День армейской авиации – праздник военных вертолетчиков! День создания армейской авиации.
28 октября – в этот день 68 лет назад в Советском Союзе была сформирована первая эскадрилья, оснащённая вертолётами. Дело было в подмосковном Серпухове. С этого момента, по сути, и началось формирование армейской авиации как отдельного рода войск, на первых этапах которого вертолёты было принято считать исключительно вспомогательной авиационной техникой.
В круг задач вертолётных эскадрилий первого периода входили чаще всего задачи по перевозке грузов. Со временем стали добавляться задачи по осуществлению наблюдения за теми или иными объектами, связи, а также корректировке огня. При этом корректировка огня велась с «прицелом» на то, что висящая в воздухе винтокрылая машина сама являлась мишенью для сил противника, находящегося на земле.
Первая эскадрилья армейской авиации формировалась на основе нескольких вертолётов Г-3 советского авиаконструктора Ивана Братухина, которые несколько позже сменились Ми-1.
Фото Г-3
Причём формирование проходило не без шероховатостей. Обращает на себя внимание тот факт, что вертолёты использовались фактически в испытательном режиме. Первый полёт этой лёгкой винтокрылой машины был совершён всего за месяц до начала формирования эскадрильи в Серпухове. И лишь через 4 года в СССР началось его (Ми-1) серийное производство. Этот разрыв (от момента первого полёта до начала серийного производства) объясняется тем, что роль вертолётов в конце 40-х – начале 50-х годов в Советском Союзе, откровенно говоря, недооценивалась. Для перевозки массивных грузов лёгкие Ми-1 подходили плохо, а точнее – не подходили совсем. Для десантирования, учитывая то, что на его борту помимо лётчика могли находиться лишь два человека, Ми-1 тоже подходил с очень большой натяжкой.
Фото Ми-1
Производители начали форсировать события только после доклада Верховному главнокомандующему о том, что американцы прибегли к использованию вертолетов в войне на Корейском полуострове.
За годы своего существования лётчики армейской авиации на различных винтокрылых машинах выполняли широчайший спектр задач в разных уголках страны и за её пределами. И речь идёт не только о военных операциях. Лётчики армейской авиации нередко задействовались в поисково-спасательных операциях, а также в операциях по обеспечению безопасности в зонах природных и техногенных катастроф. В частности, профессиональный опыт экипажей вертолётов ВВС СССР использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Без жертв, обходилось, к сожалению, не всегда.
Страшные кадры падения вертолёта Ми-8 командира экипажа капитана Владимира Воробьёва на достаивавшийся тогда саркофаг энергблока ЧАЭС 2 октября 1986 года и сегодня мало кого может оставить равнодушным. Полный список погибших в тот роковой день: к-н Владимир Воробьёв, ст.л-т Александр Юнгкинд, ст.л-т Леонид Христич и пр-к Николай Ганжук.
Экипаж вертолёта ранее выполнял миссию в Афганистане, и семьи советских лётчиков считали, что страшнее Афгана для их любимых мужчин и для них самих ничего быть не может. Но судьба распорядилась иначе.
Благодаря мужеству и героизму таких людей, которые фактически ежесекундно рисковали своими жизнями, и удалось локализовать ту страшную катастрофу, отголоски которой раздаются и спустя 30 лет после аварии.
В наши дни армейская авиация задействована в ходе выполнения военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Говоря о выполнении задач, поставленных командованием по оказанию помощи войскам САР, по определению нельзя не вспомнить экипаж вертолёта Ми-25 (экспортный вариант Ми-24). Командир экипажа полковник 51-летний Ряфагать Хабибуллин и 24-летний лейтенант Евгений Долгин совершали облёт сирийского города Пальмира провинции Хомс. Вертолёт нанёс удар по боевикам так называемого «Исламского государства» (запрещено в РФ) и сорвал тем самым их наступление на позиции сирийской армии. По пути на авиабазу вертолёт Ряфагатя Хабибуллина был атакован боевиками с земли и упал в районе, находящемся под контролем сирийских вооружённых сил. Оба лётчика погибли. Именем полковника Р.Хабибуллина названа улица и общеобразовательная школа в родном селе лётчика – Вязовый Гай (Ульяновская область).
Лётчики армейской авиации России участвуют во многочисленных гуманитарных операциях в рамках различных международных миссий, включая миссии ООН в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии.
На вооружении армейской авиации сегодня стоят многочисленные вертолёты различного назначения. Это «рабочая лошадка» армейской авиации Ми-8, крупнейший в мире серийно выпускаемый винтокрылый транспортник Ми-26, ударные Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-50 "Чёрная акула", Ка-52 «Аллигатор».
Кроме того, это многоцелевые вертолёты Ка-226, «Ансат-У», многочисленные модификации того же незаменимого Ми-8, включая Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5. Ежегодно в войска в рамках государственной программы перевооружения армии России поступают десятки вертолётов, пополняющих различные части и соединения.
Развитие армейской авиации полностью отвечает интересам России и продолжается полным ходом.
28 октября исполняется 70 лет армейской авиации Военно-воздушных сил России (ВВС, с 1 августа 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). Именно в этот день в 1948 году в городе Серпухов (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую первой оснастили вертолетами Ми-1. В дальнейшем именно из этой воинской части выросла вся вертолетная военная авиация России (авиация сухопутных войск, вертолетные части МВД, военно-морской авиации и пограничных войск).
Поэтому фактически 28 октября – День всех военных вертолетчиков. Это праздник для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.
Первоначально в задачи вертолетной авиации входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. Уже в 1970-м году вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также использовались для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Так, советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х годах и в “горячих точках” Северного Кавказа в 1990-х годах.
Фото из архива “афганцев” ГКУ “МАЦ”
В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 году, она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации – наравне с фронтовой, транспортной и дальней.
В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки и тушение пожаров. Военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях. Так, весной 2016 года армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом – отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре – доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.
Фото из личного архива пилотов ГКУ “МАЦ”
В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты
В Московском авиационном центре большинство работников каждый год отмечают День армейской авиации. Ведь, не секрет, что 90 процентов летного состава ГКУ «МАЦ» – бывшие военные вертолетчики. Да и те, кто уже давно не летает, тоже когда-то служили в вертолетной авиации. Многие прошли «горячие точки», дослужились до военной пенсии и нашли себя в гражданской авиации, вложив весь свой богатый прошлый опыт в работу в «МАЦ».
Сегодня те, кто прошел «огонь» и «воду», участвуя в спасательных операциях в Афганистане, в горах Северного Кавказа и т.п. управляют санитарными и пожарными вертолетами Московского авиационного центра. Они каждый день вылетают для спасения людей, нуждающихся в экстренной медицинской помощи; по вызову спешат помочь справиться с крупными пожарами в Москве; в сезоны вылетают на разведку пожароопасной или паводковой обстановки.
Есть среди бывших армейских вертолетчиков в Московском авиационном центре и те, кто обеспечивает полеты по спасению людей на земле, что так же не менее важно.
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 28 октября ежегодно в Вооруженных силах (ВС) России отмечается День армейской авиации Военно-воздушных сил (ВВС, с 1 августа 2015 г. входят в состав Воздушно-космических сил, ВКС). История армейской авиации как отдельного рода войск отсчитывается с 28 октября 1948 г. В этот день в г. Серпухове (Московская обл.) была сформирована авиационная эскадрилья, которую в 1949 г. первой оснастили вертолетами Ми-1.
Развитие техники и расширение задач
Первоначально в задачи вертолетной авиации, которая считалась вспомогательной, входили перевозка грузов, корректировка огня, разведка и поддержание связи на поле боя. В связи с тем, что техника совершенствовалась, уже к 1970-м гг. вертолеты стали самостоятельным средством огневой поддержки войск с воздуха. Кроме того, они также используются для переброски десанта, поисково-спасательных операций и др. Советская, а позднее российская армейская авиация успешно показала себя в боевых действиях в Афганистане в 1980-х гг. и в "горячих точках" Северного Кавказа в 1990-х гг.
Смены подчинения
В 1990 г. армейская авиация стала самостоятельным родом войск в составе Сухопутных войск ВС СССР. Позднее, в январе 2003 г., она была возвращена в состав ВВС России, став одним из видов авиации - наравне с фронтовой, транспортной и дальней. Она может применяться в соответствии с планами командующих войсками военных округов.
Техническое оснащение
На вооружении армейской авиации стоят:
- многоцелевые вертолеты Ми-8 (включая его современные модификации - транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ "Терминатор" и многоцелевой Ми-8МТВ5),
- многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35М,
- тяжелые многоцелевые транспортные Ми-26,
- ударные Ми-28Н "Ночной охотник", Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор".
Учебные заведения
Подготовка летчиков армейской авиации проходит в Сызранском филиале Военно-научного центра ВКС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина" (Сызрань, Самарская обл.; до 2009 г. - Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков) на многоцелевых вертолетах "Ансат-У" и Ка-226.
Также обучение ведется в 334-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке (Тверская обл.), где базируется пилотажная группа "Беркуты", выступающая на вертолетах Ми-28Н.
