Административный центр крымского федерального округа. Крымский федеральный округ
Счет вторичного распределения доходов предназначен для описания процесса перераспределения доходов в денежной форме. Начальная статья счета - это балансирующая статья предыдущего счета, т. е. сальдо первичных доходов. Доходы перераспределяются с помощью перераспределительных платежей, которые в СНС называются трансфертами.
Трансферты - это экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным единицам безвозмездно товары, услуги, активы.
Балансирующей статьей счета является валовой национальный располагаемый доход.
Валовой национальный располагаемый доход (ВНДР) больше ВНД на сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы.
V. Счет использования располагаемого дохода
Счет использования располагаемого дохода предназначен для регистрации операций, связанных с использованием располагаемого дохода. Как известно, к расходам на конечное потребление относятся:
а) расходы на конечное потребление домашних хозяйств;
б) расходы на конечное потребление государственного управления;
в) расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Все эти расходы регистрируются в счетах соответствующих секторов. Схема счета, приведенная выше, содержит стандартный набор статей.
Сбережение - балансирующая статья счета. В результате сложения сбережений всех секторов экономики образуется еще один агрегат СНС - национальное сбережение.
VI. Счет операций с капиталом
Счет операций с капиталом предназначен для того, чтобы показать источники финансирования капитальных затрат и их использование на различные виды капитальных затрат.
Основной источник финансирования капитальных затрат - сбережение (переходит из счета использования располагаемого дохода, где сбережение является балансирующей статьей). Другой источник финансирования - капитальные трансферты, т. е. единовременные перераспределительные платежи (например, безвозмездное финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета, передача капитала в процессе приватизации, прошение задолженности за прошлые годы и др.).
Валовое накопление основного капитала состоит из стоимости построенных зданий и сооружений, а также приобретенных машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных фондов.
Прирост запасов материальных оборотных средств - это прирост стоимости запасов сырья, материалов, топлива, инструментов, незавершенного производства, готовой, но не реализованной продукции и т. д.
Чистое кредитование/чистое заимствование - балансирующая статья счета, которая отражает объем финансовых ресурсов, передаваемых одним сектором экономики другим секторам в возмездной и возвратной формах для финансирования капитальных затрат. Она также может показывать объем финансовых ресурсов, временно заимствованных на возмездной основе данным сектором в других секторах экономики для финансирования капитальных затрат.
Следующий счет этой группы - финансовый счет. На правой стороне эгого счета регистрируются операции, связанные с принятием финансовых обязательств, а на левой - операции, связанные с приобретением финансовых активов. Схема финансового счета имеет следующий вид:
VII. Финансовый счет
Изменения в активах | Изменения в обязательствах |
и чистой стоимости капитала | |
8. Монетарное золото и СПЗ | 1 . Чистое кредитование/ |
чистое заимствование | |
9. Депозиты и наличные | 2. Депозиты и наличные |
деньги | деньги |
10. Ценные бумаги | 3. Ценные бумаги |
(кроме акций) | (кроме акций) |
1 1 . Акции | 4. Акции |
12. Ссуды | 5. Ссуды |
13. Технические резервы | 6. Технические резервы |
страховых компаний | страховых компаний |
14. Прочая кредиторская или | 7. Прочая кредиторская или |
дебиторская задолженность | дебиторская задолженность |
Итого | Итого |
Важно подчеркнуть, что в финансовом счете регистрируются не сами финансовые активы или финансовые обязательства, а их изменения за определенный период. Некоторые операции с финансовыми инструментами отражаются в различных статьях ресурсов и использования, например, полученные займы, регистрируемые на правой стороне счета, могут повлечь корреспондирующие записи на левой стороне счета по статье «Депозиты» (прирост). С другой стороны, некоторые операции отражаются в статьях на одной и той же стороне финансового счета, например, предоставление ссуд, регистрируемое на левой стороне счета, Может повлечь корреспондирующую запись на этой же стороне счета о сокращении депозитов.
Цены в СНС
При разработке СНС его показатели могут быть оценены (в основных ценах, рыночных ценах производителей и покупателей).
Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Применяется для устранения влияния разных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики
Рыночная цена производителя - цена, получаемая производителем за реализованную единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме НДС и налога на импорт) и исключающая субсидии на продукты.
Рыночная цена покупателя - цена, уплачиваемая покупателем за продукты и услуги, включающая чистые налоги на производство и импорт и торгово-транспортную наценку.
Расчет ВВП
ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного цикла соответствующим методом:
Производственным методом - на стадии производства товаров и услуг;
Распределительным методом - на стадий распределения;
Методом конечного использования - на стадии конечного использования.
Производственным методом (на стадии производства товаров и услуг) ВВП рассчитывается как сумма валовой, добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.
ВВП = ВДС + ЧНП + ЧНИ
где ВДС – валовая добавленная стоимость, исчисляется на уровне страны, как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением.
ЧНП – чистые налоги на продукты, определяется как разница между налогами на продукты и субсидиями на них.
ЧНИ – чистые налоги на импорт определяется как разница между налогами на импорт и субсидиями на них.
Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых или продаваемых производящей единицей - резидентом. К ним относятся, например, налог, на добавленную стоимость, акцизы и т. д.
Налоги на импорт включают налоги на импортируемые товары и услуги.
Производственным методом ВВП может быть также рассчитан на основе данных о выпуске товаров и услуг и промежуточном потреблении в целом по экономике.
Если выпуск товаров и услуг выражен в основных ценах, то формула исчисления ВВП выглядит следующим образом:
ВВП = В - ПП+ ЧНПИ,
где В - стоимость всех произведенных резидентом за период материальных благ и оказанных услуг. Валовой выпуск оценивается в рыночных ценах. Как результат деятельности валовой выпуск включает готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.
ПП - промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.
Промежуточное потребление - это стоимость потребленных в процессе производства товаров и услуг (за исключением потребления основных фондов), которые полностью трансформируются или полностью поглощаются в процессе производства в отчетном периоде. В состав ПП входят материальные затраты, оплата нематериальных услуг.
В настоящее время косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (которые определяются как разность между процентами, полученными и выплаченными (финансовыми посредниками) не распределяются между их потребителями и относятся к промежуточному потреблению условной единицы с нулевым выпуском. Поэтому сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики должна быть уменьшена на величину стоимости этих услуг.
ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт.
Распределительным методом (на стадии распределения) ВВП определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг, т. е. как сумма расходов производителей-резидентов на оплату труда наемных работников - резидентов и нерезидентов, выплаченных ими чистых налогов на производство и импорт, а также их валовой прибыли и валовых смешанных доходов.
Валовая прибыль представляют собой часть валовой добавленной стоимости, оставшуюся у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда и уплатой налогов.
Валовые смешанные доходы - это доходы, в которых сложно или подчас невозможно отделить доходы от предпринимательской деятельности институциональной единицы от оплаты труда (доходы фермера, предпринимателя без образования юридического лица).
Формула расчета ВВП распределительным методом имеет вид
ВВП = ОТ + ЧНП +ВП + ВСД,
где ОТ - оплата труда наемных работников; ЧН - чистые налоги на производство; ВП - валовая прибыль; ВСД - валовые смешанные доходы.
Валовая прибыль и валовые смешанные доходы в СНС определяются балансовым методом как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом, и другими видами первичных доходов Доплата труда, чистые налоги на производство и чистые налоги на импорт.
Поэтому данный метод не используется для определения объема ВВП, а применяется в основном для анализа процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП.
Методом конечного использования (на стадии конечного использования) ВВП рассчитывается как сумма конечного, потребления товаров и услуг и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, что можно выразить следующей формулой:
ВВП = КП + ВН + (Э - И),
где КП - конечное потребление товаров и услуг;
ВН - валовое накопление;
Э - И - сальдо экспорта и импорта товаров.
Валовой внутренний продукт, рассчитанный на стадии конечного использования, равен сумме расходов на приобретение предназначенных для конечного использования (конечного потребления и накопления) товаров и услуг в ценах потребления и чистого экспорта товаров и услуг.
Конечное потребление – это сумма расходов на конечное потребление, которые подразделяют на расходы домашних хозяйств, государственных (бюджетных) учреждений и расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Кроме того, в расходах на конечное потребление выделяют расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги.
Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение (т. е. приобретение за вычетом реализации) ценностей.
Исчисление ВВП данным методом позволяет провести анализ основных пропорций использования ВВП и определить долю стоимости товаров и услуг, использованных для удовлетворения потребностей конечных потребителей и для увеличения национального богатства страны.
Расчет ВВП на основе разных методов, как правило, приводит к несовпадению его количественных оценок, что объясняется использованием различных источников информации. Однако обычно отклонения оценок ВВП не превышают 1-2%. В статистических справочниках и сборниках несовпадения между оценками ВВП, полученными различными методами, отражаются в специальной статье "статистическое расхождение".
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ
Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью, стоимостью, приносящей прибыль доход. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.
Термин "финансы" происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш.
В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончательный расчет, т.е. означал завершение денежного платежа.
Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля различных государственных органов, получали на руки документ, называемый fine.
Впоследствии от названия этого документа произошел термин financia, который на латинском языке означал денежный платеж.
В XVI в. во Франции латинский термин financia превращается во французский термин finance, означающий наличность, доход. Этот термин используется в смысле как совокупность публичных (т.е. государственных) доходов и расходов и постепенно трансформируется в современное понятие финансов.
