The evil within 2 оружие. Пистолет с лазерным прицелом
В данном гайде мы не будем рассказывать о том, какие виды оружия есть в игре и где их найти. Система заданий не обходит их стороной, так что, если вы будете им следовать, получите все доступные пушки. "The Evil Within 2: Оружие " предназначен для того, чтобы рассказать об эффективном использовании вооружения и амуниции.
Главная особенность патронов в The Evil Within 2 - их мало. На определенном этапе будет казаться, что вы можете не стесняться в использовании боеприпасов, однако в последствии это может сыграть с вами злую шутку. Через некоторое время появятся враги, которых не получится убить так уж просто, вот на них вы и потратите боезапас.
Помимо убийства сильных противников, патроны стоит использовать при невозможности убежать или чтобы замедлить врага. О таких противниках мы поговорим в разделе основного гайда "The Evil Within 2: Боссы и монстры ".
Разумеется, лучшим оружием считается то, которое вы будете использовать чаще всего. В The Evil Within 2 это пистолет. Небольшое количество необходимого пороха для создания патрона приветствуется и делает его повсеместным.
С использованием лазерного целеуказателя (ЛЦУ), вы сможете бить точнее... Да что там, даже при прицеливании заметно, что картинка становится ближе, чем с обычным пистолетом.
Использование глушителя ухудшит его боевые характеристики, хоть и позволит снимать блуждающих в отдалении зомби... А надо? Хищнику нужна только тень... впрочем и она не обязательна.
Прокачка шанса критического попадания, сделает пистолет в разы смертоноснее, а урон может прокачиваться до 200%.
Самым оптимальным способом улучшения оружия будет раскрутка одного вида на максимум, а остальных на первый - второй этап. К сожалению, в The Evil Within 2 мало деталей оружия, так что вы не сможете прокачать их все до максимума за один подход. Если уж сильно захочется, придется начать новую игру "плюс".
Очень полезным будет улучшение взрывных болтов на максимум. Их урон будет, и самым мощным, и самым полезным против крепких противников, однако нельзя тратить все взрывные болты по той же причине - их ценности. Старайтесь оставить минимум 2 в запасе и 2 на станке (в виде ресурсов).
Улучшение дополнительного вооружения нужно для того, чтобы эффективно задействовать боеприпасы, попадающиеся в течении игрового процесса. Иначе они просто скопятся в максимум и вы просто будете их пропускать.
The Evil Within 2: Арбалет
Все же мы уделим отдельное внимание арбалету. Дело здесь в том, что применять его нужно правильно.
Самым дешевым оружием в The Evil Within 2 является гарпун. На его приготовление нужны только трубы, так что болты можно использовать до исчерпания. Улучшение гарпунных болтов не так дорого, как огнестрельного, так что вы можете его прокачать на максимум и эффективно использовать против боссов.
Гарпун может начисто снести врагу голову и не выдать ваше местоположение. Он подходит для снятия "мешающих" противников.
Ценность взрывных болтов уже была сказана чуть ранее.
Электрические болты действительно важны. Они помогут вам, и в сражении с сильными мира сего, и для открывания щитков. Помимо урона, они могут оглушить врага. Особенно эффективен этот способ воздействия на мерцающего Стефано. Боезапас можно иметь на среднем уровне. Конечно же, вы можете оставить его и чуть ниже, пополнив перед самым боем. Не смотря на свою полезность, смысла прокачивать их не много. Намного эффективнее использовать другие варианты.
Остальные болты практически не применяются в обычных условиях, так что нет смысла их создавать и тратить бесценный порох. Просто поддерживайте определенный запас: 2-3. Обычно этого хватает, и на элитных врагов, и на боссов. Улучшать их... в принципе можно, поскольку это не столь дорого. Когда цена начнет кусаться (более второго уровня), стоит в ложиться в более выгодные аналоги.
Бесконечно вкачиваться в оружие в The Evil Within 2 не получится, но прокачиваясь подобным образом, для вас не составит труда справиться с любым противником. На последок, скажем о том, что самое опасное оружие - вы сами. Чтобы правильно пользоваться им, стоит прочитать "The Evil Within 2: Гайд ". Играйте правильно!
Можно найти много различного оружия, спрятанного по всему городу «Юнион», и вам лучше отыскать его, если хотите быть полностью готовыми к крупным столкновениям. Структура открытого мира в игре такова что оружия, боеприпасов и снаряжения здесь в изобилии, но по большей части оно лежит вне главного пути нашего героя. При линейном прохождении многих глав можно найти лишь базовые пушки и снаряжение, но стоит немного отклониться, потратив пару часов на исследование локаций, и вот уже инвентарь порадует глаз даже закоренелого игрока. Этот гайд сократит вам время поисков и расскажет, где же найти все оружие.
Где найти все оружие в The Evil Within 2
Ближний бой: ножи, кастеты и топоры
- Нож (Survival Knife) : Он сам окажется у вас в плече по ходу второй главы. Используется для ближнего боя, разбивания ящиков и скрытого убийства врагов.
- Кастет (Brass Knuckles) : Позволяет наносить очень брутальные удары, но вместе с ним нельзя использовать топор. Вы получите кастет, если пройдете игру на сложности «Кошмар».
- Топор (Hand Axes) : Это одноразовое оружие, которое наносит большой урон, но сразу ломается. Топоры можно отнимать у врагов и находить их в городе, они разбросаны везде весьма щедро. Не стоит недооценивать их мощь, особенно в ранней игре, когда стоит поберечь патроны.
Пистолеты, револьверы и магнумы
- Полуавтоматический пистолет (Semi Automatic Handgun) : Вы автоматически получаете его по ходу второй главы, когда покидаете дом. Это будет ваш основной ствол по первым главам, главное - цельтесь в голову!
- Пистолет с лазерным указателем (Laser-sighted Handgun) : Вы найдете его на парковке перед автомастерской в «Жилом районе» (Residential Area). Пистолет подбирается с трупа, просто ищите автомобиль со включенными фарами. Он хорош на средней дистанции, лазерный указатель помогает стрелять точнее, а прицел лучше, чем у обычного пистолета.
- Бесшумный пистолет (Silenced Handgun) : Не наносит большой урон, но с его помощью вы можете заманить врага куда вам нужно всего одним тихим выстрелом. Удобен для сбора врагов в одну кучу. Чтобы получить этот пистолет, выполните дополнительную миссию «Возвращение в Онлайн» (Getting Back Online), которую вы сможете найти в «Деловом районе» (Business District). После этого в убежище Сайкса (Syke’s Safe House) можно забрать оружие из оранжевого ящика.
- Автоматический пистолет (Burst Handgun) : Этот пистолет стреляет очередями, поэтому целиться придется как можно точнее. Этот ствол можно было получить только в качестве бонуса к предзаказу игры в наборе «Последний шанс» (The Last Chance).
- Револьвер (Revolver) : У этого плохиша хороший урон, но скорость стрельбы меньше, чем у полуавтоматического пистолета. Вы должны пройти три воспоминания Анимы (Anima flashback): сначала на Сидер-Авеню 336, затем у закусочной «Juke Diner» и, наконец, в локации «Сеть: Служебные Лаборатории» (The Marrow: Restricted Labs).
- Магнум (Magnum) : Самое мощное огнестрельное оружие в игре. Чтобы его получить, нужно пройти игру на любом уровне сложности.
Дробовики, обрезы и двустволки
- Обрез (Sawed-off Shotgun) : Отлично подходит для близких контактов с врагами, где может зацепить сразу парочку противников. Его можно найти в нескольких локациях - за пределами «Сидер-Авеню 345» (345 Cedar) на пути к «Пит-Стопу» (The Pit Stop) рядом с машиной с включенными фарами (только на самой низкой сложности); в локациях «Перевозки Тредуэла» (Tredwell Trucking), «Сеть: Оружейная» (The Marrow: Armoury) и «Сеть: Сооружения» (The Marrow: Facilities).
- Дробовик (Full-Barreled Shotgun) : Это оружие имеет большую дистанцию стрельбы, нежели обрез. Вы можете найти его южнее «Post Plus» в «Деловом районе».
- Двустволка (Double-Barreled Shotgun) : Стреляет сразу двумя патронами, что выливается в хороший урон, но быстро просаживает боезапас. Чтобы получить двустволку, сначала надо пройти дополнительную миссию «Последний Шаг» (The Last Step) для Джулиана Сайкса. Сам ствол вы найдете в локации «Сеть: Экспериментальное крыло» (The Marrow: Experimental Wing).
