Китайский многофункциональный истребитель бомбардировщик j 10. Стремительный дракон китайской авиации
Чэнду J-10 - всепогодный многоцелевой истребитель Китая. Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). Экспортное обозначение самолёта F-10. Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. По мнению некоторых экспертов прототипом послужил израильский истребитель IAI Lavi. Власти Израиля передачу технологий отрицают.
В создании самолёта участвовали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ. На истребителях используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского (лицензионные) производства. Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.История создания
В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль", EF2000 или МиГ-29М. Новая машина предназначалась для замены почти 3500 истребителей и истребителей-бомбардировщиков первого и второго поколений J-6, J-7 и Q-5. Первоначально предполагалось разработать самолет "с опорой на собственные силы". Однако вскоре стало ясно, что столь сложную задачу китайские специалисты могли решить лишь в кооперации с зарубежными коллегами, владеющими современными технологиями. Поэтому к участию в программе в середине 1980-х годов был привлечен израильский концерн IAI, создавший в 1986 году (в значительной степени при участии американских фирм) легкий истребитель "Лави". В 1987 году работы по израильскому истребителю под давлением США, увидевших в "Лави" серьезного конкурента своему F-16, были прекращены. В этих условиях израильтяне в обстановке повышенной секретности (чтобы не раздражать американцев, болезненно относящихся к передаче новейших оборонных технологий Китаю) предложили КНР свои наработки по программе "Лави". Основные компоновочные решения израильского истребителя и были положены в основу проекта нового китайского самолета, получившего обозначение J-10.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в программе произошли очередные изменения: к участию в создании J-10 была привлечена Россия. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДЛ АО "А.Люлька-Сатурн" АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая, что повлекло за собой ряд существенных изменений в конструкции самолета, ранее проектировавшегося, очевидно, под один из западных двигателей. Сообщалось о переговорах о приобретении КНР лицензии на выпуск двигателя АЛ-31Ф на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения. В результате для установки на самолетах опытной серии, а также, вероятно, первых серийных партий было решено закупать двигатели в России (по сообщениям зарубежной печати, для опытных машин уже приобретено 10 ТРДДФ АЛ-31Ф).
На самолете планируется установить и российскую БРЛС "Жемчуг", разработанную объединением "Фазотрон". Эта станция является вариантом БРЛС "Жук", которая устанавливается на другом китайском истребителе - F-811M. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначенных на экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции "Элта" EL/M-2032, в свое время разработанной для истребителя "Лави".
Предполагается, что создание самолета J-10 обеспечит серьезный качественный прорыв китайского авиастроения. Новый самолет, обладающий высокой маневренностью в ближнем воздушном бою, высокими ЛТХ, современным БРЭО и вооружением, позволит Китаю в начале 2000-х годов приблизиться к уровню европейского военного самолетостроения.
Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо "Рафаль".
Для проведения летных испытаний в Чэнду была заложена опытная серия из четырех самолетов. Согласно первоначальным планам, первый полет прототипа J-10 должен был состояться во второй половине 1997 года, однако по ряду технических причин (сообщалось, в частности, о трудностях с "притиркой" двигателя к самолету) J-10 впервые поднялся в воздух 24 марта 1993 года.
Планируется, что программа государственных испытаний будет завершена в 2001 году, а к 2005 году самолет J-10 поступит на вооружение китайских ВВС. Предполагается, что первый заказ составит приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале XXI века будет сформирована истребительная "триада", включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени ориентируемый на экспорт, тяжелый "элитный" истребитель Су-27 (китайское обозначение - J-I0) и промежуточный "средний" истребитель J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая.
Существуют планы закладки в 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей водоизмещением по 45 000 т может быть создан и палубный вариант самолета j-10, оснащенный складным крылом, тормозным гаком и усиленным шасси.
В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии "Стелc", должен иметь два двигателя, треугольное крыло, "утопленные" малозаметные воздухозаборники и двух килевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах. Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнду. Альтернативный вариант разрабатывается вероятно, в Шэньяне.
На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в 1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление "маринизированного" двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики - сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм.
Конструкция
Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме"утка" с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера выполнена в основном из алюминиевых сплавов с частичным использованием углепластика. Предполагается применение ограниченных мер по снижению радиолокационной заметности самолета.
Крыло имеет вихреобразующий "клык" на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами. Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля, имеется два тормозных щитка. В хвостовой части фюзеляжа расположено два аэродинамических гребня.
Силовая установка
Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х 12 500 кгс). Воздухозаборник - подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ. Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом "шланг-конус".
ЛТХ: |
Модификация | J-10 |
Размах крыла, м | 8.78 |
Длина, м | 14.57 |
Высота, м | 4.78 |
Площадь крыла, м2 | 33.05 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 9800 |
нормальная взлетная | 18000 |
Топливо, л | |
внутренние | 2625 |
ПТБ | 4165 |
Тип двигателя | 1 ТРДДФ АЛ-31ФН |
Тяга, кгс | |
нормальная | 1 х 7600 |
форсажная | 1 х 12500 |
Максимальная скорость, км/ч | М=2.00 |
Крейсерская скорость, км/ч | 1110 |
Практическая дальность, км | 2000 |
Практический потолок, м | 18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка. боевая нагрузка - 7260 кг на семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса "воздух-воздух" PL-8, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса "воздух-поверхность" ПКР YJ-8K, НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение |
5 января 2007 года в Пекине произошло событие, которого уже несколько лет с нетерпением ждала вся авиационная общественность - была официально обнародована информация о новейшем китайском истребителе Chengdu J-10
(на западе известен под названием «Стремительный дракон», англ. Vigorous Dragon). На практике снятие завесы секретности означает, что новая машина уже не просто «шедевр инженерной мысли», как любят говорить о ней официальные лица КНР, а вполне сформировавшийся коммерческий продукт. По заявлению должностных лиц ВВС армии Китая (НОАК), новый самолёт при решении задач завоевания превосходства в воздухе не уступает американскому F-16C и французскому Mirage 2000.
В устроенном в ходе презентации 5 января видеопоказе истребители Chengdu J-10 демонстрировались в эффектных ракурсах, в ходе запуска ракет и полета строем. Подчеркивалось, что благодаря высокому уровню аэродинамического и весового совершенства, а также хорошей тяговооруженности новый истребитель обладает отличной маневренностью и скороподъемностью. С целью снижения массы в нём нашли широкое применение новейшие материалы, в том числе композиционные, а также новые лёгкие и компактные агрегаты и оборудование.
![](https://i0.wp.com/dogswar.ru/cache/Chengdu-J-10-21526041031_thumb_medium250_0.jpg)
История разработки Chengdu J-10 восходит к середине 1980-х гг, когда перед авиапромом КНР встал вопрос об адекватном ответе на появившиеся на вооружении ВВС СССР МиГ-29 и Су-27. Проектирование новой машины в 1986 г было поручено Авиационному институту №611 в городе Чэнду, а ее изготовление - расположенному там же предприятию Chengdu Aircraft Industrial Company или CA-IC. Ha этом этапе программе был присвоен шифр «Проект 8610». Сегодня официальный Китай подчеркивает, что его авиапром - четвертый в мире (после США, России и Франции), способный самостоятельно разработать современный истребитель. Однако, при всей декларируемой «незалежности» программы Chengdu J-10, есть немало моментов заставляющих критически относиться к этой информации. Самым крупным камнем в «китайский огород», бесспорно, является родство Chengdu J-10 с израильским истребителем Lavi. Тем не менее, официальный Китай всячески опровергает эту информацию. И все же, внешняя схожесть и одинаковая размерность этих самолётов видны невооруженным глазом. Косвенно факт продажи ряда наработок по Lavi признал и министр обороны Израиля Дэвид Лари, который в интервью агентству «Ассошэйтед Пресс» сообщил, что некоторое количество технологий было все же продано китайцам.
По заявлению независимого эксперта Гонконгского аналитического центра KANWA Андрея Чана, в 1986 г группа израильских специалистов в области военного авиастроения довольно долго находилась в Чэнду. Примерно на это же время приходится закат программы Lavi. Напомним, что израильтяне начали свои исследования в начале 1980-х гг и преследовали цель, используя технологии, примененные на истребителях F-16A/B, создать для своих ВВС самолет, превосходящий эти машины. Первоначально проект имел значительную техническую и финансовую поддержку США. Однако, когда программа Lavi достигла стадии испытаний, в Америке поняли, что фактически порождают себе конкурента. Под предлогом беспокойства о возможном реэкспорте истребителя недружелюбным к Западу режимам, американскую помощь начали сворачивать. Реальная же цель Госдепартамента США состояла в полном срыве программы Lavi и защите собственной авиапромышленности. Без финансовой помощи Израиль не смог продолжить разработку и был вынужден свернуть её в 1987 г. Это событие, вероятно, приоткрыло «черный ход», через который отдельные наработки были проданы китайцам. Помимо создания аэродинамической компоновки Chengdu J-10 , израильские специалисты оказали помощь в проектировании ряда бортовых систем и прежде всего - электродистанционной системы управления самолётом.
