Вымышленные страны и города из игр. Выдуманные страны вселенной DC
Проект по литературе «Выдуманная страна»
по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»
5 класс
Проект выполнили:
учащиеся 5 класса МБОУ «СОШ п.Волжский» МО «Енотаевский район»
Наукенова Динара, Мудаева Иджилина, Сахтанова Эвелина, Тучина Екатерина.
Руководитель: учитель русского языка и литературы Петрова Раиса Валентиновна
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img1.jpg)
Цели проекта
- Создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения и представляют результаты своего исследования в форме проекта.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img2.jpg)
Задачи проекта
- способствовать развитию системного мышления учеников;
- содействовать развитию их речевой деятельности;
- способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;
- формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
- способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры общения, творческой активности;
- организация учебно-воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img3.jpg)
Гипотеза
- Моя родина и вымышленная страна. Где бы мне хотелось жить?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img4.jpg)
Собирание материалов к проекту
- Изучение биографии Л.Кассиля
- Ознакомление с полным текстом повести «Кондуит и Швамбрания»
- Создание собственной выдуманной страны
- Выводы
Лев Абрамович Кассиль
- Лев Кассиль родился 27 июня (10 июля ) 1905 год в Покровской слободе (ныне город Энгельс , Саратовская область ) в еврейской семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман.
- Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году .
- Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
- С 1923 года жил в Москве. В 1927 году окончил три курса физико-математического факультета МГУ . С 1925 года начал заниматься литературой. В 1928-1937 годах был очеркистом, фельетонистом и специальным корреспондентом газеты «Известия» . В 1937 году , а затем в 1941-1942 годах работал ответственным редактором журнала « Мурзилка » .
- В годы Великой Отечественной войны Л. А. Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. В 1947-1948 годах работал председателем комиссии по детской литературе СП СССР . В 1947-1949 годах был руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М. Горького .
- Как детского писателя его первым представил В. В. Маяковский (журнал « Новый ЛЕФ », 1927). Самое значительное из его произведений, « Кондуит и Швамбрания » (1928-1931), написанное на автобиографическом материале, рассказывает о жизни гимназистов в дореволюционной России.
- Автор идеи проведения Книжкиных именин , трансформировавшихся со временем в Неделю детской книги .
- В городе Энгельс существует Дом-музей Льва Кассиля и улица его имени, а в сквере его имени на Площади Свободы ему установлен памятник.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img6.jpg)
Повесть «Кондуит и Швамбрания»
- В конце зимы 1914 года отбывающие наказание в углу братья Леля и Оська неожиданно для самих себя открывают Великое государство Швамбранское, расположенное на материке Большого Зуба. Так начинается новая игра «на всю жизнь», и происходят удивительные события, и захватывает братьев вихрь головокружительных приключений…
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img9.jpg)
Гламуртания
- Наша страна Гламутания имеет форму сердца. Она включает в себя две области: Тевирп и Абжура.
- Главная достопримечательность Тевирпа – Молочное озеро.
- В Абжурде есть Шоколадские горы.
- Области разделяет река Н2О.
- Страна занимает целый материк и омывает его Море любви.
- Рядом находятся два острова: остров Ботан и Остров Побрякушек, где расположены курорты, принадлежащие гламуртянам.
- В этой стране никогда не бывает войн. Гламуртяне живут счастливо и дружно.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img10.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img11.jpg)
- С начала существования человечества у него зарождалось чувство любви к своей земле. Если бы человек не обладал этим чувством, он не знал бы своей истории, своего прошлого, а значит, не задумывался бы о будущем. История нашей Родины наполнена многими славными и горькими страницами. И работая над проектом, мы поняли, как мало мы еще знаем о своей стране.
- Что такое Родина? Для каждого человека она означает что-то своё, но для всех – это очень важное в жизни. В детстве Родина – это родной дом, родители, позже это понятие расширяется, и мы осознаём, что Родина огромна, она даёт нам силы, радость жизни. Родина бесконечна и величественна.
- Выдуманная страна прекрасна. Там нет войн и разрушений, там люди живут счастливо.
- Но мы живем в реальном мире и только от нас с вами зависит, в какой стране мы будем жить
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/f/3/e/f3e82558cc50e75eed40e36269f0c3ea72ef354d/img12.jpg)
Интернет – ресурсы:
- Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
- http:// infourok.ru/material.html?mid=65738
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_% D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http:// www.e-reading.club/book.php?book=26218
- http:// do.gendocs.ru/docs/index-110860.html
Всюду по истории английской литературы сотни авторов создали фантастические миры для своих заговоров и характеров, чтобы терять значение. Это иногда делается по причинам сатиры (при репрессивных правительствах) или только для прямого удовольствия. Это - выбор десяти лучших вымышленных земель в английской литературе.
10
Сказочные страны
H. П. Лавкрэфт.
Сказочные страны - вымышленное местоположение в Цикле Мечты Х. П. Лавкрэфта. Это - также урегулирование для многих подделок, написанных другими авторами. Сказочные страны - обширное, дополнительное измерение, которое может быть введено через мечты, подобные звездному проектированию или ясное полный сновидений. Опытные мечтатели среди самых влиятельных жителей Сказочных стран и могут стать его постоянными жителями после своих физических смертельных случаев. Сказочные страны могут быть введены другими способами, включая физически. Это обычно требует прохождения через очень опасные области и бодрствующего мира и Сказочных стран. Следовательно, реальная смерть становится риском. Однако, посетитель действительно получает длительную продолжительность жизни уроженца Сказочных стран, таким образом, время путешественника там больше не ограничено продолжительностью сна ночи на земле. Хотя термин Сказочные страны как правило относится к измерению, доступному человеческими мечтателями, у других населенных планет могут быть свои собственные сказочные страны. Достижение этих других сфер от земных Сказочных стран является возможным, но трудным. Потоки времени при различном уровне в Сказочных странах каждый час на земле представляют неделю или более там. Следовательно, путешественник может провести месяцы в Сказочных странах во время сна единственной ночи на земле. К счастью, для мечтателей, жители Сказочных стран или долговечны или бессмертны, если они избегают раны или болезни. [ источник]
9
Pellucidar
Эдгар Райс Берроуз.
Pellucidar - вымышленная Полая Земная обстановка, изобретенная создателем Tarzan Эдгаром Райсом Берроузом для серии историй приключения действия. В известном пересекающемся событии между сериалом Берроуза есть история Tarzan, в которой Человек Обезьяны находит свой путь в Pellucidar. Истории первоначально вовлекают приключения добывающего наследника Дэвида Иннеса и его друга изобретателя Абнера Перри после того, как они используют железный мол, чтобы рыть 500 миль в корку земли. Среди более поздних главных героев местный человек пещеры Танэр и дополнительные посетители от поверхностного мира, наиболее особенно Tarzan. Первобытные люди и доисторические существа, особенно динозавры, населяют Pellucidar. Областью, в которой Иннес и Перри первоначально оказываются, управляют города Mahars, умные летающие рептили и, напоминающие птерозавров с опасными эстрасенсорными способностями, которые держат местный людей Каменного века в покорении. Иннес и Перри в конечном счете объединяют племена, чтобы свергнуть область Мэхарса и установить человеческую Империю Pellucidar в его месте. В то время как Mahars - доминирующие разновидности в романах Pellucidar, они кажутся ограниченными своей горсткой городов. Перед их ниспровержением они используют Sagoths, гонку мужчин гориллы, которые говорят на том же самом языке как обезьяны Тарзэна, чтобы провести в жизнь их правило по человеческим племенам в области, которой они управляют. [ источник]
8
Neverland
J. М. Барри.
Neverland (также названный никогда Никогда Не Приземляются, Никогда Земля и другие изменения) является вымышленным островом и придуманным миром, показанным в игре Питер Пэн, или Мальчик, Который не Рос бы шотландским автором Дж. М. Барри, его последующий роман Питер и Венди, и более поздние работы другими. Пребывая в Neverland, люди могут прекратить стареть; поэтому, Neverland часто замечается как метафора для вечного детства (и ребячливость), бессмертие, и бегство от действительности. Роман 1911 года объясняет, что Neverlands найдены в умах детей, и хотя они - всегда более или менее остров, и у них есть фамильное сходство, они не то же самое от одного ребенка к следующему. Например, у Джона дарлинга была лагуна с фламинго, пролетающими над этим, в то время как у его маленького брата Майкла был фламинго с лагунами, пролетающими над этим. В мире Neverland они говорят, что или часы Crocodiles или солнца и луны определяют то время. Это упомянуто в романе Питер Пэн, что есть еще много солнц и лун там чем в нашем мире. Согласно Питеру Пэну в Алом, Neverland проживает в море, известном как Море Одной тысячи Островов. В книге Питер исследует часть этого моря, проходящего островами различных размеров. Самой удивительной вещью, с которой сталкиваются на этом приключении, является Скала Естественного магнита: магнитная скала, которая разрушает Веселого Питера и SS Starkey наряду с этим. [ источник]
7
Шангри-ла
Джеймс Хилтон.
Шангри-ла - вымышленное место, описанное в романе 1933 года Потерянный Горизонт британским автором Джеймсом Хилтон. В книге Шангри-ла - мистическая, гармоничная долина, мягко управляемая от lamasery, приложенного в западном конце Гор Kunlun. Шангри-ла стал синонимичным с любым земным раем, но особенно мифическим гималайским надолго счастливая земля, изолированная от внешнего мира. В новом Потерянном Горизонте люди, которые живут в Шангри-ла, являются почти бессмертными, живущими годами вне нормальной продолжительности жизни. Слово также вызывает образы экзотики Востока. История Шангри-ла основана на понятии Shambhala, мистического города в тибетской буддистской традиции. Есть много современных псевдолегенд Шангри-ла, которые развили сь с 1933 вслед за романом и фильмом, сделанным из этого. У нацистов был энтузиазм по поводу Шангри-ла, где они надеялись найти древнюю расу господ, подобную скандинавской расе, неиспорченной Буддизмом. Они послали одну экспедицию в Тибет, во главе с Эрнстом Шафером в 1938. Шангри-ла часто используется в подобном контексте, которому Сад Рая мог бы использоваться, чтобы представить прекрасный рай, который существует скрытый от современного человека. Это может иногда использоваться в качестве аналогии для пожизненных поисков или чего-то неуловимого, которое очень разыскивается. [ источник]
6
Narnia
C. С. Льюис.
Narnia - выдуманный мир, созданный К. С. Льюисом как основное местоположение для его ряда семи романов-фэнтези для детей, Хроник Нарнии. Мир является так называемым после страны Narnia, в котором имеет место большая часть действия Хроник. В Narnia могут говорить некоторые животные, мифические животные имеются в большом количестве, и волшебство распространено. Ряд отслеживает историю Narnia, когда люди, обычно дети, входят в мир Narnian от нашего мира, или Землю. Согласно мифологии ряда, Narnia был создан великим львом, Асланом, и переполнен говорящими животными и мифическими существами. К. С. Льюис, возможно, взял имя из итальянского города Narni, латинское имя которого было фактически, Narnia. Пейзаж родной Северной Ирландии Льюиса играл значительную часть в создании пейзажа Narnian. В его эссе По Историям Льюис написал, что Я видел пейзажи, особенно в Горах Mourne и на юг который под особым светом заставил меня чувствовать, что в любой момент гигант мог бы поднять его голову по следующему горному хребту. Мир Narnia - плоский мир в геоцентрической вселенной. Его небо - купол, через который не могут проникнуть смертные существа. Звезды Нарнии жгут гуманоидные существа. Его созвездия - результат мистического танца на небо, выполненное звездами, чтобы объявить о работах и прибытиях Аслана, создателя Нарнии. Звезды также устраиваются, чтобы позволить провидцам предсказывать определенные будущие события. [ источник]
5
Утопия
Св. Томас Мор.
Утопия - имя идеального общества, взятого из названия книги, написанной в 1516 Св. Томасом Мором, описывающим вымышленный остров в Атлантическом океане, обладая на вид прекрасным социо политикан юридическая система. Термин был использован, чтобы описать и намеренные сообщества, которые попытались создать идеальное общество, и вымышленные общества, изображаемые в литературе. Утопия иногда используется уничижительно, относительно нереалистичного идеала, которого невозможно достигнуть, и породил другие понятия, наиболее заметно антиутопия. Слово прибывает из греческого языка:, не, и, место, указывая, что Больше использовало понятие как аллегорию и не полагало, что такое идеальное место было реалистично возможно. Это стоит отметить, что омофон Eutopia, произошел из грека, хороший или хорошо, и, место, показывает двойное значение, которое было почти наверняка предназначено. Несмотря на это, самое современное использование термина Утопия неправильно принимает последнее значение, то из места совершенства, а не небытия. [ источник]
4
Мир Гулливера
Джонатан Свифт.
Lilliput и Blefuscu - два вымышленных островных государства, которые кажутся в романе 1726 года Путешествия Гулливера Джонатаном Свифтом. И изображаются как являющийся в Южном Индийском океане и населяются крошечными людьми, которые не шесть дюймов высотой. Канал отделяет два восемьсот ярдов шириной. Крошечные люди Lilliput и Blefuscu контрастируют с гигантами Бробдиньяга, которые также встретил Гулливер. В романе Гулливер моет руки на берегу Лили пута и захвачен жителями в то время как спящий. Он обнаруживает, что Lilliput и Blefuscu надолго в состоянии войны из-за различий о правильном способе съесть вареное яйцо от округленного конца согласно Blefuscudians, или от острого конца согласно Лили путам. Дополнительно, Путешествия Гулливера также включают землю Бробдиньяга; люди Бробдиньяга описаны как гиганты, которые столь же высоки как церковный шпиль и чей шаг составляет десять ярдов. Все другие животные и заводы, и даже природные объекты, такие как реки и даже приветствуют, находятся в пропорции. Крысы - размер больших собак, и мухи - размер птиц, например. [ источник]
3
Земля Унции
L. Франк Баум.
Унция, в первой книге Замечательный Волшебник Унции, которую отличают от родного Канзаса Дороти, не будучи цивили зованной; это объясняет, почему у Канзаса нет ведьм и волшебников, в то время как Оз делает. В третьей книге, Ozma Унции, Унция описана как волшебная страна, новая терминология, которая оставалась объяснять ее чудеса. Унция является примерно прямоугольной в форме, и разделенный вдоль диагоналей на четыре страны: Страна манчкина (но обычно называемый Munchkinland в адаптации) на Востоке, страна Winkie (названный Vinkus в Грешнике Грегори Магуайра и его Сыне продолжения Ведьмы) на Западе, (иногда Запад и Восток полностью изменены на картах Оза, см. Запад и Восток ниже), страна Gillikin на Севере, и Страна Quadling на Юге. В центре Оза, где крест диагоналей, легендарный Изумрудный Город, столица земли Оза и места монарху Унции, Принцессе Озме. Унция полностью окружена на всех четырех сторонах пустыней, которая изолирует граждан Оза от открытия и вторжения. В первых двух книгах это - просто пустыня, с только ее степенью, чтобы сделать это опасным для путешественника. [ источник]
2
Миры Элис
Льюис Кэрол.
