Как сложить числа с разными знаками примеры. Записи с меткой "сложение чисел с разными знаками"
формирование знаний о правиле сложения чисел с разными знаками, умений применять его в простейших случаях;
развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Ровно встали,
Тихо сели.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давай повернемся к ним и улыбнемся друг другу. Итак, мы начинаем наш урок.
Слайд 2 - Эпиграф урока: «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.»
Роман Сеф (детский писатель)
Слад 3 - Предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Правила игры : нужно разделить слова на две группы: выигрыш, ложь,тепло, отдал, правда, добро, проигрыш, взял, зло, холодно, положительное, отрицательное.
Противоречий в жизни много. С их помощью мы определяем окружающую действительность. Для нашего занятия мне необходимо последнее: положительное – отрицательное.
О чем мы говорим в математике, когда употребляем эти слова? (О числах.)
Великий Пифагор утверждал: «Числа правят миром». Я предлагаю поговорить о самых загадочных числах в науке – о числах с разными знаками. - Отрицательные числа появились в науке, как противоположность к положительным. Их путь в науку был труден, потому что даже многие ученые не поддерживали идей об их существовании.
Какие понятия и величины люди измеряют положительными и отрицательными числами? (заряды элементарных частиц, температуру, убытки, высоту и глубину и т.д.)
Слайд 4- Слова противоположные по значению – антонимы (таблица).
2.Постановка темы урока.
Слайд 5(работа с таблицей)
– Какие числа изучали на предыдущих уроках?
– Какие задания, связанные с положительными и отрицательными числами вы умеете выполнять?
– Внимание на экран. (Слайд 5)
– Какие числа представлены в таблице?
– Назовите модули чисел, записанных по горизонтали.
– Укажите наибольшее число, укажите число с наибольшим модулем.
– Ответьте на те же вопросы для чисел, записанных по вертикали.
– Всегда ли наибольшее число и число с наибольшим модулем совпадают?
– Найдите сумму положительных чисел, сумму отрицательных чисел.
– Сформулируйте правило сложения положительных чисел и правило сложения отрицательных чисел.
– Какие числа осталось сложить?
– Умеете ли вы их складывать?
– Знаете ли вы правило сложения чисел с разными знаками?
– Сформулируйте тему урока.
– Какую цель вы перед собой поставите? .Подумайте, что мы будем делать сегодня? (Ответы детей). Сегодня мы продолжаем знакомиться с положительными и отрицательными числами. Тема нашего урока “Сложение чисел с разными знаками.” А наша цель: научиться без ошибок, складывать числа с разными знаками. Записали в тетрадь число и тему урока
.
3.Работа по теме урока .
Слайд 6.
– Применяя данные понятия, найдите результаты сложения чисел с разными знаками на экране.
– Какие числа являются результатом сложения положительных чисел, отрицательных чисел?
– Какие числа являются результатом сложения чисел с разными знаками?
– От чего зависит знак суммы чисел с разными знаками? (Слайд 5)
– От слагаемого с наибольшим модулем.
– Это как при перетягивании каната. Побеждает сильнейший.
Слайд 7 – Поиграем. Представьте, что вы перетягиваете канат.. Учитель. Соперники обычно встречаются на соревнованиях. И мы сегодня побываем с вами на нескольких турнирах. Первое, что нас ждет – это финал конкурса по перетягиванию каната. Встречаются Иван Минусов под номером -7 и Петр Плюсов под номером +5. Как вы думаете, кто победит? Почему? Итак, победил Иван Минусов, он действительно оказался сильнее соперника, и смог перетащить его на свою отрицательную сторону ровно на два шага.
Слайд 8.- . А теперь побываем на других соревнованиях. Перед вами финал состязания по стрельбе. Лучшими в этом виде оказались Минус Тройкин с тремя воздушными шарами и Плюс Четвериков, имеющий в запасе четыре воздушных шарика. А здесь ребята, как вы думаете, кто станет победителем?
Слайд 9 - Соревнования показали, что в них побеждает сильнейший. Так и при сложении чисел с разными знаками: -7 + 5 = -2 и -3 + 4 = +1. Ребята, как же складываются числа с разными знаками?Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель формулирует правило, приводит примеры.
10 + 12 = +(12 – 10) = +2
4 + 3,6 = -(4 – 3,6) = -0,4
Учащиеся в процессе демонстрации могут комментировать решение, появляющееся на слайде.
