Авиация россии. Управляемые бомбы, ракеты
Министерство обороны РФ проводит тендер на ремонт с модернизацией самолётов типа Су-25 в вариант Су-25СМ3. Максимальная цена контракта составляет 1,6 миллиарда рублей, это следует из материалов на портале госзакупок.
К 10 ноября 2019 года оборонное ведомство России рассчитывает получить четыре модернизированных штурмовика.
В 2017 году Минобороны уже заключило с АО "121 авиационный ремонтный завод" аналогичный контракт. До конца текущего года работы по модернизации четырёх штурмовиков завершатся.
Су-25СМ3 - это глубокая модификация штурмовика Су-25СМ. Новая версия самолёта оснащается системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. В кабине пилота установлен цифровой дисплей для отображения наземной и воздушной обстановки.
Центральное место в наборе усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы "Витебск-25", разработанная Самарским научно-исследовательским институтом "Экран".
"Витебск-25" включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощный установщик помех. Комплекс радиоэлектронного противодействия состоит из станции предупреждения об облучении и установки для ослепления ракет с инфракрасным наведением. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 как от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, так и от зенитно-ракетных комплексов Patriot.
С 2015 года ВКС России уже получили около полутора десятков штурмовиков Су-25СМ3. По данным из открытых источников, первые строевые машины находятся на вооружении 960-го и 368-го штурмовых авиаполков. А боевое крещение Су-25СМ3 прошли в Сирии летом 2017 года.
Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский рассказал, что на модернизированных штурмовиках сохранено интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасавшее лётчиков даже в безвыходных ситуациях. Но внутри это совершенно другие машины.
"Главное нововведение - то, что Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 [система оптическая лазерная тепловизионная - прим. Авиация России], благодаря которому научились обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков по ночам практически не воевали", - говорит эксперт.
Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев "грачи" поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами, мало изменившимися со времён Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного высокоточного оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из строя ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.
В то же время на обновлённой версии самолёта неуправляемое вооружение стало гораздо точнее своих предшественников благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 "Гефест". Новый прицельный комплекс учитывает множество факторов - скорость штурмовика, географические координаты, высоту полёта, расстояние до цели, погодные условия, видимость - и самостоятельно вычисляет, где и когда лётчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с эффективностью, сравнимой с более дорогими современными корректируемыми авиабомбами.
Модернизированный штурмовик получил на вооружение также и бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, которые применялись в Сирии фронтовыми бомбардировщиками Су-24.
РБК-500 СПБЭ-Д - это стандартные 500-килограммовые кассетные бомбы с шестью дополнительными суббоеприпасами. Каждый дополнительный боевой элемент представляет собой противотанковую кассетную бомбу с инфракрасным наведением и образующимся в результате взрыва ударным ядром, способным пробить катаную гомогенную броню толщиной 150-160 миллиметров - этого достаточно, чтобы поразить танк с верхней полусферы.
Кроме системы ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, которая помогает лётчику выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищённым каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями.
"Важно отметить, что самолёт не просто оснащён новым оборудованием - меняется сама тактика его боевого применения, - подчеркнул Виктор Мураховский. - Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между "небом" и "землёй" и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения".
Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил свою защищённость и надёжность. Кабина пилота покрыта титановыми бронеплитами толщиной от десяти до 24 миллиметров. Летчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика продублированы и тоже обшиты титаном. При повреждении основной немедленно включается запасная.
Боевое крещение Су-25 состоялось в Афганистане. Малая скорость полёта позволяла ему наносить точные удары в сложнейших условиях горной местности. За десять лет войны было сбито 23 штурмовика. При этом не зафиксировано ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений. Бывало, штурмовики возвращались на базу после выполнения боевого задания с более чем сотней пробоин в фюзеляже.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
По сообщениям российских СМИ, ВКС намерены уже в этом месяце приступить к эксплуатационным испытаниям модернизированного самолета непосредственной авиационной поддержки Су-25СМ3. В случае, если модернизированные машины будут допущены к передаче на вооружение, первые полностью боеспособные Су-25СМ3 поступят в подразделения к концу этого года. Российские ВКС, как ожидается, подвергнут глубокой модернизации более сорока Су-25С на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке, в окрестностях Москвы.
«Комплексные испытания Су-25СМ3 начнутся уже в апреле», заявил представитель ВКС еженедельнику «Известия». «Мы ожидаем, что до конца текущего года этот модернизированный штурмовик поступит в войска».
Глубокая модернизация Су-25СМ3 включает множество усовершенствований датчиков и систем защиты, которые, как надеются российские военные, позволят этому «летающему танку» успешно работать в условиях современной войны. Главным элементом программы модернизации является установка оборонительной бортовой радиоэлектронной системы «Витебск», разработанной в Самарском исследовательском институте.
Авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск» включает приёмник предупреждения о радиолокационном облучении, систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а также мощный комплекс радиоэлектронных помех. Согласно процитированным газетой «Известия» источникам, оборонительные контрмеры будут осуществляться не только передатчиком помех РЛС, но и системой «ослепления» ракет с инфракрасной системой самонаведения, подобной комплексу «Common Infrared Countermeasures» компании Northrop Grumman, вдобавок к тепловым отражателям. Система способна защитить Су-25СМ3 абсолютно от любой атаки, от переносных зенитно-ракетных комплексов типа «Stinger» до ракетных батарей «Patriot».
Кроме того, система «Витебск» предназначена для автоматической идентификации и точной геолокации источников угрозы. Полученные координаты затем могут быть отправлены на блок управления противорадиолокационной ракетой Х-58, которая уничтожит РЛС противника. Потенциально это способно обеспечить модернизированной «лягушачьей лапке» (по кодификации НАТО Су25 носит название Frogfoot) некоторые возможности по подавлению систем противовоздушной обороны противника в случае необходимости.
Наступательные возможности Су-25СМ3 также существенно улучшаются. Русские устанавливают на эту машину новую электронно-оптическую систему прицеливания СОЛТ-25. Новый датчик позволит пилоту обнаруживать и отслеживать наземные силы противника в радиусе «нескольких километров», днем или ночью в любую погоду, включая дождь и метель. Русские, судя по всему оборудовали Су-25СМ3 системой передачи видеоизображения в реальном времени, которая обеспечивает возможности, аналогичные с пентагоновской системой «ROVER», установленной лишь на самых современных истребителях США четвертого поколения.
Этот модернизированный штурмовик будет также способен нести на борту ряд новых вооружений, включая ракеты точного наведения нового поколения. Среди этих новых вооружений - разовая бомбовая кассета RBC SPBE 500-D, которая недавно применялась в Сирии на российских сверхзвуковых бомбардировщиках Су-24. Это стандартная 500-килограммовая кластерная бомба с «умными» поражающими элементами СПБЭ-Д. Каждый поражающий элемент оснащен двухрежимными инфракрасными координаторами цели, а противотанковая версия кассеты оборудована боеголовкой с ударным ядром проникающего типа, способным побить прокатную однородную броню толщиной 150-160 мм, что достаточно для поражения башни любого танка. Каждая кассета RBC SPBE 500-D снаряжена шестью поражающими элементами СПБЭ-Д.
Итак, «лягушачья лапка» советских времен, похоже, намерена еще хорошо послужить в 21-м столетии, даже несмотря на то, что ее американский конкурент Fairchild Republic A-10 Warthog планируется снять с вооружения ВВС США к 2022 году.
Справка:
Глубокая модификация самолета на базе Су-25 СМ который оснащен системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. Кабина самолета оснащена цифровым дисплеем, с возможностью отображения наземной и воздушной обстановке. Боевая эффективность машины улучилось в 3 раза по сравнению с другими модификациями.
Первые модифицированные штурмовики Су-25СМ3 поступили на вооружение на авиабазу в Южный военный округ.
Первые модифицированные штурмовики Су-25СМ3 поступили на вооружение на авиабазув Южный военный округ. К 2020 г. планируется модернизировать около 80 Су-25СМ, к настоящему времени на вооружение поступили уже более 30 модифицированных штурмовиков.
Су-25СМ3 в отличии от своих предшественников, способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты вне их визуальной видимости в сложных метеоусловиях а также воздушные цели.
Модернизированный одноместный штурмовик, создаваемый в качестве боевого штурмовика для замены всех имеющихся Су-25 до модификации Су-25СМ3 (на базе Су-25УБ), в котором место второго летчика будет установлен дополнительный топливный бак который позволит увеличить боевой радиус до 3000 км. По предварительным данным, модернизированные Су-25 получит новую оптическую, лазерную и тепловую систему СОЛТ-25 и также предлагается установить бортовую РЛС с фазированной антенной решеткой.
Общий вид самолёта:
Тактико-технические и лётно-технические данные, а так же вооружение Су-25СМ3:
По материалам REDSTAR
МОСКВА, 4 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Знаменитые российские "грачи" скоро обретут вторую молодость: . Машины получат принципиально новые боевые возможности, которыми ранее могли похвастать только высокотехнологичные и дорогие истребители-бомбардировщики. Вместе с тем они сохранят свои главные достоинства — проверенную временем надежность и потрясающую живучесть. Об особенностях штурмовиков Су-25СМ3 — в материале РИА Новости.
Новая "начинка"
Штурмовую авиацию ЮВО пополнили новейшие Су-25СМ3 Усовершенствованный штурмовик, используя модернизированную систему наведения, может выполнять запуск ракет или сброс авиабомбы, даже находясь на значительном удалении от заданной цели.С 2015 года на вооружение ВКС России поступило около полутора десятков штурмовиков Су-25СМ3. Цена контракта на модернизацию очередной партии составляет порядка 1,6 миллиарда рублей. Доработкой самолетов занимается 121-й авиационно-ремонтный завод, накопивший за десятилетия огромный опыт в капитальном ремонте, обслуживании и совершенствовании советских и российских "грачей". По данным из открытых источников, первые строевые машины поступили на вооружение 960-го и 368-го штурмовых авиаполков. А боевое крещение Су-25СМ3 прошли в Сирии летом прошлого года. Хотя обновленные машины представляют собой вариант базового Су-25, воюющего с середины 1970-х, они соответствуют всем требованиям, предъявляемым к современным ударным самолетам.
"На модернизированных штурмовиках сохранили интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасавшее летчиков в даже, казалось бы, безвыходных ситуациях. Но внутри это совершенно другие машины, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Главное нововведение — Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая лазерная тепловизионная), благодаря которому научились обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков по ночам практически не воевали".
Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев "грачи" поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР), мало изменившимися со времен Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного "умного" оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из строя ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.
"Суфлер" для летчика
В то же время "суперграч" применяет неуправляемое вооружение гораздо точнее своих предшественников — благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 "Гефест". Это устройство учитывает множество факторов — скорость штурмовика, географические координаты, высоту полета, расстояние до цели, погодные условия, видимость — и самостоятельно вычисляет, где и когда летчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с не меньшей эффективностью, чем гораздо более дорогие современные корректируемые авиабомбы. Причем сбрасывает их на цель Су-25СМ3 не только с пикирования и кабрирования, но и, например, с переворота.
Само собой, Су-25СМ3 оборудован модулем ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия. В то же время летчик всегда может рассчитывать на инерциальную навигационную систему, которая помогает выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Для защиты от истребителей и средств ПВО противника самолет оснащен системой радиоэлектронной борьбы "Витебск-25", способной обмануть и самую хитрую ракету. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищенным каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями. Проще говоря, "грач" научился дольше и дальше летать.
"Важно отметить, что самолет не просто оснащен новым оборудованием — меняется сама тактика его боевого применения, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между "небом" и "землей" и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения".
Проверены временем
Все это значительно продлевает жизнь Су-25. По мнению ряда экспертов, в эпоху дальнобойного высокоточного оружия дозвуковые штурмовики потеряли актуальность и морально устарели. Однако даже американцы с их колоссальным военным бюджетом не спешат отказываться от основного самолета огневой поддержки войск А-10 Thunderbolt II, который воюет с конца 1970-х и несколько раз сильно модернизировался. Его постоянно критикуют, но он неизменно хорошо проявляет себя в бою.
Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил легендарную защищенность и надежность. Кабина пилота покрыта авиационной титановой броней с толщиной бронеплит от десяти до 24 миллиметров. Летчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 миллиметра, а по наиболее опасным направлениям — из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика тоже обшиты титаном и, кроме того, дублируются. При повреждении основной немедленно включается запасная.
Боевое крещение "грача" состоялось в Афганистане. Малая скорость полета позволяла ему наносить точные удары в сложнейших условиях горной местности и в последний момент выручать пехоту, попавшую в серьезную передрягу. За десять лет войны было сбито 23 штурмовика. При этом не зафиксировано ни одного случая потери самолета из-за взрыва топливных баков или гибели пилота. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений. Бывало, "грачи" возвращались на базу после выполнения боевого задания с более чем сотней пробоин в фюзеляже.
Эта надежность снискала Су-25 широкое признание во всем мире. Об экспортном потенциале новейшего Су-25СМ3 говорить пока рано, однако "грачи" различных модификаций стоят на вооружении более 20 стран. Контракты на их модернизацию были бы ценным подарком для отечественной оборонки.
В шаге от постановки на вооружение российской армии находится новая модификация прекрасно зарекомендовавшего себя штурмовика Су-25. Согласно последним новостям, испытания обновлённого до уровня Су-25СМ3 самолёта должны быть завершены в течение 2018 года, а партию из 22 машин Воздушно-космические силы России получат уже в апреле. Посмотрим, почему эта новость очень важна.
Незаменимая «рабочая лошадка»
Штурмовик Су-25 осуществил свой первый полёт в 1975 году, а начал эксплуатироваться с 1981 года. С тех пор машина поучаствовала в огромном количестве конфликтов по всему миру, зарекомендовав себя как очень надёжный и живучий самолёт. Основной упор при разработке самолёта был сделан на критерий «цена-качество» и живучесть. Су-25 является дозвуковым самолётом, а с учётом специфики применения — работы по целям на поле боя с небольших высот, он даже не оснащён герметичной кабиной. Что касается защищённости — то разработчикам этот элемент удался отлично. Кабина с титановой бронёй, бронеперегородка между двигателями, дублирование ключевых систем и т. п. спасли не одну жизнь и самолёт.
Тем не менее Су-25 в своём первозданном виде уже устарел — в основном за счёт бортового оборудования. Так, самолёт плохо приспособлен к применению управляемого вооружения (в основном используются неуправляемые ракеты и бомбы), обладает устаревшей системой навигации, связи и т. п. При этом некоторые заявления о разработке нового штурмовика хоть и звучали, но пока никакого реального подтверждения не нашли. Более того, не так давно экс-главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев заявил, что заменой для Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24 должны стать современные бомбардировщики Су-34.
На деле эксплуатация «навороченного» Су-34 обходится дороже (как и стоимость самого самолёта), а боевых вылетов за сутки машина может сделать меньше. Да и задачи у штурмовика и фронтового бомбардировщика разные — «гонять» дорогостоящий Су-34, оснащённый оборудованием для нанесения высокоточных ударов с больших высот и расстояний, непосредственно над полем боя, подставляясь под огонь зенитной артиллерии и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), — не лучшая идея.
Таким образом, есть реальная необходимость в сохранении на вооружении России либо самого Су-25, но с проведением глубокой модернизации, либо в создании нового самолёта аналогичного класса. Учитывая ограниченное доступное финансирование и не потерявшую актуальность платформу Су-25, к сегодняшнему дню планируется проводить именно модернизацию имеющихся на вооружении «Грачей».
Надо сказать, что с середины — конца 2000-х годов такая работа уже начала проводиться: с тех пор 84 самолёта были модернизированы до уровня Су-25СМ, получив при этом обновлённую бортовую электронику, обеспечивающую успешное использование управляемых ракет и бомб, и достаточно современные средства навигации. Даже с такой, достаточно бюджетной модернизацией Су-25 стал намного эффективнее, продемонстрировав это во время гражданской войны в Сирии. Но всё имеет свойство устаревать.
Су-25СМ3 «Суперграч» может скоро показать себя в Сирии
Принятие на вооружение новой модификации Су-25, получившей название Су-25СМ3 и прозвание «Суперграч», несколько затянулось, однако последние испытания вскоре должны быть завершены, после чего первая партия штурмовиков пойдёт в войска. Возможности Су-25 на этот раз вырастут очень сильно — машина получит оптико-электронную систему СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная), в названии которой и отражена суть её работы. СОЛТ-25 обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение движущихся наземных целей на дистанциях до 6−8 км.
Также самолёт получит новый бортовой комплекс обороны «Витебск», обеспечивающий обнаружение пусков ПЗРК (за счёт выявления характерной вспышки в ультрафиолетовом диапазоне) и постановку помех радиолокаторам, и выброс тепловых «ловушек» (для обмана инфракрасных головок самонаведения ракет), и новую систему связи. Самолёт сможет использовать большой спектр управляемых ракет и бомб, а также противорадиолокационные ракеты (летят на излучение радаров противника).
При этом некоторые источники сообщают, что в рамках Государственной программы вооружений до 2027 года планируется модернизировать весь парк имеющихся штурмовиков Су-25 (около 200 единиц), в том числе и те самолёты, которые уже доведены до состояния Су-25СМ. Такая работа действительно очень актуальна, учитывая незаменимость Су-25 и отсутствие на горизонте реальной замены «Грачу».
Немаловажно и то, что машина сможет совсем скоро пройти и полноценные боевые испытания в Сирии, что позволит выявить и устранить имеющиеся недостатки нового оборудования, установленного на самолёт. Очевидно, что более ранее и эффективное автоматическое обнаружение противников и наличие современного бортового комплекса обороны помогут минимизировать риски таких трагедий, как гибель майора Филипова (его Су-25СМ был сбит в Сирии 3 февраля 2018 года из ПЗРК).
Штурмовик Су-25 уже более тридцати лет – одна из самых воюющих машин . За плечами «Грачей» войны в Афганистане, Таджикистане, оба чеченских конфликта, грузинская кампания и, конечно, продолжающаяся операция в Сирии.
К настоящему времени парк Су-25 прошел модернизацию. На обновленные машины, получившие индекс СМ, установлены современные навигационные системы и прицельный комплекс. Были и другие улучшения. Но, начиная с августовских событий 2008-го уже нельзя отрицать, что и доработанные Су-25СМ слишком уязвимы в современной войне даже против технологически слаборазвитого противника. Две главные проблемы «Грача» – как своевременно обнаружить противника и уклониться от огня ПВО .
9 августа 2008 года в Цхинвале в результате встречного боя с грузинскими войсками часть батальонной тактической группы российского 135-го мсп оказалась отрезана и, заняв круговую оборону, отбивала атаки противника. В 15.30 командование 4-й армии ВВС и ПВО перенацелило на поддержку заблокированных мотострелков самолеты 368-го штурмового авиационного полка, базирующегося в Буденновске. В операции участвовали и обычные Су-25, и .
Оказалось, что в условиях городского боя, когда грузинские войска не только отвечали огнем стрелкового оружия, но и активно применяли ПЗРК, «Грачи» действовали недостаточно эффективно. Из-за отсутствия современных оптико-электронных систем пилотам в условиях городского боя и сильного задымления было очень тяжело найти противника. Достаточно сказать, что один борт искал цель почти 11 минут. Все это время грузинские военные вели огонь по «Грачу» из стрелкового оружия и ПЗРК.
Об интенсивности работы вражеской ПВО в том бою говорит тот факт, что, по данным научно-производственной корпорации «Штурмовики Сухого», в среднем на каждый Су-25, который в том бою поддерживал в Цхинвале бойцов 135-го мсп, запускалось до шести ракет ПЗРК. От потерь пилотов-штурмовиков спасал только их высокий профессионализм. В 17.00, не выдержав непрерывных авиаударов, а также огня российской артиллерии и ближнего боя с отрезанными мотострелками, грузинские части и подразделения начали отступать, а после 19.00 полностью покинули Цхинвал. Несомненно, важнейшая роль в том бою принадлежала летчикам 368-го ошап.
А теперь ты бомбардировщик
На момент первых авиационных ударов российскими ВКС по позициям боевиков в Сирии на авиабазе «Хмеймим» были развернуты десять и два учебно-боевых Су-25УБ из состава 960-го отдельного штурмового полка из Приморско-Ахтарска. К началу вывода войск, по данным «ВПК», «Грачи» выполнили 3500 вылетов из общих девяти тысяч. В среднем каждый из десяти штурмовиков за пять месяцев боев провел в воздухе от 250 до 300 часов. Учебно-боевые машины, выполнявшие в первую очередь вспомогательные задачи (разведка погоды, осмотр районов), налетали всего по 60–80 часов на борт.
Отметим: в Сирии Су-25 работали не как классические штурмовики. Они выступили в несколько непривычном для себя амплуа обычных бомбардировщиков, сбрасывавших на противника боекомплект с высоты пять тысяч метров. Причем пилоты даже не искали цели, их координаты закладывались в бортовые системы перед вылетом.
Глазами Су-25 стали беспилотные летательные аппараты и бойцы сил специальных операций, которые после обнаружения и опознания объектов противника выдавали их точные координаты. В зависимости от типа цели штурмовики уходили на задачу с двумя или четырьмя свободнопадающими авиационными бомбами.
После взлета с авиабазы «Хмеймим» пилот выходил в район цели и задействовал бортовой прицельный комплекс, который и выводил штурмовик на объект, и автоматически сбрасывал бомбы.
«Грачи» показали в Сирии очень высокую точность, порой не уступая фронтовым бомбардировщикам , оснащенным специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Так, по данным «Военно-промышленного курьера», подавляющее большинство сброшенных штурмовиками авиабомб независимо от времени суток и погодных условий ложилось в радиусе 10–15 метров от точки прицеливания.
При этом за счет более высоких эксплуатационных характеристик Су-25 за сутки успевали сделать больше вылетов, чем работавшие совместно с ними Су-24М и . В наиболее напряженные дни штурмовики поднимались в небо до десяти раз.
По словам представителя ВКС России, знакомого с ситуацией, сейчас, когда интенсивность боев резко упала, необходимости в Су-25 нет. Но если противоборство возобновится с прежней напряженностью, первыми на авиабазу «Хмеймим» вернутся именно Су-25, которые, как выразился собеседник, способны с высокой точностью завалить противника бомбами.
Но, несмотря на достаточно хорошие результаты сирийской командировки, нельзя отрицать, что штурмовики фактически работали как перевозчики бомб. Су-25 оказались неуязвимыми для средств ПВО боевиков в первую очередь за счет того, что летали не ниже пяти тысяч метров. Осталась серьезная проблема с поиском целей и, как признаются в НПК «Штурмовики Сухого», если бы не бойцы КССО и разведывательные беспилотники, находившие цели, эффективность «Грачей» в Сирии оказалась бы куда ниже.
Зорче и сильнее
В настоящее время в состав ВКС РФ входят четыре отдельных штурмовых авиационных полка (Черниговка, Домна, Буденновск и Приморско-Ахтарск) и штурмовая эскадрилья (Крым). До 2017 года планируется восстановить расформированный во время перехода на новый облик 899-й ошап на аэродроме Бутурлиновка. Так что пока ВКС отказываться от штурмовиков Су-25 не планируют.
По словам представителя военного ведомства, с начала 90-х идея списать «Грачей» возникала несколько раз. Главный довод противников штурмовиков – Тбилисский авиационный завод, серийно их выпускавший, остался за пределами России, а в Улан-Удэ был освоен выпуск только учебно-боевого Су-25УБ и созданного на его базе, но так и не пошедшего в серию противотанкового Су-25Т.
При этом Су-25 – надежная, неприхотливая и достаточно дешевая в эксплуатации машина. «Летающий автомат Калашникова», как говорят сами летчики и технический персонал штурмовых авиаполков. Опыт боев в Чечне показал: только эти машины могли обеспечить поддержку наземных войск.
В 2011 году Минобороны России предприняло попытку найти замену «Грачам», открыв конкурс на так называемый перспективный самолет-штурмовик (ПСШ). Рассматривалось несколько проектов, в том числе машина на базе Су-25УБ, которую планировалось оснастить герметичной кабиной, новой оптико-электронной системой, радаром и вооружить противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь».
Но насколько известно «ВПК», в настоящее время работы по ПСШ закрыты. Военное ведомство сделало выбор в пользу проекта глубокой модернизации «Грача», получившего индекс Су-25СМ3 .
По словам главного конструктора Су-25 Владимира Бабака, первые работы по СМ3 начались сразу после принуждения Грузии к миру. Штурмовики надо было сделать способными поражать хорошо защищенные подвижные цели, прикрытые современными средствами ПВО.
Сердцем нового штурмовика стали оптико-электронная система СОЛТ-25 и комплекс радиоэлектронной защиты «Витебск» . СОЛТ, устанавливаемый на место лазерной станции «Клен», позволяет не только обнаруживать, но и брать на сопровождение цели днем и ночью в плохих метеоусловиях на дальности до восьми километров с точностью до полуметра. В систему, способную давать изображение с 16-кратным увеличением, входят телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер, который не только определяет расстояние до цели, но и подсвечивает ее для ракет и бомб с лазерной головкой самонаведения. Правда, работы по оптико-электронной системе, которую для нового штурмовика разрабатывал Красногорский механический завод, несколько затянулись и на испытания в составе всего комплекса Су-25СМ3 она выходит только сейчас.
«В августе 2008-го грузинская ПВО получала информацию от радиотехнических средств южного фланга НАТО. Как только Су-25 Буденновского полка поднимались над Кавказским хребтом, их тут же обнаруживали и стационарные радары, и самолеты ДРЛО, и РЛС, стоящие на кораблях. Данные передавались грузинским военным в автоматическом режиме, и «Грачей» ждала жаркая встреча. Ведь у Грузии были достаточно современные средства ПВО. Не только ПЗРК, но и дальнобойные «Буки» и «Осы », – вспоминает Владимир Бабак.
Поэтому второй важнейшей задачей, помимо обнаружения целей на поле боя, для конструкторов НПК «Штурмовики Сухого» стало оснащение Су-25СМ3 бортовым комплексом самообороны, способным справиться как с ЗРК типа «Бук», «Оса», «Тор» и «Пэтриот», так и с зенитными пушечными установками и ПЗРК.
«Раньше под прорывом ПВО подразумевалось преодоление некой линии. Пересек ее – и сопротивление уже минимально. Но в современном бою все возможные цели прикрывает объектовая ПВО. Надо не бояться ее, а уничтожать », – считает главный конструктор Су-25. Поэтому комплекс РЭБ «Витебск» не только ставит мощные шумовые и имитационные помехи, а, обнаружив пуск по самолету ракеты ПЗРК, отстреливает специальные ловушки, но и позволяет поразить вражеские радиолокаторы с помощью ракет Х-58 .
Кстати, «Витебск», разработанный самарским НИИ «Экран», вошел в состав бортового оборудования транспортных вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, а также ударных . Машины с новейшим комплексом, характерным признаком которых являются установленные на фюзеляже и узлах подвески «шарики» лазерных прожекторов, активно участвуют в боевых действиях в Сирии.
Правда, для размещения всего комплекса на борту самолета требуется достаточно много места, поэтому часть элементов «Витебска» в контейнерах Л370-3С-К25 помещается на узлах подвески, где раньше устанавливались входившие в состав боекомплекта Су-25, но снятые с вооружения ракеты Р-60.
Работу ПЗРК комплекс самообороны обнаруживает с помощью ультрафиолетовых датчиков. Правда, опять-таки из-за особенностей конструкции Су-25СМ3 на его борту не удалось разместить лазерный прожектор, способный подавить даже новейшие мультиспектральные тепловые головки самонаведения.
«Создавая Су-25СМ3, мы по опыту августа 2008 года закладывали ситуацию, когда за самолетом уже летит до шести ракет ПЗРК и от каждой нужно отбиться. В такой ситуации надо ставить групповую помеху. Лазерный прожектор справляется только с одной целью. Спасают ловушки. Мы сделали достаточно большой набор тепловых ловушек разных калибров, а также разработали различные программы их отстрела, которые выбираются автоматически в зависимости от того, с каких ракурсов к самолету идет угроза », – поясняет Владимир Бабак.
Су-25СМ3 сможет применять весь комплекс современных авиационных средств поражения, в том числе с лазерным и телевизионным наведением, а также корректируемых по ГЛОНАСС . К сожалению, в состав вооружения нового «Грача» не вошли уже реализованные на Су-25Т сверхзвуковые ПТУР «Вихрь», так как, по словам представителей НПК «Штурмовики Сухого», возникают трудности с постановкой лазерно-лучевого канала, необходимого для управления ракетами.
Как отметил Владимир Бабак, в качестве штатного ПТРК для новейшего Су-25СМ3 рассматривается создаваемый Тульским КБ приборостроения комплекс «Клевок», известный также как «Гермес». Но поскольку работы продолжаются, в состав вооружения «Грача» он, увы, пока не вошел.
Российские ВКС планируют получить к 2020 году не менее 45 штурмовиков Су-25СМ3 . Модернизация будет проводиться на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке, откуда выходят и Су-25СМ. Но на планы командования ВКС и НПК «Штурмовики Сухого» может повлиять тот факт, что во время проведения работ на модернизируемые «Грачи» нужно будет не только установить бортовое оборудование, но и предварительно провести комплексный ремонт самолетов – с восстановлением узлов, агрегатов и механизмов.
Как дальнейшее развитие семейства Су-25 его разработчики в настоящее время предложили российским ВКС самолет Су-25СМТ.
«На заводе в Улан-Удэ стоят несколько ранее выпущенных планеров Су-25Т. Мы предлагаем установить на них бортовое оборудование, аналогичное Су-25СМ3. На новой машине увеличится дальность полета, а за счет герметизированной кабины потолок вырастет до 12 тысяч метров. Готовы внести и другие изменения, повышающие возможности нового штурмовика. Если получим добро, новую машину сможем поднять в воздух уже в следующем году », – поводит итог главный конструктор Су-25 Владимир Бабак.
Смена амплуа
Если посмотреть на современный авиационный парк ВКС РФ, бросается в глаза, что в его составе нет относительно легких дешевых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков. В начале 90-х бывший тогда президентом страны Борис Ельцин принял решение, что в российских ВВС должны остаться только боевые самолеты с двумя двигателями. В результате были списаны составлявшие основу ударной авиации Су-17 и Миг-27, а их задачи перешли к узкоспециализированным Су-25.
Как показал дальнейший опыт войн и военных конфликтов, ВВС России остро недоставало легких, простых в эксплуатации и способных выполнять большое количество вылетов в день ударных самолетов, оснащенных современными оптико-электронными станциями и применяющих как высокоточные, так и неуправляемые авиационные средства поражения. Не только старые Су-24, но и новейшие Су-34 – достаточно сложные и дорогие машины, требующие длительной подготовки к боевому вылету. Можно предположить, что именно по этой причине в Сирию и были переброшены неприхотливые Су-25, выполнявшие задачи фронтовых бомбардировщиков.
Су-25СМ3 уже не классический штурмовик – наследник Ил-2, как принято говорить. Это многофункциональная машина, способная решать широкий круг задач, начиная от уничтожения танков и других бронеобъектов и заканчивая подавлением вражеской ПВО. Обновленный «Грач» может эффективно действовать и против высокотехнологичного противника, и против отрядов боевиков.
Фактически Су-25 вышел из ниши узкоспециализированной машины для непосредственной поддержки войск на поле боя и сейчас постепенно занимает место легких многофункциональных ударных самолетов, решающих широкий круг задач, тратя на это умеренные средства. Поэтому вполне логичным становится и появление Су-25СМТ, который окончательно закрепит за семейством «Грачей» статус многофункциональной машины.