Военная учебка. Зачем в советской армии нужна была «учебка» 
Инструкция
Все военнослужащие, подлежащие призыву, отправляются в места, где есть в них необходимость, т.е. наблюдается недостаточная укомплектованность военными кадрами. Однако всегда существует 50-процентная вероятность того, что призывник останется служить в своей родной области.
Чтобы узнать место службы призывника, дождитесь от него сообщения. Будущий солдат может сказать о месте его службы, сделав звонок с распределительного пункта, куда он будет отправлен для прохождения последней комиссии. Если же телефоны будут изъяты и сделать вызов не удастся, звонка следует ждать только после транспортировки призывника в учебную часть – в течение 2-5 дней, в зависимости от дальности места пребывания и возможности совершить вызов.
Для получения нужной информации вы также можете позвонить в военкомат по месту жительства, где призывник состоит на учете. Комиссариат узнает о месте службы практически сразу после прибытия солдата в военную часть. Стоит отметить, что получить данные о местоположении призывника вы сможете лишь в том случае, если имеете с ним родственные связи.
Военкомат отправляет письмо родителям призывника в течение месяца. В нем указывается точное местоположение части, ее номер и род войск, в которых служит солдат. Скорость доставки данного сообщения зависит от удаленности региона несения службы и работы почты.
Обратите внимание
Место пребывания призывника зависит от его физического здоровья. В зависимости от рода войск и укомплектованности боевым составом определяется будущая дислокация солдата. После прохождения учебной части место службы может также измениться.
Узнать место отправки призывника можно по номеру воинской части. Для этого достаточно воспользоваться поиском в интернете для получения нужных результатов. Также можно воспользоваться поиском по специальным базам данных, где написаны адреса воинских частей.
Призывник пополняет ряды вооруженных сил России. Друзья и родственники, как могут, собирают его в армию. Кто советом, кто делом, кто моральной поддержкой, а кто и материальной - помогают ему.
В армейской учебной части («учебке») советский новобранец постигал азы воинской науки и привыкал к суровым условиям жизни на будущие два (а для морфлота и три) года службы.
Все быстро, сразу и правильно
«Учебки» в советской армии были разными - могли сразу послать в специализированную, в зависимости от полученной на гражданке квалификации (к примеру, в школу по подготовке сержантского состава). Но в основном «учебка» ассоциировалась с армейским «предбанником», где старослужащие-сержанты на протяжении полугода муштровали «духов», приучая их к армейским порядкам.
В «учебке» новобранцам доходчиво давали понять, что в армии надо делать все быстро, сразу, и правильно - выполнять команды «подъем-отбой» за 45 секунд (если кто-то один не успевал, страдало все подразделение), подшивать воротнички, пришивать погоны, пуговицы, петлицы… «Духов» (ими становились сразу после принятия присяги) гоняли строевой и физподготовкой, они ходили в наряды по кухне, гауптвахте и караулы. Для советской армии неизменной составляющей были политзанятия, на которых солдаты должны были конспектировать лекции о международном положении и «склеротическом пальце мирового империализма, лежащем на спусковом крючке войны». С самого начала службы для советских солдат существовали только две телепередачи, которые они не только имели право, но и обязаны были смотреть - ежевечерняя программа «Время» (в 9 часов) и «Служу Советскому Союзу!» (в 10 часов утра по воскресеньям).
В «учебке» солдаты сталкивались со многими вещами, которые они не умели делать на гражданке. К примеру, мотать портянки. Это была целая наука, и если портянка не наматывалась как положено, то ноги на марше (при пробежке и т.п.) растирались в кровь.
Как кормили в «учебках»
Одна из составляющих «дурдома» армейской «учебки» - солдатский рацион. Таких блюд, которыми кормили советских воинов в армии, потом они не встречали нигде. Бугус (с точки зрения языка, правильнее будет «бигос», но в советской армии давали именно «бигус») - вареная кислая капуста, иногда со следами картошки. Воняла она так, что воины чаще предпочитали оставаться голодными, и недоеденный бигус шел на свинарник. Вареное сало, нередко со следами щетины, в солдатском рационе, как правило, преобладало над мясом. Мусульмане салом тоже не брезговали - кушать-то всем хотелось. Продукты жарились на комбижире, весьма нежелательном для тех, у кого нездоровая пищеварительная система.
Постоянное желание «откосить»
Неизбывное стремление любого солдата «учебки» - попасть в санчасть, а еще лучше - в госпиталь, надолго - «закосить», «затариться». Это удавалось редко, и немногим. «Низовая» советская армейская медицина, впрочем, была таковой и по качеству. Поэтому нередко военнослужащие-срочники демобилизовывались домой с букетом самых разных, часто хронических, заболеваний.
Получение военной специальности
В «учебке» солдаты должны были получить военную специальность в зависимости от рода войск - если новобранец, к примеру, готовился стать танкистом, он на практике осваивал эту гусеничную громадину. Учебные стрельбы из всех видов оружия и боевой техники, находившихся на вооружении в советской армии, проводились как днем, так и ночью, в любое время года, и невзирая на погоду. На полигон могли выезжать ежемесячно, а то и чаще.
Помимо собственно подготовки по военной специальности обязательными в «учебке» были занятия по изучению устройства, сборке-разборке автомата Калашникова (на время), учебные стрельбы из него на полигонах.
Общие представления о том, как проходили занятия по получению военных навыков в советской армии, можно получить из фильма Бондарчука «9 рота» (сам Федор Сергеевич в СА в свое время послужил). С учетом всех условностей картины, которые можно списать на режиссерское художественное преувеличение, армейский учебный процесс там показан более-менее достоверно. Во всяком случае, это не рождественская открытка «Максим Перепелица» о перерождении деревенского хулигана в бравого младшего сержанта, снятая на
Здесь нужно остановиться на одной особенности современной армии, смысл которой лично для меня остаётся неясным до сих пор. Речь идёт о том, что после призыва не все молодые отправляются сразу в боевые части, кое-кто попадает в части учебные; однако таких «счастливчиков» оказывается меньшинство. Сразу возникает закономерный вопрос: почему не всех солдат отправляют учиться? Казалось бы: поголовное обучение воинским специальностям позволит повысить уровень профессиональной подготовки солдат и повысит качество увольняемых в запас на случай мобилизации. Возможно, причина в том, что и в обычных частях солдат в должной мере обучают военной специальности? На некотором уровне, конечно, обучают, но такое самопальное «обучение» редко дотягивает до профессиональной подготовки в учебной части, так как сильно разбавляется поручениями дедов и муштрой уставщины. Значит, причина в чём-то другом.
Наиболее разумным объяснением мне кажется такое: если всех солдат сначала обучать в учебной войсковой части, то армия столкнётся с потребностью в чрезвычайно большом количестве таких частей, а равно и с проблемой укомплектования боевых частей. Кроме того, не на все воинские должности в армии требуются прошедшие обучение профессионалы. В самом деле, пулемётчика или автоматчика не обязательно длительное время обучать, достаточно научить разбирать и чистить своё оружие, в довершение отправив пару раз на стрельбы. И хотя такой автоматчик или пулемётчик явно не сравнится с аналогом из спецназа или военной разведки, где умеют не только нажимать на спусковой крючок, но ещё и точно стрелять, использовать рельеф местности для укрытий и организации обороны и многое другое, однако, он сможет выполнять требуемый от него минимум, а максимуму научится уже в бою или от офицера. Так что власти пошли по пути наименьшего сопротивления, сделав обучение в учебных войсковых частях скорее исключением из правил, чем правилом.
Учебные войсковые части на армейском жаргоне именуются «учебками». Их организационной особенностью является то, что в каждый конкретный момент времени здесь учится только один призыв, организуемый более опытными сержантами, оставшимися здесь от предыдущих наборов призывников. Соответственно, в лице учебки мы получаем растянутый на всё время обучения КМБ, отличающийся ярко уставными отношениями без примесей дедовщины.
В целом отношения здесь характеризуются высокой степенью социальной справедливости. Полученное в посылках делится между солдатами поровну, все в равной степени участвуют в нарядах по части, даже наказаниям подвергается, в лучших традициях уставщины, всё подразделение.
Срок обучения обычно составляет 6 месяцев, однако в некоторых учебных частях он может быть и больше, достигая 9 месяцев. Качество обучения не берусь оценивать, так как отзывами солдат оно измеряться не может. Обучение оценивается отдачей и квалификацией выпускников, о которых следовало бы поспрашивать опытных офицеров. Единственное, мне довелось плотно столкнуться с работой учебной части разведки, которая мне показалась весьма качественной. Также в нашу часть приходили неплохо подготовленные сапёры, которые, по крайней мере, знали устройство и параметры основных мин, в отличие от пришедших сразу в войска гражданских.