Слайд 10 - Учитель- поиграем ещё в одну игру «Морской бой». К нашему побережью приближается вражеский корабль, его необходимо подбить и потопить. Для этого у нас есть пушка. Но чтобы попасть в цель необходимо произвести точные расчеты. Какие вы сейчас увидите. Готовы? Тогда вперед! Прошу не отвлекаться, примеры меняются ровно через 3 сек. Все готовы?
Учащиеся по очереди выходят к доске и вычисляют примеры, появляющиеся на слайде. – Назовите этапы выполнения задания.
Слайд 11-
Работа по учебнику: стр.180 п.33 , прочитать правило сложения чисел с разными знаками. Комментирует правило.
– В чём отличие правила, предложенного в учебнике, от составленного вами алгоритма? Рассмотреть примеры в учебнике с комментарием.
Слайд 12- Учитель-А теперь ребята давайте проведем эксперимент. Но не химический, а математический! Возьмем числа 6 и 8, знаки плюс и минус и все хорошенько перемешаем. Получим четыре примера-опыта. Проделайте их у себя в тетради.(двое учащихся решают на крыльях доски, затем ответы проверяются). Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? (Роль знаков). Проведем ещё 2 эксперимента , но с вашими числами (выходят по1 человеку к доске). Придумаем друг другу числа и проверим результаты эксперимента (взаимопроверка).
Слайд 13 .- На экран выводится правило в стихотворной форме .
4.Закрепление темы урока.
Слайд 14 – Учитель- «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!» Сейчас, ребята, мы поделимся с вами на две команды. Мальчики будут в команде Деда Мороза, а девочки – Солнышка. Ваша задача, не вычисляя примеры, определить в каких из них получатся отрицательные ответы, а в каких - положительные и выписать в тетрадь буквы этих примеров. Мальчики соответственно – отрицательные, а девочки – положительные(выдаются карточки с приложения). Проводится самопроверка.
Молодцы! Чутьё на знаки у вас отличное. Это поможет вам выполнить следующее задание
Слайд 15 - Физкульминутка. -10, 0,15,18,-5,14,0,-8,-5 и т. д.(отрицательные числа- приседают, положительные числа- подтягиваются вверх, подпрыгивают)
Слайд 16 -Решить 9 примеров самостоятельно (задание на карточках в приложении). 1человек у доски. Сделать самопроверку. Ответы выводятся на экран, ошибки учащиеся исправляют в тетради. Поднимите руки, у кого верно. (Отметки выставляются только за хороший и отличный результат)
Слайд 17 -Правильно решать примеры нам помогают правила. Давайте их повторим На экране алгоритм сложения чисел с разными знаками.
5.Организация самостоятельной работы.
Слайд 18 -Ф ронтальная работа через игру «Отгадай слово» (задание на карточках в приложении) .
Слайд 19 - Должна получиться оценка за игру - «пятёрочка»
Слайд 20 -А теперь,внимание. Домашнее задание. Домашнее задание не должно вызвать у вас затруднений.
Слайд 21 - Законы сложения в физических явлениях. Придумайте примеры на сложение чисел с разными знаками и задайте их друг другу. Что нового вы узнали? Достигли ли мы поставленной цели?
Слайд 22 - Вот и кончился урок,подведем сейчас итог. Рефлексия. Учитель комментирует и выставляет оценки за урок.
Слайд 23 - Спасибо за внимание!
Желаю вам, чтобы в вашей жизни было больше положительного и меньше отрицательного, Хочу сказать вам, ребята, спасибо за вашу активную работу. Я думаю, что вы легко сможете применить полученные знания на последующих уроках. Урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания!
План урока:
I. Организационный момент
Проверка индивидуального домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Взаимотренаж. Контрольные вопросы (парная
организационная форма работы – взаимопроверка).
2. Устная работа с комментированием (групповая
организационная форма работы).
3. Самостоятельная работа (индивидуальная
организационная форма работы, самопроверка).
III. Сообщение темы урока
Групповая организационная форма работы, выдвижение гипотезы, формулирование правила.
1. Выполнение тренировочных заданий по учебнику
(групповая организационная форма работы).
2. Работа сильных обучающихся по карточкам
(индивидуальная организационная форма работы).
VI. Физпауза
IX. Домашнее задание.
Цель: формирование навыка сложения чисел с разными знаками.
