Боевые награды юрия никулина. Юрий никулин - великий добрый человек!!! Актерская карьера Юрия Никулина
Юрий Никулин не нуждается в особых представлениях, его знают все. Этот удивительный актер снискал любовь миллионов зрителей. Над ним смеялись, но он не боялся этого. Он вообще не боялся показаться смешным - считал, что смех помогает жить. Сейчас, вспоминая о нем, мы говорим, что это был лучший актер и клоун на свете. «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу», «Операцию Ы» народ разобрал на цитаты, и больше всего цитируют героев, которых сыграл Никулин… Как же ему удалось завоевать сердца людей и стать всенародным любимцем? И как он совмещал работу в кино и цирке?
Впервые в нашем фильме сын актера Максим Никулин даст очень откровенное интервью. Специально для этого он пригласит нас в цирк на Цветном бульваре, где его отец провел половину жизни. Максим расскажет, почему здесь создалась семья, за что любили Никулина артисты. Покажет, где готовились к выступлениям его отец и мать. Вместе с ним мы зайдем в кабинет Юрия Никулина, увидим все наградные медали артиста и две, которые он особенно ценил. У него много наград, связанных с Великой Отечественной войной. Максим Никулин расскажет нам, как его отец воевал, и покажет письма, которые писал с фронта Юрий Никулин для своих родителей. Зритель увидит эти письма впервые!
Успех пришел к Юрию Никулину, когда Леонид Гайдай снял его в своих комедийных короткометражках о приключениях знаменитой троицы - Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай сразу же стал выделять Никулина за его бесконечные импровизации, которые рождались как бы сами собой и украшали фильм.
Максим Никулин открыл нам секрет: если бы не веселые истории и анекдоты Никулина, то некоторых смешных эпизодов в гайдаевских фильмах не было бы совсем. Юрий Никулин всю жизнь собирал анекдоты и потрясающе их рассказывал. Зрители Первого канала впервые увидят раритетную записную книжку, в которую он записывал все анекдоты. Их больше двух тысяч и все они пронумерованы.
В это трудно поверить, когда пересматриваешь любимую «Кавказскую пленницу» или «Самогонщики», но отношения в легендарной комической троице были сложными. Никулину завидовали, и уже в фильм «Бриллиантовая рука» Гайдай взял его одного.
И в этом фильме он сыграл самую любимую народом роль. Некоторые эпизоды с Семеном Семеновичем Горбунковым Никулин придумывал сам. Например, сцену «Ты что, глухонемой, что ли?»
В нашем фильме Светлана Светличная, сыгравшая роковую красавицу Анну Сергеевну, открыла, каково ей было сниматься почти обнаженной перед толпой мужчин в сцене «Не виноватая я! Он сам пришел!»
Конечно, амплуа комедийного актера имело и свои минусы. Никулину было сложно от него освободиться, сложно было доказать, что он может гораздо больше. Ему не предлагали серьезные драматические роли, говорили, что у него не тот типаж и не то амплуа. Каким-то чудом режиссер Лев Кулиджанов разглядел в клоуне умение перевоплощаться в совсем несмешного героя. Он предложил Никулину роль Кузьмы Иорданова в фильме «Когда деревья были большими» (1961г.) и не ошибся!
Потом Никулин блестяще сыграл роль лейтенанта Глазычева в картине «Ко мне, Мухтар!». Настолько правдив был этот образ, что зрители в кинозале плакали, сопереживая Никулину-милиционеру.
Но, тем не менее, после сыгранных им ролей хулиганов и пьяниц актера не хотели брать на главную роль майора Лопатина в фильм «Двадцать дней без войны». В апреле, когда съемочная группа уже работала в Калининграде, из Ленинграда пришло сообщение, что худсовет студии требует заменить Юрия Никулина на другого актера - на «Ленфильме» успели посмотреть отснятый материал. По словам Германа: «Они, эти специалисты из Госкино, объявили: „Это не советский писатель, а какой-то алкаш. Это порочит наши устои!“ Требовали, чтобы я снял Никулина с картины сам. Пообещали: иначе (я цитирую) „мы вобьем вам в спину осиновый кол, и вы никогда не будете работать в искусстве. Слово коммунистов“. Симонов пришел в ярость, узнав о происходящем, он орал этим цэкистам: „Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое!“ Симонов был членом ЦК, и его послушались». Если бы не Константин Симонов, зрители бы не увидели Никулина в этой роли.
Аналогичная проблема была с фильмом «Чучело». Мы взяли интервью у Кристины Орбакайте, которая сыграла с Юрием Никулиным. Она рассказала нам, как тяжело шли пробы и утверждение Юрия Никулина на роль дедушки, и почему после этого фильма они общались, называя друг друга «дедушка» и «внученька».
Роль в фильме «Чучело» (1983г) стала последней серьезной ролью Юрия Владимировича Никулина. Больше он в кино, к сожалению, не снимался.