Применение в мирное время
В программу летной подготовки армейской авиации включена разведка пожароопасной обстановки; военные вертолеты привлекаются для непосредственной борьбы с лесными пожарами, принимают участие в спасательных операциях.
Так, весной 2016 г. армейская авиация тушила очаги лесных пожаров в Забайкалье, летом - отслеживала пожароопасную обстановку в 26 регионах РФ и участвовала в ликвидации последствий вспышки сибирской язвы на Ямале, в сентябре - доставляла тепловые пушки и гуманитарные грузы в населенные пункты Приморья, которые пострадали от наводнения.
Переоснащение
В настоящее время идет переоснащение частей армейской авиации на новые и модернизированные вертолеты. В течение 2015 г. в войска поступило 158 новых или отремонтированных на предприятиях оборонно-промышленного комплекса машин.
Дата 28 октября 1948 года стала отправной точкой создания отечественной армейской авиации. Именно в этот день была сформирована первая авиационная армейская эскадрилья, местом дислокации которой стал подмосковный Серпухов. Это было первое в стране вертолётное подразделение Военно-воздушных сил, получившее официальное наименование 26-я ОУТАЭ (отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья).
Отбор личного состава в формируемое подразделение проходил достаточно жёстко. Для 26-й учебно-тренировочной авиационной эскадрильи отбирались опытные лётчики боевых полков штурмовой и истребительной авиации, многие из которых успели себя проявить в годы Великой Отечественной войны. Однако были среди привлекаемых к службе лётчиков и совсем молодые люди. Но это была по-настоящему крепкая молодёжь, которая уже успела показать свои возможности во время службы на самолётах Ил-2 и Ил-10. Одним из представителей молодого офицерского состава был Егор Милютичев – старший лейтенант, служивший ранее инструктором в авиационной школе.
Поздравления в стихах ко Дню армейской авиации в 2018 году
Ежегодно 28 октября в России празднуют День создания армейской авиации. В 2018 году праздник припадает на воскресенье. Перед армейской авиацией стоит серьезная задача: решение оперативно-тактических и тактических задач в ходе боевых действий. На сегодняшний день армейская авиация Россия считается одной из лучшей в мире.
С Днем создания армейской авиации.
Самолеты пусть всегда взлетают гордо вверх,
И вашу технику всегда касаются новинки,
Которые сразу облегчат вашу жизнь.
Ведь вы полны отваги, мужества и смелости,
И техника всегда идет с вами в шаг,
Сегодня у российской авиации – День Рождения,
Пусть все полеты будут с миром.
***
Сильная авиация родной страны,
Сегодня празднуют День Рождения,
И в Россию со всех уголков страны,
Дорогие друзья шлют поздравленья.
Пусть небо будет чистым и мирным,
И полет спокойным и с добром,
Вы – наша гордость и сила,
И беда всегда обходит стороной.
***
В армейской авиации России,
У пилотов подготовка – высший класс,
И даже сложные задачи им по силам,
Военные бои, перевозки и связь.
Боевые машины – настоящая мощь,
И лучшее вооружение тоже в стране есть,
И на сегодня мы отметить рады,
Геройство, мужество и честь.
За десятки лет проделано много работы,
И впереди еще много предстоит,
С праздником, дорогие ребята,
Пусть вас Бог всегда хранит.
Поздравления в прозе ко Дню армейской авиации России
Искренне поздравляю с Днем создания армейской авиации. Этот праздник был создан в честь лучших летчиков, инженеров, техников, офицеров боевого назначения. Вы продолжаете показывать высокий уровень профессионализма. Хотим поблагодарить вас за тяжелый труд. Желаем вас успехов в службе, крепкого здоровья и мирного неба над головой.
***
Поздравляю вас с Днем армейской авиации. Искренне хочу пожелать крепкого здоровья, успехов в вашей нелегкой профессии. Именно благодаря вам, мы видим чистое и мирное небо над головой. Как приятно осознавать, что именно в таких сильных и мужественных руках находится безопасность авиации России. Счастья, удачи и всего самого лучшего.
***
Хочу поздравить тебя с Днем армейской авиации. Русская авиация – настоящая гордость страны, которой завидуют десятки других стран. Боец, поздравляю тебя с праздником, желаю крепкого здоровья и исполнения всех желаний. Спасибо тебе за отменную службу. Счастья, семейного благополучия и успехов.
***
Вот и наступил этот чудный праздник – День создания армейской авиации. Хотим от всей души хочу пожелать самого лучшего настоящим профессионалам своего дела. Я желаю вам мира во всем мире, спокойствия, уюта и отменной службы. Пусть ваше сердце никогда не покидает любовь и оптимизм. С Днем армейской авиации.