![](https://i2.wp.com/dogswar.ru/cache/Chengdu-J-10-31526041031_thumb_medium250_0.jpg)
В ответ Китай принял на себя обязательства по трем пунктам. Первое - не продавать новый истребитель прямым или потенциальным врагам Израиля. Второе - дать Израилю полную возможность использовать созданные китайской стороной (при участии израильских ученых) наработки. Третье и самое главное - оба государства становятся полноправными партнерами при продаже истребителя странам «третьего мира». Последний пункт, по мнению ряда экспертов, содержал прямую угрозу экспортным планам США. Давление со стороны США последовало незамедлительно, и с начала 1990-х гг военно-техническое сотрудничество между КНР и Израилем стало существенно сокращаться. В этих условиях Китай вынужден был начать поиск новых партнеров. В 1994 г к работам по истребителю подключился бывший потенциальный противник, а ныне стратегический союзник КНР - Россия. Сегодня Chengdu J-10 фактически превратился в продукт интернациональной кооперации.
По данным российского журнала «Экспорт вооружений», время постройки первого прототипа Chengdu J-10 датируется концом 1993 г, в воздух он поднялся между 1994 и 1996 гг, причем был сразу оснащен российским двигателем. В 1996 г появился второй прототип Chengdu J-10 02, однако уже в следующем году он был потерян в лётном происшествии. Приблизительно в этот период был построен специальный экземпляр планера для прочностных испытаний. Третий прототип, взлетевший в 1998 г., стал первым Chengdu J-10 с полноценным комплексом вооружения. В том же году на испытания вывели J-10 04, J-10 05 и J-10 06. К концу 2000 г. опытные машины налетали более 140 часов. В 2002 г построили три самолёта в предсерийной конфигурации: от J-10 07 до J-10 09, а позже еще семь - от J-10 10 до J-10 16. Первый из них взлетел 28 июня 2002 г. В начале 2003 г. эти десять машин были направлены в Нанчаньский военный округ КНР для прохождения войсковых испытаний, а в 2005 г. самолёт официально приняли на вооружение ВВС НОАК. В том же году достигло оперативной готовности первое строевое подразделение, оснащенное Chengdu J-10 - 44-я авиадивизия, дислоцированная в провинции Сычуань. До настоящего времени заказчику поставлено приблизительно 70 Chengdu J-10. Всего же для нужд ВВС НОАК планируется постройка около 300 J-10A.
![](https://i1.wp.com/dogswar.ru/cache/Chengdu-J-10-41526041031_thumb_medium250_0.jpg)
Считается, что в 2000 г. началась разработка двухместной учебно-тренировочной версии Chengdu J-10B , а 26 декабря 2003 г. «спарка» впервые поднялась в воздух. Сегодня планируется создание на ее базе полноценного истребителя-бомбардировщика. В Авиационном институте №611 закончили предварительные проекты еще двух новых версий самолёта, отличающихся пониженной заметностью (носовая часть фюзеляжа получила граненые «стелсовидные» формы), а также количеством двигателей - один из вариантов обладает двухдвигательной силовой установкой. Таким образом, очевидно, что Китай последовательно развивает новый самолёт от его начальной задачи завоевания превосходства в воздухе до эффективного применения оружия класса «воздух-поверхность», а в перспективе на его базе возможно создание полноценного многофункционального истребителя с низким уровнем заметности.
Chengdu J-10A представляет собой сверхзвуковой одноместный однодвигательный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), однокилевым вертикальным хвостовым оперением и подфюзеляжным регулируемым воздухозаборником. Интегральная часть низкорасположенного треугольного крыла у корня имеет большую относительную толщину профиля, уменьшающуюся дальше по размаху. Примерно на 45% полуразмаха она стыкуется с отъемной частью крыла (ОЧК), набранной профилями с малой относительной толщиной и значительной круткой. Механизация крыла состоит из закрылков и отклоняемых носков на ОЧК.
Для обеспечения поперечной устойчивости на больших углах атаки самолёт Chengdu J-10A снабжен двумя подфюзеляжными гребнями. Фюзеляж конструктивно состоит из трех отсеков. В переднем расположены: гермокабина пилота, РЛС, отсек радиоэлектронного оборудования, воздухозаборник, ниша передней опоры шасси, также на нем установлено ПГО. В центральной части располагаются топливные баки, ниши основных опор шасси и воздушный канал двигателя. На хвостовую часть крепятся вертикальное оперение, четыре тормозных щитка, а также балки с подфюзеляжными гребнями. Внутри расположен отсек силовой установки. Трехопорное шасси убирается в фюзеляж. Передняя опора (с двумя колесами) складывается по потоку, основные (одноколесные) - против. На прототипах и предсерийных самолётах ниша передней опоры закрывалась двумя боковыми створками. На серийных Chengdu J-10A и «спарках» Chengdu J-10B в конструкцию включена третья створка - передняя. Фонарь кабины имеет беспрецедентную для авиапромышленности КНР площадь остекления и обеспечивает пилоту практически круговой обзор.
Самолёт Chengdu J-10A сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень маневренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием и современной вычислительной техники. Авионика, архитектура кабины истребителя и система управления огнем превосходят таковые в любом другом боевом самолете китайской разработки. В частности, информация о параметрах полёта и тактической обстановке выводится на три многофункциональных дисплея и проецируется на индикатор на фоне лобового стекла. Самолёт оснащен навигационным оборудованием GPS/INS, цифровым вычислителем параметров полета и системой оповещения об облучении РЛС ARW9101. По китайскому заказу российская корпорация «Фазотрон-НИИР» создала для самолёта многофункциональную РЛС РП-35 «Жемчуг» с фазированной антенной решеткой. Разработчик утверждает, что она способна сопровождать до 24 воздушных целей, а также может работать «по земле». В то же время, в КНР завершается разработка собственной РЛС JL-10A (в ряде источников - «Изделие 1473») с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» порядка 100 км, способной одновременно сопровождать до 10 целей и обстреливать четыре из них. Для будущих экспортных поставок рассматривается применение и иных РЛС: российской Н010 «Жук 10ПД», израильской IAI Elta EL/M-2023 и итальянской Galileo Avionica Grifo 2000, однако закупить последние две может оказаться проблематично по политическим причинам.
Силовая установка - российский двигатель АЛ-31ФН, Согласно первому контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, в 2002-2004 гг было поставлено 54 таких двигателя. После этого был подписан контракт на приобретение еще 100 моторов. Всего же потребности Китая оцениваются примерно в 250-300 единиц. Китайцы надеются, что со временем экспортируемые из России двигатели они заменят аналогичными отечественными WS-10ATai Hang. В конце 2006 г. появилась информация о новом варианте Chengdu J-10 , получившем наименование Super 10. Этот самолет отличается установкой нового двигателя АЛ-31ФН М1 с максимальной форсажной тягой, увеличенной с 12550 кгс до 13500 кгс. Согласно другим источникам, Super 10 - истребитель, который будет оснащен вариантом АЛ-31 с отклоняемым вектором тяги.
Внутренний запас топлива на самолёте Chengdu J-10 составляет 4950 л. Помимо этого, на внутренних подкрыльевых и центральном подфюзеляжном пилоне могут подвешиваться дополнительные топливные баки. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета самолет планируется оснастить системой приема топлива в полете. Один из прототипов Chengdu J-10 (J-10 06) был соответствующим образом доработан и получил фиксированную штангу топливоприемника. Испытания по приему топлива от танкера на базе бомбардировщика H-6U (Ту-16) прошли над полигоном в пустыне Гоби.
Встроенное вооружение самолёта Chengdu J-10A состоит из двухствольной 23-мм пушки, расположенной под фюзеляжем на специальном легкосъемном лафете. В её очертаниях легко угадывается известная советская пушка ГШ-2-23, ранее широко применяемая на истребителях семейств МиГ-21 и МиГ-23, Подвесное вооружение общей массой до 4500 кг может размещаться на 9 пилонах: шести крыльевых, двух - по бокам воздухозаборника и центральном подфюзеляжном. Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести 2-4 УР среднего радиуса действия с радиолокационной ГСН PL-11 (лицензионная итальянская УР Aspide Mk.1) или PL-12 (SD-10 или ShanDian-10) китайской разработки. Для ближнего боя применяются УР PL-8 с ИК ГСН (лицензионные израильские Python 3), располагаемые на внешних крыльевых пилонах. Самолёт способен применять и российские УР Р-73 и Р-77, а также американские «Сайдвиндер» и «Спарроу», Для нанесения ударов по наземным целям арсенал самолёта Chengdu J-10A дополнен свободнопадающими и корректируемыми (с лазерной ГСН) авиабомбами LT-2 и LS-6, а также НАР. Для уничтожения надводных целей возможно использование твердотопливных УР YJ-8K и С-801К, а также противокорабельной УР С-802, оснащенной ТРД. Для поражения наземных РЛС истребитель может оснащаться УР YJ-9. Во всех случаях применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» с Chengdu J-10A в нынешней конфигурации необходимо либо использование подвесных контейнеров с системой наведения, либо независимое целеуказание с борта другого самолёта или с земли.
Программа самолёта продолжает развиваться. В конце 2006 г появилась информация, что на базе будущего двухдвигательного варианта Chengdu J-10 будет создан истребитель палубного базирования. А в опубликованной во время авиасалона Aero India 2007 статье отмечается, что на основе Chengdu J-10 создается также истребитель-бомбардировщик Q-10 (Qian Shi-10).
Тактико-технические характеристики Chengdu J-10
Экипаж: 1 человек
Длина: 16,43 м
Размах крыла: 9,75 м
Высота: 5,43 м
Площадь крыла: 33,05 м
Масса пустого: 9 800 кг
Масса снаряжённого: 18 000 кг
Максимальная взлётная масса: 19 277 кг
Объём топливных баков: 2 624 л (4 165 л ПТБ)
Двигатели: 1 ТРДДФ Сатурн-Люлька АЛ-31ФН или Woshan WS-10A «Taihang»
Тяга максимальная: 89,43 кН (7600 кгс)
Тяга на форсаже: 122,5 кН (12500 кгс)
Максимальная скорость: 2,0 М
Крейсерская скорость: 1110 км/ч
Посадочная скорость: 235 км/ч
Боевой радиус: 800 км
Практическая дальность: 2 000 км (без дозаправки)
Практический потолок: 18 000 м
Тяговооружённость: 0,69 (на форсаже со снаряженной массой 18000кг)
Вооружение
Пушечное: 1 двухствольная 23 мм пушка
Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем)
Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения:
Ракеты:
воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
управляемые (LT-2, LS-6) и свободнопадающие бомбы
Типовая боевая нагрузка:
Завоевание превосходства в воздухе и перехват:
4x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 1x 800 л ПТБ
2x PL-11 или PL-12 MRAAM + 2x PL-8 SRAAM + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
Удар по наземной цели:
2x PL-8 SRAAM + 6x 250 кг + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ
2x PL-8 SRAAM + 2x 500 кг (LT-2) + 2x 1 600 л и 1x 800 л ПТБ + лазерная система целеуказания
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ CHENGDU J-10 (КИТАЙ)
MULTIPURPOSE FIGHTER CHENGDU J-10 (CHINA)
24.09.2013
Китайская компания Chengdu Aircraft Industry Group построит 1200 истребителей J-10 для противостояния тайваньским F-16, сообщает wantchinatimes.com со ссылкой на газету Want Daily. Московская радиостанция «Голос России» говорит, что J-10A оснащены турбореактивным двигателем АЛ-31ФН компании «Люлька-Сатурн», импортируемых из России из-за трудностей с созданием в Китае двигателя WS-10 Taihang. Новый вариант J-10B будет оснащен двигателем Taihang. Старший вице-президент China Aviation Industry Corporation Гэн Ругуанг (Geng Ruguang) заявил, что создание J-10, двигателя Taihang и ракеты PL-12 класса «воздух-воздух» вывело Китай на 4-е место среди стран мира, разрабатывающих и производящих передовые истребители.
11.10.2013
Жесткие условия предоставления кредита Международного валютного фонда (МВФ) Пакистану и опасения по поводу «непроверенных технологий» могут задержать реализацию контракта с Китаем на поставку 36 многоцелевых истребителей J-10B Vigorous Dragon на сумму 1,4 млрд долл США, сообщает Defense News 9 октября. Как считают аналитики, предварительное соглашение было заключено в 2009 году.
Современные экономические условия в Пакистане «исключают приобретение новых систем оружия в ближайшие два-три года», сказал отставной коммодор ВВС Пакистана, бывший летчик-истребитель и летчик-испытатель, ныне независимый военный эксперт Каисер Туфаил (Kaiser Tufail). По условиям кредита МВФ, правительство столкнется с суровыми ограничениями по расходной части бюджета, в том числе на приобретение военной техники
Chengdu J-10 — всепогодный многоцелевой истребитель поколения 4,5. Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). Экспортное обозначение самолёта F-10. На западе известен под названием «Стремительный дракон» (англ. Vigorous Dragon).
Программа разработки самолёта была рассекречена 29 декабря 2006 года. Прототипом послужил израильский истребитель IAI Lavi. Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 года.
В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя нового поколения, по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как «Рафаль», EF2000 или МиГ-29М. Разумеется, столь сложную задачу в КНР могли решить лишь в кооперации с зарубежными фирмами, владеющими наиболее современными технологиями самолетостроения. При создании этой машины возник, пожалуй, наиболее необычный международный симбиоз, объединяющий китайских, российских и израильских специалистов.
За основу конструкции нового китайского истребителя был взят израильский самолет IAI «Лави», работы над которыми в Израиле были прекращены под давлением США в 1987 году. Первая информация о новом китайском истребителе появилась в открытой печати в октябре 1994 года, когда со ссылкой на американскую космическую разведку было сообщено, что в Чэнду строится самолет, своими очертаниями и размерами напоминающий истребитель Еврофайтер EF2000 или Дассо «Рафаль».
В дальнейшем стало известно, что в формировании облика нового самолета J-10 принимали участие специалисты израильской фирмы IAI, передавшие Китаю технологию своего истребителя «Лави». В программе приняла участие и российская авиационная промышленность. В частности, новый самолет было решено оснастить российским ТРДД АЛ-31Ф, устанавливаемым и на истребителях Су-27 ВВС Китая. Сообщалось о переговорах о покупке лицензии на выпуск этого двигателя на китайских предприятиях, однако Россия не проявляет особой заинтересованности в передаче КНР новейших технологий в области авиационного двигателестроения.
