Великолукская банда. Великолукская опг
Фэнтези – очень молодой жанр. Он возник в начале двадцатого века, одними из первых произведений в данном жанре являются: "Дочь короля Эльфландии" (1924) лорда Э.Дансени, «Конан» Р.Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950-1956) К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Дж.Б.Кэйбелла. Огромное влияние на жанр оказало творчество Дж. Р.Р. Толкиена. Исследования и споры вокруг фэнтези продолжаются, причем очень бурно. Не исключено, что вскоре Фэнтези выделится в отдельный литературный жанр. А пока – это жанр фантастической литературы. Но если основным атрибутом фантастики является технология, то основным атрибутом фэнтези, безусловно, стала магия.
В настоящий момент большинство исследователей определяют фэнтези как поджанр фантастика. Отличительной чертой фэнтези является наличие магии и сверхъестественных элементов. При всей схожести с фантастикой, их отличает тот факт, что сюжет фэнтези не является научно осуществимым даже в самом отделенном будущем.
Фэнтези отличается сложной структурой миров, в которых осуществляется действие. Эти другие миры могут быть в прошлом и настоящем; схожими с земными, существующими параллельно и одновременно с реальным временем, на Земле, не на Земле, вне времени пространства.
Сюжетные линии фэнтези вращаются вокруг битвы добра и зла и заканчиваются, обычно, поражением последнего. Главный герой часто обладает магическими способностями, которые помогают ему в борьбе со злом, или магическими предметами небывалой мощи: кольцами, мечами, амулетами, и т.п. Миры фэнтези населены мифическими (драконы, единороги, эльфы, гномы и т.п.) и паранормальными (вампиры, оборотни и т.п.) существами.
В настоящее время самыми популярными являются два поджанра, эпическое фэнтези, например, «Властелин колец» Толкиена, и городское фэнтези, например, цикл «Орудия смерти» Кассандры Клэр.
Наш сайт предлагает своим посетителям читать онлайн книги фэнтези ставшие классическими и полюбившиеся миллионам читателей по всему миру.
Фэнтези книги онлайн доступны вашему вниманию в любое время и в любом месте, что делает такое чтение весьма актуальным в наше стремительное время.
Если учесть, что поклонники этого жанра в основном молодые люди, то возможность книги фэнтези читать онлайн бесплатно, которую предоставляет наш сайт, должна особо порадовать вас, наших читателей.
Во всяком случае, мы очень старались, чтобы онлайн книги бесплатно фэнтези нашли свой путь к сердцам и умам своих многочисленных поклонников.
Больше всего произведения фэнтези напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном фэнтезийном мире, похожем на реальный мир средневековья. Герои фэнтези сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами, которые похожи на мифических, знакомых всем с раннего детства по сказкам.
Фэнтези (от англ. fantasy - «фантазия») - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы отличаются от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие «чудес» фэнтези от их сказочных аналогов - в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
В наши дни фэнтези - это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств.
Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов («Беовульф»). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена, оказавшая огромное влияние на жанр. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов.
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах - стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, некоторые были выдуманы писателями (например, Толкином) и использовались последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.
«Стандартным набором» считаются:
Эльфы
- гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители.
Гномы
(англ. dwarves) - бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры
Орки или гоблины
- обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Орки придуманы Дж. Р. Р. Толкином и являются расой, выведенной из эльфов путём искажения.
Халфлинги
(под различными названиями) - производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку.
Тролли или огры
- горные великаны, часто людоеды с низким интеллектом.
Также часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или, в «славянской фэнтези» - славянской мифологии: драконы, русалки, кентавры, минотавры (во множественном числе) и др.
Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями. Например, тролоки Р. Джордана многими особенностями напоминают орков Р. Толкина.
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где «тёмные силы» не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Основой сюжета многих произведений является квест в поисках некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы - таких, как поход аргонавтов за Золотым Руном, поход Галахада за Святым Граалем, и т. п.. В первых же наиболее известных произведениях фэнтези - «Часе Дракона» Говарда и «Властелине Колец» Толкина - этот мотив ярко выражен. В дальнейшем значительная часть книг фэнтези имеет сюжет в виде описания путешествия героев к какой-либо цели, с преодолением трудностей и сменами маршрута. Архетип квеста также успешно использовался для создания сюжетов компьютерных игр, где игроку дается задание по поиску некоего артефакта и основным занятием игрока будет продвижение к нему.
Героическое фэнтези
Стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства - среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Если не считать мифов о Геракле и книг о Тарзане, то первым представителем этого поджанра является сага Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность - «Славянское фэнтези» (Мария Семёнова, Юрий Никитин).
В кино жанр представлен фильмами о Конане, телесериалом «Зена, королева воинов», мультфильмом «Огонь и лёд» и многими экранизациями литературных произведений. Немалая часть героического фэнтези в кино представлена коммерческими фильмами класса «Б», что значительно портит репутацию жанра.
Эпическое фэнтези
Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является квест (миссия) главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов. Поскольку герои занимают в конфликте определённую сторону условного добра, борющегося со злом, часто (хотя и не обязательно) герои чётко делятся на положительных и отрицательных.
Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин Колец» Толкина. Многие из использованных Толкином сюжетных ходов и элементов мира стали архетипичными, став основой для активного подражания (Терри Брукс, Деннис МакКирнан, Гельмут Пеш, Кристофер Паолини). Жанр получил наибольшую популярность среди всех разновидностей благодаря развитию в циклах «Земноморье» Урсулы Ле Гуин и «Хроники Амбера» Роджера Желязны. Крупнейшими представителями современного поджанра считаются также Роберт Джордан, Тэд Уильямс, а в России - Ник Перумов.
В более поздний период жанр эпического фэнтези значительно отошёл от борьбы добра и зла, породив близкую к историческому роману, жёсткую и натуралистичную разновидность, иногда выделяемую в отдельный поджанр «постмодернистское фэнтези» (Джордж Мартин, Анджей Сапковский).
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературной фэнтези. В кино она представлена менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.
Тёмное фэнтези
Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy - буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези) - поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье.
Тёмная cторона магии - Dark fantasy
Каков, например, канон эпика? Имеется некий мир, живущий нормальной жизнью. Но вот объявляется Вселенское зло…
А вот в тёмном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку…
Классический пример литературы в жанре тёмного фэнтези - цикл «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.
В других видах искусства показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миура «Берсерк», повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
Игровое фэнтези
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми и действие его происходит во вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр, иногда является новелизацией их сюжета. Произведения «игрового» фэнтези могут иметь любые признаки других поджанров, но главной особенностью поджанра является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга - например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода - цикл Dragonlance Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, а также романы по многоавторской D&D-вселенной Forgotten Realms - в частности, Роберта Сальваторе.
Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в историческом фэнтези отметился и Анджей Сапковский.
Юмористическое фэнтези и пародии
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним. Яркий пример - «Звирьмариллион» С. О. Рокдевятого. Юмористичность происходящего, как, например, у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям, сравнимым с Р.Желязны.
Список произведений фэнтези по жанрам
Героическое фэнтези
Роберт И. Говард - серия произведений о Конане-варваре.
Пол Андерсон - «Сломанный меч», «Три сердца и три льва».
Майкл Муркок - «Сага об Эльрике», «Рунный посох», «Хроники Корума».
Дэвид Геммел - «Дренайский цикл».
Глен Кук - «Чёрный отряд».
Элизабет Мун - «Сага о Паксеннарион».
Мария Семенова - «Волкодав».
Стэн Николс - «Орки. Первая Кровь».
Юрий Никитин - «Трое из леса»
Роберт Хайнлайн - «Дорога славы» («Дорога доблести»).
Эпическое фэнтези
Дж. Р. Р. Толкин - трилогия «Властелин колец».
Роджер Желязны - цикл романов «Хроники Амбера».
Урсула ле Гуин - четыре романа о «Земноморье».
Ник Перумов - «Кольцо Тьмы», «Летописи Хьерварда», «Хранитель мечей».
Роберт Джордан - «Колесо Времени».
Тэд Уильямс - «Память, Скорбь и Терн» (в России издана как «Орден Манускрипта»).
Анджей Сапковский - цикл «Ведьмак».
Джордж Мартин - «Песнь льда и пламени».
Терри Гудкайнд - «Меч истины», он же - «Правила волшебника».
Раймонд Фэйст - «Война Врат», «Крондор».
Дэвид Эддингс - «Хроники Элении», «Белгариад».
Браст, Стивен - цикл о Драгейре
Антон Козлов (Белозёров) - «Ступени Пирамиды» из «цикла Путь Бога»
Тёмное фэнтези
Терри Брукс - «Слово и Пустота».
Стивен Кинг - «Тёмная башня».
Глен Кук - «Чёрный отряд»
Урсула ле Гуин - Шкатулка, в которой была тьма.
Танит Ли
Андрей Дашков - «Войны некромантов»
Дмитрий Казаков - рассказ «Дитя света»
Макс Далин - «Убить некроманта»
Игорь Борисенко трилогия «Черная магия»
Ив Форвард «Злодеи поневоле»
Ксения Баштовая и Виктория Иванова «Тяжело быть младшим…»
Майя Зинченко - «Седьмое чувство»
Александр Дихнов «Записки Черного Властелина»
Елена Бычкова. Наталья Турчанинова «Рубин Карашэхра»
Г.Л. Олди «Путь проклятых»
Сергей Мусаниф «Темная сторона медали», «Подземная канцелярия»
Александр Романовский «Волонтеры Хаоса»
Олег Волховский «Люди огня»
Угрюмов Олег и Угрюмова Виктория «Некромерон» и «Все демоны: Пандемониум»
Елена Тыртышникова «Черный замок»
Дьяченко Марина и Сергей «Принцесса и дракон»
Валерий Иващенко «Черный ярл»
Глушановский Алексей «Дорога в маги», «Тропа волшебника», «Стезя чародея»
Анна Лин «Владычица Черной башни»
Жанна Пояркова «Дети лезвия»
Вадим Арчер «Выбравший бездну»
Сергей Данилов «Произвол судьбы» и «Смерть за плечами»
Безмирная Ольга «Записки дроу, по имени Гром»
Диана Джонс «Темный Властелин Деркхольма»
Пьянкова Карина «Права и обязанности»
Ольга Баумгертнер «Колдовская компания»
Джин Вулф «Пыточных дел мастер»
Иар Эльтеррус «Три дороги во Тьму»
Алан Кэмпбелл "Ночь шрамов"
Историческое фэнтези
Гарри Тертлдав - «Хроники Легиона» («Видесс»).
Анджей Сапковский - «Сага о Рейневане».
Святослав Логинов - «Колодезь»,
Сергей Лукьяненко - дилогия «Искатели неба».
Роберт Сильверберг - Царь Гильгамеш, сказочное фэнтези про древних шумеров.
Мэри Стюарт - «Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство», (альтернативный вариант истории Мерлина и Короля Артура).
Лирическое фэнтези
Урсула ле Гуин - «Планета Роканнона», «Планета изгнания», «Порог».
Джон Бойнтон Пристли - «31 июня».
Роберт Ф. Янг - «Срубить дерево», «На реке», «У начала времен».
Юмористическое (ироническое) фэнтези
Роберт Асприн - Серии «Мифы», «Шутт».
Пирс Энтони - Серия «Ксанф»
Ольга Громыко - серия о Вольхе: «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Ведьмины байки», «Верные враги» и др.
Генри Каттнер и Кэтрин Мур - «Хогбены и все-все-все», «Жилищный вопрос», «Самая большая любовь».
Терри Пратчетт - «Плоский мир».
Клиффорд Саймак - «Заповедник гоблинов».
Макс Фрай - «Лабиринты Ехо».
Михаил Успенский - «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать», «Белый хрен в конопляном поле», «Невинная девушка с мешком золота» и др.
Андрей Белянин - «Моя жена - ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.
Евгений Лукин - «Катали мы ваше Солнце».
Ларри Нивен - «Летающие колдуны» (ироническая фэнтези).
Пародия на фэнтези
Дуглас Кенни, Генри К. Бэрд - Тошнит от колец.
Дмитрий Емец - Таня Гроттер.
Жвалевский, Андрей, Мытько, Игорь - Порри Гаттер.
С. О. Рокдевятый - «Звирьмариллион».
Адам Робертс - «Соддит», «Селламиллион».
Пол Стюарт - «Чвокая Шмарь».
Детское фэнтези
Джоан Роулинг - Гарри Поттер
Клайв Льюис - Хроники Нарнии
Филип Пулман - «Тёмные начала»
Пол Стюарт, Крис Риддел - «За темными лесами», «Воздушные пираты» (детская фэнтези).
Брайан Джейкс - Рэдволл
Эрин Хантер - Коты-воители
Стивен Рокс - Страна Цветов и Цветные Миры
Городское фэнтези
Сергей Лукьяненко - Ночной дозор и остальные «Дозоры…»
Вадим Панов - Тайный город
Чарльз де Линт - Городские легенды
Сапковский А. «Вареник или нет золота в Серых горах»
В Петербург вернулся Виктор Гавриленков, один из немногих, кто выжил в войне «тамбовцев» друг с другом. Cудье Бальтасару Гарсону также не удастся увидеть ранее отпущенную под залог госпожу Жанну Гавриленкову. Недавно она вместе со своим знаменитым мужем Виктором Гавриленковым, не попавшим в сети испанской полиции во время массовых задержаний, вернулась в Санкт-Петербург.
saint-petersburg.ru
В Петербург вернулся Виктор Гавриленков, один из немногих, кто выжил в войне «тамбовцев» друг с другом
Испанские власти, обрушившиеся на русскую мафию в июне 2008 года, вряд ли смогут в обозримом будущем допросить депутата Госдумы Владислава Резника, у которого недавно в его доме на Майорке был проведен обыск в рамках операции «Тройка».
Он пока не собирается пересекать Шенген. Cудье Бальтасару Гарсону также не удастся увидеть ранее отпущенную под залог госпожу Жанну Гавриленкову. Недавно она вместе со своим знаменитым мужем Виктором Гавриленковым, не попавшим в сети испанской полиции во время массовых задержаний, вернулась в Санкт-Петербург.
Все начиналось в буфете
Сейчас Виктору Степановичу Гавриленкову 56 лет. Он стал известен благодаря своему старшему брату Николаю, который именовался Степанычем. В криминальных и деловых кругах Степаныч был безусловным брендом. Но в 1995 году Николая Гавриленкова расстреляли на Московском проспекте. А через полгода в баре гостиницы «Невский Палас» под очереди двух автоматов АКС-74 попал и Виктор Гавриленков. В отличие от брата он выжил. Но в 1996 году покинул Россию. И только теперь, после ареста Владимира Кумарина, возвратился в страну.
В ту пору мастер спорта по боксу, выпускник великолукского института физкультуры Николай Гавриленков работал буфетчиком в питерском баре «Таллин». Ему помогал друг - Владимир Кумарин. Чуть позже к ним в маленький коллектив общепита от Красносельского треста ресторанов и столовых влился другой будущий герой «Бандитского Петербурга» - боксер Валерий Ледовских. Никакими «тамбовскими» они тогда еще не были, а Степаныч-старший не заправлял бригадой «великолукских».
Примечательно, что лидеры «малышевских», будущих идейных противников «тамбовцев», группировались неподалеку - рядом с баром «Таллин» находился бар «Рига». А в нем за стойкой и на дверях работали спортсмены-борцы: Александр Малышев, Александр Челюскин и Павел Кудряшов. Все они вскоре уже гремели по городу - кооператоры считали за счастье «упасть под их крышу».
И никто в те времена не знал, что через семь лет судьба расколет эти два трудовых коллектива на два крыла питерского рэкета - «малышевских» и «тамбовских», а через семнадцать лет вновь сведет оппонентов - в Испании. Но никто никогда не сможет примирить Кумарина и Гавриленковых. История беспощадна к друзьям: в мире организованной преступности враги еще могут избежать кровопролития друг с другом, друзья - никогда.
Кум Степанычу
До того как занять престижную для советского строя должность бармена, Николай Гавриленков был осужден в 1975 году к четырем годам лишения свободы за грабеж. Но через полгода освободился из колпинской колонии по амнистии.
В 1985 году Гавриленков-старший и Кумарин были осуждены Кировским судом Ленинграда как подельники. Суд признал их хулиганами, а Кумарину еще добавил «хранение оружия». Но друзья не отбыли в колонию, так как приговор - по три года каждому - был условным.
Злые языки поговаривают, что поводом для столь пристального внимания милиции к мелкому хулиганству явилось не доказанное убийство в Красно-гвардейском районе. Погиб известный своей свирепостью борец вольного стиля по имени Борис. Поскольку его невозможно было проучить кулаками, он умер от выстрела в затылок в своем подъезде.
Условные сроки в ту пору были очень даже кстати. Шла вторая половина 1980-х. В это время скучать в тюрьме было преступлением. Советский строй разрывало на части экономической перестройкой. Растерялись все. Кроме характерных парней.
Гавриленков превратился в Степаныча. К нему потекла дань с коммерсантов. Особое внимание спортсмены обратили на крышевание игры в наперстки. Шероховатости между собой они сглаживали привычно, как и в прошлом, - кулаками.
Декабрь 1987 года стал водоразделом рэкетирского братства. На стихийной толкучке в Девяткине возник конфликт из-за права на осуществление защиты спекулянтов. На «стрелку» прибыли две группы. Одна - под руководством Александра Малышева, второй командовал Виктор Гавриленков. Младший брат представлял интересы старшего и Кумарина, которые лукаво уклонились от встречи, чреватой непредсказуемыми последствиями.
Один из «рыцарей» Александра Малышева, Сергей Мискарев по прозвищу Бройлер, не выдержал нервного напряжения и зарезал Федю Крымского - соратника Виктора Гавриленкова. Снег окропила первая кровь. С того времени спортсмены и разделились на «тамбовских» и «малышевских».