Всенародную известность ему, конечно, принесло кино. Но началась творческая жизнь в цирке, и с цирком он оставался до последнего. В 25 лет, сразу после войны, бывший фронтовик Юра Никулин пришел поступать в студию клоунады. И его взяли! А ведь до этого Юра Никулин несколько месяцев пытался поступить во все творческие вузы Москвы, но ему отвечали одно и то же: «Извините, товарищ Никулин, но вы нам не подходите!».
В цирке на Цветном бульваре Никулин познакомился с будущим своим бессменным партнером Михаилом Шуйдиным. Здесь же он встретил и свою любовь. Татьяна Никулина стала не просто женой клоуна, но и артисткой цирка. Репризы Никулина и Шуйдина с ее участием давно стали цирковой классикой и 30 лет триумфально покоряли арены советских и зарубежных цирков. Юрий Владимирович всегда говорил, что когда уйдет на пенсию, то больше на манеж как коверный не выйдет. Старый клоун - это грустно. Но его планы были нарушены. В 1981 году руководство «Союзгосцирка» приготовило артисту «подарок» на 60-й юбилей - должность директора цирка на Цветном бульваре. Такой подарок был больше похож на медвежью услугу - цирк разваливался в прямом смысле слова. Никулин принял решение срочно снести старое здание и строить новое. Здание снесли, и Никулин стал директором цирка, которого не было. На месте здания долгое время была лишь большая строительная яма. Леонид Якубович рассказал нам, как Юрий Никулин обивал пороги высоких инстанций и просил дать деньги на строительство цирка.
Тогда Никулина было не узнать - он стал закрытым, хмурым и замученным. Все чаще стал жаловаться на здоровье, особенно на сердце. Его просто убивало, что он взвалил на себя такую ношу, а ничего не получается сделать. Наконец он обратился в последнюю инстанцию - к председателю совета министров СССР Николаю Рыжкову. Это неожиданно сработало - деньги нашлись! Никулин был счастлив! В эксклюзивном интервью для нашей съемочной группы Николай Рыжков рассказал, как нашел источник финансирования для строительства цирка.
Через 4 года новый «старый» цирк на Цветном бульваре распахнул двери для своих первых зрителей. Директором Никулин был необычным: свой рабочий день он начинал и заканчивал на конюшне, обедал со всеми артистами в столовой, а двери в его рабочем кабинете всегда были открыты. Артисты знали: если войти в эту дверь, то Никулин сделает все возможное, чтобы решить проблему. Юрия Владимировича называли «наша Советская власть».
Никулину - 75 лет. Юбилей отметили с размахом уже в новом цирке. На этом вечере Юрий Лужков, бывший в то время мэром Москвы, объявил, что цирку на Цветном бульваре присвоено имя Юрия Владимировича Никулина. Но кто же мог подумать, что это будет последний день рождения? Казалось, что Никулин - это человек, который будет с нами всегда…
Утром 21 августа 1997 года Юрия Никулина не стало - возникли осложнения после операции на сердце… В стране был траур, но особенно скорбели цирковые - они лишились «дедушки».
Главное дело жизни Юрия Никулина продолжилось. На общем собрании коллектива цирка было решено, что пост директора займет сын великого клоуна - Максим Юрьевич Никулин.
Оба внука великого актера и клоуна - Юра и Максим-младший тоже работают в цирке, помогают отцу. Юра Никулин - руководитель пресс-службы. Максим-младший занимается международными контрактами и фестивалями, хорошие знания языков ему, безусловно, помогают в работе.
Как говорит Максим Никулин, самое важное для него, что династия продолжается. Он гордится, что они сумели сохранить ауру, атмосферу и традиции, которые построил их отец и дед - Юрий Владимирович Никулин.
В фильме принимают участие:
Максим Никулин - сын Юрия Никулина, генеральный директор Московского цирка на Цветном бульваре;
Юра Никулин - внук Юрия Никулина;
Максим Никулин - внук Юрия Никулина;
Николай Рыжков - советский государственный и партийный деятель, Председатель СМ СССР (1985-1991гг.);
Иосиф Кобзон - народный артист СССР;
Андрей Шуйдин - клоун, сын Михаила Шуйдина;
Кристина Орбакайте - певица, заслуженная артистка России;
Вячеслав Полунин - клоун, народный артист России;
Александр Фриш - клоун, заслуженный артист России;
Леонид Якубович - телеведущий, народный артист России;
Светлана Светличная - актриса, заслуженная артистка РСФСР;
Левон Оганезов - пианист, народный артист России;
Таисия Корнилова - дрессировщица, народная артистка России;
Юрий Лужков - политический деятель, экс-мэр Москвы;
Продюсеры: Сергей Медведев, Олег Вольнов
Режиссер: Екатерина Наседкина
Производство: ЗАО «Телекомпания „Останкино“, 2016
- Герой Социалистического Труда (1990)
- Заслуженный артист РСФСР (1963)
- Народный артист РСФСР (1969)
- Народный артист СССР (1973)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино)
- Премия кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.12.1996)
- Два ордена Ленина (14.02.1980, 27.12.1990)
- Орден Отечественной войны II степени (11.03.1985)
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почета»
- Медаль «За отвагу» (18.07.1945)
- Медаль «За трудовую доблесть» (9.10.1958)
- Медаль «За оборону Ленинграда»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- другие медали
Возле цирка на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), где работал Юрий Владимирович и который сейчас возглавляет его сын Максим Никулин, установлен бронзовый монумент.