Как историческая категория финансы являются продуктом цивзации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послуж мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением мтаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
Каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы; государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступ в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
2. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития. Исторический опыт убеждает, что финансы успешно можно использовать как в тоталитарных системах для удовлетворения узкоклассовых, партийных личных интересов, так и в демократических системах для достижения социального согласия, для высокоэффективного производства и повышения жизненного уровня граждан.
Как объективное явление в экономической жизни общества финансы могут успешно выполнять свою роль только за определенных организационных основ, т.е. при наличии совершенной законодательной базы и соответствующих финансовых институтов.
Финансы не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от опознания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.
Переход к рыночной экономике характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воссоздания. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе государства.
Назначение финансов - обеспечить необходимые условия для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране. Это достигается путем организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого отдельного гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методами создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности, методами производственной и общественной интеграции и конечных целей соответствующего вида деятельности.
Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями, в первую очередь с ценой. Цена отображает параметры влияния финансов на процессы, связанные с созданием и использованием валового внутреннего продукта, потому что при реализации товара, работы услуги устанавливается их реальная стоимость и реальные величины фондов финансовых ресурсов, которые определятся после окончания производственного цикла: фонда нагромождения, фонда потребления и фонда восстановления производственных фондов
Финансы как объект исследования имеют сущность и внешние формы проявления. Для познания сущности финансов недостаточно ограничиться простым созерцанием движения денег, потому что по внешней форме проявления могут скрываться различные экономические явления, стоимостные категории. Поэтому для изучения сущности финансов необходимо обобщить всю систему отношений, которые абстрагируются в этой категории, проанализировать весь массив фактов, которые имеют к ней непосредственное отношение, систематизировать их, выстроить своеобразную модель.
Финансы - это система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения на макроуровне - валового внутреннего продукта и национального дохода (на микроуровне - выручки и прибыли), по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов (что чаще всего происходит в фондовой форме) с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.
Характерными признаками, которые вытекают с определения экономической сущности финансов и предоставляют возможность выделить финансовые операции с определенного массива фактов, есть такие:
Ø финансы участвуют в стоимостной форме распределения;
Ø финансы всегда имеют дело с движением финансовых ресурсов (их формированием, распределением, использованием), которое чаще всего происходит в фондовой форме.
Особенно необходимо отметить на заключительной части определения сущностити финансов, конечной цели их функционирования удовлетворении общественных интересов и потребностей. Однако система общественных интересов и потребностей достаточно разнообразна и имеет в своем составе общегосударственные, отраслевые, ведомственные, корпоративные, коллективные, групповые, региональные, местные чные интересы. К этому перечню следует прибавить еще и международные, межгосударственные, глобальные. Принимая во внимание ограниченность финансовых ресурсов и на противостояние интересов друг другу, большую сложность составляет достижение оптимального соотношения в их удовлетворении в процессе стоимостного распределения, осуществление правильного выбора. Удовлетворение интересов одних за счет ущемления других угрожает обществу негативными последствиями от сугубо этических рассуждений, социального недовольства, экономических кризисов, вплоть до политических потрясений. Как на макро-, так и на микроуровнях следует наибольшее внимания уделять мотивации наращивания объемов производства и реализации продукции, работ и услуг, увеличению объемов финансовых ресурсов, а в более широком понимании выручки и прибыли фирм, валового внутреннего продукта и национального дохода государства, которое может быть обеспечено через развитие национального предпринимательства, создание новых предприятий, решение платежного кризиса, увеличение количества рабочих мест и увеличение доходов и покупательной состоятельности населения.
Основными признаки финансов являются:
1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).
2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.
4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа - зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение перераспределение национального дохода.
Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
4. ДИССКУСИОННІЕ ВОПРОСІ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ
Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца пока еще не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.
К разряду дискуссионных в финансовой науке относится прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.
Правомерность расширительной трактовки финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводственного процесса, к одной и той же категории - финансам. Более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.
Ученые, подчеркивающие распределительный характер финансовых отношений, не отрицают того, что финансы являются категорией воспроизводства. Утверждение о возникновении и функционировании финансов на второй стадии воспроизводственного процесса призвано подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления влияния. Финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них. Ограничение финансов только отношениями второй стадии воспроизводственного процесса не исключает их из состава активных экономических рычагов, поскольку распределение не является лишь пассивным результатом производства и обмена; оно оказывает на них обратное влияние.
Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, включают в состав последних как отношения первичного распределения стоимости, так и ее перераспределения. Они обоснованно возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями (в основном - бюджетными), поскольку именно благодаря финансам (непосредственно в сочетании с другими стоимостными категориями) осуществляются процессы первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.
К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. Причем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.
Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества на определенной ступени его развития. В отличие от финансовых отношений формы их проявления всегда отражают деятельность субъекта, организуются им. Поэтому, если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений. Однако, в подобной интерпретации императивность ничего не добавляет к характеристике сущности финансов, так как, во-первых, является чертой, отличающей форму проявления финансовых отношений, а не их сущность, и, во-вторых, продуктом деятельности государства выступают формы проявления не только финансовых, но и любых других экономических отношений.
Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений; подчеркивается даже, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики.
К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо двух вышеназванных, присущи и другие функции: производственная (разные авторы по-разному ее называют), стимулирующая, регулирующая и т.д.
Признавая необходимость дальнейших исследований проблемы функций финансов, нельзя не подчеркнуть, что плодотворность научных разработок во многом будет зависеть от четкости определения предмета исследования. Например, к ошибочным результатам может привести непроизвольная подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, ибо это - разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д.
10.1.Показатели образования доходов. Определение валового внутреннего продукта распределительным методом.
В СНС производится изучение доходов на стадии их образования, распределения и конечного использования. Доходы, которые получают институциональные единицы в результате их участия в процессе производства или владение активами, принято называть первичными доходами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства.
Анализ распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит ВДС и ВВП , какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены.
Для этого составляется счет образования дохода. Он составляется как для экономики в целом, так и для отрасли (сектора) (табл.32).
В графе «Ресурсы» данного счета находится ВДС, которая переносится из раздела «Виды использования» счета «Производство».
В видах использования этого счета показывается расходы производителей. Но эти суммы представляют собой не только расходы производителей, но и одновременно доходы соответствующих институциональных единиц.
Валовую прибыль по экономике в целом можно определить путем суммирования валовой прибыли по секторам (отраслям) экономики.
Таблица 30
Счет образования дохода
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику в обмен за работу, выполненную в течение отчетного периода. Она складывается из двух основных компонентов:
· валовой заработной платы;
· отчислений на социальную защиту работников.
Заработная плата в денежной форме включает:
· сумму вознаграждения, начисленную работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам;
· выплаты стимулирующего характера (премии, доплаты за стаж);
· выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты за сверхурочную работу, ночные часы);
· оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков);
· зарплата работников во время обучения их с отрывом от производства в системе повышения квалификации и подготовки кадров.
Заработная плата в натуральной форме – товары и услуги, не являющиеся необходимыми для работы и используемые работниками для удовлетворения собственных потребностей или потребностей других членов домохозяйств.
В состав заработной платы не включаются :
· расходы промежуточного потребления, осуществляемые в интересах производства (командировочные, стоимость выданной спецодежды и т.д.);
· выплаты рабочим, не являющиеся вознаграждением за труд (пособия по временной нетрудоспособности, на детей, пенсии и т.д.);
· стоимость передаваемого в собственность работников жилья и расходов на погашение ссуд, выданных работникам для улучшения жилищных условий.
Отчисления на социальную защиту работников образуются из фактических отчислений предприятий и условно исчисленных отчислений.
Фактическиеотчисления на социальное страхование состоят из взносов, производимых в государственные и негосударственные фонды социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения. Данные платежи являются основным источником средств для выплат социальных пособий при определенных условиях, снижающий уровень благосостояния работника.
Условно исчисленные отчисления на социальное страхование – это социальные пособия, выплачиваемые непосредственно предпринимателями своим работникам, бывшим работникам, их иждивенцам за счет собственных средств .
Они включают:
· выходное пособие;
· выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в случае реорганизации, ликвидации предприятия или сокращения;
· доплаты работникам в случае временной утраты трудоспособности;
· пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственной травмы.
Налоги на производство состоят из налогов на продукты, которые выплачиваются за товары и услуги, произведенные в качестве продукции, и другие налоги на производство.
Другие налоги на производство состоят из всех налогов, кроме налогов на продукты, которыми облагаются предприятия в результате их участия в процессе производства. Они прямо не зависят от объема и рентабельности производства. К ним относятся: налоги на заработную плату и рабочую силу, периодические налоги на землю, здания и сооружения, лицензии на ведение экономической и профессиональной деятельности, на ведение операций с финансовыми и материальными активами и др.
Субсидии – трансферты, обратные налогам. Они предназначаются для стимулирования государством производства, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующим организациям, занимающимся сбытом данной продукции
Субсидии делятся на:
1. субсидии на продукты;
2. прочие субсидии.
Они могут предоставляться на продукцию внутреннего производства и на импортную продукцию.
Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) – часть ВДС , которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплаты налогов.
Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства до учета доходов от собственности. Понятие «смешанный доход» используется применительно к сектору домашних хозяйств и включает совокупный доход от труда самостоятельных хозяев и от капитала. Разделить эти виды дохода домашних хозяйств практически невозможно, поэтому они показываются вместе для данного счета производства:
ВПЭ = ВДС – ОТ – Н + С
Чистая прибыль экономики – это показатель макроэкономической прибыли в СНС. Он исчисляется путем вычитания из валовой прибыли экономики потребления основного капитала (ПОК ):
ЧПЭ = ВПЭ – ПОК
В счете «Образование доходов» для секторов «Государственные учреждения», «Некоммерческие организации» нет элемента чистая прибыль, так как эти сектора создают нерыночную продукцию, которая оценивается по сумме текущих затрат, включая ПОК .
При определении валового внутреннего продукта распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами:
1. оплата труда наемных работников;
2. чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт);
3. валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы:
ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ
ЧНП – чистые налоги на производство и импорт;
ДНП – другие налоги на производство.
Для статистического анализа необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.
Анализ фактов, влияющих на прирост отдельных видов первичных доходов, проводят с помощью индексного метода. В этом случае могут быть использованы индексы:
· средней оплаты труда;
· средней валовой заработной платы;
· уровня оплаты труда.
Для анализа средней величины оплаты труда и средней валовой заработной платы можно рассчитать индексы переменного и постоянного состава, а также индексы структурных сдвигов.
Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:
.
Аналогично работают индексные модели для ЧНП и ВПЭ :
Доходы, получаемые за владение активами, называются доходами от собственности. Они образуются на стадии первичного распределения. Вместе с доходами от производства доходы от собственности учитываются на счете распределения первичного дохода. В нем институциональные единицы – резиденты или сектора выступают в качестве получателей первичных доходов, а не производителей, создающих первичные доходы. В отличие от счета образования дохода счет распределения дохода можно вести только для институциональных единиц и секторов.
В СНС производится изучение доходов на стадии их образования, распределения и конечного использования. Доходы, которые получают институциональные единицы в результате их участия в процессе производства или владение активами, принято называть первичными доходами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства.
Анализ распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение заключается в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит ВДС и ВВП, какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть возмещены.
Для этого составляется счет образования дохода. Он составляется как для экономики в целом, так и для отрасли (сектора) (табл.32).
В графе «Ресурсы» данного счета находится ВДС, которая переносится из раздела «Виды использования» счета «Производство».
В видах использования этого счета показывается расходы производителей. Но эти суммы представляют собой не только расходы производителей, но и одновременно доходы соответствующих институциональных единиц.
Валовую прибыль по экономике в целом можно определить путем суммирования валовой прибыли по секторам (отраслям) экономики.
Таблица 32
Счет образования дохода
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику в обмен за работу, выполненную в течение отчетного периода. Она складывается из двух основных компонентов:
валовой заработной платы; отчислений на социальную защиту работников.
Заработная плата в денежной форме включает:
сумму вознаграждения, начисленную работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам; должностным окладам; выплаты стимулирующего характера (премии, доплаты за стаж); выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты за сверхурочную работу, ночные часы); оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных и дополнительных отпусков); зарплата работников во время обучения их с отрывом от производства в системе повышения квалификации и подготовки кадров.
Заработная плата в натуральной форме – товары и услуги, не являющиеся необходимыми для работы и используемые работниками для удовлетворения собственных потребностей или потребностей других членов домохозяйств.
В состав заработной платы не включаются:
расходы промежуточного потребления, осуществляемые в интересах производства (командировочные, стоимость выданной спецодежды и т. д.); выплаты рабочим, не являющиеся вознаграждением за труд (пособия по временной нетрудоспособности, на детей, пенсии и т.д.); стоимость передаваемого в собственность работников жилья и расходов на погашение ссуд, выданных работникам для улучшения жилищных условий.
Отчисления на социальную защиту работников образуются из фактических отчислений предприятий и условно исчисленных отчислений.
Фактические отчисления на социальное страхование состоят из взносов, производимых в государственные и негосударственные фонды социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения. Данные платежи являются основным источником средств для выплат социальных пособий при определенных условиях, снижающий уровень благосостояния работника.
Условно начисленные отчисления на социальное страхование – это социальные пособия, выплачиваемые непосредственно предпринимателями своим работникам, бывшим работникам, их иждивенцам за счет собственных средств.
Они включают:
выходное пособие; выплаты на период трудоустройства уволенным работникам в случае реорганизации, ликвидации предприятия или сокращения; доплаты работникам в случае временной утраты трудоспособности; пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственной травмы.
Налоги на производство состоят из налогов на продукты, которые выплачиваются за товары и услуги, произведенные в качестве продукции, и другие налоги на производство.
Другие налоги на производство состоят из всех налогов, кроме налогов на продукты, которыми облагаются предприятия в результате их участия в процессе производства. Они прямо не зависят от объема и рентабельности производства. К ним относятся: налоги на заработную плату и рабочую силу, периодические налоги на землю, здания и сооружения, лицензии на ведение экономической и профессиональной деятельности, на ведение операций с финансовыми и материальными активами и др.
Субсидии – трансферты, обратные налогам. Они предназначаются для стимулирования государством производства, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующим организациям, занимающимся сбытом данной продукции.
Субсидии делятся на:
субсидии на продукты; прочие субсидии.
Они могут предоставляться на продукцию внутреннего производства и на импортную продукцию.
Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) – часть ВДС, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплаты налогов.
Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства до учета доходов от собственности. Понятие «смешанный доход» используется применительно к сектору домашних хозяйств и включает совокупный доход от труда самостоятельных хозяев и от капитала. Разделить эти виды дохода домашних хозяйств практически невозможно, поэтому они показываются вместе для данного счета производства:
ВПЭ = ВДС – ОТ – Н + С
Чистая прибыль экономики – это показатель макроэкономической прибыли в СНС. Он исчисляется путем вычитания из валовой прибыли экономики потребления основного капитала (ПОК):
ЧПЭ = ВПЭ – ПОК
В счете «Образование доходов» для секторов «Государственные учреждения», «Некоммерческие организации» нет элемента чистая прибыль, так как эти сектора создают нерыночную продукцию, которая оценивается по сумме текущих затрат, включая ПОК.
При определении валового внутреннего продукта распределительным методом он включает следующие виды первичных доходов, выплаченных производственными единицами-резидентами:
оплата труда наемных работников; чистые налоги на производство и импорт (налоги на производства и импорт минус субсидии на производство и импорт); валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы:
ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ,
где: ЧНП – чистые налоги на производство и импорт;
ДНП – другие налоги на производство.
Для статистического анализа необходимо определить структуру ВВП и выявить закономерности в его изменении.
Анализ факторов, влияющих на прирост отдельных видов первичных доходов, проводят с помощью индексного метода. В этом случае могут быть использованы индексы:
средней оплаты труда; средней валовой заработной платы; уровня оплаты труда.
Для анализа средней величины оплаты труда и средней валовой заработной платы можно рассчитать индексы переменного и постоянного состава, а также индексы структурных сдвигов.
Анализ изменения суммы оплаты труда можно также проводить с помощью следующей индексной модели:
Аналогично работают индексные модели для ЧНП и ВПЭ:
,
Таблица 33
Счет распределения первичного дохода
Доходы, получаемые за владение активами, называются доходами от собственности. Они образуются на стадии первичного распределения. Вместе с доходами от производства доходы от собственности учитываются на счете распределения первичного дохода. В нем институциональные единицы – резиденты или сектора выступают в качестве получателей первичных доходов, а не производителей, создающих первичные доходы. В отличие от счета образования дохода счет распределения дохода можно вести только для институциональных единиц и секторов.
В правой части счета (см. табл.33) показаны ресурсы, которые можно разделить на две группы:
первичные доходы, которые получают единицы – резиденты, участвующие в производстве продуктов и услуг; доходы от собственности.
В сумме первичных доходов, включающих оплату труда наемных работников, налоги (за вычетом субсидий), проценты, дивиденды и пр. учитываются также доходы, получаемые от институциональных единиц-нерезидентов.
Компенсация наемным работникам-резидентам институциональными единицами-нерезидентами представляет собой заработную плату и отчисления на социальную защиту граждан республики, работающих по найму в иностранных посольствах и консульствах, артистов, выезжающих на гастроли за границу и т.п.
Доход от собственности получают собственники финансовых и материальных непроизводимых активов. Владельцы финансовых активов получают доход в форме процентов, дивидендов, реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций; владельцы материальных непроизводственных активов – в форме ренты.
Рента представляет собой плату владельцам невоспроизводимых материальных активов (земли и недр) за разрешение другой институциональной единицы на эксплуатацию этих активов.
Проценты – доход, который получают владельцы ценных бумаг (кроме акций), вкладов (депозитов) и лица, предоставившие в пользование кредиты и денежные средства.
Дивиденды – доход от собственности, который получают владельцы акций.
Реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций характеризуются величиной нераспределенного дохода предприятий с прямым иностранным инвестированием, к которым могут относиться отделения иностранных предприятий, а также предприятия, имеющие хотя бы одного иностранного инвестора, владеющего долей капитала, достаточного для влияния на его управление. Реинвестируемые поступления могут выступать в форме процентов, дивидендов, изъятий из дохода квазикорпораций.
Сумма факторных доходов и сальдо доходов от собственности образует величину сальдо первичных доходов. Состав первичных доходов по секторам различается. Первичные доходы секторов нефинансовых предприятий и финансовых учреждений образуются из прибыли и приравненных к ней доходов и сальдо доходов от собственности; сектора общего государственного управления – из чистых налогов на производство и импорт и из сальдо доходов от собственности; сектора домашних хозяйств – из оплаты труда наемных работников, сальдо доходов от собственности и прибыли и приравненных к ней доходов от жилищных услуг; сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства – из сальдо первичных доходов.
