Химическое разоружение. Процедура уничтожения химического оружия
24 апреля 1915 года на участке фронта неподалеку от города Ипра французские и британские солдаты заметили странное желто-зеленое облако, которое стремительно двигалось в их сторону. Казалось, ничто не предвещало беды, но когда этот туман достиг первой линии окопов, люди в нем стали падать, кашлять, задыхаться и умирать.
Этот день стал официальной датой первого массированного применения химического оружия. Немецкая армия на участке фронта шириной в шесть километров выпустила в направлении вражеских траншей 168 тонн хлора. Отрава поразила 15 тысяч человек, из них 5 тысяч погибли практически мгновенно, а оставшиеся в живых умерли позже в госпиталях или на всю жизнь остались инвалидами. После применения газа немецкие войска пошли в атаку и без потерь заняли вражеские позиции, ибо оборонять их оказалось уже некому.
Первое применение химического оружия было признано удачным, поэтому вскоре оно стало настоящим кошмаром для солдат противоборствующих сторон. Боевые отравляющие вещества применяли все страны-участницы конфликта: химическое оружие стало настоящей «визитной карточкой» Первой мировой войны . Кстати, городу Ипру в этом отношении «повезло»: через два года немцы в этой же местности применили против французов дихлордиэтилсульфид – химическое оружие нарывного действия, которое получило название «иприт».
Этот небольшой городок, как и Хиросима , стал символом одного из тягчайших преступлений против человечности.
31 мая 1915 года химическое оружие впервые было использовано против российской армии – немцы применили фосген. Облако газа было принято за маскировку и на передний край перебросили еще больше солдат. Последствия газовой атаки были ужасными: 9 тысяч человек умерли мучительной смертью, из-за воздействия отравы погибла даже трава.
История химического оружия
История боевых отравляющих веществ (ОВ) насчитывает не одну сотню лет. Чтобы отравить солдат противника или на время вывести их из строя, применялись различные химические составы. Чаще всего подобные методы пускали в дело при осаде крепостей, так как использовать отравляющие вещества во время маневренной войны не слишком удобно.
Например, на Западе (в том числе и в России) использовали артиллерийские «смрадные» ядра, которые испускали удушливый и ядовитый дым, а персы при штурме городов применяли подожженную смесь серы и сырой нефти.
Однако говорить о массовом использовании отравляющих веществ в старину, конечно, не приходилось. Химическое оружие стало рассматриваться генералами в качестве одного из средств ведения боевых действий только после того, как отравляющие вещества стали получать в промышленных количествах и научились их его безопасно хранить.
Потребовались и определенные изменения в психологии военных: еще в XIX веке травить своих противников как крыс считалось делом неблагородным и недостойным. Применение диоксида серы в качестве боевого отравляющего вещества британским адмиралом Томасом Гохраном английская военная элита восприняла с негодованием.
Уже во время Первой мировой войны появились первые способы защиты от отравляющих веществ. Сначала это были различные повязки или накидки, пропитанные различными веществами, но они обычно не давали надлежащего эффекта. Затем были изобретены противогазные маски, по своему внешнему виду напоминающие современные. Однако и противогазы на первых порах были далеки от совершенства и не обеспечивали нужный уровень защиты. Специальные противогазы были разработаны для лошадей и даже для собак.
Не стояли на месте и средства доставки отравляющих веществ. Если в начале войны газ без затей распылялся из баллонов в сторону противника, то затем для доставки ОВ стали использовать артиллерийские снаряды и мины. Появились новые, более смертоносные виды химического оружия.
После окончания Первой Мировой войны работы в области создания отравляющих веществ не прекращались: улучшались методы доставки ОВ и способы защиты от них, появились новые виды химического оружия. Регулярно проводились испытания боевых газов, для населения строились специальные убежища, солдат и гражданских лиц обучали пользоваться средствами индивидуальной защиты .
В 1925 году была принята еще одна конвенция (Женевский пакт), запрещавшая применение химическое оружие, но это никоим образом не остановило генералов: они не сомневались, что следующая большая война будет химической, и усиленно готовились к ней. В середине тридцатых годов немецкими химиками были разработаны нервно-паралитические газы, воздействие которых является наиболее смертоносным.
Несмотря на смертоносность и значительный психологический эффект, сегодня можно уверенно заявить, что химическое оружие – пройденный этап для человечества. И дело тут не в конвенциях, запрещающих травить себе подобных, и даже не в общественном мнении (хотя оно также сыграло немалую роль).
Военные практически отказались от отравляющих веществ, потому что химическое оружие имеет больше минусов, чем преимуществ. Давайте рассмотрим основные из них:
- Сильная зависимость от метеоусловий. Поначалу отравляющие газы выпускали из баллонов по ветру в направлении неприятеля. Однако ветер переменчив, поэтому во время Первой мировой войны были нередки случаи поражения собственных войск. Применение в качестве способа доставки артиллерийских боеприпасов эту проблему решает лишь частично. Дождь и просто высокая влажность воздуха растворяет и разлагает многие отравляющие вещества, а воздушные восходящие потоки уносят их высоко в небо. К примеру, англичане перед своей линией обороны разводили многочисленные костры, чтобы горячий воздух уносил вражеский газ вверх.
- Небезопасность хранения. Обычные боеприпасы без взрывателя детонируют крайне редко, чего не скажешь о снарядах или емкостях с ОВ. Они могут привести к массовым человеческим жертвам, даже находясь глубоко в тылу на складе. К тому же стоимость их хранения и утилизации крайне высока.
- Защита. Наиболее важная причина отказа от химического оружия. Первые противогазы и повязки были не слишком эффективны, но уже скоро они обеспечивали довольно действенную защиту от ОВ. В ответ химики придумали газы кожно-нарывного действия, после чего был изобретен специальный костюм химической защиты. В бронетехнике появилась надежная защита против любого оружия массового поражения, включая и химическое. Если говорить кратко, то применение боевых отравляющих веществ против современной армии не слишком эффективно. Именно поэтому в последние пятьдесят лет ОВ чаще применялось против мирного населения или партизанских отрядов. В этом случае результаты его использования действительно оказывались ужасающими.
- Неэффективность. Несмотря на весь ужас, который боевые газы вызывали у солдат во время Великой войны, анализ потерь показал, что обычный артиллерийский огонь был более эффективен, чем стрельба боеприпасами с ОВ. Снаряд, начиненный газом, был менее мощным, поэтому хуже разрушал инженерные сооружения и заграждения противника. Выжившие бойцы вполне успешно использовали их в обороне.
Сегодня наибольшей опасностью является то, что химическое оружие может оказаться в руках террористов и будет использовано против мирного населения. В этом случае жертвы могут быть ужасающими. Боевое отравляющее вещество относительно несложно изготовить (в отличие от ядерного), да и стоит оно дешево. Поэтому к угрозам террористических группировок относительно возможных газовых атак следует относиться очень внимательно.
Самым большим недостатком химического оружия является его непредсказуемость: куда подует ветер, изменится ли влажность воздуха, в какую сторону пойдет отрава вместе с подземными водами. В чью ДНК встроится мутаген из боевого газа, и чей ребенок родится калекой. И это совсем не теоретические вопросы. Американские солдаты, ставшие калеками после применения собственного газа «Агент Оранж» во Вьетнаме, - наглядное доказательство непредсказуемости, которую несет химическое оружие.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
— один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для уничтожения различных видов растительности.
По военной терминологии к химическому оружию относятся химические боеприпасы однократного (артиллерийские снаряды, авиабомбы, шашки и др.) и многократного использования или так называемые химические боевые приборы (выливные и распылительные авиационные приборы, термомеханические и механические генераторы).
Согласно юридическому определению, которое используется в международных договорных процессах, к химическому оружию относятся : токсичные химикаты и химические реагенты, участвующие на любой стадии его производства; боеприпасы и устройства, предназначенные для поражения токсичными химикатами; любое оборудование, специально предназначенное для использования химических боеприпасов и других аналогичных устройств.
Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.
В 1993 году в Париже государствами — участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о химическом оружии , запрещающая производство и накопление многих химических средств. "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" (КЗХО) вступила в силу 29 апреля 1997 года для 87 государств-участников (еще 22 страны ратифицировали Конвенцию в течение 180 дней после ее вступления в силу).
Важнейшим обязательством, согласно Конвенции, является уничтожение химического оружия. Это также наиболее дорогостоящий элемент осуществления Конвенции.
