Борьба с коррупцией в нидерландах. История борьбы с коррупцией в нидерландах и роль полиции в этой деятельности
Внутренние войска. История в лицах Штутман Самуил Маркович
ОВЧИННИКОВ Вячеслав Викторович (р. 25.10.1946)
ОВЧИННИКОВ Вячеслав Викторович
(р. 25.10.1946)
заместитель министра внутренних дел Российской Федерации - главнокомандующий внутренними войсками МВД РФ (05.04.1999–22.01.2000)
полковник (22.06.1989)
генерал-майор(06.05.1994)
генерал-лейтенант внутренней службы (07.11.1997)
генерал-лейтенант (02.03.1999)
генерал-полковник (05.04.1999)
Родился в г. Рассказово Тамбовской области в скромной трудовой семье. Отец вернулся с фронта без руки, стал работать полевым объездчиком. Мать трудилась птичницей. В семье было пятеро детей, Вячеслав - старший. В 1965 г. он окончил 11 классов и поступил в Ленинградское зенитное артиллерийское училище, где в течение трех лет осваивал артиллерийское дело. Но не только это. Он увлечен физической подготовкой и в течение курсантской жизни получает высшие разряды по 11 видам спорта и становится мастером спорта по вольной борьбе.
С сентября 1968 г. началась его служба во внутренних войсках. Сначала командиром взвода зенитно-пулеметной батареи одного из полков Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф. Э. Дзержинского, затем заместителем комбата по политчасти и командиром батареи. В 1969 г. вступил в КПСС. Спортом занимался всю сознательную жизнь («Без физкультуры не могу жить и сейчас» - сообщил Вячеслав Викторович).
После 12-летней службы в ОМСДОНе его как опытного, хорошо подготовленного, с высшим образованием офицера, наконец, переводят в управление боевой подготовки Главного управления внутренних войск (1988), через некоторое время назначают старшим офицером в управлении оперативных и специальных моторизованных частей ГУВВ. Наступила пора более быстрых перемен в служебной карьере полковника В. В. Овчинникова. Если за 20 лет предыдущей службы во внутренних войсках было всего 12 перемещений, то почти столько же (а точнее 14) их пришлось на последующие 10 лет.
Правда, служба складывалась таким образом, что Овчинникову не довелось командовать дивизией. Но это не помешало его успешному продвижению по служебной лестнице. Он окончил Высшие оборонные курсы при Академии Генерального штаба.
Работа в главке значительно расширила масштабы его деятельности и позволила со всей полнотой проявиться его аналитическим способностям и организаторскому таланту. Он не сидел на месте, часто и подолгу находился в «горячих точках».
В аттестующем деятельность В. Овчинникова документе за 1989 г. отмечается: «Собранность, вдумчивость, распорядительность при выполнении конкретных задач в экстремальных условиях при ликвидации массовых беспорядков в Армянской ССР. Основными чертами его характера являются выдержка, склонность к анализу, видение перспективы, инициатива, основанные на отличном знании своего участка работы».
В марте 1990 г. его направляют в один из самых тогда конфликтных регионов (в Нагорно-Карабахскую автономную область), назначив заместителем начальника штаба Управления внутренних войск МВД СССР по Северному Кавказу и Закавказью.
Некоторое время он занимается организацией службы и подготовкой частей оперативного назначения и специальных моторизованных частей милиции ГУКВВ (май 1991 г. - март 1992 г.). Затем в течение года работает в центральном аппарате МВД России в качестве главного инспектора управления, занимающегося анализом и выработкой решений при чрезвычайных ситуациях, Главного управления обеспечения общественного порядка МВД СССР. Учит, организует, передает накопленный войсковой опыт. Затем возвращается в ГУКВВ заместителем начальника оперативного управления (19.03.1993 г.). Через год получает первый генеральский чин. И вскоре его снова зовут в Министерство внутренних дел.
В конце 1995 г. он назначается заместителем начальника Главного штаба МВД СССР. Здесь требовались проверка и анализ поступающей информации, оперативность и взвешенность предлагаемых решений. Это была весьма ответственная и очень интересная работа. Начальник Главного штаба генерал П. Т. Маслов дал своему заместителю такую характеристику: «Обладает неоспоримым профессионализмом и нравственным авторитетом… имеет репутацию квалифицированного управленца. Вносит весомый вклад в проблему оперативного реагирования на кризисные ситуации в очагах социальных, межнациональных напряжений и конфликтов».
После августовских боев в Грозном (1996) генерал-майор Овчинников возглавил центральную комендатуру города. На его плечи легла организация охраны общественного порядка, работа по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, борьба с мародерами, грабителями.
Главнокомандующий внутренними войсками генерал-полковник В. В. Овчинников на командном пункте во время проведения операции против боевиков, вторгшихся на территорию Республика Дагестан. Август 1999 г.
С 17.06.1997 г. назначается начальником Главного управления исполнения наказаний МВД России. Генерал В. Овчинников с интересом изучает пенитенциарную систему России и других стран, знакомится с постановкой этого дела на периферии, положением осужденных и содержащихся в переполненных СИЗО подследственных. Внимательно выслушивает мнения специалистов. Намечает пути решения возникших проблем, особенно в части разгрузки тюрем, строительства таких учреждений, которые отвечали бы современным требованиям содержания и воспитания лишенных свободы людей. Его давно занимали вопросы юриспруденции. Еще в юности он мечтал поступить на юрфак. Случилось так, что с правовой наукой практически он соприкасался в процессе службы. Теперь пора было проанализировать и обобщить накопленный опыт, соединить теорию и практику. В результате получилась кандидатская диссертация на тему: «Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в условиях внутренних вооруженных конфликтов», которую он блестяще защитил.
В диссертации был собран и обобщен накопленный к тому времени войсками опыт, приобретенный во внутренних вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР. Сделаны определенные выводы, актуальные и применимые сегодня. Они касаются, в частности, организации взаимодействия различных силовых структур, путей преодоления ведомственной разобщенности, проблемы подготовки кадров и повышения их квалификации, причем не только военных, но и гражданских лиц соответствующего уровня. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование деятельности государственных, в том числе правоохранительных органов, при разрешении конфликтных ситуаций.
В связи с тем, что система исполнения наказаний и ее руководящий аппарат переходили в ведение Министерства юстиции, встал вопрос о дальнейшей службе генерала В. Овчинникова. МВД не хотело его отпускать. Некоторое время он числился в распоряжении МВД СССР, отбыл давно не использованный отпуск, затем снова переведен на военную службу и 02.03.1999 г. Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем главнокомандующего внутренними войсками МВД России. Будучи на этой должности, фактически исполнял обязанности заместителя министра внутренних дел по чрезвычайным ситуациям в Северо-Кавказском регионе. Указом от 05.04.1999 г. назначен заместителем министра внутренних дел - главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
Десять месяцев он пробыл на посту главкома. Это было время продолжения разработки теоретических и практических основ военных реформ. План реформирования внутренних войск в 1998 г. предусматривал усиление правоохранительного аспекта в деятельности войск, решение на правительственном уровне вопроса о снятии войсковой охраны с ряда объектов. Другим организациям была передана охрана 49 важных государственных объектов и 23 объектов на железнодорожных коммуникациях.
Вручение наград отличившимся воинам. Станица Червленная. Октябрь 1999 г.
Потребовалось дальнейшее совершенствование законодательной базы функционирования внутренних войск, повышение их профессионализма и технического оснащения, усиление боевой подготовки, создание высокомобильных формирований, способных к автономным действиям. Наметилось преобразование округов в четыре региональных командования и два управления, являющиеся оперативно-территориальными объединениями.
Под руководством генерал-полковника В. В. Овчинникова была разработана концепция развития внутренних войск на период до 2005 г. В своих выступлениях на Военном совете и в прессе главком, не скрывая трудностей, переживаемых внутренними войсками, выдвинул ряд важных задач: в первую очередь сбережение жизни и здоровья военнослужащих («работать на героизме мы научились, этого у нас не отнимешь… Теперь давайте воевать с наименьшими потерями»), подлинная забота о них, решительная борьба с имеющимися правонарушениями, неуставными взаимоотношениями, повышенное внимание к офицерским кадрам, недопустимость бездумного увольнения квалифицированных, имеющих боевой опыт командиров, специалистов, оказание помощи молодым офицерам в их профессиональном росте и решении социально-бытовых вопросов и т. д. Одной из важных задач в оперативно-тактической подготовке войск является требование «обеспечить еще большее взаимодействие и сотрудничество между органами внутренних дел и войсками» , как составными частями МВД. Вячеслав Викторович - сторонник создания в перспективе федеральной гвардии в составе МВД России.
22.01.2000 г. генерал-полковник В. В. Овчинников был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение МВД РФ.
В. В. Овчинников. 2000 г.
01.07.2000 г. прикомандирован к Государственной компании «Росвооружение» с оставлением на военной службе во внутренних войсках МВД РФ. В действующем резерве состоял до июня 2007 года. С июня 2007 года, будучи уже в отставке, продолжает работу советником генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт».
35 лет не снимал погоны В. В. Овчинников, пройдя путь от курсанта до генерал-полковника. Это был путь, как раньше говорили, отлично-усердной службы. Часто она проходила в неспокойной, боевой обстановке. Ему пришлось побывать во многих «горячих точках» (Ереван, Степанокерт, Цхинвали, Тбилиси, Баку, Северная Осетия, Ингушетия) непосредственно участвовать в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Трижды на него готовили покушения, неоднократно устраивали засады, угрожали взять в заложники, даже когда он безоружный вел переговоры с мятежниками. Он хорошо изучил историю, быт и нравы горцев, с уважением относился к их обычаям, много сделал жизненно важного и полезного для жителей Грозного, когда был комендантом города. Более подробно обо всем этом читатель узнает из книг: Н. Иванов. Генералы горячих точек и Б. Карпов. ВВ: Кавказский крест - 2.
В 2006 году им успешно защищена диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Взаимодействие правоохранительных органов и силовых структур России во внутренних вооруженных конфликтах». Профессор Академии управления МВД РФ, член диссертационного совета по юридической специальности той же академии. Состоит в общественном совете при министре внутренних дел.
Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., «За военные заслуги», «За личное мужество», орденом Петра Великого, 15 медалями, именным оружием, а также золотыми часами от Правительства РФ. Заслуженный работник МВД.
Сыновья - Сергей и Павел Овчинниковы - пошли по стопам отца, стали офицерами. Сергей - полковник внутренней службы, Павел - подполковник милиции.
Литература и источники
Твердо стоять на страже закона и порядка. С заместителем министра внутренних дел - главнокомандующим внутренними войсками МВД России генерал-полковником Вячеславом Овчинниковым беседует корреспондент журнала полковник Алексей Петров // На боевом посту. - 2000. - № 1. - С. 1–3, 6, 7.
Овчинников В. В. Внутренние вооруженные конфликты на территории постсоветской России: предупреждение, урегулирование. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
Иванов Н. Ф. Генералы горячих точек. - М., 1998.
Карпов Б. В. ВВ: Кавказский крест-2. - М., 2001. - С. 25, 34–36, 40, 44–53.
Португальский Р. М., Рунев В. А. Военная элита России. Российская Федерация. - М.:Вече, 2010. - С.255.
ЦМВВ МВД РФ, О. 5, Д. 31, П. 87.
Из книги Сочинения. Том 1 автора Тарле Евгений ВикторовичЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (1875–1955 гг) В славной плеяде деятелей русской исторической науки как дореволюционного, так и советского периода ее развития одной из наиболее крупных, интересных и сложных фигур несомненно является выдающийся ученый - академик Евгений
Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис ЕвсеевичФото 26. Борис Викторович Раушенбах Борис Викторович
Из книги КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы автора Млечин Леонид МихайловичГлава 18 ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ БАКАТИН Назначенный председателем КГБ, Вадим Викторович Бакатин первым делом распорядился уволить своего собственного сына, служившего в госбезопасности. Но обвинение в семейственности, которого он боялся, ничто в сравнении с обвинительным
Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич25. Борис Викторович Савинков Это был человек действия. Умный, жестокий, смелый, выкованный подпольем и жизнью террориста. Патриот - но искренне считающий, что цель оправдывает средства. Привыкший без колебаний ради этой цели обрекать на смерть врагов и посылать на смерть
Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид МихайловичГлава 15 СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЛАВРОВ. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В нынешнем российском правительстве Сергей Лавров, пожалуй, единственный, кто не принадлежит ни к какому клану или чьей-то команде. Последние десять лет перед назначением министром иностранных дел он вообще
Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг ВикторовичВольфганг Викторович Акунов ИСТОРИЯ ВОЕННО-МОНАШЕСКИХ ОРДЕНОВ ЕВРОПЫ ЗАЧИН Меть свои крепкие латы Знаком Креста на груди. Александр Блок. Роза и Крест Нам не представляется возможным дать адекватное описание истории военно-монашеских (духовно-рыцарских) орденов
Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений ВикторовичЕвгений Викторович Анисимов Толпа героев XVIII века
Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин АлександровичСахаров Владимир Викторович Родился 20 мая 1853 года в Санкт-Петербурге. Младший брат генерал-адъютанта, генерала от инфантерии Виктора Викторовича Сахарова (1848–1905), в 1898–1904 годах начальника Главного штаба, затем исполнявшего обязанности военного министра.В 1871 году
Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан ВикторовичМитрофан Викторович Довнар-Запольский История Беларуси ВВЕДЕНИЕ Среди памятников отечественной исторической мысли начала XX в. одним из наиболее загадочных долгое время оставалась "История Белоруссии" М. В. Довнар-Запольского (1867 - 1934). Спрятанная еще в середине 1920-х
Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений МихайловичБакатин Вадим Викторович Биографическая справка: Вадим Викторович Бакатин родился 6 ноября 1937 года в Киселевске Кемеровской области. Образование высшее, в 1960 году окончил Новосибирский инженерно строительный институт, в 1985 году окончил Академию общественных наук при ЦК
Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья ЯковлевичСАВИНКОВ БОРИС ВИКТОРОВИЧ (род. в 1879 г. – ум. в 1925 г.) Видный деятель партии эсеров, один из руководителей ее Боевой организации, организатор и участник ряда покушений на видных царских чиновников, министр Временного правительства, один из организаторов борьбы против
Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна ЮрьевнаСавинков Борис Викторович 1879–1925Революционер, руководитель Боевой организации партии эсеров.Борис Савинков родился в 1879 году в Харькове. Отец Бориса, Виктор Михайлович, - товарищ прокурора окружного военного суда в Варшаве, за либеральные взгляды уволенный в отставку,
Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил МарковичКАМЕНЩИКОВ Василий Викторович (12.01.1879 - 23.03.1959) начальник штаба Корпуса войск ВЧК (15 июля - 1 августа 1918)начальник войск обороны железных дорог Республики (16 октября - ноябрь 1918)подполковник Русской армии Родился в г. Ветлуге Костромской губернии. Из мещан. Окончил
Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор ЯковлевичГерой Советского Союза гвардии капитан Овчинников А. П. Действие штурмовиков по штабу противникаДействие происходило в период прорыва нашими войсками (1-й Украинский фронт) оборонительной линии противника на Сандомирском плацдарме в направлении Сташув - Енджеюв,
Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий ГеоргиевичВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1083 - ум. 1155)Великий князь (1139,1150). Сын Владимира Мономаха и английской королевны Гиды Гарольдовны. В феврале 1139 г., после смерти Ярополка Владимировича, Вячеслав остался самым старшим из Мономаховичей и беспрекословно занял киевский престол.
Круг стандартных антикоррупционных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.
Департамент собственной безопасности МВД РФ прорабатывает вопрос о введении в России такого метода, как «проверка на коррупционную устойчивость» в отношении госслужащих, подобно уже действующей в ряде европейских стран, сообщил руководитель ДСБ МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Драгунцов.
Круг стандартных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.
Нидерланды .
Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:
1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.
4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
5. В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.
6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.
8. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.
9. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающая значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
10. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
11. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.
Германия .
В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде.
Госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.
Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется, какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность; какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и т.д. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.
Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в последние 5 лет перед окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении 5 лет с момента окончания служебных правоотношений.
Подробно регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения госслужащими возложенных на них обязанностей. Госслужащий (согласно Уставу федерального дисциплинарного права) считается совершившим служебный проступок, если он виновен в нарушении исполнения возложенных на него обязанностей.
Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.
Законодательство США рассматривает госслужбу «как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга».
Госслужащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях». Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. В обязанность служащим вменено докладывать «в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях злоупотреблений и коррупции».
Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх основной («карьерной») зарплаты. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».
В США действуют Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты Представителей Конгресса США 1977 г. Действие данных актов распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата.
Сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат (противоречивое, но, надо полагать, эффективное требование), а также чиновники различных рангов, служащие Сената подают декларацию финансового состояния. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов – в течение 30 дней с момента выдвижения кандидатуры.
Декларируется всё, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год:
– полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары;
– финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций;
– оплата транспортных и связанных с ними расходов;
– подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений;
– финансовые и иные обязательства, задолженности по ним;
– соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них или для них и многое другое.
