Объясните, фразу:Ни один волос не упадёт с человека без воли божьей.Как же так?если умирает ребенок. Ни один волос не упадёт (не упал) с головы
Пользовательского поиска
Батюшка, объясните, пожалуйста, фразу:Ни один волос не упадёт с человека без воли божьей.Как же так?если умирает ребенок насильственной смертью на это воля Божья?Я верю в Бога и Богу.Но иногда видя огромное количество зла в этом мире мне страшно от того что мое доверие к Богу ослабевает.Моя подруга потеряла ребенка на большом сроке.Очень много народа молилось за нее, когда она была в больнице.Не помогло.Почему?она очень верила, а сейчас у нее нет доверия в Богу или вот:
http://www.bukovina.biz.ua/news/20064Здравствуйте.Страданию подвержено все живущее на нашей планете. Каждый из вас ежедневно узнает из газет, передач радио и телевидения, как много людей на Земле страдает. Они страдают от автомобильных катастроф, от страшных болезней и преступлений. Многие страдают оттого, что они родились в бедности или в странах, находящихся под властью диктаторов. Существует множество поводов страданий, их перечень занял бы целые страницы. Но наш вопрос не относится к материальным причинам. Он касается самих истоков страдания. Пророк Аввакум спрашивал Бога: Доколе, Господи, вопить буду, а Ты не услышишь, взывать буду к Тебе: «Насилие!» - а Ты не спасешь? Зачем Ты показываешь мне несправедливость и смотришь на ложь?» - (). Ответ на ваш вопрос частично кроется в утверждении. что наш разум - не есть разум Господа или даже ангелов, поэтому ряд категорий бытия просто в силу природы нашего сознания являются непознаваемыми. Помимо этого, как далеко не ушла бы наука, есть часть знаний, которая никогда не станет достоянием человечества в силу своей "секретности". В Библии об этом говорится, например, в книге : "Сокрытое знание принадлежит Господу, а открытое (т.е, которое может быть открыто научным путем) - нам и сынам нашим до века". Вот что, например, о смысле страданий говорит в своей статье " Смысл страданий " священник Павел Гумеров: В нашей жизни просто так ничего не случается, каждое событие имеет значение. И бессмысленно Бог страдать не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Еще один смысл скорбей - в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания (если мы правильно к ним относимся) делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему. Любой священник может рассказать, сколько его прихожан пришли в Церковь через жизненные испытания, скорби: смерть родных, тяжелые болезни, потерю работы и прочее. Когда все хорошо и ладится, люди, к сожалению, в храм не спешат. Скорби, свои собственные и чужие, заставляют задуматься о самых главных вопросах: смысле жизни, спасении души, сочувствии к чужому горю. Когда-то в Англии произошла большая авария - крушение автобуса с детьми, многие погибли, многие пострадали, и вот христианского писателя К. Льюиса спросили, как Бог допустил такую ужасную трагедию? И он ответил: «Страдания - это тот резец, с помощью которого Творец, как скульптор, высекает из человека прекрасную статую». Что такое любая катастрофа? Это, кроме огромного горя, возможность проявить все свои самые лучшие человеческие качества. Проявить сострадание, оказать помощь, поддержку страждущим, утешить скорбящих, посочувствовать им, поддержать в трудную минуту и самим о многом задуматься. Для пострадавших - возможность обратиться с горячей молитвой к Богу, задуматься о том, о чем в повседневной суете, может быть, и не помышляем, о спасении души. Что для Бога важнее: тело человека, которое болеет, стареет, умирает, или его бессмертная душа? Конечно же, душа, и поэтому Он попускает нам пострадать. И по прошествии иногда многих лет мы видим, что эти испытания были посланы не случайно, они были нужны нам. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за веру православную в лагерях. И он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведенных в тюрьме. Очень многие люди, прошедшие через ад лагерей, тюрем, ссылок, потерявшие здоровье, не жалели об этом и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу. А иначе и быть не может, ведь если бы они имели другой подход к жизни, они бы просто не выжили в этих страшных испытаниях.
Человек сам не знает, на что способен. Кто-то выносит нечеловеческие страдания, а кто-то из-за малых неприятностей впадает в тоску, отчаяние и готов уйти из жизни. Когда человек решается на самоубийство (если, конечно, это не вызвано психическими заболеваниями), это всегда слабость, малодушие и маловерие. Самоубийца хочет уйти от временных, земных страданий, не может терпеть их, но не знает, что ждет его там, где страсть будет мучить его вечно. Можно также сказать, что страдание есть результат свободы. Бог дал человеку определенную степень свободы. Если бы человек был подобен роботу, автомату, то Господь мог бы в любой ситуации повести его по правильному пути. Но Бог дал человеку свободу выбора: любить Его и повиноваться Ему или восстать против Бога. Когда человек восстает против Бога, то он мучает самого себя и своих ближних.
Размышляя о страдании, нужно также помнить, что Бог установил определенные естественные законы, которые управляют вселенной. Если бы не существовало, например, закона тяготения, то мы плавали бы в пространстве. Но тот же закон является причиной страданий и смерти людей, упавших с высоты.
Благодаря ураганам земля освобождается от избытка тепла и энергии. Теплые ветры южных широт движутся к северу и охлаждаются от земли. Но случается, что при этом они образуют разрушительные вихри. Эти вихри поднимают высокие волны в океане. Не ураган сам по себе является причиной страданий, а люди, которые забывают об опасности, - ураган «наказывает» их.
То же самое можно сказать о разломах и сдвигах земной коры, вроде разлома Сан-Андреас. Они необходимы для предотвращения более масштабных катаклизмов. Но люди продолжают строить дома в районе Сан-Андреасского разлома и, следовательно, рискуют пострадать в случае землетрясения. Такое страдание - не результат намерений Бога, оно проистекает из человеческого безрассудства. Мы можем учитывать естественные закономерности и приспосабливаться к ним, а можем их игнорировать и в результате этого страдать.
В высокой заболеваемости тоже повинны сами люди. Многие болезни проистекают от неправильного питания. Люди едят не то, что следует. Бог дает нам натуральный сахар, но мы его отбеливаем. Мы едим сдобный белый хлеб, тогда как для нас полезнее хлеб грубого помола. Бог дает натуральные плоды с клетчаткой, но мы ее удаляем, а сами плоды варим. То же самое мы делаем с апельсинами, из которых сцеживаем сок, а полезные волокна и кожу выбрасываем. Мы чистим картошку и едим только то, что содержится внутри. Делая все это, мы выбрасываем то, что Бог нам дал для сохранения здоровья.Мы сами себя делаем больными, предаваясь таким вещам, как курение, потребление алкоголя и наркотиков. В автомобильных катастрофах в нашей стране ежегодно погибают 56 тысяч человек, и половина этих катастроф происходит из-за управления в нетрезвом состоянии.
Даже технологический уровень нашего общества является причиной страданий. Если бы не было автомобилей, не было бы смертей и увечий на дорогах. Наш воздух не загрязнялся бы дымом заводов и выхлопными газами автомобилей, если бы не было ни заводов, ни автомобилей. Это плата за наш уровень цивилизации. Если бы мы не захотели платить столь высокую цену, мы бы вернулись к примитивному обществу. Наш образ жизни в современном мире во многом ведёт к страданиям. Поэтому, что касается вашей подруги. то я ей глубоко и искренне сочувствую. Но пусть она постарается принять происшедшее с ней как волю Божью и смирится с ней." Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" - говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам.Мир наступает, когда мы понимаем, что нам дано видеть только несколько нитей в великом полотне жизни и Божьей воли, что у нас нет перед собой всей картины целиком. И тогда с облегчением и радостью мы сможем подтвердить на примере собственной жизни, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" .Когда, с Божьей помощью, мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: "Хотя не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17,18). Благослови вас Господь!
(О.Павел)
Алексей Алексеев
06.04.2017 - 20:01
Согласно учению Церкви, Господь Бог есть Промыслитель: «Веруем, что все существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему либо полезному верховной Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (Послание восточных Патриархов о православной вере, чл. 5); «Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется... Бог есть и Творец и Промыслитель... То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению» (ТИПВ. преп.Иоанн Дамаскин. Гл. 49). Именно об этом говорит Господь: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:29-30). Промысел Божий проявляется в наказании людей, которое требуется для благих целей: «Он употребляет все меры, чтобы удержать их от греха, воспрещает его своими законами, угрожает за него наказанием преступникам (Исх. 20:1-18 и др.), действительно наказывает их (Быт. 7:7 и след.; 19:24-29; Исх. 17, 8. 14 и др.)» (ПДБ. митр.Макарий. Ч.1, Гл.2).
Все вышесказанное означает, что и волос с головы не упадет без воли Божьей, не говоря уже о более серьёзных событиях. Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Только такое понимание, предлагаемое Церковью, позволяет нам адекватно воспринимать, оценивать и делать правильные выводы из любых происшествий.
* * *
Однако многие люди не хотят верить в то, что Господь стоит за происходящими событиями, что Он наказывает и Он же милует. Поэтому Господь зачастую делает тонкие намеки через даты событий - чтобы даже самые упрямые не смогли отрицать «совпадения», а остальные наконец-то увидели, в меру своих сил, духовный смысл происходящего.
Так, 22 июня 1941 года началась война. В этот день Церковь отмечала день Всех Святых в земле Российской просиявших. Многие современники тех событий, а также современные священники и епископы, включая Святейшего Патриарха Кирилла, увидели в этом ясное и недвусмысленное наказание за гонения Церкви, за массовые убийства православных христиан. Тогда Господь совершил отмщение врагам своим.
Но нужно также заметить, что и победа в этой войне пришлась на 6 мая 1945 года, когда Церковь праздновала Пасху Христову и день вмч.Георгия Победоносца. Очевидно, и здесь была рука Божия - Он наказал и Он же помиловал, так как произошло хотя и не полное, но все же покаяние народа и накал гонений со стороны власти был снижен. Он показал, что и начало великой войны и её конец в Его руках. И за современными событиями также стоит Господь. Так, Евромайдан в Киеве начался 21 ноября 2013 года, когда Церковь праздновала Собор Архистратига Михаила, покровителя города Киева. Сейчас уже не возникает сомнений, что это было началом наказания Божиего и разрушения страны. Далее, 17 марта 2014 года Верховный Совет АР Крым провозгласил Крым независимым государством и обратился к РФ с предложением о принятии Крыма в свой состав; в этот же день Президент РФ подписал указ о признании независимости Республики Крым. 18 марта был публично подписан, и широко освещен в СМИ, договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии последней в состав РФ. А 18 марта Церковью, как это не удивительно, отмечался один из дней памяти святителя Луки Крымского, архиепископа Симферопольского, ныне одного из небесных покровителей Крыма. Только рьяно упорствующий в своем нежелании признать Божие вмешательство в нашу жизнь, Божие управление этим миром, может все это считать «случайностями» и «совпадениями». Как сказал Господь про таких людей: «вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете»
(Лк.16:2-3)
* * *
Недавнее чудовищное преступление в Санкт-Петербурге не является исключением. Если теракт, как и любое другое событие, не является случайностью, то необходимо понять по каким причинам, для чего Господь попустил этому совершится. Нам представляется, что сделать это будет не столь сложно, так как и здесь не обошлось без ярких «совпадений».
Теракт в Санкт-Петербурге произошел 3 апреля, а 4 апреля отмечается память св.Исаакия Далматского. Некоторые спросят: «Где связь?». Дело в том, что в честь св.Исаакия Далматского освящен Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
А что предшествовало теракту? 28 января и 12 февраля прошли многочисленные акции противников возвращения Исаакиевского собора Церкви, в которых принимали участие депутаты зак.собрания. 26 марта состоялся массовый «антикорупционный» митинг, среди участников которого было множество активных противников передачи Исаакиевского собора Церкви, то есть де-факто наряду с антикорупционной темой, вопрос противодействия возвращению собора также был на повестке митинга.
Таким образом, с начала 2017 года, часть горожан вместе с депутатами, которых также выбрали горожане, трижды активно и массово выступали против возвращения Церкви отобранного большевиками храма Божьего и вот в канун престольного праздника храма происходит теракт. Такое вот «совпадение».
Некоторые возмутятся: «Неужели Бог наказал погибших в теракте за то, что горожане были против возвращения храма Божьего Церкви?! Разве не исламист совершил теракт?»
. Нет, мы такого не утверждали. Для каждого из погибших была своя причина умереть в этот день. И мы не считаем их грешнее остальных жителей. Но сама массовая гибель не была «случайностью». И кроме злой воли исламиста, совершившего теракт (и который конечно же виновен), здесь есть и духовный смысл. Об этом говорит Господь: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»
(Лк.13:4-5). Такие события являются призывом к покаянию всем остальным. Так изъясняет это блаж.Феофилакт Болгарский: «Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек - целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях»
. Очевидно, и этот теракт является громогласным предупреждением всем горожанам!
* * *
А если знать житие св.Исаакия, то можно ещё более удивиться происходящему. Как повествует святитель Дмитрий Ростовский, во времена св.Исаакия действовал «нечестивый император»
Валент, защищавший ересь Ариеву (арианство) и способствовавший ее распространению, который «поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы»
. Ничего не напоминает? Это то самое, что сделали большевики с Исаакиевским собором - запретили в нем богослужения; это то, чего де-факто желают противники возвращения храма! За это, как продолжает святитель Дмитрий, «Бог... воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками»
.
И сейчас варвары-исламисты ведут войну против русских, а террористический акт является одним из актов этой войны. И вот, как повествует святитель, «в то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженный Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул: «Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему». Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой. На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал: «Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии»... И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим» .
То есть, святой Исаакий призывал открыть храмы Божии, призывал отдать их православным христианам и предупреждал, чем грозит отказ возвращать храмы. Именно возврату, как и нечестивый Валент, сопротивлялись горожане и депутаты Санкт-Петербурга! Удивительные параллели, не правда ли? В итоге, император Валент так и не послушался призывов, и не вернул храмы Церкви. И случилось то, о чем предупреждал св.Исаакий: «Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянный царь тот и его злой советник»
.
* * *
Все происходящие настолько прозрачно для православных, которые знакомы со Священным Писанием, церковной историей и жизнеописанием святых, что не нуждается в особых доказательствах. Всем же жителям Санкт-Петербурга стоит задуматься о том, что «случайностей» не бывает, а теракт очевидно является предупреждением свыше - не должно идти войной против Бога, это плохо заканчивается даже здесь, на земле.
Виноват ли Иуда в том, что он предал Иисуса Христа, или же он был назначен Им для совершения этого мистического акта? В главе 13 Евангелия от Иоанна в стихе 18 Иисус Христос говорит: Но да сбудется писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. В Стихе 21 мы читаем следующие слова Иисуса Христа: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. И далее в стихе 26 Он говорит о том, кто должен предать Его: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Обратите внимание: «и после сего куска вошел в него сатана». Следовательно, до этого сатана не был властен над Иудой, и можно думать, что прежде у него не было мыслей о предательстве своего любимого учителя. И еще обратите внимание как он предает Иисуса Христа: в Евангелии от Матвея в 49 стихе 26 главы написано: И, тотчас, подойдя к Иисусу, сказал: радуйся Равви! И поцеловал его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? И еще можно привести просьбу Иисуса, когда он молился в Гефсимании: Авва (это халдейское слово, обозначающее высшее доверие, преданность и обычно употребляется при обращении к отцу семейства) Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Зная это, мы не можем говорить о том, что Иисуса Христа к распятию привел сатана, в действительности эта мистерия должна была произойти, чтобы обозначить черту новой эры, которая положила начало трансформации смертного человеческого существа в бессмертное Гностическое существо. И это событие было не игрой или прихотью творца всего живого на земле, но необходимостью, в которой Иуде Искариоту отводилась своя роль, а Иисусу Христу - своя.
И тогда еще один вопрос, который здесь следует рассмотреть: почему «горе тому, через кого приходит соблазн»? Возможно, уже изначально, со дня своего рождения, а может быть и намного раньше, иуда был предназначен для той роли, которую он сыграл в распятии Христа. Мог ли он выбирать - быть или не быть предателем. Исходя из евангельских текстов, можно предположить, что Иисус Христос назначил ему эту миссию. Сатана вошел в него только после этого назначения. Следовательно, прежде у этого, единственного грамотного человека среди группы учеников, не было никаких мыслей о предательстве. По-видимому, никто другой не смог бы справиться с этой миссией. Вспомните, как иуда обратился к Иисусу Христу: «Радуйся, Равви!» И поцеловал его. Не был ли этот поцелуй прощальным, так как Иуда знал, что его любимого учителя распнут. Радуйся Равви! Я выполнил твое указание, без которого мистерия распятия и воскрешения была бы невозможной. Конечно же, он знал, что его самого ждут муки самых темных миров ада, но он знал и то, что без подобной его жертвы, человечество еще долгие столетия, а может быть даже тысячелетия будет находиться в плену сил великого духовного антибожественного существа, власть которого распространилась на весь материальный мир. Мог ли согласиться на такой поступок Петр или кто-либо из других учеников Христа? И могли ли соблазнить Иуду тридцать серебренников, обещанных фарисеями, если он и так был казначеем группы учеников Христа, и никто не мог контролировать его, так как он был единственным грамотным среди тех, которые следовали за Христом. Сопоставим ли его поступок с количеством денег, обещанных за предательство своего учителя. И тогда предательство ли это? И лежит ли на нем вина, если сам Бог избрал его для выполнения этой роли? Но во всей этой трагедии, кажется, повисли в воздухе слова Христа: горе тому, через кого приходит соблазн. И тогда как понимать слова, так же сказанные Иисусом Христом: даже волос с головы твоей не упадет без воли его. Если на предательство Иуды была Божественная воля, то можно ли предателя наказывать за то, что он выполнил волю своего господина. Без разрешения Иисусом Христом предательства, не вошел бы сатана в Иуду и никакого предательства не было бы. Конечно, Иуда был наиболее подходящим инструментом для выполнения выпавшей не его долю роли. Возможно, он был более приземлен материально, но бесспорно, что его воля была сильнее, чем воля всех его друзей. Мог ли Иуда не предавать Христа? Но кто-то это должен был сделать, таковы правила мистерии Христа. Мог бы, но он знал важность всего, что должно было произойти для всего человечества. И поэтому, он не мог поступить по-другому. Радуйся, Равви! - сказал он, и прощаясь, поцеловал своего учителя. Он согласился стать проводником зла, чтобы на земле восторжествовало добро. Он согласился на вечный позор среди будущих поколений и жестокие муки во тьме ада, чтобы, человечество получило надежду духовного воскрешения и бессмертия.
Но это только одно из мнений, с которым можно и не согласиться. Это мнение родилось, потому что в событиях двухтысячелетней давности есть много неясного, а существующие сегодня догматические взгляды на эти мистические события, предлагают верить, не рассуждая, что совершенно не соответствует принципам познания, которых придерживается человек, идущий духовным путем.
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены
И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: . У вас же и волосы на голове все сочтены . Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.
Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.
Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Иларий Пиктавийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Это место связано по смыслу с вышесказанным. Ведь умножатся несчастья тех, кто будет предавать нас, преследовать, вынуждать к бегству, ненавидеть нас за имя Господне, - тех, кто имеет власть только над телами, а не над душами. Итак, они и есть те, кто продает двух малых птиц за ассарий . И то, что продано греху, Христос искупил от клятвы закона. Стало быть, продается тело и душа, и продаются они греху, потому что Христос искупил нас от греха и есть Искупитель души и тела. Итак, те, кто продает двух малых птиц за один ассарий, продают себя малому греху; они были рождены летать и возноситься на духовных крыльях на небо, но, плененные ценностями земных удовольствий и соблазненные блеском мира сего, поступая так, продают себя подобными поступками.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Максим Исповедник
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
На что указывает Господь, говоря в Евангелии, что две малые птицы продаются за ассарий
Говорят, что ассарий - это десять нуммов, число десять означает букву йота, а эта буква - первая в имени Господа нашего Иисуса Христа. Следовательно, именем Господа искупается и ветхий, и новый народ, и внутренний, и внешний человек.
Вопросы и затруднения.
Блаж. Иероним Стридонский
Ст. 29-33 Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах
Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28) . Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26) и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут (Мф. 6:28) и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30) Некоторые под двумя воробьями понимают, - применяя искусственное толкование, - душу и тело. Также и пять воробьев, - в Евангелии от Луки (Лк. 12:6) - которые продаются за два ассария, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, - итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев . Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены - Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены ; а там, где - число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 29-31 Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц
Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Августин Иппонийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Ориген
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Этими словами Он указывает на промысел о всей [твари]. Слово же без показывает не волю, но предведение. Ибо из того, что происходит, одно происходит по изволению, а другое по одобрению и согласию. И здесь в буквальном смысле проявляется тонкость промысла и знание всего случающегося вплоть до мелочей. В духовном же смысле малая птица, которой свойственно возноситься вверх или садиться для отдыха на горы и холмы, то есть выражения Писания, падает на землю , когда [кто-нибудь], ища дольнего, падает на землю , поскольку одержим пороками плоти, предан постыдным страстям (Рим. 1:26) и погубил свободу и честь. Таковым является тот, кто был вознесен словом [Божьим] ввысь, но обратил свои помыслы к земному.
Фрагменты.
Аполлинарий Лаодикийский
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
Следует также знать, что о малых птицах сказано образно, поскольку не слишком большое значение имеет для Бога попечение о них, по слову апостола, о волах ли печется Бог (1 Кор. 9:9) ? Из попечения о людях Он привел этот [образ], для их пользы. Ассарий же означает ничтожно малую цену.
Фрагменты.
Евфимий Зигабен
Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего
Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению.
Толкование Евангелия от Матфея.
Лопухин А.П.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего
(Лк. 12:6) . Непременно избран пример маленьких, ничтожных птичек вообще (στρουθία), а не воробьев (хотя στρυθίον значит и воробей), и притом не одной, а двух, чтобы еще сильнее показать их малую ценность. У Луки вместо двух - пять, πέντε. Указание, вероятно, имело в виду знакомые всем обычаи продажи птичек на рынке.
Ходячая медная монета в Палестине тогда была ас, древне-латинский ассарий и после греч. άσσάριον. Стоимость аса равнялась первоначально 1/10 динария, а после пунической войны (217 г. до Р. X.) только 1/16 динария. Самой маленькой монетой была прута = 1/8 аса; с нею была тождественна встречающаяся в Новом Завете лепта, составлявшая половину кодранта (Шюрер). Выражение не “упадет” имеет общее значение не погибнет, независимо от причин этой гибели. Поэтому праздно рассуждать о том, гибнет ли птичка потому, что попадается в силок, бывает подстрелена, падает ли она из воздуха или ветвей и проч.
Толковая Библия.
Благодаря воздействию вредных факторов внешней среды, активной химической промышленности в продуктах и предметах ежедневного обихода человека, — выпадение волос в наше время явление не редкое.
Стресс, синтетика и воздействие химических соединений повсюду провоцируют осложнение самочувствия и ухудшение здоровья человека. Но как быть, если выпали волосы на голове пятном.
Что делать с этой проблемой и как предупредить алопецию (выпадение волос на голове локально — пятнами) необходимо знать каждому.
Признаки алопеции (выпадения волос на голове пятном)
Согласно утверждениям трихологов, признаки алопеции могут быть самые различные. Все зависит от причины, которая вызвала выпадение волос.
Волосы могут выпадать понемногу или облысение начнётся внезапно. А также выпадение волос пятном может быть не только на голове, но и по всем теле.
К сожалению, если выпадают волосы на голове пятном — причин много и до конца это явление не изучено. Ученые говорят о сбоях в иммунной системе, которая ошибочно атакует волосяные фолликулы
Выделяют основные признаки алопеции:
- Волосы на голове начинают постепенно истончаться и выпадать.
- На волосистой части головы, а иногда и на бровях или бороде (у мужчин) появляться выпадение волос пятном. Их еще называют проплешины.
- Выпадение волос пучками при расчесывании или при мытье головы.
- На теле волосы могут выпадать при приеме некоторых медикаментов (например, химиотерапия). При окончании приема препаратов волосы опять вырастают.
Интересный факт! У мужчин облысение начинается со лба, а у женщин – с висков.
Провоцирующие факторы выпадения волос на участках кожи
Если выпадение волосы происходит на голове локально, — пятном, это свидетельствует о ряде серьезных причин и факторов. Одними из самых вероятных провоцирующих факторов специалисты считают следующие:
- недостаточный уход за волосами;
- стрессы и нервные расстройства;
- гормональные сбои в организме;
- нерациональное питание и дефицит витаминов;
- предрасположенность организма на генетическом уровне.
Причины выпадения волос на голове пятном
Причин, вызывающих выпадение волос пятном, существует множество. В таблице приведены самые распространённые причины алопеции в зависимости от ее видов.
Причины алопеции в зависимости от ее видов
Вид алопеции | Причина, вызывающая алопецию |
Рубцовая алопеция – появление рубцов после перенесенных заболеваний и отсутствие роста волос на этих рубцах | Врожденные и наследственные заболевания, лишай, аутоиммунные заболевания, опухоли кожи, травмы кожи, сахарный диабет. |
Нерубцовая алопеция – возникает внезапно, без предыдущих поражений кожи | Иммунные заболевания, расположенность организма генетически, нарушения обмена веществ, заболевание органов пищеварения, стрессовые состояния организма и депрессия, химические препараты и излучение радиации. |
Диффузная алопеция – состояние, когда волосы выпали на голове пятном | Гормональные изменения и перестройка организма при половом созревании, беременности и лактации, в период климакса, а также стресс, прием наркотиков и дефицит железа в организме. |
Андрогенная алопеция – когда происходит облысение по мужскому типу у женщин и по женскому типу у мужчин | Отсутствие баланса мужских и женских гормонов в организме, заболевание щитовидной железы, злокачественные и доброкачественные опухоли в организме. |
И это еще не все существующие виды алопеции. Поэтому необходимо обязательно пройти обследование и установить причину, почему волосы на голове выпали пятном. Тогда и лечение будет назначено правильно и грамотно.
Средства народной медицины для роста волос на голове
Существует множество народных рецептов, которые способствуют росту волос.
Важно помнить! Лечить выпадение волос на голове пятном одними народными средствами неэффективно!
Отвар лопуха
Самым первым помощником в борьбе с облысением является растение лопух (а именно его корень).
Приготовление отвара необходимо проводить по следующему рецепту: 3 ст. ложки сушеных корней проварить в 750 мл воды, настоять 20-25 минут, процедить.
Втирать в кожу головы, слегка массируя.
Масло репейника
Результативно также использование масла репейника, втирая его в корни волос. Заметный результат приносит массаж кожи головы с помощью морской или обычной поваренной соли.
Нанести на мокрую голову, нежно помассировать и смыть теплой проточной водой.
Распространённым средством, вызывающим рост волос есть настойка жгучего перца. Использовать ее, лучше на ночь.
Будьте осторожны! Вызывает жжение кожи! Наносить осторожно, после нанесения вымыть руки, избегать попадания в глаза. Если все же настойка попала в глаза, промыть водичкой, лучше кипяченой.
Настой крапивы
Настой готовиться так: 3 ст. ложки сушеной крапивы залить 1,5 л горячей воды, дать настояться 45 минут и отцедить. После каждого мытья головы необходимо споласкивать волосы отваром.
Массаж и физиотерапия при выпадении волос на голове пятном
Если волосы выпали на голове пятном, придут на помощь физиотерапевтические процедуры и массаж кожи головы. Данные процедуры стимулируют кровообращение, что способствует пробуждению волосяных луковиц и соответственно рост волос усиливается.
Наиболее частые физиотерапевтические процедуры, которые советуют трихологи:
- Дарсонвализация – воздействие на кожу головы токами, которые находятся под большим напряжением. Данная процедура назначается пациентам, у которых облысение вызвано себореей.
- Криотерапия – это воздействие жидкого азота на волосяные луковицы. Эта процедура делается точечно. Показана при гнездной и круговой алопеции.
- Ионофарез – во время этой процедуры с помощью тока (гальванического) вводят в глубокие слои кожи лекарственные препараты, которые помогают в борьбе с алопецией.
- Массаж банками (вакуумный массаж) – делается с помощью банок для медицинских процедур. Это массаж можно выполнять также и в домашних условиях.
Массаж кожи при алопеции можно также проводить самостоятельно. Для этого расчешите волосы, обе руки положите на голову. Массаж проводиться большими и средними пальцами.
Легкие массажные движения делаются, двигаясь от периферии к центру головы. Делайте такой массаж 3 раза в неделю и результат будет заметным уже через месяц.
Медикаментозное лечение алопеции
Медикаментозное лечение алопеции зависит от ее вида.
Андрогенная алопеция
Если это андрогенная алопеция, то ее лечение стоит проводить гормональными препаратами, содержащими эстроген и прогестерон.
К отличному результату приводят безрецептурные препараты, содержащие Миноксидил. Это могут быть как спреи (Алерана и Генеролон – цена от 500 до 630 рублей), так и шампуни, растворы (Касилон – цена от 1000 рублей).
Важно помнить! Препараты, в состав которых входит Миноксидил, разращено использовать с 18 лет. Также нельзя превышать суточную дозу препарата, независимо от области облысения.
Грибковая инфекция кожи головы
Если выпадение волос связано с грибковым поражение кожи, то тут на помощь придут препараты, содержащие кетоконазол. К таким средствам относится шампунь Низорал – цена от 350 до 400 рублей.
Способ применения: нанести на влажные волосы на 3-5 минут. Смыть проточной водой, избегать попадания в глаза. Использовать 2 раза в неделю на протяжении месяца.
Препарат Финастерид (235-250 рублей) – препарат для лечения облысения у мужчин. Препарат является гормональным и продается только по рецепту врача. Имеет очень много побочных эффектов и в лечении женщин применяется только в тяжелых случаях.
Препараты Сульсена используют, чтоб восстановить фолликулы. Действующим веществом здесь является селен. В серии препаратов Сульсена есть паста для головы (цена от 80до 100 рублей) и шампунь (цена от 180 до 300 рублей).
Эти средства можно применять как в комплексе, так и отдельно друг от друга. Но стоит помнить, что использовать эти и многие другие медикаментозные средства от облысения стоит только после консультации и назначения врача.
Хирургическое восстановление волос на голове
На сегодняшний день существует несколько видов хирургического восстановления волос:
- трансплантация искусственных волос;
- пересадка своих волос;
- вырезание лысых участков кожи;
- лоскутная пластика.
Самым популярным методом хирургического восстановления волос является трансплантация своих волос или аутотрансплантация.
Процедура представляет собой пересадку собственных фолликулов из той области кожи, где волос много на лысеющие участки.
Операция по пересадке собственных волос проводится так:
- Под местным обезболиванием вырезается донорский кусок кожи.
- На этом месте накладываются швы, которые в скором времени будут совсем незаметны.
- Из иссеченной кожи выделяют волосы с фолликулами.
- Врач делает микроотверстия и помещает туда фолликулы.
На сегодняшний день это самый действенный метод лечения андрогенного облысения. Пересаженные таким способом волосы растут на коже и сохраняют свои свойства до конца жизни человека.
Алопеция – явление неприятное, однако, лечению поддается. При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и выявления причин болезни, а потом начать грамотное комплексное лечение.
Что делать, если выпали волосы на голове пятном. Причины и способы лечения:
Гнездная алопеция (облысение). Комментарии врача: