Водянова личная жизнь. Жизнь Натальи Водяновой — воплощение сказки о Золушки
Святые великомученики всегда почитались православной церковью, и одним из них является Иоанн Новый. Сила его образов поможет вам преодолеть жизненные трудности и справиться с любыми препятствиями.
Жизнь Святого Иоанна нельзя назвать легкой. Столкнувшись с безбожниками и преодолев множество преград, он не потерял веру в Христа. Православные верующие называют таких людей великомучениками и почитают их за героизм и преданность Богу несмотря на пережитые мучения. Всегда носите при себе икону Иоанна Нового, и она станет вашим помощником даже в самых безвыходных ситуациях.
История иконы Иоанна Нового
Святой Иоанн был уроженцем города Трапезунта, расположенного рядом с Арменией, где он служил мореплавателем. Его вера в Бога сильно раздражала сослуживцев, в особенности фряга, с которым великомученику однажды пришлось встретиться на иностранном корабле. Безбожник не поддерживал православные взгляды великомученика, а когда вступал с ним в споры, то оставался проигравшим. Когда корабль остановился у берегов Белграда, то фряг сразу же отправился к градоначальнику и заявил ему, что Иоанн желает принять их веру и отречься от православия. Правитель обрадовался такой новости и велел привести к нему Иоанна. Однако последний категорически отрицал свое причастие к данному заявлению, говоря, что никогда не предаст Бога и свою веру. За это градоначальник велел снять одежду с великомученика и избить его железными палками. Несколько дней мучители издевались над Иаонном, пока тот не скончался от боли. Его тело несколько дней лежало не погребенным, но однажды один из иудеев увидел над телом Святого огонь. Подумав, что это христианские верующие пришли предать земле тело мученика, он захотел выстрелить в них из лука, но так и не смог это сделать. Услышав рассказ о том, что ему довелось увидеть, другие безбожники испугались и повелели православным захоронить тело Иоанна.
Описание образа Святого Иоанна
Существует множество вариантов икон с изображением Иоанна Нового. Их общая черта в том, что на каждой из них он изображен с крестом в руках. Раскрытая ладонь обращена к верующим, что означает искреннюю веру и доверие к тем, кто просит помощи у Святого. На некоторых образах великомученик предстает перед нами со свитком со Священным Писанием. Каждый из существующих образов обладает особой силой , именно за это их так почитают в православном мире.
С чем обратиться к великомученику Иоанну
Иоанн Новый прожил тяжелую жизнь и всегда готов помочь тем, кому не хватает силы и мужества, чтобы преодолеть жизненные препятствия. Он также помогает людям, которые оказались на пороге бедности , и тем, кто потерял работу.
Предпринимателям и опытным бизнесменам великомученик Иоанн помогает в успешном ведении дела, защищает от врагов и нападок конкурентов.
Святой Иоанн помогает обрести веру в Господа тем, кто разочаровался или не получил ответ на свою просьбу.
Где находится икона Иоанна Нового
На данный момент подлинник иконы великомученика Иоанна расположен в храме Архангела Михаила на Девичьем Поле по адресу: Москва, улица Еланского, 2 А.
Чтобы Святой Иоанн оберегал и мог оказать вам поддержку в трудную минуту , приобретите икону и всегда носите ее с собой. Когда вам понадобится помощь, просто помолитесь великомученику.
Дата празднования иконы Святого Иоанна
Дата празднования иконы Иоанна Нового ежегодно приходится на 15 июня. В этот день в православных храмах проходят богослужения и божественные литургии, которые должен посетить каждый верующий.
Молитва перед иконой великомученика Иоанна
«О святой великомученик Иоанн! Твои подвиги земные воздались тебе на Небесах. Взираем на образ твой и благодарим тебя за помощь твою. Услышь же просьбы наши да избавь нас от мучений, которые довелось пережить тебе. Расскажи Господу о вере нашей в Него и Его силу. Да защитит от нас от болезней и недугов страшных, да пошлет нам Свое Спасение. Аминь!».
Судьба дана нам еще с рождения, но ее можно изменить. Чтобы сделать это без вреда для себя и своего будущего, обратитесь за помощью к Святым с помощью сильной молитвы . Желаем вам счастья и крепкого здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
18.12.2017 05:24
Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...
Святой был жестоко мучим за отказ похулить веру во Христа, а когда его повторно призвали отречься от Господа – неустрашимо отверг это предложение с прежней твердостью.
Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.
Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.
Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.
Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.
Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4
Житие́ на земли́ до́бре окормля́я, страда́льче,/ ми́лостынями, и ча́стыми моли́твами, и слеза́ми,/ па́ки же ко страда́нию му́жески устреми́вся,/ пе́рсское обличи́л еси́ нече́стие./ Те́мже Це́ркве был еси́ утвержде́ние/ и христиа́н похвало́,// Иоа́нне приснопа́мятне.
Перевод: Земную жизнь верно направляя, мученик, милостынями, частыми молитвами и слезами, но сверх того ты мужественно устремился к мученичеству, обличив нечестие персов. Потому ты стал крепостью Церкви и славой христиан, Иоанн всегда вспоминаемый.
Кондак великомученику Иоанну Новому, Сочавскому, глас 4
Морску́ю пла́вая пучи́ну ку́плею,/ от восто́ка тща́лся еси́ к се́веру,/ но Бо́гу призва́вшу тя,/ я́коже Матфе́й мы́тницу, ты же ку́плю оста́вль/ и Тому́ после́довал еси́ кро́вию му́чения,/ вре́менными искупи́в непроходи́мая,// и вене́ц прия́л еси́ непобеди́мый.
Перевод: Ты переплывал морскую пучину по торговым делам и торопился с востока на север, но Бог призвал тебя и ты оставил торговлю, как Матфей сбор налогов (Мф.9:9), и последовал за Богом мученической кровью, став искупительной жертвой, и принял ты венец непобедимый.
Молитва великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собрании днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическия твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
О, святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Великомученик Иоанн Новый, Сочавский
(память 2 июня по ст. и 15 июня по нов. ст.,24 июня ст.ст. и 7 июля н. ст. Рум.)
Много святых мужей, своею богоугодною добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И в числе их находится св. Иоанн Сочавский.
Житие святого
Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде около 1300 года. Как и отец, он занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.
Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле из родного города в Белгород Босфорский, находившийся в те времена под властью татар-идолопоклонников. Во время плаванья по Черному морю Иоанн вёл беседы о вере с венецианским купцом Реизом(Reiz). Видя себя посрамленным в споре, венецианец затаил злобу на святого и решил отомстить ему.
По пребытии в Белгород венецианец объявил знати города, что Иоанн намерен отречься от Православной веры. Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.
Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал:
"Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13,11).
И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.
После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями. Наконец, один еврей схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову. Великомученик отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.
Почитание и чудеса
Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было с честью погребено при местной православной церкви.
Венецианец, предавший святого Иоанна на муки, замышлял украсть его тело из могилы. Но ночью, пока тот копал землю, святой Иоанн явился во сне пресвитеру Белгородского храма и воспрепятствовал этому. Священник спас святые мощи и перезахоронил их в алтаре храма. Здесь они пребывали 70 лет, совершая много чудес и исцелений.
Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву. Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.
В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.
В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течении 97 лет они пребывали здесь, твроя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.
13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея, эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.
Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений он слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святого.
Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня, когда ежегодно совершается паломничество в честь святого.
Житие святого Иоанна написал Григорий Цамблак
___________________________________________________________________________
Германовский календарь указывает кончину в 1332 году. См. Saint Herman Calendar 2008, 53.
Германовский календарь связывает это празднование с памятью перенесения мощей великомученика Иоанна в 1492 году в Сочаву. См. Saint Herman Calendar 2008, 53.
В другой версии жития говориться что оппонентом святого был капитан корабля. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1214.htm.
Оно сохранилось в сборнике Епархиального собрания ГИМ, №371
Тропарь Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому.глас 4
Житие на земли добре окормляя, страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие. Темже Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.
Кондак, глас 4
Морскую плавая пучину куплею, от востока тщался еси к северу, но Богу призвавшу тя, якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль и Тому последовал еси кровию мучения, временными искупив непроходимая и венец приял еси непобедимый.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый Иоанне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва великомученику Иоанну Новому, Сочавскому
О святый угодниче Божий, Иоанне! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитва об успехах в торговле
Святый и славный великомучениче Иоанн, христиан забрало крепкое, купец всеизрядный, скорый помощниче всем к тебе прибегающим. Морскую плавая пучину куплею, от востока тщался еси к северу, но Бога призвавшу тя, яко же Матфей мытницу, иже куплю оставль, и Тому последовал еси кровию мучения, временными искупив непроходимая, и венец принял еси непобедимый. Прехвалне Иоанне, тебе ни сверепство мучителя, ни словес ласкания, ни мук прещения, ни горькая биения от Христа отторгша, Его же от младенства возлюбил еси, Ему же и молися даровати душам нашим мир и велию милость. Премудрости рачитель быв, сокровище добродетелей, оттуду же и почерпал еси Божественная разумения. Тем же и времени призвавшу, к подвигом усердно совлекся еси, приемля мучениские раны, плоти содробление и кровей истощание, и ныне живеши в неизреченно свете с мученики. Сего ради вопием тя: моли Христа Бога грехов оставление даровати покланяющимся верою святым мощем твоим. Лук сокруши нечестивых, воине непобедиме, неправедно движимыи на твое достояние, еже себе избрал еси, возлюбив, и отечество наше утверди, да и мы тихо и мирно препроводим жительство. Свету невечернему предстоя, блаженне, с мученискими лики, воспевающие тя в памяти твоей, от искушения спасай молитвами твоими. Аминь.
Святой великомученик называется Сочавским потому, что мощи его почивают в Сочаве, родом же был из Трапезунда, находившегося возле Ассирии и пределами своими касавшегося Великой Армении.
Жители этого приморского города занимались морской торговлей, и блаженный Иоанн был купец. Плывя по торговым делам на корабле одного паписта, он имел с ним состязание о вере и обличил неправоту его; а этот злобный человек, желая отомстить ему, по прибытии в Аккерман (Белгород на Днестре), заявил турецкому градоначальнику, что некто Иоанн из Трапезунда, плывший с ним, готов принять магометанство, и советовал немедленно призвать его и воспользоваться еще не остывшим желанием.
Градоначальник, призвав Иоанна и посадив его, сказал ему: «От многих мы знаем, что ты человек достойный и отличный между подобными тебе, и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасною и истинною верою нашею. Наша вера действительно имеет свойство привлекать людей благородных и способствует к долголетней жизни. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом; отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш».
Но святой, исполнившись Божественной ревности, ответил: «Ты явно лжешь; никогда и на мысль не приходило мне отречься от Христа словом или делом! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтоб удостоиться Царства Небесного». После сего громко исповедал свою веру во единого Бога, в Троице славимого.
Тогда градоначальник велел обнажить его и бить палками дотоле, пока не исполнит своего обещания (то есть — вымышленного). Все тело было избито и растерзано, и место, где мученика терзали, все обагрилось кровью. Иоанн молился Богу, а мучители еще сильнее бичевали его, так что он уже не подавал голоса. Поскольку был уже вечер, то его избитого бросили в тюрьму.
На другой день мучитель снова велел представить исповедника и сказал ему: "Вот до чего довело тебя неверие твое! Но послушай меня, и тотчас выздоровеешь; потому что здесь есть отличные врачи из Индии и Персии, которые вылечат тебя". Иоанн же славил Христа и поносил безумие магометанства. Тогда судья вновь велел бить его и, заметив ропот народа на кровожадность его, для ускорения смерти — приказал привязать ноги мученика к хвосту дикой лошади и влачить по улицам. Евреи при этом кричали, плевали и бросали в него всякую всячину, а один из них побежал домой и, схватив нож, отсек ему голову. Палачи отвязали честное тело и оставили его с головою на том же месте.
Необычайный свет озарил ночью мощи святого, так что и евреи засвидетельствовали о том; посему градоначальник на другой день позволил христианам взять мощи, и они похоронили их при греческой церкви, недалеко от крепости.
Святой пострадал не позднее 1340 года…
В списке древнейших церквей Бессарабской губернии Аккерманского уезда в городе Белгород-Днестровском указана греческая Иоанно-Предтеченская церковь. Время основания церкви неизвестно. По воспоминаниям бывших в церкви в 1907 году сохранились такие данные: «Во дворе церкви, по правую сторону алтаря есть каменная каплица, поставленная на месте погребения мученика святого Иоанна Сочавского». Вероятней всего, здесь находились мощи святого семьдесят лет по погребении и постоянно совершали чудотворения.
Молдавский господарь Александр II, испросивши дозволения Аккерманских властей, перенес их в столичный свой город Сочаву…
В 1884 году 1 сентября по ходатайству священника Иоанна Енакевича, настоятеля кладбищенской церкви Аккермана, частица мощей святого Иоанна была перенесена из Сочавы в Аккерман и положена в кипарисовой раке в серебряном ковчежце в церкви Иоанна Предтечи.
В настоящее время часть мощей великомученика, привезенная из Сочавы, находится в Белгород-Днестровском Вознесенском соборе.
С именем Иоанна Нового Сочавского связано и почитание его источника, который, по преданию, появился на месте, где святой впервые ступил на днестровский берег, и славится и сегодня своей целебной водой.
В 1995 году в Белгороде-Днестровском было организовано братство во имя великомученика Иоанна Сочавского, целью которого было восстановить святыню. 5 июля 2002 года Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил освящение подземного храма-часовни и благословил совершать здесь каждую пятницу богослужение.
С того времени святое место значительно преобразилось. В надземной части церковного строения - фреска святого великомученика, на которой он изображен на фоне днестровского берега и храмов Белгорода, иконы и подсвечники, на которых всегда горят свечи; в углу - икона Пресвятой Богородицы Казанская, которая, по словам очевидцев, временами мироточит и благоухает. Древние крутые каменные ступени, украшенные орнаментом, ведут под землю, где в прохладной глубине находится святой источник с целебной ключевой водой.
В 2005 году прихожане Георгиевской (болгарской) церкви Георгий и Мария Выходцевы с помощью всей приходской общины и ее настоятеля священника Евгения Полищука соорудили около источника прекрасную просторную купальню во благо всех приходящих ко святыне, которая была освящена 15 июня наместником Свято-Успенского монастыря архимандритом Алексием (ныне - епископ Аккерманский).
Мученическая смерть святого Иоанна Сочавского на земле Белгорода стала завершением истории древней Церкви в нашем крае.
Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому:
Житие на земли добре окормляя, страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие. Темже Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.