безошибочно списать предложение ведётся независимо от оценки умения выборочного чтения. Оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания.
Задание 1.3
Грамматическая основа предложения
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.
1-й вариант – в записанном предложении сделаны следующие подчёркивания: Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.
Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно выделил и подчеркнул его грамматическую основу, поскольку оценка сформированности умения выделить грамматическую основу предложения ведётся независимо от оценки навыков чтения.
Задание 1.4
Грамматические признаки главных членов предложения
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
сущ., м.р., гл., наст. вр.,
ед.ч., И.п. ед.ч.
Кроме того, гризли с особым искусством ловит рыбу.
1-й вариант – над подчёркнутыми главными членами предложения сделана запись:
сущ., м.р., гл., наст. вр.,
ед.ч., И.п. ед.ч.
Зато этот медведь с лёгкостью переплывает широкие реки.
Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно определил грамматические признаки главных членов предложения, поскольку оценка сформированности умения определить грамматические признаки частей речи ведётся независимо от оценки навыков чтения.
Задание 2
Поисковое чтение
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант – записано: 1, 9 ; или только 1.
2-й вариант – записано: 7 .
Задание 3
Числа и величины
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 500 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.
2-й вариант – отмечен ответ В: В клетке, которая способна выдержать вес до 250 кг и длина, ширина и высота которой 3 м.
Задание 4
Орфография
Оценка 1 балл ставится, если приведены все 4 примера: по одному на каждую орфограмму, при этом орфограмма подчёркнута. Если не приведён пример хотя бы на одну из орфограмм, ставится 0 баллов.
1-й вариант
Название орфограммы | |
Проверяемые безударные гласные в корне слова | пи тается, ко ренья, уби вает, уда ряя, ко гтями, зава лить, разви вать |
Парные согласные | цеп кими, ког тями, медвед ь, скорост ь, мёд |
Разделительный ъ или разделительный ь | корень я, скорость ю, уль и |
Удвоенная согласная | искусс твом |
2-й вариант
Название орфограммы | Выписан любой пример из нижеперечисленных |
Проверяемые безударные гласные в корне слова | мо ло дости, вле зать, дере вья, состо янии, ши рокие, си лён |
Парные согласные | ког ти, медвед ь, лёг костью |
Разделительный ъ или разделительный ь | деревь я, лёгкость ю |
Удвоенная согласная | ранн ей |
Примечание. Оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок привёл иной пример слова с данной орфограммой из любого абзаца.
Задание 5.А
Фонетика
Оценка 1 балл
1-й вариант – букв о 7 , звуков [о] 6.
2-й вариант – букв о 9 , звуков [о] 3.
Задание 5.Б
Морфемика
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант – записано слово: справиться и выделена приставка с-.
2-й вариант – записано слово: убивает и выделена приставка у-.
Задание 5.В
Фонетика
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
спра в иться.
1-й вариант – подчёркнуты следующие буквы в слове: у б ивает.
Задание 6.А
Чтение числа и соотнесение его с датой
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант – отмечено: 1902.
2-й вариант – отмечено: 1907.
Задание 6.Б
Разрядный состав числа
Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:
1-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 2 ед.
2-й вариант: 1 тыс. 9 сот. 0 дес. 7 ед.
Задание 6.В
Вычислительные навыки
Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:
1-й вариант: 113 лет
2-й вариант: 108 лет.
Задание 7
Текстовые задачи
Оценка 2 балла ставится, если получен полный правильный ответ и даны пояснения к каждому действию.
1-й вариант:
60 3 = 180 (км/ч) скорость автомобиля
540: 180 = 3 (ч) время, за которое автомобилист преодолеет 540 км
Ответ: 3 ч.
2-й вариант:
55 2 = 110 (км/ч) скорость мотоциклиста
110 4 = 440 (км) преодолеет мотоциклист за 4 ч
Ответ: 440 км.
Примечание. Формулировки, используемые ребёнком, могут отличаться от приведённых выше.
Оценка 1 балл ставится, если при решении допущены вычислительные ошибки, приводящие к неверному ответу, но ход решения верный, все необходимые рассуждения сделаны.
Во всех остальных случаях ставится 0 баллов.
Задание 8
Географические объекты
Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.
Коды правильных ответов:
1-й вариант – записаны оба верных ответа:
1 – Аляска
2 – Канада
2-й вариант - записаны оба верных ответа:
1 – Северная Америка
2 – Тихий океан
Самостоятельность выполнения основной части работы
Оценка 2 балла ставится, если ребёнок работал полностью самостоятельно.