Сальдо первичных доходов является балансирующей статьей в счете распределения первичного дохода, которое получается путем суммирования всех первичных доходов институциональных единиц или секторов, уменьшенных на сумму первичных доходов, уплаченных другим институциональным единицам или секторам.
На основе счета распределения первичного дохода можно получить показатели чистого и валового национального дохода. Валовой национальный доход (ВНД) равен сумме валовых сальдо первичных доходов всех секторов экономики. ВНД идентичен валовому национальному продукту, однако ВНД является характеристикой дохода, а ВНП – характеристикой продукта. Валовой национальный продукт получается путем суммирования ВДС всех институциональных единиц и добавления к полученной величине суммы налогов, не включенных в стоимость выпущенной продукции.
Чистый национальный доход равен ВНД за вычетом потребления основных фондов:
ЧНД = ВНД – ПОК
На втором этапе распределения доходов происходит перераспределение дохода главным образом через текущие трансферты. Эти процессы осуществляются с помощью счета вторичного распределения дохода, в котором происходит переход от сальдо первичных доходов институциональной единицы или сектора к располагаемому доходу.
В ресурсной части этого счета учитывается сальдо первичных доходов и текущие трансферты. В составе текущих трансфертов показываются текущие подоходные налоги, взносы на социальное страхование, социальные пособия и другие текущие трансферты. В расходной части показывается использование текущих трансфертов и располагаемый доход. В правой стороне счета учитываются текущие трансферты, полученные институциональными единицами или секторами, а в левой – подлежащие передаче другим институциональным единицам или секторам. Переданные и полученные трансферты по величине могут не совпадать.
Таблица 34
Счет вторичного распределения дохода
Текущие налоги и налоги на материальные ценности состоят из подоходных налогов домашних хозяйств, прибыли корпораций и налогов на материальные ценности. Для секторов домашних хозяйств, финансовых, нефинансовых и некоммерческих учреждений они показываются в разделе «виды использования», а для сектора государственных учреждений – в разделе «ресурсы».
Взносы на социальное страхование могут быть фактическими или условно исчисленными. Они производятся работодателями, самостоятельными работниками или незанятыми лицами. На этом счете они учитываются как ресурсы для органов государственного управления и страховых корпораций. Для сектора домашних хозяйств они показываются на стороне счета «виды использования». Социальные пособия могут выступать в форме пособий по социальной помощи (медицинская помощь, лекарства). Этот вид текущих трансфертов учитывается на счете вторичного распределения дохода как ресурсы для сектора домашних хозяйств, а для всех других секторов экономики – в разделе «виды использования».
Группа прочих текущих трансфертов, учитываемых на этом счете, состоит из страховых премий и страховых претензий (кроме страховых премий и страховых претензий, связанных со страхованием жизни), текущих трансфертов между государственными органами различных уровней управления, между различными домашними хозяйствами (денежные переводы и подарки в натуральной форме), между центральным правительством и правительствами других государств.
Балансирующая статья этого счета – располагаемый доход, определяется путем суммирования сальдо первичных доходов и сальдо всех текущих трансфертов. Сальдо текущих трансфертов определяется как разность между полученными и переданными текущими трансфертами по сектору. Различают валовой и чистый располагаемый доход. Различие между ними определяется величиной потребления основного капитала. Для получения величины национального располагаемого дохода нужно к располагаемому доходу по экономике добавить сальдо текущих трансфертов между институциональными единицами.
Таблица 35
Счет перераспределения дохода в натуральной форме
Распределение доходов завершается на счете перераспределения дохода в натуральной форме. Он показывает процессы преобразования располагаемого дохода секторов государственных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и домашних хозяйств в скорректированный располагаемый доход этих секторов.
Процессы перераспределения заключаются в том, что государственные учреждения и некоммерческие организации передают домашним хозяйствам социальные трансферты в натуральной форме. К ним относятся социальные пособия в натуральной форме и трансферты нерыночных товаров и услуг индивидуального пользования.
Социальные трансферты в натуральной форме включают нетоварную продукцию органов государственного управления и некоммерческих организаций, которая была предоставлена домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам, а также товары и услуги, купленные у производителей и предоставленные домашним хозяйствам бесплатно или по незначительным ценам. То есть, на этом счете отражается межсекторное перераспределение располагаемого дохода, в результате которого сумма располагаемого дохода на счете домашних хозяйств увеличивается, а на счете секторов государственных учреждений и некоммерческих организаций уменьшается. В целом по экономике величина располагаемого дохода должна совпадать с суммой скорректированного располагаемого дохода.