Задачи:
- Сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
- Отрабатывать умение складывать числа с разными знаками.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать умение работать в паре, взаимоуважение.
Материал к уроку: карточки для взаимотренажа, таблицы результатов работы, индивидуальные карточки на повторение и закрепление материала, девиз для индивидуальной работы, карточки с правилом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Начнём урок с проверки
индивидуального домашнего задания. Девизом
нашего урока будут слова Яна Амоса Каменского.
Дома вам нужно было подумать над его словами. Как
вы его понимаете? («Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»)
–
Как вы понимаете слова автора? (Если мы
не узнаём ничего нового, не получаем новые
знания, то этот день можно считать пропавшим или
несчастным. Надо стремиться к получению новых
знаний).
– И сегодняшний день не будет несчастным потому,
что мы опять будем узнавать что-то новое.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
– Для того чтобы изучать новый материал, надо
повторить пройденный.
Дома было задание – повторить правила и сейчас
вы покажете свои знания, поработав с
контрольными вопросами.
(Контрольные вопросы по теме «Положительные и отрицательные числа»)
Работа в паре. Взаимопроверка. Результаты работы отмечают в таблице)
Как называются числа расположенные справа от начала координат? | Положительные |
Какие числа называют противоположными? | Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными |
Что называют модулем числа? | Расстояние от точки А(а) до начала отсчёта, т. е. до точки О(0), называют модулем числа |
Как обозначают модуль числа? | Прямыми скобками |
Сформулируй правило сложения отрицательных чисел? | Чтобы сложить два отрицательных числа надо: сложить их модули и поставить знак минус |
Как называются числа расположенные слева от начала координат? | Отрицательные |
Какое число противоположно нулю? | 0 |
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? | Нет. Расстояние не бывает отрицательным |
Назови правило сравнения отрицательных чисел | Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше и меньше то, у которого модуль больше |
Чему равна сумма противоположных чисел? | 0 |
Ответы на вопросы «+» правильно, «–» неправильно Критерии оценки: 5 – «5»; 4 – «4»;3 – «3»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Оценка | |
К/вопросы | ||||||
Сам/работа | ||||||
Инд/ работа | ||||||
Итог |
– Какие вопросы были наиболее трудными?
– Что нужно для успешной сдачи контрольных
вопросов? (Знать правила)
2. Устная работа с комментированием
– 45 + (– 45) = (– 90)
– 100 + (– 38) = (– 138)
– 3, 5 + (–2, 4) = (– 5,9)
– 17/70 + (– 26/70) = (– 43/70)
– 20 + (– 15) = (– 35)
– Какие знания вам были нужны для решения 1-5 примеров?
3. Самостоятельная работа
– 86, 52 + (– 6, 3) = | – 92,82 |
– 49/91 + (– 27/91) = | – 76/91 |
– 76 + (– 99) = | – 175 |
– 14 + (– 47) = | – 61 |
– 123,5 + (– 25, 18) = | – 148,68 |
6 + (– 10) = |
(Самопроверка. Открыть во время проверки ответы)
– Почему последний пример вызвал у вас
затруднение?
– Сумму каких чисел нужно найти, а сумму каких
чисел мы знаем, как находить?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем правило сложения чисел с разными знаками. Будем учиться складывать числа с разными знаками. Самостоятельная работа в конце урока покажет ваши успехи.
IV. Изучение нового материала
– Откроем тетради, запишем дату, классная
работа, тему урока «Сложение чисел с разными
знаками».
– Что изображено на доске? (Координатная
прямая)
– Докажите, что это координатная прямая? (Есть
начало отсчёта, направление отсчёта, единичный
отрезок)
– Сейчас мы с вами вместе будем учиться
складывать числа с разными знаками с помощью
координатной прямой.
(Объяснение обучающихся под руководством учителя.)
– Найдём на координатной прямой число 0. К 0 надо
прибавить число 6. Делаем 6 шагов в правую сторону
от начала координат, т.к. число 6 – положительное
(ставим цветной магнитик на получившееся число 6).
К 6 прибавим число (– 10), делаем 10 шагов в левую
сторону от начала координат, т. к. (– 10) число
отрицательное (ставим цветной магнитик на
получившееся число (– 4).)
– Какой получили ответ? (– 4)
– Как получили число 4? (10 – 6)
Сделайте вывод: Из числа с большим модулем вычли
число с меньшим модулем.
– Как в ответе получили знак минус?
Сделайте вывод: Взяли знак у числа с большим
модулем.
– Запишем пример в тетрадь:
6 + (–10) = – (10 – 6) = – 4
10 + (–3) = + (10 – 3) = 7 (Аналогично решаем)
Принята запись:
6 + (– 10) = – (10 – 6) = – 4
10 + (– 3) = + (10 – 3) = 7
– Ребята, вы сейчас сами сформулировали правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовём гипотезой . Вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно учёным выдвинули гипотезу и открыли новое правило. Сверим вашу гипотезу с правилом (листок с отпечатанным правилом лежит на парте). Прочитаем хором правило сложения чисел с разными знаками
– Правило очень важное! Оно позволяет сложить
числа разных знаков без помощи координатной
прямой.
– Что не понятно?
– Где можно сделать ошибку?
– Для того чтобы правильно и без ошибок
вычислять задания с положительными и
отрицательными числами, надо знать правила.
V. Закрепление изученного материала
– Сможете ли вы найти сумму этих чисел на
координатной прямой?
– С помощью координатной прямой такой пример
решить трудно, поэтому будем использовать при
решении открытое вами правило.
Задание написано на доске:
Учебник – с. 45; № 179 (в, г); № 180 (а, б); № 181 (б, в)
(Сильный ученик работает на закрепление данной
темы с дополнительной карточкой.)
VI. Физпауза (Выполняют стоя)
– Человек обладает положительными и
отрицательными качествами. Распределите эти
качества на координатной прямой.
(Положительные качества – справа от начала
отсчёта, отрицательные – слева от начала
отсчёта.)
– Если качество отрицательное – хлопаем один
раз, положительное – два раза. Будьте
внимательны!
– Доброта
, злость, жадность, взаимовыручка
,
взаимопонимание
, грубость, и, конечно же, сила
воли
и стремление к победе
, которые
вам сейчас потребуются, так как впереди у вас
самостоятельная работа)
VII. Индивидуальная работа с последующей
взаимопроверкой
Вариант 1 | Вариант 2 |
– 100 + (20) = | – 100 + (30) = |
100 + (– 20) = | 100 + (– 30) = |
56 + (– 28) = | 73 + (– 28) = |
4,61 + (– 2,2) = | 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 65 = | – 43 + 35 = |
Индивидуальная работа (для сильных обучающихся) с последующей взаимопроверкой
Вариант 1 | Вариант 2 |
– 100 + (20) = | – 100 + (30) = |
100 + (– 20) = | 100 + (– 30) = |
56 + (– 28) = | 73 + (– 28) = |
4,61 + (– 2,2) = | 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 65 = | – 43 + 35 = |
100 + (– 28) = | 100 + (– 39) = |
56 + (– 27) = | 73 + (– 24) = |
– 4,61 + (– 2,22) = | – 5, 74 + (– 3,15) = |
– 43 + 68 = | – 43 + 39 = |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Я считаю, что вы поработали активно,
старательно, участвовали в открытии новых
знаний, высказывали свое мнение, сейчас я могу
оценить вашу работу.
– Скажите, ребята, что эффективнее: получать
готовую информацию или размышлять самим?
– Что нового мы узнали на уроке? (Научились
складывать числа с разными знаками.)
– Назовите правило сложения чисел с разными
знаками.
– Скажите, наш урок сегодня не зря прошёл?
– Почему? (Получили новые знания.)
– Вернемся к девизу. Значит, Ян Амос Каменский
был прав, когда сказал: «Считай несчастным тот
день или тот час, в который ты не усвоил ничего
нового и ничего не прибавил к своему
образованию».
IX. Домашнее задание
Выучить правило (карточка), с.45, №184.
Индивидуальное задание – как вы понимаете слова
Роджера Бэкона: «Человек, не знающий
математику, не способен ни к каким другим наукам.
Более того, он даже не способен оценить уровень
своего невежества?
Дроби — это обычные числа, их тоже можно складывать и вычитать. Но из-за того, что в них присутствует знаменатель, здесь требуются более сложные правила, нежели для целых чисел.
Рассмотрим самый простой случай, когда есть две дроби с одинаковыми знаменателями. Тогда:
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменений.
Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, надо из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель опять же оставить без изменений.
Внутри каждого выражения знаменатели дробей равны. По определению сложения и вычитания дробей получаем:
Как видите, ничего сложного: просто складываем или вычитаем числители — и все.
Но даже в таких простых действиях люди умудряются допускать ошибки. Чаще всего забывают, что знаменатель не меняется. Например, при сложении их тоже начинают складывать, а это в корне неправильно.
Избавиться от вредной привычки складывать знаменатели достаточно просто. Попробуйте сделать то же самое при вычитании. В результате в знаменателе получится ноль, и дробь (внезапно!) потеряет смысл.
Поэтому запомните раз и навсегда: при сложении и вычитании знаменатель не меняется!
Также многие допускают ошибки при сложении нескольких отрицательных дробей. Возникает путаница со знаками: где ставить минус, а где — плюс.
Эта проблема тоже решается очень просто. Достаточно вспомнить, что минус перед знаком дроби всегда можно перенести в числитель — и наоборот. Ну и конечно, не забывайте два простых правила:
- Плюс на минус дает минус;
- Минус на минус дает плюс.
Разберем все это на конкретных примерах:
Задача. Найдите значение выражения:
В первом случае все просто, а во втором внесем минусы в числители дробей:
Что делать, если знаменатели разные
Напрямую складывать дроби с разными знаменателями нельзя. По крайней мере, мне такой способ неизвестен. Однако исходные дроби всегда можно переписать так, чтобы знаменатели стали одинаковыми.
Существует много способов преобразования дробей. Три из них рассмотрены в уроке «Приведение дробей к общему знаменателю », поэтому здесь мы не будем на них останавливаться. Лучше посмотрим на примеры:
Задача. Найдите значение выражения:
В первом случае приведем дроби к общему знаменателю методом «крест-накрест». Во втором будем искать НОК. Заметим, что 6 = 2 · 3; 9 = 3 · 3. Последние множители в этих разложениях равны, а первые взаимно просты. Следовательно, НОК(6; 9) = 2 · 3 · 3 = 18.
Что делать, если у дроби есть целая часть
Могу вас обрадовать: разные знаменатели у дробей — это еще не самое большое зло. Гораздо больше ошибок возникает тогда, когда в дробях-слагаемых выделена целая часть.
Безусловно, для таких дробей существуют собственные алгоритмы сложения и вычитания, но они довольно сложны и требуют долгого изучения. Лучше используйте простую схему, приведенную ниже:
- Перевести все дроби, содержащие целую часть, в неправильные. Получим нормальные слагаемые (пусть даже с разными знаменателями), которые считаются по правилам, рассмотренным выше;
- Собственно, вычислить сумму или разность полученных дробей. В результате мы практически найдем ответ;
- Если это все, что требовалось в задаче, выполняем обратное преобразование, т.е. избавляемся от неправильной дроби, выделяя в ней целую часть.
Правила перехода к неправильным дробям и выделения целой части подробно описаны в уроке «Что такое числовая дробь ». Если не помните — обязательно повторите. Примеры:
Задача. Найдите значение выражения:
Здесь все просто. Знаменатели внутри каждого выражения равны, поэтому остается перевести все дроби в неправильные и сосчитать. Имеем:
Чтобы упростить выкладки, я пропустил некоторые очевидные шаги в последних примерах.
Небольшое замечание к двум последним примерам, где вычитаются дроби с выделенной целой частью. Минус перед второй дробью означает, что вычитается именно вся дробь, а не только ее целая часть.
Перечитайте это предложение еще раз, взгляните на примеры — и задумайтесь. Именно здесь начинающие допускают огромное количество ошибок. Такие задачи обожают давать на контрольных работах. Вы также неоднократно встретитесь с ними в тестах к этому уроку, которые будут опубликованы в ближайшее время.
Резюме: общая схема вычислений
В заключение приведу общий алгоритм, который поможет найти сумму или разность двух и более дробей:
- Если в одной или нескольких дробях выделена целая часть, переведите эти дроби в неправильные;
- Приведите все дроби к общему знаменателю любым удобным для вас способом (если, конечно, этого не сделали составители задач);
- Сложите или вычтите полученные числа по правилам сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- Если возможно, сократите полученный результат. Если дробь оказалась неправильной, выделите целую часть.
Помните, что выделять целую часть лучше в самом конце задачи, непосредственно перед записью ответа.
