Демо тесты комплексная итоговая работа 4 кл. Задания дополнительной части
Итоговая проверочная работа для 4 класса
Комплексная итоговая работа на межпредметной основе, 4 класс
Выполнила:
Ищенко Ирина Николаевна,
Учителя начальных классов
Хакасия г. Черногорск, МБОУ «Лицей»
__________________ _______________________________________
Хакасия – это земля где я родился и живу.
Здесь есть все: необычайно красивая природа, чистейший воздух, ощущение легкости и свободы. Этот край похож на сказочное государство. Описывать все красоты Хакасии можно часами…ее нужно увидеть!
Особую ценность в Хакасии представляют кедровые леса. Кедр – это символ долголетия, здоровья, силы и мощи. Могучей стеной стоят кедры-великаны, оберегая покой природы. А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.
Многие задают вопрос: "Откуда в лесу саженцы кедра, кто их там сеял?".
Это отдельная история, о которой следует рассказать.
Когда созревают кедровые шишки и спелыми падают на землю, то
удивительная птица кедровка начинает "сеять" кедровые орешки. Она
ловко добывает их клювом из самых спелых шишек и летит с ними по лесу. Найдя подходящее место, разгребает лесную подстилку и зарывает в неё драгоценные орешки поближе к земле, а затем летит за новой партией. И так - целый день. Весь световой день без перерыва: снуёт туда-сюда без устали, сажая кедровые леса.
Весной там, где кедровка "посеяла" орешки, появляются всходы кедра дружной «семейкой». Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка. И мы должны быть благодарны ей за то, что она сохраняет и умножает богатство Хакасии.
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.
Чтение
Базовый уровень
Задание 1.
Задание 2.
описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.
Задание 3
Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту
Кто____________________________________?
Что____________________________________?
Когда___________________________________?
Русский язык
Базовый уровень
Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.
Слово
Часть речи
А
______________________
рядом
______________________
тянут
______________________
к
______________________
солнцу
______________________
свои
______________________
нежные
______________________
хвоинки
______________________
молодые
______________________
деревья
______________________
Задание 7.
Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные * и запиши их транскрипцию.
Задание 9. ¬ ˆ ˆ Запиши его. ____________________
Задание 10. огромной и запиши его.
__________________________________
Повышенный уровень
Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса. ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Кедровка в посадке кедрового леса выполняет _____________ действий
Математика
Задание 12
Задание13.
Задание 14.
Задание 15. .
Х:80=120:2 А К
(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ Х
1810 *50 *20 А ⅖ мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С
Повышенный уровень
Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел. Все четыре буквы а
1а + 2а +3а = 7а
Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Выбери и отметь правильный ответ.
А) кислород Б) углекислый газ В) азот
Задание 18. Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ. Допиши пищевую цепочку.
ястреб---кедровка ---_____________
Повышенный уровень
Задание 19.
Коды правильных ответов
Чтение
Базовый уровень
Задание 1. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.
Задание 2. Подумай, к какому типу относится рассказ, подчеркни правильный ответ.
описание; 2. повествование; 3. оценивание; 4. рассуждение.
Задание 3 . Найди в тексте ответ на вопрос «Откуда в лесу появляются саженцы кедра?» и подчеркни это предложение.
Когда вы найдёте такие "кучные" всходы кедра в лесу, знайте: их посадила заботливая птица кедровка.
Повышенный уровень
Задание 4. Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.
Кто посеял саженцы кедра?
Что представляет особую ценность в Хакасии ?
Когда появляются всходы кедра ?
Русский язык
Базовый уровень
Задание 5. Спиши последнее предложение во втором абзаце. Проверь.
А рядом тянут к солнцу свои нежные хвоинки молодые деревья.
Задание 6. Обозначь части речи в предложении. Обоснуй свой ответ.( что обозначает на какие вопросы отвечает )
Слово
Часть речи
А
союз
рядом
наречие
тянут
глагол
к
предлог
солнцу
существительное
свои
местоимение
нежные
прилагательное
хвоинки
существительное
молодые
прилагательное
деревья
существительное
Задание 7. Выдели графически все изученные орфограммы в словах этого предложения.
А ряд ом тянут к со л нцу св о и нежн ые хв о инк и м о л о д ые д е рев ь я .
Задание 8. Найди в тексте слова обозначенные *. Запиши транскрипцию этих слов.
[здаров"й"а] здоровья*, [сажын цы] саженцы*
Задание 9. Найди в 4 абзаце слово к схеме: ¬ ˆ ˆ Запиши его. (посадила)
Задание 10. Найди в тексте синоним к слову огромной и запиши его.
____ огромной - могучей
Повышенный уровень
Задание 11. Найдите и выпишите в третьем абзаце. Сколько действий выполняет кедровка в посадке кедрового леса.
Добывает, летит, разгребает, зарывает.
Кедровка в посадке кедрового леса выполняет 4 действий.
Математика
Задание 12 . Известно, что 1 га кедрового леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га кедрового леса за сутки? (ответ: 85кг 920 г)
Задание13. Саяно-Шушенский заповедник основан в 1976 году. Сколько лет заповеднику? В каком году ему исполниться 50 лет? (ответ: 37 лет, 2026 год)
Задание 14. Лиственница живёт 500 лет, это на 250 лет больше, чем живет кедр. Поставь вопрос так, чтобы задача решалась делением и реши её. (Во сколько раз кедр живёт меньше, чем лиственница?) 500:250=2(раза)
Задание 15. Найди значения и расшифруй слово . Поставь ответы в порядке убывания.
Х:80=120:2 А 8ч 15мин – 2ч 45 мин +120 сек=…сек К
(1200*89-200*89)*0 Я 400дм³ - 400см³=….см³ А
1810 *50 *20 Х ⅖ мин = ...сек И 3г. – 4мес. =…мес. С
1810000
399600
19920
4800
32
24
0
Х
А
К
А
С
И
Я
Повышенный уровень
Задание 16. Расшифруй пример на сложение трёх двузначных чисел: 1а + 2а +3а = 7а. Все четыре буквы а означают одну и ту же цифру.
(ответ: 5)
Окружающий мир
Задание 17. В воздухе содержится газ, который особенно важен для живых организмов. Назови его и запиши.
(ответ: кислород)
Задание 18 . Запиши название природной зоны, представленной в тексте, обоснуй свой ответ___________________________________________________
___________________________________________________________________
Допиши пищевую цепочку.
ястреб---кедровка --- (орешки)
(ответ: лес)
Повышенный уровень
Задание 19. Запиши любые три признака, по которым кедр можно отнести к хвойным деревьям.
(ответ: смола, хвоя, семена в шишках)
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
и основные результаты их выполнения.
№задания
Объект оценки
Уровень сложности задания
Тип задания
Максимальный балл
Чтение,
навыки чтения
Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом
В баллах не оценивается
Чтение
Умение озаглавливать текст, передавая в названии главную мысль.
Базовый
КО
Чтение
Умение классифицировать тексты
Базовый
ВО
Чтение
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос
Базовый
КО
Чтение
Умение задавать вопросы по содержанию текста
Повышенный
РО
Русский язык
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение
Базовый
КО
Русский язык
Первичное умение определять части речи
Базовый
РО
Русский язык
Умение определять места орфограмм в словах
Базовый
РО
Русский язык
Умение соотносить звук с буквой
Базовый
КО
Русский язык
Умение различать морфемы в словах
Базовый
КО
Русский язык
Умение подбирать синонимы к словам
Базовый
КО
Русский язык
Умение работать с текстом, для выделения необходимой ин- формации
Повышенный
КО
Математика
Умение устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий
Базовый
РО
Математика
Умение применять полученные знания для решения практической задачи
Базовый
РО
Математика
Умение решать задачи в косвенной форме на уменьшение числа в несколько раз
Базовый
КО
Математика
Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления с натуральными и именованными числами
Базовый
РО
Математика
Умение выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов
Повышенный
КО
Окружающий мир
Соотносить изученные предметные объекты и явления с их описаниями и характерными свойствами
Базовый
ВО
Окружающий мир
Умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации
Базовый
РО
Окружающий мир
Умение определять существенные признаки объекта природы
Повышенный
КО
Аннотация комплексной работы
Класс
4 класс
УМК
Школа 2100
Вид КР
Итоговая
Время проведения работы
1 час
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается:
1 балл – указан только верный ответ
2 балла – указан верный ответ и дано обоснование
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается:
2 балла – указан только верный ответ и дано обоснование
1 балл – приведён частичный ответ
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует
Предлагаемые задания позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным программным требованиям за курс начальной школы. А также как учащиеся умеют пользоваться своими знаниями, умениями и навыками при выполнении тестовой работы. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности основных учебных умений – воспринимать учебную задачу. Контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий.
Оценка результатов:
100 % – ставится оценка «5»
99-70% – ставится оценка «4»
69-40 % – ставится оценка «3»
Ниже 39 % – ставится оценка «2»
В результате выполнения теста определяются компетенции:
- Ценностно-смысловые : владение способом выбора правильного ответа, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за последствия.
- Учебно-познавательные : организация планирования учебной деятельности, работать с инструкциями, формировать выводы, письменно отвечать на вопросы.
- Информационные : применять для решения задач полученную информацию.
- Образовательная компетенция – образовательная подготовка учащегося, выраженная совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика
ТЕКСТ
Обыкновенные
скворцы – один из первых вестников весны.
Распространен от западных границ России до
Забайкалья, залетает на юг Дальнего Востока. На
севере ареала по земледельческим районам
доходит до северной тайги. К нам они прилетают
стаями в конце февраля или марте, когда еще лежит
снег. Как только становится теплее, самцы
появляются рядом со скворечниками и начинают
петь, раскрыв клюв и распустив перья.
Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно
найти пустоту. Они легко привыкают к новым
местам и вполне обходятся без естественных
дупел – их устраивают отверстия в стенах или
трещины скал. Но больше всего им подходят
скворечники, благодаря которым скворцы стали
распространенным видом. Обычно эти птицы селятся
в лиственных лесах, где они гнездятся в дуплах
деревьев, а кормиться летят на вырубки и
окружающие леса.
Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь
символически, принося какой-нибудь материал
– солому, сухую траву, веточки или перья.
Хороша весенняя песенка скворца. Каких только
звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы
умело подражают голосам многих птиц. То вдруг
пустит скворец соловьиную звонкую трель, то
закрякает дикой уткой.
Яички зеленовато-голубого цвета днем насиживает
самец вместе с самкой, а ночью только самка.
Птенцы появляются через две недели, обычно их
бывает 4-6, а спустя 18-22 дня вылетают из гнезда.
На четырнадцатом дне жизни птенцы требуют пищу
громким писком около входа в гнездо.
Скворцы никогда не остаются без дела. Они
сберегают наши поля, огороды, сады, являются
верными друзьями человека. Весь день скворцы
бегают в саду по дорожкам, заглядывая под
каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне.
Собирают для птенцов корм. Триста раз
прилетают они к скворечнику с добычей в клюве
за день. В гнездовой период скворцы питаются
насекомыми, червяками, гусеницами, пауками, а
поздним летом переходят на растительную пищу,
поедая различные семена и фрукты. Семья скворцов
за день уничтожает 350 гусениц.
Даже в самые хлопотливые дни выкармливания
птенцов скворец ухитряется петь. В вечерний час
он садится на ветку у своего скворечника и
заводит свою песню.
Чем больше подрастают птенцы, тем короче
становится песня. Когда молодые скворчата
начинают летать, вся семья покидает домик и песня
скворцов прекращается.
В августе-сентябре можно наблюдать перелет
огромных стай скворцов: они останавливаются на
ночь в зарослях вокруг водоемов или кронах
деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы
и в Северную Африку. Однако часто скворцы зимуют
и в Центральной Европе.
Тест по русскому языку
1. Каких предложений больше в тесте?
А) Восклицательных.
Б) Вопросительных.
В) Повествовательных.
2. В предложении найди однородные члены. Какой частью речи они являются.
В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит свою песню.
А) Однородные сказуемые.
Б) Однородные второстепенные члены.
В) Однородные подлежащие.
3. Сколько слов, где звуков больше, чем букв?
Февраль, перья, клюв, юг, деревья, питаются, являются.
А) 5
Б) 3
В) 4
4. В каком времени употреблены глаголы?
Зимуют, перелетают, кормят, строят, приносят, высиживают.
А) В настоящем
Б) В прошедшем
В) В будущем
5. Первый – последний, теплее – холоднее, начинают – заканчивают, много – мало, вход – выход – это все слова...
А) антонимы
Б) синонимы
В) родственные.
6. Определи, род, число и падеж существительных.
Без дела – число, род, падеж.
По дорожкам – число, род, падеж.
В дуплах – число, род, падеж.
На ветку – число, род, падеж.
К скворечнику – число, род, падеж.
7. Напиши ответ на вопрос.
Скворцов называют вестником весны, потому что
_____________________________
_________________________________________________________________________.
Тест по окружающему миру.
1. Местообитания птиц
А) Лиственные леса
Б) Хвойные леса.
В) Городские парки
2. Чем питаются птицы?
А) Только насекомыми
Б) Только растительной пищей
В) Смешанной пищей
3.Являются ли птицы перелетными?
А) Да
В) Нет
4. Где зимуют скворцы?
А) В лесах и парках.
Б) Улетают на север.
В) Улетают на юг.
5. Что является строительным материалом для гнезда?
А) Солома, трава, перья.
Б) Живут только в скворечниках.
В) Селятся в пустых гнездах других птиц.
6. Кто строит гнездо у скворцов?
А) Оба
Б) Самец
В) Самка
7. Сколько времени длится насиживание?
А) 12 дней
Б) 18-22 дня
В) 31 день
8. Какое хозяйственное значение скворцов?
А) Они уничтожают вредителей растений.
Б) Скворцы не приносят никакой пользы, а сами наносят вред растениям, питаясь ими.
В) Служат пищей для более крупных птиц.
Тест по математике.
1. Латвийский орнитолог – Э. Тауриньш считает, что скворцам, улетающим за 2100 километров, потребовалось бы при средней скорости полета около 30 часов? Какова средняя скорость скворцов?
Комплексные контрольные работы
4 класс
Прочитай текст.
Заяц-русак относится к крупным зайцам. Длина его тела 57 – 68 см; масса – 4-6 кг, редко – до 7 кг. Самые крупные особи встречаются на севере. Телосложение у них хрупкое. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху. Глаза красновато-коричневые. Задние конечности длиннее, чем у беляка, но лапы короче и уже (длина ступни 13, 6 – 18, 5 см), поскольку русак обитает в регионах, где снеговой покров сравнительно неглубокий и твёрдый.
Продолжительность жизни русаков 6-7 лет (в исключительных случаях доживали до 10-12 лет), однако большая часть зверьков живёт не более 4-5 лет.
Как и у всех зайцев, линька у русаков проходит весной и осенью. Весенняя линька обычно начинается во второй половине марта и длится 75-80 дней, заканчиваясь к середине мая. Наиболее бурно она протекает в апреле, когда шерсть выпадает клочьями. Осенью летние волосы постепенно выпадают, и им на смену подрастает густой и пышный зимний мех.
Основные его местообитания в лесной зоне – открытые места: роля, луга, опушки, обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко. Более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. Особенно любимы русаком участки, где сельскохозяйственные угодья чередуются с небольшими перелесками, зарослями кустарников и сетью оврагов и балок.
Активны русаки преимущественно в сумеречные и ночные часы. Наибольшая активность приходится на первую половину ночи и на предутренние часы. За одну жировку русак проходит до нескольких километров; звери, живущие на открытых участках, обычно проходят больше, чем селящиеся у лесных опушек и в кустарнике. При неблагоприятных условиях русак может по несколько дней не выходить на жировку. Лёжка русака в летнее время – это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста, поваленного дерева или куртины высокой травы. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Расположение убежищ русака зависит от времени года и погодных условий. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах; в дождливую погоду русак держится по более сухим возвышенностям, а в сухую, напротив, в низинах. Зимой лёжка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м. часто русаки залегают осенью и зимой в стогах, у строений на окраинах населённых пунктов.
Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. На коротком расстоянии способен развить скорость до 60 км/ч по прямой. Путает следы. Неплохо умеет плавать.
Как и все зайцы, русаки – тихие звери; только будучи пойманными или ранеными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны. Другой вид коммуникации – перестук лапами, похожий на стук в барабан.
В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен – различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Может вредить озимым посевам, садам и питомникам. За одну ночь заяц может обглодать 15 фруктовых деревьев. Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.
Количество зайчат в выводке колеблется от 1 до 9. На величину выводка влияют многие условия. Зимние, ранневесенние и осенние выводки меньше летних – в них по 1-2 зайчонка. Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80 – 150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже – до 1 раза в 4 дня. К 2 неделям они достигают веса 300 – 400 г и уже активно едят траву, а в 3 – 4 недели становятся самостоятельными. (648 слов.)
Вариант 1
В) Сказки
А) 1
Б) 3
В) 5
Г) 6
Д) 9
3. В тексте несколько раз сравнивают зайца –русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.
А) 1, 6, 8
Б) 1, 6, 9
В) 1, 5, 7
4. Какой звук издают пойманные русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составь и запиши план первой части (первый – пятый абзацы) текста.
4)__________________________________________________________________________________
Русский язык
В каком словосочетании допущена ошибка в глаголе настоящего времени? Выбери правильный ответ.
А) Количество колеблется
Б) зайчата рождаются
В) линька длится
Докажи, что ты прав.
Выпиши из восьмого абзаца первое предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни главные члены предложения, укажи части речи, которыми они выражены.
Найди в тексте и выпиши глагол настоящего времени I спряжения.
___________________________________________________________________________________
1) Спиши предложение.
Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Дополнением
Б) определением
В) обстоятельством
5. Выпиши из пятого абзаца два словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., П.п.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
Найди в первом абзаце длину тела русака. Запиши наибольшую величину. Вырази её в дм и см. ________________________________________________________________________
Наименьшую длину зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.
Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?
Перечитай восьмой абзац. Запиши ответ.____________________________
Сколько фруктовых деревьев повредят 2 зайца за неделю? Запиши ответ.
Запиши скорость бега зайца. _________________________Перечитай шестой абзац. Какое расстояние пробежит заяц-русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.
А) 120 км
Б) 102 км
В) 12 км
В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.
А) 230 г
Б) 250 г
В) 240 г
Окружающий мир
А) В глубине хвойных массивов
Б) поля, луга
В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками.
А) Всеядные
Б) растительноядные
В) хищники
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Чем питается заяц – русак зимой? Запиши ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.
1)__________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________
Ответы
4 класс
Вариант 1
Литературное чтение
1.б).
2. в).
3. а).
4. Пойманные зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.
5. План.
1) Описание зайца.
2) Продолжительность его жизни.
3) Линька.
4) Обитание.
5) Убежище русака.
Русский язык
2. В летнее время русак ( сущ. ) питается ( гл.) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.
3. Питается (или обитает).
4. 1) Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков; 2) а).
5. При сильной жаре. В закрытом месте (ед.ч., П.п.).
Математика
1.68 см = 6 дм 8 см.
2. 57 · 206 = 11742.
3. 15; 15 · 2 · 7 = 210 (дер.).
4. 60 км/ч; а).
5. в).
Окружающий мир
1.в).
2. б).
3. Весенняя линька у русаков обычно начинается во второй половине марта.
4. Зимой он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью (побеги, кора). Охотнее всего объедает клён, дуб, лещину, ракитник, а также яблони и груши; осину и иву потребляет реже.
5. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.
Вариант 2
Литературное чтение
К какому разделу можно отнести данный текст? Выбери правильный ответ.
А) Сказания и легенды о животных
Б) Энциклопедические сведения
В) Сказки
2. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Убежище русака»? Выбери правильный ответ.
А) 2
Б) 4
В) 5
Г) 7
Д) 8
3. В тексте несколько раз сравнивают зайца – русака с зайцем – беляком. Отметь номера абзацев, в которых есть это сравнение.
А) 1, 4, 8
Б) 1, 6, 9
В) 1, 6, 8
4. Какой звук издают раненые русаки? Перечитай седьмой абзац. Запиши ответ на вопрос.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составь и запиши план второй части (пятый – девятый абзацы) текста.
5)__________________________________________________________________________________
6)__________________________________________________________________________________
7)__________________________________________________________________________________
8)__________________________________________________________________________________
9)__________________________________________________________________________________
Русский язык
Где допущена ошибка? Выбери правильный ответ.
А) количество колеблется
Б) зайчата рождаются
В) особи встречаются
Докажи, что ты прав. Запиши правильно.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши первое предложение из восьмого абзаца.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни подлежащее и сказуемое, укажи части речи, которыми они выражены.
Выпиши из текста глагол настоящего времени II спряжения.
___________________________________________________________________________________
1) Спиши предложение.
Может вредить озимым посевом, садам и питомникам.
___________________________________________________________________________________
Подчеркни однородные члены предложения.
2) Определи, каким членом предложения они являются. Выбери правильный ответ.
А) Дополнением
Б) определением
В) обстоятельством
5. Перечитай пятый абзац. Найди словосочетания: сущ. + прил. (ед.ч., Р.п.). Выпиши два словосочетания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
Запиши наименьшую длину тела русака. __________________________________________
Вырази её в дм и см.____________________________________________________________
Наибольшую длину тела зайца увеличь в 206 раз. Запиши ответ.
Перечитай восьмой абзац. Запиши ответы на вопросы.
Сколько деревьев обгладывает заяц за ночь?_______________________________________
Сколько фруктовых деревьев повредят 4 зайца за неделю?
Перечитай шестой абзац. Найди и запиши скорость бега зайца.
___________________________________________________________________________________
Какое расстояние по прямой пробежит заяц – русак за 2 часа? Выбери правильный ответ.
А) 120 км
Б) 102 м
В) 12 км
5. В среднем зайчата рождаются весом 110 г, а через 2 недели их вес достигает 350 г. На сколько в среднем увеличивается их вес за 2 недели? Выбери правильный ответ.
А) 220 г
Б) 250 г
В) 240 г
Окружающий мир
Какие участки особенно любимы русаком? Выбери правильный ответ.
А) Опушки, обширные вырубки
Б) в глубине хвойных массивов
В) чередование сельскохозяйственных угодий с небольшими перелесками
2. К какой группе животных можно отнести русаков по способу питания? Выбери правильный ответ.
А) Хищники
Б) растительноядные
В) всеядные
3. Когда обычно начинается весенняя линька у русаков? Запиши ответ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Чем питается заяц – русак в летнее время? Запиши названия растений.
Запиши 2-3 отличия зайца – русака от зайца – беляка, которые упоминаются в тексте.
1)__________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________
Вариант 2 (ответы)
Литературное чтение
1.б).
2. в).
3. в).
4. Раненые зайцы-русаки издают высокий пронзительный крик.
5. План.
5) Убежище русака.
6) «Способности» русака.
7) Вид коммуникации.
8) Питание русака.
9) Потомство.
Русский язык
1.а); количество (что делает?) – колеблется.
2. В летнее время русак (сущ.) питается ( гл .) растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников.
3. Проходит.
4. 1) Может вредить озимым посевам, садам и питомникам ; 2) а).
5. Высокой травы. Поваленного дерева.
Математика
1.57 см = 5 дм 7 см.
2. 68 · 206 = 14008.
3. 15; 15 · 4 · 7 = 420 (дер.).
4. 60 км/ч; а) 120 км.
5. в).
Окружающий мир
1.в).
2. б).
3. Весенняя линька у русаков обычно заканчивается к середине мая.
4. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, может выкапывать и корни, семена растений. (Одуванчик, цикорий, пижма, клевер, сурепка, подсолнечник, гречка и др.)
5. Внешне русак хорошо отличается от беляка длинными ушами (9,4 – 14 см), длинным клиновидным хвостом (7,2 – 14 см длиной) чёрного или чёрно-бурого цвета сверху.
Задние конечности длиннее, чем у беляка. Бегает русак быстрее беляка.
Зимой в отличие от беляка он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега.