Жри животное. Где обитает полосатый скунс и чем он питается
Символ @ в основном используется в Интернет е при написании адреса электронной почты. Он служит своеобразным разделителем между именем домена, на котором зарегистрирован электронный ящик, и именем пользователя.
Сейчас многие Интернет-деятели называют этот символ «одним из главных поп-символов современности». Свидетельством всеобщего признания для данного символа является то, что в феврале две тысячи четвёртого года символ был введён в азбуку Морзе, в которой он объединяет коды латинских букв A и C. Сейчас этот символ можно гордо называть «международным союзом электросвязи».
Но этот символ, только недавно получивший признание, не так молод, как о нём можно подумать. Итальянский исследователь Джорджио Стабиле в городе Прато, в архиве Института экономической истории обнаружил документ, на котором впервые встречается этот знак в письменной форме. Документ, датированный 1536-ым годом, оказался письмом торговца, и символом @ в нём обозначались ёмкости с вином доставленные на торговых кораблях в Испанию. Проанализировав данные, учёные пришли к выводу, что вероятнее всего символом @ обозначалась мерная единица, равная античной универсальной мере объёма – амфоре.
Американским учёным Бертольдом Уллманом было выдвинуто предположение, согласно которому символ @ изобретён средневековыми монахами. А использовался символ для сокращения слова латинского языка – «ad », являющегося одним из универсальных слов, и означающего «в», «на», «в отношении» и тому подобное.
Во французском, португальском и испанском языке, название символа @ происходит от древнего слова «арроба» - страоиспанской меры весе, равной около пятнадцати килограмм, которая в письме сокращённо обозначается символом @ .
Символ @ сейчас имеет официальное название - «коммерческое at ». Это название берёт своё начало из счетов. Так как символ часто применялся в бизнесе, его решили разместить на клавиатурах для пишущих машинок. Символ @ присутствовал уже на клавиатуре первой пишущей машинки "Ундервуд", которая была выпущена в 1885-ом году. Позже этот символ унаследовали и компьютерные клавиатуры.
Согласно официальной истории сети Интернет, принято считать, что символ @ в адресе электронной почты появился благодаря Рэю Томлинсону - американскому компьютерщику и инженеру. Именно он в далёком 1971ом году отправил первое электронное послание. Он выбрал символ @ как разделитель между двумя именами, так как этот символ не встречался в самих именах.
В России принято называть символ @ «собакой» . Это забавное название можно объяснить несколькими способами. Для начала сам символ визуально похож на собаку, свернувшуюся калачиком. Да и звучание английского слова «at», входящее в официальное название, слегка напоминает собачий лай. Также, если включить воображение, то в символе @ можно разглядеть все буквы из слова «собака», лишь за исключением буквы «к».
Также есть более интересная версия происхождения этого названия. Давно, когда дисплеи компьютеров были исключительно текстовыми, существовала популярная электронная игра, с названием «Adventure », или же «Приключение». Игра представляла собой путешествие по лабиринтам, в которых были спрятаны сокровища, но и по которым шастали подземные монстры. Лабиринт состоял из символов «+», «-» и «!», а игрок, клады, и монстры обозначались разнообразными буквами и знаками. Согласно сюжету, в игре у игрока был верный соратник и друг – пёс, который отправлялся на разведку. А обозначался этот пёс символом @ . Но неизвестно, назывался ли уже на тот момент символ собакой, или же напротив, это было первопричиной данного названия.
Также стоит отметить, что в России символ @ помимо «собака», называют «баран», «ухо», «плюшка», «лягушка» и вовсе «крякозябра».
Как уже говорилось, во Франции, Испании и Португалии символ называют «арроба». В Америке и Финляндии @ называют «кошка», «мышонок» в Китае и Тайване, «обезьяна» в Польше, Хрватии, Голландии, Румынии, Сербии, Германии и Словении, «улитка» в Италии, «червь» или «клещ» в Венгрии, «розочка» в Турции, «водоворот» в Израиле, «рольмопс» в Чехии и Словакии, «мало макарон» в Греции, «скрюченная А» во Вьетнаме, «обезьяна А» в Болгарии, «обезьяний хвостик» в Нидерландах, «кошачий хвост» в Финляндии, «слоновый хобот» в Дании, Норвегии и Швеции, а в Латвии и Литве – «эт» и «эта».
В интернете символ @ используется в качестве разделителя между именем пользователя и именем хоста (домена) в синтаксисе адреса электронной почты.
Некоторые интернет-деятели называют данный символ «одним из главных поп-символов современности, сигнатом нашего общего коммуникационного пространства». Свидетельством всемирном признания этого символа можно считать тот факт, что в феврале 2004 года Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе код для символа @ (. — — . — .). В нем совмещаются коды латинских букв А и С, что отражает их совместное графическое написание.
История возникновения символа @
Благодаря изысканиям итальянского исследователя Джорджио Стабиле в архивах Института экономической истории города Прато близ Флоренции был обнаружен документ, где впервые в письменном виде встречается этот знак. Документ оказался датированным 1536 годом письмом флорентийского торговца, в котором говорилось о трех прибывших в Испанию торговых кораблях. В составе их груза фигурировали емкости с вином, обозначенные символом "@".
Проанализировав данные о ценах на вино и о вместимости средневековых сосудов и сопоставив их с системой мер того времени, ученый пришел к выводу, что значок "@" использовался в качестве мерной единицы, заменяющей слово "anfora", то есть "амфора". (Именно так со времен античности называлась универсальная мера объема).
Американский ученый Бертольд Уллман выдвинул предположение, что знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п.
В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» - староиспанская мера веса, ок. 15 кг, которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.
Современное официальное название данного символа «коммерческое at » берёт начало из счетов, где он использовался в таких контекстах: 7 widgets @ $2 each = $14, что переводится как 7 шт. по 2 долл. = 14 долл. Поскольку этот символ применялся в бизнесе, он был размещён на клавиатурах пишущих машинок. Он присутствовал уже на первой в истории пишущей машинкt "Ундервуд", выпущенной в 1885 году. Спустя 80 лет его унаследовали компьютерные клавиатуры.
В официальной истории Интернета принято считать, что возникновением "@" в электронном почтовом адресе мы обязаны американскому инженеру — компьютерщику Рэю Томлинсону, который в 1971 году отправил по сети первое в мире электронное послание. Адрес должен был состоять из двух частей — имени пользователя и имени компьютера, на котором он зарегистрирован. В качестве разделителя между ними Томилсон выбрал на клавиатуре значок, которые не встречался ни в именах пользователй, ни в именах компьютеров.
Версии происхождения названия "собака"
Существует несколько версий происхождения этого забавного названия. Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. В-третьих, при изрядном воображении можно рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Но самой романтичной является следующая легенда: «Давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи — исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием «Adventure» («Приключение»). Смыслом ее было путешествие по созданному компьютером лабиринту в поисках сокровищ и сражения с вредоносными подземными тварями. При этом лабиринт на экране был нарисован символами «!», «+» и «-», а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник — пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он, конечно же, значком @». Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, — об этом легенда умалчивает.
Справедливости ради надо отметить, что в России «собака» называется также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй.
Как называют символ @ в других странах.
Болгария — «кльомба» или «маймунско а» (обезьяна А),
Нидерланды — «apenstaartje» (обезьяний хвостик),
Израиль — «штрудель» (водоворот),
Испания — как и мера веса «arroba»,
Франция — та же мера веса «arrobase»,
Португалия — та же мера веса «arrobase»,
Германия, Польша — обезьяний хвост, обезьянье ухо, скрепка, обезьяна,
Италия — «chiocciola» (улитка),
Дания, Норвегия, Швеция — «snabel-a» (рыло а) или слоновый хобот (а с хоботом)
Чехия, Словакия — рольмопс (сельдь под маринадом),
Америка, Финляндия — кошка,
Китай, Тайвань — мышонок,
Турция — розочка,
Сербия — «чокнутая A» или «мајмун» (обезьяна)
Вьетнам — «скрюченная A»,
Украина — «равлик» (улитка), «песик» или «собака», «мавпочка» («обезьянка»)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Продолжаем изучать специальные термины (часто позаимствованные из иностранных языков) и жаргонизмы, которые весьма твердо прижились в интернет-пространстве (да и в реальной жизни часто используются). Знание смысла таких слов часто позволяет быстро уловить суть сказанного собеседником при общении в сети.