Страна чудес (из Алисы в стране чудес) является странным и на вид сумасшедшим миром, который введен, заскакивая в кроличью нору. Животные действуют как нормальные люди. Физический размер так же как время относителен. Однако, история также частично имеет место в нашем реальном мире, где запуски Элис, сидя рядом с ее сестрой, и просыпаются в этом. В истории Страна чудес - придуманный мир. Однако, тематически, страна чудес не действительно другой мир. Это - фактически наш собственный мир, только замеченный через глаза ребенка. Мир Зеркала напоминает Страну чудес. Странные существа также населяют это, и странные вещи продолжают происходить. Этот мир может быть введен, проходя через зеркало выше дымохода в доме Элис. Поэтому, все в Стране чудес полностью изменено; книги находятся в письме зеркала и когда вы хотите пойти в определенное место, вы должны идти в противоположном направлении. Земля расположена как огромная шахматная доска, с небольшими ручьями, чтобы отметить края квадратов. Правила шахмат применяются, когда жители пытаются двинуться от одного квадрата до другого. Существа в мире Зеркала, кажется, являются немного менее сумасшедшими чем существа в Стране чудес. В конце мир Зеркала, оказывается, придуманный мир также, и может также быть замечен как метафора для нашего собственного взрослого мира.
1
Средняя земля
J. Р. Р. Толкиен.
Средняя земля обращается к вымышленным землям где большинство историй автора Дж. Р. Р. Толкиен имеет место. Истории Толкиена ведут хронику борьбы, чтобы управлять миром (названный Ардой) и континент Средней земли, между ангельским Valar, Эльфами и их союзниками среди Мужчин; и демонический Melkor или Morgoth (Vala зло, в которое попадают) и его фавориты, главным образом Orcs, Драконы и порабощенные мужчины. Толкиен подготовил несколько карт Средней земли и областей Средней земли, в которой имели место его истории. Некоторые были изданы в его целой жизни, хотя некоторые из самых ранних карт не были изданы до окончания его смерти. Главные карты были изданными в Хоббите, властелине колец и Silmarillion. Толкиен сказал, что его Средняя земля расположена на нашей Земле, но в вымышленный период, в прошлом оценивающий конец Третьего Возраста приблизительно к 6 000 лет перед его собственным временем. Он должен был позже опровергнуть это понятие, и заявить, что Средняя земля не была в физически отдаленное время, а скорее на различной стадии воображения.
Названия вымышленных стран в мифах, как правило, связаны с космогоническими представлениями народов древности. Страна мыслилась как местопребывание божества или мифических царей, как центр модели космоса. Такова странаПІамбхала(Шамбала) в буддийской мифологии. По источникам, дающим ее описание, Шамбхала даже имеет определенную географическую локализацию: она находится севернее реки Сита (Тарим, Амударья или Сырдарья). Шамбхалу окружают восемь снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В центре их находится столица. В стране правят цари-жрецы, время правления каждого ив них - сто лет. Представление о Шамбхале связано также с понятием о мандоле - одном из основных сакральных символов буддийской мифологии. Это слово в древнеиндийском языке имело много значений: «круг», «колесо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание» и др. [Мифы народов мира, 1988, т. 2, с. 100]. Фактически ман- дала представляет собой модель Вселенной; центр ее изображается в виде лотоса. В Тибете и Монголии манда- ла часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандола, т. е. «мандала места обитания», и обозначения конкретных мандал: Яманта- кийн хото «место Ямантаки»).
О священной стране Шамбале складывались легенды, паломники отправлялись на ее поиски. Определенное сходство есть между легендой о Шамбале и алтайской легендой о таинственной заповедной стране Беловодье, которую тоже пытались искать. Поэт В. М. Сидоров в книге «Индийские сюжеты» (М., 1985, с. 87) говорит об этом так: «Может, в некоем неписанном своде утверждалась их тайная связь, если Шамбала, как Беловодье, Белым островом тоже звалась».
Характерно, что европейцы в эпоху средневековья свои представления о земном рае (Эдеме) связывали также с Азией. По мере дальнейших географических открытий земной рай относили все дальше к востоку - за Китай, Индию, Цейлон. В XII-XIII вв. рай стали помещать в недоступном районе Азии. Верили, что к раю нельзя приблизиться, так как его окружает огненная стена и вооруженный ангел охраняет единственные ворота . Греческие историки писали, что Александр Македонский очень хотел попасть туда и специально с этой целью предпринял войны на Востоке. Средневековый священник Меффрет утверждал, что Св. Василий и Св. Амвросий открыли ему, что рай находится на вершине очень высокой горы в Восточной Азии. В рукописи, находящейся в Британском музее, говорится, что рай избежал потопа, так как он подвешен между небом и землей на расстоянии 40 морских саженей выше, чем вершины самых высоких гор.
С древности у разных народов складывались представления о «блаженных» странах золотого века; легенды о них и путешествия с целью найти такие страны дали начало социально-утопическим мотивам в произведениях древности, средневековья и нового времени. Социально- утопические мотивы в произведениях романическо-гео- графического жанра рассмотрел JI. А. Ельницкий , автор многих интересных работ по исторической геогра-фии. Античные писатели упоминали об «Островах бла-женных», об острове Сирия, о саде Гесперид с золотыми яблоками, находящемся на дальнем западе, в Атланти-ческом океане. «Происхождение этих утопических идей, связанных с определенными географическими представ-лениями, коренится в древних религиозных верованиях, относящихся к культу божеств плодородия, в частности таких, как греческий Кронос и римский Сатурн, почи-тавшихся царями потустороннего царства блаженных и царями „золотого века", некогда якобы существовавшего на Земле и завещанного людям в будущем» [Там же, с. 76]. Зачатком нового жанра в литературе было описание Атлантиды в диалогах Платона «Тимей» и «Критий», а в дальнейшем по мере развития социально-утопических идей появлялось все большее количество вымышленных стран (многие из них располагались на экзотических островах или материках). В «Священной летописи» Эвге- мера (IV в. до н. э.) и в «Государстве Солнца» Ямбула (III в. до н. э.) - произведениях, известных лишь по краткому пересказу Диодора, описываются острова Панхайя и Солнечный, расположенные где-то к югу от Аравии среди вод Индийского океана. Их природные условия соответствуют островам Мадагаскар или Цейлон. В государствах этих нет частной собственности, управляют разумные жрецы, система распределения продуктов основана на принципе равенства. Труд есть первая необходимость, а справедливость - высшее благо.
В кельтской мифологии также были «острова блаженных», помещаемые на далеком западе, В ирландской саге «Плавание Брана» утверждается, что число этих островов было «трижды пятьдесят», в том числе известны названия Великая Земля, Земля жизни, Земля женщин и др., а также Аваллбн (от ирл. abal «яблоко»), на который, по преданию, фея Моргана перенесла смертельно раненного короля Артура после сражения при Камдане.
Именно кельтские мифы повлияли на создание арту- ровского цикла легенд в Британии, которые затем были литературно обработаны и явились источником вдохновения для многих писателей. Идеальной утопической страной легенд артуровского цикла был Логрис. Топография Логриса реконструируется в поэзии английского писателя Ч. Уильямса: там Логрис мыслится как символ природы, как микрокосм идеальной цивилизации. В конкретном географическом плане Логрис, или артуровская Британия, считается западной границей Византийской империи - символа порядка, единства и цели, а знаме-нитый сосуд Грааль, занимающий важное место в леген-дах, связывается исключительно с христианством .
В средние века создавалось много легенд о якобы существующих богатых и прекрасных странах. В XII в. в Европе распространились сведения о стране пресвитера Иоанна, могучей державе где-то на Востоке. Эта легенда держалась четыре века, несмотря на то, что никому не удавалось найти страну «царя-священника Иоанна». Аналогичным образом в период завоевания Южной Америки, т. е. в первой половине XVI в., среди испанцев распространилась легенда о стране Эльдорадо, в которой золото лежит грудами. Буквально имя означает «позолоченный человек» - исп. El Hombre Dorado. Поводом к созданию легенды послужил обычай у индейцев чибча- муисков совершать жертвоприношения в горном озере Гуатавита: человек, тело которого было натерто смолой и покрыто золотым порошком, нырял на середине озера и быстро плыл, чтобы смыть с себя позолоту. В провинцию Попаян - ныне один из штатов в южной Колумбии - нахлынули толпы авантюристов в поисках золота. Но к тому времени муиски уже не соблюдали обряда, и легенда о золотом человеке превратилась в легенду о золотой стране, которую искали в разных областях и не находили. Более того, многие экспедиции вступали в кровавые столкновения с индейцами или бесследно погибали от голода и болезней. Англичанин У. Рэли, организатор пиратских экспедиций в XVI в., использовал легенды о городах Эльдорадо и Маноа. Он якобы открыл Эльдорадо и мистифицировал Европу с помощью неправдопо-. добной географической литературы, написав книгу «Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи».
Счастливая страна присутствует и в фольклоре средневековой Европы. Как писал английский исследователь А. Мортон, «у народной Утопии множество имен, она фигурирует под разными образами. Это и английская страна Кокейн и французская Кокань. Это и Помора и Горная Бразилия, Гора Венеры и Страна Юности. Это и Люберланд и Шларафенланд, Рай бедняка и. Леденцовая гора» [Мортон, 1956, с. 18]. Так, Шларафен ланд в немецких народных сказках - страна молочных рек и кисельных берегов, страна, в которой не надо трудиться, но в которой неисчерпаемо изобилие. В английской и французской литературе XII-XIV вв. была популярна страна Кокейн, или Кокань, она стала известна во всей Западной Европе. Английская Кокейн расположена на островах к западу от Испании, а французская Кокань не локализована нигде. «„Нигде" - это значит повсюду, т. е. во вполне реальном окружающем средневекового человека мире, если этот мир будет подвергнут какой-то магической трансформации. Такая концепция вне реальной (и одновременно очень близкой к реальности) действительности не должна нас удивлять: она весьма типична для эпохи средних веков. Вспомним хотя бы куртуазную утопию „империи" короля Артура, которая, по крайней мере в ранних памятниках, ей посвященных, находилась нигде и повсюду, сложно коррелируя с окружающим средневекового человека реальным бы-том» [Михайлов, 1986, с. 214]. В Кокани сказочное изобилие еды и питья, прекрасные природные условия. В год собирают по четыре урожая, не прекращаются праздники, нет войн, все жители молоды, трудиться им не падо. При этом есть замечательное правило: наибольшие блага достаются тем, кто проводит свое время в полной праздности, спит. Вот как описывается страна Кокейн в современном стихотворном переводе с английского языка [Мортон, 1956, с. 263]:
В море на запад от страны Спейн [Испания] Есть остров, что люди зовут Кокейн. И хоть пройди весь белый свет, Страны богаче и лучше нет. Пускай прекрасен п весел рай, Кокейн куда прекраснее край!
А. Мортон полагает, что упоминание острова где-то на западе дает нам полное основание связать рассказ о нем с земным раем кельтской мифологии. В описании Кокейна много общего о языческим Островом яблок, или Помоной. Там есть и дворец или холм из стекла - неотъемлемая черта земного рая во всех мифологиях.
Название Кокань (Кокейн) объясняли по-разному, в том числе как «Кухонную» страну (ср. англ. to cook «готовить, стряпать», kitchen «кухня», лат. coquina, итал. cucina и т. д.). Другие исследователи усматривают близость имени Кокань к названию утопического города Коккугиа у Аристофана.
В XVI-XVII вв. в странах Западной Европы получил распространение жанр утопического романа, что было связано с развитием утопического социализма - учения об идеальном обществе, основанном на коллективной собственности, обязательном труде, справедливом распределении благ. Само слово утопия восходит к одноименному сочинению Т. Мора (1516 г.) и толкуется двояко: либо как «место, которого нет», Нигдейя, либо как «благословенная страна». Вымышленные утопические или антиутопические государства описываются и в произведениях Т. Кампанеллы «Город Солнца», Ф. Бэкона «Новая Атлантида», Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны» и др. В социально-утопических романах много вымышленных топонимов и, как правило, они подробно объясняются авторами. Так, Д. Верас Д"Алле (ок. 1630 - ок. 1700) в романе «История севарамбов» писал: «Он ответил, что страна называется на их языке Спорумб, жители - споруи и находятся они в подчинении у страны большей и более счастливой, расположенной за горами, название которой Сева- рамб, а жителей которой зовут севарамбами. Правители живут в большом городе, именуемом Севаринд, мы же находимся всего в тринадцати-четырнадцати милях от другого города, значительно меньшего, называемого Спорунд...» [Утопический роман XVI-XVII веков, 1971, с. 342]. В другом месте автор приводит пространные лингвистические рассуждения: «Струкарамбы, согласно свойству их языка, в котором окончание „ас" при-бавляется к именам лиц высокого звания, стали называть Севариса Севариасом. Они также изменили название страны, которую престарамбы называли тогда Струка- рамбом, в Севарамб, прибавив первые слоги имени этого государя к слову арамб, что на их языке означает „стра- на", „местность" или „родина". Престарамбы проделали то же с именем Струкарас, что означает «мошенник» или „самозванец", во имя ненависти к старому врагу их нации; но те, вождем которых он был и которые впоследствии воздали ему божественные почести, назвали егоОми- гас и сами от этого имени стали называться омигарам- бами. Но когда оба эти народа объединились под властью Севариаса, они стали называться севарамбами и называются так до сих пор» [Там же, с. 420].
Характерно, что писатели-утописты XVII в. с презрением относились к народной утопии - Кокейну. Епископ Холл около 1600 г. написал книгу «Мир другой и тот же самый» - одну из первых сатирических утопий. В книге Холла описывается открытая на востоке «страна излишеств» - Крапулия. В свою очередь, Крапулия делится на пять провинций: Памфагойя «страна обжор», Иврония «страна пьяниц», Виражиния «страна, управляемая женщинами», Морония «страна дураков» (она хуже всех возделана, но плотность населения ее выше, чем в других странах) и Лаверния «страна мошенников» (которые живут за счет соседей-дураков из Моронии). Поблизости от Крапулии расположена «Святая Земля», отмеченная на приложенной карте надписью: «Доселе недостаточно известна».
Социально-утопический жанр нашел пристанище и на русской почве. В XVIII в. в России князь М. М. Щербатов создает произведение «Путешествие в землю Офир- скую», в котором под «Офирской землей» имеется в виду, по всей вероятности, Россия [Чечулин, 1900]. В романе терпящие крушение путешественники оказываются в в стране Офирской, в городе Перегабе, на реке Невии. Говорят в стране по-санскритски. В названиях геогра-фических объектов, упоминаемых в романе, легко угадываются русские топонимы: город Перегаб (=Петербург) основан великим государем Перегой в устье реки Невии (=Невы). Государь перенес столицу из древнего города Квамо (=Москва) на реке Квамо, находящегося в центре империи на расстоянии 80 лим (=миль?) от Перегаба, т. е. в 800 верстах - почти на таком же расстоянии, которое отделяло Петербург от Москвы с учетом тогдашних дорог. Есть и другие интересные названия городов, рек, губерний, образованные с помощью перестановки букв или слогов: Сисео (=Сарское Село, позже Царское Село, с переосмыслением финского топонима), гор. Габиновия (=Новгород), гор, Тервек (=Тверь). От Габиновии течет река Холбо (= Волхов), а Тервек стоит в верховьях большой реки Голвы (= Волга).
Утопическая страна Бентамия описывается в повести «Город без имени» В.Ф.Одоевского (1803?-1869):
«...мой товарищ спросил незнакомца, как называлась страна, посреди развалин которой мы находились?
У этой страны нет имени - она недостойна его; некогда она носила имя - имя громкое, славное, но она втоптала его в землю; годы засыпали его прахом; мне не позволили снимать завесу с этого таинства...
Позвольте вас спросить,- продолжал мой товарищ,- неужели ни на одной карте не означена страна, о которой вы говорите?..
Этот вопрос, казалось, поразил незнакомца...
Даже на карте...- повторил он после некоторого молчания,- да, это может быть... это должно так быть; так... посреди бесчисленных переворотов, потрясавших Европу в последние веки, легко может статься, что никто и не обратил внимание на небольшую колонию, поселившуюся на этом неприступном утесе; она успела образоваться, процвесть и... погибнуть, не замеченная историками...» [Одоевский, 1987, с. 71].
В ходе дальнейшего разговора все же выясняется, что речь идет о государстве, основанном Бентамом. Иеремия Вентам (1748-1832) - историческое лицо, английский философ и юрист, родоначальник так называемого утилитаризма. Этические принципы Бентама основывались прежде всего на пользе; общественные интересы он сводил к совокупности индивидуальных интересов. Впоследствии учение Бентама дало начало теории «разумного эгоизма», популярной среди философов-позитивистов во второй половине XIX в.
Параллельно с книжным социально-утопическим жанром существовали в России и свои народные представления о благословенной стране. Известный русский историк литературы и этнограф А. Н. Пыпин писал: «...я знал еще об одной стороне тогдашнего народного быта. В безвыходном положении, в каком находилось крестьянство, в крайней темноте умов, среди него воз-никали периодически самые невероятные, фантастические слухи о каких-то благословенных землях с молочными реками и кисельными берегами, по крайней мере с полным простором, где можно было занять сколько хочешь земли без податей, без помещиков и начальства. Эти блаженные страны находились на Дарье-реке; впоследствии они были перенесены народным воображением в Анапу, около которой будто бы раздавалась земля всем желающим. Никакие убеждения помещиков и начальства не действо-вали; им просто не верили, и толпы крестьян с женами и детьми, нагрузивши на телеги свой скарб, покидали де-ревни и отправлялись на поиски желанных земель; многие успевали уходить довольно далеко - земская полиция их ловила и возвращала на прежнее место» .
Образование названий вымышленных стран происходит и в настоящее время, причем не только в художественной литературе, но и в научной и учебной - социологической, экономической. Любопытным примером такого рода может служить Утопия - имя, явно созданное под влиянием Утопии Т. Мора. Учебное пособие для экономистов, изданное в Гааге , содержит предисловие редактора, в котором описывается история появления Утонии. Институт социальных исследований нуждался в таком учебном материале, который бы позволил смоделировать среднюю развивающуюся страну с историей, статистикой, политическими и экономиче-скими проблемами. Реальные примеры в данном случае не годились, так как учащиеся - представители какой- либо конкретной страны - не смогли бы оставаться на уровне абстракции. Кроме того, иногда в учебном пособии требовалось критиковать политику правительства, что поставило бы студентов из соответствующей страны в неловкое положение. В любом случае пример реальной страны не способствовал бы объективному обсуждению.
Для преодоления этих трудностей Институт социальных исследований создал воображаемую страну Утопию, идея которой принадлежит проф. Л. Циммерману. Сто-лица Утонии - Утонтаун (на реке Утон) - даже обозна-чена на титульном листе книги, а в столице якобы имеется «Национальное издательство», выпустившее учебник. Жители страны называются утопийцами (Utonians), а их президент носит многозначительное латинское имя Cons- tans Progressus («постоянное развитие»). Утония получила в книге полную физико-географическую и социально- экономическую характеристику: описаны ее история, население, изменения социальной структуры, административная и политическая система. Составлены даже карты страны, представляющей собой часть обширного конти-нентального массива и расположенной на его западном берегу между 28 и 36° ю. ш. Утония занимает площадь величиной около 390 тыс. кмг. Среди топонимов страны часть названий отражает запасы минерального сырья: Бокситный город (Bauxitetown), Угольный город (Coal- town) и т. п., другие - географическое положение: Пор- тосид на реке Сидон. Таким образом, страна Утония с ее историей, географией и экономикой появилась лишь потому, что по ряду причин было неудобно обращаться к примерам реально существующих стран. Аналогичным образом из политических соображений действительные названия африканских стран были заменены на вымыш-ленные во франко-итальянском фильме «Дело государственной важности» (республика Тонго и государство За- нин), в романе «Двор» французского писателя А. Рибо (Берберия), в одном из романов А. Кристи (Герцослова- кия) и т. п.
Вы устали от сумасшедших политиков, вмешательства со стороны государства или социальной вседозволенности? Налоги стали настолько большими, что вы не можете этого вынести? Вы когда-нибудь думали о том, что все изменилось бы к лучшему, если бы люди доверились вам? Тогда у нас хорошие новости: вы можете основать свое собственное микрогосударство! Это не просто, но это возможно, и мы расскажем вам, как это сделать. Также мы приведем вам удачные и неудачные примеры и покажем вполне реальное будущее строительства государств. Читайте далее!
Шаги
- Постоянное население.
- Определенная территория.
- Правительство.
- Способность вступать в отношения с другими государствами.
- Итог первых десяти статей - это объяснение, что существование государства не зависит от того, признают ли его другие страны, оно свободно действовать от своего имени, и что ни одно государство не вправе вмешиваться в дела другого.
- Обратите внимание, что это не законы в общепринятом смысле. Конечно, вы можете провозгласить свою страну в любое время и в любом месте. Однако, никто не воспримет вас всерьез. Все сводится к простой истине: вы не будет иметь легитимности как государство.
-
Найдите территорию для вашего микрогосударства. Это самая сложная часть. Все существующие земли уже были присвоены существующими государствами. За одним исключением. Что за исключение? Антарктида. Но даже если вы справитесь с погодой и отсутствием «привлекательности для населения», на Антарктиду претендуют самые сильные страны мира и вряд ли они просто позволят вам поставить флаг и сказать: «Мое!». Тем не менее все же есть варианты, как найти подходящее место на нашей Планете:
Постройте остров. Океан, как говорится, последний рубеж. Международные воды не принадлежат ни одному народу, это подстегивает интерес к ним и активность.
Привлеките своих друзей. Одним из ключевых требований к государству, помимо территории, является население. Если земля, которую вы завоевали или создали, не имеет коренного населения, вам придется самим собирать компанию. Привлеките своих друзей и семью, чтобы они присоединились к вам в этом предприятии и у вас будет малочисленное, но преданное население.
- В наши дни, если вы серьезно к чему-либо подходите (а создание микрогосударства может быть на самом деле серьезными), тогда вам понадобится веб-сайт. Используйте его, чтобы найти единомышленников и предоставить им веские причины, чтобы заселить вашу новую Республику. Это может быть: работа и деньги, свобода для многоженства или просто шанс стать частью рождения нации.
- Вы должны решить, какие будут предъявлены требования к вашим гражданам. Потребуется ли проходить тест на получение гражданства или соблюдать определенные законы? Какая будет форма для их идентификации: паспорт, водительское удостоверение, подкожная RFID-метка?
-
Учредите правительство и конституцию. Успех или провал вашего предприятия в значительной степени зависит от руководства в управлении. Например, успех Соединенных Штатов заключается в Конституции, в которой все четко оговорено, и в то же время она открыта для интерпретации и развития. Без нее, возможно, страна перестала бы быть единым целым и развалилась бы из-за беспорядков на десятки мелких национальных государств. Ваше правительство и ваша конституция должны руководствоваться принципами, которые следует установить в самом начале. Вот некоторые примеры различных микрогосударств и их основополагающие принципы:
Разработайте правовую систему. В каждой хорошей стране есть система, согласно которой издаются законы. Пару примеров:
- Референдум. Граждане голосуют за принятие решений по вопросам государственной важности или местного самоуправления. Референдумы проводятся в Швейцарии.
- Истинная демократия. Народ голосует буквально за все. В большой стране такую систему сложно реализовать, но в рамках микронации - вполне возможно.
-
Объявите о своей независимости. Теперь, когда у вас есть территория, население и правительство с конституцией, настало время о себе заявить. В зависимости от того, что вы подготовили для мира, произойдет одна из трех вещей:
-
Создайте экономику. Если вы не торгуете в рублях, долларах, евро или другой валюте, вам придется создать свою собственную финансовую систему. Будет ли построено богатство вашего народа на золоте, на ценных бумагах или только на вашем честном слове? В то время как вашего слова может быть достаточно в кругу друзей, для того чтобы получить государственный кредит, понадобятся весомые гарантии. Даже если вы будете придерживаться установленной валюты, нужно еще решить, как финансировать ваше правительство. Лучший для этого способ - налоги. Те самые налоги, из-за которых вы решили создать свое государство. Благодаря налогообложению ваше правительство будет в состоянии обеспечить основные услуги, такие как электроэнергия, водопровод, необходимых чиновников (совсем немного, сколько захотите) и армию.
- Основной обязанностью каждого государства (большого или маленького), является способность защитить своих граждан от врагов. Будут это регулярные войска, национальная гвардия, воинская повинность или какое-либо другое оборонительное решение, это важный момент, который нужно будет рассмотреть при создании конституции.
-
Получите признание мирового сообщества. Чтобы исключить неблагоприятные факторы, приведшие к созданию вашей страны (читайте выше), вам нужно будет стать мировым игроком. Чтобы сделать это, необходимо признание других стран. Вам потребуется солидный опыт в международном праве, политике и дипломатии. Если у вас такого опыта нет, будет целесообразно организовать кабинет квалифицированных политиков, способных взять на себя эту ношу.
- Это, пожалуй, самый трудный шаг из всех. Некоторые страны, такие как Палестина, Тайвань и Северный Кипр вроде бы сделали все необходимое, но до сих пор не признаны многими странами. Здесь нет никаких правил - каждая страна имеет свои собственные стандарты, по которым они принимают решение о признании. На результат могут повлиять такие вещи как: принадлежность к Аль-Каиде, коммунизму или капитализму. Также имеет значение ваше отношение к правам человека или контролю над природными ресурсами. Например, в Соединенных Штатах решение о признании нации принимается Президентом. Решение по вашему запросу будет зависеть от того, кто занимает Белый дом в настоящее время, их политика и предпочтения меняются каждые четыре года.
- Кроме того, чтобы вступить в ООН, ни одна из пяти держав - США, Великобритания, Китай, Россия и Франция - не должна наложить вето на ваше членство. Выражаясь иначе, вам придется иметь нейтральные позиции по таким вопросам, как территориальные споры, в том числе с Палестиной, Тайванем и Крымом.
- Если вы живете в непосредственной близости или в самой Европе, попробуйте подать заявку на вступление в Европейский Союз. Так вы обеспечите своей стране суверенитет в мировой политике.
-
Создайте свои символы. Каждой стране нужен флаг и ваша, конечно, не станет исключением. Это наиболее известный национальный символ, но есть и другие символы, которые помогут создать вашу национальную идентичность:
- Деньги . Как будет выглядеть ваша валюта? Будет ли на золотых монетах и в 3D-голограмме на бумажных банкнотах изображен ваш профиль, или вы будете использовать символические значки, такие как Статуя Свободы или Чарлтон Хестон? Пойдете ли современным путем, или по старинке будете каждую деталь вырезать вручную?
- Государственный герб . Вы можете придумать национальный девиз и перевести его на латинский язык. Есть множество бесплатных онлайн-переводчиков. Добавьте к щиту немного витиеватой графики, чтобы все подумали, что вы потомок королевского рода. Или вы можете заявить о своей миссии на понятном родном языке, попросив дизайнера создать логотип. Хороший логотип может стоить больше, чем драгоценности короны Англии!
- Официальная переписка . На всех письмах, которые вы будете писать Президенту, ООН, премьер-министру и другим главам государств, понадобятся бланки бумаги высокого качества с тиснением вашей печати.
- Государственный гимн . Не забудьте о национальном гимне, который будет звучать на важных событиях.
Узнайте о своей стране. Прежде чем начать создавать новую страну, имеет смысл больше узнать о своей.
Разработайте план. Придумайте название страны, округов, столицы, языка. Подумайте над этим.
Разберитесь с правилами. Как сказал Боб Дилан: «Чтобы жить вне закона, нужно быть честным». Эта же мысль справедлива и при образовании микрогосударства: чтобы создавать свои собственные правила, необходимо следовать уже установленным правилам и нормам. Главным фундаментом, на котором построены современные государства, является Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 года, также известная как Конвенция Монтевидео. Вот основные правила, изложенные в первой статье Конвенции:
Государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками :
Гиперборея
Существует множество трактовок с описанием страны. По одной из них, гипербореи живут блаженной жизнью в вечных пирах и веселье, они всегда поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах; в своих гимнах непрестанно воспевают Аполлона, даже смерть приходит к ним как избавление от пресыщения жизнью: испытав все наслаждения, они бросаются в море и таким образом уходят из жизни.
Гиперборее посвящено немало исследований, в том числе и паранаучного или оккультного толка. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии, на Таймырском полуострове.
Кивира
Кивира
– область, которая, согласно легендам, находилась на северо-востоке Северной Америки.
По ней протекала река, в которой обитали рыбы, размерами не уступавшие лошадям, а по поверхности реки плыли роскошные галеры, ее жители ели на золотой посуде, а верховный вождь проводил свой дневной отдых под деревом, увешанным маленькими золотыми колокольчиками, которые убаюкивали его своим нежным звоном.
Королевство Сагеней
Королевство Сагеней (Сагней, фр. Royaume du Saguenay) – страна в Северной Америке, согласно мифам индейского племени алгонкинов, изобилующая золотом, серебром и мехом.
Следуя индейским преданиям, французские и франкоканадские исследователи не одно десятилетие искали Сагеней к северу от реки Святого Лаврентия, в районе современного округа Сагеней-Лак-Сен-Жан (Квебек). По одной из версий, рассказами о несметных богатствах индейцы хотели лишь защитить свои поселения от алчных европейцев, обрекая их на бесплодные поиски, болезни и смерть в суровых природных условиях северных регионов. Однако в районе озера Сен-Жан (откуда берет начало река Сагеней) самый мягкий и благоприятный для хозяйственной деятельности климат на всем северном побережье, что, возможно, и породило легенду о богатом королевстве.
Семь золотых городов
Cивола или «Семь золотых городов» – согласно легендам расположена в Северной Америке в сотнях миль к северу от колонии Новая Испания (ныне Мексика).
Вероятно, корнем этих слухов послужила старинная португальская легенда о семи городах, которые основали семь вестготских епископов, спасавших христианские святыни от нашествия мавров в VIII веке. Более поздние истории были в значительной степени вызваны сообщениями, составленными выжившими после кораблекрушения участниками испанской экспедиции во Флориду.
Со временем, вернувшись в Новую Испанию, эти путешественники рассказали о том, что слышали истории о городах великого богатства. Это побудило испанцев предпринять несколько экспедиций с целью поиска Сиволы (ее территорию ассоциируют с землями в пределах современных штатов Аризона и Нью-Мексико). И, хотя поиски не увенчались успехом, она неоднократно наносилась на карты.
Эльдорадо
Эльдорадо, Эль Дорадо (el Dorade) - мифическая страна в Южной Америке, богатая золотом и драгоценными камнями. Первые сказания об этой стране связаны с открытием Америки.
Отправной точкой для них мог послужить соответствующий европейской коронации обычай индейского племени чибча, когда вождя обмазывали глиной и посыпали золотым песком, пока тот не превратится в «El hombre dorado» – «золотого человека», после чего он купался в озере, оставляя драгоценный песок на дне.
В разное время поиски Эльдорадо велись то по побережью Венесуэлы, то между реками Амазонкой и Ориноко – на берегах мифического озера Париме в Гвиане. Стоили они многих жизней и больших материальных затрат, но дали очень ценные географические и этнографические результаты.
Земля Пресвитера Джона
Земля (Царство) Пресвитера (престера) Джона (Иоанна)
– согласно первоначальной версии, располагалась в Центральной Азии.
Пресвитер (престер) Джон (Иоанн) – легендарный правитель могущественного христианского государства, полного всех благ мира и христианской гармонии, в русской литературе также известный как царь-поп Иван. Легенда о пресвитере Иоанне распространилась с середины XII в., в ней он назван потомком библейских волхвов.
В эпоху крестовых походов европейцы неоднократно предпринимали попытки найти его царство в надежде получить сильного союзника в борьбе с мусульманами за отвоевание Палестины. Так, Папа Александр III в 1177 г. даже направил письмо пресвитеру Иоанну через своего эмиссара Филиппа. Посланник уехал, его долго ждали, но он так и не вернулся. С XIV в. было принято считать, что царство находится в Эфиопии (в действительности христианство утвердилось там еще в IV столетии). Следует отметить, что в ряде исследований указываются различные прототипы пресвитера Иоанна.
Лукоморье
Лукоморье (устар. лукоморие; морская лука) – морской залив, бухта, изгиб морского берега.
В фольклоре восточных славян – заповедное место на окраине Вселенной, где стоит мировое древо – ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней; по мировому древу спускаются и поднимаются боги.
В некоторых исследованиях Лукоморьем называется древнее «Северное царство», где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца. На ранних западноевропейских картах – «Lucomoria», обычно, обозначает территорию, прилегающую к правому (восточному) берегу Обской губы. В русской исторической картографии такой топоним не зафиксирован.
К 0-Мир 7/10
См. в электронной библиотеке
Карта Скандинавии из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», изданного в Антверпене в 1570 г.
На одном из четырех приполярных островов имеется подпись: «Здесь живут пигмеи», что в ряде источников трактуется как указание на легендарную Гиперборею.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Quivirae regnum, cum aliis versus Boream. Novae Gvineae Forma & Situs. Из атласа: Speculum orbis terrӕ. Antverpea, 1593-1613. Л. 12.
Карты части северной Америки (Кивира) и Новой Гвинеи из мирового атласа Герарда Де Йоде «Зеркало круга земного». Антверпен, 1593-1613. Л.12.
В одном из текстов на карте Кивиры жители области сравниваются с татарами – намек на теорию, согласно которой Северная Америка была частью Азии и заселена переселенцами из Азии. Это же подтверждают изображения горбатых животных, напоминающих верблюдов.
К 0-Мир 7/9
См. в электронной библиотеке
Карта мира из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», изданного в Антверпене в 1570 г.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
К 0-Мир 7/10
См. в электронной библиотеке
Nova totius terrarum orbis geographica ac hydrographica tabula. Auct. Guilj. Blaeuw.
К 0-Мир 8/112_1
См. в электронной библиотеке
Карта Северной Америки.
К 0-САм 1/3
См. в электронной библиотеке
Americae Pars Borealis, Florida, Baccalaos, Canada, Corterealis…Из атласа: Speculum orbis terrӕ. Antverpiae, 1593-1613. Л.11.
Карта части северной Америки из мирового атласа Герарда Де Йоде «Зеркало круга земного». Антверпен, 1593-1613. Л.11.
К 0-Мир 7/9
См. в электронной библиотеке
Orbis terrae compendiosa descriptio. Из атласа: Atlas sive Cosmographicæ Meditationes…Duisburg, 1595. [Л. 1].
Карта мира из мирового атласа Герарда Меркатора «Атлас или космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного», Дуйсбург, 1595.
К 0-Мир 7/10
См. в электронной библиотеке
L’ Amerique Septentrionale Suivant les Nouvelles observations de mess-rs de l’ Academie Royale des Sciences etc, augmentees de nouveau. Avec privil.. - Leide: chez Pierre van der Aa, 16…?].
Карта Северной Америки.
К 0-САм 1/3
См. в электронной библиотеке
Americae Pars Borealis, Florida, Baccalaos, Canada, Corterealis…Из атласа: Speculum orbis terrӕ. Antverpiae, 1593-1613. Л.12.
Карта части северной Америки из мирового атласа Герарда Де Йоде «Зеркало круга земного». Антверпен, 1593-1613. Л.11.
К 0-Мир 7/9
См. в электронной библиотеке
Orbis terrae compendiosa descriptio. Из атласа: Atlas sive Cosmographicæ Meditationes…Duisburg, 1595. [Л. 1].
Карта мира из мирового атласа Герарда Меркатора «Атлас или космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного», Дуйсбург, 1595.
К 0-Мир 7/10
См. в электронной библиотеке
Americae nova tabula. Auct. Guiljelmo Blaeuw. Из издания: Theatrum Orbis Terrarum, sive Atlas Novus.
Т. 2. Amsterdam: Apud Iohanem Guiljelmi F. Blaeu, 1645.
Карта Северной и Южной Америки из т. 2 атласа мира Я. Блау, изданного в Амстердаме в 1645 г.
К 0-Мир 8/112_2
См. в электронной библиотеке
Americaу Pars Meridionalis. – Amstelodami: J. Janssoniy, [после 1630 Карта Южной Америки из атласа мира
Я. Янсона, изданного в Амстердаме в 1630 году.
На берегу озера Париме (Parime) подписано «Маноа, или Эльдорадо».
К 0-ЮАм 2/21
См. в электронной библиотеке
Americae nova tabula. Auct. Guiljelmo Blaeuw.
Из издания: Theatrum Orbis Terrarum, sive Atlas Novus. Т. 2. Amsterdam: J/ G. Blaeu, 1645.
Карта Северной и Южной Америки из т. 2 атласа мира Я. Блау, изданного в Амстердаме в 1645 г.
К 0-Мир 8/112_2
См. в электронной библиотеке
Le Perou et le cours de la Riv.re Amazone. Par N.Sanson d’Abbeville Geographe ord.-re du Roy. .
На берегу озера Париме (Parime) подписано «Маноа, или Эльдорадо».
К 0-ЮАм 1/3
См. в электронной библиотеке
America Meridionalis Concinnata juxta Observayiones… Per G. de l"Isle. Augustæ Vindel, T.C. Lotter, .
Карта Южной Америки, составленная Г. Делилем в 1700 г., и переизданная издательством Лоттер после 1760 г.
На территории, названной Terra Firma («материковая провинция» Испании (в отличие от соседних островных колоний Испании), совр. части Венесуэлы и Колумбии), отмечена легендарная страна Эльдорадо.
К 1-ЮАм 2/27
См. в электронной библиотеке
[Мадагаскар, Северо-восточная Африка, Красное море, Аравия] из факсимильной копии атласа Atlas Universal.
Diogo Homem,
На карте показано восточное побережье Африки. В центре, на территории современной Эфиопии изображена фигура христианского царя [пресвитера Иоанна], часто помещаемая на карты XV-XVI вв.
К 4-Мир 28/3794
Russia cum confinÿs. Per Gerardum Mercatorem. Cum privilegio. .
Карта России из атласа мира Г. Меркатора – Й. Хондия, Амстердам, 1633.
К 0-МоскЕ 2/19
См. в электронной библиотеке
Novissima Russiae Tabula….. Authore Isaaco Massa. Amstelodami, Hen. Hondius, sumptibus Joannis Janssonii. - Amstelodami: Hen. Hondius, sumptibus Joannis Janssonii,
Карта России из атласа мира Й. Хондия- И. Янссона, Амстердам, 1644.
Одна из ранних карт России, созданных зарубежными картографами. На территории азиатской части России отмечено Лукоморье.
К 0-МоскЕ 2/40
См. в электронной библиотеке
La Russie Blanche ou Moscovie Divisée suivant l’Etendu des Royaumes, Duchés, Principautés etc.
Presenté à Monseigneur le Duc de Bourgogne par… H.Jaillot. - Paris, 1695.
Одна из ранних карт России, созданных зарубежными картографами. На территории азиатской части России отмечено Лукоморье.
К 0-МоскЕ 2/50
См. в электронной библиотеке
Carte Tartarie. Dressée sur les Relations de plusieurs Voyageurs de differentes Nations et sur quelques observations qui ont été faites dans ce pais là Par Guillaume de l"Isle Avec Privil. Amsterdam, chez J. Covens et C. Mortier .
Карта Тартарии, составленная по материалам многих путешественников Г. Делилем, и изданная в Амстердаме ок. 1720 г. В северной части карты подпись «Лукоморье».
К 1-Росс 2/97
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium Terrarum descriptio.
Из атласа: Atlas sive Cosmographicæ Meditationes…Duisburg, 1595. Л. 1.
Карта Северного полюса из мирового атласа Герарда Меркатора «Атлас или космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного», Дуйсбург, 1595.
Остров Фрисланд показан на карте внизу, слева от Исландии, а также дан на дополнительной карте слева вверху.
К 0-Мир 7/10
См. в электронной библиотеке
Typus orbis terrarum. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 1.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium regionum descrip. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 45.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Из издания: Theatrum orbis terrarum, Sive Atlas novus …T.1. Amsterdam: J. G. Blaeu, 1645.
Карта мира из т.1 атласа мира Я. Блау, изданного в Амстердаме в 1645 г.
К 0-Мир 8/112_1
См. в электронной библиотеке
Typus orbis terrarum. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 1.
Карта мира из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», Антверпен, 1570.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium regionum descrip. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 45.
Карта Скандинавии из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», Антверпен, 1570.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium regionum descrip. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 45.
Карта Скандинавии из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», Антверпен, 1570. Копия.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Nova totius terrarum orbis geographica ac hydrographica tabula. Auct. Guiljelmo Blaeuw.
Из издания: Theatrum orbis terrarum, Sive Atlas novus …T.1. Amsterdam: J. G. Blaeu, 1645.
Карта мира из т.1 атласа мира Я. Блау, изданного в Амстердаме в 1645 г.
К 0-Мир 8/112_1
См. в электронной библиотеке
Romæ, Antony Lafrery, 1572.
Копия. «Carta Marina» – одна из самых ранних и самых достоверных исторических карт Северной Европы, созданная шведским церковным деятелем, дипломатом и писателем Олафом Магнусом. Источниками для карты ему послужили собственные путевые заметки, карты скандинавских моряков и карты из Географии Птолемея. Кроме детального изображения географических объектов, на карте присутствует более 100 миниатюр, изображающих реальных и фантастических животных, местные обычаи и костюмы, исторические события, а также вымышленные территории, в том числе – остров Туле (Tile).
К 0-Ск 3/36
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium regionum descrip. Из атласа: Theatrum orbis terrarum. Antverpen, 1570. Л. 45.
Карта Скандинавии из мирового атласа Авраама Ортелия «Зрелище круга земного», Антверпен, 1570.
К 0-Мир 7/11
См. в электронной библиотеке
Septentrionalium Terrarum descriptio.
Из атласа: Atlas sive Cosmographicæ Meditationes…Duisburg, 1595. Л. 1.
Карта Северного полюса из мирового атласа Герарда Меркатора «Атлас или космографические рассуждения о сотворении мира и вид сотворенного», Дуйсбург, 1595.
В центре карты, на месте полюса изображена Черная скала (Rupes Nigra), по мнению Меркатора, обладающая магнитными свойствами. Помимо этого, опираясь на свои исследования магнитных полюсов и данные других ученых, он нанес на карту два острова, указанных как магнитные: скалистый и совсем небольшой, изображенный кружком.
К 0-Мир 7/10