За что осудили серебренникова. Что происходит с Кириллом Серебренниковым и его «Гоголь-центром
Правообладатель иллюстрации
Басманный суд Москвы отправил художественного руководителя "Гоголь-центра " Кирилла Серебренникова, обвиняемого в крупном мошенничестве, под домашний арест до 19 октября, передает корреспондент Русской службы Би-би-си из зала суда.
Таким образом суд удовлетворил ходатайство следствия и согласился с доводами о том, что Серебренников может оказать давление на свидетелей.
Домашний арест режиссер будет отбывать в своей квартире на Пречистенке. Серебренников сможет посещать театр с письменного разрешения следователя.
Защита режиссера собирается обжаловать решение суда. "У нас есть на обжалование три дня, мы обязательно это сделаем", - заявил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов.
Когда судья Елена Ленская оглашала решение, люди, собравшиеся у здания суда, скандировали: "Позор!"
Министр культуры России Владимир Мединский прокомментировал решение суда более сдержанно. "Никакого политического или экономического заказа нет", - сказал он журналистам, сославшись на "свои источники".
На вопрос Би-би-си, вызывали ли министра или его подчиненных на допрос, Мединский ответил: "Меня нет. Вызвали коллег из профильного департамента. Это департамент Андрея Малышева, который занимался оформлением бумаг для Серебренникова. Спросили: ваша подпись, не ваша? Но это все [выделение грантов Серебренникову] было при предыдущем руководстве департамента, там была Софья Апфельбаум. Сейчас никаких вопросов у следственных органов к минкультуры нет".
Как проходило заседание
В начале заседания Харитонов передал суду список поручившихся за Серебренникова. Среди них певец Филипп Киркоров, телеведущий Андрей Малахов, директор Большого театра Владимир Урин, режиссер Федор Бондарчук, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, писательница Людмила Улицкая и другие.
В зале не было близких родственников Серебренникова, однако, по его просьбе, на заседание пустили его знакомых и актёров "Гоголь-центра": Викторию Исакову, журналиста Ксению Ларину, режиссеров Андрея Смирнова и Алексея Мизгирева.
Следователь, выступая в суде, заявил, что вина Серебренникова подтверждается показаниями бывшего директора "Седьмой студии" Юрия Итина и бухгалтера Нины Масляевой. Кроме того, указал следователь, режиссер высказывал намерение выехать за границу, у него есть вид на жительство в Латвии.
Прокурор согласился, что подозрения в адрес Серебренникова обоснованны, и материалы дела свидетельствуют о том, что преступление было совершено.
Адвокат настаивал, что ходатайство следствия необоснованно. Защита просила суд рассмотреть вопрос о том, чтобы разрешить Серебренникову посещать театр и съемки фильма. Также защита предложила внести залог, который эквивалентен сумме, якобы причиненного Серебренниковым ущерба.
Залог вызвалась внести главный редактор журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова.
"Я на 100% уверена, что Кирилл не имеет отношения к преступлению. Я готова внести залог, чтобы великий человек не сидел в СИЗО, чтобы не было ощущения, как в старые тёмные времена, когда талантливые люди погибали вместо того, чтобы работать", - сказала она, выступая в суде.
Сам Серебренников говорил, что не виноват и просил суд его отпустить.
"Я бы хотел, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Обвинения кажутся абсурдными и невозможными. Я честно работаю много лет в России, делаю спектакли, снимаю фильмы. Я в данный момент снимаю фильм, его надо доснять, - заявил Серебренников, - У меня нет мотивации убегать. На стадии следствия я не убегал и не пытался скрыться. По любому звонку я приезжал на допрос. Со следствием сотрудничал, рассказывал всю правду, которая заключается в том, что проект "Платформа" был, деньги, выделенные государством, были на него потрачены. Я им горжусь".
Акция возле суда
Накануне вечером друзья Серебренникова, в том числе деятели искусства и журналисты, в соцсетях призывали принять участие в акции у Басманного суда. О необходимости поддержать режиссера в своем "Фейсбуке" писала и пресс-секретарь "Гоголь-центра" Дарья Аленина.
Начало заседания по избранию меры пресечения Серебренникову было назначено на 12:00. Около 11:30 у суда начали собираться люди. Среди них - телеведущий Леонид Парфенов, журналисты Елена Чекалова и Сергей Пархоменко, режиссер Борис Хлебников, главный редактор российской версии журнала Hello! Светлана Бондарчук.
Image caption Полиция потребовала, чтобы собравшиеся у здания суда не выходили на дорогуПарфенов сказал Русской службе Би-би-си, что еще полгода назад задержание Серебренникова невозможно было себе представить. "Теперь, оказывается, возможно. Вот с этим опытом и будем жить дальше", - сказал он.
Бондарчук на вопрос корреспондента Би-би-си ответила, что не вникала в юридические подробности дела, однако форма, которую оно приняло, "заставляет задаться вопросом, не политическое ли оно".
Сотрудники полиции просили собравшихся уйти с проезжей части. К зданию суда подъехали автозаки.
Примерно в это же время, когда собрались сторонники Серебренникова, сам режиссер был доставлен в суд. Телеканал "Дождь" показал, как судебные приставы в масках завели режиссера в зал заседаний, при этом подталкивая его.
В зале Серебренникова поместили в клетку для задержанных.
Правообладатель иллюстрации Stanislav Krasilnikov/TASSИз свидетеля в обвиняемые
В ночь на 22 августа Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге и доставлен в Следственный комитет в Москву, где ему предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.
Следствие считает, что Серебренников организовал хищение 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах Минкультом на реализацию проекта "Платформа". Бюджетные деньги получала некоммерческая организация Серебренникова "Седьмая студия".
Media playback is unsupported on your device
Дело Серебренникова: как развивались событияКак заявили в СК, режиссер был допрошен как обвиняемый, но вины не признал. Ночь он провел в изоляторе временного содержания на Петровке.
В изоляторе Серебренникова посетили правозащитники, которым режиссер заявил, что поражен предъявленным ему обвинением. Ранее по делу о мошенничестве с бюджетными деньгами Серебренников проходил в качестве свидетеля.
В конце мая в рамках этого дела были арестованы бывший гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин и бывший главный бухгалтер организации Нина Масляева. В июне суд арестовал также экс-директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского.
По версии следствия, они "ежегодно в период с 2011 по 2014 годы разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта "Платформа", содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости, после чего представляли данные планы в министерство культуры России в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования".
Во вторник, 22 августа, в СК заявили, что в деле появилась еще одна обвиняемая - исполнительный продюсер спектакля "Сон в летнюю ночь" Екатерина Воронова. Она объявлена в розыск.
Кирилл Серебренников - один из самых известных театральных режиссеров в России, лауреат многочисленных наград, в том числе "Золотой маски" за спектакль "Отморозки", поставленный "Седьмой студией" в 2012 году.
Кто поручился за Серебренникова :
Филипп Киркоров, певец
Андрей Малахов, телеведущий
Александр Калягин, председатель С оюза театральных деятелей
Владимир Урин, директор Большого театра
Евгений Миронов, руководитель Театра наций
Федор Бондарчук, режиссер
Константин Райкин, руководитель театра " Сатирикон "
Данила Козловский, актер
Нюта Федермессер, президент благотворительного фонда " Вера "
Авдотья Смирнова, телеведущая
Игорь Верник, актер
Валерий Гаркалин, актер
Виктория Исакова, актриса
Елизавета Боярская, актриса
Чулпан Хаматова, актриса
Николай Картозия, президент телехолдинга " Профмедиа "
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи
Алексей Герман, режиссер
Людмила Улицкая, писательница
Ксения Раппопорт, актриса
Семен Слепаков, продюсер
Лев Додин, режиссер
Иван Ургант, телеведущий
Ксения Собчак, телеведущая
Максим Виторган, актер
Алексей Мизгирев, режиссер
Константин Хабенский, актер
Николай Сванидзе, журналист
Андрей Смирнов, режиссер
Следственный комитет России задержал столичного режиссера и художественного руководителя московского театра «Гоголь-Центр» Кирилла Серебренникова по подозрению в организации мошенничества в особо крупном размере.
Позиция следствия
«Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011–14 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников», - говорится в официальном сообщении Следственного комитета, которое озвучила пресс-секретарь СКР Светлана Петренко .
Согласно версии следствия, преступные действия Серебренникова осуществлялись им в сговоре с другими должностными лицами - экс-директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобородским , а также руководителями специально созданной для данных целей некоммерческой организации «Седьмая Студия»: генеральным директором Юрием Итиным и бухгалтером Ниной Масляевой .
Данная версия следствия базируется на показаниях самой Масляевой, которая была арестована еще в мае 2017 года, когда в «Гоголь-центре» и дома у Серебренникова прошли обыски по делу о хищении госсредств.
Весной худрук «Гоголь-центра» и, одновременно, учредитель «Седьмой студии» проходил по делу как свидетель, однако уже тогда СКР заподозрил Серебренникова в организации преступной группы с целью расхищения денег, выделенных Министерством культуры РФ на поддержку театра.
Впоследствии Масляева дала признательные показания, которые были озвучены судьей на заседании в Мосгорсуде, где рассматривалась жалоба на продление ареста Малобродскому, взятого одновременно с Масляевой. Согласно этому заявлению, Масляева прямо обвинила худрука в организации преступной группы:
«Кирилл Серебренников разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», - утверждает она.
По версии следствия, Минкульт выделил «Седьмой студии» 68 миллионов рублей для организации театральных постановок, в том числе - спектакля «Сон в летнюю ночь». Однако Итин, Малобродский и Масляева по сговору с Серебренниковым решили похитить часть этих денег, что было скрыто подложными финансовыми документами по фиктивным расходам на организацию спектакля.
В действительности, как считает следствие, такого рода затрат «Седьмой студией» понесено не было, что и привело к хищению более двух миллионов рублей.
Оправдания Серебренникова и возможный приговор
Кирилл Серебренников возглавлял творческую работу «Гоголь-центра» с 2012 года. Официально он не являлся директором театра, как не является и сейчас, однако именно под его имя Министерство культуры осуществляло адресную поддержку «Гоголь-центра» в рамках системы государственных грантов на развитие культуры.
За время пребывания нынешнего фигуранта уголовного дела на посту худрука театра «Гоголь-центр» и лично Серебренников неоднократно удостаивались высоких российских и международных наград. Последней из них, «Европа - новая театральная реальность», режиссер удостоился уже в этом году и должен был получить в руки в декабре 2017 года в Риме.
Однако, судя по всему, теперь это стало невозможным - у СКР появились прямые доказательства вины Серебренникова.
Согласно заявлениям самого худрука, попытка обвинить его в нецелевом использовании бюджетных денег, а тем более - в мошенничестве и создании преступной группы, «абсурдна и шизофренична». По его словам, спектакль «Сон в летнюю ночь» был сыгран в рамках проекта «Платформа» более 15 раз и все расходы на его проведения были реальными.
С другой стороны, нынешнее руководство «Гоголь-центра» подчеркнуто не дает никаких комментариев по ходу ведения дела «Седьмой студии», предпочитая опираться на выводы следствия, нежели на прошлые или нынешние заслуги и регалии своего художественного руководителя.
22 августа 2017 года российского режиссера Кирилла Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве.
Как сообщили в Следственном комитете, ведомство еще не обращалось в суд с ходатайством об аресте. В ближайшее время ему должны предъявить обвинение. По версии следствия, режиссер в 2011-2014 годах организовал хищение «не менее 68 миллионов рублей», выделенных на его театральный проект «Платформа».
При этом уже известно, что дело против Серебренникова возбуждено по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере), которая предполагает до десяти лет лишения свободы. По данным источников прессы, Серебренникова могут поместить в СИЗО или отправить под домашний арест.
Сегодня российская пресса со ссылкой на источники в СК пишет, что «в деле есть в том числе свидетельские показания не только Масляевой, но и других лиц. Следствие собрало достаточно оснований для того, чтобы его [Серебренникова] статус изменился со свидетеля на подозреваемого».
Показания по уголовному делу против режиссера Кирилла Серебренникова дали несколько сотрудников бухгалтерии его театральной компании «Седьмая студия». Об этом со ссылкой на неназванный источник сообщает «Интерфакс».
Собеседник агентства заявил, что показания дала не только арестованная бывший главный бухгалтер компании Нина Масляева, но и сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и «другие лица»
До этого режиссер отдал правоохранителям загранпаспорт. Недавно дома у Серебренникова и в "Гоголь-центре" прошли обыски. Серебренников тогда проходил по делу в качестве свидетеля, следователи отпустили его после допроса.
Напомним, что 24 мая Путин четко сказал, что обыски у Серебренникова проводят "дураки". Позже, 15 июня, на Прямой линии Путин ещё раз заявил, что проводить обыски с силовой поддержкой в театре «нелепо».
Напомним, в начале августа задержанная ранее экс-бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что Серебренников вместе с Алексеем Малобродским и Юрием Итиным создали эту театральную компанию для «реализации преступного умысла» на хищение выделенных бюджетных средств.
В результате этого следствие обвинение против фигурантов уголовного дела, по новой оценке ущерб составил 68 миллионов рублей. Ранее речь шла о о сумме в 3,5 миллиона рублей. Один из них касался того, что «Седьмая студия» якобы получила деньги на спектакль «Сон в летнюю ночь», но не поставила его. При этом постановка шла на «Платформе» и в возглавляемом Серебренниковым «Гоголь-центре».
Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения.
Кроме того, СМИ рассказали - компании скандально известного худрука получили господряды в его собственном театре на 4,8 миллиона рублей.
"Следствие обнаружило у Кирилла Серебренникова квартиру в Германии. Как сообщает телеграм-канал Mash, недвижимость в Берлине обошлась российскому режиссёру в 300 тысяч евро. Квартира была куплена 9 мая 2012 года, когда Минкульт занимался финансированием "Седьмой студии",- рассказывали журналисты.
"Также удалось установить схемы вывода бюджетных денег по фиктивным договорам на оказание услуг. Судя по документам, "Седьмая студия" закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь, но договоры оказались левыми, никаких услуг получено не было. В фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Теперь следствие выясняет, на что именно ушли выведенные деньги",- добавляли они.
Как пояснила Нина Масляева, бухгалтер «Гоголь-центра», которая подозревается в мошенничестве, что она по распоряжению Итина, Серебренникова и Малобродского «вносила ложные данные в финансовые отчетности».
Напомним, само дело по поводу хищения государственных средств в «Гоголь-центре» стартовало в мае 2017 года. Обыски в театре привлекли внимание общественности и СМИ, а для либеральной культурной интеллигенции стала поистине шоком, за которым последовали громкие протесты и обвинения в притеснениях.
По сути, имеет место качественно новая схема. Необходимо создать некую организацию, которая номинально должна заниматься культурным просвещением и под это дело тянуть средства у государства. Но подгонять под это соттветствующую отчетность.
Серебренников и компания этого не сделали. Стоит напомнить, что претензии к нему возникали и до 2014 года. Полиция приходила к нему по поводу спектакля «Отморозки» и соответствия этого спектакля законодательству РФ в части общественной морали и нравственности в 2013-м.
Позже режиссер возмущался по поводу «цензуры», того что «не хватает воздуха» и агитировал всех уходить непримиримую оппозицию. Теперь в телеграме пишут, что"ожидаем новой волны, даже цунами оправданий, объяснений, заламывания рук, открытых писем, "поравалить", а также хихиканья пропаганды "этот жену режет, тот телефоны отжимает, третий дочку голую снимает, а эти воруют".Впрочем, все это мы уже видели с Белых.Но сидит, бродяга".
Аавторы канала Mash пишуь, что " у Кирилла Серебренникова все плохо. В 2014 году наш худрук со своей АНО "Седьмая студия" заключил договор с Минкультом и получил от них субсидий на 66 с половиной миллионов рублей. На эти деньги надо было всего лишь продвинуть культуру в массы, а именно в регионы России. "Седьмая студия" в том же году заключила несколько договоров на почти 2 миллиона.
Угадайте, культуру в массы в итоге продвинули? Можем подсказать: блины мы до сих пор едим с лопаты, а Серебренникову грозит подписка о невыезде или еще что похуже".
По данным канала, "фрма АНО "Седьмая студия", руководство которой подозревают в хищении денег Минкульта, зарегистрирована в квартире самого Кирилла Серебренникова".
Разумеется, не без оснований. Уже появились факты того, что тендеры в кинотеатре Серебренникова выигрывали... компании, учредителем которых являлся Серебренников. Такие данные можно почерпнуть в базе «Спарк-Интерфакс». Та самая АНО «Седьмая студия» и фонд «Территория», учредителем которых является Кирилл Семенович, а также ИП Серебренников К.С. (ОГРНИП 307770000588280), созданное полным тезкой нашего героя за последние пять лет выиграли у театра, которым он сам же и руководит, тендеры на сумму почти в пять миллионов рублей.
И то сказать, мелочи какие. таким образом, вВ театре под руководством Кирилла Серебренникова ряд тендеров на сумму 4,8 млн руб. выиграли юрлица (в том числе ИП Серебренников К.С.), учредителем которых является Кирилл Серебренников.
Находясь на бюджетной службе, Кирилл Серебренников продолжал заниматься коммерческой деятельностью (в том числе выигрывая тендеры у собственного театра через ИП Серебренников К.С.).
При этом в «Гоголь-центре» происходит много хороших и правильных дел, например, для спектакля «Мученик» покупается зубная щётка за 1399 рублей.Комментарии, как говорится, излишни.
«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».
А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).
Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.
Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».
Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.
В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!
Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.
Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.
Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?
За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).
Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».
Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.
Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.
Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.
Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.
ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).
Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.
А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.
В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.
И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»
Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.
И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является известный режиссёр Кирилл Серебренников. По прогнозам, судебное разбирательство займёт два-три месяца, после чего будет вынесен приговор. сайт решил вспомнить, как начиналось дело, и рассказать о сути обвинения.
На скамье подсудимых помимо Серебренникова оказались директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум и продюсеры Юрий Итин и Алексей Малобродский. Всем фигурантам предъявлено обвинение в мошенничестве.
Уголовное дело было возбуждено ещё в 2015 году, однако общественности стало известно о нём лишь в мае 2017 года. Тогда же прошла первая волна арестов по делу. Самого режиссёра задержали лишь в конце августа в Санкт-Петербурге, прямо во время съёмок фильма «Лето». По решению суда он, как и большинство фигурантов, находится под домашним арестом. Только продюсера Малобродского следователи отпустили под подписку о невыезде, фактически с больничной койки, после того как суд дважды отказал следствию в изменении меры пресечения мужчине.
Однако рассмотрение по существу в самом начале затянулось. Адвокат Малобродского Ксения Карпинская заболела, а заседание пришлось отложить на неделю. Как и во время избрания меры пресечения, так и 7 ноября в суд пришло много сторонников Серебренникова. Среди них - деятели искусства, актёры театра и кино. Многие были одеты в футболки с надписью «Мой друг Кирилл Серебренников». После того как прокурор Олег Лавров огласил обвинительное заключение, подсудимые заявили о своей невиновности.
«Я не признавал и не признаю себя виновным. У них там сломался принтер, и они там одно и то же печатают. Ты понимаешь слова, но связать это в смысл не можешь» , - сказал Кирилл Серебренников.
Остальные фигуранты также поддержали режиссёра. Защита много раз указывала на один из основных тезисов обвинения - показания экс-бухгалтера «Седьмой Студии» Нины Масляевой. Она была задержана вместе с Итиным и Малобродским и находилась под арестом с санкции Пресненского суда Москвы. Позднее, когда дело перешло в ГСУ СК России, Басманный суд изменил ей меру пресечения на домашний арест по ходатайству следствия. Поводом послужили признательные показания женщины и сделка со следствием. Её дело выделено в отдельное производство. Суд пока не начал рассматривать дело по существу.
Сергей Пятаков/РИА Новости
По словам защитников, Масляева намеренно оговорила себя и других обвиняемых по указанию следствия. Кроме того, бывший бухгалтер скрыла предыдущую судимость, когда устраивалась работать в «Седьмую студию». Адвокат фигурантки, как и сама экс-бухгалтер, отказываются от комментариев.
«Я уверен, что подозрение и обвинение против Серебренникова ничем не обоснованы. Они основаны исключительно на показаниях Масляевой, которая оговаривает и себя, и Серебренникова» , - говорил адвокат режиссёра Дмитрий Харитонов в Московском городском суде осенью прошлого года.
Сам режиссёр в ходе своего допроса заявил, что не занимался финансовыми вопросами, а был художественным руководителем проекта «Платформа», где работал «с утра до ночи». По его словам, он получал зарплату в размере 100 тысяч рублей. Деньги ему выдавались наличными. Согласно документам, оглашённым в суде, средняя зарплата в «Седьмой студии» не превышала 40 тысяч рублей.
Ещё одна обвиняемая по данному делу - продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. Весной 2017 года она на туристическом автобусе покинула территорию России и уехала в Латвию. С санкции Басманного суда Москвы она арестована заочно.
Режиссёру предъявлено обвинение в хищении. По версии следствия, Серебренников, Малобородский и Итин похитили 133 млн из 214 млн рублей, выделенных в 2011–2014 годах некоммерческой организации «Седьмая студия» на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа».
Согласно данным следствия, при участии Серебренникова заведомо завышались количество и стоимость мероприятий, проводимых в ходе проекта «Платформа», заключались фиктивные договоры на проведение вымышленных мероприятий, а деньги похищались.
Фигурантов обвиняют по четвёртой части статьи 149 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Максимальная санкция предусматривает наказание в виде десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн рублей.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны