История общественных форм (ч.2). Первобытное общество
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна
2.1 Социальная организация первобытного общества
Социальная организация первобытного общества
В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:
1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;
2) неодинаковым мировоззрением исследователей;
3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.
Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3,5–5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн. лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество . Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.
В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этнографии наука располагает обширной информацией о данном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:
а) о каком обществе идет речь;
б) временные рамки существования первобытного общества;
в) социальную и духовную организацию первобытного общества;
г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т. д.
Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую. Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа : этап присваивающей экономики и этап производящей экономики , между которыми лежал важный рубеж неолитической революции . На этой периодизации основана современная теория происхождения государства - потестарная, или кризисная.
Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.
В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы - камни и палки.
Формой социальной организации первобытного общества была родовая община , т. е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный , а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.
Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда , т. е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.
На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления , т. е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.
В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.
В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т. е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.
Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова «potestus» - власть, мощь. Помимо авторитета, потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.
Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.
Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.
Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом .
Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФСтатья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторовСТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна быть выплачена стоимость части
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестенСтатья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или
Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной
Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторовСТАТЬЯ 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества 1. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестенСтатья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции 1. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за
Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила АлександровнаСтатья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции 1. Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13
Из книги Происхождение государства и права автора Кашанина Татьяна ВасильевнаГлава III. Уставный капитал общества. акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы
Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий ИвановичСтатья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей
Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий АльбертовичСтатья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества 1. Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров – владельцев акций открытого общества,
Из книги автораСтатья 87. Заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества или аудитора общества По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) общества или аудитор общества составляет заключение, в котором должны
Из книги автора2.5 Нормативная система первобытного общества В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А. И. Першиц назвал регуляторы этого этапа
Из книги автораГлава 6. Социальные нормы первобытного общества 6.1. Саморегуляция как признак человечестваОдним из вопросов, будоражащих умы ученых вот уже на протяжении многих и многих веков, является вопрос: чем человек отличается от животного. Надо сказать, что несмотря на множество
Из книги автора Из книги автора§ 1.1 Первобытно-общинный строй и родоплеменная организация общества Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной
2. Социальная организация первобытного общества и неолитическая революция
Обратимся к далекому прошлому, к первым шагам человеческого рода...
Наиболее ранними формами организации предков современного человека были:
Отдельные «семьи»;
Крупные группы, образовывавшие первобытное стадо.
40-30 тыс. лет назад появился homo sapiens. Происходит усложнение социальной организации - появляются родовые общины.
Род правомерно определить как объединение людей, в основе которого лежат три фактора:
Кровное родство;
Коллективный труд;
Общая собственность на орудия труда и производства.
Территория не может быть признана неотъемлемым атрибутом родовой организации, поскольку отдельные роды перемещаются на значительные расстояния и при этом не теряют внутренние связи. В этом заключается коренное отличие родоплеменного общества от государственных структур более позднего времени. В качестве одного из ключевых признаков государства наука всегда рассматривала наличие территориального базиса.
Хозяйство отличалось добывающим (присваивающим) характером, доминирующими его формами являлись охота, собирательство, рыболовство. Продукт поступал в общую собственность рода и подлежал разделу между его членами (принцип редистрибуции).
Следовательно, для первобытнообщинного строя характерно экономическое равенство, однако равенство присваивающее, равенство бедности, поскольку стабильного прибавочного продукта в таких условиях не могло быть.
Высший орган власти - собрание взрослых членов рода. Также собирался совет старейшин. Однако то был не государственный аппарат, поскольку власть старейшин основывалась исключительно на их авторитете. - Старейшины и вожди не имели стабильного материального вознаграждения за исполнение своих функций.
Не существовало ни аппарата принуждения, ни специализированных судов. Санкции носили примитивный характер - наиболее суровым наказанием являлось изгнание из племени, рода.
Одним из важнейших факторов образования новых общественных структур стала «неолитическая революция».
Концепция неолитической революции была разработана в XX в. Р Чайлдом .
Он утверждал, что «особенно быстро распространяются изобретения, носящие характер экономической революции. Переход к производству пищи - сознательному выращиванию съедобных растений, особенно злаков, и приручению, разведению и отбору животных - явился такой экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь... Естественным следствием таких изменений должно быть резкое увеличение населения. Численный рост населения немедленно влечет за собой необходимость в расширении территории. Кроме того, создание мелиоративных и ирригационных сооружений требует обычно объединенного труда общины. Эти сооружения являются связующим экономическим началом, способствующим развитию общественной солидарности.. Это, в конечном итоге, приводит к политическому объединению всей территории, зависящей от одной речной системы.» .
В результате «неолитической революции» произошел переход от присваивающей экономики к производящей.
Медленно, но неуклонно происходит переход к подсечно-огневому, поливному земледелию и к скотоводству.
Новый тип хозяйствования приводит к разделению труда, социальной дифференциации, имущественному расслоению.
Наиболее ранним разделением труда явилось обособление скотоводства от земледелия. От земледелия обособляется ремесло, а вслед за тем - и торговля.
Неизбежным следствием неолитической революции становится появление прибавочного продукта. Создаются условия для использования рабского труда. Возникают сословия жрецов, ремесленников, торговцев. Оформляется институт частной собственности.
На формирование новых структур оказали влияние также военные конфликты между племенными группами.
Итогом указанных процессов становится возникновение в IV-III тыс. до н.э. государственных образований Древнего Египта, Шумера, Индии, Китая, Крита. Начинается новая эпоха в истории человечества, наступает время великих цивилизаций бронзового века...
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме § 1. Социальная организация первобытного общества и обычаи:
- 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- Как назывались единые нерасчлененные нормы первобытного общества, являющиеся социальным регулятором в первобытном обществе?
Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мастерский период, человек уже способен возводить примитивные жилища, добывать огонь, обрабатывать для своих нужд камень и кость. Первые же государственные образования возникли около пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди существовали, не зная государства.
Мустьерская дородовая группа (первобытное человеческое стадо) невелика по численности - 30-40 человек; дальнейшее расширение ее наталкивается на недостаток продовольствия. Немногие строго исполняемые правила регулируют внутреннюю жизнь первобытного стада. Не исключено, что уже в мустьере были констатированы первые кровнородственные ассоциации и установлены некоторые запреты в сфере стихийно сложившихся отношений между полами. Местом преимущественного расселения древних людей служила обширная территория, включавшая Африку, Переднюю Азию, Южную Европу. Наилучшие условия для жизни человека имелись в районе Средиземного моря.
Познание государства следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. А начинать необходимо с комплексной характеристики первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.
Человекоподобные существа появились на земле более 2 млн. лет тому назад. Практически все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И вот, коло 40 тыс. лет тому назад возникли представители человеческого рода, который мы называем homo habilis - homo erectus (человек умелый - человек прямоходящий), а мы - представители homo sapiens (человек думающий) - появились, как минимум, 200 тыс. лет назад.
Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Закончилась эта эпоха приблизительно 7 тыс. лет назад. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., а в других регионах земного шара - еще позднее.
Если сжать всю информацию о первобытных людям, так как было написано множество книг, статей и так далее, то мы получим основное мнение об их жизни.
Первобытнообщинный строй делится на несколько эпох или же периодов. Ученые в этом вопросе единогласны и объективны вследствие того какие термины применяются ими для их обозначения, они выделяют три периода: ранний (или эпоха праобщины, стадия становления), средний (или эпоха родовой общины, стадия зрелости) и поздний (или эпоха классообразования, стадия распада первобытного общества) периоды.
Ранний период. Период становления первобытного строя (эпоха праобщины). люди жили малыми родственными группами в 20-30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место. Источником пропитания служило собирательство и охота. Жилищем служили навесы, пещеры, гроты и другие укрытия.
Средний период. Период зрелости первобытного общества (эпоха родовой общины). Возросла техническая вооруженность людей. Человек освоил такие трудовые операции, как шлифование, пиление, сверление, стал строить дома наподобие тех убежищ, какие находил в природе, например, складывал из крупных камней пещеру или выкапывал яму, землянку и ставил над ней круглую крышу, строил шалаши, ветровые заслоны. Затем появились деревянные, бамбуковые жилища на сваях.
Поздний период. Период на стадии распада первобытного общества. Формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство.
Первобытные люди жили одиночными общинами или родами численностью 20-30 человек. Общины группировались в поселки, или фратрии. Поселки могли быть исходными, первоначальными или разветвленными родами, но могли возникать и в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединяются в племена. Люди, одни для нападения, другие для защиты, соединялись в союзы племен.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: общее собрание рода, совет старейшин (старейшина); и вождь (военачальник, предводитель охоты).
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мустьерский период, человек уже способен возводить примитивные жилища, добывать огонь, обрабатывать для своих нужд камень и кость. Первые же государственные образования возникли около пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди существовали, не зная государства.
В следующем ориньякском периоде человек вступает в начальную фазу позднего палеолита (около 30 тысяч лет назад). Она принесла с собой копье, дротики и гарпуны, западни для охоты на животных, хитроумные ловушки для ловли рыбы. Бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Возникают комплексы построек, служащих для жилья, ремесленных работ, хранения запасов. Появляется первобытная магия (фетишизм), складываются и связанные с ней обряды и запреты.
Зачатки членораздельной речи, появившиеся в мустьере, получают свое дальнейшее развитие. Вместе с тем приходит способность к абстрактному мышлению, к сознательной деятельности. Возникают и более устойчивые формы человеческого общежития - первобытные родовые общины. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало закрепления и передачи трудовых навыков последующим поколениям. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека.
Важное значение имел род для развития первобытного производства, материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, первоначально, в эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века), не знавшем даже помощи домашних животных.
Хозяйство родового строя было добывающим (присваивающим, т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности родовой общины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий. Полученный всеми членами общины продукт - добыча охоты, рыбной ловли, собранные плоды - составлял общую собственность и делился между всеми членами рода с учетом заслуг каждого. Избыточного продукта присваивающее хозяйство, как правило, не давало.
Принцип объединения первобытных людей прошел под знаком материнского рода, бывшего непосредственным результатом экзогамии, то есть порядка, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри собственного рода и, наоборот, существовало взаимное обязательство брать жену в чужом роде (племени). Возникающий вместе с тем групповой брак объединяет нескольких мужчин с несколькими женщинами. Никто не знает своего отца, и потому счет родства ведется по материнской линии. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а позднее и мотыжное земледелие, которые были делом женщин, давали постоянный доход, хотя и более скромный, чем добыча мужчин-охотников, но охота далеко не всегда была удачной. Поэтому в первобытной общине женщина часто играла ведущую роль, и род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Матриархальные порядки прослеживаются отчетливо в древней Персии, у ликийцев, у этрусков. В Древнем Египте имущество мужчины переходило, как правило, к старшей дочери, и муж ее имел на него не столько право собственности, сколько пользования. О существовании матриархата свидетельствуют женщины-прародительницы, почитаемые эскимосами. В Нигерии переход от материнского рода к отцовскому произошел уже в наше время и то под влиянием английской колониальной администрации.
При матриархальных отношениях в руках женщины имело место соединение наследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством, какой-то части (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще.
Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Иудее, у скифов и восточных славян).
Родовая община, возникшая в глубокой древности, сохранилась и на последующих ступенях развития цивилизации - в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славян и раннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры.
Итак, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.
Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали соответствующие им формы организации общественной власти и управления, в котором участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов, которое избирало старейшину, предводителей охоты и военных вождей. Для решения важных дел, собирался совет старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди равных, его власть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и религиозных традиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.
При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила, регулирующие поведение членов коллектива. Это обычаи. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создающие образцы для подражания.
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий.
На поздних стадиях существования родового строя все чаще происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации.
Приблизительно с VIII тысячелетия до н.э. наступает новая эпоха в истории древнего человека. Ее принято называть неолитической революцией, поскольку происходит она в период позднего неолита (т.е. нового каменного века). Этот период характеризуется началом перехода от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию.
Наступает время шлифованных каменных орудий. Появляются лук, каменная, деревянная или костяная мотыга, долбленая лодка. Приручается первое домашнее животное - собака. Человек научился выплавлять и использовать сначала мягкие цветные металлы - медь, олово, золото, серебро, а затем и железо. Человек овладевает техникой земледелия, разводит рабочий и молочный скот.
Быстро развиваются ремесла, призванные удовлетворить новые и все растущие потребности в вещах, главным образом предметах производительной деятельности, одежды, кухонной утвари, культа. Особой заботой пользуется изготовление оружия.
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства, которое давали земледелие и скотоводство. Приручение скота и в особенности размножение стад создали новый, причем такой источник богатства, который, не требуя коллективных усилий, способствовал накоплению имущества. У многих народов земли именно скот, стада прирученных животных сделались со временем эталоном богатства и знатности. В Древней Греции, Древнем Риме, Киевской Руси скот дал название деньгам (талант, пекуниа, "скот").
По современным представлениям земледелие и скотоводство возникают приблизительно на одном и том же историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних регионах мира могло преобладать земледелие, в других - наоборот, скотоводство. Древнейшие нильские поселения (Египет), равно как и те, которые открыты в Месопотамии, Иране, Средней Азии, некоторых областях Европы, указывают на преимущественно земледельческий характер возникших здесь культур.
Можно полагать, что в ранней истории великих цивилизаций Древнего Востока земледелие должно было играть преобладающую роль. Вместе с тем не вызывает сомнений, что только с появлением упряжки, бывшей результатом древней скотоводческой культуры, стало возможно распространение и упрочение самого земледелия. Мотыга не вытеснена, но она уступает первенство упряжке, влекущей за собой плуг или соху.
"Увеличение производства во всех отраслях: скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле - сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее. Вместе с тем оно увеличивало ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых". Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
Однако необходимо заметить, что далеко не везде рабовладение становилось основой хозяйства. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах преобладал труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с обособлением функций управления сельскохозяйственными работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов.
Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложение родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к соседской (крестьянской).
Ведение скотоводства и земледелия стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов - это "большая семья", состоящая из двух-трех поколений) вполне могла сама себя прокормить. Общественная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными.
Естественная эволюция, превратившая мужчину-охотника в пастуха, а затем благодаря появлению упряжки, в первое лицо пашенного земледелия, приводит, в конце концов, к ликвидации матриархальных отношений как господствующих. На смену им приходит патриархат, при котором мужчина становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства (прежде всего скота). В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к старшему в семье мужчине. При этом и имущество, и власть передаются в семье по мужской линии, от отца - к старшему сыну. Тем самым прочно закреплялись частная собственность патриархальной семьи-общины и неравенство ее членов. Это подорвало родовой строй. На смену родовой общине пришла соседская (крестьянская, сельская). За ней сохранялась функция организации общих дел (орошение, вырубка леса), но уже не община, а отдельные семьи выступали собственниками орудий и продуктов труда.
Важным фактором, ускорившим переход от родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной организации племен. Как отмечал Ф. Энгельс, "войны между племенами стали вестись с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата стад и рабов" Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.. Первоначально военная организация имела целью защиту интересов племен, постепенно объединяющихся и превращающихся в народы. В рассматриваемый период активно шел процесс переселения народов. Племена искали и завоевывали лучшие территории. Военная организация племен постепенно превращалась в систему "военной демократии". Это вело к упрочению власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получили значительные привилегии: право не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендовали на передачу ее по наследству. Власть военного вождя доминирует над властью собрания племени, уже превратившегося в собрание дружины, войска. В руках вождя сосредоточиваются постепенно функции верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов) и верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь, способствовало узурпации вождем (царем) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошел процесс становления государства в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике.
Большую роль в процессе государствообразования необходимо отвести религии. Она оказала существенное влияние на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем. В период объединения племен династия новых властителей стремилась утвердить и общие религиозные каноны. Такое значение имели Артхашастра в древней Индии, культ солнца и бога Озириса в Древнем Египте и т.п. Постепенно к новым условиям приспосабливаются религиозные верования племен майя, инков, скифов. Религия утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывая передачу ее по наследству Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М: Фирма Гардарика, 1996..
Таким образом, для разложения первобытнообщинного строя и преобразования родоплеменной власти в государство имели первостепенное значение развитие производительных сил, имущественная и социальная (в том числе классовая) дифференциация. Однако этими факторами не исчерпываются причины и условия возникновения государства. К ним также следует отнести распад родовой общины на отдельные семьи и ее преобразование в соседскую, переход к территориальной организации населения, учащение войн, усиление военной организации племен, воздействие религии.
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Льюиса Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу ХХ в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились.
Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства.
ЭКОНОМИКА этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовались два принципа (обычая):
Реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел»);
Редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
1) совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);
2) совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие, разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.д.).
Для теории государства и права определенную ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества , а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: 1) присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); 2) производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).
СТРУКТУРА первобытного общества. Любое человеческое общество должно быть организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода.
Родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместное хозяйство.
На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда, успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них.
УПРАВЛЕНИЕ, ВЛАСТЬ . Источником и носителем власти в первобытном обществе был род. Власть была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период:
1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (то есть субъект и объект власти здесь совпадали);
3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военноначальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Высшим органом в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы жизнедеятельности, выбирались старейшины, разрешались споры между отдельными лицами.
Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода, должность была не только выборной, но и сменяемой. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой – должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания старейшины. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания.
Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних стадиях была сменяемой и не давала привилегий.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. Отношения первобытного общества регулировались социальными нормами.
Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Впервые понятие «мононорма» ввел видный советский специалист по этнографии А.И. Першиц «Мононорма – (от греч. monos - один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.».
Признаки норм, существовавших в догосударственный период:
1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
2) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей);
5) выражали интересы всех членов рода и племени.
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.
ОБЫЧАИ – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.
Обычаи имели характер «мононорм» , были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами (Например: разделение функций труда между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии).
В мононормах - права и обязанности сливались.
Нормы первобытной морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.
Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.
Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Люди сами себе «придумали» божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.
Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет).
Табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.
Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
Агрокалендари - система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием. Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались, прежде всего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций. Для того чтобы получить приличный урожай надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.
Мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии.
В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.
В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Развитие первобытного общества. Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении были связаны главным образом с развитием экономики.
Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция , имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно-организованному обществу.
Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство» или «чифдом» (от англ. «chief» - начальник, руководитель (шеф) и «dom» - владение, господство). Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.
Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей возникновения государства по «восточному» и «западному» пути.