На самолете планируется установить и российскую БРЛС «Жемчуг», разработанную объединением «Фазотрон». Эта станция является вариантом БРЛС «Жук», которая устанавливается на другом китайском истребителе — F-8IIM. В качестве альтернативного варианта, а также для установки на самолетах, предназначенных на экспорт, рассматривается возможность использования варианта израильской радиолокационной станции Элта EL/M-2032, в свое время разработанной для истребителя «Лави».
Будет заказано приблизительно 300 истребителей, которые дополнят более мощные и тяжелые самолеты Су-27. Таким образом, в Китае в начале XXI века будет сформирована истребительная «триада», включающая массовый и дешевый легкий истребитель FC-1, в значительной степени ориентируемый на экспорт, тяжелый «элитный» истребитель Су-27СК (J-11) и промежуточный «средний» истребитель J-10, который станет, очевидно, наиболее массовым боевым самолетом ВВС Китая. Существуют планы закладки с 2005 году двух авианосцев для китайского флота. Предполагается, что для оснащения этих кораблей может быть создан и палубный вариант самолета J-10A (возможно, двухдвигательный c РД-33/РД-93).
В более отдаленной перспективе, к 2015 году, по данным военно-морской разведки США, в Китае планируется создание более тяжелого истребителя пятого поколения, известного как XXJ. Самолет, выполненный с широким использованием технологии «стелс», должен иметь два двигателя, треугольное крыло, «утопленные» малозаметные воздухозаборники и двухкилевое оперение. Истребитель может быть выполнен как в двухместном, так и в одноместном вариантах. Предполагается, что работа по его созданию ведется при участии ОКБ завода в Чэнжу. Альтернативный вариант разрабатывается, вероятно, в Шэньяне. Конструкция. Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с треугольным среднерасположенным крылом, стреловидным, близкорасположенным к крылу ПГО и однокилевым вертикальным оперением.
Крыло имеет вихреобразующий «клык» на передней кромке. Оно оснащено двухсекционным отклоняемым носком и элевонами. Вертикальное оперение имеет развитый форкиль. В корневой части киля расположен контейнер с тормозным парашютом. По бокам фюзеляжа, в районе киля. имеется два тормозных щитка. В хвостовой части фюзеляжа расположены два аэродинамических гребня.
Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРДДФ АЛ-31Ф (1х12500 кгс). Воздухозаборник — подфюзеляжный нерегулируемый. Под крылом и под фюзеляжем (на центральном узле) возможна подвеска трех ПТБ. Самолет может быть оборудован топливоприемником системы дозаправки в воздухе методом «шланг-конус». Бортовое оборудование. Имеется многофункциональная импульсно-доплеровская БРЛС «Жемчуг», способная действовать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям. Дальность обнаружения воздушной цели составляет 100 км, при наведении на 12 целей и одновременной атаке 4-6 целей. Вооружение. На семи узлах внешней подвески возможно размещение УР класса «воздух-воздух» PL-7, PL-10, PL-11, P-27 и Р-73, а также ракет класса «воздух-поверхность», НАР, свободнопадающие бомбы и другое вооружение.
Первый полет прототипа самолета состоялся 23 марта 1998 года. В ноябре 2002 г. ожидается публичный дебют J-10 на авиасалоне в Чжухае. В преддверии этого события стала доступной дополнительная информация о программе разработки самолета. Проектирование китайского «противовеса» МиГ-29 и Су-27 началось в начале 80-х годов. Самолет создавался как истребитель завоевания превосходства, но распад Советского Союза заставил Китай пересмотреть требования к перспективному истребителю в сторону усиления его многофункциональности. Первый прототип, представлявший собой «клона» израильского «Лави», был изготовлен в 1993 г., однако близкое знакомство с Су-27 заставило китайцев в значительной степени пересмотреть проект. Первый официальный полет прототип J-10 совершил 23 марта 1998 г. В ходе разработки и испытаний наибольших усилий потребовала доводка электродистанционной системы управления. Израильский «Лави» имел аналогичную систему, но в свое время США категорически запретили передавать документацию на ЭДСУ в Красный Китай. Из-за отказа системы управления разбился один опытный самолет. В программе летных испытаний задействовано, по различным оценкам, от шести до десяти прототипов. Не исключается, что уже в 2005 г. на вооружении ВВС Китая будет состоять до 30 истребителей J-10, а общее количество самолетов, предназначенных для удовлетворения собственных потребностей, достигнет 500! В конце 2001 г. Китай получил первый из 54 заказанных фирме Люлька-Сатурн двигателей АЛ-31ФН, предназначенных для установки на серийные истребители. Всего же Китай намерен закупить порядка 300 двигателей АЛ-31.