Оценка 1 балл ставится, если ребёнок работал в основном самостоятельно, лишь изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробными разъяснениями формулировки задания или за помощью.
Оценка 0 баллов ставится во всех иных случаях: частое обращение к учителю, постоянная перепроверка собственного понимания формулировки, обращения с затруднениями, требующими от учителя наводящих вопросов, и т.п.
Задания дополнительной части
Задание 9
Текстовая задача
Оценка 3 балла
соответствует требованиям задания к контексту;
имеет смысл и решение;
решается в два действия;
решена без вычислительных или логических ошибок.
Оценка 2 балла ставится, если составленная задача:
имеет смысл и решение;
решается в два действия;
решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено.
Оценка 1 балл ставится, если составленная задача:
имеет смысл и решение;
решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено; задача решается в одно действие или второе действие не является необходимым.
Оценка 0 баллов ставится, если составленная задача не имеет решения.
Задание 10
Работа с географической картой
Оценка 3 балла ставится, если верно обведён материк на карте и написаны правильно необходимые географические названия: материк – Евразия , столица Чехии – Прага .
Оценка 2 балла ставится, если верно обведён материк и указано одно из географических названий или верно указаны географические названия, но материк не обведён.
Оценка 1 балл ставится, если указан только один географический объект.
Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 11.А
Восстановление деформированного текста
Оценка 2 балла ставится, если текст восстановлен полностью правильно.
Оценка 1 балл ставится, если текст восстановлен с одной-двумя ошибками, не препятствующими пониманию общего смысла текста.
Оценка 0 баллов ставится, если текст не восстановлен или восстановлен с ошибками, препятствующими его пониманию.
Задание 11.Б
Заголовок к тексту
Оценка 2 балла ставится, если заголовок отражает основную идею или тему текста, например: Случай с охотником и т.п.
Оценка 1 балл ставится, если заголовок приведён, однако имеет общий характер.
Оценка 0 баллов ставится, если заголовок отсутствует
Задание 12
Падежные формы имени существительного
Оценка 1 балл ставится за полный правильный ответ:
медведицу – стоит в Винительном падеже;
на медведицу – стоит в Винительном падеже;
медведица – стоит в Именительном падеже;
к медведице – стоит в Дательном падеже;
медведица – стоит в Именительном падеже.
Задание 13.А
Значение слова
Оценка 2 балла ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов и данные слова записаны в таблицу.
Оценка 1 балл ставится, если цифрой указано количество незнакомых слов, но слова не записаны в таблице или слова записаны в таблице, но не указано цифрой количество незнакомых слов.
Оценка 0 баллов ставится, если задание не выполнено совсем.
Задание 13.Б
Оценка 1 балла ставится, если дано верное толкование незнакомого слова.
Оценка 0 баллов ставится, если толкование незнакомого слова дано неверно.
Задание 14
Оценка своей работы в паре
Правильность выполнения не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносятся условные обозначения данных детьми ответов: 3 – полностью согласен, 2 – частично согласен, 1 – не согласен, 0 – затрудняюсь ответить.
Оценка общей успешности выполнения работы.
Интерпретация полученных результатов
Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения / недостижения базового и повышенного уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.
Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 10 баллов и более.
О достижении повышенного уровня подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.
от 10 и более баллов , а за дополнительную часть от 0 до 6 баллов только базового уровня подготовки.
Если ребёнок получает за основную часть от 11 и более баллов , а за дополнительную часть 7 и более баллов , можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровней подготовки.
Ребёнок не достиг базового уровня подготовки, если набрал за основную часть менее 10 баллов , независимо от результатов выполнения дополнительной части. К поощрению за успешное выполнение заданий повышенной сложности можно вернуться после отработки пробелов по основной части работы.
Необходимо отметить, что важно строго выдерживать нормы и критерии оценки успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом для всех учащихся. Вместе с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное – создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее большинство учащихся не в состоянии выполнить работу в соответствии с предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию . Коррекцию норм оценивания желательно проводить до проведения работы, а не в ходе её проведения или проверки и строго выдерживать изменённые нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.
После проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания каждого варианта – сначала подобные задания основной части, а затем дополнительной. Спросить детей, что общего в заданиях и чем они различаются в каждом варианте, обсудить с учащимися не только правильность выполнения, но и порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.