Военно строительный батальон электротехническая часть в афганистане. Смешные Анекдоты Истории Цитаты Афоризмы Стишки Картинки прикольные Игры
«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования. «Королевские войска» Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.
Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).
У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение. Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».
Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму». Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным. По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей. Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.
Личный состав ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью. Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава.
Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников. Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.
Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».
Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.
Вопреки сложившемуся мнению служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным они составляли не менее 70% контингента работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения. Служили они и в Афганистане. В 1979 году сразу после ввода советских войск в эту страну встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.
Но почти никому не известно, что солдаты нашего Советского стройбата геройски сражались против британских десантников, во время Фолклендской войны в 1982 году.
В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.
По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских десантников.
Аэродром был стратегическим объектом, его надо было занять англичанам в первую очередь.
Первыми высадилась группа захвата ангийских десантников, на трех вертолетах, которая была вся уничтожена лопатами, кирками и ломами. Ведь у бойцов стройбата не было личного оружия.
Вооружившись трофейным оружием и окопавшись, стройбатовцы отбили в первый день еще 4 атаки британской десантуры. Трое суток наши удерживали аэродром, англичане понесли там самые большие наземные потери своих подразделений.
Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие, и эвакуировали на Кубу.
Ведь анекдот про стройбат родился не на голом месте:
Общаются два генерала ЦРУ, одни говорит другому
- ты слышал у русских созданы новые войска, вообще звери..
- спецназ называется?
-какой спецназ, стройбат, такие звери, что им даже оружие не выдают - руками убивают!
Стройбат. Сержант увидел, что новобранец возит тачку, перевернув её вверх дном.
- Вы что, с ума сошли, рядовой Рабинович?! - рявкнул он. - Вы толкаете тачку вверх дном!
- Видите ли, товарищ сержант, когда я везу её нормально, они накладывают в неё кирпичи.
Старые Китайские фильмы такие китайские.
утром по 2х2 показали. Простой китайский паренек в храме Шао-линь научился кун-фу строя строительные леса из бамбука (!!!), и вернувшись в родную деревня всем недругам навалял не подецки. В храм на учебу как в армию сходил, в стройбат. стройбат-фу
Мужики в походе бухают у костра. Все отлично, единственная проблема - комары, которых просто огромное количество. Мужикам комары надоели, потушили они костер, чтобы комары на свет не летели, и заныкались в палатку. Через некоторое время один, уже совсем бухой мужик, из палатки выглядывает, а на улице светлячки летают - мужик перепуганный залезает обратно в палатку и говорит:
- Мужики!... Комары с фонариками вернулись! Нас ищут!!!...
Стройбат. Вечерняя поверка.
Капитан Конов (К. К.):
- В роте появились Phthirus pubis.
Хихикнул Валера - у нас после года мединститута.
К. К.:
- Вижу с латынью проблемы. Облегчаю: появилась лобковая вошь.
Завеселились бывалые.
К. К.:
- Упрощаю для непонятливых: появились мандавошки.
Заливистый хохот с переходом в длительную ржачку.
К. К.:
- Чего ржёте ухари? Это называется дое.лись!!
Тут уже полный отпад, до катания по полу.
dat: Ну как там у вас? Мы только с улицы вернулись, в снежки играли. Снеговика вот слепили оО0
owl: дя...
dat: А у вас как там с погодой?
owl: О! Замечательно, не знаю как вы там в своём Питере, а мы тут в Туапсе уже точно решили что в новогоднюю ночь будем как всегда под дождем лепить снеговика из грязи и обкидываться асфальтом...
Cтатья про электромагнитные гранаты
...
один из каментов:
Если это правда, через пятерик лет в новостях можно будет услышать про то, как «В дата-центр компании Н вошел мужчина с двумя EMP-гранатами в руках и с криком *Ни единого разрыва* потушил всю электронику в здании».
с форума.две девочки:
1:она мне отомстила потом.да так что я офигела!!!
2:и как?
1:пришла ко мне в гости типо,роговорить.давай помиримся говорит,мужики этого не стоят и так далее.посидели с ней на кухне,чай попили,покурили пару раз.потом она ушла,через пару часов родители вернулись.кухню-то я проветрила.но эта засранка знаешь,что придумала??
2:ну
1:когда я с кухни выходила,она накурила в холодильник!!!напустила туда дыма и закрыла его!!!а мама открыла
товарищ подполковник не любил евреев.
для того, чтобы это понять, совсем не обязательно было товарища п/п
знать.
вполне достаточно было увидить его рыхло-красное, широкое лицо,
вовсе не обезображенное интеллектом и как нельзя лучше
подходящее к танкам в петлицах кителя.
но нам довелось знать товарища п/п и видеть его довольно часто, как
своего преподавателя по тактике.
товарищ п/п ставил задачу курсантам 4-го курса:
нарисовать на карте схему расположения трех рот мотострелокового
батальона,
таким образом, чтобы исключалась возможность одновременного поражения
всех трех рот ядерным взрывом малой мощности. нарисовать - и подписать:
начальник штаба 1 МСБ майор такой-то. и сделать все это надо было....
тушью.
подавив неразборчивым рыком робкое возмущение по поводу
целесообразности такого задания для будущих офицеров связи и особенно
по поводу требования использовать корявые ручки-перья и тушь, товарищ
п/п гордо удалился до конца занятия.