К ним относятся такие понятия как , . В эту же когорту с небольшой натяжкой можно включить и название значка @ («собака» или «собачка»), который чаще всего ставится в адресах электронной почты в качестве разделителя между именами пользователя и почтового домена (но не только, в чем вы сможете убедиться, прочитав статью до конца).
Поэтому в устном общении при произношении адреса эмейла от русскоязычного собеседника мы частенько слышим что-то вроде «Иванов собака майл.ру». Откуда вообще взялся знак собачка и почему именно в рунете (и нигде больше) он получил такое название? Будем разбираться.
История возникновения символа собака и его названия
Существует несколько версий появления такого значка, среди которых есть весьма интересные. По гипотезе итальянского профессора Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile), который сам лично произвел исследование и отыскал средневековые документы, где упоминались ёмкости с вином, объем которых измерялся в единицах, обозначавшихся буквой «a» с завитушкой, напоминавшей @. Скорее всего, такой символ заменял собой термин anfora (амфора), означавший сосуд с двумя ручками, имевший греческое происхождение и повсеместно использовавшийся в средние века.
С этим более-менее понятно. Теперь рассмотрим пару самых распространенных версий, которые объясняют то, каким образом значок @ получил прозвище собака .
По одной из них история появления "собачки" берет свое начало в 80-х годах прошлого столетия, когда компьютеры были еще практически в зачаточном состоянии, а посему ни о какой графике, мало-мальски напоминающей современную, не могло быть и речи. Мониторы были текстовыми.
Именно в те незапамятные времена существовала одна популярная игра, все объекты в которой были обозначены исключительно символами (соответственно буквами, значками «+», «-» и т.д.). Так вот, одним из героев этой игры-бродилки был пес, служивший помощником геймера, который как раз и был обозначен с помощью символа @.
По другой версии на экранах некоторых моделей тогдашних ЭВМ (электронно-вычислительных машин) отображался символ, похожий на современный @, но со значительно более коротким "хвостом", что и делало его исключительно похожим на небольшую собачку.
Как бы то ни было, слово «собака» было кем-то произнесено (история, однако, умалчивает, кто конкретно первым это сделал), его подхватили окружающие, что в итоге и привело к появлению новой сленговой единицы в русскоязычном пространстве глобальной сети.
Как называется в разных странах значок собачки
Как мы уже знаем, в русскоязычной среде символ @ получил "собачье" прозвище. А с чем или с кем он ассоциируется у других народов? Совершенно очевидно, что разные люди, независимо от национальности, представляют этот знак по-разному. Тем не менее, как и в случае с рунетом, в каждом регионе сложилась своя традиция. Вот как называется значок @ в остальных странах:
- в Венгрии — клещ;
- в Белоруссии, Украине, Италии — улитка;
- в Болгарии — обезьяна А;
- в Германии, Польше — обезьяна;
- в Греции — уточка;
- в Израиле — штрудель (австрийский рулет) или крухит;
- в Испании, во Франции — соответственно арроба (arroba) и аробаз (arobase); эти термины являются производными от названия меры веса;
- в Китае и Тайване — мышонок;
- в Нидерландах — хвостик обезьяны;
- в Турции — мясо;
- в Чехии — рулет;
- в Финляндии — кошачий хвост
Как появился значок собака в адресах эмайл
Если брать за основу историю развития интернета, то значок собачки в электронном почтовом адресе впервые применил американский программист Рэй Томлинсон, который в далеком теперь 1971 году впервые отправил такое сообщение, где отделил имя пользователя от наименования компьютера посредством символа @. С того времени подобный синтаксис эмайлов стал нормой.
Почему же именно значок собаки был применен Томлинсоном как разделитель в адресах e-mail? Для ответа на этот вопрос необходимо опять немного окунуться в историю. Как я уже сказал, термин «собака» (или «собачка») популярен в качестве сленга только среди русскоязычных пользователей. Официально, в том числе по стандартам кодировок, включая Юникод (о кодах поговорим чуть ниже), данный знак читается как «коммерческое эт» (от англ. «commercial at» ).
Но давайте разберемся, по какой такой причине значок @ получил подобное коммерческое наименование. Дело в том, что символ собака начал применяться в коммерции уже несколько сотен лет назад при составлении бухгалтерских счетов подобного вида:
14 products @ $3 each = $42
Если перевести на русский, то такая запись будет означать следующее:
Стоимость 14 изделий по 3 доллара за штуку равна 42 долларам
Здесь знакомый нам символ заменяет по смыслу английский предлог «at», который в играет роль русскоязычного аналога «по». Думаю, теперь ясно, почему знак @ носит коммерческое название. Для полного прояснения ситуации нужно еще отметить, что для «at» в русском языке есть сразу несколько значений, описывающих место расположения объекта (у, на, в, при, за, около). А теперь взгляните на примеры адресов электронной почты:
[email protected] (коротко: dan_thompson на gmail..com) — для почты домена
Смотрите, первую запись можно прочитать как «пользователь dan_thompson на почтовом сервере, доменное имя которого gmail.. В соответствии с логикой теперь все стало на свои места, по крайней мере, становится понятно, почему в качестве разделителя в адресах электронной почты был выбран знак собаки, который играет свою роль и по сегодняшний день.
Как поставить знак собака на компьютере и ноутбуке
По причине популярности значка @ и его применения в бизнесе на протяжении длительного времени вскоре он появился на клавишах печатных машинок, а спустя некоторое время после появления первых компьютеров занял свое законное место и на компьютерной клавиатуре.
У неопытных пользователей вполне резонно может возникнуть вопрос о том, как напечатать значок собака при работе на компьютере и ноутбуке? Это можно осуществить несколькими способами. Если вы не знаете как, то последующая далее информация как раз для вас.
Как набрать на клавиатуре символ собака
Применение нужного сочетания клавиш — основной метод вставки коммерческого at. Рассмотрим самый распространенный случай, предусматривающий использование классической клавиатуры со стандартной раскладкой (первые шесть буквенных клавиш из верхнего ряда слева направо: QWERTY для латиницы и ЙЦУКЕН для кириллицы ).
Как видите, для обычной клавиатуры символ @ находится на цифровой клавише «2». Чтобы его напечатать на компьютере или ноутбуке, необходимо сначала переключиться на английскую клавиатурную раскладку. И после этого нажать сочетание клавиш Shift + 2.
Есть и другой вариант. Вы зажимаете клавишу Alt и на находящейся справа дополнительной цифровой панельке набираете «064» , затем отпускаете Alt, после чего появится значок @:
Это не только наилегчайшие, но и самые быстрые способы постановки собачки при применении устройства (компьютера или ноутбука) под управлением операционной системы Windows, которой пользуется подавляющее большинство. На этом можно было бы и закончить, если бы не некие обстоятельства, которые вполне могут оказаться камнем преткновения.
Ведь может случиться так, что у вас нестандартная клавиатура, не работает нужная клавиша либо в наличии какая-то другая причина, по которой вы не сможете использовать описанные выше способы. На эти случаи выходы тоже есть.
Как скопировать коммерческое эт и вставить его в нужное место
Скажем, вы сможете просто скопировать данный символ в с любого документа, да хотя бы с этой веб-страницы, где их пруд пруди (например, одна из "собачек" присутствует в заголовке публикации) с помощью контекстного меню (подведите курсор к выделенному объекту и нажмите на правую кнопку мышки) или Ctrl + C:
Затем перейдите в документ или текстовое поле программы, где нужно напечатать символ, и введите его посредством того же контекстного меню (пункт «Вставить») либо клавиш Ctrl + V (напоминаю, что все мини-инструкции в этой статье даны для пользователей Windows).
Этот способ, однако, крайне неудобен, особенно, если вы довольно часто используете вставку коммерческого эт. Поэтому я упомянул его только из общих соображений.
Гораздо более практичный и удобный вариант также связан с копированием, но в этом случае помощником выступает таблица символов (почитайте о ), которая входит в состав программ Виндоус по умолчанию. Это приложение позволит скопировать любой специальный символ, включая "собачку" (commercial at).
Чтобы выудить данную табличку, скажем, в Виндовс 10, есть сразу несколько способов.
