Всё кратко - wap версия. Личная жизнь писателя
Евгений Львович Шварц. Родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани - умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.
Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874-1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875-1942), русской, слушательницы акушерских курсов, дочери рязанского цехового Фёдора Сергеевича(Евгеньевича) Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком рязанского помещика Телепнева).
В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный в православие, считал себя русским, раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.
В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.
Осенью 1916 года был призван в армию.
В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.
В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию.
Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь.
После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.
Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске). Выпускал литературное приложение к газете - «Забой».
После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.
С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.
В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.
Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях.
Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо» .
Пьесы Евгения Шварца:
«Ундервуд» - пьеса в 3-х действиях - 1928
«Пустяки» - пьеса для кукольного театра - 1932
«Клад» - сказка в 4-х действиях - 1934
«Принцесса и свинопас» - 1934
«Голый король» - сказка в 2-х действиях - 1934
«Похождения Гогенштауфена» - пьеса, 1934
«Красная шапочка» - сказка в 3-х действиях - 1936
«Снежная королева» - сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы - 1939
«Кукольный город» - пьеса для кукольного театра - 1939
«Тень» - сказка в 3-х действиях - 1940
«Сказка о потерянном времени» - «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях - 1940
«Брат и сестра» - 1940
«Наше гостеприимство» - 1941
«Под липами Берлина» (совместно с ) - антифашистская пьеса-памфлет - 1941
«Далекий край» - 1942
«Одна ночь» - пьеса в 3-х действиях - 1943
«Дракон» - сказка в 3-х действиях - 1944
«Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра - 1946
«Сто друзей» - пьеса для кукольного театра - 1948
«Два клёна» - сказка в 3-х действиях - 1953
«Обыкновенное чудо» - сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована)
«Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3-х действиях - 1957
Сценарии Евгения Шварца:
1930 - Настоящие охотники. Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон-Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с )
1966 - Снежная королева
Другие произведения Евгения Шварца:
«Рассказ старой балалайки», 1925
«Два брата» (сказка)
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
«Первоклассница» (повесть), 1949
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
«Сказка о потерянном времени» (сказка)
Стихи (1920-е - 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
Мемуары. Париж, 1982
Дневники (опубликованы в 1989 г.)
Экранизации произведений Евгения Шварца:
1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, все обойдется.
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Шварца Евгения Львовича
Шварц Евгений Львович – русский писатель, драматург, сценарист.Детство и юность
Евгений Шварц появился на свет в 1896 году 9 октября (по новому стилю – 21 октября). Место рождения – Казань, Российская Империя. Родители Евгения – Лев Борисович, врач, и Мария Федоровна (в девичестве Шелкова), акушерка, – были выходцами из зажиточных семей.
Лев Шварц, глава семейства, часто обвинялся в революционной деятельности. Из-за этого Шварцы постоянно переезжали с места на место. Семья меняла место жительства с завидной регулярностью, пока наконец Шварцы не обрели свой дом в Майкопе. Именно в Майкопе и прошли детство и юность Евгения.
Образование
В 1914 году Евгений поступил в Московский народный университет имени Шанявского на факультет юриспруденции. Чуть позже молодой человек перевелся на аналогичный факультет в Московский университет. Юридические науки неплохо давались пытливому уму, однако действительно большой страстью Евгения в те дни был театр.
Служба в армии
В 1916 году Шварца призвали в армию. Весной 1917 года он был рядовым в запасном батальоне в Царицине, откуда его, студента, всего лишь через пару месяцев перевели в военное училище в качестве юнкера. Чуть позднее Шварц получил звание прапорщика.
В 1918 году Евгений вступил в Добровольческую армию. В составе этого объединения Шварц участвовал в «Ледяном походе» (боевое движение армии по маршруту Ростов-на-Дону – Екатеринодар – Дон, февраль-апрель 1918). Во время штурма Екатеринодара Шварц был контужен. Его отправили в госпиталь, после чего демобилизовали. Воспоминания о контузии остались с Евгением Львовичем на всю жизнь – о тяжелом состоянии постоянно напоминал тремор рук.