Творчество
Артист дебютировал в кино в 36 лет и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру (пиротехник, фильм «Девушка с гитарой », 1958; Клячкин «Неподдающиеся», 1959; Балбес, «Совершенно серьёзно», 1961). Одна из киноновелл этого фильма «Пёс Барбос и необычный кросс » режиссёра Леонида Гайдая положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь. Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики » (1961), «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » (1967) отличает исключительное обаяние и жизнерадостность.
Юрий Владимирович Никулин играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с его участием - «Бриллиантовая рука », «12 стульев », «Старики-разбойники ». Персонажи этих фильмов комедийно-гротесковые с оттенком детскости наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные.
В последние годы он вёл юмористическую передачу «Белый попугай», являлся одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли».
В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Дискография
CD
- «Актёр и песня. Юрий Никулин». Серия: Актёр и песня. Audio CD. Дистрибьютор: Пролог-Мьюзик. 2002 г. Исполнитель. 20 треков.
- «Актёр и песни. День победы». Audio CD. Дистрибьюторы: РАО, НААП, Первое Музыкальное Издательство, Восток. 2003 г. Треки: 1. Теплушка, 7. Новобранцы, 14. Щегол.
- «Grand Collection. Юрий Никулин». Серия: Grand Collection. Audio CD. Дистрибьютор: Квадро-Диск. 2004 г. Исполнитель. 21 трек
- «Радионяня. Лучшие песни». Серия: Радионяня. Audio CD. Дистрибьютор: Два Жирафа. 2006 г. Трек 18. На манеже. (авторы: музыка Юрий Никулин, текст Т. Никулина)
- «Хиты 1960-1980-х. А нам всё равно». Audio CD. Дистрибьютор: Мелодия. 2010 г. Трек 11. А нам всё равно (песня из кинофильма «Бриллиантовая рука») Юрий Никулин
Юрий Никулин один из любимейших советских актеров. Он оставил незабываемый след в цирковом искусстве и в отечественном кинематографе.
Детство и юность Юрия Никулина
Он появился на свет 18 декабря 1921 г. в городке Демидов на Смоленщине. Его родители были актерами местного драмтеатра.
Они прославились в городе и его окрестностях комедийными ролями. Отец будущей звезды советского искусства сумел организовать свой театр, с которым много гастролировал по населенным пунктам области с небольшими юмористическими постановками.
В 1925 году семья переехала в столицу. Там Юрий накануне советско-финской войны окончил среднюю школу. Оскнью 1939 г. был призван в армию. Принимал участие, помимо войны с Финляндией, и войне с гитлеровцами.
Воевал в зенитно-артиллерийской части под Ленинградом. В общей сложности он пять лет не снимал солдатской шинели. Служил он достойно, о чем говорят его награды, был контужен. После демобилизации намеревался стать студентом ВГИКа, разных театральных училищ.
Члены их вступительных комиссий сочли, что молодой фронтовик недостаточно красив, и отказывали в приеме. Только в студии при Мосгорцирке его ждала удача. Юрия оказался в группе студентов Карандаша - известного мастера клоунады.
Актерская карьера Юрия Никулина
После студии он сразу был принят на работу в тот цирк, который со временем возглавил. Здесь он сначала работал ассистентом Карандаша и познакомился с другим молодым артистом Михаилом Шуйдиным. Через пару лет в 1950 году появился ставший со временем знаменитым клоунский дуэт Никулина и Шуйдина.
Прошло несколько лет, и у Никулина началась сольная карьера артиста комического жанра. Он был счастлив смешить людей, создавая яркие, запоминающиеся образы. Публика его обожала, популярность талантливого клоуна была необыкновенной. Так продолжалось до 1981 г., когда он стал главным режиссером, а спустя год - директором цирка. Всего в ставшем для него родным цирке он проработал полвека.
Большой пласт творческой жизни великого клоуна занимала его работа в кино. Здесь он помимо комедийных ролей проявил себя как выдающийся актер, создавший в отечественном кинематографе разнохарактерные, запоминающиеся роли.
Миллионы телезрителей помнят его в качестве ведущего невероятно популярных юмористических передач. Им были записаны больше десятка дисков с песнями в его исполнении из самых популярных кинокомедий.
Личная жизнь Юрия Никулина
Личная жизнь молодого клоуна в первые годы цирковой карьеры была посвящена разучиванию ролей, отработке трюков, репетициям. Такие требования к молодым артистам предъявлял популярный клоун Карандаш, которому Никулин ассистировал в спектаклях.
Однако эта жизнь изменилась, когда Юрий Никулин познакомился со студенткой тимирязевской академии москвичкой Татьяной Покровской. Их отношения быстро развивались, и в мае 1948 года состоялась их скромная и тихая свадьба. Юрий Владимирович часто подчеркивал, что женился удачно, потому что Татьяна была не только любящей женой, но и другом.
Актеру не хватало общения с женой. Поэтому при первой возможности он нашел ей место в своем номере. В дальнейшем они много времени проводили на совместных съемках и гастролях, в компаниях друзей, которых у Никулиных было немало. Среди них Леонид Гайдай, Олег Табаков другие отечественные и иностранные деятели культуры.
Дача Никулиных стала местом веселого общения, где собирались близкие друг другу люди. В ноябре 1956 года в их семье появился сын Максим. Жена Юрия Никулина Татьяна Николаевна Никулина родилась в Москве в декабре 1929 года, была внучкой депутата Государственной думы первого созыва. Она овладевала наукой декоративного садоводства в Тимирязевской академии.
Выйдя замуж за Ю.В. Никулина, связала свою жизнь с цирком. С 1951 по 1981 годы работала артисткой цирка. Начинала вместе с Ю. Никулиным и М. Шуйдиным. Снималась в нескольких художественных, брала участие в документальных фильмах. Принимала участие в таких фильмах как: «Бриллиантовая рука" «Точка, точка, запятая...» "Соседка" «Замужем за гением» и других.
После того как Юрий Владимирович возглавил цирковой коллектив, ушла с арены. Затем на протяжении почти десятка лет занималась собаководством, разводя редкие породы собак. С 1997 году снова работала в цирке на Цветном бульваре в качестве консультанта по творческим вопросам. Как-то, уже после смерти Юрия Владимировича, Татьяну Николаевну спросили, как она относится к прожитым с Никулиным годам. Она ответила, что ничего в своей жизни не меняла бы.
В 2002 году она получила государственную награду - орден Почёта. Умерла в октябре 2014 года.
Сын Юрия Никулина
Максим Юрьевич Никулин родился 15 ноября 1956 года. В одиннадцатилетнем возрасте у него уже был кинематографический опыт. Он снимался в роли мальчика, идущего по воде в легендарном фильме "Бриллиантовая рука". Однако, по стопам отца после школы не пошел. Учился на факультете журналистики Московского госуниверситета.
Работал корреспондентом "Московского комсомольца", в "Последних известиях", радио "Маяк". Имеет опыт работы телевизионной журналистики в программе "Время", был ведущим программ на утреннем телеканале. Неожиданно для себя в 1997 году был приглашен в возглавлявшийся отцом цирк, который уже носил его имя.
Максим Юрьевич стал руководителем цирка на Цветном бульваре, с одновременным исполнением обязанностей художественного руководителя коллектива. Глубокое знание цирковой среды позволяло ему в течение 2000-2005 годов успешно вести увлекательные телевизионные программы о цирке. Он стал заметной фигурой в отечественном искусстве цирка.
Творческий союз российских деятелей цирка избрал его своим членом, а академия циркового искусства - академиком. За заслуги в развитии цирка награжден орденом Дружбы народов. Является кавалером-рыцарем ордена, учрежденного бельгийским королевским обществом содействия инновациям и изобретениям. Максим Юрьевич - отец трех детей. У него есть внук, родившийся в 2009 году.
Фильмография Юрия Никулина
Юрий Никулин пришел в кино, будучи уже известным цирковым артистом. Это ему помогало создавать образы, в которых ярко отражались разные характеры его героев. Всенародную любовь он завоевал ролями в комедийных фильмах:
- «Совершенно серьёзно»,
- «Самогонщики»
- «Операция „Ы" и другие приключения Шурика»
- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- "Бриллиантовая рука"
- "Старики-разбойники"
- "12 стульев".
Необыкновенно проникновенным драматическим актером он показал себя в фильмах:
- "Андрей Рублев"
- "Ко мне, Мухтар"
- "Они сражались за Родину"
- "Двадцать дней без войны" и др.
Работа в кино принесла ему необычайную популярность во всех уголках огромной страны.
Память о Юрии Никулине
Юрий Никулин оставил по себе добрую память, о чем свидетельствуют многочисленные памятники и мемориальные доски во многих российских городах. Среди них памятники:
- на Цветном бульваре в Москве перед зданием цирка возле циркового здания в Тюмени, где Никулин изображен вместе с Олегом Поповым и Карандашом
- "Тройке" из фильмов Гайдая в Перми, в Демидове Смоленской области - родине артиста
- перед помещением цирка в Курске, где Ю. Никулин изображен вместе с М. Шуйдиным
- в Сочи возле морского порта с сюжетом из фильма «Бриллиантовая рука» с изображением Л. Гайдая и трех героев его комедий
- скульптура в Хабаровске, изображающая Балбеса, Бывалого и Труса.
Имя великого артиста носят:
- столичный цирк, расположенный на Цветном бульваре
- астероид
- улица в Кургане
- школа-интернат № 15 в Москве.
Ю.В. Никулин проявил себя на телевидении и в литературе и журналистике: был ведущим популярной юмористической телепередачи "Белый попугай"; был участником последнего выпуска капитал-шоу "Поле чудес", которое вел Владислав Листьев; принимал участие в работе редколлегии журнала "Огонек"; написал девять книг, рассказывающих об артистической судьбе; издал несколько сборников с его любимыми анекдотами.
Умер Ю. В. Никулин 21 августа 1997 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Ему отдавались воинские почести.
Награды Юрия Никулина
1990 год - стал Героем Социалистического Труда. Награжден орденами: "За заслуги перед Отечеством", Отечественной войны, Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».
Медалями: «За отвагу», «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Никулин Ю.В. был заслуженным артистом РСФСР, Народным артистом РСФСР и СССР. Неоднократно награждался государственными и иными премиями за творческую деятельность.
Он был тем редким человеком, которого любили все - от мала до велика. За его артистический талант, за его доброту и порядочность, за его великолепное чувство юмора. Его знают и помнят многие поколения людей и в нашей стране, и за рубежом, и будут помнить ещё очень долго.
Юрий Никулин обладал врожденным чувством юмора. В этом переставал сомневаться всякий, кто хотя бы раз слышал, с каким непревзойденным блеском Никулин рассказывал анекдоты, причем на любую тему. Да и говорил он сплошь афоризмами. Очевидно, не последнюю роль в таком редком таланте Никулина сыграли гены: ведь его отец, Владимир Андреевич, много писал для эстрады и цирка. Демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, он устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл. 18 декабря 1921 года у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Мать нигде не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю Никулины посещали театр, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу, игру актеров.
Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. К тому же в школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.
Учился Никулин в очень престижной школе, и надо сказать, учился весьма средне. Поэтому, когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников в восьмой, то его, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять. Таким образом, доучивался Юрий уже в самой обычной школе-новостройке, чему, кстати был очень рад: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».
Судьба же самого Юрия Никулина мало чем отличается от судеб других его сверстников. Он ушел в армию со школьной скамьи, прошел через две войны (финскую и Великую Отечественную), провоевав таким образом с 1939 по 1946 год, горел в танке. Многое из того, что артисту довелось пережить на войне, он потом передаст в образах своих героев - военного журналиста Лопатина в фильме "Двадцать дней без войны" и бойца Некрасова в картине "Они сражались за Родину".
Еще на войне Юрий Никулин думал о том, чем будет заниматься в мирной жизни, и когда пришел с фронта, решил поступать во ВГИК, однако получил отказ, так как комиссия нашла его недостаточно красивым для кино. То же самое произошло и в театральных вузах. Никулин все лето поступал во все подряд театральные училища и институты, но его никуда не приняли, поскольку комиссии не обнаруживали в нем актерских способностей.
Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему заявили следующее: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт...»
Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Отчаянию не было предела… Наконец удача улыбнулась в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но учиться в ней ему пришлось недолго…
В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Он решил рискнуть, и в этом его поддержал отец: «Пусть Юра рискнет, в цирке экспериментировать можно. Работы - непочатый край. Если он найдет себя - выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».
В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это при том, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих поступить. А 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом - популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.
Вместе с Михаилом Шуйдиным они создавали замечательные жанровые сценки. Тогда и стали известны знаменитые ботинки Никулина, "всего лишь" на несколько размеров больше, чем его собственная обувь, и полосатые брюки, явно короче, чем носили обычно. При этом он всегда был нарочито интеллигентен и неизменно выходил на эстраду в пиджаке, белой рубашке и галстуке.
За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали "Маленький Пьер", Пипо и миллионер в цирковых представлениях "Карнавал на Кубе" и "Трубка мира", Бармалей в новогоднем детском представлении и другие. В 1981 году он простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет.
Некоторое время вместе с Никулиным в качестве "подсадной утки" выступала его жена Татьяна. Она как бы играла роль зрителя, который наивно верит во все, что происходит на сцене, а потом и сам участвует в представлении. Кстати, и познакомился Никулин со своей будущей женой во время представления. Позже Татьяна Николаевна стала дрессировщицей и даже переводила с английского. У них сложилась счастливая семья, и жена Никулина любит рассказывать о том, с каким ужасом ее родственники восприняли когда-то сообщение о том, что жених их Тани - клоун в цирке.
Вопреки предсказаниям, которые Юрий Никулин услышал когда-то при поступлении в Институт кинематографии, что его никто никогда не будет снимать, в кино он все-таки пришел. Причем не сам, а его пригласили. Дебют Никулина в кино состоялся в 1958 году, когда он сыграл небольшую роль пиротехника в фильме "Девушка с гитарой", который произносит там всего лишь одну реплику: "Ничего, сейчас вжикнет!". Тогда он чуть было не взорвал не только себя, но и своего партнера по сценке М. Жарова, которому на прощание пообещал, что в следующий раз будет еще лучше.
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно». Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль... В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал.
Кадр из фильма "Кавказская пленница"
Конечно, в первых ролях режиссеры больше всего использовали комедийный талант Юрия Никулина. Он еще долгое время оставался характерным актером юмористического плана, каким зрители помнят его по фильму 1959 года "Неподдающиеся", в таком же амплуа Никулин выступил и в фильме "Совершенно серьезно", который вышел на экран в 1961 году. Да и в последующих картинах зрители восхищались Юрием Никулиным прежде всего за его умение быть смешным. А смешить он умел как никто. Достаточно вспомнить его роли в фильме 1965 года "Фантазеры" или "Семь стариков и одна девушка", который появился в 1968 году, на следующий год Юрий Никулин сыграл главную роль в знаменитом фильме "Бриллиантовая рука", потом снялся в фильме "Двенадцать стульев".
Но именно это свойство его актерского дарования привело к созданию удивительного комического трио актеров - Вицина, Моргунова и Никулина. Их известность началась практически с первого же фильма "Совершенно серьезно" (новелла "Пес Барбос и необычный кросс") и продолжилась в 1965 году, когда появился другой фильм из этой же серии - "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", потом через два года в "Кавказской пленнице". У нас в стране давно уже существует любопытная традиция: как только человек становится популярным, о нем тут же возникают анекдоты. Так и о знаменитой троице уже сложили столько анекдотов, что она может посоперничать с другими народными героями - легендарным Чапаем и его верными сподвижниками Петькой и Анкой и Штирлицем.
Кадр из фильма "Когда деревья были большими"
Но все-таки Никулин всегда стремился сыграть нечто отличное от его комедийных ролей и проявить себя в другом качестве, отойти от однотипной роли-маски. Драматическое дарование актера в полной мере раскрылось в роли Кузьмы Кузьмича Иорданова в фильме режиссера Л.Кулиджанова "Когда деревья были большими", который вышел в 1962 году. Герой проживает здесь целую жизнь, прошлую и настоящую, частично намечает свой будущий путь. Так на экране реализуется делая гамма тончайших психологических переживаний: от стыда, раскаяния до боли одиночества и радости обретения личного счастья.
Возвращаясь иногда к прежним комедийно-гротесковым персонажам, Никулин играет их с особым чувством лиризма, к которому даже примешивается ностальгия. Он передает чувства человека наивного и трогательного, вызывающего неизменные зрительские симпатии, хотя наш жестокий мир не очень жалует людей не от мира сего, чудаков. Таковы его Семен Семенович Горбунков в "Бриллиантовой руке", Тихон в "Двенадцати стульях" или Мячиков в фильме "Старики-разбойники" .
Кадр из фильма "Старики-разбойники" .
Совершенно особое место в кинематографической карьере Юрия Никулина занимают роль современника, лейтенанта милиции Глазычева, в фильме 1965 года "Ко мне, Мухтар!" и совершенно противоположная по тональности роль монаха Патрикея в "Андрее Рублеве", который был снят в 1971 году. Актера трудно узнать и в фильме "Чучело" (1984), где Никулин сумел полностью перевоплотиться и создать образ глубокого гражданского содержания. Созданные Никулиным роли настолько общественно значимы, что зритель уже не настраивается только на смех, когда видит в титрах фамилию Юрия Никулина. Он стал уже универсальным актером, который умеет смешить, но может и заставить плакать. Трудно себе представить, как Юрию Никулину удавалось успевать везде, совмещая работу в цирке с работой в кино, но он все-таки сыграл в кино около 30 ролей.
В 1982 году Юрий Владимирович Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года - его директором. И тогда началась новая эра в его жизни - строительная. Много сил Никулин отдал реконструкции цирка на Цветном бульваре.
Юрий Никулин заставил и своего сына проявить свои организаторские качества. Максим Никулин, в отличие от отца, никогда не мечтал быть клоуном, справедливо рассудив, что вторым Юрием Никулиным ему не стать. Он закончил факультет журналистики МГУ, работал в "Московском комсомольце", на радио, телевидении. Пробиваться пришлось самому, поскольку отец считал, что сын должен всего добиться сам и быть совершенно самостоятельным. Однако после того, как убили директора-распорядителя цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович попросил сына занять его место, объяснив ему, что не может рисковать еще чьей-либо жизнью. Так Максим Никулин и проработал целый год, ничего не получая за свой труд.
В последние годы для Никулина основной составляющей его профессии стали анекдоты. Он вел знаменитый телевизионный клуб "Белый попугай", где можно было услышать самые свежие или "с бородой" анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. Никулин собрал все эти анекдоты, какие-то придумал сам и выпустил три своих знаменитых сборника анекдотов.
Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах "Почти серьезно", где артист с легкой иронией рассказал о прожитом. К своей книге Никулин выбрал такой же ироничный и полный внутреннего смысла эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: "Жизнь у людей отнимает страшно много времени". Особенно если эта жизнь заполнена таким множеством дел, которыми приходилось заниматься Юрию Владимировичу. И тем не менее он находил время, чтобы посмотреть по телевидению свой любимый футбол или хоккей, послушать новости и уделить внимание своей коллекции клоунских фигурок. Началась эта коллекция, как всегда, случайно, а потом то сам Никулин ставил фигурку в своем кабинете, то кто-нибудь привозил в подарок.
Кадр из фильма "Они сражались за Родину".
Так он и жил, каждый день опровергая мнение о том, что в жизни клоун должен быть меланхоликом. Умер Юрий Никулин в 1997 году после срочной операции на сердце. Борьба за жизнь артиста продолжалась 16 дней, и все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. До этого ни один российский гражданин (со времен Сталина) не удостаивался такого внимания. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…
Немного цитат Юрия Никулина.
* Комедия — дело серьезное!
* Не люблю жадность, ложь и подлость.
* Для меня во мне еще много неясного.
* Я уже свой тайм отыграл, сейчас - дополнительное время.
*Слово «цирк» было для меня реальным, понятным, ощутимым.
*Обычно музеи создают после смерти. А тут музей готов. И нам уже не надо умирать.
*Популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал.
*Каждый по-своему понимает, что такое несчастье. Для меня сейчас — это потеря близких людей.
*Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы.
*Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном.
*Я старался учиться у многих людей. И брать то хорошее, что, на мой взгляд, у них было. Но наибольшее влияние оказали, конечно, родители.
*Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.
*Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл.
*Судьба, это когда по одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И все-таки они не встречаются. А знаете, почему? Не судьба!
Вся страна его знала как весёлого клоуна, создателя незабываемого образа Балбеса в комедиях Леонида Гайдая или простодушного Семён Семёныча Горбункова в легендарной «Бриллиантовой руке». Казалось, что и жизнь его была такой же радостной, полной шуток и приключений. И мало кто догадывался, что Никулин «от звонка до звонка» прошёл через две страшные войны. Он воевал семь лет! Ходил в разведку, чуть не умер от обморожения, был контужен, часто находился на волоске от смерти..
В 17 лет - на войну
Юрий Никулин. Фото: Commons.wikimedia.org
Повестку из военкомата ему принесли сразу после окончания средней школы. 18 ноября 1939 года 17-летний Никулин пришёл на призывной пункт, а уже ночью их отправили в Ленинград.
«Когда нам сообщили, что будем служить под Ленинградом, все дружно закричали «ура», - вспоминал артист в своей книге «Почти серьезно». - Но наш пыл тут же охладили: на границе с Финляндией напряженная обстановка, город на военном положении».
Сначала все казалось необыкновенным: они шли по затемненному Невскому проспекту, любовались красивыми улицами и дворцами. Однако романтика быстро закончилась. Новобранцам выдали тяжеленные рюкзаки, начались воздушные тревоги.
«После одной из таких тревог политрук батареи сообщил: Финляндия нарушила нашу границу, среди пограничников есть убитые и раненые. Другой красноармеец сказал: молодежи у нас много, а комсомольцев мало. Я тут же написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем».
Батарея, где служил Никулин, стояла под Сестрорецком, охраняя воздушные подступы к Ленинграду. Рядом шли тяжелые бои по прорыву обороны противника - линии Маннергейма. В один из дней красноармейцу Никулину дали задание: протянуть линию связи от батареи до наблюдательного пункта. Участок - два километра. Задание он выполнил, но, пройдя один на лыжах по льду Финского залива с тяжелыми катушками и телефонным кабелем за спиной, так вымотался, что присел отдохнуть и заснул. Мороз стоял больше 30 градусов…
На его счастье, рядом на аэросанях проезжали пограничники, они и спасли от неминуемой смерти. Привезли на батарею, где санинструктор зафиксировал сильное обморожение. С тех пор у Юрия Владимировича ноги мерзли даже в легкий холод.
«Держаться до последнего патрона!»
Весной 1939-го война с Финляндией закончилась. И хотя часть, где служил Никулин, так и оставили под Сестрорецком, настроение у всех было дембельское. За 15 рублей у одного из местных умельцев он даже купил чемоданчик из фанеры, чтобы ехать домой. Положил туда любимые книги, в том числе «Приключения бравого солдата Швейка».
С боевыми товарищами. Никулин - в верхнем ряду, третий слева. Фото: Commons.wikimedia.org
Утром 22 июня 1941 года на батарее всё было спокойно. Ночью, правда, почему-то нарушилась связь с командованием дивизиона, но после проверки выяснилось - авария случилась на другом участке. Так что бойцы Никулин и Борунов по случаю воскресенья, взяв трехлитровый бидон, пошли на станцию покупать для всех пива. Там они и узнали, что началась война. Их 115-й зенитно-артиллерийский полк принял бой одним из первых.
«Мы с тревогой следили мы за сводками Совинформбюро, - вспоминал Юрий Владимирович. - Враг приближался к Ленинграду. Однажды на рассвете увидели, как по шоссе шли отступающие части нашей пехоты. Оказывается, сдали Выборг».
На наблюдательном пункте, где дежурил Никулин, тоже было тревожно. Всей амуниции - противогазные сумки, приспособленные для табака и продуктов, да на пятерых три допотопные бельгийские винтовки и к ним сорок патронов. Надеялись на команду к отходу, но вместо этого им сообщили, что противник уже близко: «Ждите распоряжений, а пока держитесь до последнего патрона»!
Спасло чудо. Каким-то образом к ним всё-таки добралась машина. Уезжали, когда трассирующие пули проносились над головами и кругом рвались мины. Через несколько дней Никулину присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения разведки...
Чудом остался в живых
Видел он и Ленинград во время блокады. Пешком приходил в город за продуктами для батареи. Все продукты на сто двадцать человек (получали сразу на три дня) умещались на небольших санках. Пятеро вооруженных солдат охраняли в пути драгоценный груз.
«Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы, - так описывал артист осаждённый город. - Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни. Я знаю, что в январе 1942 года в отдельные дни умирало от голода по пять — шесть тысяч ленинградцев».
В 1943-м он воевал в районе Колпино, в 72-й отдельном зенитном дивизионе. Появился среди разведчиков «при усах», ему казалось, что так юное лицо стало более мужественным. Тогда же в короткие минуты передышки научился играть на гитаре.
14 января 1944 года наши войска пошли в наступление. Через два часа по позиции, где был и Никулин, немцы открыли сильный огонь из дальнобойных орудий. Нужно было уходить. Только отбежали немного от блиндажа, как он взлетел на воздух: угодил снаряд. Так ещё раз повезло остаться в живых.
«Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям, - писал Никулин. - Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно».Летом 44-го батарея Никулина остановилась под Псковом в Изборске. Вместе с разведчиком Ефимом Лейбовичем его отправили в одну из деревень установить связь. Они приехали прямо с центр и тут поняли - в селе немцы. Причём винтовки беспечных бойцов остались в кузове под катушками с кабелем. Немцы с автоматами уже бежали к их машине. Безоружные Никулин и товарищи увидели растущую недалеко рожь и что есть ног туда помчались. Почему остановились и немцы, до сих пор непонятно.
«Что нас спасло? Наверное, немцы тоже что-то не поняли, может быть приняли нас за своих, - писал Юрий Владимирович. - Не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия».
Комбат, увидев их невредимыми, обрадовался, думал, погибли. Как выяснилось, в ту деревню их послали по ошибке, перепутали.
Письма нашёл бомж
Кстати, с Ефимом Лейбовичем у Никулина связана ещё одна драматическая история, которая произошла уже в наши дни. В ноябре 2008-го в музей городского цирка на Фонтанке пришёл мужчина. Вначале ободранного, грязного человека не хотели пускать на порог. Но когда он протянул свою находку, сотрудники ахнули. Бездомный нашёл в мусорном баке письма Юрия Никулина своему фронтовому другу и принёс в музей. Каждое начинается с приветствия: «Здравствуй, дорогой Ефим». Эти письма Юрий Владимирович несколько лет писал своему боевому товарищу Ефиму Лейбовичу.
«Двадцать дней без войны» - один из самых пронзительных фильмов Никулина. Кадр из фильма
Причем из переписки ясно: вместе они не только воевали, но и участвовали на фронте в самодеятельности. Более того, для поднятия боевого духа уже тогда выступали перед товарищами в образе клоунов.
К сожалению, о Ефиме Лейбовиче известно мало. Его артистическая карьера не сложилась. Он жил в доме 37 по улице Декабристов в Петербурге, там и закончил свои дни. В квартиру въехали новые хозяева и, даже не читая, выбросили все бумаги, в том числе письма Юрия Никулина. Их в мусорных баках и нашёл бомж Евгений, как он представился, принёс в музей. Неравнодушному бродяге в цирке на Фонтанке тут же выписали денежное вознаграждение. В приюте для бездомных ему тоже оформили все необходимые бумаги, чтобы он поехал на родину, в Липецк, где мужчина собирался начать новую жизнь. Потрясённый этой историей, с ним захотел связаться и лично поблагодарить сын великого клоуна, генеральный директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. Однако следы благородного нищего оборвались.
Не очень хотел участвовать в съёмках и сам Никулин. И только личный долгий разговор с автором сценария, знаменитым Константином Симоновым, заставил его согласиться. Жизнь показала, что они не ошиблись. Картина, созданная на «Ленфильме» в 1976-м, стала одной из самых правдивых. Ну а Никулин, сполна хлебнув горя войны, призывал не «зацикливаться» на неурядицах и проблемах. Помнить, что доброта и смех - универсальное лекарство от многих невзгод. Он доказал это собственным примером.
- Таежный чай: состав, показания и условия хранения сбора Таежный чай
- Какое мясо самое полезное для человека?
- Приметы на благовещение пресвятой богородицы, а также обряды и запреты Благовещение обычаи и приметы что можно делать
- Сбор грибов: общие правила и советы начинающему грибнику Сон грибы собирать в лесу