Вникаем в турецкий Т129 – новый одноразовый вертолет. Разделы этой страницы
Разведывательный и противотанковый вертолет А129 Mangusta создавался для борьбы с бронетранспортерами, танками и БМП противника, а также для выполнения радиоактивной и инженерной разведок. К тому же вертолет А129 Mangusta может использоваться для нападения на воздушные цели с применением ракет «воздух-воздух», оснащенных инфракрасным наведением. Разработанный согласно требованиям военных Италии, Agusta А129 Mangusta стал одним из первых специализированным ударных вертолетов, который был спроектирован в Европе. К тому же он стал первым в мире вертолетом, где применяется цифровая шина передачи данных 1553В, которая позволяет обеспечивать высокую степень автоматизации управленческих функций и снижать загрузку экипажа, демонстрируя высокие тактико-технические характеристики.
История создания А129 Mangusta
Разработка вертолета в 1973 году. Работы над проектом первоначально велись фирмой «Agusta» вместе с концерном «Мессершмитт-Бельков-Блом» из западной Германии. Но разногласия между партнерами, сложившиеся к концу 1975 года, привели к отказу от общей программы. Итальянцы в 1978 году самостоятельно начали создавать новую боевую машину согласно требованиям национальных ВВС (примерно 70% стоимости разработки взяло на себя руководство сухопутных войск Италии).
Опытный вертолет А129 совершил первый полет в сентябре 1983 года. Было построено пять прототипов, их суммарный налет составил свыше 1500 часов. При испытаниях на полигоне в Сицилии А129 успешно поразил три мишени, которые находились от вертолета на расстоянии в 2,5 км. Стрельба осуществлялась с высоты 120 м противотанковыми ракетами комплекса Тоу. У натурной цели оказалась пробитой броня толщиной в 300 мм. Летчик, проводивший испытание, в отчете отметил хорошую маневренность машины и легкость в управлении.
В серийное производство вертолет отправился в 1986 году. Однако первые пять «Мангустов» вследствие задержек, которые были связаны с доработкой машины, итальянская армия увидела лишь в октябре 1990 года. На вооружение армии всего поступило 90 машин.
Технические характеристики А129 Mangusta
Agusta А129 Mangusta имеет следующие технические характеристики:
- Диаметр главного винта составляет 11,90 м.
- Диаметр хвостового винта составляет 2,24 м.
- Длина составляет 12,275 м.
- Высота составляет 3,315 м.
- Масса пустого вертолета составляет 2529 кг.
- Нормальная взлетная масса вертолета составляет 3600 кг.
- Максимальная взлетная масса вертолета составляет 4100 кг.
- Внутренние топливо составляет 750 кг.
- Тип двигателя – 2 ГТД Gem Mk 1004D Piaggio (Rolls-Royce).
- Мощность при взлете составляет 2х960 л.с.
- Мощность при полете составляет 2х835 л.с.
- Максимальная скорость составляет 315 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 259 км/ч.
- Практическая дальность составляет 600 км.
- Скороподъемность составляет 655 м/мин.
- Практический потолок составляет 6500 м.
- Статический потолок составляет 3750 м.
- Экипаж составляет 2 человека.
Вооружение
А129 Mangusta может иметь следующее вооружение.
- 12.7-мм пулемет.
- Боевая нагрузка составляет 1200 кг на 4 узлах подвески.
- 8 ПТУР BGM-71 TOW либо 6 AGM-114 Hellfire, 12.7-мм пулемет FN-M3P, 2 контейнера FN ETNA HMP либо 2 ПУ HL-7-70 7х70-мм либо 4 УР AIM-9 Sidewinder либо HL-19-70 19х70-мм.
Особенности конструкции А129 Mangusta
- Вертолет разработан по двухвинтовой схеме с двухлопастным рулевым винтами и четырехлопастным несущим, хвостовой опорой и неубирающимся трехстоечным колесным шасси.
- В конструкции довольно широко используются композиционные материалы.
- Кабина экипажа двухместная, сиденья расположены тандемно. На заднем сидении размещается летчик, на переднем – оператор. Оператор может выполнять пилотирование самостоятельно.
- Фюзеляж бронирован, что позволяет выдерживать попадание пуль 12,7 мм.
- Неубирающееся шасси А129 рассчитано на посадку при вертикальной скорости до 10 м/с.
- Силовая установка включает двух турбовальных двигателя GEM-2 Мк 1004 производства фирмы «Роллс-Ройс».
- Основным противотанковым вооружением А129 являются ПТУР «Тоу» американского производства. На подкрыльевых узлах подвески размещаются до восьми ракет, возможно применение американских ПТУР «Хеллфайр», в том числе неуправляемых ракет калибра 70 мм. Также может быть размещена установка с пушкой или пулеметом калибра 12,7 мм под носовой частью фюзеляжа.
- В настоящее время также используется лазерный дальномер-целеуказатель, который необходим для наведения «Хеллфайра», использующего лазерную головку самонаведения.
- Для уменьшения уязвимости А129 оснащается станцией предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, а также станцией постановки активных помех зенитной артиллерии и РЛС ЗРК американского производства.
Видео о вертолете
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.
Первый прототип Agusta A.129 соверщил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолёт поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолёт оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem2-2Mkl004D, собранные по лицензии на фирме «Piaggo». Фирма «Agusta» изготовила четыре опытных вертолёта, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолёты приступили к программе лётных испытаний до 1985 года. Проведенные в 1986 и 1987 годах лётные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолётов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.
Первые пять серийных вертолётов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения Эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов A.129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету - теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолётов A.129 «Mangusta» в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.
Штатное вооружение боевых вертолётов A.129 «Mangusta» предназначено, в первую Очередь, для борьбы с танками. Вертолёт способен нести до восьми ПТУР TOW-2A,52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa кали6ра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами. Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения - в передней. Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Поп ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет лётчику уверенно пилотировать вертолёт в условиях плохой видимости.
Большинство бортовых систем вертолёта - навигация, связь, система управления вооружением «завязаны» в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления, В настоящее время производство вертолёта A.129 «Mangusta» под обозначением AW129 осуществляет фирма «Agusta-Westland». Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолётов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте A.129 International. Находящиеся на вооружении вертолёты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A.129 Mangusta СВТ (Combatlimento).
Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta»
Вертолёт AW129 «Mangusta» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания - из КМ. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго лётчика-стрелка, сидящего спереди. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья лётчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. Панели остекления кабины с целью уменьшения бликообразования выполнены плоскими.
Фюзеляж имеет небольшую площадь миделевого сечения и может выдерживать попадание пуль калибром 12.7 мм. Для аварийного покидания вертолета экипажем предусмотрены сбрасываемые боковые панели. Конструкция фюзеляжа рассчитана на обеспечение безопасности при аварийной посадке в соответствии с военными стандартами США MILSTD-1290 (вертикальная скорость 11.2м/с). Применение КМ в конструкции фюзеляжа достигает 45% массы. В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены КМ.
Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta»
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. В конструкции втулки использованы эластомерные подшипники. Все механические соединения и подвижные части расположены внутри корпуса втулки и вала несущего винта, который установлен на подшипниках, не требующих смазки. Лопасти несущего винта прямоугольной формы в плане. Лонжерон лопасти выполнен из стекловолокна и кевлара. Носок и хвостик лопасти имеют слоистую конструкцию с использованием заполнителя номекс, а обшивка выполнена из КМ. Лопасти могут выдерживать попадание пуль калибром 12.7мм. Несущий винт имеет низкий уровень вибраций и рассчитан на перегрузку от +3,5 до -1. Окружная скорость концов лопастей 210м/с. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения. Конструкция втулки с косыми ГШ и эластомерными подшипниками. Лопасти выполнены из КМ. Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.