первичное - вторичное распределение доходов; функциональное - личное распределение доходов. Что понимается под долей заработной платы и долей прибыли? Оцените адекватность доли зарплаты как показателя и целевой величины для распределения доходов. Как вы представляете себе справедливое распределение доходов? Оцените воздействие государственных трансфертных платежей и налогов. Что понимается под
первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отно шения собственности и создаются предпосылки для формирова ния у акционеров и работников предприятий предприниматель ского и хозяйственного стилей поведения, создания акционерно го механизма развития производства и повышения его эффектив ности и качества продукции. Создается нормативная база образо вания и функционирования акционерных
первичном размещении. ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным
первичный и вторичный рынки; По организации торговли ценными бумагами - биржевой и внебиржевой; По эмитентами - рынок государственных (правительственных и муниципальных), корпоративных, банковских ценных бумаг; По времени исполнения сделок с ценными бумагами - кассовый (рынок лспот), на котором сделки исполняются в течение 1-2 банковских дней, и срочный, на котором сделки исполняются более 2
первичный, связанный с эмиссией и первичным размещением ценных бумаг, и вторичный, на котором происходит последующая купля-продажа уже размещенных ценных бумаг. Движение ценных бумаг организационно осуществляется на фондовой бирже с участием финансовых посредников - дилеров, маклеров, брокеров, и на внебиржевом рынке - напрямую между продавцами и покупателями. В конечном итоге взаимодействие
первичный (внебиржевой), вторичный (биржевой) и внебиржевой (уличный). Два первых рынка обращения ценных бумаг представляют собой важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени и противостоят и дополняют друг друга. Обусловлено это тем, что, выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг, они используют
первичного и вторичного распределения: Первичное распределение - это образование фондов за счет взносов субъектов хозяйствования, Вторичное распределение - привлечение средств государственного бюджета и средств самих работников; сфера отношений социального страхования регулируется государством т. к. оно устанавливает перечень фондов и их назначение, а также область применения средств направления
первичного размещения и придать российскому фондовому рын ку цивилизованные черты, но и дало самим эмитентам необходи мый опыт работы на рынке, создать себе положительную кредит ную историю". Рост этого сегмента рынка продолжился и в 2001 г. . Облигации подразделяются по типам эмитентов на государст венные (федерального, субфедерального и муниципального уровней) и корпоративные, а по срокам
первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления. Вторичный рынок труда - это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие
первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг. Оно рассчитано на работу с единой интегрированной нормативно-справочной базой данных и реализуемым комплексом расчетных задач. Минимальная конфигурация АРМ включает персональный компьютер типа IBM PC и стандартный принтер. Требуемый объем оперативной памяти - 510 Кбайт. Для хранения информации об одном акционере используется в среднем 1
первичных доходов; Х счет вторичного распределения доходов; Х счет используемого располагаемого дохода; Х счет операций с капиталом. Разработка важнейших региональных социально-экономи ческих показателей (индикаторов) и на их основе СРС связана с рядом проблем, к числу которых относятся: Х распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной
первичные бухгалтерские и другие документы, подтверждающие поступление выручки, а также документы налогового учета (ст. 248 НК РФ). В соответствии с действующим законодательством доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Понятие
первичное и лвторичное право Сообществ. К лпервичному относятся международно- правовые договоры об образовании, договоры о последующем присоединении государств, а также договоры об институциональной структуре Сообщества. В остальном к первичному праву относится так называемое неписаное право, т.е. общие наднациональные нормы, которые едины для всех государств-членов (речь идет в первую очередь
первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и за вершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) - это система сбора и обработки ин формации о состоянии и результатах функционирования национальной
вторичных информационных сетей. Информационные сети, осуществляющие передачу данных между получателями и ЭВМ и ЭВМ между собой получили название компьютерных или информационно-вычислительных сетей. С их помощью передаются данные, обеспечивается доступ к информационным ресурсам компаний и банков. Развитие средств связи, создание информационных сетей способствуют формированию мирового
первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или торговли, или добывающей промышленности. Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, состоянием личной
первичный и вторичный. На вторичном рынке осуществляется перепродажа ЦБ. По форме организации финансовые рынки делятся на организованные распределенные. На организованном биржевом рынке продаются акции наиболее крупных и надежных компаний - листинговых компаний. По срокам предоставления денег финансовый рынок подразделяется на рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег образуются краткосрочные
первичного рынка (primary market); Ф вторичного рынка (secondary market). Через первичный рынок компания наращивает свой капитал путем выпуска новых ценных бумаг1. Первичный рынок сводит вместе компании, испытывающие потребность в средствах, и инвесторов, желающих эффективно вложить свои капиталы. Продавая акции на первичном рынке, компании получают необходимые им средства, а инвесторы становятся
распределение доходов происходит не в соответствии с долями в уставном капитале, а по договоренности сторон Конференция ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД) - наиболее представительная многосторонняя торгово-экономическая организация, действующая в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН Коррупция - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по
первичную (архаичную), в торичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально -экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы