Конспект нод фгос физическому развитию. Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Сказок
Образовательная область: физическое развитие
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: средняя
Тема: «Веселые медвежата»
Цель: становление ценностей здорового образа жизни
Программное содержание
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность.
Образовательные задачи: познакомить детей с подвижной игрой «Медведь», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры. Упражнять детей в подлезании под дугу, не касаясь руками пола; в ходьбе по ребристой доске; в ползании на четвереньках между предметами.
Развивающие: развивать ловкость, ориентировку в пространстве, координацию движений, творчество, физиологическое дыхание, умение регулировать мышечный тонус.
Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, сомомассаж.
Материалы и оборудование: ребристая доска, дуги, кегли, шапочка медведя, массажные ежики.
Ход деятельности
Дети заходят в спортивный зал под веселую музыку и строятся в шеренгу.
Проверка осанки, равнения.
Инструктор :
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит очень сладкий мед
Да малинку с веток рвет.
Дети: Медведь.
Инструктор: Молодцы, ребята! Это медведь.
А вы хотите превратиться в озорных медвежат?
Дети: Да.
Дыхательное упражнение
Перестроение в две колонны.
Медвежата в чаще жили. Головой своей крутили. Вот так, вот так, Головой они крутили. |
И.п. ноги на ширине стопы, руки на поясе Повороты головы в стороны (6 раз в каждую сторону) |
Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали. |
И.п. ноги на ширине стопы, руки внизу 1-2 - поднять руки вверх, помахать ими (5-6 раз в каждую сторону) |
Ну-ка мишка повернись, Ну-ка мишка покажись. Вот так, вот так, Ну-ка, мишка, покажись. |
И.п. стоя, руки на поясе 1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны; 3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны; 4-И. п. (по 3 раза в каждую сторону) |
Вперевалочку ходили, И из речки воду пили. Вот так, вот так, Из речки воду пили. |
И.п. ноги врозь, руки на поясе 1 - наклон вниз, руками дотронуться до пола |
Хлопай мишка, Топай мишка, Приседай со мной братишка. Вот так, вот так, Приседай со мной братишка. |
И.п.- ноги на ширине ступни, руки на поясе 1-присесть, руки вперед |
А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так, Выше лапы поднимали. |
И.п. ноги вместе, руки внизу Прыжки руки вверх, ноги врозь Чередовать с ходьбой 2 раза. |
Подвижная игра «Медведь»
Играющие становятся в круг, выбирается водящий - «медведь». Он ложится на пол в центре круга. Дети, взявшись за руки, хором произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети разбегаются по залу, медведь догоняет их, до кого дотронется, тот выбывает из игры.
Инструктор: Молодцы, медвежата, вы справились с заданиями.
Дети, вы тренировались, играли, немного устали, садитесь скорее в кружок, давайте сделаем небольшой массаж.
Дети берут массажных ёжиков и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.
Ёжик, ёжик, ты колючий,
Покатайся между ручек.
Двигаем ёжика вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно).
Ёжика двигаем ладошкой по кругу на груди.
Дети поворачиваются по кругу и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребёнок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу - двигают ёжиков вверх вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону и снова делают массаж спины.
Дети снова садятся на пол лицом в круг, вытягивают ноги. Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.
Положить ёжика на пол, прижать его правой стопой, подвигать вперёд-назад, слегка надавливая. То же левой стопой.
Дети убирают массажных ёжиков.
А теперь пришла пора, в группу вам идти пора.
Перминова Елена Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ Игринский детский сад № 7
Населённый пункт:
п. Игра, Удмуртская Республика
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Интегрированная НОД по физическому развитию
Дата публикации:
07.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Игринский детский сад № 7
Интегрированная НОД
по физическому развитию
«В гости к трем медведям»
для детей второй младшей группы
по общеобразовательной программе дошкольного
образования
«От рождения до школы»
Образовательная область:
«Физическое развитие».
Тема:
«В гости к трем медведям»
Цель:
Создание условий, побуждающих детей к двигательной, игровой, коммуникативной
и познавательной активности и содействие их гармоничному развитию.
Задачи:
Оздоровительные:
создать
условия
для
положительного
эмоционального
отклика
у
детей
на
спортивные упражнения, прививать любовь к физкультуре;
продолжать работу по укреплению здоровья детей,
профилактика нарушений
осанки, плоскостопия.
Образовательные:
упражнять в построении в колонну, ходьбе и беге в колонне друг за другом, ходьбе
с высоким подниманием колена,
перестроении в круг; в ходьбе по скамеечке,
подлезании под дугу, ходьбе по ребристой доске;
учить выполнять движения в общем темпе;
закреплять действия соотнесения предметов по величине, цвету, называть их;
содействовать
осмыслению
детьми
понятий
«большой»,
«поменьше»,
«маленький»;
углублять кругозор знаний об окружающей действительности;
расширять пассивный словарь через введение малознакомых слов.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества детей друг с другом;
воспитывать понимание, доброжелательность, отзывчивость, желание помогать
другим;
способствовать воспитанию бережного отношения к живой природе.
Развивающие:
развивать умения согласовывать свои действия с движениями других детей по
группе;
развивать потребность в двигательной активности;
содействовать
развитию,
прыгучести,
ловкости,
быстроты,
координации
движений, равновесии, выдержки и внимания.
Возраст детей:
3 – 4 года.
Освоение
образовательных
областей:
«Физическое
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности:
двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.
Средства
реализации:
музыкальный центр, аудиозапись
«Звуки
леса», три бочонка с
медом разного размера, избушка медведей, три игрушечных медведя разного размера,
елочки и березки, лавочка для медведей, гимнастическая скамейка (длина 2-3 м., ширина
20
см.,
высота
20см.),
2-3
дуги
для
подлезания,
ребристая
доска,
маска
медведя,
аудиозапись ритмической мозаики А.А. Бурениной «Плюшевый медвежонок».
Предварительная работа:
Чтение сказки «Три медведя», разучивание подвижной игры
«Медведь и дети» и ритмической мозаики А.А. Бурениной «Плюшевый медвежонок».
Беседа о правилах поведения в гостях.
Краткое пояснение к занятию
Основной
целью
образовательной
области
«Физическая
культура»
является
формирование
у
детей
интереса
и
ценностного
отношения
к
занятиям
физической
культурой, гармоничное физическое развитие ребенка – дошкольника.
Для того чтобы занятия по физическому развитию приносили детям радость и
способствовали
формированию
интереса
к
физическим
упражнениям,
я
стараюсь
использовать интегрированные занятия. К ним можно отнести проведение занятий по
физической культуре в форме двигательных рассказов. При таком способе все части
занятия
объединяются
интересным
сюжетом,
общей
темой.
Сюжет
обязательно
подразумевает
наличие
какой-либо
цели,
к
которой
стремятся
дети
вместе
с
педагогом (собрать
урожай,
спасти
сказочного
персонажа
и
т.
д.).
Таким
образом,
«интрига», привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает
сохранить неустойчивое внимание малышей, напрямую и косвенно позволяет достичь
поставленной цели.
Ход занятия
Часть
занятия,
длительность
Методы, формы,
приемы.
Вводная
часть,
4 минуты
Ребята! А меня, сегодня, три медведя в
гости пригласили. Но без подарочка в
гости не пойдешь. Что же можно
подарить медведям? (ответы детей).
Правильно! Самый вкусный подарок
это мед. А у меня есть бочонки с
медом. Только я одна не унесу, вы мне
поможете? Кто хочет с нами в гости
идти?
Мы сегодня в лес пойдем,
Друг за другом все встаем.
В русской сказке побываем,
Трех медведей повстречаем,
Меду взять мы не забудем,
И медведи рады будут.
Раз-два, раз-два,
Веселее детвора!
Ноги выше поднимаем.
На жучков не наступаем.
Раз-два, раз-два,
Выше ноги детвора.
По дорожке побежим,
В гости к сказке поспешим.
Побежали, побежали
И нисколько не устали.
По тропинке мы пойдем,
К трем медведям попадем.
Раз-два, раз-два,
Друг за другом, детвора,
Стой, ребята, мы пришли
И поляночку нашли!
В круг скорее все вставайте
И медведей поджидайте.
А вот и медведи!
Какой размером бочонок, какому
Построение в
колонну.
Ходьба в колонне
Ходьба с высоким
подниманием
колена
Бег в колонне в
медленном темпе.
Ходьба в колонне
Перестроение в
круг
Орг. момент,
мотивация.
Дети входят в
оформленный, как
лес, зал.
Фоном слышны –
звуки природы,
леса.
Следить за
осанкой.
Следить за
дистанцией между
детьми, не
допускать
столкновений.
Следить за
осанкой.
Дети ставят
медведю мы подарим? (ответы детей).
ОРУ
1
. И.п.- стоя, ноги слегка расставлены,
руки вдоль туловища.
Вот папа медведь нас встречает,
(Какой из этих мишек папа – большой)
Лапы мохнатые вверх поднимает,
Раз-два, раз-два,
Повторяйте детвора!
2
. И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки
на поясе.
Медведица мама вперевалку идет
(Какая из этих мишек мама – поменьше)
С собой медвежонка ведет
Влево раз, вправо-раз
Наклонитесь все сейчас.
Влево раз, вправо-раз
Получается у вас!
3
. И.п.-стоя, пятки вместе носки врозь,
руки на поясе
Вот пришел малыш медвежонок
(Какой из них медвежонок - маленький)
Он мамы и папы медведей ребенок
Стал приседать и шалить,
Громко лапами бить.
Раз-два, раз-два,
Повторяйте детвора!
4
.И.п.-ноги слегка расставлены
Мед мишутке мы отдали,
Все медведи прыгать стали.
Раз-два, три-четыре,
Сладкий мед все получили
Раз-два, раз-два,
Все запрыгали тогда.
Пошагаем, отдохнем
Прыгать мы опять начнем
Раз-два, три-четыре,
Сладкий мед все получили.
Выполняют в
кругу.
Дыхательное
соответствующие
по размеру
бочонки возле
каждого медведя.
Руки поднять
вверх,
«округлить»,
пальцы разведены
(4-6 раз).
Наклоны вправо-
влево (по3 в
каждую сторону).
Присесть, руки
вперед с хлопком
(4-6 раз).
8 прыжков на двух
ногах
Ходьба на месте
8 прыжков на двух
ногах
На слово «вдох»
5
.И.п.-стоя ноги слегка расставлены
Мишки меда аромат вдыхают,
И поклоны посылают.
упражнение
поднять руки
вверх, на слово
«выдох» - плавно
опустить.
Основная
часть,
10 минут
ОВД
Мишки мед свой получили,
И играть вас пригласили,
Чтоб на полянку нам прийти,
Нужно мостик перейти,
Под каждой веточкой пролезть,
Пройти лес дремучий весь,
Там неровная дорога
Кочек, веток очень много.
Вы внимательно смотрите,
Равновесие держите,
Подлезайте, изловчитесь
На полянку торопитесь!
Вы конечно изловчились
На полянке очутились
Здесь вас мишка поджидает
И играть вас приглашает.
Мишка по лесу гулял,
Миша деточек искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, мишка, вставай,
Наших деток догоняй.
Проводится
поточным методом
по кругу.
Подвижная игра
«Медведь и дети»
Ходьба по
гимнастической
скамейке
(сохранять
равновесие,
спинка прямая),
подлезание под
дугу, ходьба по
ребристой доске
(следить за
осанкой).
Выполнить 3-4
круга).
Водящему надеть
маску медведя
(игра повторяется
2-3 раза). Дети
сидят в кружочке
– прячутся от
медведя. Мишка
ходит вокруг
детей, а затем
садится в
сторонку». Дети
его будят – он их
догоняет.
Заключитель
ная часть,
3 минуты
Друг за другом повернитесь
И в кружочек становитесь
За веселую игру
Я станцую и спою.
Вы, ребята поддержите
И движения повторите.
Друг за другом повернитесь
Медвежатам улыбнитесь,
И веселою гурьбой
Все отправимся домой.
По тропинке мы пойдем
Дорогу к дому мы найдем
Сказка кончилась, и мы
Построение в круг.
Музыкальная игра
малой
подвижности.
Спокойная ходьба.
У воспитателя в
руках «танцует и
поет» вместе с
детьми Мишутка.
Покидаем
спортивный зал и
Все домой идти должны.
направляемся в
группу.
Список использованной литературы:
1.
Буглина Л.Н. В гостях у сказки (утренняя гимнастика во второй младшей группе).
Воспитатель ДОУ, 2009, №3, 19 – 32.
2.
Мосягина Л.И. Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2013. – 288 с.
3.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. - с.
4.
Соколова Л.А. Конспекты сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
5.
Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по
программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой/ авт.-сост.