После окончания курса обучения некоторым выпускникам предлагается остаться в учебке в качестве сержантов для следующих призывов, если, конечно, имеются вакансии. Больше всего командование натерпливается страху, когда предыдущий призыв ещё ожидает отправки в войска, а новый уже приступил к обучению. Тогда сержанты и офицеры стремятся полностью изолировать новый призыв от старого, однако, это не всегда удаётся. С другой стороны, ребята отзывались, что такая изоляция не достигает своей цели, и старый призыв всё равно пообщается с молодым, как бы его ни пытались от этого отвадить. Правда, во всех известных мне случаях общение старого призыва с молодым никогда не приводило к драматическим последствиям и велось обычно с позиции покровительственного отношения старожил к молодым. С ними делились бытовым опытом, узнавали новости «большого» мира, свежие истории из жизни – в общем, старожилы вели себя, как деды по отношению к молодому пополнению в первые дни его прибытия. В любом случае, период совместного сосуществования старожилов и молодых в учебке совершенно незначителен как по времени, так и по взаимному влиянию, ведь новый и старый коллективы почти не пересекаются, не выполняют единого дела и не образуют единой общности, связанной официальной или неофициальной иерархией.
Так что для дедовщины в учебке просто нет никаких организационных оснований по причине отсутствия дедов как вида. Основная проблема для командования – чтобы сержанты не зарывались и не пытались использовать молодых в своих интересах. Это обеспечивается, в том числе, развитой системой доносительства, которая здесь поддерживается на более-менее приемлемом уровне, а также частым соприкосновением солдат с офицерами. Последнее связано с организацией в учебках распорядка, когда большая часть времени посвящается реальному обучению, а функции учителей при этом выполняют офицеры. Дополнительно сержантов сдерживает от произвола их боязнь потерять место и отправиться в войска.
В учебках также редко практикуются примитивные методы мордобития, работа с личным составом поставлена более тонко и строится на системе коллективных наказаний: за провинность одного отвечает всё подразделение. Ответственность приходит либо в форме большого количества физических упражнений (отжимания, приседания), либо бегом в полной химической защите с надетыми противогазами, либо в виде дополнительных нарядов по части.
В итоге, самое страшное для молодых не в соприкосновении со старожилами и не в произволе сержантов, а в последующем попадании в войска. В некоторых частях положение выходцев из учебки хуже, чем положение духов. При этом служивые рассуждают так: «Раз они полгода проё…, то теперь должны получить по полной!» На них сваливается вся тяжесть обслуживания дедов и общественной работы по части, так что таким слонам не позавидуют даже зелёные духи.
А в день приезда в войска им устраивают демонстрацию, эдакую локальную Варфоломеевскую ночь. Поздно вечером деды, черпаки и организованные ими слоны вооружаются дужками от кроватей, табуретками и любыми другими подручными средствами и хорошенько отхаживают вновь прибывших, проводя параллельно назидательное внушение. Новички должны в полной мере проникнуться атмосферой РЕАЛЬНОЙ армии, понять, кого им следует уважать и бояться и каково теперь их собственное социальное положение. Так заканчивается обучение и начинается служба.
Обрисованная ситуация показывает судьбу любого «исключения из правил» в армии, которым оказывается в том числе и обучение в учебке. С другой стороны, данная акция направлена на разобщение вновь прибывших из учебки молодых, которые в учебной части успели образовать коллектив со своими лидерами и своими эгоистичными интересами. Иногда дедам не удаётся разрушить такой коллектив, и вновь прибывшие оказывают организованное сопротивление, но такие случаи не слишком часты: обычно в войска попадает не весь коллектив учебки, который распределяют по разным частям страны на вакантные должности по профилю обучения, а лишь некоторые его «ошмётки». Гораздо более часты ситуации, когда сопротивление оказывает часть прибывших, и тогда этих бойцов оставляют в покое, – особенно, если сопротивление оказывает не один отмороженный боец, а небольшая спаянная за время совместного обучения группа.
Год в армии — какой он? Что случается с солдатом за эти 365 дней? Через что он проходит и к чему готовится?
Сегодня я хочу рассказать вам о том, из чего состоит год в армии для военнослужащего по призыву. Конечно, последовательность событий, описанная в этой статье, верна не для всех. Она является конкретным случаем для меня и моих товарищей по Учебному батальону младших специалистов ВИ ЖДВ и ВОСО.
Но я уверяю вас, что после общения со многими товарищами, друзьями и знакомыми, которые уже служили или служат сейчас, описанная в этой статье последовательность — максимально близка к истине. К тому, через что мы проходим за 1 год в армии на самом деле.
Прямо сейчас о том, через что мы уже прошли, чем занимаемся сейчас, и что нас ждет впереди.
КМБ или Курс молодого бойца
Когда я узнал о смысле этого понятия впервые в жизни, у меня перед глазами встала вот такая картина.
Вон там, слева вдалеке — это я!
Я со всей амуницией, оружием, бронежилетом и по полной экипировке бегу на 10/20/30 км вместе со своими товарищами. Мы бегаем по полям, перепрыгиваем препятствия, ползем под колючей проволокой в дождь. Одежда на нас грязная как у свиней в загоне и так далее… В общем, все как в американских фильмах про морских котиков.
Наверное, я даже частично к такому готовился. Но это было ровно до того момента, пока не узнал, что в армии существует тихий час, а в столовой дают 2 блюда на выбор. После этого мои ожидания от армии существенно изменились. В том числе и о КМБ.
Я до последнего вообще не верил, что он у нас будет. Однако, этот курс мне и моим друзьям пройти пришлось.
В моем случае он длился 5 недель. У кого-то меньше, у кого-то больше. Максимальный срок курса молодого бойца был у моих сослуживцев, которые призвались второго июня.
Вся фишка в том, что КМБ идет до присяги. У нас присяга была 1 августа. Поэтому у некоторых КМБ был не 1, а 2 месяца.
Так что же из себя представляет этот курс молодого бойца сейчас?
Честно говоря, все совсем не так, как я ожидал. У нас не было никаких марш-бросков или чего-либо подобного.
У нас КМБ состоял из следующих элементов:
- Строевая подготовка.
Куда же без нее. Основа армейской жизни — занятия по строевой. Это как становая тяга для бодибилдеров. Все свободное время в первый месяц уделялось именно строевой. И правильно. Ходить мы все равно не умели. Но практика творит чудеса!
- Зубреж Уставов.
Да, кстати. Для тех, кто не знает. Уставов в ВС РФ больше, чем один. Намного больше! Именно поэтому в нашем КМБ отдельное внимание отводилось знакомству и разбору отдельных глав уставов. Общевоинского, строевого, дисциплинарного и других.
- Общевоинские дисциплины.
Как я и говорил в одной из своих статей, учеба у нас началась уже на третий день службы. А то и на второй.
- Стрельбы.
Мой любимый день за первый месяц. Было нереально круто! Стреляли из АК-74. Мне достался боевой автомат и 6 патронов. Из 60 возможных очков выбил 56. Жду следующих стрельб, чтобы понять, была ли эта цифра случайностью…
В общем, чего-то еще особенного я больше не припомню. Учеба занимала бОльшую часть времени. Так и было до присяги, а после принятия присяги наша жизнь несколько изменилась.
Учебка
Кто-то называет «учебкой» как раз тот период, когда у нас был КМБ — первый месяц службы до присяги. Возможно так и есть. Вот только я иначе действующий период службы назвать не могу. Все из-за того, что теперь учебы стало еще больше!
Пары идут каждый день, кроме воскресенья, с 09.00 до 16.30 минимум. С перерывом на обед, конечно. Но все же!
Это настоящая учебка в прямом смысле этого слова. Строевой стало в разы меньше, а вместо Уставов мы теперь по вечерам читаем друг другу книжки со стихами иностранных поэтов.
Все из-за того, что кто-то в течение дня обматерился, а это услышал ответственный офицер.
Вчера, кстати, так и было. Целых 4 провинившихся по очереди зачитывали перед всей ротой по 3 стиха. С такой интонацией, так душевно! Вы бы это слышали…
Кроме бОльшего количества учебы стало больше «рабочки». Парней теперь активно используют в столовой, на складах, на отдельных объектах института и вообще по мелочи. Например, покрасить плац. Занятие ответственное. Вроде бы простое, но занимает весь день.
Как говорили нам офицеры: «Пока вы не приняли присягу, мы с вас практически ничего требовать не можем. А вот как примете…»
Так и получается. Теперь солдаты здесь составляют бесплатную рабочую силу.
Экзамены
Говорю вам. Это настоящий университет, школа и армия вместе. Все в одном. Экзамены будут по каждой дисциплине в районе конца октября — начала ноября 2015 года. До 5 ноября, я думаю, 3 из 4-х рот сдадут уже все экзамены. А после нас всех ждет…
Выпускной
Это мероприятие больше похоже на присягу. Как минимум тем, что проходит на большом плацу и в присутствии родителей.
Только вместо священных слов присяги мы будем получать дипломы об освоении специальности, а некоторым достанутся погоны младших сержантов.
Вот, например, как он проходил пол года назад.
Распределение
Буквально на следующий день после выпускного начнется распределение в войска.
Схема примерно такая же, как я описывал в своей статье про первый день в армии с «покупкой» призывников в части. Только здесь покупатели будут приезжать к нам в часть и забирать к себе отсюда. В остальном — все также.
Сразу же после распределения, а то и во время него, к нам в часть подъедут новобранцы. С первого же дня их прибытия все мы станем И начнется настоящая . Только не та, о которой вы подумали, а настоящая, описанная в моей статье.
Служба в войсках
Вот по этому пункту у меня пока что мало информации. Есть только несколько знакомых, которые уже успели убыть в войска. Они говорят о том, что весь день сейчас проводят на «рабочке».
То есть красят, ремонтируют, чистят, убирают, строят. Что только не делают. Ведь мы солдаты. Мы должны все уметь!
Воинская часть в Красном селе считается топовой для наших ребят. Ее активно пиарят и офицеры, и сержанты, и сами военнослужащие. Все туда хотят. Но когда я спрашиваю, что там делать, и чем она хороша, аргументированного ответа не получаю.
Один мой хороший друг-сослуживец однажды сказал, что есть возможность в той части служить на КПП. Типа охранником. А что, хорошее место, по-моему. Сидишь себе спокойно, в камеры смотришь. Или даже больше в компьютер с интернетом. Кофе/чай/вода. Все, что нужно для счастья солдату!
Еще знаю немного информации по воинской части в 40 км от Москвы. Называется 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия . Если не вдаваться в подробности, то «гвардейская» означает, что ее солдаты, в свое время, отличились в боях за Родину в лучшую сторону.
Что же касается службы там, то у меня сложилось о ней хорошее впечатление. Я даже считаю ее элитной частью.
Впечатление сложилось на основании общения с тремя офицерами оттуда. Там все совсем не так, как у нас.
Я бы сказал, что у нас тут детский сад по сравнению с тем, что происходит там. У них настоящие подъемы по тревоге. С беготней, выводом техники и так далее. Это мероприятие занимает пол ночи, а не 1 час, как было у нас здесь.
Плюс к этому, 29 человек человек с нашего забрали именно в эту дивизию. Они говорят, что там лучше, чем здесь. Лучше — понятие растяжимое, конечно.
Мне вот, например, и здесь нравится! ;-)
Кстати по поводу меня. Последний пункт про распределение меня не коснется так, как коснется моих друзей. Они разъедутся в разные части страны, по разным родам и видам войск.
А я останусь здесь продолжать свою службу вплоть до дембеля. И знаете что? Я рад этому!
Конечно во всем есть свои плюсы и минусы. Но здесь для себя я нашел больше плюсов, чем смог найти для службы в войсках.
Впрочем, до распределения еще есть несколько недель. Поэтому можно все обдумать.
Кстати, мой предшественник сам изъявил желание и уехал по распределению в войска, как бы не просили мои командиры остаться его здесь. А на второй день прислал СМС моему начальнику с текстом: «Зря я это сделал».
Довольно поучительная история, вам так не кажется? А ведь он занял место того, кто рвался туда всеми силами!
Вот такое бывает в нашей жизни. Друзья, я еще раз хочу напомнить один из законов нашей жизни, который я уяснил именно благодаря армии: «Все, что ни делается — все к лучшему!»
Желаю и вам каждого дня лучше предыдущего, до скорого!