В тактическом плане ожидается, что самолеты J-10 заменят в ВВС Китая истребители-бомбардировщики J-6 и Q-5. Действуя в одних боевых порядках с многофункциональными истребителями Су-27МКК и J-8IIC, новейшие истребители-бомбардировщики будут представлять серьезнейшую угрозу Тайваню. На Формозе уже провели сравнительное моделирование воздушных боев J-10 с самолетами F-16 и «Чинь-Куо», результаты показали, что самолет из континентального Китая обладает рядом несомненных преимуществ: лучшей маневренностью, наличием нашлемной прицельной системы.
На мировом рынке авиационной техники истребитель J-10 может составить конкуренцию Тайфуну, Гриппену, Рафалю, F-16, F/A-18 и МиГ-29. В числе наиболее вероятных заказчиков J-10 называют Таиланд, Пакистан и Иран. Командующий ВВС Таиланда ознакомился с самолетом и дал ему высокую оценку еще до первого полета, в 1997 г. Скорее всего, на экспортных машинах будут устанавливать китайские двигатели WP-15, имеющие меньшую чем АЛ-31, тягу, и китайские РЛС. В случае реализации амбициозных планов по вводу в состав ВМС Китая авианесущего корабля возможно появление «маринизированного» двухместного варианта истребителя J-10 с двигателем РД-33 или АЛ-41. Ведутся работы по созданию двухдвигательной модификации, ориентированной, прежде всего, на нанесение ударов по наземным целям. Скорее всего, два движка будет иметь и авианосный вариант J-10. Появление J-10 является прямым следствием грандиозных экономических успехов страны. В конце XX века Китай стремительно вошел в число лидеров мировой экономики — сегодня уже никто не вспомнит анекдот о запуске спутника миллионом китайцев из гигантской рогатки. В конце XX века появился и первый китайский реактивный истребитель мирового уровня, абсолютно сравнимый по всем характеристикам с изделиями ведущих мировых авиастроительных фирм.
Модификации:
J-10A Одноместный многоцелевой истребитель. Экспортное наименование F-10A.
J-10B Двухместный самолёт для решения задач обучения, РЭБ, наведения и целеуказания, а также для нанесения ударов по наземным целям. Экспортное наименование F-10B.
J-10C Палубная модификация истребителя.
Super-10 Рзрабатываемый малозаметный истребитель пятого поколения, оснащённый двигателем с управляемым вектором тяги, РЛС с фазированной решёткой.
J-10S Fighter-Trainer Двухместный самолёт для решения задач обучения, а также для нанесения ударов по наземным целям.
Напомним, что свой первый полет китайский истребитель совершил 28 июня 2002 года. Вслед за испытаниями Америка обрушилась на Израиль с новыми обвинениями. В Пентагоне уверены, что ближневосточный союзник сознательно передал китайцам чертежи и прочие документы, касающиеся истребителя «Лави». Теперь об этом могут пожалеть и в самом Иерусалиме.
Проект «Лави» появился на свет в 1980 году, когда министром обороны Израиля был Эзер Вейцман. Чиновник предложил создать одномоторный, многофункциональный истребитель, основными качествами которого была бы дешевизна и надежность. В ЦАХАЛе планировали использовать новую «железную птицу» для патрульных миссий в приграничных районах.
Финансированием проекта, по традиции, занимались США. После семи лет планирования и разработок из пяти моделей нового истребителя были выбрано две. Однако самолет так и не пополнил арсенал израильской армии. В 1987 году в связи с бюджетным дефицитом и конфликтом с США проект был заморожен.
Экипаж: 1 человек
Длина: 14,57 м
Размах крыла: 8,78 м
Высота: 4,78 м
Площадь крыла: 33,05 м?
Масса пустого: 9 800 кг
Масса снаряжённого: 18 000 кг
Максимальная взлётная масса: 19 277 кг
Объём топливных баков: 2 624 л (4 165 л ПТБ)
Двигатели: 1? ТРДДФ Сатурн-Люлька АЛ-31ФН или Woshan WS-10A «Taihang»
Тяга максимальная: 89,43 кН (7600 кгс)
Тяга на форсаже: 122,5 кН (12500 кгс)
Максимальная скорость: 2,0 М
Крейсерская скорость: 1110 км/ч
Посадочная скорость: 135 км/ч
Боевой радиус: 1 800 км
Перегоночная дальность: 3 000 км (без дозаправки)
Продолжительность полёта:
Практический потолок: 18 000 м
Нагрузка на крыло: 335 кг/м?
Тяговооружённость: 0,98 (на форсаже)
Вооружение Пушечное: 1? двухствольная 23 мм пушки Точки подвески: 11 (по 3 под каждым полукрылом и 5 под фюзеляжем) Боевая нагрузка: 7 260 кг различного вооружения: Ракеты: воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73 воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР управляемые (LT-2, LS-6) и свободнопадающие бомбы Типовая боевая нагрузка: Завоевание превосходства в воздухе и перехват: 4? PL-11 или PL-12 MRAAM + 2? PL-8 SRAAM + 1? 800 л ПТБ 2? PL-11 или PL-12 MRAAM + 2? PL-8 SRAAM + 2? 1 600 л и 1? 800 л ПТБ Удар по наземной цели: 2? PL-8 SRAAM + 6? 250 кг + 2? 1 600 л и 1? 800 л ПТБ 2? PL-8 SRAAM + 2? 500 кг (LT-2) + 2? 1 600 л и 1? 800 л ПТБ + лазерная система целеуказания
Источники:
1. Defencetalk.com Информационный сайт
2. Уголок Неба Авиационный сайт
Поддержать
Долгие годы китайские конструкторы авиации брали за основу дальнейшего развития американские и российские самолеты. Схема была отточена до совершенства, заключалось лицензионное соглашение с иностранными государствами, у конструкторских бюро выкупались чертежи и спустя год-два клоны "мигов" бороздили небо Поднебесной. Но пришло время, когда статус одного из экономических и геополитических лидеров уже не позволял Китаю опираться на западные умы, было необходимо создать свою авиацию, насколько это возможно.
Одним из первых "чистокровных" китайцев стал "Чэнду" или "Chengdu J-10", всепогодный многоцелевой истребитель.
Его разработка началась в конце 80-х годов прошлого века, а конечной целью должен был стать самолет, который бы не уступал по летным и боевым качествам российскому "МиГ-29М" и европейскому "EF2000". На создание самолета были брошены самые ведущие внутренние конструкторские бюро в Ченгду и Шеньяне и зарубежные: ОКБ им. Микояна и ЦАГИ, израильский концерн IAI и несколько ведущих летных институтов в США.
Некоторая непоследовательность решений, в частности с привлечением такого числа заведомо конкурирующих КБ, значительно увеличила время создания даже предварительных чертежей. Например, вплоть до середины 90-х годов планировалось установить на самолет двигатель американской системы, но трудности в переговорах с НИИ США подтолкнули на использование российского двигателя, схожего с двигателями "МиГ-29". Вместе с тем, использование последнего двигателя с особенностями конструкции "Чэнду J-10" позволило развить самолету уникальную маневренность, совсем не свойственную универсальным истребителям.
Первый полет "стремительный дракон" совершил на сверхсекретном полигоне в Чжухае в 1999 году, и такое длительное ожидание было более чем оправдано. Ведь, если изначально ориентиром для "Чэнду" были истребители поколения 3+ и 4, то готовый продукт был готов соперничать и с 4+ поколением иностранных самолетов, таких как F-16 Fighting Falcon, МиГ-35, Dassault Rafale. Такая конструкторская удача сразу нашла отклик и на зарубежном рынке: в 2005 - 2006 годах Пакистаном было закуплено свыше 40 новых самолетов.
На вооружение Китая самолет поступил в 2005 году, причем не проходило и года, чтобы китайские КБ не придумывали новые улучшения и модернизаций узлов самолета. Например, в 2009 году было обнародовано использование РЛС или, проще говоря, радаров с более надежной системой - активной фазированной решеткой. Создание такой системы автоматически вводит Китай в ранг стран с самыми передовыми военными технологиями и абсолютно независимыми от результатов других стран КБ. Также в 2009 году на выставке в Чжухае китайские оружейники показали инновационный многофункциональный дисплей с технологией "слияния данных". Как несложно догадаться, на данный дисплей выводится без преувеличения вся информация необходимая пилоту от возможного обледенения корпуса до количества захваченных им целей.
С учетом всех последних модернизаций и доработок технические характеристики "Чэнду J-10" выглядит следующим образом:
Длина корпуса 16.43 метра, а размах крыльев 9.75 метра, что делает его несколько больше чем американский F-16C, но меньше отечественного МиГ-29М.
Максимальная летная масса равняется 19.21 тонне, против 21.3 у F-16C и почти 23 тонн у МиГа.
Максимальная скорость полета около 2100 километров в час, ровно как у F-16C, но значительно меньше, чем у МиГ-29М с его 2500 километрами.
Подвесное вооружение более скромное, чем у аналогов - расплата за великолепную маневренность - 1 × двуствольная авиационная 23-мм пушка, 6 видов ракет типа воздух-воздух и воздух-земля.
Если давать оценку самолету через призму его международных конкурентов, то можно смело сказать, что грезы китайских ВВС о "практически собственном" самолете сбылись. Более того, успешность самолета заключается не только в самостоятельном создании КБ КНР, а в его реальных замечательных технических решениях и непрекращающихся усовершенствованиях. Made in China - теперь знак качества!