Писательская деятельность
Демобилизовавшись, Шварц решил продолжить обучение и поступил в университет Ростова-на-Дону. Параллельно он работал в «Театральной мастерской» – его все еще привлекала сцена.
В 1921 году Евгений Львович в составе театральной труппы приехал в Петроград. Там Шварц играл в маленьких театрах, подрабатывал продавцом в книжном магазине, некоторое время служил секретарем Корнея Чуковского. Общественности Шварц был известен как интересный собеседник, восхитительный рассказчик и непредсказуемый импровизатор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1923 году Евгений Шварц начал писать. Летом того года он уехал на Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выпуская для издания литературное приложение «Забой». В 1924 году на свет появилось первое произведение Шварца для детей – «Рассказ старой балалайки». Это детище Шварца было опубликовано в детском альманахе «Воробей» в 1924 году.
В 1925 году Евгений Львович начал постоянно сотрудничать со многими детскими журналами. В это же время «Рассказ старой балалайки» вышел отдельной книжкой – большой успех для начинающего писателя! Со временем начали появляться и другие его книги – «Лагерь», «Шарики» и т.д.
Когда началась Великая Отечественная война, Евгений Шварц наотрез отказывался эвакуироваться из Ленинграда. Писатель продолжал жить и творить в блокадном городе. Правда, в результате ему все равно пришлось уехать сначала в Киров, а затем в Душанбе. В это время Шварц писал об эвакуированных детях («Далекий край») и о доблестных защитниках Ленинграда («Одна ночь»). А чуть позже, когда страшные годы войны остались позади, Шварц написал свое знаменитое «Обыкновенное чудо».
Личная жизнь
Первой любовью Евгения Львовича была Гаянэ Халайджиева, актриса театра Ростова-на-Дону. Шварц был безумно влюблен в красавицу, однако та не спешила давать ему согласие на брак. Однажды Шварц на глазах своей избранницы прямо в одежде бросился в Дон, чтобы доказать искренность своих намерений. А дело было, между прочим, в холодном ноябре. Пораженная Гаянэ, никак не ожидавшая от ухажера такого сумасшедшего поступка, решила выйти за экстравагантного парня замуж. Вскоре после свадьбы в семье Евгения и Гаянэ родилась доченька Наташа.
В 1927 году в жизни Евгения случилась вторая любовь. Писатель познакомился с братом своего друга. У этого самого брата друга была жена Екатерина – удивительная, прекрасная женщина, в которую невозможно было не влюбиться. И Евгений влюбился. Поначалу их роман был тайной, однако со временем Евгений и Екатерина нашли в себе силы признаться во всем своим половинкам и сойтись по-настоящему. Евгений и Екатерина прожили душа в душу 30 лет – вплоть до самого последнего вздоха Шварца.
Смерть
15 января 1958 года Евгения Шварц, страдающий последние годы жизни от сердечной недостаточности, скончался. Тело писателя похоронили на Богословском кладбище.
российский писатель (1896-1958)
Имя известного писателя всегда окружено легендами. Существуют легенды и о Евгении Шварце. Его считали завсегдатаем богемных вечеринок, мастером красного словца. Сам Шварц однажды заметил по этому поводу: «Легенда проста, жизнь - сложна, и в ней все замечательно и великолепно перепутано».
Родители будущего писателя познакомились во время учебы: отец был студентом медицинского факультета в Казани, мать училась на акушерских курсах. Каждый из них имел свой круг увлечений: отец увлекался политикой, мать слыла неплохой актрисой и выступала в любительском кружке еще когда семья жила в родном городе Рязани. Кружком руководил известный историк театра барон Н. Дигель. Он видел в своей ученице характерную актрису, но она посвятила себя семье.
Получив место земского врача, Лев Шварц перевез в Дмитров свою семью. Но вскоре его арестовали за участие в работе казанского студенческого социал-демократического кружка. После освобождения он не мог проживать в столичных и губернских городах и нашел место врача в больнице города Майкопа. Здесь его сын Евгений закончил реальное училище.
Чтобы поступить в университет, Евгению Львовичу Шварцу пришлось сдать латынь в Армавирской гимназии. В 1914 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Однако Евгений не смог получить высшее образование: в 1916 г. отца призвали на фронт, материальное положение семьи резко ухудшилось, поэтому Евгению пришлось уехать из Москвы, поселиться в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и поступить на работу, чтобы начать поддерживать близких. Он зарабатывал уроками и одновременно играл в любительских спектаклях.
В 1917 году Евгений Шварц переехал в Ростов-на-Дону, чтобы продолжить образование, тогда он еще не расстался с надеждой закончить университет. Но неожиданно для себя увлекся театром и стал одним из организаторов труппы «Театральная мастерская». Когда их любительский театр включили в состав государственных учреждений, Шварц занял в нем место члена художественного совета. Но одновременно Евгений продолжал играть в спектаклях и писать агитационные пьесы «на злобу дня». С 1920 года его зачислили в политотдел Кавказского фронта в качестве артиста и театрального инструктора.
Вместе со своими единомышленниками, Евгений Шварц мечтал о перевороте в театральном искусстве. Конечно, в этом был элемент бравады, свойственной возрасту. Но юные гении были отчасти правы, и статьи об отдельных постановках ростовского театра появлялись в ленинградской печати.
В 1921 г. коллектив решил перебраться в Ленинград, однако молодым руководителям театра оказались не по плечу сложные финансовые проблемы, и через год «Театральная мастерская» распалась. К тому времени Шварц уже играл в театрах «Новой драмы» и «Пролеткульта», но он чувствовал, что не может оставаться только актером. Евгению хотелось самовыражаться и другими способами.
Современники отмечали широту дарования Евгения Шварца. Ольга Форш вывела его под именем Гёни Чорна в повести «Сумасшедший корабль». Она подробно рассказывает о таланте импровизатора, свойственном Шварцу, практически каждый день представлявшему обитателям Дома искусств новый сценарий. Позже она писала, что он был настоящим выдумщиком, хотевшим «поднять на художественную высоту культуру шутки». «Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас».
Небольшая передышка позволила Шварцу навестить родителей, отец служил врачом на соляном руднике, находившемся неподалеку от Артемовска, в Донбассе. Неожиданно для себя Евгений становится сотрудником местной газеты «Кочегарка»: пишет очерки, работает над рукописями молодых авторов. Изредка появляются его отзывы на книги современных авторов. Параллельно Шварц становится секретарем редакции журнала «Забой», фельетонистом, литературным сотрудником. В то время он еще не решался выступать под своим именем и подписывался псевдонимом Щур.
В начале двадцатых годов многие молодые авторы входили в новую литературу через журналистику. Работа в газетах помогала сформировать собственный стиль, создавала навыки владения краткой фразой. Доступность и афористичность произведений Евгения Шварца хорошо знакомы и современному читателю. Среди коллег он также слыл «устным писателем», блестящим рассказчиком. Но Шварц всегда отличался исключительной требовательностью к себе. Только после того, как его фельетоны, написанные раёшным стихом, получили одобрение коллег и снискали популярность у читателей, он решился на публикацию в центральной прессе.
Вернувшись в Ленинград, Евгений Львович Шварц начал работать редактором в детском отделе Госиздата, в редакции журнала «Ленинград» и в детских журналах «Еж» и «Чиж». Тогда Ленинград стал своеобразной кузницей кадров, воспитавшей плеяду писателей и художников. Одновременно Е. Шварц становится членом студии детских писателей, которой руководили О. И. Капица и Самуил Яковлевич Маршак . Там он впервые познакомился с детским фольклором и попытался писать сказки.
В 1925 году Евгений Шварц выпускает первую книжку для детей - «Рассказ старой балалайки», где в простой и доступной форме рассказывает о наводнении в Ленинграде. Впервые он опубликовал сказку в журнале «Воробей», использовав нетрадиционную форму раёшного стиха.
Евгений Львович Шварц блестяще использовал опыт своих предшественников, одинаково легко обращаясь и с фольклорным, и с литературным материалом. В сказке «Война Петрушки и Степки-Растрепки» он делает героями персонажа балаганной культуры и персонажа современного стихотворения С. Маршака. Они превращаются в озорных и неугомонных мальчишек, выясняющих со свойственной возрасту энергией свои взаимоотношения.
Евгений Шварц вырабатывает собственный стиль, в котором соседствуют конкретные бытовые подробности и сказочная условность.
Вторая половина двадцатых годов связана с выпуском книг для детей, причем одни исследователи называют произведения Шварца сказками, другие - научно-художественной литературой. Но, вероятно, следует говорить о рождении нового жанра, где форма сказки становилась поводом для познавательных историй. Подобная форма сложилась в европейской литературе еще в конце XIX - начале XX века (вспомним «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), в отечественной культуре ярким его представителем можно считать Виталия Бианки .
Иногда произведения Евгения Шварца, написанные в это и последующее десятилетия, называют путешествиями в мир непознанного и неизвестного. Он сумел по-новому раскрыть мир ребенка («Воробей», «Лагерь», «Шарики», «Приключения мухи», «Приключения Шуры и Маруси», «Новые приключения Кота в сапогах», «Приключения В. И. Медведя»).
Литератора отличает поиск новых ощущений, он всегда искал новую форму и иные возможности для самовыражения, поэтому почти все детские журналы и альманахи Ленинграда охотно печатали его стихи и рассказы.
В 1929 г. на сцене Ленинградского ТЮЗа ставится первая пьеса Шварца под названием «Ундервуд». Судьба драматургии Шварца оказывается сложной и драматичной. Первая пьеса была тепло встречена зрителями, но запрещена педологами, стремившимися сформировать коллективное сознание, видевшими даже в традиционном конфликте добра и зла проявления индивидуализма.
Но вскоре ситуация изменилась. Стараниями Маршака, Чуковского и других сказка была возвращена в культуру. Пьесы Евгения Шварца с успехом шли на сценах ведущих ТЮЗов страны, их ставили также в кукольных театрах и на радио.
Евгений Львович Шварц видел в сказке колоссальные возможности, в прологе к «Обыкновенному чуду» он писал, что сказка «рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Жанр сказки стал для него средством высказать свои мысли, отразить гражданские чувства. «Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше», - заметил он в одном из писем начала тридцатых годов.
Основу драматургии Шварца составили пьесы «Голый король» (1934), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Сказка о потерянном времени», «Дракон» (1944), «Два клена» (1953), «Обыкновенное чудо» (1956).
Писатель часто обращался к мировым сюжетам или по-своему пересказывал известные произведения, вводя в них в яркой ироничной и аллюзийной форме современные реалии («Запомни, бой наш еще не кончился! Запомни!»; «Мы не пугаемся, а храбро прячемся. Мы молодцы»). Можно также вспомнить, что в пьесе «Тень» писатель дает два варианта конца.
Хотя пьесы Евгения Шварца традиционно называют «сказочной драматургией», писатель большое внимание уделяет психологическому состоянию персонажей. Так, в пьесе «Дракон» автор создает не столько сюжетную, сколько психологическую коллизию. Вернувшись в город после излечения от ран, убивший Дракона рыцарь Ланцелот видит чествование бургомистра, который, оказывается, и есть подлинный победитель чудовища.
Оправдываются зловещие слова Ланцелота, сказанные в начале пьесы: «После победы в открытом бою каждый должен еще убить дракона в самом себе, а это - очень болезненно».
Язык пьес Шварца конкретен и афористичен: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать», «Всех учили подлости. Но зачем ты был первым учеником?».
Как и его предшественник Ханс Кристиан Андерсен , Евгений Шварц умел видеть в обыденных вещах нечто совершенно необыкновенное. Он косвенно говорит о своей близости к датскому сказочнику, часто перерабатывая те же самые сюжеты. Но Шварц всегда подчеркивал, что его сказки - не аллегории, а персонажи говорят не на эзоповом языке. Правда, его словам не всегда верили. Почти сразу же после премьеры «Дракон» был снят со сцены, поскольку кому-то показалось, что она намекает на недавние события. Только благодаря вмешательству Н. Акимова пьеса увидела свет рампы, но в другие театры попала лишь годы спустя.
С первых дней Великой Отечественной войны, Евгений Львович Шварц работал в Радиокомитете, в декабре 1941 года по решению исполкома горсовета его эвакуировали в Киров (Вятку) в состоянии крайне тяжелой дистрофии. В 1943 году по вызову Ленинградского театра комедии Шварц переехал в Таджикистан, в город Сталинабад, и оттуда в 1944 году - в Москву. В Ленинград писатель вернулся только после победы, в июне 1945 года.
Военные впечатления отразились в пьесах «Одна ночь» и «Далекий край» (1942). Детям блокады посвящен киносценарий «Первоклассница» (фильм поставлен в 1948 году).
К сожалению, Евгений Шварц при жизни почти не был востребован кинематографом, он написал еще два сценария - «Золушка» (вместе с Н. Эрдманом) и «Дон-Кихот». Хотя он уже был тяжело болен, но постоянно переписывался с режиссером Г. Козинцевым, высказывая свои замечания буквально по каждой сцене.
Особое место в творчестве Евгения Львовича Шварца занимают его воспоминания. Многие десятилетия он практически ежедневно записывал в особую тетрадь свои мысли. Писатель знал, что они вряд ли будут напечатаны, и называл свой труд ироничным сокращением «ME» (от Мемуары). Он сохранил свой талант рассказчика до конца дней, но яркая и нелицеприятная оценка явлений современной ему действительности обусловила забвение его мемуарной прозы. 37 объемистых тетрадей еще ждут своего издателя. Пока выходили только отдельные части, в них немало интересных и тонких наблюдений. «Я стою среди темных юбок, как в лесу, и держу маму за руку», - так описывает Шварц свою первую репетицию, на которой ему разрешили присутствовать в четырехлетнем возрасте, во время игры его матери.
Cоветский писатель, драматург, сценарист.
Евгений Львович Шварц родился 21 декабря 1896 года в , в семье Льва Борисовича (в крещении - Льва Васильевича) Шварца (1874-1940), в то время - студента медицинского факультета Казанского университета, впоследствии врача-хирурга.
В 1913 году Е. Л. Шварц окончил реальное училище в , в 1914-1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
Весной 1917 года Е. Л. Шварц был призван в армию. В апреле 1917 года он находился в запасном батальоне в , откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в . В августе 1917 года Е. Л. Шварц служил в юнкером, 5 октября он был произведен в прапорщики. Участвовал в «Ледяном походе» Добровольческой армии , при взятии получил контузию, от последствий которой страдал всю последующую жизнь.
После демобилизации Е. Л. Шварц поступил в университет в , где начал работать в «Театральной мастерской» (1919). В мае 1920 года, помимо работы в Театральной студии, он был зачислен в Политотдел Кавфронта как актер и театральный инструктор. Маленькая труппа гастролировала в провинции, 5 октября 1921 года переехала из в .
8 января 1922 года состоялся первый спектакль Театральной мастерской в . Играли пьесу Н. С. Гумилева «Гондла». Но весной 1922 года Театральная мастерская в силу ряда причин закрылась.
Театральная критика отмечала выдающиеся пластические и голосовые данные Е. Л. Шварца, прочила ему блестящее актерское будущее. Тем не менее, он оставил сцену и влился в петроградскую литературную среду.
В начале 1920-х годов Е. Л. Шварц сблизился с литературной группой «Серапионовы братья», выступал как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений. В 1922-1923 годах он работал литературным секретарем у К. И. Чуковского, летом-осенью 1923 года - секретарем редакции журнала «Забой» в Бахмуте (ныне на Украине).
В 1923-1924 гг. Е. Л. Шварц работал в газете «Всероссийская кочегарка» (Донбасс), где познакомился с Н. М. Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором. Со второй половины 1924 по октябрь 1925 года писатель был секретарем редакции журнала « », в 1925-1928 года работал в издательстве «Радуга». В 1925-1931 годах одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством С. Я. Маршака, был автором журналов для детей «Еж» и «Чиж». Сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Первая книга Е. Л. Шварца - «Рассказы старой балалайки» - вышла в 1924 году, вслед за ней появился целый ряд других. К Е. Л. Шварцу пришла слава детского писателя.
21 сентября 1929 года Е. Л. Шварц дебютировал как драмутург: в Ленинградском ТЮЗе состоялась премьера его первой пьесы «Ундервуд». Там же, в дальнейшем играют и другие его пьесы - «Остров 5-К» (1932), «Клад»(1933). 1 июля 1934 года Е. Л. Шварц был принят в Союз писателей СССР.
Во 2-й половине 1930-х годов, после разгрома редакции детской литературы «Чиж», Е. Л. Шварц выступал преимущественно как драматург. Ему приходилось сталкиваться со сложностями при постановке своих произведений. В частности, пьеса «Тень» (1940), написанная по мотивам сказок Г. Х. Андерсена, была снята с репертуара Ленинградского театра комедии сразу после премьеры, поскольку в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.
С июля по декабрь 1941 года Е. Л. Шварц работал в Радиоцентре , участвовал в радиопередачах. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии прошла премьера его пьесы «Под липами Берлина», написанной вместе с М. М. Зощенко.
В декабре 1941 года Исполком Ленсовета принял решение об эвакуации Е. Л. Шварца из блокированного . В феврале-июле 1943 года он заведовал литчастью Кировского областного драмтеатра.
В 1943 году, после эвакуации Ленинградского театра комедии в Сталинабад (Душанбе), Е. Л. Шварц также переехал в этот город и начал работать заведующим литчастью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром переехал в . В августе 1944 года состоялся единственный открытый спектакль театра по пьесе Е. Л. Шварца «Дракон». Спектакль был снят с репертуара. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года. В феврале 1946 года Е. Л. Шварц ушел с должности заведующего литчастью Ленинградского театра комедии.
В 1940-1950-х годах Е. Л. Шварц продолжал драматургическую работу в театре и кино. Среди его наиболее заметных произведений тех лет - сценарии фильмов «Золушка» (1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот» (1957), «Марья-искусница» (1959).
В январе 1956 года состоялась премьера его пьесы «Обыкновенное чудо» в Театре-студии киноактера, в апреле - в Ленинградском театре комедии. В марте 1956 года Е. Л. Шварц приказом по Главному управлению по делам искусств Министерства культуры РСФСР был утвержден членом худсовета Ленинградского театра комедии. 28 декабря 1956 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Е. Л. Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Имя: Евгений Шварц (Evgeny Schwartz)
Возраст: 61 год
Деятельность: драматург, прозаик, поэт, сценарист, журналист
Семейное положение: был женат
Евгений Шварц: биография
Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.
Но так ли это плохо на самом деле? Ведь есть же в мировой истории примеры, когда отучившись по одной специальности, человек добивался значительных результатов на другом поприще. Взять, к примеру, Евгения Шварца…
Детство и юность
Родился будущий советский писатель и драматург 9 октября 1896 года. Произошло это в Казани. Родители маленького Жени были медиками: отец Лев Борисович – хирургом, а мать Мария Федоровна – акушеркой. По отцовской линии у мальчика были еврейские корни, от которых он отрекся в возрасте семи лет, после крещения в православной церкви.
Евгений Шварц с родителями и братом
После ареста Льва Борисовича в 1898 году по подозрению в тайной революционной деятельности семью подвергали гонениям, из-за чего Шварцам пришлось переезжать с одного места на другое.
Побывав в Дмитрове, Армавире, в Рязани (у родителей Марии Федоровны) и Ахтыри, семейство остановилось в Майкопе (ныне – столица Республики Адыгея), где прошли детство и юность Жени. Там же в 1902 году у него родился младший брат Валентин.
После школы мальчик поступает в местное училище. Окончив его в 1913 году, Евгений едет поступать в Московский народный университет имени Альфонса Леоновича Шанялавского (ныне – Российский государственный гуманитарный университет).
По наставлению родителей поступает на юридический факультет, позже переводится на юрфак Московского государственного университета имени . В это время его семья перебирается в Екатеринодар (ныне – Краснодар).
Осенним призывом 1916 года попадает на службу в армию, а весной следующего года был направлен из Царицыно (ныне – Волгоград) обратно в Москву, чтобы отучиться в военном училище. В том же году получает сначала звание юнкера, а после – прапорщика.
В 1918 году приехал к родным в Екатеринодар, где позже подался в Добровольческую армию. В ее составе участвовал в первом Кубанском походе под руководством генерал-лейтенанта Виктора Леонидовича Покровского, а также держал оборону Екатеринодара в марте того же года. Был контужен, что в качестве напоминания о себе оставило легкий тремор рук, усилившийся в последние годы из-за сильных волнений.
После восстановления в военном госпитале Евгений был демобилизован. Устраиваться работать по специальности Шварц не хочет, поэтому поступает в Ростовский университет, параллельно работая с «Театральной мастерской», на актрисе которого женится в 1920 году.
Так и недоучившись, в 1921 году Шварц вместе с женой и театральной труппой перебирается в Петроград (Санкт-Петербург). Там Евгений продолжает играть эпизодические роли в постановках. Чтобы было на что жить, устраивается работать сначала в книжный магазин, а после – личным литературным секретарем .
Литература
Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» - газеты «Забой».
Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.
Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.
В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок - дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.
С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».
В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.
Евгений Шварц на репетиции спектакля "Тень"
Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;
Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».
В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют , и . Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.
В 1953 году умирает , который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.
В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».
Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени . Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.
Личная жизнь
Евгений Львович был дважды женат. Первой женой стала актриса Гаянэ Холодова (1898-1983). С ней Шварц познакомился во время работы в ростовской «Театральной мастерской». Поженились они в 1920 году.
Евгений Шварц и его первая жена Гаянэ Холодова
Через год пара переехала в Петроград, где в 1929 году у них рождается дочь Наталья. В том же году Шварц бросает семью, чтобы жениться на другой женщине. Для Гаянэ это становится настоящей неожиданностью.
Второй женой Евгения Шварца становится Екатерина Ивановна Обух (1902-1988). С ней писатель знакомится на одном из творческих вечеров 1927 года, устроенном в доме друга по ОБЭРИУ. Для того чтобы выйти замуж за Шварца, Екатерина тоже уходит из семьи.
С Екатериной Ивановной Евгений Львович живет до самой смерти, но назвать этот брак счастливым сложно – Шварц по поводу и без ревновал свою жену, что негативно отразилось на его здоровье.
Смерть
Умер писатель и драматург 15 января 1958 года. Официальная причина – инфаркт, ставший следствием сердечной недостаточности, которая мучила Шварца в последние годы жизни.
Похоронен был в Ленинграде на Богославском кладбище.
Библиография
- 1924 год – «Рассказ старой балалайки»
- 1928 год – «Ундервуд»
- 1931 год – «Товарный 717»
- 1932 год – «Пустяки»
- 1934 год – «Принцесса и свинопас»
- 1934 год – «Голый король»
- 1936 год – «На отдыхе»
- 1938 год – «Доктор Айболит»
- 1940 год – «Тень»
- 1940 год – «Сказка о потерянном времени»
- 1943 год – «Дракон»
- 1947 год – «Золушка»
- 1956 год – «Обыкновенное чудо»
- 1957 год – «Дон Кихот»