1. Нужно нажать кнопку меню «Пуск» - «Стандартные Windows» - «Таблица символов»:
2. Другой способ — воспользоваться поиском. С этой целью щелкните по значку лупы на нижней панели (скриншот выше) и начните вводить в появившееся поисковое поле «таблица симв...», в результате чего появится искомое приложение:
3. Вызвать командную строку посредством Win (кнопка с логотипом Windows) + R, вписать команду «charmap» и нажать «ОК»:
По завершении одного из выше описанных действий появится табличка со спецсимволами. В ней вы находите и выбираете коммерческое эт (кнопка «Выбрать»), после чего знак появится в поле «Для копирования», затем жмете «Копировать»:
Дальнейшие действия понятны. После того, как вы таким образом скопируете @ в буфер обмена, открываете нужный документ либо текстовую область программы и вставляете туда этот символ (посредством контекстного меню либо сочетания Ctrl + V).
Чтобы таблица со спецсимволами была всегда под рукой, можно закрепить ее ярлык на нижней панели задач. Для этого отыщите это приложение в списке программ (четвертый скриншот вверх отсюда), кликните по иконке правой кнопкой мыши и из меню выберите соответствующую опцию:
Вставка @ в HTML код документа (веб-страницы)
Нам осталось обратить особое внимание на то, как написать значок собака при формировании HTML кода ( ?) документа, расположенного в интернете (например, страницы любого веб-сайта).
Вообще, в формате гипертекстовой разметки специальные символы (к которым можно отнести и @) записываются посредством кодирования по соответствующим международным стандартам.
Это важно в тех случаях, когда нет клавиши с нужным символом либо необходимо обеспечить его правильное отображение во всех без исключения веб-обозревателях, что при обычной вставке (с помощью вариантов копирования или с клавиатуры не всегда достижимо).
В Unicode, например, значок собачки представлен под номером U+0040 , а для его корректного отображения на веб-странице в HTML-коде можно применить записи как в десятичной системе счисления (@ ), так и в шестнадцатеричной (@ ).
Где еще используется знак собачка
Итак, мы определили, что commercial at чаще всего используется в адресах электронной почты. Но это не единственная область применения данного символа. Давайте, я перечислю еще некоторые сферы, где он используется:
- в протоколах передачи данных, самые известные из которых и ;
- в прикладном протоколе IRC (созданном для группового общения), который применяется для обеспечения обмена сообщениями в режиме онлайн;
- в языках программирования (C#, Pascal, Java, Python, Ruby, Perl, PHP, FoxPro, XPath, Transact-SQL и многих других), а также в ;
- в , где значок собачки ставится перед именем пользователя;
- в некоторых ролевых компьютерных играх для обозначения состояния игрока на данный момент.
Я перечислил те области, которые напрямую связаны с интернет-пространством. Но есть и такие сферы, в которых коммерческое эт тоже играет свою роль, а именно: в некоторых языках для специализированных обозначений, в молодежной независимой организации AIESEC (является ее символом во внутренней переписке), в химии и т.д.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня символ собака знают все. Это разделитель между наименованием хоста и именем конкретного пользователя в синтаксисе электронных адресов.
«@» является одним из самых популярных знаков на планете.
Ярким свидетельством мирового признания этого замысловатого знака можно считать то, что в начале XXI столетия Международным союзом по электросвязи он был добавлен в азбуку Морзе. Код сочетает пару букв латинского алфавита А и С (их совместное написание и есть @).
Но мало кому известна история возникновения «собачки». Я думаю, вам будет интересно узнать о ней подробнее.
Как появилась «собачка»?
Первый документ с данным знаком удалось найти в архиве Института экономтеории городка Прато итальянскому учёному Д. Стабиле. Это оказалось письмо флорентийского купца, датированное 1536 годом. В нем шла речь о приплывших в Испанию 3-х торговых судах. Среди грузов этих кораблей были особые сосуды для транспортировки вина, которые обозначались @.
Каким же было значение символа тогда? Проанализировав информацию о стоимости вина, вместимости всевозможных сосудов того периода, сопоставив полученные данные с системой мер тех времен, Стабиле решил, что символом «@» обозначали особую мерную единицу, заменяющую слово «амфора» (anfora). Данным словом ещё с античных времён именовали всеобщую меру объёма.
Известный исследователь Б. Уллман выдвинул иную теорию создания @. Согласно ей этот символ придумали средневековые монахи для минимизации популярного словечка «ad» – универсального термина, который обозначал «на», «в», «в отношении».
В португальском, французском и испанском языках на письме символом «собачка» обозначали термин «арроба» (меру веса около 15 кг).
А знаете ли вы, как на самом деле именуется «собака»? Официально этот символ звучит как «at». Начало свое он приобретает от счетов, где символ использовался в таком контексте:
7widgets@$2each = $14. Переводится это так: 7 штук по паре долларов равно 14$.
Поскольку «собачка» первоначально применялась в торговле, её поместили на клавиатуру всех без исключения печатных машинок. Этот значок был даже на клавиатуре изобретённой в конце XIX столетия первой пишущей машинки «Ундервуд». Только через 80 лет «собаку» можно было напечатать и на клавиатурах компьютеров.
Версия Интернета
Официальная история Глобальной паутины гласит, что своим появлением в адресах электронок символ «@» обязан компьютерщику Рэю Томлинсону, сумевшему в 1971 году отправить первое электронное письмо. Напечатав текст письма, Рэй задумался, как написать свой адрес.
А составил он его из названия компа (посредством которого была выполнена регистрация) и пользовательского имени. Для разделения этих частей Томлинсон использовал «собаку», так как этот знак не был использован ни в пользовательском имени, ни в имени компа.
Версии появления названия «собачка»
А почему именно «собака»? Есть несколько версий возникновения такого интересного названия.
Первая из них, конечно, гласит, что символ и в самом деле напоминает пёсика, который свернулся калачиком.
Другая версия связана с отрывистым звучанием at (так этот значок читается по-английски), крайне напоминающим собачий лай. А еще, если вы обладаете достаточно хорошим воображением, то можете рассмотреть в символе все буквы, из коих состоит слово «собака» (кроме «к», конечно).
Существует ещё одна легенда. Когда-то давно, ещё в эпоху первых компьютеров была такая игра под названием «Adventure». В этой игрушке нужно было ходить по сотворённым компом лабиринтам и собирать всевозможные клады, попутно сражаясь со страшными подземными монстрами.
Для графического создания лабиринта использовались символы «!», «+», «-», а игровой персонаж, сокровища и чудовища обозначались при помощи разных букв и знаков. Согласно сюжету игроку помогал его верный пёс, которого он посылал на разведку катакомб. Именно этот четвероногий помощник и обозначался значком «@».
Но это ли стало причиной появления общепринятого названия или знак выбрали создатели игры, поскольку символ уже так именовали? На данные вопросы легенда ответить не может.
Как «собаку» именуют в других государствах?
В России:
- крякозяброй, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и, конечно, собакой.
В Болгарии:
- кльомба, маймунско.
В Израиле:
- штрудель (водоворот).
В Нидерландах:
- apenstaarje (хвост обезьяны).
В Португалии, Франции, Испании:
- arrobase, arroba.
В Германии и Польше:
- обезьяна, хвост, ухо, скрепка.
В Сербии, Хорватии, Голландии, Румынии, Словении:
- тоже обезьяна.
В Италии:
- chiocciola (улитка).
В Дании, Норвегии, Шотландии:
- слоновый хвост, рыло.
В Словении и Чехии:
- рольмопс (сельдь под шубой).
В Греции:
- «мало макарон».
В Латвии:
- эта (заимствованное английское слово «eta» с добавленной к нему в конце литовской морфемой).
В Венгрии:
- клещ.
Во Вьетнаме:
- скрюченная «А».
В Турции:
- розочка.
В КНР и Тайване:
- мышонок.
В Америке:
- кошка.
В Финляндии:
- кошачий хвост.
Где ещё встречается «собака»?
Помимо «электронки» данный символ применяется целым рядом сервисов: Active Directory, Jabber, FTP, HTTP. В IRC его ставят пред именем оператора канала.
Данный знак весьма широко применяется в главных языках программирования:
- На Ruby — это индикатор поля для экземпляра класса.
- В Python – объявление детектора.
- Для Perl – индикатор массива.
- В Pascal означает взятие адреса.
- При работе на C# он используется с целью экранирования присутствующих в строке символов.
- Специалисты Java применяют его при создании объявления аннотаций.
- В РНР «собачкой» подавляют вывод ошибки либо предупреждают о ней, если она произошла при реализации задачи.
- На ассемблере MCS-51 являет собой префикс косвенной адресации.
- В XPath используется для сокращения аттрибута оси.
- Transact-SQL предписывает начинать имя локальной переменной именно с @, а глобальной переменной – с пары этих символов.
Сегодня «песик» используется практически во всех языках программирования, но стоит помнить, что мировую известность ему принесли все-таки .
Я думаю, вам было интересно прочесть эту статью. Хотите получать уведомления о новых не менее интересных редакциях? Тогда подпишитесь на рассылку. А также друзей пригласите, поделившись с ними ссылкой на материал в социальных сетях. До встречи!
С уважением! Абдуллин Руслан
В 1990-е годы, когда значок @ впервые пытались перевести на русский, существовало множество равноправных вариантов - «кракозябра», «закорючка», «лягушка», «ухо» и другие. Правда, в настоящее время они практически исчезли, а «собака» распространилась по всему Рунету и осталась, потому что любой язык стремится иметь только одно универсальное слово для обозначения чего бы то ни было. Остальные названия остаются маргинальными, хотя их может быть очень много. Например, в английском языке символ @ называют не только словами commercial at, но и mercantile symbol, commercial symbol, scroll, arobase, each, about и т. д. Откуда взялась ассоциация между главным компьютерным значком и другом человека? Для многих символ @ действительно напоминает свернувшуюся калачиком собаку.
Существует экзотическая версия, что отрывистое произношение английского at может напомнить собачий лай. Однако гораздо более вероятная гипотеза связывает наш символ с очень старой компьютерной игрой Adventure. В ней нужно было путешествовать по лабиринту, сражаясь с разными малоприятными подземными тварями. Поскольку игра была текстовая, сам игрок, стены лабиринта, монстры и клады обозначались различными символами (скажем, стены были постоены из «!», «+» и «–»). Игрока в Adventure сопровождал пес, которого можно было посылать с разведывательными миссиями. Обозначался он символом @. Возможно, именно благодаря этой ныне забытой компьютерной игре в России укоренилось название «собака».
В современном мире знак @ присутствует повсюду, особенно с того момента, как он стал неотъемлемой частью адреса электронной почты. Но этот символ задолго до компьютерной эры входил в раскладку стандартной американской пишущей машинки, а компьютерным стал лишь потому, что сравнительно мало использовался. Значок @ применяется в коммерческих расчетах - в значении «по цене» (at the rate). Скажем, 10 галлонов масла по цене в 3,95 доллара США за галлон будет кратко записываться: 10 gal of oil @ $3.95/gal. В англоязычных странах символ применяется и в науке в значении «при»: например, плотность 1,050 г/см при 15 °C будет записана: 1.050 g/cm @ 15 °C. Кроме того, знак @ полюбили и часто используют анархисты ввиду его сходства с их символом - «А в круге».
Однако его изначальное происхождение окутано тайной. С точки зрения лингвиста Ульмана, символ @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского ad («на», «в», «в отношении» и так далее), что очень напоминает его нынешнее использование. Другое объяснение дает итальянский ученый Джорджо Стабиле - он обнаружил этот символ в записях флорентийского купца Франческо Лапи за 1536 год в значении «амфора»: например, цена одной @ вина. Интересно, что испанцы и португальцы называют символ в электронных письмах именно «амфорой» (arroba) - словом, которое французы, исказив, превратили в arobase. Впрочем, в разных странах существуют самые разные названия для символа @, чаще всего зоологические. Поляки называют его «обезьянкой», тайваньцы - «мышкой», греки - «уточкой», итальянцы и корейцы - «улиткой», венгры - «червячком», шведы и датчане - «слоновым хоботом», финны - «кошачьим хвостом» или «знаком мяу», а армяне, подобно нам, - «песиком». Есть гастрономические названия - «штрудель» в Израиле и «рольмопс» (сельдь под маринадом) в Чехии и Словакии. Кроме того, часто этот символ называют просто «скрюченным А», или «А с завитком», или, как сербы, «чокнутым А». Впрочем, самая удивительная из современных историй, связанных с символом @, произошла в Китае, где знак банально называется «А в круге». Несколько лет назад китайская пара дала такое имя новорожденному. Возможно, знак стали воспринимать как иероглиф, символизирующий технический прогресс, и решили, что он принесет счастье и успех юному обитателю Срединной державы.