Т.Г.Анисимова. - Волгоград: Учитель, 2010. – 131с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад «Теремок»
р.п. Степное Советского района Саратовской области
Конспект
НОД
В подготовительной к школе группе
По физической культуре:
«Путешествие в Страну Здоровья»
Воспитатель: Некрасова Е.В.
2013 г
Примерная общеобразовательная программа : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема НОД: Путешествие в страну здоровья (Физическое развитие)
Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Задачи:
Развивать игровую деятельность детей, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (Социализация)
Развивать физические качества (гибкость, выносливость и координацию)
(Физическая культура)
Развивать умение общаться со сверстниками (Коммуникация)
Совершенствовать умение манипулировать парашютом в различных двигательных заданиях; развивать двигательную самостоятельность (Физическая культура)
Способствовать развитию интереса к олимпийским играм (Познание)
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная и познавательная
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игровые упражнения и задания, игры эстафеты, подвижные игры
Оборудование: обручи - 8шт, кубы - 2 шт, разноцветные мячи для сухого бассейна 30-40 шт, доски - 2шт (одна ребристая), парашют, 2 гимнастических мяча с ушками или ручкой, 2 бубна, шнур для проведения эстафеты, дуги - 2 шт высотой 50 см.
Технические средства: музыкальный центр, USB - носитель, СD диски
Предварительная работа: НОД по физической культуре, подвижные игры, игровые упражнения, игры – эстафеты, беседы об Олимпийских играх, видах спорта и выдающихся спортсменах.
ХОД НОД
Части занятия | Дозировка | Методические указания |
|
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (МОТИВАЦИЯ) | Построение в шеренгу Рассказ о предстоящих Олимпийских играх: Ребята, в следующем году в городе Сочи будут проходить олимпийские игры. В них будут принимать участие самые лучшие спортсмены всего мира. Нам тоже надо стать сильными, крепкими и здоровыми. За морями, за лесами, есть огромная страна. Страною здоровья зовется она. Я приглашаю вас в путешествие в эту страну за здоровьем. Все собрались?! Все готовы?! Бегать, играть, заниматься готовы? Ну, тогда не ленись, на разминку становись! Ходьба по залу Отправляемся вперед, Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Ходьба по ребристой доске Мостик в стороны качался, А под ним ручей смеялся. Ходьба на носках На носочках мы пойдем, На тот берег перейдем Прыжки из обруча в обруч Друг за другом мы идем И к болоту подойдем Перейдем преграду вмиг – И по кочкам прыг, прыг, прыг Ходьба на ладонях и ступнях Черепаху мы встречаем Руки на пол мы кладем И тихонечко ползем Бег друг за другом. Поскоки. Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Видишь, как идти легко. Перестроение в круг | 1мин 2мин 2раза 1 мин | Руки в стороны, спина прямая, смотрим вперед Руки на поясе, смотрим вперед Прыгаем легко на носках из обруча в обруч, руки на поясе Стопы и ладони ставим на пол, смотрим вперед. Руки согнули в локтях, дышим носом. Колени поднимаем выше, тянем носок |
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 1. ОРУ с дидактическим пособием «Волшебный парашют»: 1. «Подними цветок» И.п.: о.с. парашют в опущенных руках 1 – поднять руки вверх, взмах, образуя купол. 2 – опустить руки вниз 2. «Наклоны в сторону» И.п.: стоя боком, ноги на ширине плеч, парашют в левой руке, правая рука на поясе. 1 – наклон в левую сторону тянуться правой рукой к парашюту 2 – И.п. то же в другую сторону 3 .«Наклоны вперед» И.п.: сидя на полу лицом к парашюту, ноги разведены в стороны, руки на поясе. 1 – наклоны вперед, коснуться парашюта. 2 – И.п. 4. «Лодочка» И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вместе. 1 – одновременно поднять прямые руки и ноги 2 – И.п. 5. «Приседание» И.п.: о.с., руки опущены 1 – присесть, руки вперед 2 – И.п. 6. Прыжки «Звездочка» И.п.: о.с., руки на поясе 1. ноги врозь, руки в стороны 2. И.п. 7. Ходьба с восстановлением дыхания Игровое упражнение «Салют» Дети берутся двумя руками за парашют и медленно его поднимают, говоря слова: «Раз, два, три!». На счет «три!» подбрасывают шарики вверх, затем бегут и собирают их, снова кладут на парашют. Перестроение в две команды 2. Основные виды движений 1). Эстафета «Прыжки на мячах» По сигналу первые игроки прыгают на гимнастических мячах к кубам; обратно возвращаются бегом, передают мяч следующему ребенку, становятся в конец колоны. 2). Эстафета «Полоса препятствий» По сигналу первые игроки бегут по доске, подлезают под дугу, добегают до бубна, ударяют по нему над головой; обратно возвращаются бегом, передают эстафету следующему ребенку, становятся в конец колоны. 3). Игра «Ловишки с лентами» Дети становятся в круг, у каждого из них цветная ленточка, заправленная сзади за пояс, в центре круга стоит ловишка. По сигналу «Лови!» дети разбегаются по залу. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три – в круг скорей беги!» все строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям | 8 раз по 4 раза 6-8 раз 6 раз 8 раз 2 раза по 10 2-3 раза 2-3 раза | Ноги не разводить, прогибаем спину Ноги не разводить Акцентировать внимание на последнем взмахе Акцентировать внимание на передаче эстафеты Следить, чтобы дети бегали, не наталкиваясь друг на друга |
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 1). Упражнение для тренировки дыхательных мышц «Гони мяч» На полу лежат обручи, в каждом из которых – теннисный мячик; дети распределяются на пары и дуют на шарик по очереди так, чтобы он двигался по внутреннему краю обруча без остановки. Итог занятия Сегодня вы побывали в стране здоровья, стали сильными, ловкими, здоровыми. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем такие слова: «Раз, два - повернись, снова дома очутись!» Вот мы с вами и дома. Вам понравилось наше путешествие в Страну Здоровья? Тогда похлопайте так громко, как вам понравилось. Направо! В обход по залу шагом марш! | 1 мин. 1мин. |
Организация: МБДОУ ДС №76 «Подснежник»
Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск
При организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ педагогу необходимо помнить, что детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Поэтому методически грамотный подбор и применение приемов и методов НОД требует от организатора процесса обучения базовых знаний теории и методики работы и своевременное их применение, с мотивацией воспитанников к верному технико-тактическому выполнению заданий, создающему здоровьесберегательное образовательное поле. Педагогический процесс, в рамках ФГОС, строится на основе использования разносторонних и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. Но любая образовательная технология состоит из трех частей: концептуальной, содержательной и процессуальной.
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Время не стоит на месте. Инновационные процессы в системе ФГОС затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, в ракурсе начальной ступени раскрытия кондиционных способностей ребёнка - как потенциального школьника.
В этих изменяющихся условиях, педагогу дошкольного образования, необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. А пуще всего надо уметь уверенно апеллировать классическими базовыми технико-тактическими приёмами организации НОД по физической культуре.
В рамках рассмотрения ведущей деятельности детей в возрастных периодах приходящихся на дошкольное пребывание, выделяется период - от 1года до 3 лет, когда превалирует предметная деятельность, с целью усвоения способов деятельности с предметами. Примером, в рамках НОД, по физической культуре, это можно рассмотреть, как умение ребенка спрыгнуть с кубика, или напрыгнуть на него, ползти по гимнастической скамейке, или пройти по ней на носках, поймать мяч или попасть им в цель и т.п.
В возрастной период от 3 до 7 лет ведущей деятельностью является игра, с целью освоения социальных норм, взаимоотношений между людьми. Например, работа с мячом в паре, эстафетные состязания и т.п.
Организующим, подготавливающим и настраивающим детей действием к освоению задач НОД в ДОУ всегда являлась утренняя гигиеническая гимнастика. Какой бы комплекс УГГ не был бы выбран педагогом, надо помнить о том, что неизменны принципы:
Доступности,
Поэтапности перехода нагрузки от одной группы мышц к другой,
Исключения упражнений, включенных в группу риска для здоровья,
Временного ограничения (3-7 мин.,), способствующего достижению состояния бодрости.
Правильная организация НОД по физической культуре, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников даст положительную амплификацию развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. При этом необходима вариативность и разнообразие форм дошкольного образования.
Как критерий оценки грамотно структурированного процесса НОД по физической культуре может служить педагогическая диагностика, в процессе которой ведется оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с определением эффективности педагогических воздействий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Конечно успешность работы, согласно требованиям ФГОС, гарантируется созданными условиями образования: разработкой специальных образовательных программ, методов и средств обучения, учебных пособий, дидактических и наглядных материалов, обеспечение техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средствами коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности.
Образовательные программы по физической культуре в ДОУ служат организации развивающего обучения, где исходной точкой является базовый компонент содержания. Выделение базового компонента, в социальном плане, позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной кондиционности и состояния здоровья дошкольников. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей, проживающих в различных регионах страны.
Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации педагога и интересов дошкольников.
Дошкольное образование призвано обеспечить благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического развития личности каждого ребенка. Поэтому, структура НОД в ДОУ, должна базироваться на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих составляющих.
Физическое развитие, как база социальной культуры, включает в себя приобретение двигательных умений и навыков, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; прыгучести и выносливости, силы и ловкости, способствующих правильному формированию всех систем организма, а в частности опорно-двигательной системы. Укрепляется крупная и мелкая моторики обеих рук, что способствует более точным двигательным действиям, не наносящим ущерба организму ребенка, выполнением основных движений в овладении техники физических упражнений и тактики подвижных игр.
Соблюдение грамотно составленной структуры НОД ведет к становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, мотивированию к ценностному здоровому образу жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.)
Целесообразным является применение в ходе непосредственной образовательной деятельности таких здоровьесохранных приёмов как дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой (дыхание на сопротивление, для укрепления дыхательной мускулатуры), дыхание по Бутейко (частое дыхание, для обогащения кислородом тканей мозга); элементы терапевтического массажа Су-Джок (активация жизненно важных центров организма путём точечного надавливания); пальчиковая гимнастика (становление мелкой моторики за счет координационных упражнений для пальцев рук); гимнастика для снятия напряжения с глаз (активация внимания); комплекс статического стрейчинга (концентрация внимания при растяжении мышц), комплекс ЛФК для стоп по массажным «дорожкам здоровья» (в целях профилактики плоскостопия), логоритмические упражнения (развивающие двигательное мышление). Это всё доступные приёмы педагогической инновационной деятельности. Только в инициативности педагога - заложена успешность НОД по физической культуре.
Одним из нюансов ФГОС является так называемая «трансформируемость» образовательного пространства, предполагающая возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Всё оборудование должно находится, в легкодоступных для детей местах, но с учетом технико-безопасных норм хранения.
Так называемая спортивная зона, оборудованная в каждой группе может включать в себя не только материально-технический накопитель спортивно инвентаря, но и оформленные на полу разметки, способствующие становлению физической культуры, как культуры норм построения и перестроения, во время НОД. Воспитатель, в частности младших по возрасту дошкольников, практикующий игровые моменты построения, перестроения, ходьбы в строю, лазания, ползания в рамках спортивной зоны группы пребывания детей, добьётся большого успеха в организации НОД по физической культуре в спортивном зале. Как пример, можно предложить следующую разбивку линий на полу в группе, зона которой легко трансформируется в любую другую рабоче-игровую зону.
Дошкольное образование, культивируемое в системе интегрирующих между собой образовательных областей, порождает общую культуру ребенка, частью которой является физическая культура.
Структурирование НОД по физической культуре служит качественному освоению детьми следующего программного материала:
В первой младшей группе (третий год жизни)
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ):
- исходные положения (стоя, сидя, лежа),
- приседания,
- простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них.
3. Основные движения:
- ходьба и бег в разных направлениях,
- упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см),
- бег в медленном и быстром темпе,
- подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета,
- катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предмет, бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль,
- ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
- не сложные правила.
Во второй младшей группе (четвертый год жизни)
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.
- с предметами и без предметов,
- в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3. Основные движения:
- разные виды ходьбы с заданиями,
- бег со сменой темпа и направления,
- прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание),
- прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля), бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль,
- лазание приставным шагом, перелазание и пролазание через и под предметами.
4.Ритмические упражнения.
5. Спортивные упражнения:
- катание на трехколесном велосипеде,
- ступающий шаг и повороты на месте на лыжах,
- скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.
В средней группе (5-ый год жизни)
1. Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении).
2. Общеразвивающие упражнения:
- исходные положения;
- одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук;
- темп (медленный, средний, быстрый).
3. Основные движения:
- в беге – активный толчок и вынос маховой ноги;
- в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперед – вверх;
- в метании – исходное положение, замах;
- в лазании – чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одновременным способом.
4. Подвижные игры:
- правила игр;
- функции водящего.
5. Спортивные упражнения:
- на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору;
6. Ритмические движения:
- танцевальные позиции (исходные положения);
- элементы народных танцев;
- ритм и темп движений;
- элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.
В старшей группе (шестой год жизни)
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 коллоны.
2. Общеразвивающие упражнения:
- способы выполнения упражнений с различными предметами,
- направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
- вынос маховой ноги вперед в скоростном беге,
- равномерный бег в среднем и медленном темпе,
- способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
- способы метания в цель и даль,
- лазание одноименным и разноименным способом.
- правила игр,
- способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий лыжный ход,
В подготовительной к школе группе (7-ой год жизни)
1. Порядковые упражнения: способы перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
- разноименные и одноименные упражнения,
- темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением;
- упражнения в парах и подгруппах;
3. Основные движения:
- в беге – работу рук;
- в прыжках – плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении;
- в метании – энергичный толчок кистью, уверенные и разнообразные действия с мячом;
- в лазании – ритмичность при подъеме и спуске.
4. Подвижные и спортивные игры:
- правила игр;
- способы контроля над своими действиями;
- способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема и спуска в низкой и высокой стойке;
Учитывая временные рамки организации НОД по физической культуре в ДОУ, необходимо подобрать программный материал так, чтобы моторная плотность на занятии была достаточной. Существуют рекомендуемые нормы распределения частей НОД по физической культуре.
Структура НОД по физической культуре
Вводная часть |
2 – 4 мин. |
3 – 5 мин. |
4 – 6 мин. |
Построение, ходьба, Легкий бег, Упр. для формирования стопы, Упр. на внимание, Танцевальные шаги, Организующая игра, Перестроение для ОРУ. |
|
Основная часть |
10 -15 мин. |
20 -25 мин. |
Бросание и ловля, Метание, Лазание и перелазание, Равновесие, Упр. на осанку, Подвижная игра большой подвижности, Танцы и пляски. |
||
Заключительная часть |
2 -3 мин. |
Спокойная ходьба, Малоподвижная игра, Хоровод, Дыхательные упр., Анализ занятия. |
Особенности организации частей занятия.
В вводной части необходимо было заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.
В основную часть включались общеразвивающие упражнения (для того чтобы разогреть различные мышечные группы), основные движения и подвижная игра.
Заключительная часть преследовала снижение физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия. В вводной, как и в других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи:
1. разучивание строевых упражнений;
2. освоение разных способов ходьбы и бега;
3. закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах);
4. использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие;
5. развитие быстроты реакции и активизация внимания детей;
6. развитие динамической ориентировки в пространстве;
7. вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку;
8. разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи:
1. педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;
2. содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для того с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения;
3. применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.
Основные движения включаются для первоначального разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств.
В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2-4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе.
Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей - 25-30 мин.
Типы физкультурных занятий
Типы характеризуются большим разнообразием. Можно выделить занятия по содержанию: гимнастика и подвижные игры, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, развитие ориентирования; занятия - походы (элементарный туризм).
Различаются физкультурные занятия по использованию методов работы; большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа или учебно-тренировочное (когда на одном занятии происходит разучивание упражнений, закрепление и совершенствование других), применяются игровой (из серии подвижных игр) и сюжетный типы занятий (по сюжету сказки или рассказа).
Занятие может также быть тематическим, т.е. посвящено конкретному виду спортивных игр или спортивных упражнений. Комплексное занятие включает дополнительные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений.
Подбор физических упражнений на НОД
Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обоснованном расположении материала, представляет стройную систему планирования.
На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.
Подбор физических упражнений, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.
Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.
Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, ели упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отношению к ведущему основному движению.
Третий принцип подбора - физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие - относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.).
Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда увеличивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.
Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения», дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.
Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упражнений.
Распределив программный материал согласно предложенной структуры, педагог стремится рационально разместить спортивное оборудование. Во время проведения НОД стараться использовать такие виды деятельности как физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.
Обязательными требованиями к ведению НОД по физической культуре являются:
Страховка места выполнения упражнений, согласно требованиям техники безопасности;
Не допустимость переутомления детей;
Правильный выбор места педагога при выполнении детьми заданий;
Недопустимость объяснения программного материала при недостаточном внимании детей;
Недопустимость работы ребенка в спортивном зале без спортивной формы и обуви;
Обеспечение достаточного освещения спортивного зала;
Соблюдение режима проветривания спортивного зала. При таком подходе к работе в деятельности детей будет прослеживаться: активность, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, сопереживание, эмоциональность, проявление волевых усилий, самооценка.
НОД будет соответствовать требованиям ФГОС и возрасту детей. А для ребят физическая культура станет любимым занятиям.
Использованная литература:
- Л.Д. Глазырина «Физическая культура-дошкольникам. Программа и программные требования». М. «Владос» 2004.
- Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятии с детьми» М. «Просвещение» 1988.
Конспект НОД по образовательной деятельности «Физическое развитие» в средней группе «Поможем зайчонку».
Задачи. 1. Закреплять технику выполнения прыжков в длину с места: принимать правильное исходное положение, выполнять толчок двумя ногами со взмахом рук, правильно приземляться;
2. Упражнять в метании на дальность правой и левой рукой – слегка отставлять ногу назад, пытаться выполнять замах и бросок вверх.
3. Содействовать укреплению мышц рук и ног;
4. Развивать прыгучесть, координацию движений;
5.Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен, беге врассыпную, в равновесии.
Оборудование: мешочки для метания, «кочки» 5 штук, палки гимнастические по количеству детей, мишени для метания, доска напольная для равновесия, игрушка зайчонок, шапочка волка.
Место проведения: спортивный зал.
Дети входят в зал. Обращаю внимание на грустного зайку, который заблудился и ищет свою маму. Спрашиваю, где нужно искать зайчиху (проблемная ситуация), предлагаю помочь зайчонку. Построение в шеренгу, равнение.
I часть. Ходьба в колонне по одному; на сигнал педагога: «Лошадки!» («Дорога в лес дальняя, давайте поедем на лошадках!») - дети идут, высоко поднимая колени, руки на поясе (темп средний); бег врассыпную (встретили птичек, птички разлетелись).
На одной стороне зала заранее (до занятия) раскладываю 5-6 реек на расстоянии одного шага ребенка. В ходьбе колонной по одному дети перешагивают через «кочки» попеременно правой и левой ногой.
- Ребята, смотрите, сколько муравьишек, они все заняты делом, давайте и им тоже поможем строить муравейник.
2 часть. Обще развивающие упражнения с палкой.
1. «Измеряем крышу». И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палку вниз. Палку вверх, за голову, вверх, за голову, вернуться в исходное положение (5 раз).
2. «Измеряем стены». И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палку вниз. Палку вверх, наклон вправо (влево); выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
З. «Измеряем пол». И. п. - сидя, ноги врозь, палка на колени. Палку вверх, наклон вперед, коснуться носков ног; выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. «Строим муравейник». И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка вниз. Присесть, палку вынести вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. «Радуемся». И. п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно, палка на полу. Прыжки на двух ногах вокруг палки в обе стороны, в чередовании с небольшой паузой (3 раза).
Дыхательная гимнастика «Ветер дует»: набрать в легкие воздуха, дуть друг на друга.
Психогимнастика: Муравьшки «упали» от ветра на землю, барахтаются.
Основные виды движений.
- Молодцы, помогли муравьям! Идем дальше помогать зайчонку. В лесу много маленьких канавок, надо их преодолеть!
1.Перепрыгивание через гимнастические палки 5-6 штук (расстояние 40 см).
- А вот большая, широкая канава. Перейдем через нее по мостику.
2.Равновесие - ходьба по доске (руки в стороны).
- Посмотрите, сколько шишек! Видимо, белки пошалили, играли в игру «Кто меткий». Давайте и мы поиграем!
3. Метание в вертикальную цель (щит с круговой мишенью диаметром 50 см, нижний край щита располагается на уровне глаз ребенка), с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой (способ - от плеча) (3-4 раза).
- Молодцы, меткие ребята! Посмотрите, мы с вами в лесу, а вон и зайцы. Спросим у них, не видели ли они зайчишкину маму. Ой, волк, берегитесь!
Подвижная игра «Зайцы и волк».
- Наш зайчонок вспомнил дорогу к маме, но сначала он хочет поиграть с вами в прятки.
3 часть. Игра малой подвижности «Найдем зайца».
Прощание с зайчонком, уход детей.