Большая часть расходов по уничтожению связана с инвестициями в современную технологию, обеспечивающую сведение к минимуму опасности для населения и окружающей среды на каждом этапе транспортировки и уничтожения боеприпасов, а также в процессе удаления и уничтожения отравляющих веществ, в связи с чем, уничтожение должно проводиться на высокоспециализированных объектах.
Существуют два основных технологических подхода к уничтожению отравляющих веществ — прямое сжигание ОВ и нейтрализация посредством различных химических реакций. Государства-участники должны представлять в Технический секретариат подробные планы, в которых указывается процесс, который будет использоваться в деятельности по уничтожению, и сроки, подлежащие соблюдению.
Одно из основных требований — обеспечение безопасности людей и окружающей среды, достигается применением современного прогрессивного метода деструкции ОВ, который был разработан российскими учеными — двухстадийная технология уничтожения химического оружия, путем гидролиза, когда на первой стадии ОВ уничтожается путем воздействия химического реагента и на второй стадии, образовавшаяся реакционная масса подвергается прокаливанию в термической печи (до 1000 градусов по Цельсию).
В сентябре 2013 года США объявили, что переходят на двухстадийную технологию уничтожения химического оружия. Сегодня это единственная в мире технология успешно прошедшая совместную международную экспертную оценку в лабораторных условиях как на американских, так и на российских ОВ и получившая положительную оценку международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Согласно данным группы по работе и связям с общественностью объекта по хранению и уничтожению химического оружия в поселке Кизнер республики Удмуртия, разработанной в рамках информационного обеспечения мероприятий по реализации Конвенции, процесс уничтожения химических боеприпасов начинается с их доставки из хранилища в производственный корпус. Доставка осуществляется в герметичных транспортно-технологических контейнерах, на специально оборудованном автомобильном транспорте.
Перед отправкой боеприпасы подвергаются 100% выходному контролю.
На первом этапе в производственных помещениях боеприпасы еще раз проверяются и готовятся к уничтожению.
Далее боеприпас перемещается в агрегат расснаряжения, в котором происходит рассверловка корпуса боеприпаса и извлечение ОВ. С этого момента все операции с боеприпасом осуществляются в автоматическом режиме.
Управление технологическим процессом производится с дистанционного пульта управления, с использованием микропроцессоров автоматического регулирования, средств сигнализации, блокировки и систем противоаварийной защиты.
Извлеченное ОВ перегружается в реактор, в котором осуществляется процесс детоксикации с получением реакционных масс. Образованные реакционные массы подлежат дальнейшей переработке, которая заключается в их термическом разложении с многоступенчатой системой очистки газообразных выбросов.
Транспортировка жидких ОВ, полученных реакционных масс по трубопроводам осуществляется с помощью вакуума, создаваемого вакуум-насосами.
После извлечения ОВ боеприпас многократно промывается дегазирующим раствором. На следующем этапе боеприпас подвергается термической обработке, при которой осуществляется термодеструкция остатков ОВ в микропорах и в лакокрасочном покрытии корпуса, что гарантирует безопасное проведение дальнейших операций. На завершающей стадии корпуса боеприпасов отправляются на необратимую деформацию, где они приводятся в непригодное для дальнейшего использования состояние.
В случае превышения пороговых концентраций ОВ в воздухе производственных помещений автоматически включается аварийная вентиляция, и принимаются меры к ликвидации загазованности. Загазованность постоянно контролируется автоматическими приборами газового контроля.
Для обеспечения экологической безопасности при уничтожении на каждом объекте по уничтожению ОВ работают несколько независимых служб экологического мониторинга. Это служба объекта, на котором происходит уничтожение, государственные центры экологического контроля и мониторинга, контролирующие органы местных экологических служб, а также иностранные наблюдатели.
К 2013 году Россия уничтожила более 76 % запасов химического оружия — порядка 30 тысяч тонн.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО ) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .
Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).
Структура ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Конференция государств-участников
Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.
Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.
Технический секретариат
Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.
Химическое разоружение
По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).
На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .
Инспекционная деятельность ОЗХО
За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
До конца 2015 года Россия завершит уничтожение химических боеприпасов еще на четырех объектах его хранения – об этом 15 января сообщило агентство «Интерфакс-АВН». Руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин в интервью заявил, что к концу текущего года Россия уничтожит более 90% имеющегося у нее химического оружия в соответствии с международными соглашениями.
Из сообщения также стало известно, что к двум российским объектам хранения и уничтожения отравляющих веществ (ОВ), которые в предыдущие годы полностью выполнили задачи по утилизации химических вооружений , в этом году прибавится еще четыре. Всего на территории России существует семь таких объектов – в частности, «Горный», «Камбарка», «Леонидовка», «Марадыковский», «Почеп» и «Щучье». Последний и седьмой по счету объект, где работы по ликвидации отравляющих веществ продолжатся и в 2016 году – специализированный завод в Удмуртии.
Международное соглашение по химическому оружию (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о его уничтожении) вступило в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня его подписали и ратифицировали практически все страны мира. Из шести оставшихся два государства подписали, но ещё не ратифицировали (Израиль и Мьянма), и четыре – не подписали Конвенцию (Ангола, Египет, Северная Корея, Южный Судан).
Согласно положениям Конвенции, завершить уничтожение химического оружия предполагалось к 2007 году, однако в силу объективных причин многие страны не укладывались в утвержденные графики, и сроки пересматривались и отодвигались. По оценкам некоторых экспертов, при сохраняющихся темпах работ Россия избавится от своих запасов отравляющих веществ не ранее 2017–2019 годов. В частности, такой прогноз сделал доктор технических наук Александр Горбовский – член международного Научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию. По его словам, о том, что сроки выдержать не удастся, было известно еще в 2006 году, так как Россия приступила к работам по реализации Конвенции лишь в 2000 году. Во избежание нарушений международных соглашений, Россия также обращалась в международные инстанции, контролирующие процесс реализации Конвенции с просьбами об отсрочке, и сроки переносились.
Все химическое оружие России имеет истекший срок годности
lenta.ru
Российская Федерация не менее других участников международного сообщества заинтересована в уничтожении своих запасов ОВ, так как на сегодня на российских военных складах не осталось боеприпасов, у которых не истек бы срок годности. По мнению генерал-полковника Капашина, хранение ОВ с истекшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность – еще большую, чем процесс его утилизации.
История применения человеком химического оружия насчитывает не одно тысячелетие. В древности во время осады городов и крепостей армии часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы в стремлении если не уничтожить, то обессилить противника и сломить его волю к сопротивлению. В апреле этого года исполнится ровно 100 лет со дня первого применения боевых отравляющих веществ , что послужило толчком к их массовому производству и применению. Несмотря на то, что уже первый опыт боевого использования отравляющих веществ показал их малую стратегическую ценность и выявил тактические риски для стороны, его применяющей, многие страны мира стали активно накапливать химические вещества как потенциально опасное оружие массового поражения (ОМП). В случае удачной атаки таким оружием удавалось выводить из строя сразу тысячи солдат противника. И хотя неблагоприятные погодные условия могли свести эффективность химической атаки к нулю, считалось, что сам факт наличия такого оружия в арсеналах страны делает ее более защищенной.
Как показала практика, тезис о химическом оружии как гаранте мира не подтвердился. Химическое оружие не стало действенным фактором, способствующим уменьшению военной угрозы, при этом его хранение стало чрезвычайной угрозой для страны-владельца. Ядовитые вещества, служащие компонентами такого оружия, часто имеют ограниченные сроки годности и обладают агрессивными свойствами, активно разрушая емкости для хранения компонентов и сами боеприпасы. Безопасное уничтожение таких боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и сопряжено с большими опасностями. К примеру, срочная ликвидация химического оружия в Сирии (примерно 1000 тонн), где вспыхнула гражданская война, обошлась мировому сообществу в один миллиард долларов (при этом речь шла лишь о его эвакуации из страны).
Хранение химического оружия дороже его производства
bk.ru
В Вооруженных силах России с оружием массового поражения, в том числе, и химическим оружием, имеют дело войска радиационной, химической и биологической защиты. Главным предназначением таких войск, как в мирное, так и в военное время является защита войск и гражданского населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения.
Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».
Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.
Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).
Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.
Основные аргументы, которые были против:
– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;
– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;
– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);
– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.
Доводы «за» ратификацию:
– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;
– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;
– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;
– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;
– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.
Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».
Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.
Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:
– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.
Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.
– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);
– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;
– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;
– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.
Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.
Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.
Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:
– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;
– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;
– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.
Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.
Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).
Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.
В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.
В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.
В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).
В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.
Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:
– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);
– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.
Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.