Тогда, во время противостояния в Девяткине, мало кто обратил внимание на незначительную деталь. Рядом с Гавриленковым-младшим стоял никому не известный в ту пору Геннадий Петров. Хороший боксер, ровесник Гавриленкова-старшего, недавно освободившийся из колонии. Степанычи помогли ему в трудную пору.
Чуткий Гена
В 1991 году Владимир Кумарин был осужден вторично, в том числе за вымогательство. До 1993 года он не мог появиться в Питере по уважительным причинам. А когда вышел на свободу, то с раздражением узнал, что имя Степаныча гремит вовсю. И бригада «великолукских» процветает. Что касается торговой марки «тамбовские», то о ней помнят. Но не более того.
Это и явилось причиной трещины во взаимоотношениях. Вслед за трещиной потекла настоящая кровь.
Усугубили ситуацию Игры доброй воли-1994. В Санкт-Петербург потекло дешевое беспошлинное вино. Кумарин и Гавриленков стали рулить уже финансовыми потоками. Не обошли они своим вниманием и первые пирамиды. На непродолжительное время разцвело общество «ОГГО», обещавшее вкладчикам автомашину за четыре месяца.
Все эти активы поделить было трудно. Друзья прекратили общаться. Со стороны Кумарина бойкот объявили будущий депутат Госдумы Михаил Глущенко, будущий депутат областного ЗакСа Андрей Рыбкин, Валерий Ледовских и Вячеслав Дроков. Со стороны Гавриленкова обиженно замолчали такие видные деятели, как Сергеев по прозвищу Анджей, Звоник и прочие «великолукские».
Мудрый Геннадий Петров нутром почуял звериную атмосферу. И плавно ушел под крыло Александра Малышева. При этом свои ценные связи не потерял. В том числе и с могущественным тогда заместителем министра путей сообщения Николаем Аксененко (впоследствии министром и первым заместителем председателя правительства).
Кроме всего прочего Петрова спас от «тамбовских» войн арест. В 1992 году его и Малышева обвиняли в бандитизме. Петров вышел из этой истории невиновным и Малышеву смог помочь. Малышева осудили лишь за хранение пистолета.
Вскоре Петров и Малышев перебрались в Испанию.
Кучность стрельбы
Пока Малышев и Петров находились под следствием, 1 июня 1994 года Кумарин получил девять пуль, месяц пребывал в коме и лишился правой руки.
Придя в себя, он решил, что с ним обошлись некорректно, и причислил к виновникам покушения на свою персону обоих братьев Гавриленковых.
После этого «великолукские» стали умирать. Первым в июне 1995 года пал сам Степаныч - Николай Гавриленков. В феврале 1996 года младший брат Виктор был ранен и потерял двух телохранителей в отеле «Невский Палас», куда его пригласил «поговорить» Михаил Глущенко.
Анджея и Алексея Косова достали в Венгрии. Их трупы обнаружила местная полиция в номере будапештской гостиницы. Вскоре были убиты также Звоник и Николай Желтов. Избежали возмездия лишь посыльный Николая Гавриленкова, некий Гарик, да известный картежник Юра-Блондин до сих пор скрывающийся в Швеции.
При такой кучности стрельбы Виктор Гавриленков мог спастись только на чужбине. И младший Степаныч примкнул к «малышевским». Но в Испании. Петров помнил, кто на первых порах после отсидки протянул ему руку помощи, а Малышев не смог отказать Петрову.
Информация о «вынужденных переселенцах» стала поступать в испанские правоохранительные органы. 27 мая 1997 года посольство Испании запросило Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД России о новых жителях страны. В свою очередь заместитель ГУОП полковник милиции А. П. Мордовец направил в ГУВД Санкт-Петербурга такой текст: «Группа по борьбе с организованной преступностью Комиссариата г. Марбелья (Малага), расследующая дело об отмывании капитала, получила сведения о том, что группа граждан России сделала значительные капиталовложения в недвижимость в этом городе. Предположительно именно для этих целей 20.01.1997 в Испании ими было создано ООО «Испарус».
«Не вздумай возвращаться»
Говорят, что еще в начале 2007 года, после своего обратного интегрирования в российскую экономику, Геннадий Петров попытался договориться с Кумариным о возвращении Виктора Гавриленкова на родину. И Кумарин по-человечески согласился, мол, «конечно, кто старое помянет...». Тем не менее Петров, проанализировав интонацию Владимира Кумарина, уловил в ней что-то нехорошее и дал Виктору Гавриленкову совет - «не вздумай».
Гавриленков вернулся в свой город только после ареста Кумарина. А его супруга Жанна вернулась после того, как за нее испанскому суду заплатили солидный залог в июне 2008 года.
Интрига существовала только при «живом» Кумарине. Теперь интриги нет.
Виктор Гавриленков в окружении охраны спокойно живет в северной столице, играет в большой теннис на кортах спортивного клуба «Династия», который расположен в ста метрах от апартаментов Геннадия Петрова - шикарного дома-дворца на Березовой аллее Крестовского острова. VIP-персону возят два черных «мерседеса» с номерами О...ОА.
Любопытно, что фактические хозяева лимузинов исторически связаны с бывшими коллегами по бизнесу Михаила Глущенко - Василием Владыковским, именуемым Васей-Брянским и Алексеем Саргиным, причисленным злой молвой к связям нынешнего министра обороны Анатолия Сердюкова.
Степаныч-младший потучнел. Сладкая испанская жизнь не пощадила его. Он отдыхает в своей квартире в престижном доме 63 на Каменноостровском проспекте.
Сегодня возле его парадной тихо. Около нее не проходят беспокойные встречи. На стене дома вывеска с названием «Живулечка».
Егор Иванов
К концу 80х годов один из самых спокойных городов России оказался под властью нескольких преступных группировок. Одна из самых сильных и могущественных банд была основана выходцами из города Великие Луки Псковской области братьями Виктором и Николаем Гавриленковыми. Поэтому банда получила соответствующее название – Великолукская ОПГ.
Братья с детства занимались боксом, а после школы занялись мелким бизнесом – открыли точку по продаже пива. Бизнес быстро пошел в гору, а спортивный опыт предпринимателей помогал им «успокаивать» недовольных и беспредельщиков. Вскоре братья решили, что родном городе им тесно, после чего перебрались в Ленинград.
Там они продолжили развиваться в «пивной» сфере, устроившись на работу в один из лучших ресторанов города – «Роза ветров». Постепенно Гавриленковы стали «подтягивать» к себе знакомых по спортивной секции ребят. Вскоре в «Розе ветров» стали собираться большие отряды спортсменов. Один из таких отрядов был сформирован из выходцев из Тамбова. Возглавлял его будущий глава Тамбовской ОПГ Владимир Кумарин.
Собрав под своим началом небольшую армию, Гавриленковы начали заниматься рэкетом. Под их контроль попали мелкие торговцы и фарцовщики, которые сами зарабатывали нелегально и не могли обратиться в милицию. Также «великолукинские» стали обирать евреев, собиравшихся выехать в Израиль на волне иммиграции.
Влияние банды быстро росло, в результате чего «великолукские» попали в поле зрения правоохранителей. В 1989 году почти все «тамбовское» крыло банды было арестовано за вымогательство. Они были приговорены к разным срокам, однако Кумарину удалось выйти на свободу уже в 1991 году. Он вернулся к своим руководителям, но Гавриленковы уже не приняли его. Тогда Кумарин ушел от братьев, образовав свою собственную ОПГ – Тамбовскую. Таким образом, необдуманные действия братьев привели к тому, что они сами себе создали мощный противовес.
Первое время бандам удавалось мирно сосуществовать. Но всем было понятно, что долго такой мир продолжаться не может. Первый конфликт возник в 1993 году.
Тогда к Кумарину обратился бизнесмен, нуждавшийся в мощной «крыше». Предприниматель имел канал покупки дешевого испанского вина, и хотел иметь защиту в организации его сбыта. Результатом такого партнерства остались довольны обе стороны – бизнес имел большой успех.
Недовольным остался только Николай Гавриленков. Глава «великолукинских» привык, что по всем крупным делам обращались к нему. Такого удара по своей репутации он не мог простить. В результате по указке Гавриленкова была похищена крупная партия вина на общую сумму миллион долларов. Разозленный бизнесмен обратился к Кумарину, а тот позвал братьев на «стрелку».
На словах Гавриленковы пообещали вернуть груз, однако делать этого не собирались. 1 сентября 1993 года организатор «винной» схемы был расстрелян в подъезде неизвестными. Братья понимали, что такие действия не могут остаться без ответа со стороны «тамбовских».
1 июня 1994 года на Кумарина было совершено покушение. Киллер вплотную расстрелял из автомата машину лидера «тамбовских». Кумарину удалось выжить, однако в результате покушения он лишился правой руки. После этого он отправился на курс лечения в Германию.
Начиная с 1995 года «великолукских» сотрясали внутренние разборки. Были убиты по решению Гавриленковых были убиты Андрей Сергеев и Алексей Косов - двое членов банды, стоявшие у ее истоков со времен пивных ларьков в Великих Луках. Затем братья решили убрать своего же киллера – Валерия Гаврисенкова. На него было совершено два покушения, оба раза закончились провалом. Однако Гаврисенко не остался в долгу, и сам заказал своего босса. 30 июня 1995 года Николай Гавриленков был расстрелян в подъезде собственного дома.
На похороны авторитета съехался весь преступный мир города. Он был погребен в «Богом зданных пещерах» Псково-Печерского монастыря на территории, которую братья выкупили под будущее захоронение своей матери. 3 декабря убийца лидера «великолукинских» Валерий Гаврисенко был застрелен на выходе из ресторана «Невские мелодии».
Буквально за пару лет одна из влиятельнейших группировок Ленинграда (а позднее Санкт-Петербурга) практически развалилась. Громкий провал нельзя списать на одно лишь противостояние с «тамбовскими», так как в период самого активного распада «великолукинских» Кумарин лечился за границей. Основной причиной падения банды стал ряд неправильных решений, а также постоянные внутренние междоусобицы.
Когда в 1996 году Кумарин вернулся в Санкт-Петербург, от Великолукинской ОПГ осталась лишь тень былого могущества, а из лидеров банды остался жив лишь Виктор Гавриленков. 26 февраля 1996 года он обедал в гостинице «Невский палас», когда двое неизвестных открыли по нему огонь из двух автоматов. Авторитет успел упасть на пол, в результате чего чудом спасся. Итогом покушения стали три трупа: погибли два охранника и некий гражданин Великобритании, который сидел рядом.
Гавриленков понял намек и не стал искушать судьбу, в результате чего переехал в Испанию. Таким образом, перестала существовать Великолукинская ОПГ, а город остался во владении Кумарина, который после возвращения взял себе псевдоним Барсуков.
Петербургские депутаты никак не могут определиться с датой выборов недостающего судьи Уставного суда города. Данный вопрос не был включен в проект повестки очередного заседания Законодательного собрания
Напомним, что основным претендентом на пустующее после ухода Сергея Сергевнина кресло является юрист Законодательного собрания и представитель ЗакСа в УС Александр Уланов. Господин Уланов известен тем, что нередко отстаивал в судах интересы "Единой России" и лично лидера единороссов, спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова. Кроме того, он выпускался на заочном факультете юрфака СПбГУ в 1998 году в одной группе с вице-спикером ЗакСа, а ныне спикером Совета Федерации и лидером партии "Справедливая Россия" Сергеем Мироновым.
Помимо Уланова на пост судьи УС претендует адвокат Денис Патрикеев, также выдвинутый единороссами (он, впрочем, считается "техническим" кандидатом). Оба кандидата были выдвинуты еще в июне, однако выборы судьи до сих пор не состоялись. Месяц, отведенный на избрание судьи, давно истек. Отметим, что сейчас председателем УС является Наталья Гуцан. Вместе с ней в суде работают Ольга Герасина, Станислав Зыбин, Людмила Кулешова, Вениамин Петухов и Антонина Шевченко.
Дело в том, что, как говорят депутаты, с избранием Уланова возникли проблемы. Его кандидатура вызвала неприятие - категорически воспротивились как судьи УС (несмотря на то, что ранее он работал вместе с Натальей Гуцан в аппарате ЗакСа - впрочем, и Сергей Миронов, по слухам, не стал поддерживать кандидата), так и часть депутатов, в первую очередь из фракций "Справедливая Россия" и КПРФ. Причиной называют то, что согласно закону "Об Уставном суде", одно из требований к потенциальному судье – "безупречная репутация", а она у кандидата неоднозначная.
Ранее СМИ сообщали, что в начале 90-х годов Алексей Уланов работал в АО "ОГГО". Визитную карточку помощника гендиректора этой фирмы обнаружили на теле расстрелянного в 1996 году Николая Гавриленкова, известного как "Степаныч". Распространена информация, по которой Гавриленков являлся одним из лидеров так называемой "Тамбовской ОПГ" наряду с Владимиром Барсуковым (Кумариным), находящимся сейчас под судом. Брат убитого Виктор Гавриленков представлялся коммерческим директором этой фирмы, и его также причисляли к лидерам «тамбовских» (он впоследствии скрывался в Испании, после того как братьев заподозрили в организации покушения на Кумарина).
Как говорят в кулуарах ЗакСа, "ОГГО" была известна финансовыми махинациями с привлечением денег у населения на приобретение автомобилей. Схема, как нередко случалось в 90-е, закончилась обманом населения. Именно этот шлейф якобы и мешает избранию судьи. Однако конкурс на вакантное место уже объявлен, прием заявок завершен, и теперь у депутатов выбор невелик – либо идти на скандал, либо не менее скандально отменять конкурс, либо отложить избрание судьи на неопределенный срок.
Киллеры расстреляли Николая Гавриленкова с мотоциклов
В результате перестрелки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге один человек был убит и еще один получил ранения. Согласно документам, погибший, Николай Гавриленков, являлся коммерческим директором крупной торговой компании "ОГГО". По сведениям милиционеров, этот человек, известный под прозвищем Степаныч, был одним из лидеров местной "тамбовской" преступной группировки...
Как сообщили в петербургском ГУВД, около 11.00 30 июня Николай Гавриленков вышел из подъезда дома #189 по Московскому проспекту. Внизу его поджидал брат Виктор (который, по сведениям милиции, также работает в фирме "ОГГО") и телохранитель. Когда они направились к машине, из-за поворота на большой скорости выскочил мотоцикл с двумя седоками, у которых на лицах были черные маски. Приблизившись к предпринимателям, мотоцикл затормозил. Один из мотоциклистов выхватил автомат и дал несколько очередей. Николай Гавриленков был убит, а его телохранитель - тяжело ранен в живот. Отстрелявшись, автоматчик бросил оружие и запрыгнул на сидение мотоцикла. Виктор Гавриленков тотчас подобрал автомат и открыл огонь вслед убийцам. По его словам, он даже ранил одного из преступников. Тем не менее им удалось скрыться.
Вскоре к месту происшествия прибыли милиционеры. К своему удивлению, они насчитали около 60 стреляных гильз, а неподалеку в кустах нашли второй автомат и пистолет ТТ. Пока остается неясным, кому принадлежало найденное оружие и кто из него стрелял. Даже соседи погибшего, наблюдавшие за перестрелкой, утверждают, что Виктор действительно стрелял из автомата, брошенного мотоциклистом.
Когда корреспондент Ъ попросил прокомментировать случившееся одного из руководителей "ОГГО" Сергея Орлова, тот заявил, что перестрелка на Московском проспекте никакого отношения к его компании не имеет и что братья Гавриленковы не являются сотрудниками "ОГГО".
Источник:
"Коммерсант", 04.07.1995
Гена Петров не отказал раненому Степанычу
В 1991 году Владимир Кумарин был осужден вторично, в том числе за вымогательство. До 1993 года он не мог появиться в Питере по уважительным причинам. А когда вышел на свободу, то с раздражением узнал, что имя Степаныча [Николая Гавриленкова] гремит вовсю. И бригада "великолукских" процветает. Что касается торговой марки "тамбовские", то о ней помнят. Но не более того. Это и явилось причиной трещины во взаимоотношениях. Вслед за трещиной потекла настоящая кровь.
Усугубили ситуацию Игры доброй воли-1994. В Санкт-Петербург потекло дешевое беспошлинное вино. Кумарин и Гавриленков стали рулить уже финансовыми потоками. Не обошли они своим вниманием и первые пирамиды. На непродолжительное время расцвело общество "ОГГО", обещавшее вкладчикам автомашину за четыре месяца.
Все эти активы поделить было трудно. Друзья прекратили общаться. Со стороны Кумарина бойкот объявили будущий депутат Госдумы Михаил Глущенко, будущий депутат областного ЗакСа Андрей Рыбкин, Валерий Ледовских и Вячеслав Дроков. Со стороны Гавриленкова обиженно замолчали такие видные деятели, как Сергеев по прозвищу Анджей, Звоник и прочие "великолукские".
Мудрый Геннадий Петров нутром почуял звериную атмосферу. И плавно ушел под крыло Александра Малышева... Вскоре Петров и Малышев перебрались в Испанию... 1 июня 1994 года Кумарин получил девять пуль, месяц пребывал в коме и лишился правой руки. Придя в себя, он решил, что с ним обошлись некорректно, и причислил к виновникам покушения на свою персону обоих братьев Гавриленковых.
После этого "великолукские" стали умирать. Первым в июне 1995 года пал сам Степаныч - Николай Гавриленков. В феврале 1996 года младший брат Виктор был ранен и потерял двух телохранителей в отеле "Невский Палас", куда его пригласил "поговорить" Михаил Глущенко. .. При такой кучности стрельбы Виктор Гавриленков мог спастись только на чужбине. И младший Степаныч примкнул к "малышевским". Но в Испании. Петров помнил, кто на первых порах после отсидки протянул ему руку помощи, а Малышев не смог отказать Петрову.