в аудитории повис вечный вопрос "что делать?"
а делать - нечего. выполнять надо.
разве что... сократить количество выводимых тушью букав до возможного
минимума.
лицо товарища п/п, в нарушении всех законов биологии, становилось все
краснее и краснее.
над его монументальной головой начинал дрожать воздух, как это бывает
над раскаленным асфальтом.
товарищ п/п был в бешенстве. на его столе лежали 4 карты со схемами
расположения 1го МСБ,
аккуратно подписанные четким, уставным почерком:
В 70х рылись мы во всяких землянках, окопах и попадались нам фляжки,
гильзы, гранаты, а рассказ о небольшом таком артиллерийском снарядике
времен ВОВ. Предистория, жил у нас в деревне (на даче) дед по прозвищу
Хрым тк прихрамывал с незапамятных времен еще со службы на царском флоте
до революции. Дочь его купила поросят и не за долго до того как найти
нам снарядик одного порося стырили. Ток вот грузим мы снаряд в мешок для
удобства, идем в лес, разжигаем костер до нужной кондиции, кидаем снаряд
и бежим, а дед Хрым нас оказывается выследил, ну как его порося жарить
пошли. Думал спугнул, подходит к костру а там раскаленная штуковина.
Человек когда то был моряком сразу смекнул. Догадайтесь кто перегнал
четырех мальчишек через сто метров с палкой наперевес и жуткими
матюками?
Афган 1982г
Готовимся к необычной операции, крупномасштабной, с
вертолетами-самолетами.
Соответственно под отеческим контролем очень высоких военноначальников.
Соответственно одевают нас оборванцев с нуля и икипируют по самое не
балуй.
Броники (7кг), каска, сухпай на 3 суток, приборы ночного видения,
патроны, плащ-палатки и т. п.
И достался нам с Лукьянычем на двоих автоматический гранотомет-трехнога.
Когда мы уложились, решили все это померить. Надели рукзаки с помощью
друг-друга, построились.
Получилось присядешь-сам уже без помощи не встанешь. Приказал нам
взводный еще и гранотомет поднять,
(гранаты уже в рюкзаках). Стали подымать, я как сирану (громко пукнул).
Строй еле стоящий под тяжестью груза упал,(эффект-бабочка на штанге) и
встать с рукзаками уже никто не смог!!! Визически.
Кстати, потом в горах мы с Лукьянычем этот гранатомет выбросили, мол "на
обратном пути подберем".
А обратно шли другой тропинкой. Сколько потом было писано-переписано
особистам объяснительных...
БУШует Америка,
не Ладен Афган.
Данила звонками
берет на таран.
Самолеты сбивают -
то араб, то хохол
Сибирский привет
по почте пришел.
Сижу, наблюдаю:
как там - "за стеклом".
Веселая осень
у меня за окном…
Пробуем писать историю нашего батальона
На фотографиях-картинках показаны автомобили используемые 126 оавтобатом
для
перевозки грузов
и выполнения других
поставленных задач.
Условное название в/ч пп 25909 принадлежало , который введён на территорию Афганистана (ДРА) 14 марта 1980г.
Автомобильный батальон нашей части, под названием 126-й отдельный автобатальон (далее 126 ОАБ), был сформирован танкистом-подполковником Ковалёвым Иваном Сергеевичем в 1960г., в г.Тирасполе (г.Тирасполь входил тогда в Одесский военный округ) и подчинялся Главному Управлению Специального Строительства по строительству ракетно-ядерного комплекса. Первая передислокация батальона состоялась в Уральский военный округ - в г.Нижний Тагил. Затем был переезд в Сибирский военный округ, г.Тюмень, станция Богандинская. Позднее передислокация в Туркестанский военный округ, станция Тюра-Там, Байконур. В 1967г. батальон передислоцировался в Московский военный округ в Кострому, посёлок Сусанино. После Костромы - переезд в Приволжский военный округ, г.Йошкар-
Ола. В августе 1971г., под руководством командира батальона Дорошенко В.Ф, батальон переехал в Забайкалье, в
Забайкальский военный округ г.Петровск-Забайкальский, где батальон был в распоряжении 159 Отдельной дорожно-строительной бригады и выполнял задачу по строительству рокадной автомобильной дороги М55 "Улан-Удэ - Чита
".