Традиции празднования практически не отличаются от других военных праздников. Лучших сотрудников в этот день награждают, вручают грамоты, дипломы, выписывают премии и благодарят за отменную службу.
28 октября отмечают свой профессиональный праздник люди, которые точно знают, что такое романтика неба и манящий простор.Этот день является праздничным для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.
Именно 28 октября в 1948 году в подмосковном Серпухове и было сформировано первое подразделение армейской авиации – авиационная эскадрилья, получившая на вооружение вертолёты Г-3.
Её первоначальными задачами были транспортировка по воздуху различных грузов, ведение разведки и обеспечение связи. Другими словами, задачи ограничивались рамками вспомогательных. Кстати, именно вспомогательной армейская авиация изначально и называлась.
Название армейской она получила уже в начале 70-х годов, после принятия на вооружение вертолёта Ми-24, чьей главной задачей была поддержка действий сухопутных войск с воздуха.
За годы своего существования армейская авиация участвовала в различных поисково-спасательных операциях, а также в операциях по предотвращению природных и техногенных катастроф. В частности профессиональный опыт лётчиков использовался при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Опытные лётчики-«афганцы» совершали невероятные подвиги, буквально останавливая вертолёты над жерлом разрушенного 4-го энергоблока, и давая возможность сбросить вниз мешки с песком и свинцовые болванки. Целесообразность этих мер, как впоследствии оказалось, была весьма сомнительной, однако это никак не отменяет самоотверженности действий экипажей вертолётов в небе над Чернобылем и Припятью.
Экипажи армейской авиации были задействованы в разрешении военных конфликтов на территории России и стран бывшего СССР, защищали интересы нашей Родины в «горячих точках» за границами нашей страны. Это и упомянутый Афганистан, где от действий экипажей и техперсонала армейской авиации часто зависел успех целых операций против группировок боевиков, активно поддерживаемых Западом и монархиями Персидского залива.
В наши дни армейская авиация принимает участие в военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Сегодня нельзя не вспомнить о гибели экипажа вертолёта Ми-25. Командир экипажа полковник Р.Хабибуллин и лейтенант Е.Долгин ценою своих жизней сорвали наступление боевиков ИГ (*запрещено в РФ) на позиции сирийской армии в районе Пальмиры.
Лётчики армейской авиации РФ участвуют в многочисленных гуманитарных операциях в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии. Это незамеченная многими ведомствами и СМИ работа на самом деле несёт порой не меньшие риски, чем участие в прямой боевой операции. Ведь российские вертолёты и российские экипажи, которые входят в состав лётного парка многих международных организаций, не раз подвергались обстрелам со стороны различных бандгрупп. Причём подвергались и в те моменты, когда это ожидалось менее всего.
Современная армейская авиация играет всё большую роль в стратегии и тактике спасательных и боевых операций. Именно по этой причине увеличение и обновление вертолётного парка является одним из приоритетов развития Вооружённых сил Российской Федерации.
В состав армейской авиации ВС РФ на сегодняшний день входят ударные, многоцелевые и военно-транспортные вертолёты.
До 2020 года на вооружение армейской авиации должно поступить более 1 тысячи новых винтокрылых машин. Речь в первую очередь идёт о боевых вертолетах Ка-52 «Аллигатор». Вертолёт предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолётов и других летательных аппаратов противника, способен действовать в любых погодных условиях и в любое время суток.Боевая машина оснащена самым современным и мощным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. Кроме того, Ка-52 «Аллигатор» снабжен системой радиоэлектронной защиты и устройствами снижения заметности, уменьшающими, рассеивающими и искажающими тепловой след двигателей, а также средствами активного противодействия.
В 2019 году холдинг «Вертолёты России» намерен выйти на контракт с министерством обороны РФ на поставку российских палубных вертолётов Ка-52К «Катран». Минобороны России данную информацию уже подтвердило.
В настоящее время специалисты холдинга разрабатывают беспилотную версию лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-226Т. Эта разработка позволит выйти на новый уровень вертолётостроения в России.
За последние десятилетия армейская авиация несколько раз реформировалась и реорганизовывалась, переходила из Военно-Воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск, а в 2003 году вновь была передана в ведение ВВС России, которые в свою очередь стали частью ВКС РФ.
Но преобразования преобразованиями, а главным достоянием армейской авиации всегда были и остаются морально-волевые качества пилотов, их профессионализм и готовность делать своё дело без излишнего пафоса.
«Военное обозрение» поздравляет личный состав и ветеранов армейской авиации с праздником!