Снайперки, винтовки и огнемет
- Снайперская винтовка (Sniper Rifle) : Идеальное оружие для сноса вражеских голов и зачистки мест с безопасной дистанции. Мы рекомендуем заполучить ее как можно скорее в третьей главе. Так или иначе снайперскую винтовку можно найти в главах 11-13 в «Деловом районе» на крыше «Кофейни Джона» (John’s Coffee). Если вы упустили этот момент, то следующая возможность представится лишь в 15-й главе, но тут этот ствол может потерять всю свою актуальность.
- Штурмовая винтовка (Assault Rifle) : Эта скорострельная винтовка становится доступной ближе к концу игры в главе 13 в локации «Сеть: Сооружения». Этот ствол оставляет крайне приятные впечатления от столь быстрой стрельбы, но он также быстро сжигает и патроны.
- Огнемет (Flamethrower) : Еще одно оружие, которое можно получить лишь ближе к концу игры в 11-й главе. Огменет в Evil Within 2 доставляет особое наслаждение и наносит уйму урона, но он сильно ограничивает нас в скорости передвижения. После того, как вы победите «Предвестника» в 11-й главе, то сможете получить это оружие в локации «Сеть: Запретная Зона» (The Marrow: Restricted Area). Изначально огнемет будет сломан, поэтому придется убить еще парочку предвестников в «Деловом районе», чтобы получить запасные топливные баки.
Нож - выдается автоматически во второй главе.
Полуавтоматический пистолет - в процессе прохождения все той же второй главы вы окажетесь в доме (уже после получения ножа). Пистолет находится в тумбочке возле двери. Данный пистолет является вашим первым огнестрельным оружием в игре и пропустить его просто невозможно.
Топор - оружие, заменяющее нож, которое ломается после первого же применения. Их можно подбирать с трупов противников либо просто находить на земле. Первый ручной топор можно отыскать на боковой дороге северо-восточнее безопасного дома. Неплохо подойдет на ранней стадии игры, когда может возникать нехватка боеприпасов.
Арбалет Смотрителя - можно отыскать в процессе прохождения третьей главы. От безопасного дома следуйте в юго-западную часть карты. Здесь в конце улицы возле перекрестка вы увидите белый автомобиль, а за ним коробка с арбалетом и единственным болтом для выстрела.
Лазерный пистолет - отправляйтесь в западную часть Жилой зоны. Здесь находится автостоянка - заберитесь на нее, перепрыгнув через забор, и обыщите тело. Это неплохое оружие для средних дистанций, из которого можно совершать точные выстрелы.
Дробовик - располагается все в той же третьей главе. От безопасного дома следуйте на северо-восток по узкой дорожке. Здесь будет стоять дом №322 с дверью зеленого цвета. Зайдите в найденный дом, спуститесь в подвал с помощью шахты, а после используйте компьютер для доступа к оружейной. Вы окажетесь в другой локации, где потребуется пройти через несколько дверей и туннель. Добравшись до комнаты, используйте настенную консоль, чтобы открыть запертую дверь, за которой и находится заветное оружие.
Снайперская винтовка - на раннем этапе третьей главы, выйдя из безопасного дома, слева расположено двухэтажное здание. Вам необходимо подняться на его крышу, где будет лежать труп оперативника, а возле него сломанная снайперская винтовка. Чтобы ее починить и начать пользоваться, необходимо отыскать запасные части. Для этого отправляйтесь в сарай, который располагается на северо-западе локации (самый угол карты). Здесь вы найдете нужные детали и верстак для починки винтовки.
Огнемет - получить его можно в одиннадцатой главе, после убийства босса. Оружие будет сломано, а починить его можно только в тринадцатой главе. Вам предстоит выбить 2 топливных бака с противников, а затем с помощью крафта сделать огнемет.
Штурмовая винтовка - можно получить в безопасном доме в тринадцатой главе.
Магнум - для получения этого мощного оружия необходимо пройти весь сюжет на любом уровне сложности и начать новую игру.
Разработчик: Tango Gameworks. Издатель: Bethesda Softworks.