Силовая установка AW129 «Mangusta» состоит из двух турбовальных ГТД Rolls-Royce Gem Mk.1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Мощность каждого ГТД: максимальная продолжительная 615 кВт, максимальная чрезвычайная (в течение 2.5 мин) 704 кВт, максимальная аварийная (в течение 20с) 759кВт. Длина двигателя 1.1 м, ширина 0.575 м, высота 0.596 м. Сухая масса двигателя 140кг. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума. Трансмиссия включает главный редуктор с двумя раздельными каналами передачи мощности. Такая конструкция предотвращает одновременное повреждение обоих каналов. При отказе маслосистемы трансмиссия может продолжать работу в течение 30 мин. ТУстановлены две взаимозаменяемые автономные топливные системы, протектированные топливопроводы и топливные баки, выдерживающие ударные нагрузки. Предусмотрено заполнение баков пеной для предотвращения пожара. Заправка баков производится под давлением. Имеется электронная цифровая система управления подачей топлива. Предусмотрена установка дополнительных топливных баков на внутренних подкрыльевых узлах подвески.
Система управления гидравлическая, дублированная, имеет три главные системы для управления полетом и две независимые для управления тормозами несущего винта и колес главных опор. Главные системы с давлением 20.8МПа приводятся от трех независимых источников мощности: две из них объединены и приводятся от главного редуктора, а третья приводится от редуктора рулевого винта. Расход жидкости в каждой из главных систем 23.6л/мин. Исполнительные механизмы электрической системы стабилизации и автопилота совмещены с блоками гидравлической системы управления, электрическая проводка системы управления имеет тройное резервированние. Предусмотрена защита механической проводки управления от повреждений, столкновения с проводами и обледенения за счет размещения тяг управления и автомата-перекоса внутри канала, окружающего вал несущего винта. Предусмотрена установка электродисганционной системы управления рулевым винтом.
Установлена цифровая мультиплексная система передачи данных IMS, обеспечивающая взаимосвязь между всеми системами электронного оборудования, включая радио и навигационное, распределение электроэнергии и управление силовой установкой, функционирование систем управления полетом и повышение устойчивости, а также управление вооружением. Система IMS управляется с помощью двух центральных независимых ЭВМ с двумя интерфейсами, на которые поступают сигналы от датчиков и электронного оборудования, преобразуемые в соответствии с требованиями MIL 1553B и передаваемые в центральную ЭВМ в реальном масштабе времени. Обработанная информация передается летчику и стрелку на многофункциональные дисплеи. Для управления навигацией ЭВМ система IMS связана с доплеровской РЛС и радиовысотомером. Усовершенствованное связное и навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию в условиях плохой видимости и ночью. ИК-система ночного видения летчика соединена с системой ночного видения FLIR для управления огнем и имеет общие датчики в носовой части вертолета. В бортовое электронное оборудование входит комбинированная активная и пассивная система самозащиты: приемник предупреждения о радиолокационном облучении, автомат для разбрасываная дипольных отражателей, передатчик помех.
БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ
Предназначен для разведки и поражения бронированных целей, поддержки сухопутных войск на поле боя; в противолодочном варианте служит для ведения разведки и проведения поисково-спасательных работ.
А 129 является наиболее совершенным противотанковым вертолетом, создаваемым вне США, и имеет лучшие летные характеристики по сравнению с более тяжелыми конкурирующими вертолетами при значительно меньшей стоимости.
Разработка вертолета А 129 «Мангуста» началась в 1973 г. Внешними характерными отличиями вертолета являются тандемная компоновка пилотских кабин, крылья небольшого размаха для подвески вооружения, ударостойкое неубирающееся шасси и узкий фюзеляж для уменьшения видимого силуэта. Вертолет впервые поднялся в воздух 15 сентября 1983 г. Первые 60 машин поступили на вооружение итальянской армии в 1989 г., а затем в Нидерланды.
Военно-морской вариант оснащен РЛС в носовой части фюзеляжа и противокорабельными ракетами.
Вариант LBH используется для транспортировки солдат и как санитарный. Проект Tonal, с участием фирм «Уэстленд», CASA и «Фоккер», связан с производством на базе А 129 фронтовых вертолетов нового поколения.
Фюзеляж вертолета А129 типа полумонокок, передняя часть выполнена из металла, носовой обтекатель и хвостовая балка – из композиционных материалов. Бронирование фюзеляжа обеспечивает защиту от пуль калибра 12,7 мм. Кабина экипажа бронированная, двухместная, с двумя раздельными фонарями для летчика и сидящего впереди второго летчика-стрелка. Сиденья экипажа имеют пуленепробиваемую конструкцию, а в случае аварийной посадки способны поглощать энергию удара с уменьшением величины перегрузки от 43 до 15 и меньше. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья летчика-стрелка
Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. В ночных условиях летчик осуществляет поиск целей с помощью тепловизора, установленного в передней части фюзеляжа. С него изображение выводится на экран прицела стрелка и в нашлемную систему целеуказания пилота.
В средней части фюзеляжа предусмотрена установка съемного крыла малого удлинения с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения (до 500 кг) или дополнительных топливных баков В разведывательном варианте вертолета крыло демонтируется. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Шасси неубирающееся, трехстоечное с хвостовым колесом, обеспечивает выживание экипажа на 90% при скорости удара о землю не выше 13 м/с. Колея шасси 2,2 м, база шасси 6,95 м.
На вертолете установлены 2 турбовальных двигателя с максимальной продолжительной мощностью 815 л е., сопла которых снабжены системой подавления ИК-излучения. Запас топлива 750 кг обеспечивает максимальную продолжительность полета 3 часа.
Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом. Два внешних узла рассчитаны на подвеску груза массой по 300 кг, два внутренних – по 200 кг. Это могут быть восемь ПТУР JVJ-65 «Тоу» и два контейнера с семью НУР калибра 70 мм или восемь ПТУР «Хот» и два пулемета калибра 12,7 мм, или шесть ПТУР «Хеллфайр», или два контейнера, содержащие по девятнадцать НУР калибра 70 мм, и два контейнера с семью НУР такого же калибра, наконец, два пулемета калибра 12,7 мм и два контейнера по девятнадцать НУР калибра 70 мм. На выносном пилоне могут устанавливаться ракеты класса «воздух- воздух». Во всех этих вариантах вертолет оснащен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения.
В бортовое электронное оборудование входит усовершенствованное связное и навигационное оборудование и комбинированная активная и пассивная системы самозащиты, включающие приемник предупреждения о радиолокационном облучении, автомат для разбрасывания дипольных отражателей, передатчик помех, устройство по созданию ИК-помех, приемник предупреждения об облучении лазером и радиолокатором.
В грузовой кабине могут разместиться 12 десантников или 6 раненых с двумя сопровождающими.
ТАКТИК0 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 315
крейсерская 250
Потолок, м:
динамический 4725
статический 3105
Дальность действия, км 150-200
Масса, кг:
максимальная взлетная 4100
нормальная взлетная 3850
пустого вертолета 2529
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 11,90
длина фюзеляжа 12,27
длина с вращающимися лопастями 14,29
высота 3,35
Двигатель: ТВД Rolls-Royce Gem 2 Mk.1004D, л.с. 2 по 825
Овладеть искусством создания ударных вертолетов Турция вознамерилась не случайно. Рано или поздно перед вооруженным силами этой страны встанет вопрос о том, какой ударный вертолет придется использовать, а самое главное, кто его будет производить и какими эта машина будет обладать характеристиками.
Турецкие военные, перебрав массу вариантов всевозможного импорта и справедливо сомневаясь в достоинствах техники своих американских друзей, решили принять на вооружение другой вертолет, максимально отвечающий требованиям современной войны. Правда, способ, которым турки решили реализовать этот проект, весьма своеобразен.
Вертолетный аскетизм
Турецкий тендер ATAK (от английского Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters) с самого начала задумывался как масштабное оздоровление и омоложение собственных военно-воздушных сил. Вполне логично было бы предположить, что турецкие военные-прагматики, привыкшие выжимать из участников конкурса на поставку боевой техники все возможное, и здесь пойдут ва-банк. Однако, случилось настоящее военно-техническое чудо.
Турецкий тендер выиграл... итальянский вертолет A 129 Mangusta, существенно модернизированный совместными усилиями AgustaWestland и предприятиями турецкого ВПК. Сразу стоит оговориться и уточнить, что ударным вертолетом усовершенствованный T129 не является и позиционировать его как конкурента чуть ли не всем производителям винтокрылых машин нельзя в принципе. Все дело заключается в том, что разрабатывали прародителя турецко-итальянского вертолета как многоцелевой, легкий разведывательный вертолет, не предназначенный для серьезных боестолкновений.
Вертолет выполнили с учетом технологий, снижающих его радиолокационную заметность - в конструкции были широко применены композитные материалы - их «замешано» примерно поровну с традиционными авиационными материалами. Еще одним «стелс-решением» было применение составных пилонов для вооружения - съемных конструкций, подвешиваемых к фюзеляжу при необходимости и снижающих общую заметность вертолета для РЛС.
Выживаемость на поле боя
Специалисты отмечают, что слепая мода на стелс-технологии и теория выживаемости «вне зоны контакта с противником» - один большой просчет европейских вертолетростроителей. Никому, в том числе и американским авиационным инженерам не приходило в голову начать всерьез возиться с малозаметным ударным или многоцелевым вертолетом, которому не пришлось бы в конце концов столкнуться с противником лицом к лицу и влезть в самое пекло, подавляя противника огнем.
Эту же ошибку допустили и разработчики другого европейского ударного вертолета Eurocopter Tiger, отдавшие бронирование и большой боекомплект на растерзание стелс-технологиям и малозаметности. Самая большая проблема вертолета Т-129 - улучшенной копии A-129 - это низкий уровень защиты. Специалисты объясняют, что современных технологий в области РЭБ, всевозможных датчиков и стелс-фюзеляжей не может быть достаточно для того, чтобы машина уцелела в серьезном бою.«Еще со времен применения Ми-24 в Афганистане и Ка-50 в Чечне в составе БУГ стало ясно, что речи даже не может идти об однократном попадании в вертолет. Это значит, что боевая машина - даже самая перспективная и "навороченная" должна выдерживать обстрел из нескольких серий артиллерийским и любым другим вооружением и при этом сохранять нормальный функционал для выполнения боевой задачи», - объясняет авиационный инженер, специалист по бронезащите Виктор Кобец.
Дословно это означает следующее - экипаж современного ударного вертолета должен врываться в гущу боя, «обрабатывать» отмеченный участок и не бояться, что кратковременный вход в зону плотного огня противника способен угрожать машине. Турецко-итальянский вертолет способности без оглядки врываться в большую драку лишен. Как отмечают авиационные специалисты, забронированный пол и боковые опциональные бронещитки вряд ли помогут выжить вертолету под серьезным огнем. Производитель заявляет, что конструкция способна выдерживать однократные попадания 12,7мм бронебойных пуль или осколков, однако, о том какие последствия ждут вертолет и его экипаж при обстреле с нескольких направлений и разными боеприпасами, данных не приводит.
«Уровень бронирования, это мягко говоря, не то, чему разработчики уделяли повышенное внимание. Главным было создать машину с малым весом, высокой маневренностью и более-менее неплохим вооружением. Конечно, очень странно наблюдать ударный вертолет, который не переживет кратковременного участия в огневом налете в каком-нибудь Афганистане, например», - поясняет авиационный инженер, специалист в области БРЭО и систем управления Андрей Сорокин.В противовес посредственному бронированию можно изучить результаты обстрела кабины, остекления, узлов и агрегатов других ударных вертолетов - российских Ка-52 и Ми-28, которые в результате многократных попаданий самыми разными боеприпасами сохраняли экипажу жизнь и позволяли успешно завершать выполнение боевой задачи.
Временное решение больших проблем
Несмотря на то, что Турция давно и вполне успешно сотрудничала с израильскими оборонными компаниями и охотно покупала разработки стран НАТО, создать собственный высокоэффективный ударный вертолет пока так и не получается. Сложность заключается не только, и не столько в том, что перспективное БРЭО собственного производства обходится туркам весьма недешево, а в том, что при встрече с хорошо организованным и оснащенным противником, обладающим артиллерийскими установками и другими, вполне традиционными средствами для борьбы с подобными целями, у турецкого Т-129 шансы на выживание стремятся к нулю.
Специалисты отмечают, что подобные технические огрехи не являются чем-то сверхъестественным - все идет от нехватки опыта, полученного в боевых условиях и выбора в пользу тех, кто такого опыта так же никогда не имел.«Применение вертолетов А-129 в условиях поддержки миротворцев в Сомали за полномасштабную войну считать нельзя, потому что почти никакого противодействия они не получали. Пара дыр от пуль 7,62мм и осколки в обшивке - это не показатель надежности конструкции. А вот условия Афганистана, Чечни, или к примеру, Сирии - вот в таких случаях можно сделать определенные выводы», - поясняют специалисты. Эксперты отмечают также, что нынешний турецко-итальянский проект, обернувшийся контрактом на 60 легких многоцелевых вертолетов T-129 в любом случае стоит расценивать как промежуточный проект турецких ВВС. Несмотря на то, что турецкий ВПК осилил производство собственных противотанковых ракет к вертолету и специальных оптико-прицельных комплексов, защищаться Т-129 так и не научили. В случае серьезной драки, как говорят военные, вертолет рискует получить повреждения, несовместимые с жизнью.
Ряд турецких изданий уже отмечал, что эффективность нового Т-129 не сильно отличается от устаревших AH-1 Cobra, а значит, эффективно применяться в современной войне машина попросту не может. Все проблемы, связанные с проектом Т-129, отчетливо свидетельствуют о том, что Турция отчаянно ищет возможность вырваться из-под колпака американских технологий 30-летней давности и создавать собственные высокоэффективные винтокрылые машины. Однако, сделать это, по словам специалистов, в обозримом будущем у них не получится.
Первые ударные вертолеты Т-129А (две единицы) заканчивают проходить различные испытания, перед тем как они встанут в строй турецких вооруженных сил. Сегодня в турецких частях имеется большая нехватка вертолетов ударного назначения, а стоящие на вооружении ударные AH-1 нескольких модификаций морально устарели, да и отработали свои эксплуатационные сроки.
Т-129А является вертолетом Т-129 боевой поддержки. Т-129 является модификацией вертолета «Agusta A129 Mangusta», специально разработанной для турецких вооруженных сил. Основными отличиями стали:
- обновленный двигатель;
- бортовой вычислительный комплекс от «Aselsan»;
- обновленную авионику;
- дополнительные сенсоры;
- ракетное вооружение как зарубежного так и собственного исполнения;
- повышенные характеристики дальности и высоты полета.
Согласно контракту и последним договоренностям, до конца года в строй турецких ВС встанут 4 единицы ударных Т-129А, еще 5 единиц передадут заказчику в 2013 году. Всего до 2017 года турецкие вооруженные силы получат еще 51 новый вертолет Т-129 в различных его модификациях.
Генеральный подрядчик в Турции компания «TAI», она занимается созданием и выпуском планеров и сопряжением всех подсистем в вертолете. Компания «Aselsan» является основным поставщиком всей бортовой электроники, как то: бортовой компьютер, навигационная система, система связи, система сенсоров.
Т-129 как производная A129 получился многофункциональным и технически укомплектованным вертолетом мирового класса ударных вертолетов и занимает достойное место среди лидеров данной сферы рынка. Многофункциональность нового вертолета обеспечит Турции полную укомплектованность вертолетной техникой вооруженных сил при выполнении любых поставленных задач на вероятных театрах боевых действий.
Создание Т-129
30.03.2007 года. Турция начинает переговоры с итальянской компанией «AgustaWestland» о совместном создании ударного вертолета для нужд Турции на основе ударного вертолета «A129». Потребность 51 (40) вертолет. Вертолеты будут собираться в Турции генеральным подрядчиком – компанией «TAI». Новый вертолет получит новое имя – Т-129 (проект АТАК). 7.09.2007 года. Контракт подписан. Общая стоимость контракта – 1.2 миллиарда долларов. 22.06.2008 года. Контракт официально вступает в силу. Вертолет Т-129 будут создавать на платформах созданных турецкой «TAI». Турецкая компания и ее подразделения получают полные права на лицензионное производство вертолетов, их оборудования вооружения и двигательных установок с правом продажи Т-129 в другие страны, кроме Англии и самой Италии.
Новый вертолет получит 12 турецких противотанковых ракет «UMTAS», созданных компанией «ROKETSAN». Дальность действия от 0.5 до 8 километров. Установят 20мм автоматические пушки системы Гатлинга. Вертолёт получит более мощный двигатель «LHTEC T800», который обеспечит повышение дальности и высоты полета.
Для обеспечения нового вертолета новейшим радаром мм-диапазона (MILDAR) в середине 2007 года создается специальная группа из представителей турецких университетов и организаций. В начале 2012 года радар «MILDAR» успешно разработан.
Из турецких сообщений следует, что новые вертолеты будут распределены следующим образом:
- 1 вертолет останется в МО Турции, который будет передан военным специалистам как испытательный стенд для разработки и испытаний новых систем оборудования и вооружения турецкого производства;
- 50 вертолетов будут переданы до 2017 года в войска. Из них Т-129А – 9 единиц, остальные - Т-129В (многоцелевой вертолет). Еще 9 вертолетов заказаны как Т-129S (вертолет оперативного назначения). Итого потребность вертолетов составила - 60 единиц.
- 40 вертолетов будут построены в случае необходимости (военный конфликт).
Т-129 будет выполнен в конфигурациях TUC-1 и TUC-2. Первые 30 вертолетов Т-129 будут выполнены в конфигурации TUC-1, остальные в TUC-2.
Прототип вертолета был готов к середине 2009 года и 28.09.2009 года состоялся его первый полет. Полет проходил на мощностях итальянской компании «AgustaWestland». Название прототипа – Т-129 Р-1. В 2010 году прототип терпит аварию, которая обошлась без жертв. В августе 2011 года состоялся первый полет прототипа построенного на турецких мощностях. Название прототипа – Т-129 Р-6.
Общие характеристики:
- экипаж – 2 пилота;
- длина – 14.6 метра;
- диаметр винта – 11.9 метра;
- высота – 3.4 метра;
- взлетный вес макс – 5 тонн;
- Силовая – 2 двигателя «LHTEC CTS800-4A» мощностью 2030 кВт;
- скорость крейсер. – 269 км/ч;
- дальность действия – 561 километр;
- боевой диапазон – 1000 километров;
- высотный потолок - 6 километров;
- вооружение: одна автоматическая пушка системы Гатлинга (боезапас 500 выстрелов), 4 блока с неуправляемыми ракетами и пулеметами, ракеты типа UMTAS/ Spike-ER/ Hydra 70/ AGM-114 Hellfire/ AIM-92 Stinger/ AIM-9 Sidewinder в различном сочетании.
Источники информации:
http://vpk.name/news/76964_t129__novyii_udarnyii_vertolet_turcii.html
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ytyU1SK4Qmk
http://www.defense-ua.com/rus/news/?id=39152
http://ptisidiastima.wordpress.com/2012/09/27/%CF%84-129a/