В этой статье мы разберемся со сложением чисел с разными знаками . Здесь мы приведем правило сложения положительного и отрицательного числа, и рассмотрим примеры применения этого правила при сложении чисел с разными знаками.
Навигация по странице.
Правило сложения чисел с разными знаками
Примеры сложения чисел с разными знаками
Рассмотрим примеры сложения чисел с разными знаками по правилу, разобранному в предыдущем пункте. Начнем с простого примера.
Пример.
Сложите числа −5 и 2 .
Решение.
Нам нужно сложить числа с разными знаками. Выполним все шаги, предписанные правилом сложения положительного и отрицательного числа.
Сначала находим модули слагаемых, они равны 5 и 2 соответственно.
Модуль числа −5 больше, чем модуль числа 2 , поэтому запоминаем знак минус.
Осталось поставить запомненный знак минус перед полученным числом, получаем −3 . На этом сложение чисел с разными знаками завершено.
Ответ:
(−5)+2=−3 .
Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, которые не являются целыми, их следует представить в виде обыкновенных дробей (можно работать и с десятичными дробями , если это удобно). Разберем этот момент при решении следующего примера.
Пример.
Сложите положительное число и отрицательное число −1,25 .
Решение.
Представим числа в виде обыкновенных дробей, для этого выполним переход от смешанного числа к неправильной дроби : , и переведем десятичную дробь в обыкновенную : .
Теперь можно воспользоваться правилом сложения чисел с разными знаками.
Модули складываемых чисел равны 17/8 и 5/4 . Для удобства выполнения дальнейших действий, приведем дроби к общему знаменателю , в результате имеем 17/8 и 10/8 .
Сейчас нам нужно выполнить сравнение обыкновенных дробей 17/8 и 10/8 . Так как 17>10 , то . Таким образом, слагаемое со знаком плюс имеет больший модуль, поэтому, запоминаем знак плюс.
Теперь из большего модуля вычитаем меньший, то есть, выполняем вычитание дробей с одинаковыми знаменателями : .
Осталось перед полученным числом поставить запомненный знак плюс, получаем , но - это есть число 7/8 .
На этом уроке мы узнаем, что такое отрицательное число и какие числа называются противоположными. Также научимся складывать отрицательные и положительные числа (числа с разными знаками) и разберём несколько примеров сложения чисел с разными знаками.
Посмотрите на эту шестеренку (см. рис. 1).
Рис. 1. Шестеренка часов
Это не стрелка, которая непосредственно показывает время и не циферблат (см. рис. 2). Но без этой детали часы не работают.
Рис. 2. Шестеренка внутри часов
А что обозначает буква Ы? Ничего, кроме звука Ы. Но без нее не будут «работать» многие слова. Например, слово «мЫшь». Так и отрицательные числа: они не показывают никакого количества, но без них механизм вычислений был бы существенно труднее.
Мы знаем, что сложение и вычитание равноправные операции, и их можно выполнять в любом порядке. В записи в прямом порядке мы можем посчитать: , а начать с вычитания нет, так как мы не договорились еще, а что же такое .
Понятно, что увеличить число на , а потом уменьшить на означает в итоге уменьшение на три. Почему бы так и не обозначить этот объект и так и считать: прибавить - значит вычесть . Тогда .
Число может означать, например, яблока. Новое число не обозначает никакого реального количества. Само по себе оно ничего не означает, как буква Ы. Это просто новый инструмент для упрощения вычислений.
Назовем новые числа отрицательными . Теперь мы можем вычитать из меньшего числа большее. Технически всё равно нужно вычесть из большего числа меньшего, но в ответе поставить знак минус: .
Рассмотрим ещё один пример: . Можно сделать все действия подряд: .
Однако из первого числа легче вычесть третье, а потом прибавить второе число:
Отрицательные числа можно определить и по-другому.
Для каждого натурального числа, например , введем новое число, которое обозначим , и определим, что оно обладает следующим свойством: сумма числа и равна : .
Число будем называть отрицательным, а числа и - противоположными. Таким образом, мы получили бесконечное количество новых чисел, например:
Противоположное для числа ;
Противоположное числу ;
Противоположное числу ;
Противоположное числу ;
Вычтем из меньшего числа большее: . Прибавим к данному выражению : . Получили ноль. Однако согласно свойству: число, которое в сумме с пятью дает ноль, обозначается минус пять : . Следовательно, выражение можно обозначить как .
У каждого положительного числа существует число-близнец, которое отличается только тем, что перед ним стоит знак минус Такие числа называются противоположными (см. рис. 3).
Рис. 3. Примеры противоположных чисел
Свойства противоположных чисел
1. Сумма противоположных чисел равна нулю: .
2. Если из нуля вычесть положительное число, то результатом будет противоположное отрицательное число: .
1. Оба числа могут быть положительными, и складывать их мы уже умеем: .
2. Оба числа могут быть отрицательными.
Мы уже прошли сложение таких чисел на предыдущем уроке, но убедимся, что понимаем, что с ними делать. Например: .
Чтобы эту сумму найти, складываем противоположные положительные числа и и ставим знак минус.
3. Одно число может быть положительным, а другое - отрицательным.
Прибавление отрицательного числа мы, если это нам удобно, можем заменять на вычитание положительного: .
Ещё один пример: . Опять сумму записываем как разность. Вычесть из меньшего большее число можно, вычитая из большего меньшее, но поставив знак минус.
Слагаемые можем менять местами: .
Ещё один аналогичный пример: .
Во всех случаях в итоге получается вычитание.
Чтобы коротко сформулировать эти правила, давайте вспомним еще один термин. Противоположные числа, конечно, не равны друг другу. Но было бы странно не заметить у них общего. Это общее мы назвали модулем числа . Модуль у противоположных чисел одинаковый: у положительного числа он равен самому числу, а у отрицательного - противоположному, положительному. Например: , .
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и поставить знак минус:
Чтобы сложить отрицательное и положительное число, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль и поставить знак числа с большим модулем:
Оба числа отрицательные, следовательно, складываем их модули и ставим знак минус:
Два числа с разными знаками, следовательно, из модуля числа (больший модуль) вычитаем модуль числа и ставим знак минус (знак числа с большим модулем):
Два числа с разными знаками, следовательно, из модуля числа (больший модуль) вычитаем модуль числа и ставим знак минус (знак числа с большим модулем): .
Два числа с разными знаками, следовательно, из модуля числа (больший модуль) вычитаем модуль числа и ставим знак плюс (знак числа с большим модулем): .
У положительных и отрицательных чисел исторически разная роль.
Сначала мы ввели натуральные числа для счета предметов:
Потом мы ввели другие положительные числа - дроби, для счета нецелых количеств, частей: .
Отрицательные же числа появились как инструмент для упрощения расчетов. Не было такого, чтобы в жизни были какие-то количества, которые нам было не посчитать, и мы изобрели отрицательные числа.
То есть отрицательные числа не возникли из реального мира. Просто они оказались настолько удобными, что кое-где им нашлось применение и в жизни. Например, мы часто слышим про отрицательную температуру. При этом мы никогда не сталкиваемся с отрицательным количеством яблок. В чем же разница?
Разница в том, что в жизни отрицательные величины используют только для сравнения, но не для количеств. Если в гостинице оборудовали подвал и туда пустили лифт, то, чтобы оставить привычную нумерацию обычных этажей, может появиться минус первый этаж. Этот минус первый означает всего лишь на этаж ниже уровня земли (см. рис. 1).
Рис. 4. Минус первый и минус второй этажи
Отрицательная температура отрицательна только по сравнению с нулем, который выбрал автор шкалы Андерс Цельсий. Есть другие шкалы, и та же самая температура уже может не быть там отрицательной.
При этом мы понимаем, что невозможно поменять точку отсчета так, чтобы яблок стало не пять, а шесть. Таким образом, в жизни положительные числа используются для определения количеств ( яблок, торта).
Еще мы их используем вместо имен. Каждому телефону можно было бы дать свое имя, но количество имен ограничено, а чисел нет. Поэтому мы используем номера для телефонов. Также для упорядочивания ( век идет за веком).
Отрицательные числа в жизни используются в последнем смысле (минус первый этаж ниже нулевого и первого этажей)
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. М.: Мнемозина, 2012.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. «Гимназия», 2006.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 1989.
- Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5-6 класс. М.: ЗШ МИФИ, 2011.
- Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5-6. Пособие для учащихся 6 классов заочной школы МИФИ. М.: ЗШ МИФИ, 2011.
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. М.: Просвещение, Библиотека учителя математики, 1989.
- Math-prosto.ru ().
- Youtube ().
- School-assistant.ru ().
- Allforchildren.ru ().
Домашнее задание