Где дешевле купить игру
The Evil Within 2. Цена на ПК
Магазин | Цена | Ссылка |
Playo.ru | 1485 руб. | playo.ru/goods/the-evil-within-2-pc/ |
SteamBuy.com | 1495 руб. | steambuy.com/steam/the-evil-within-2/ |
SteamPay.com | 1499 руб. | steampay.com/game/the-evil-within-2 |
Gama-Gama.ru | 1559 руб. | gama-gama.ru/detail/the-evil-within-2---pre-order/ |
IgroMagaz.ru | 1699 руб. | |
Steam | 1999 руб. | store.steampowered.com/app/601430/The_Evil_Within_2/ |
Системные требования
The Evil Within
Характеристика | Минимальные требования | Рекомендуемые требования |
Процессор | Intel Core i5-2400 AMD FX-8320 |
Intel Core i7-4770 AMD Ryzen 5 1600X |
Оперативная память | 8 GB RAM | 16 GB RAM |
Видеокарта | Nvidia GTX 660 2GB AMD HD 7970 3GB DirectX 11 |
Nvidia GTX 1060 6GB AMD RX 480 8GB DirectX 11 |
40 Гб | 40 Гб | |
Операционная система | Windows 64-bit: 7 / 8 / 10 | Windows 64-bit: 7 / 8 / 10 |
Глава 1. В полымя
Играем молодым детективом Себастьяном. Впереди загорелся наш дом, нужно срочно спасать из него дочь Лили. Парадная дверь заблокирована, проходим через окно справа. Внутри поднимаемся на второй этаж, в детской комнате находим дочку. Всё это оказывается кошмаром, спасти дочку мы так и не успели.
Приходим в себя в баре. Спустя 3 года после событий в больнице "Маяк" к нам приходит агент Кидман. За это время Себастьян сумел выйти на след организации "Мебиус", которая затеяла все эти эксперименты по слиянию сознаний машиной STEM. Кидман рассказывает, что наша дочь жива, и используется как центральный разум в новой системе STEM. Эта система отлично работала, но неделю назад начала давать сбои, и теперь организация предлагает нам устранить последствия неполадки, чтобы спасти свою дочь. Во второй раз погружаемся в виртуальный мир, сотканный из сотен человеческих сознаний и воспоминаний.
Побегав по темноте, переносимся в свой кабинет в полицейском участке. Внутри с нами связывается Кидман. Осматриваем рисунок и фотографии пропавших агентов "Мебиуса", которых нам нужно разыскать.
Глава 2. Что-то пошло не так
Полицейский участок
Выходим из кабинета. На столе сидит кошка Кидман, около неё слайд (1/11) . Рядом можем посмотреть собранное фото на кинопроекторе.
Для сохранения используем устройство связи в чемоданчике - полицейский терминал. Для перемещения между воспоминаниями всё так же используем зеркало.
Музей
Оказываемся в своем доме, с дочкой и женой. Но вскоре перемещаемся в музей. Подходим к картине двери на дальней стене, после этого сзади появится эта дверь, входим туда.
Заходим в номер 102, внутри обнаруживаем агента Уильяма Бэйкера. Его тело застыло в момент убийства перед фотоаппаратом.
Впереди комната для проявки фото с красным светом, в ней на столе фото жертвы - документ (1/40) .
В правой дальней комнате отодвигаем стеллаж, за ним коридор.
Дом с лестницей
Справа в стене есть телефон, отвечаем на звонок, кто-то смеется в ответ.
На 2-ом этаже пролазим под решетку, на столике документ (2/40) .
Поднимаемся на 3-ий этаж, там помещение с красными шторами. В следующей комнате видим, как маньяк-фотограф убивает человека ножом, и фотографирует этот момент. Тело так же застывает в предсмертном состоянии. Прячемся от маньяка за диванами с левой стороны. Вскоре он выйдет из комнаты.
Искаженный дом с лестницей
Через коридор с картинами вновь возвращаемся в дом с лестницами, но теперь он изменился.
На 1-ом этаже в коридоре справа видим, как утаскивают тело. Входим в эту дверь, перелазим завал, на столе найдем фото другой жертвы - документ (3/40) .
На 2-ом этаже проходим в зал со скульптурой многорукой девушки. Спускаемся на лифте, пролазим через решетку. Попадаем в комнату с подвешенными трупами. На одной стене есть нарисованный глаз, у другой стены есть фотоаппарат. Подходим к фотоаппарату, и на месте глаза появится дверь. Входим в неё, и нас сфотографируют.
Около следующего стекла осматриваем фото, к нам ворвется монстр - многоголовая девушка с пилой. Бежим от неё вокруг ящиков, а затем по коридору. В конце перепрыгиваем ограждение (клавиша "вперед" + "E"). В следующей комнате забираемся в трубу вентиляции.
Проползаем до следующей комнаты, но и здесь за нами погонится монстр, а фотограф метнет нож. Попав в руки монстра, сражаемся, и убегаем от неё. В результате у нас появляется нож .
Заброшенный дом
Оказываемся в доме на краю города. Осматриваем все комнаты, в центре на столе находим 1 шприц. При выходе из дома найдем пистолет . (В этот момент получаем бонус за предзаказ - дополнительные начальные предметы).
В новом месте входим в запертую левую комнату, там документ (4/40) .
При выходе из дома Себастьян посмотрит фото - документ (5/40) .
2-ой дом
На улице добегаем до следующего дома. По пути можем найти 1 траву, справа от дома. В автомобиле труп. Увидим, как в дом вбегает женщина. Внутри она превратится в одержимого монстра, убиваем её, получаем 200 геля. На втором этаже есть 4 пороха. Выходим наружу, справа у дома есть 1 трава.
Впереди много врагов, поэтом действуем скрытно. Можем сзади убить одного прибежавшего врага. Дальше пробираемся вдоль левой стороны, прячемся за машинами. В кустах можно найти 2 травы. В машинах можем найти немного ресурсов. Добираемся до монстра, поедающего труп, убиваем его, получаем 500 геля. Так же скрытно убиваем врага, который ломится внутрь дома. Входим в здание, баррикадируем за собой дверь.
Глава 3. Резонанс
Убежище О"Нила
Внутри в ванной в навесном шкафчике 2 шприца. Спускаемся в подвал, там общаемся с агентом О"Нилом. Он техник, и не умеет воевать, но обещает помочь со связью.
В диалоге с агентом общаемся на все темы, чтобы получить доп. задание "Необычный сигнал".
Внутри помещения собираем ресурсы. Здесь же есть терминал сохранения, верстак для крафта предметов, кофемашина для восстановления здоровья.
В коридоре видим призрак медсестры и зеркало. Попадаем в полицейский участок, там есть небольшой участок с нашим воспоминанием о "Маяке". Садимся в кресло, к нам явится медсестра Татьяна, и мы сможем провести улучшения за собранный зеленый гель.
Южная часть города
Выходим на улицу. Город постепенно обваливается, дороги, по которой мы пришли, уже нет. Перед нами участок открытого мира, можно идти в любую точку. Враги здесь опасные, а боеприпасов минимум. рекомендуется собирать различный мусор, постоянно возвращаться и создавать себе патроны на верстаке.
Справа на дальней улице ходит одинокий враг, ждем, когда он принесет тело в кучу, атакуем его сзади. Вокруг на ящиках есть несколько предметов. Бутылки можно кидать врагам в лицо, а затем добивать их ножом.
Церковь
Внутри нас поджидает сразу 3 врага, если нет патронов, сразу же выбегаем назад, и уже на улице поодиночке устраняем врагов. В здании церкви на алтаре есть 1 шприц, рядом 1 трава.
Туристический центр
В этом здании нет врагов, только 1 трава, 4 пороха. За зданием есть один неподвижный враг. В туристическом центре на столе документ (6/40) .
Трехэтажное здание на улице закрыто, но можно забраться на его крышу. Там находим неисправную снайперскую винтовку и документ (7/40) .
Перекресток с джипом
На перекрестке 3 врага, всего один подвижный. Можем незаметно пройти вдоль левой стенки. Если убьем врагов, у тела убитого агента найдем 3 патрона.
За перекрестком стоит военный джип, сзади него находим новое оружие - арбалет "Страж" , 2 гарпуна, 2 электроболта. Сразу же стреляем электроболтом в лужу за ограждением, и приманиваем сюда всех врагов. Электричество не убьет врагов, а только оглушит, нужно подбежать и допинать всех попавшихся. Сзади в тупике есть 3 патрона.
Супермаркет Кримсона
Справа можно забраться на крышу супермаркета, там 1 неподвижный враг, около него берём патроны.
Около супермаркета с левой стороны увидим две тени, в этом месте применяем радиостанцию, услышим переговоры военных - обрывки воспоминаний (1/24) .
Восточная часть города
The Evil Within 2. Прохождение
Сидер-авеню, 322
Проходим по восточной улице, там почти все дома закрыты, но в пару из них можно войти. (Эти дома можно найти по желтым аудиосигналам в левой верхней части экрана. Увидев такое, используем коммуникатор клавишей "G", отслеживаем сигнал, и получим новую метку на карте).
Внутри видим переговоры военных, они рассказывают, что здесь вход в арсенал - обрывки воспоминаний (2/24) .
В ванной в шкафчике найдем 1 шприц. В здании обнаруживаем подвал, спускаемся, используем компьютер, затем ещё один. Перемещаемся в другую часть виртуального мира. По пути встретится несколько монстров, но патронов здесь больше.
Чтобы взломать дверь, нужно на осциллографе подстроить одну звуковую волну под другую. Рядом можно выстрелить электроболтом в щиток, чтобы сократить путь обратно. В тупиковой комнате в серебряном кейсе находим новое оружие - дробовик . Взяв всё, возвращаемся в основную реальность.
Дальше на восточной улице есть большое двухэтажное здание, внутрь не войти, но в конце его балкона есть 1 шприц и подсумок (дробовики) . На пути будет ловушка маньяка-фотографа - на нас нападет зомби с замедлением времени. На площадке перед этим домом у трупа найдем подсумок (пистолеты) .
Сидер-авеню, 336
По рации слышим крики женщины, идём по адресу. Внутри находим документ (8/40) .
Внезапно, становится холодно, в доме появляется женщины. Попадаем в больницу с двумя комнатами. Пробравшись мимо духа, около кушетки берём ключ-карту, в коридоре разблокируем дверь. Избавившись от духа, на столе найдем слайд (2/11) . (Слайды можно просматривать в полицейском участке и говорить об этом с Кидман. Так за каждый слайд будем получать по 700 геля).
Сидер-авеню, 344
Войти можем только в гараж. Внутри только несколько ресурсов. Когда войдем, дверь захлопнется, и на нас нападет один враг.
Сидер-авеню, 345
Входим в обычный дом, в дальней комнате находим кушетку, а на ней запрос на наше обследование - документ (9/40) .
После этого дом блокируется, выйти нельзя, нас всё дальше затягивает в собственные воспоминания. Включаем телевизор, смотрим свой прием у психолога. В спальне на кровати находим документ (10/40) .
Осматриваем кран на кухне, дальнюю комнату, ванную. Попадаем в коридор больницы "Маяк", в конце на столе лежит слайд (3/11) .
После этого возвращаемся в обычный дом. Около телевизора можем взять 1 красный гель и 1 гарпун.
Западная часть города
The Evil Within 2. Прохождение
Поезда
В западной части города на путях стоят 2 поезда. В повернутом вагоне есть подсумок (пистолеты) .
3-ий, 4-ый вагон левого поезда. Внутри один враг, но если войдем появятся ещё три, так что без боеприпасов не заходим.
5-ый вагон левого поезда. В самом северном вагоне в тупике берем 1 красный гель , видим тень девушки, используем коммуникатор - обрывки воспоминаний (3/24) .
2-ой, 3-ий вагон правого поезда. Несколько врагов.
Перевозки Тредуэлла
Около супермаркета большая огороженная область с автомобилями. Там ходят 4 врага. Можем бросить бутылку к белому фургону, а когда враги подойдут, взорвать рядом красную бочку. В грузовых машинах можно найти ресурсы.
В северной части ограды находим рычаг, нажимаем его, это откроет доступ внутрь здания, там несколько ресурсов. Вторая часть здания заперта.
Юнион, автомастерская
В северо-западной части города есть автомастерская. Отсюда исходит самый большой неизвестный сигнал. Около мастерской автостоянка за забором, можем перелезть туда по ящикам. Внутри осматриваем труп в центре, берём у него пистолет с лазерным прицелом . После этого убиваем выскочившего врага.
Вход в автомастерскую только с одной стороны. Внутри здания слушаем разговор военного, он закрыл путь в подвал - обрывки воспоминаний (4/24) .
Рядом осматриваем электрический щиток, в нём нужно решить простую головоломку: найти два правильных выключателя по количеству энергии. Решение: 2 и 4 выключатель.
После этого сможем включить автоподъемник, под ним открываем люк. внизу слушаем ещё один разговор - обрывки воспоминаний (5/24) .
Проползаем под соседнее здание. Здесь находим кодовую дверь, рядом есть труп агента, у него находим карта системы безопасности Юниона. На карте есть таблица значений. Смотрим на номер запертой двери B-34, по таблице ей соответствует код 9676 (возможно, это случайный код), его и вводим. За дверью 6 патронов, 1 аптечка, 20 деталей, 1 особая деталь.
Рядом находим "Запрос на зачистку" - документ (11/40) .
Компания "Митчел и сыновья"
Выбираемся на поверхность. По найденному подземному тоннелю мы попали в соседнее складское помещение. Внутри несколько ресурсов. Можем разблокировать обычный выход на улицу.
Необычный сигнал
The Evil Within 2. Прохождение
Найдя склад под автомастерской, возвращаемся в туристический центр, там открылась дверь в подвал. Внутри увидим, что военного поймал и убил маньяк-фотограф - обрывки воспоминаний (6/24) .
На столе находим коммуникатор Тернера , от этого на карте появятся ещё 3 важные точки в северной части города.
В этой же комнате на столе - документ (12/40) .
Дополнительное задание: Необычный сигнал
Собрав все 6 обрывков воспоминаний военных, мы тем самым выполним дополнительное задание. Возвращаемся к О"Нилу и рассказываем об этом. В награду получим 150 деталей для улучшения оружия.
Северная часть города
The Evil Within 2. Прохождение
Гараж
В последнюю очередь идём по северной улице, с запада на восток. Первый дом заперт, но на его заднем дворе есть гараж, а внутри - детали для снайперской винтовки . Если ранее на крыше 3-этажного здания нашли винтовку, то теперь получим полноценное оружие.
Северное убежище
Второй дом так же заперт со всех сторон, но около гаражных дверей есть щиток и электроболт. Стреляем электричеством в щиток, и он откроет двери. Внутри видим, как здесь укрылся военный, но его убил призрак девушки - обрывки воспоминаний (7/24) .
В здании северного убежища на столе находим документ (13/40) .
Пит-стоп
Подходим к дорожной закусочной, перед ней увидим дух Лили. По её следам входим внутрь. Дверь в служебное помещение заперто, но слева есть люк в стене. В комнате находим её куклу. Затем снаружи осматриваем свалку за зданием, получим новый сигнал.
Поиск дочери
Идём к зданию в центре северной улицы. Отыскиваем следы дочки.
Идём к зданию в центре западной улицы. Ещё часть следов.
Следы приводят на склад "Перевозки Тредуэлла". Внутри в заборе находим деревянную перегородку, теперь мы можем её убрать. Наклонная лестница ведет в тупик. Идём между ящиков, убиваем монстра, поднимаемся по вертикальной лестнице.
Наверху в первой боковой двери найдем документ (14/40) .
Во второй боковой двери находим вторую куклу дочери. Смотрим её воспоминание, её поймал маньяк-фотограф. На обратном пути пытаемся поймать дух маньяка, но ничего не получается. Снаружи на нас нападут новые монстры типа собак.
Возвращаемся к О"Нилу, он засек сигнал Лили в мэрии, но это на другом обломке города. Чтобы переместиться туда, нужно пройти по второму слою мира - "закулисью".Так же получаем от него противогаз .
4. За кулисами
О"Нил передал нам пароль от компьютера в северном убежище, идём туда.
Если пойдем по восточной улице, по пути увидим, как монстры гонятся за женщиной. Убиваем врагов, входим в дом, можем поговорить со спасенной.
"Сеть": отдел управления
Использовав компьютер, попадаем в подземные тоннели. Около макета всего города читаем документ (15/40) .
Впереди дверь с осциллограммой, настраиваем одну волну под другую. После этого постепенно будут открываться все двери вокруг. Лучше спрятаться в одну из дверей, потому что в центр будут выходить всё новые монстры. В северной тупиковой комнате находим подсумок (арбалет) . На юге на втором этаже в комнате ещё один подсумок (арбалет) . Затем идём в южную дверь.
"Сеть": тоннели перехода - центральный
Нажимаем рычаг, спускаемся в осушенный канал. В тупике слева можно найти патроны. Забираемся в другом месте.
Впереди утечка газа, в противогазе вид от первого лица. На пути нужно незаметно убить обычного врага, стрелять нельзя. В коридоре найдем нерабочую электронную дверь, идём вдоль проводов.
В коридоре бродит большой монстр, его невозможно незаметно убить сзади с одного раза, поэтому проходим незаметно от него. В дальней комнате настраиваем электрощиток: включаем 1, 2, 4 выключатели. Возвращаемся.
Сразу за электронной дверью документ (16/40) .
Доходим до обрыва, видим тень военного, сканируем, получим обрывки воспоминаний (8/24) .
Чтобы перебраться через обрыв, заползаем во второй люк вентиляции. В последней комнате используем компьютер.
Убежище
Оказываемся в новом убежище. Используем зеркало, в больничном отсеке появился тир: 4 соревнования по стрельбе, 1 соревнование в казуальном стиле - собирание цветных мишеней.
Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов. |
|
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения. money.yandex.ru/to/410011922382680 |
.
16. Чистилище .
17. Выход .
Крафт всегда был довольно интересной механикой в играх. Если использовать его правильно, то для игры это будет жирным плюсом. Собственно, в игровой индустрии уже есть немало игр, игровой процесс которых был значительно улучшен системой крафта. The Evil Within 2 тоже имеет неплохую систему крафта, которая используется по полной во время игрового процесса. В этом гайде по The Evil Within 2, мы покажем вам, как вы можете использовать систему крафта в игре с максимальной эффективностью.
Крафт в The Evil Within 2
Ваш Верстак отвечает за систему крафта и может быть использован для создания амуниции для каждого оружия в вашем инвентаре. Вы также можете создавать болты для своего Арбалета, медицинские шприцы, аптечки с помощью целебных трав, которые вы будете находить во время игры. Помните, что все амуниция в игре, за исключением Гарпуна, требует для своего создания Порох, который также можно найти в открытом мире во время его исследования.
Улучшение оружия в The Evil Within 2
Оружие, которые вы найдете в игре, может быть улучшено для битв с другими противниками в будущем: они будут становиться все сильнее и сильнее по прошествии времени. У вас есть возможность улучшить для каждого оружия Огневую мощь, Емкость магазина, Скорострельность и Время перезарядки. Улучшать данные характеристики можно до определенного лимита, а также вам понадобятся улучшенные части оружия. Однако, помните, что для открытия высокоуровневых улучшений вам понадобятся соответствующие для этого запчасти.
Попробуйте увеличить Огневую мощь для своего пистолета. Таким образом, вы сможете избавляться от большинства противников с помощью двух выстрелов в голову. Улучшение для шанса критического выстрела также очень важно, так что не забывайте о нем. После этого, вы можете попробовать улучшить Емкость магазина, Время перезарядки, а под конец оставить Скорострельность.
Когда вы получите доступ к Обрезу — увеличьте ему в первую очередь Огневую мощь. Затем беритесь за Скорострельность, чтобы быстрее расправляться с противниками. И напоследок — Емкость магазина. Снайперская винтовка не требует для себя кучи улучшений, так что вы можете сосредоточиться на своих боевых навыках, дабы уменьшить покачивание оружия во время использования оптического прицела.
Полевой крафт
The Evil Within 2 также позволяет вам улучшать и создавать некоторые предметы в открытом мире. Вы можете восполнить амуницию прямо во время сражения без помощи Верстака. Затраты со стороны компонентов куда больше в полевых условиях, так что вы должны использовать данную механику только в самых крайних случаях.
Крафт компонентов
Порох
Используется для всех патронов и болтов для арбалета. Исключением является только Гарпун.
Травы
Используются для крафта лечебных и восстановительных предметов.
Предохранитель
Используется для создание Шокового болта.
Металлическая труба