Служащие Белого Дома и других исполнительных ведомств должны предоставлять руководителям своих ведомств следующую информацию:
1. Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело.
Под «делом» в данном случае понимается «любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи» чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.
2. От чиновника требуется предоставление списка всех его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других проживающих вместе с ним членов семьи.
3. О наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.
Проверкой занимается специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности.
В США госчиновники высокого уровня проходят обязательную проверку на полиграфе. Часто это условие закрепляется в должностной инструкции или контракте на работу. Если чиновник или служащий не проходит проверку на детекторе с ним могут даже расторгнуть договор.
Канада .
В 1985 г. в Канаде принят Ценностный этический кодекс государственного служащего, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила направлены на профилактику коррупционных преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части «конфликта интересов» на госслужбе и после ее оставления, «минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества».
Данный Кодекс состоит из 4 частей. В первой части сформулированы общие принципы поведения, которыми обязаны руководствоваться государственные служащие. Так, государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения «конфликта интересов», его видимости, а также создания условий для его возникновения.
Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично участвуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на госслужбу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения «конфликта интересов». Если он все таки возник, его следует разрешить в интересах общества.
Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки, подношения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтительное отношение к себе по сравнению с другими.
Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо, ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие либо преимущества из факта предыдущего их пребывания на должности.
Вторая часть Кодекса содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятельности государственного служащего. Цель этих требований максимально снизить вероятность возникновения «конфликта интересов» и разрешать их в интересах общества. В соответствии с Кодексом государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обязан представить уполномоченному на то должностному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам.
Государственный служащий обязан отказываться от подарков, гостеприимства и иных личных материальных выгод в любой форме, которые могут повлиять на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции. Более того, он не вправе воспользоваться предлагаемой ему лицами, группами или организациями, ведущими дела с правительственными органами, личной материальной выгодой. Вместе с тем он может их принять, если эти выгоды не выходят за рамки общепринятого в обществе, свидетельствуют об обычной вежливости или гостеприимстве. В случаях, когда невозможно уклониться от несанкционированных подарков, о них следует незамедлительно доложить уполномоченному должностному лицу своего ведомства.
Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать свою помощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности.
Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им государственной службы, цель которых – свести к минимуму возможности возникновения у него еще на госслужбе реального, потенциального или явного «конфликта интересов», имея в виду его будущее трудоустройство за пределами госслужбы, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.
В течение года после оставления службы бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.
Четвертая часть Кодекса устанавливает минимальные отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, а также определяет права и обязанности сторон в смысле соблюдения правил о «конфликте интересов».
Китай .
Основой созданного в Китае механизма борьбы со взяточничеством является Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, которая действует в стране с декабря 1978 года.
В 2007 году было создано Государственное управление по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. В задачи ведомства входят изучение причин возникновения коррупции, анализ методов ее уничтожения, контроль над использованием чиновниками властных полномочий, изучение действующего законодательства с целью исключения из него лазеек, позволяющих администраторам взяточникам уходить от наказания.
Последнее для Китая имеет особое значение. Коррупция здесь порой приобретает столь причудливые формы, что приводит в изумление даже опытных следователей. Именно поэтому Госсовет КНР распространил циркуляр, запрещающий чиновникам получать биржевые акции «в качестве подарков», «покупать дома и автомобили по удивительно низкой цене», «отмывать взятки через азартные игры» и договариваться об устройстве на хорошо оплачиваемую работу после отставки.
Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти Китая. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра.
Япония .
Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах. Особое значение придаётся запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Эти запреты, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности.
Японским законодательством установлены строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций, введен жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, определен порядок отчетности по поступающим к ним и расходуемым ими средствам. Нарушение положений закона влечёт применение санкций, распространяющих своё действие на ответственных лиц как представляющей, так и получающей политические пожертвования стороны, а также на посредников между ними.
В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.
Южная Корея является примером «культуры прозрачности». Здесь с 1999 г. действует программа «OPEN» – онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ.
Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 года и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Сингапур .
Центральным звеном в борьбе с коррупцией является постоянно действующий специализированный орган – Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицирована с точки зрения различных форм «вознаграждения».
Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует главам этих отделов принять соответствующие меры.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, следование которым предусматривает:
1) привязку оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе;
2) контролируемую ежегодную отч ётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах (в частности, прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции);
3) большую строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;
4) ликвидацию излишних административных барьеров для развития экономики.