Заноза кг похищение детей цыганами. Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей
Греческие полицейские проводили обыск в цыганском посёлке. Обыск шёл довольно спокойно. В одном из домов полицейский зашёл в полутемную комнату, явно детскую: маленькая мебель, игрушки. Ребёнок тоже был здесь, он испугался чужих людей и спрятался с головой под одеяло. Полицейский собирался уйти, но заметил что-то светлое на подушке. Из-под одеяла выбивались тонкие белоснежные волосы.
Ребёнок оказался маленькой девочкой, светлокожей, голубоглазой. Когда полицейский взял её на руки, она зарыдала и стала звать маму. «У нас похищение человека», заявил офицер, выйдя с ребёнком из комнаты. Хозяйка дома переполошилась и принесла документы, в которых значилось, что девочка - её дочь. Но полицейские бумагам не поверили. Людей, которых плачущая девочка звала мамой и папой, арестовали, а её саму поместили в приют. Малышка была абсолютно здорова, врачи решили, что ей пять или шесть лет.
ДНК-тест показал, что девочка по имени Мария не состоит в родстве ни с кем из живущих в доме. Полиция объявила розыск родителей «белокурого ангела», как сразу окрестила ребёнка греческая пресса. В ту же неделю лавина обысков и проверок прошла в цыганских домах по всей Европе. В Ирландии изъяли из семей сразу двух белокурых детей, двухлетнего мальчика и девочку неполных семи лет. На них тоже были документы. Как рассказали семьи детей, изъятие происходило очень грубо. За девочкой пришли сразу десять офицеров.
Чтобы ускорить поиск родителей, волонтёры пустили информацию по социальным сетям. Заплаканная девочка смотрела с экранов компьютеров по всему миру. В России текст шёл с добавлением - возможно, украдена у русских туристов.
Вскоре случай Марии стал обрастать подробностями. «Родители» признали, что ребёнок им не родной, и заявили, что мать, будучи очень бедной, сама передала им малышку на воспитание. В прессе обсуждалось, что девочку, возможно, растили на продажу - или на органы, или педофилам. Нашлись свидетели тому, что девочка за деньги танцевала на улицах. Кроме того, у пары оказалось ещё несколько явно фальшивых документов на других детей.
Журналисты с азартом снимали светлых детей в таборах. Соседка арестованных дала интервью, в котором заявила, что девочку купили у её настоящих родителей, потому что своих детей у её «мамы» не было. Бабис Димитриу, глава Цыганской общины в Северной Греции, узнал малышку по необычной внешности и рассказал полиции, что «родители» её точно не похищали. Поскольку настоящая мать пыталась продать ещё ему на удочерение ребёнка сама в 2009 году, новорождённой. Она просила за девочку тысячу евро. И Бабис, и «родители» указывали, что мать девочки - болгарская цыганка.
Тем временем сотни родителей со всего мира, чьи маленькие дочери пропали без вести, сдавали кровь на ДНК в надежде, что нашли именно их ребёнка. Работники приюта объявили, что девочка уже успокоилась и чувствует себя хорошо. В интернете открыто призывали к погромам. Ирландцы проводили ДНК-тест изъятым детям. Греки передали информацию в Интерпол; теперь предполагалось, что девочку украли цыгане из Болгарии. Христос и Элевтерия, так звали людей, вырастивших Белокурую Марию, обвинялись теперь в покупке людей и подделке документов.
После проверок ирландцы вернули мальчика и девочку в те же семьи, в которых нашли: оказалось, что родители им действительно родители. Ситуация вышла неловкой. Ведь дети оказались изъяты из своих домов безо всяких признаков угрозы их жизни и здоровью, до всяких проверок. Родственники детей жаловались, что теперь и сами «проверенные» малыши, и сестра мальчика очень напуганы и мучаются от кошмаров.
Тем временем в Болгарии полиция отыскала женщину, пытавшуюся продать Марию Бабису Димитриу, цыганку по имени Саша Русева. У неё самой было восемь детей и, к немалому удивлению полицейских, большая часть из них была белокожими, с белыми или рыжими волосами. Сама Саша утверждала, что Мария - её родная дочь от мужа, Атанаса, а отдала она её Христосу и Элевтерии из-за бедности. История выглядела фантастической, поскольку Саша и её муж были ничуть не светлее приёмных родителей Марии. Если ирландские цыгане могли показать своих голубоглазых родственников, то Русевы происходили из цыганских семей самой обычной цыганской внешности.
И всё же ДНК-тест подтвердил слова Саши. И Мария, и все другие белокурые дети состояли с ней в ближайшем родстве. Кроме того, у неё был найден ген частичного альбинизма, который, видимо, проснулся в детях. После такого открытия греческие СМИ как-то подостыли к беде маленькой Марии; она перестала быть «ангелом» и стала просто незаконно удочерённой иностранной девочкой, получавшей греческие пособия.
Родные братья и сёстры Марии явно выросли в куда худших условиях, чем она сама. Даже частичные альбиносы нуждаются в защите от солнца, особенно такого жестокого, как в Греции и Болгарии. Саша Русева или не знала этого, или не могла обеспечить должный уход для детей по бедности. Они страдали от солнечных ожогов. Кроме того, жили очень кучно. Марию на самые солнечные часы приёмные родители отправляли в затемнённую комнату, ухаживали за её кожей и глазами. Она хорошо питалась и была даже выше своих сверстниц, спала в личной отдельной кроватке, у неё были игрушки. В общем, до того момента, когда вскрылось незаконное удочерение, продажа биологической матерью была для неё благом.
История Белокурой Марии открыла очень многое. Во-первых, не просто готовность, а желание верить в то, что цыгане воруют детей. Во-вторых, цыгане Европы наконец вслух заявили, что подобные случаи - когда детей изымают до всяких проверок - постоянны. Особенно страдают цыгане из Румынии, где процент светловолосых и светлоглазых выше, особенно среди детей - с возрастом они обычно темнеют. Даже уже разобравшись, власти далеко не всегда возвращают малышей назад - мол, в приюте или у опекунов им будет лучше.
В-третьих, потянув за ниточку, полицейские выяснили, что незаконное усыновление среди цыган Юга Европы процветает. Одни матери идут на продажу детей от бедности, других заманивают на сезонные работы и уже там склоняют, деньгами или угрозами, расстаться с ребёнком. Не всегда тот же человек, что выкупает ребёнка, оставляет его себе, часто он ищет, кому продать его подороже. Основной целью, как считает полиция, является получение на детей пособий.
Люди, которых Мария всю маленькую жизнь называла мамой и папой и которые заботились о ней, сели в тюрьму по вполне правдивым обвинениям: они действительно купили человека (хоть и очень маленького) и оплатили подделку документов. Саша Русева, по слухам, отделалась условным сроком: суд принял во внимание наличие у неё малолетних детей. Пятерых из её детей забрала опека.
Мария остаётся в приюте, теперь она ничья не дочка и вряд ли станет. Назад Русевой её не отдадут, Христос и Элевтерия не считаются её родителями. Вероятность, что её удочерят греки, после того, как вся страна узнала, что она - всего лишь болгарская цыганка, невелика. В цыганскую семью её не отдадут, потому что нечего делать в цыганских семьях белокурым девочкам.
В общем, справедливость восторжествовала. Аминь.
Ольгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Её продали другой семье за пару серёжек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой. Приёмная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а её браться находятся в приёмной семье. Самой девушке было негде жить.
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, её машину угнали вместе с ребёнком. Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых серёжек. Теперь её звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приёмная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьёй. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: «Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных. Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с её мамой.
Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приёмной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для неё комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жильё, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у её матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живёт Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нём нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Местные жители редко видят Томару. Она ни с кем не общается, видят её только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
vДом Тамары, биологической матери Ольги Романович. Этот дом был признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям
Ольга Романович неохотно делиться подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий». Более того, дом в Цне, где прописана прописана Ольга, не пригоден для жизни. Его признали не соответвующим санитарным и техническим нормам.
Также выяснилось, что дом в Цне, в котором зарегистрирована Ольга Романович, не соответствует установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Учитывая вскрывшиеся факты, администрации Советского района пересмотрела своё решение.
Согласно с предложением общественной комиссии, сегодня было принято решение о постановке Ольги Романович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - рассказали в отделе жилищной политики администрации Советского района. - Это общая очередь, в ней стоит больше семнадцати тысяч человек.
Её знатоки помнят период гонений в Западной и немного в Восточной Европе, когда цыгане не имели возможность легального заработка и потому часто прибегали к воровству (но, заметьте, никогда к грабежам), а также были вынуждены передвигаться по ночам и прятаться в глухих лесах и пещерах.
Из-за такого образа жизни о цыганах начали ходить самые разнообразные легенды, естественно, страшные - что хорошего можно придумать о людях, спящих днём и передвигающихся ночью? Отголоски этих легенд можно найти и в современном искусстве: литературе, кинематографе, живописи. Итак, цыганам приписывались:
* Дьяволопоклонничество или язычество (что усугублялось тем фактом, что Бог по-цыгански "Дэвэл", а Бога цыгане поминают часто!).
* Вампиризм или услужение вампирам.
* Ликантропия (т.е. волчье оборотничество)
* Банальный разбой, но всё равно с последующим см. ниже
Вследствие этого им приписывались также
* Людоедство - оборотни едят людей, ясен пень, и сатанисты-язычники стопудово тоже.
* Похищение людей с целью полюдоедствовать, принести в жертву, выпить кровушки, провести кровавый ритуал и пустить на магические снадобья.
* Собственно владение чёрной магией, напрямую связанное с их сатанизмом-язычеством.
Естественно, наиболее лакомыми жертвами считались дети. Естественно, детей предупреждали о том, чтобы они были осторожны: в любой момент их может украсть цыган и съесть. Постепенно мифы о людоедстве равеялись (в отличие от некоторых других), однако мысль о том, что цыгане крадут детей (уже, правда, непонятно с какой целью) в человеческом сознании осталась. Что интересно, в России этот миф тоже есть, однако непохоже, чтобы когда-нибудь детская страшилка здесь дополнялась этим "...и съест". Когда я спрашивала людей, использующих эту страшилку, почему же цыгане украдут детей, т.е. как они могут объяснить или объясняют это детям, они говорили: "потому что красивый". Т.е. в России, похоже, традиционно было принято объяснять этот миф пристрастием цыган к красивому, что, согласитесь, большая разница.
Так, а теперь могу я вас попросить, накидать мне для иллюстрации примеров описанных выше легенд о цыганах?
Вот я навскидку вспоминаю:
"Дракула" Брэма Стокера, цыгане - помощники вампира;
"Снежная королева" Г.Х.Андерсена, лесные разбойники-людоеды смуглы, если судить по описанию маленькой разбойницы и её мамы, похоже на отголосок мифов о цыганах;
"Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, цыгане названы язычниками-солнцепоклонниками и крадут ребёнка с неясными целями;
"Зелёная мать" Энтони Пирса; цыганский табор пытается выкрасть двух девочек, находящихся под защитой дриад, с целью сделать их цыганками (?..); дриаду при этом чуть не убивают.
Дополнение от mareicheva
:
"Женитьба Фигаро", Бомарше - главного героя в детстве похищают цыгане, с целью, которая так и не раскрыта в произведении;
Опера "Трубадур" - цыганка Азучена похищает графского ребенка, мстя за мать и в помрачении бросает его в огонь (ну, тут мы хотя бы видим некий смысл её действий, так что из общего фона несколько выбивается...);
"Пёстрая лента" Конан Дойля, цыгане дружат с главным злодеем и убийцей.
Дополнение по следам khe12
:
Единственный цыган-персонаж в рассказе об Анжелике ("маркизе ангелов") красив собой, но обнаруживается в шайке бандитов и сам является атаманом одной из банд. Там же есть неперсонифицированные цыгане, которым разбойник из другой шайки продал сына Анжелики (судя по описанию, его собиралась усыновить одна из цыганок; если бы это писали во времена Анжелики, думаю, его бы откармливали для съедения!).
От geneus
тоже дополнение:
В романе Вальтера Скотта "Квентин Дорвард" цыгане, исполняющие роль посланников короля, то бишь роль положительную, тем не менее описываются язычниками. Однако к воровству, которым в те времена цыгане действительно сильно грешили, автор относится снисходительно. Вот исполненный тонкой иронии диалог-рассуждение о том, почему в Шотландии не любят цыган:
" - Шотландия слишком холодна для саранчи и слишком бедна для воров, -
сказал Каннингем.
- А может быть, и то, что наши горцы не потерпят других воров, кроме
своих собственных, - заметил Гутри.
- Эй, ты, - сказал Меченый, - не забывай, что я сам уроженец горного
Ангюса и что почти все горцы Глена - мои благородные родственники! Я не
потерплю, чтобы горцев поносили в моем присутствии!
- Но не будешь же ты отрицать, что они воруют скот? - сказал Гутри.
- Угнать стадо овец - еще не значит быть вором, - возразил Меченый. -
Я готов утверждать это где угодно."
Кстати, в мультике Бременские музыканты атаманша - цыганка, и это не случайно, это соответствует фольклору Германии, где и происходит действие мультика...
UPD: фильм "Wolfsbayne" (Волчья охота). Средневековье. Цыгане объявлены племенем Сатаны и подлежат уничтожению. Вместе с оборотнями, которые тоже объявлены вне закона. По сюжету те и другие - хорошие, но это явно отзеракливание, выворачивание традиционной точки зрения и продолжение традиционного сюжета "цыгане+оборотни"
Видеть цыган - вам сделают деловое предложение, которое позволит вам быстро и легко поправить ваше финансовое положение. Впрочем, вам нужно быть начеку: ваши деловые партнеры - люди не промах и могут в любой момент обыграть вас.
Гостить в цыганском таборе - познакомитесь с интересными людьми, у которых множество полезных связей. Из этого знакомства вы можете извлечь неплохую выгоду, однако вам и самим придется что-то дать взамен.
Если во сне цыганка гадала вам - скоро вам сообщат важную информацию, и если вы используете ее с умом, дела ваши поправятся.
Если вам снилось, что цыгане попрошайничают, но вы им ничего не дали, - друзья поступят с вами некрасиво.
Наряжаться цыганом или цыганкой - вам удастся перехитрить своих конкурентов.
Слышать цыганские песни и видеть цыганские танцы - будете увлечены новым интересным заданием.
Петь и плясать самому - вам удастся вовлечь в свое дело людей, которые принесут вам удачу.
Представьте, что вы дарите цыганам хорошие подарки, а взамен они дарят вам лошадь.
Подпишись на канал Сонник!
Сонник - Цыгане
Сон о цыганском таборе символизирует запутанность Вашей интимной жизни, Вам потребуется немало сил, чтобы привести отношения с представителями противоположного пола в порядок.
Женщина, которой снится, что ей гадает цыганка, выйдет замуж слишком поспешно. А если она уже замужем, отравит себе существование беспочвенной ревностью.
Если Вам снится, что Вы что-то покупаете у цыган, значит, наяву встретитесь с красивой, но коварной особой, из-за которой переживете немало неприятностей.
Танцующая цыганка предвещает Вам роковую любовь с трагическим исходом. Для женщины любовь к цыгану, испытанная во сне, предвещает одиночество после вероломной измены возлюбленного; для молодой девушки – любовь к человеку, которого не одобрят ее родители.
Толкование снов изОльгу Романович из Минска в четыре года похитили цыгане. Её продали другой семье за пару серёжек. Девочке дали другое имя, она выросла в таборе, но всегда чувствовала себя чужой. Приёмная бабушка рассказала ей правду перед смертью и сказала ей найти родную мать. В 20 лет Ольга разыскала свою семью. Оказалось, родителей лишили прав опеки, а её браться находятся в приёмной семье. Самой девушке было негде жить.
Цыгане похитили девочку, когда ей было четыре. Они попросили маму Оли Тамару купить им сигарет, пока женщина была в магазине, её машину угнали вместе с ребёнком. Девочку продали цыганской семье в приграничный город Сороки за пару золотых серёжек. Теперь её звали Мария Превда.
Воспитанием девочки занималась приёмная бабушка. Цыганка хорошо относилась к ней, но Ольга не ощущала родства с семьёй. В 73 года бабушка скончалась. Перед смертью она сказала внучке: «Ищи свою настоящую мать. Если бы я знала, кто она, я бы тебе это рассказала».
Четыре года назад Ольга разыскала родных. Встреча принесла не только радость. Девушка с болью рассказывает, что стало с её мамой.
Я плакала. Моя мать очень больна. Она не живет, она просто существует. Она живет в своем собственном мире, и я не хочу причинять ей боль. Я не осуждаю свою мать за то, что со мной случилось. У моей матери была тяжелая жизнь. Она не виновата в случившемся, так сложилась судьба.
У Ольги двое братьев, они живут в приёмной семье. У самой девушки нет дома. Власти Минска выхлопотали для неё комнату в общежитии. Романович пыталась встать в очередь на жильё, но раз за разом получала отказ. Столичная прокуратура выяснила, что у Ольги есть право претендовать на квартиру, несмотря на наличие дома у её матери.
Дом матери Ольги Романович находится в микрорайоне Цна. Раньше он был деревней, а сейчас входит в состав Минска. Здесь современные коттеджи построены по соседству со старыми домами. Тот, в котором живёт Тамара, и вовсе неприметен. Жить в нём нельзя. Женщине пришлось переселиться в вагончик.
Где-то писали, что Томкин дом кирпичный, на две квартиры, но это не так. Это ж дом ее племянницы! А сама Тамара живет в вагончике на огороде… У нее обычная хата, стоит сразу за домом племянницы, но жить в ней нельзя. Люди рассказывали, что пол в хате провалился, потолок прогнил. Вот и перешла она в этот вагончик.
Местные жители редко видят Томару. Она ни с кем не общается, видят её только у колонки с водой.
Вряд ли вы с ней поговорите, даже если увидите. Она больна, ходит с отрешенным видом… Ольгу, девочку ее, тут никто не помнит, историю ее исчезновения узнали лишь тогда, когда она нашлась. Тут она не появляется.
Дом Тамары, биологической матери Ольги Романович. Этот дом был признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям
Ольга Романович неохотно делиться подробностями своей жизни.
Живу в общежитии, жду, когда решится вопрос с очередью, - скупо отвечает на вопросы девушка.
Согласно материалам прокуратуры, девушка писала заявление в администрацию Советского района с просьбой поставить ее на учет нуждающихся как «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ей отказали из-за совершеннолетнего возраста и отсутствия регистрации в Минске в течение десяти лет. Ольга обратилась в прокуратуру, чтобы разобраться в законности этого решения.
Выяснилось, что в администрации не учли обстоятельства, при которых Ольга осталась без жилья. Прокуратура установила, что «перемена места жительства заявительницы обусловлена исключительно преступными действиями третьих лиц, не позволившими ей своевременно реализовать гарантированное государством право на улучшение жилищных условий». Более того, дом в Цне, где прописана прописана Ольга, не пригоден для жизни. Его признали не соответвующим санитарным и техническим нормам.
Также выяснилось, что дом в Цне, в котором зарегистрирована Ольга Романович, не соответствует установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Учитывая вскрывшиеся факты, администрации Советского района пересмотрела своё решение.
Согласно с предложением общественной комиссии, сегодня было принято решение о постановке Ольги Романович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, проживающего в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - рассказали в отделе жилищной политики администрации Советского района. - Это общая очередь, в ней стоит больше семнадцати тысяч человек.
Вагон, в котором живет Тамара