В
Забайкалье батальону было определено местоположение на восточной стороне села Новопавловка
, что в сорока километрах от города Петровск-Забайкальский
. В 1979г., в честь окончания строительства участка автомобильной магистрали "Улан-Удэ - Чита", восточнее ж/д ст.Бада, у селения Зурун вдоль дороги установлен (<-памятник
) " ". В 1980г. нашему батальону предстояла следующая передислокация в Афганистан, в город Шинданд. Передислокация осуществлялась как и раньше
по ж/д 3-я эшелонами (один эшелон-одна рота по 40 платформ и вагонов). В 1975г. после увольнении Дорошенко В.Ф. в запас командиром
батальона был назначен Гриняев В.С. (До этого он был начальником штаба в дорожном батальоне
Вдовиченко В.А., 159 ОДСБр). Майор П.И.Краснов был заместитель командира по хозяйственной части, а заместитель командира по политической части был Э.В. Краснопольский. К 1979г. некомплект бригады составлял более 30%, а в автобатах (их было 3) он был еще больше, поэтому в очень короткие строки бригада была доукомплектована за счет других трех бригад Дальневосточного Военного Округа (Отдельных дорожно-строительных
бригад было четыре, а это значит 44 отдельных батальона, баз и контор МТО), а так же личный состав доукомплектовывался военнослужащими с учебок г.Белогорска
. После доукомплектования 126-й автобатальон, вместе с техникой направлен в г.Екатеринославка
Амурской области для
погрузки в ж/д
эшелоны, два других батальона уходили из Петровска-Забайкальского, остальные из Белогорска . И так под грифом секретности бригада ушла в Афганистан 13-тью эшелонами. Два батальона направлены в Кушку один из которых дорожно-строительный (стройбат) и наш 126-й автомобильный, который потом получил прозвище "Гриняевский". "Гриняевский" - от фамилии комбата, Гриняева Валентина Семёновича. Все остальные 11 - ушли в Термез. (Из воспоминаний командира 159 ОДСБр Ковшова В.Д. и командира 126-го автобатальона Дорошенко В.Ф., книга воспоминаний "Рокада") .
После двух недельного переезда временное (около месяца
) место стоянки батальона в г.Кушке было определено в 1-2км. от населенного пункта и воинских подразделений гарнизона, жили в горном массиве, в палатках. Через некоторое время были получены новые ЗИЛы и своим ходом (колонной) в составе 3 рот по трассе "Кушка-Шинданд" батальон прибыл в г.Шинданд
на территории ДРА. Примерно двадцатью днями раньше в г.Шинданд уже выехала одна из колон-квартирьеров,
которая установила на месте
базирования (дислоцирования) 126 отдельного автобатальона палаточный
городок, три платки для рядового состава и 8-и местные палатки для офицерского состава. По прибытии
колоны (основной части личного состава батальона) на место расположения батальона, обустройство палаточного городка и продолжилось. Сооружения (цеха рем.зоны) в авто-парке были выложены из камня. В конце 1981г. был построен офицерский "модуль"-штаб ("модуль"-деревянное, одноэтажное здание по типу
коридорного общежития из фанерных щитов с прослойкой стекло-ваты). Модуль офицерский завезли "Ураганами" которые стояли в конце автопарка 6шт. тоже с 58 автобригады, у них ещё было своё боевое охранение-БТР. Параллельно с 126
ОАБ вошел дорожно-строительный батальон, ком.бат Стельмах, который базировался по соседству с нашим-126 ОАБ. Первое время
колоны батальона ходили по маршруту "Шинданд-Кушка-Шинданд" пока не выстроили дивизионный
госпиталь из деревянных "модулей". Потом добавился маршрут "Шинданд-Кандагар
". (Из воспоминаний Чиркова Леонида, Катаняна, Александра Грауера и Сушкина Виктора проходивших службу на территории ДРА с 14.03.80 по октябрь 1981г., 2,3 роты)
Маршрут "Шинданд-Кушка" занимал по времени один световой день, а "Шинданд-Кандагар" от 2 до 3 дней (в одном направлении) в зависимости от боевой обстановки (бывало рейс на Кандагар и обратно занимал 8 суток).
С момента ввода по 1983г. в батальоне бойцы-водители 1, 2 и 3 роты продолжали жить в палатках, а в рейсе - в машинах, а так же бойцы: хоз.взвода жили в палатках 1 роты; рем.взвод, взвод связи и писари входили в 2 роту и жили в палатках 2 роты; комендантский взвод входил в 3 роту (Из воспоминаний Пономаренко Валеры, 83-85г, 2 рота)
. Офицерский состав в батальоне жил в деревянном "модуле", а в рейсе - в "Летучке", МТОшке (Парме).
Ближе к осени 1980г. возникла «производственная» необходимость в переброске одной из наших рот нашего батальона на маршрут Термезского направления (восточная часть Афганистана). В этой части Афганистана тогда обустраивались 2-е дивизии, в Кабуле и Кундузе - 201 дивизия. Поэтому осенью 1980г. часть старослужащих (40 чел.) призыва 1979-1981г. с техникой: ГАЗ-66, ЗИЛ-МТО, бортовые и шаланды ЗИЛ-130 и 3-и а/м ЗИЛ-131, а потом в июне 1981г. вторая часть старослужащих с частью бойцов весеннего призыва 1981г. первой роты вместе с техникой были направлены в командировку (через Союз, Кушку - Термез), для перевозки грузов по маршруту "Термез - Пули-Хумри - Кабул" (зимой сделали 3-5 рейсов, разгружались в Тёплом Стане, возле управления 58 бригады пока не появился "Алексеевский" автобатальон) потом по маршруту "Термез - Пули- Хумри - Кундуз" (разгружались в конце аэродрома). Первоначально (осень-зима) рота базировалась на территории гарнизона г.Пули-Хумри, весной переехали в гарнизон г.Кундуз , в конце аэродрома, где жили в землянке и в автомобилях. Через некоторое время (на осень-зима), для улучшения обслуживания и обеспечения техники, в 1981г. рота вернулась в гарнизон г.Пули-Хумри , где водители жили в 2-х палатках и в автомобилях по соседству с "Романовским" авто-батальоном (за колючкой автопарка. Романовский автобатальон так же входил в состав 58 автомобильной бригады) и возили грузы только в Кундуз по маршруту Термез-Пули-Хумри-Кундуз. Офицерский состав роты ночевал в офицерском общежитии "Романовского" батальона или в "Летучке" на базе а/м ЗИЛ. В марте 1982г. вместе с техникой 1-я рота (через Союз, Термез-Кушка) была возвращена в Шинданд. Летом 1982г. из Пули-Хумри в Шинданд (через Союз, Термез-Кушка) под руководством комбата Шиндандского автобата, м-ра Шумного была переведена в наш батальон большая часть 2-й роты Романовского батальона (58 авто-бригады), человек 40, весь призыв весны 1981г. с Украины и Средней Азии. Все со своими авто и один автомобиль c установкой ЗУ-23 без зенитчиков. В г.Шинданд колона прибыла на автомобилях ЗИЛ-130 с номерами 09-..ЛЗ, потом их поменяли на 27-..ИЧ. Офицеров переведенных из Пули-Хумри не было.
В Шинданде на территории батальона (июнь 1983г.) для 1 роты построена казарма модульного типа в сентябре 1983г. - для 2 роты и зимой 1983г., 1984г. - для 3 роты. Основным автомобилем в колонах был ЗИЛ-130 (бортовой), заправщиками в колонах были бензовозы на базе а/м ЗИЛ и МАЗ. Для перевозки длиномерных грузов использовали полуприцепы на базе а/м: ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ, а питьевой воды и радиостации использовали а/м ГАЗ-66, по территории Шиндандской дивизии использовали самосвалы на базе а/м: ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ. С 1983г. по 1985г. автопарк батальона был обновлён: сентябрь 1983г. - 1 рота, апрель 1984г. - 2 рота и февраль 1985г. - 3 рота. А/м ЗИЛ-130 были заменены на а/м КамАЗ (с осени 1984г. использовали КамАЗовскме прицепы). Зенитные установки (ЗУ), 2-е установки на колону, остались на а/м ЗИЛ-130 до самого вывода батальона. С марта 1985г. добавился маршрут "Шинданд-Лашкаргах -Шинданд".
С октября 1984г., после нескольких несчастных случаев связанных с гибелью местного населения под колёсами наших колон в Герате и Кандагаре номера на автомобилях 2-й и 3-й рот были заменены: 2-я рота с 07-_лз на 28-_ич и 3-я рота с 20-_вб на 29-_ич.
15.11.86г. 2-е роты 126-го отдельного авто-батальона (в/ч пп 25909) были выведены с г.Шинданд через г.Кушка и к 20.11.86г. (уточняется... ж/д эшелоном через г.Дмитров , в подмосковье Россия, ...) был передислоцирован в Прикарпатский военный округ на Украину в г.Ужгород , где в декабре 1986г. с бойцов личного состава нашего батальона и бойцов личного состава других авто-батальонов сформирована в/ч 02949 (условное название 1666 ВСО), которая актом от 21.06.89г. была ликвидирована. (информация от Лыжненко Сергея, 1 рота, 81-83г. ) Переход-вывод через границу с Турагундей в Кушку был очень тяжёлым и длился больше 2-х месяцев (рассказ о причинах такого перехода и более полное описание самого перехода ожидается от очевидцев, назначенных ответственных за вывод нашего батальона...).
После вывода основной части машин нашего батальона (1 рота и 2 рота, водители с машинами) оставшихся водителей разбросали по частям Шиндандского гарнизона: танкистам …. , часть бойцов вспомогательных подразделений (связисты, рем.взвод...) батальона осталась на месте.
В конце лета 1986г., самолётом, с Кабула в Шинданд, без автомобилей была отправлена в командировку 3-я рота "Верхнего батальона", 58 автобригады. По прибытии в Шинданд, как такового 126-го автобата уже не было, а на его месте стоял Прибалтийский автобат наливников. От 126-го автобата остались машины только одной роты, большинство которых было с номерами 29-…ич (1113) с 2-мя ЗУ на КамАЗах и остатки личного состава вспомогательных подразделений. Вот для водителей этих машин на территории стройбата (рядом с совместным магазином, за офицерским модулем) была выделена казарма и сборный состав водителей под именем в/ч пп 25909 опять продолжило перевозку грузов с Турагундей на Кандагар.
В феврале
1987г. эту роту разделили на две части и, примерно 2-а взвода водителей без машин, самолётом переправили в Кундуз, потом вертолётом - в Хайратон, Термез и потом уже в Прибалтику под Ригу, в посёлок Муцениеки
. В посёлке Муцениеки находилась часть ПВО за забором которой были выстроены казармы для выведенного личного состава откуда по истечении некоторого времени все были уволены на дембель.
(
из воспоминаний Игоря Шевкунова, 86-87г.
)
Оставшийся в Шинданде взвод остался при стройбате и по необходимости продолжал возить грузы на Кандагар прикрепляясь к другим колонам, а так же постепенно перегнал оставшиеся машины 126-го ОАБ в Турагунди.
Так закончил своё существование 126-й отдельный автобатальон, архивные документы которого на сегодняшний день не возможно найти. Бойцы "Верхнего автобатальона" так же не могут найти архив своего батальона.
Согласно архивной справке можно только утверждать, что " ... в/ч 25909 в период с 14.03.80г. по 15.11.86г. принимала участие в боевых
действиях на территории Республики Афганистан. Основание: ДШГ №314/12/0555 ()
Примечание:
126-й ОАБ (в/ч пп 25909) входил в подчинение
58-й автомобильной бригады (имеющей условное название в/ч пп 26039), которая в
свою очередь
входила в состав 342-го УИР
.
Изначально 58-я автомобильная бригада именовалась как 159-я дорожно-строительная бригада (ДСБр) и до ввода в Афганистан имела номер в/ч 02172 с местом дислокации в г.Белогорск Дальневосточного Военного Округа. В период с 07.03.80г. по 01.04.83г., точнее с 1983г., 159-я ДСБр переформирована в 58-ю автомобильную бригаду с местом дислокации штаба на территории ДРА в г.Кабул (Дар-Уль-Аман) иначе говоря "Тёплый Стан" с 01.04.83 по 28.02.87г., бригадная газета "Сын отечества" . ( из интернета )
..........
История создания и производственной деятельности Отдельных Дорожно-строительных бригад ГВСУ МО.
Отдельные Дорожно-строительные бригады были созданы в 1969 - 1971 годах.
Международная обстановка тогда была так накалена, что дело доходило до пограничных стычек с Китаем. Достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301 "О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии "были созданы четыре дорожно-строительные бригады в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР Вооружённых Сил СССР которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья и Казахстана
с дальнейшей передислокацией после сдачи автодороги Иркутск-Чита
и Актогай-Дружба
на строительство автодороги Чита-Хабаровск-Находка
. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1,172 км
(с подъездами), из них 566 км.
составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км
. предстояло построить вновь силами трёх дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году Формирование бригад 11-ти батальонного состава, с численностью 5 тысяч человек в каждой было поручено Заместителю министра обороны по строительству и расквартированию войск, главкам военно - строительного комплекса.
70-ю ОДСБр
в 1969 году сформировало Главное Военно-строительное управление МинОбороны (ГВСУ МО) и направило ее строить автодорогу Иркутск - Улан-Удэ, участок Байкальск-Посольское протяжённостью 204,3 км.;
146-ю ОДСБр
в 1971 году сформировало Центральное управление Специального строительства Минобороны (ЦУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Актогай-Дружба с выходом к границе с Китаем в районе Джунгарских ворот протяженностью 180 км..
159-ю ОДСБр
в 1971 году сформировало Главное управление Специального строительства МинОбороны (ГУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок Мухоршибирь-Глинка, протяженностью 178,5 км.
160-ю ОДСБр
в 1971 году сформировало Главное Военно-строительное управление Центра МинОбороны (ГВСУ центра МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок река Блудная-Черемхово протяжённостью 223,5 км.
В 1975 году для более оперативного руководства бригадами они были переподчинены Главному военно-строительному управлению МинОбороны (ГВСУ МО). Перед военными строителями была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автодорогу Иркутск-Чита-Хабаровск-Находка на тяжелейших условиях. Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 - 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни 1 метра автодороги, болота с многометровыми выторфовками и сплошное бездорожье с 40-50 градусные морозами "красиво" дополняли общую картину производства дорожно-строительных работ. Суровые социально - бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики еще больше усугубляли обстановку близкую к боевой. Но воинские коллективы в этой тяжелейшей обстановке с честью справились с поставленными Партией и Правительством задачами. Всего на дороге Иркутск-Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км. дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года). Кроме автомобильной дороги было построено: - 103 капитальных моста; 480 водопропускных труб; 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги; 8 автозаправочных станций (АЗС); 3 автобусных вокзала (автовокзал); 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин; По мере окончания работ на своих участках ОДСБр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД "Чита-Хабаровск" (М58). Работы по строительству и реконструкции АД "Иркутск-Чита" в основном были закончены в 1981 году. Интересные факты. При реконструкции и строительстве АД "Иркутск-Чита" (1970-1981 года) на участке река Блудная-Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ ВВ) на один взрыв. Но обстановка снова изменилась.
27 декабря 1979 года руководство страны ввело Ограниченный контингент войск (40 Армию) в Афганистан для оказания военной помощи Афганскому народу. Министр обороны принял решение для обустройства войск 40 армии передислоцировать 159 ОДСБр в Афганистан, что и было сделано в период января-марта 1980 года.
Бригада успешно выполнила поставленную перед ней задачу, в боевой обстановке построено десятки военных городков, перевезено из Союза тысячи тонн всевозможных грузов. К 1984 году она была переформирована в 58 автомобильную бригаду, а в 1987 после выполнения задач по обустройству войск была выведена в СССР и расформирована. За выполнение поставленной задачи сотни военнослужащих бригады были награждены боевыми орденами и медалями.
Остальные бригады продолжали успешно выполнять задачи по строительству автодороги "Амур". 160 ОДСБр была размещено в военном городке Васильевка, освобожденной 159 ОДСБр. В 1977году, закончив свой участок Актогай-Дружба в Казахстане на Дальний Восток была передислоцирована 146 ОДСБр и расквартирована в пгт Архара и Кундур Амурской области для строительства участка Архара-Пашково, автодороги Чита-Хабаровск. (Сайт"Ветеранов отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО"
http://odsbr.ucoz.ru/index/istorija_odsbr/0-14
).
Вывод Ограниченного Контингента Советских Войск (ОКСВ)— организованный, спланированный вывод соединений, частей, подразделений 40-й армии, погранвойск с территории Афганистана в СССР осуществлялся в 3 этапа: 1-й — до Женевских соглашений, 2-й и 3-й — в ходе их выполнений. Первые части (зенитно-ракетные) были выведены в январе 1980г. В этом же году Москва и Кабул сделали первые официальные попытки к проведению афгано-Пакистанских переговоров под эгидой ООН. В 1982г. в Женеве состоялись первые переговоры по урегулированию афганской проблемы. Они шли в течение 6 лет, состоялось 12 раундов. В апреле 1985г. новое полит-рукводство СССР провоз гласило курс на отказ от применения силы в международных отношениях и без должной подготовки начало сокращение боевого состава ОКСВ. К 20.09.86г. из Афганистана на территорию СССР передислоцированы 6 полков. 14.04.88г. в Женеве была достигнута четырехсторонняя договоренность о сроках и графике вывода сов.войск из Афганистана в течение 9 мес. Но еще на кануне — 9 апреля министр обороны СССР Дмитрий Язов подписал приказ о выводе войск. Советской стороной Женевские соглашения выполнены в полной мере к 15.08.88г. На 1-м этапе численность ОКСВ была сокращена на 50%, на 2-м этапе — январь—февраль 1989г. выведены остальные 50% л/с. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе. На западном направлении войска выводились по маршруту Кандагар—Фарахруд—Шинданд—Турагунди—Кушка. На восточном — по 5 маршрутам, берущим начало в гарнизонах Джелалабад, Газни, Файзабад, Кундуз, Кабул, далее через Пули-Хумри на Хайратон и Термез. Часть л/с с аэродромов Джелалабад, Гардез, Файзабад, Кундуз, Кандагар и Шинданд перевозилась самолетами. 15.02.89г. последнее сов-подразделение покинуло афганскую территорию. Вывод ОКСВ — не только важнейшее военно-полит. событие, но и крупно масштабная оборонительная операция 40-й армии (см. "Тайфун " операция)
Руководитель боевых действий по выводу войск западного направления - генерал-майор Н.П. Пищев.
4.02.1989г. - начинает движение колонна из г.Шинданда наземного эшелона ВВС в составе: 403-го обато и обмо 5-й мсд. Государственную границу СССР пересекает 5.02.1989 г.
- 4.02.1989г. Выдвигаются одной автоколонной подразделения 196-го и 424-го в количестве 434 автомобилей окружных автомобильных батальонов 246-й КЭЧ, 704-го военного госпиталя и 279-го СЭО. Государственную границу СССР пересекает 6.02.1989 г.
- Начинают движение тылы 5-й мсд и 371-го мсп в составе 375-го обмо и 460-го медсанбата в количестве 284-х автомашин. Государственную границу СССР пересекает 7 февраля 1989 г.
- 7.02.1989г. Начало выдвижения управления 5-й мсд, 3-го мсб 371-го мсп в составе 360 единиц боевой техники и автомашин в количестве 365 единиц. Государственную границу СССР пересекает 8 февраля 1989 г.
- 8.02.1989г. Выдвижение 177-го орвб 5-й мсд, 1-го и 2-го мотострелковых батальонов 371-го мсп после снятия их с блоков и передачи сторожевых застав (постов) от г.Шинданда до г.Герата. Государственную границу СССР пересекает 9 февраля 1989 г.
- 9.02.1989г. Выдвижение 12-го мсп в полном составе после снятия с «блоков» и передаче сторожевых застав на участке от г.Герата до перевала Мирза-Рабати в составе 432 единиц техники. Границу пересекает 10 февраля 1989 г.
- 10.02.1989г. Начинает движение 101-й мсп с 432 единицами боевой техники с подсоединением к колонне подразделений, снятых с «блоков» после передачи сторожевых (застав) постов. Государственную границу СССР пересекает 11 февраля 1989 г.
- 11.02.1989 г. Выдвижение подразделений боевого обеспечения 5-й мсд в составе 650-го разведбата и сапёрного батальона. Снятие с «блоков» подразделений 101-го мсп. Государственную границу СССР пересекают 12 февраля 1989 г.
- 12.02.1989 г. Выдвижение автотранспортных колонн в составе 465 ед. автомашин 1468-й перевалочной базы округа из н.п..Турагунди. Государственную границу СССР пересекают 13 февраля 1989 г.
- 13.02.1989 г. Транспо
ртировка 278-й отдельной роты тяжёлых машин с армейского СППМ, с ремонтным фондом машин капитального ремонта, и списанными бронекорпусами, вывезенных из гарнизонов Западного направления. Государственную границу СССР пересекает 14.02.1989 г. Вывоз произведён двумя рейсами - 278 ор.ТМ.
- 14.02.1989 г. Выдвижение автоколонны 1356-го отдельного батальона охраны со снятием его подразделений с «блоков» на участке района Рабати-Мирза до режимной зоны н.п.. Турагунди.
Последним солдатом Советских войск Государственную границу СССР в районе г.Турагунди - г.Кушка перешёл генерал-майор Н.П. Пищев. (информация взята с сайта 602 автобата. Горбунов Сергей, http://602avtobat.ru/forum/index.php/topic,541.0.html )
Как-то итальянцы снимали кино про Афган. Стол им накрыли с боржоми. А когда мы выложили синьорам мины `Made in Italy`, на которых наши ребята подрывались, сразу глаза опустили. Попросили они показать, как бойцы батальона стреляют. Я сказал, что мы - стройбат. А мои `орлы` были под два метра ростом! Когда начали стрелять, влет все размочили, догадались иностранцы, что это не строительный батальон.
Если люди спят с оружием под подушкой - это война. И если граната в `лифчике` - это война. Много эпизодов было. Осознаешь потом. А тогда и не думали, что могли голову оторвать. Было единение, духовное братство.
Командующий Громов говорил, что наши мальчики показывали чудеса мужества. Ребята были очень хорошие. У меня впечатление осталось самое светлое - и о солдатах, и о прапорщиках, и о молодых лейтенантах. Я с гордостью вспоминаю, как мне, вспотевшему, солдат безрукавочку одевал, чтобы я не
простыл. Это не подхалимаж - это уважение.
Мои ребята называли меня `батя`. И я этим горжусь, потому что `гнилых` офицеров таким именем не назовут. Когда я на Кушке выезжал домой на поезде, весь разведбат убежал с дислокации и строевым шагом прошел мимо вагона. Я даже заревел.
В Афганистане я без отпуска был 20 месяцев, и ни одного дня не болел. Ни одного глотка сырой воды не сделал, ведь в горах на `духовском` керогазе вода кипит за пару минут в разреженном воздухе. А кто не выдерживал, пил из ручья, мог болезнь схватить.
В горах по рации ловил разговоры ташкентских таксистов. Улицы называют знакомые, когда возят пассажиров - все слышно. Какое там небо красивое ночью, можно часами смотреть на звезды. Они крупные, видно движение комет. А днем голубизна неба удивительная, ни одного дымка. `Зеленка`, где вода есть, камыш, тополя - въезжаешь, сразу воздух свежий. Цвет яркий - в глазах рябит.
Операция `Кандагар`
В январе 1989 года в Кандагаре уже не было наших частей. Когда мы туда следовали, из Пакистана за нами шли два каравана, чтобы взять нас, 170 человек, в заложники. У нас была прямая связь с Язовым и Горбачевым. Я доложил, что разведданные есть очень неприятные. Пошла дальняя авиация,
разобрались с ними.
А я со своей десантной ротой прибыл в Кандагар на пяти бортах с задачей: блокировать аэропорт, обеспечить круговую охрану для посадки и взлета наших самолетов, подвозивших боеприпасы, горючее и продукты для Народной армии Афганистана. Две недели мы выполняли такую работу - охрана, блокирование. Каждый борт встречаем с моими разведчиками, с нами собаки.
Афганцев проверяли на предмет наличия взрывчатки, чтобы они нас не подорвали. Они ящики с самолетов разгружают, каждый борт где-то по 10 по 15 тонн. На машинах вывозят. Все контролируется, чтобы нас тут не уничтожили. Днем - боевое дежурство, а ночью разгрузка.
Вот в это время нас обстреливали. За две недели 700 пусков ракет по нам сделали. Спасательный самолет подбили, и один самолет разрушился - хвост отлетел при посадке. Благо, стрелок-радист был пристегнут ремнями, а то бы его размазало, как масло, по бронестеклу.
Мы обманули `духов`. Должны были уходить из аэропорта Кандагара 6 февраля, а улетели 5-го, на день раньше. `Духи` готовили нам `подарки` за работу - головы поотрезают, и все. С Василием Анатольевичем Шабалиным мы приняли решение: изменить дату вылета. Отступали задним ходом, в самолеты всех загрузили, а в борткабины по 25-27 человек набивается. Кислородные маски,
как положено. Бегаю, считаю, все ли на месте. Не дай Бог, кого оставлю, мне никто этого не простит. Взлетели. Через минут 7-8 ничего снизу не слышно, значит, удачно.
Утром 5 февраля 1989 года я прибыл из Кандагара в Шинданд в полчетвертого утра, и корреспондент `Юности` пришел интервью брать. А я простужен был, мне не до интервью. В пять часов меня комдив вызвал, уже отдали `зеленым` наши военные городки. И я получил приказ: блокировать аэропорт в Шинданде. Когда дивизия уходила, мои подразделения были по плану командования раскинуты по частям и выполняли боевую задачу. Мы следили, чтобы `духи` не минировали дорогу, чтобы не было обстрелов скопления наших войск. Дивизия уже направлялась к Торгунди и далее на Кушку. Все ушли, и наша разведдесантная рота замыкала путь на Герат. В Герате тоже блокировали сопки - дивизия шла, а мы сзади. Там нас обстреляли. Потом перевал прошли. В Торгунди получил задачу: блокировать
Мы тогда и слыхом не слыхивали о национализме и мусульманском экстремизме в СССР. Знали лишь про интернационализм и к словам капитана отнеслись скептически. А зря. Один солдатик из батальона был обнаружен мёртвым на окраине Термеза. Сколько-то человек забирали на гауптвахту, но их быстро отпускали, узнав, куда они следуют в ближайшие дни.
Москвич Игорь Иванов и парень из нашего батальона ночью совершили побег с «губы». Перелезли через кирпичный забор. По ним вёл прицельный огонь солдат-резервист, о чем парни позже с возмущением поведали нам. Кирпичной крошкой им посекло лица.
Один беглец рассказал, что у него нашли листовку антисоветского содержания. Он обнаружил её ещё в прежней части, кто-то подсунул. Оставил, дурень, себе из интереса. Его первым делом после задержания отвели на допрос к офицеру из особого отдела. И парнишка понял — близится конец свободе. Выход один — побег.
За компанию с ним рванул и Игорь. У москвича листовок не имелось, но за независимое поведение и дерзость ему разбили голову рукояткой пистолета.
Ох, как эти ребята ждали убытия в Афган…
Из того времени запомнилось, что вино (обыкновенная «Чашма») на родине изготовителя стоило заметно дешевле, а вкус имело не хуже, чем у марочного.
В воздухе витал дух анархизма…
Напротив части находился винный магазин. Видя, что солдаты, никого не страшась, покупают там спиртное и распивают в месте временного нахождения, мы с сослуживцем по учебке, Колей Старостиным, достав из своих карманов все имеющиеся деньги, решили тоже выпить. Дошли до магазина. Взяли две бутылки вина и подошли к кассе. Мужчина, стоящий рядом, работник торговой точки, что-то строго сказал нам. Понятно, он напрашивался на «чаевые». Я сказал, сдачу мы не попросим. Мужик мгновенно стал добродушным. Копеечек пятьдесят получил на пару с кассиром и остался доволен. Мелочные торговцы. Противно вспоминать о них.
Воину, отбывающему в ДРА, перед вылетом вручали патроны для снаряжения 4-х автоматных магазинов и две гранаты. Когда настал наш черед отправляться за кордон, бойцы получили патронов только на два магазина. Гранат не дали совсем. Кто-то сказал, что с боеприпасами начались перебои.
Часть батальона вылетела в Афганистан в один день, остальные (я в их числе) — на следующий. Я летел впервые. Очень хотелось взглянуть с неба на землю. Но сидели мы на длинных деревянных скамьях, расположенных вдоль салона. Иллюминаторы же находились высоко (мы летели на грузовом АН-22).
Один солдатик, видимо, тоже ранее не летавший на воздушном транспорте, решил добраться до кругленького окошка. Только встал ногами на лавку, как по громкой связи раздался суровый оклик:
— Ты куда прёшь, так тебя-растак?!
Его хорошо приложил матом кто-то из экипажа, наблюдающий за происходящим в салоне. Присутствующие заржали, а боец, неловко улыбаясь, вернулся на место.
Наш «Антей» приземлился в Баграме. Солдаты высыпали на лётное поле, а самолёт тут же заполнили «партизаны», отлетавшие в Союз. До этого у нас происходило нечто вроде братания, в ходе которого немолодые бойцы охотно менялись с нами деталью автомата, наворачивающейся на конец ствола — компенсатором. Мы отдавали устаревшую модель компенсатора, получая взамен более новую, с косым срезом.
Ох, и радовались отлетающие на Родину, что и понятно. Нам же предстояло еще на автомобилях добираться до своей части под Кабул. Это, если мне не изменяет память, километров 60−70 пути.
К месту дислокации прибыли благополучно уже затемно. С удивлением смотрели на небо, расчерчиваемое трассирующими пулями и сигнальными ракетами. Батальон выстроили полным составом и объявили шокирующую весть: несколько часов назад убит наш комбат майор Маркин Николай Кузьмич.
Оказалось, командир батальона, узнав, что мы по какой-то причине сели в Баграмском аэропорту, а не в Кабуле, поехал нам навстречу со своим водителем-«партизаном» на «уазике». В дороге автомобиль обстреляли басмачи (именно так первоначально называли душманов). Водитель пытался прорваться вперёд, уйти от врагов. Комбат вёл огонь через окно дверцы и сам оказался хорошей мишенью. А куда он мог укрыться? Отстреливался, пока его не сразили. Умер сразу от ранения в голову.
Его водитель, сам раненый, видя, что командиру ничем не помочь, схватил его и свой автоматы и затаился недалеко от дороги. Оттуда наблюдал, как четверо бородачей подошли к машине, посмотрели на тело комбата и ушли.
Говорили, комбат был строгий, но справедливый человек. Его уважали.
На ночь все разместились по разным палаткам. Внутри очень сыро. Палатки-то устанавливались на мёрзлую землю, которая и начала оттаивать от тепла печек-буржуек. Где-то поблизости периодически раздавались автоматные очереди. Казалось, враги прут со всех сторон, а на самом деле стреляли часовые, отпугивая рыскающих поблизости шакалов.
Фото: В. Монастырский, архив Игоря Исетского
Позже один пост действительно обстреляли. В палатку влетел сержант Аксёнов и стал орать, чтобы срочно поднялось пятеро добровольцев на усиление охраны. При этом он уточнил с гонором: молодым (то есть прибывшим днём позже его) продолжать отдых.
Позже сержант Аксенов проявит себя как смелый солдат и грамотный младший командир. Его наградят.
На следующий день командир роты построил нас и сказал:
— Мы находимся на территории ведения боевых действий. На войне, проще говоря. Имейте в виду: жить станем по законам военного времени.
А средства массовой информации продолжали вещать о мирной интернациональной помощи Афганистану, хотя из ДРА в Союз уже доставлялись десятки и десятки цинковых гробов…