"Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса. Особые виды организаций
Понятие и признаки государства
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически господствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей - первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем - армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением
времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех народов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства.
Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства - демократическая республика - возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что нам достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.
1.5. Сущность государства
Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. В чем состоит сущность государства? Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств;
Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом буржуазного государственного аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические положения в социалистических государствах Так и остались только в теории, на практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли кaк в социалистических, так и в буржуазных западных государствах: Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Были введены, правда, в результате борьбы народных масс за свои гражданские и политические права, социальные гарантии для различных слоев населения, расширены материальные стимулы. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества, что дало основание западным ученым считать современное общество уже «некапиталистическим в собственном смысле слова». И действительно, современное западное общество подчас больше ориентировано на социализм, чем страны, называвшие себя социалистическими.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных
посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.
Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое - по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание - гражданским обществом.
Современная теория исходит из многомерности действительного бытия государства: его можно рассматривать с позиций национального, религиозного, географического и прочих подходов.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми различными системами властеотношений и институтов. И.Кант писал, что государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К.Маркс исходил из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в которой члены ее объединяются в единое целое публично-властными структурами и отношениями.
Таким образом, государство в собственном смысле слова (классовый подход) есть политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
1.6. Теории происхождения государства
Наиболее известной и распространенной теорией происхождения государства является классовая, разработанная основоположниками марксизма-ленинизма (подробно смотри вопрос 1.3). Однако вопрос о сущности государства, его возникновении и закономерностях развития привлекал внимание многих ученых и мыслителей задолго до Маркса. Ими были разработаны различные оригинальные теории возникновения государства, обогатившие мировую науку, внесшие определенный вклад в процесс познания человеком окружающего мира.
1. Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.
2. Согласнопатриархальной теории государство вырастает из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Сторонники этой теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, говорят о разделении труда между горожанами, что представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Платон ~ противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.
3. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время - во времена буржуазных революций XVII - XVIII веков. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
4. Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович (1838 - 1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Одним из сторонников этой теории был К.Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При любом случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство.
Таким образом, согласно этой концепции, государство - «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обратив их в «живые орудия». Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляются частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государства (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.
5. Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, полагал Г.Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
6. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный русский ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». З.Фрейд - основатель психо-аналитического направления в буржуазной социологии - выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.
Э.Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развивал взгляд на человека как прежде всего на общественное, а не биопсихологическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.
И право неразрывно связаны между собой. Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права .
Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства .
Государство - это особая организация политической власти , которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов , законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности).
Форма правления
По форме правления различают монархию и республику .
При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).
Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.
Признаками монархической формы правления являются:
власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства , юридическая ответственность главы государства по закону.
В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.
К антидемократическим режимам относятся фашистский, авторитарный, тоталитарный, расистско-националистический и др. Режим в гитлеровской Германии был одновременно и фашистским, и расистским.
В условиях демократии появляется стремление к созданию правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права*
*См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: ИПП. «Отечество», 1993. С. 56 и далее.
Наличие и действие законодательства еще не свидетельствует о существовании в обществе правовой государственности. Российское государство имеет цель стать правовым. Россия является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.
Признаки правового государства в условиях демократии рассматриваются в юридической литературе по-разному. Так, С.С. Алексеев относит к ним: выполнение законодательных и контрольных функций представительными органами; наличие государственной власти, включая исполнительную власть; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека *
В.А. Четвернин противопоставляет понятие «правовое государство» и «государство законности », считая, что господство закона не может не ограничивать субъективных прав * .
* См.: Четвернин В.А. Понятие права и государства. - М.: Изд. Дело, 1997. С. 97-98.* См.: Основы права Российской Федерации./ Под ред.В.И. Зуева. - М.:МИПП, 1997. С. 35.
Теория правового государства в российской юридической литературе еще окончательно не сформирована. В значительной степени используются зарубежная теория и практика понятия правового государства.
Правовому государству должно быть свойственно верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, подчинение закону самого государства и его органов, взаимная ответственность государства и личности, развитие местного самоуправления и др.
Крылова З.Г. Основы права. 2010
Хозяйственные организации - организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в т.ч. ООО, АО, ПК и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе ИТД и т.д.
Общие характеристики хозяйственной организации:
1. Наличие ресурсов. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Каждая организация преобразует имеющиеся ресурсы для достижения определенной цели.
2. Организации зависят от внешней среды и в отношении ресурсов, и в отношении своих клиентов.
3. Организации основаны на разделении труда. Разделение труда может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальное разделение труда -- это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. В крупных организациях горизонтальное разделение труда производится путем образования подразделений (отделов, служб), имеющих свои конкретные цели. Вертикальное разделение труда предполагает координацию работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений, т.е. управление ими.
4. Необходимость управления. Хотя перед каждым подразделением ставятся конкретные цели, их деятельность должна быть скоординирована для реализации общей цели организации. Такой координацией занимаются руководители организации.
Хозяйственные организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
по формам собственности:
· государственные;
· муниципальные;
· общественные;
· арендные;
· частные;
· групповые;
· смешанные;
по правовому положению:
· полное товарищество;
· товарищество на вере;
· общество с ограниченной ответственностью;
· общество с дополнительной ответственностью;
· акционерное общество;
· дочерние и зависимые общества;
по размерам: крупные, средние и малые;
Особые виды организаций
К особым (специфическим) формам организации производственной и коммерческой деятельности можно отнести административные организации свободные экономические зоны, оффшорные компании, совместные предприятия, общественные и религиозные предприятия и многочисленные другие формы, имеющие национальную специфику, обусловленную историческими, политическими, культурными, религиозными и иными особенностями страны. В принципе, отдельные разновидности этих форм организации экономической деятельности могут быть отнесены к отдельным стандартным формам (партнерствам или акционерным обществам). Однако в связи с тем, что действующее налоговое законодательство конкретной страны либо сочетание особенностей организации и налогообложения могут устанавливать для этих форм деятельности особые режимы налогообложения, для целей настоящей работы формы организации деятельности этого типа целесообразно выделить в отдельную категорию.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона -- это в той или иной степени обособленная географическая территория.
Для некоторых стран "свободные зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".
Оффшорные компании и зоны
Оффшорная компания -- это компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, имеющая право работать исключительно за рубежом. Создание таких компаний поощряется некрупными государствами, так как они приносят странам дополнительный доход.
Оффшорные зоны -- государства, которые освобождают от уплаты налогов юридические лица, не ведущие деятельность на их территории. Как правило, вместо множества налогов в казну государства уплачивается только ежегодный фиксированный сбор.
Классические оффшоры обычно не ведут деятельности в стране их юрисдикции. Они не платят налоги с прибыли и не сдают финансовую отчетность.
К оффшорам в чистом виде относятся:
· Британские Виргинские острова;
· Панама;
· ряд других государств.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
· общественное движение;
· общественный фонд;
· общественное учреждение;
· орган общественной самодеятельности;
· политическая партия.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Признаками общественных и религиозных организаций (объединений) являются:
1. добровольное объединение граждан;
2. общность интересов и удовлетворение духовных или иных нематераильных потребностей участников.
Основные положения общественных и религиозных организаций (объединений) являются:
1. общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям;
2. участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов;
3. учредителями общественных объединений могут выступать физические лица и/или общественные организации.
Организации средств массовой информации также входят в число особых видов организации. Главной задачей СМИ является информирование населения в разных областях: политические новости, новости мирового масштаба, чрезвычайные происшествия и т.д.
Связи с общественностью, пиар -- технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации -- фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле -- управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.
Обобщая все выше перечисленное можно сделать вывод о том, что социальная система безусловно является сложной открытой системой со множеством механизмов саморегулирования и подсистем, поскольку каждый человек в свою очередь так же является системой.
· К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
· Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
· Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
· Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
Дети с нарушениями - это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
3.Основные направления специальной психологии
Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
В настоящее время наблюдаются тенденции к пересмотру клинико-психологических терминов и их замене психолого-педагогическими терминами. Например, вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» употребляются термины «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкой психического развития, расстройствами эмоциональноволевой сферы и поведения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, со сложными недостатками развития.
Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности и т.п., – все это приводит к тому, что в специальной психологической помощи нуждаются и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа, а также учащиеся общеобразовательных школ.
4.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками.
Специальная психология обладает обширными межпредметными связями, которые имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему росту.
Кроме того, нелишне напомнить, что специальная психология исторически формировалась в процессе непрерывного взаимодействия с другими науками. Так, являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями и в особенности с общей, возрастной и педагогической. Знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, ибо развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания. С другой стороны, общепсихологические представления существенно обогащаются за счет клинико-психологических исследований, проводимых в рамках специальной психологии.
Многие закономерности в норме легко могут ускользнуть от взгляда исследователя либо крайне трудны для изучения в искусственных условиях. Случаи патологии являются, по образному выражению И. П. Павлова, ≪жестоким экспериментом природы≫, дающим уникальную возможность проверить степень универсальности законов, открытых и описанных ранее.
Это особенно важно, если учесть, что структура психики не может быть реально разложена на составляющие ее компоненты, это осуществимо лишь теоретически. И в этом смысле значение клинико-психологических исследований уникально: порой тот или иной закон обнаруживает себя лишь тогда, когда он нарушается, что дает возможность его описать и изучить.
Не случайно практически все крупные представители психологической науки уделяли значительное внимание клинияескому материалу.
Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний.
Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст - социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения
психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная - сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают
существования областей и зон взаимодействия между двумя науками. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разделов медицинской психологии - нейропсихологией. Последняя занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно наличие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.
Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии.
Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отождествление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и синдромы заболевания как внешние проявления внутреннего патофизиологического процесса. Психолог же, по справедливому мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симптомы.
Таким образом, клинический и психологический анализы обращены к разным уровням изучаемого явления - физиологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собственными закономерностями и несводим к другому.
Соотношение клинического и психологического анализов часто напоминает известный психологический феномен поочередной смены фигуры и фона, последовательно превращающихся друг в друга. Например, детская психиатрия занимается не просто психическими заболеваниями, их этиологией, патогенезом и т. д., но прежде всего тем, как они протекают и проявляют себя в зависимости от возрастного фактора. Здесь болезнь выступает в роли фигуры, а возраст в роли фона. Специальная психология интересуется тем, как психическое заболевание и его последствия (равно как и другие соматические расстройства) влияют на процесс возрастного развития психики. В этом случае процесс возрастного развития представлен в виде фигуры, а болезнь и ее последствия в роли фона.
Круг предметных связей специальной психологии не ограничивается взаимодействием с психологическими и клинико-биологическими дисциплинами. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Очевидным является тот факт, что методы и содержание специального обучения и воспитания должны основываться на знании особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями. В этом состоит, прежде всего, связь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. В данном случае специальная психология выступает в качестве одного из элементов теоретической базы коррекционной педагогики.
С другой стороны, практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важным средством проверки точности и надежности психологических представлений.
Взаимодействие специальной психологии и педагогики способствует содержательному обогащению обеих наук; за последнее десятилетие оно существенно видоизменилось.
Процесс обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии долгие годы был жестко регламентирован едиными программами, учебными планами, стандартами и т. п. К настоящему времени появилось множество оригинальных направлений в этой области, существенно расширилось педагогическое пространство и свобода педагогического экспериментирования.
В нынешних условиях специальная психология получила уникальную возможность сравнительного изучения своеобразия развития особого ребенка в разных условиях воспитания и обучения, начиная от традиционного и кончая различными формами интегрированного обучения. Подобные сравнительные исследования могут существенно обогатить
представления о феноменах отклоняющегося развития, они сами и их результаты выступают в качестве экспертных оценок, определяющих, какие из педагогических технологий обладают большим развивающим и коррекционным потенциалом.
Другой аспект взаимосвязи специальной психологии и коррекционной педагогики касается содержания процесса воспитания детей с особыми нуждами, семейного воспитания. Довольно длительное время семейному воспитанию не уделялось должного внимания и не придавалось необходимого значения.
Возрождение подлинного интереса к этому процессу началось именно в сфере специальной педагогики. В рамках семьи закладываются основы нравственного сознания личности, иерархии ценностей, общественно значимые мотивы поведения и т. д. - специальная педагогика осознала эти положения раньше общей в силу целого ряда причин, среди которых следует отметить роль личности инвалида в процессе его социальной адаптации. Многократно было показано, что при одном и том же нарушении, при прочих равных условиях, успешность социальной адаптации зависит от личностных свойств индивида и прежде всего от характера его самооценки, установок и иерархии мотивов. Как уже было сказано, именно эти качества в своей основе закладываются под влиянием семейного воспитания.
В этой связи не случайным кажется тот факт, что одновременно с подъемом интереса к проблемам семейного воспитания в коррекционной педагогике, в области специальной психологии се актуальнее становится проблематика развития эмоционально-
волевой сферы и личности в целом у людей с отклонениями развитии. Все глубже осознается тот факт, что знания б особенностях познавательной деятельности детей с п роблемами в развитии (на чем традиционно делался упор) явно недостаточны и односторонни и не включающие понимание своеобразия формирования личности этих детей.
В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей формирующегося к нему отношения, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности, а также решение кардинального вопроса социальной адаптации - превратится или не превратится личность инвалида в инвалидную личность.
Круг межпредметных связей специальной психологии в действительности весьма широк и не ограничивается обозначенными выше. Мы могли бы также сослаться на инженерные науки, занимающиеся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; на социологию, общую педагогику, философию, этнографию и пр. Но и рассмотренных связей вполне достаточно для того, чтобы понять: предмет специальной психологии является чрезвычайно сложным, многомерным и многоаспектным феноменом.
5.Влияние идей Л.С. Выготского на развитие специальной психологии.
Формальным началом работы Л.С. Выготского в области специальной психологии и специальной педагогики является его назначение в 1924 г. заведующим подотделом воспитания физически дефективных и умственно отсталых детей в отделе социально-правовой охраны несовершеннолетних Главного управления социального воспитания Наркомпроса РСФСР. Но его интерес к этой области сложился раньше.
Л.С. Выготский является одним из создателей специальной психологии как особой целостной отрасли психологической науки.
Л.С. Выготский внес неоценимый вклад в решение таких проблем как:
· формирование основ специальной психологии,
· выделение общих закономерностей психического развития при различных дефектах,
· диагностика недостатков развития.
6.Условия нормального развития ребенка (по Г.М. Дульневу, А.Р. Лурии).
Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.
Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.
Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».
Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Данные анализа психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи.
7.Экзо- и эндогенные факторы возникновения отклонений в различные периоды развития.
Отдельные ткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода. При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессов дифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающим воздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химические агенты и пр.).
Такие периоды, для которых характерна повышенная чувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют критическими периодами эмбриогенеза. Вероятность формирования отклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.
В онтогенезе человека можно выделить несколько критических периодов развития: в прогенезе, эмбриогенезе и постнатальной жизни. К ним относятся:
1) развитие половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2) оплодотворение;
3) имплантация (7 – 8-е сутки эмбриогенеза);
4) развитие осевых зачатков органов и формирование плаценты (3–8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15–20-я неделя);
6) формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (20–24-я неделя);
7) рождение;
8) период новорожденности (до 1 года);
Внешние (эндогенные) и внутренние (экзогенные). Внешние - экология. Внутренние - поведение матери ее образ жизни (еда, алкоголь, сигареты, отсутствие приема витаминов и микроэлементов), совместивость матери и плода ребенка по резус-фактору.
8.Психосоциальные факторы возникновения отклонений в развитии.
1. психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате определенны условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении длительного времени. Выделяют материнскую (эмоциональную), сенсорную и
социальную депривацию
2. детские расстройства привязанностей - возникновение отклонений в развитии ребенка рассматривается в русле теории привязанности. неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных потребностей
ребенка ведет к искажению формирования привязанностей и появлению специфических симптомов: а) устойчивое
нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апотичный или сниженный
фон настроения, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим. 6) диффузная общительность -
отсутствие чувства дистанции со взрослыми и фамильярность в общении с почти незнакомыми людьми, «прилипчивое поведение», неразборчивые связи со сверстниками. Этот вариант носит название «расторможенное расстройство привязанности», характерно для воспитанников детских домов
3. сепарация - ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью. Различают три наиболее типичные фазы сепараций для детей от 7 месяцев до 4 лет при помещении в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка, однако эти фазы могут отмечаться и в более раннем или старшем возрасте: 1 фаза « протеста»: ребенок плачем зовет мать 2 фаза «отчаяния»:наступающая через несколько дней: ребенок становится подавленным, погруженным в
себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, могут появиться стереотипные действия 3 фаза «отчуждения»: теряется
интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребностей в нем. Эти фазы могут быть непоследовательными а как бы приплетаться.
Классификация неблагоприятных психосоциaльных факторов.
1. Глобaльные - страх войны, экологических катастроф, переживание природных бедствий
(землетрясения, наводнения..) и промышленных катастроф (взрывы, пожары).
2. национальная и этническая вражда, экономические катастрофы
З. миграция, отрыв от родной среды, утрата социального статуса
4. боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны соседей
5. поступление в школу, давление требований учебного процесса, трудности усвоения знаний,
атмосфера отвержения или враждебности со стороны сверстников или старшин, конфликтная обстановка.
6. пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, больнице
7. изолированность семьи от ближнего окружения
8. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей
10. воспитание психически больным или неполноценным родителем
11. межличностные антагонистические отношения между членами семьи, недостаток душевной
теплоты, жестокость, сексуaльные злоупотребления.
12. личностные переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.
Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.
Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.
9.Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия
10.Общие закономерности «нормального» и отклоняющегося развития.
11.Общие закономерности отклоняющегося развития
12.Понятие «норма» в специальной психологии
Определение «степени нормальности» человека – сложная и ответственная междисциплинарная проблема. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Как правило, статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.
Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком независимо от характера имеющихся у него нарушений. Достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.
Идеальная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.
13.Понятие и критерии аномального развития (психического дизонтогенеза).
Аномальные дети – это дети, которые имеют отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения.
Развитие аномальных детей в принципе подчинено тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности ребенка. Своеобразие аномальных детей обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие аномальных детей было максимально приближенно к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.
14.Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)
В. В. Лебединский /10/, основываясь на этих взглядах Л. С. Выготского (которые не потеряли своей актуальности и по сей день), выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Так как мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.
Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушения подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных подкорковых ядер) приводят к снижению уровня бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обусловливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).
Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
2) времени поражения;
Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы.
3) соотношения первичного и вторичного дефектов;
Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Как уже указывалось ранее, Л. С. Выготский в сложной структуре дефекта, характеризующего нарушения психического развития, выделял первичные (вытекающие непосредственно из биологического характера болезни) и вторичные симптомы. Последние возникают опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения, имеющие социальную природу, по мнению Л. С. Выготского, должны становиться объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
15.Возрастная обусловленность отклоняющегося развития (время и длительность воздействия патогенного фактора).
Отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или - (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.
В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 - 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.
Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:
– сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
– психомоторный (4 - 7 лет) – интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов - неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;
– аффективный (7–12 лет) – на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом - от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
– эмоционально-идеаторный (12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.
Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.
Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.
16.Клиническая классификация отклонений психического развития.
Физические и психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития-аномальный ребёнок. Развитие такого ребёнка подчиняется закономерностям здорового человека. В отечественной клинической психологии на данный момент выделяют следующие типы нарушений психологического развития (психического дизотогенеза):
1)Психическое недоразвитие, моделью данного типа является олигофрения. Ведущее нарушение - это конкретно-ситуативное мышление, отсутствие абстрактного.
2)Задержанное пстхическое развитие - задержка психического развития или сокращенно "ЗПР". В данном случае на перевый план выступает незрелость эмоционально-волевой сферы и интеллекта.
3)Повреждённое психическое развитие - ЧМТ и её последствия, эпилепсия. У ребёнка наблюдается быстрая истощаемость, инертность, снижение памяти, уровня мышления и умственной работоспособности.
4)Дефицитарное психическое развитие - нарушение слуха, зрения, ДЦП. Недоразвитие определённого сенсорного канала влияет на развитие восприятие вцелом, которое в свою очередь оказывается неполноценным для адаптации в социуме.
5)Искаженное раннее психическое развитие - детский аутизм. Первичный дефект морфо-физиологческого субстрата (нервная ткань) влечёт за собой нарушение потребностной сферы (как бессознательной сферы: " чего-то хочется") и мотивационной сферы (как сферы опредмеченных потребностей: " хочу именно это"). Все высшие психические функции оказываются со сниженной социальной направленностью.
6)Дисгармоническое психическое развитие - неврозы и психопатии. Уязвлённым оказывается эмоционально-волевая сфера.
17.Типы психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому).
Для данного типа дизонтогенеза характерна первичная недостаточность корково-под корковых функций (мозаичность и порциальность нарушений) при соматогенных формах и нарушениях церебро-органического генеза.
Возможные проявления:
· истощаемость, головные боли, метеозависимость, повышенная потребность в сне
· лабильность, взрывчатость эмоций, обидчивость, импульсивность, колебания
· дефицит внимания
· плохая временная ориентация (способность рассчитать время и усилия)
При педагогической запущенности первичным проявлением является дефицит учебной мотивации.
Вторично страдают мышление и регуляторные функции (например, от истощения или особенностей мотивации).
В зависимости от своего происхождения задержанное развитие (ЗР) быть разделено на:
1. гармонический инфантилизм
2. ЗР церебрально-органический генеза
3. психогенное (микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, влекущая за собой недостаток кругозора, узкие знания и инфантильные интересы)
4. соматогенное ЗР
Факторы предиспозиции (для психогенного генеза):
· минимальный эмоциональный контакт с ребенком
· гиперопека
· психотравмирующие условия
· ситуация систематического неуспеха, в качестве следствия происходит снижение уровня притязаний, инфантильность интересов
· взаимодействие с окружением в разных смыслах несостоявшимся
При задержанном психическом развитии в одних случаях более выражена задержка развития эмоциональной сферы, в других – интеллектуальной.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Не сформирована учебная мотивация является часто встречающимся феноменом при гармоническом инфантилизме. В случае соматогенных форм присутствует повышенная истощаемость.
Основная особенность - потенциальная сохранность мышления и наличие познавательного интереса. Они и являются главным сохранным звеном, на основе которого может быть осуществлена коррекционная работа. Поскольку для детей с задержанным типом развития характерен дефицит регуляторных функций, то в основу восстановительной работы должно входить повышениевнешнего контроля.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Инфантильность эмоциональной сферы:
· соматический уровень реагирования на стрессовые события
· лабильность эмоций
· импульсивность эмоций
· капризность, плаксивость, раздражительность
· эмоции сильно истощают – невозможность адекватной оценки значения событий (мелочи могут вызывать очень сильные эмоциональные реакции)
· низкая рефлексия
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Для гармонического инфантилизма характерна «жизнь своими интересами»
При соматогенном задержанном развитии и ЗР церебрально-органического генеза может быть:
· сохранение ранних рефлексов
· вестибулярное укачивание
· головные боли, метеозависимости
· ночные страхи
· редкий энурез
· заикание при волнении
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Государство
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.
Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
Признаки государства
- Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
- Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
- Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Атрибуты государства
- Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
- Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
- Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Понятие государства
Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.
Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).
Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.
В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.
Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.
Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).
Признаки государства
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.
Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.
Общие признаки государства
Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.
К числу таких признаков относятся следующие:
- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
- определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
- суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
- монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
- право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
- обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
- претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.