Святитель афанасий лубенский чудотворец. Святитель афанасий сидящий, константинопольский, лубенский, патриарх Афанасий сидячий харьковский святой
Святитель Афанасий, Цареградский, Лубенский и Харьковский чудотворец
Святитель Афанасий III родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование, но, несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне.
Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о.Патмосе. В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван. За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом я проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - Епископом Фессалоникийским (Солунским).
В марте 1634 г., После изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию . С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах. Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г.мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.
1 февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых и было установлено празднование 2 мая (по старому стилю), в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого.
В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять и гроб Афанасия сидящего. Ведь был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов.
Тогда население не только Лубён и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило гурьбой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа.
Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря происходили маневры с пулемётной и артиллерийской стрельбой, криками «ура». А результаты - плачевные, службы продолжаются, народ не расходится.
Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница. И постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трёх дней очистились все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же в 1930-е годы были перенесены и мощи святителя.
Мощи святого патриарха Афанасия, прославленные многочисленными чудесами и знамениями, с 1947 года и до сих пор покоятся в городе Харькове, в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора.
Немало исцелений от различных недугов и случаев помощи в различных скорбных обстояниях являет этот святой и в наши дни. Служащие свидетельствуют, что когда святителю меняют облачение, то тапочки его всякий раз оказываются истоптанными чуть ли не до дыр.
Совсем недавно был и такой случай. Переоблачение святителя производится в алтаре священнослужителями. И вот однажды после такого переоблачения одновременно всем участникам этого действа Святитель Афанасий явился во сне и упрекал, говоря, мол, своего святителя когда переоблачаете, то стараетесь действовать аккуратно, чтобы сильно туго не перетянуть поручи, а меня переоблачали небрежно, да так сильно затянули на запястьях, что руки болят. Когда наутро все видевшие один и тот же сон пришли в собор и стали рассказывать друг другу дивное видение, то сразу же поспешили к мощам святого. Поручи действительно, оказались сильно перетянутыми, и это был урок для всех, чтобы относились к мощам святого Афанасия с благоговением, что наш святой покровитель живой, и слышит нас и все видит, и помогает…
Являясь многим в видениях, он благословляет, наставляет и врачует верных сынов Христовой церкви, с нелицемерною и усердною молитвою к нему притекающих.
HTML-код для вставки на сайт или в блог:
/p>Святитель Афанасий III Пателярий, Патриарх Цареградский, в мире. Алексей, родился в 1580 году на острове Кандия или Крит в семье знатных, богатых, добродетельных и благочестивых родителей-греков, которые постарались дать своему сыну с малых лет прекрасное духовное воспитание. Уже с детства проявлял он особую любовь и привязанность к храму Божию и церковным службам.
Остров Крит в то время находился в руках венецианцев и представлял большие удобства для получения образования. Алексей, как сын знатного кандийца, обучался всем наукам, преподававшимся в высшем учебном заведении и получил блестящее образование, обладая к тому же богатыми способностями и изумительной остротой своей памяти.
По окончании высшего учебного заведения Алексей стал известен, как философ, филолог, поэт и прекрасный оратор. Богатые способности и обширное образование давали Алексею право на блестящие почести в свете. Он мог занять высокое положение при дворе великого визиря, так как был его близким товарищем по учебному заведению, но мирская слава не привлекала его и он, отдавшись всецело изучению Священного Писания, после смерти своего отца удалился от мира в один из Солунских монастырей и там принял монашество с именем Анания. В скором времени он оставил этот монастырь и ушел на Афонскую гору в Есфигменскую обитель.
Здесь он проводил время в строгом воздержании и суровых подвигах, проходя послушание в трапезной и не имея отдельной келий. Пища его состояла из хлеба и воды, ночи он проводил в молитве и на сон употреблял несколько часов в сутки, а постелью для него служила летом и зимой голая земля.
С Афона он отправился в Иерусалим, посетил многочисленные Палестинские обители и в одной из них принял пострижение с именем Афанасия. В скором времени возвратился он в Солунь, где занял место священника, отдавшись всецело проповеди Слова Божия. Святитель Афанасий питал слишком глубокую любовь к святой Афонской горе, а потому по временам оставлял Солунь и отправлялся на Афонскую гору. Недалеко от Афонского монашеского городка Карей он устроил себе келию, получившую название дворца. Здесь он отдавался всецело строгим подвигам, посту и непрестанной молитве, лишь иногда возвращаясь на проповедь Слова Божия в Солунь.
Высокое благочестие и великая святость жизни еп. Афанасия сделались далеко известными за пределами Солунской области. Отовсюду приходили люди, желавшие увидеть и послушать знаменитого оратора и проповедника Слова Божия, твердого защитника Православия.
Соотечественник св. Афанасия Патриарх Кирилл I (Лукарис) вызвал его к себе в Цареград, принял его с большой любовью, сделал своим первым советником, рукоположил его во епископа и возвел в сан митрополита Солуни с управлением Солунской областью.
Великий визирь, его соотечественник и товарищ по учебному заведению, очень добросердечно и с большим расположением относился к св. Афанасию. Будучи в сане митрополита, св. Афанасий не оставлял своих строгих подвигов, всегда пребывая в посте и непрестанной молитве. На патриарха Кирилла I (Лукариса), как ревностного защитника православия, непоколебимого борца с унией и магометанской верой, было воздвигнуто гонение, как со стороны турок, так и со стороны католиков, иезуитов и еретиков. Патриарх Кирилл был третий раз низведен с патриаршего престола и заточен на остров Тенедос, а св. Афанасий, по особому Откровению Божию, был избран на кафедру Патриарха Цареградского.
На него, как и на патриарха Кирилла, было воздвигнуто гонение, так как он, подобно св. Афанасию Александрийскому, был неумолимым и страшным противником еретиков, иезуитов, католиков и мусульман. С ними вел он беспощадную борьбу, обличал, опровергал ложные мнения и учения, и против заблудших отступников от православной веры и мусульман издавал печатные обличения и воззвания к пасомым.
Происками своих врагов он был низведен с патриаршего престола, а Кирилл вновь возведен на кафедру Патриарха в четвертый раз. После низведения с патриаршего престола св. Афанасий посетил свою серайскую келию на Афоне, где уже образовалась маленькая обитель и подвизались старцы Афона, ищущие уединения и подвигов.
Отдыхая здесь от понесенных трудов и треволнений, какие ему пришлось пережить в период управления Цареградской Патриархией, св. Афанасий всегда находился в молитве и посте.
Патриарх Кирилл I в скором времени опять был низвергнут с патриаршего престола, сослан на остров Ходос, а в 1638 г. он принял мученическую смерть, будучи повешен турками, в патриаршем облачении на Константинопольских воротах.
После ссылки Патриарха Кирилла I св. Афанасий вновь был возведен во второй раз на патриаршую кафедру, но как ревностный борец и защитник Православия, обличавший в своих проповедях и посланиях магометан, католиков, иезуитов и еретиков, был свергнут в 1635 г. с патриаршего престола. Св. Афанасий по низведении его с патриаршей кафедры остался в Солуни, управлял митрополией и часто удалялся на святую гору Афонскую, где отдыхал и готовился к безропотному терпению и перенесению скорбей и бедствий, назначенных ему в удел Промыслом Божиим.
Со смертью Патриарха Кирилла начались нестерпимые гонения на православных со стороны мусульман. Церковная утварь отбиралась турками под разными предлогами и на выкуп ее требовались большие деньги. Эти гонения и преследования достигли и Солуни.
В 1641–1643 гг. св. Афанасий посылал к русскому царю Михаилу Федоровичу со слезным прощением помочь ему освободиться от долгов и выкупить из рук неверных священные сосуды и облачения, которые они держали на поругание веры христианской. У него не было даже архиерейского облачения, все было отнято и богослужение ему приходилось совершать в священнических ризах. Царь почему-то отнесся к этому неблагожелательно и помощь, им оказанная, была слишком незначительна.
Св. Афанасий пребывал в Солуни, пока оставалась возможность, а потом вынужден был с сердечной болью удалиться в Молдавию под защиту могущественного господаря Василия Лупула, у которого в это время находили приют бедствующие патриархи, митрополиты и епископы.
Несмотря на все тяжелые переживания св. Афанасий не забывал своего скита на Афонской горе и часто посещал его. Здесь он был намерен и окончить свою жизнь. Но Господь, однако, судил иначе. Россия была местом его кончины и приняла его священные останки, а его серайская келия была украшена подвигами патриарха Серафима и, наконец, русскими подвижниками и в настоящее время представляет собою одну из прекрасно устроенных обителей Афона.
В 1652 г. cв. Афанасий возсел в последний третий раз на вселенскую кафедру по просьбе жителей Константинополя. Не долго он был на ней - всего 15 дней.
Удрученный трудами и бедствиями святитель Афанасий созвал митрополитов, архиепископов, епископов и клириков Православной Церкви на совет и отказался от патриаршего престола, передав управление Константинопольской Патриархией митрополиту Газскому Паисию, а сам отправился в Молдавию и управлял монастырем св. Николая около города Галаца.
В 1653 г. святитель Афанасий прибыл в Москву. Царь Алексей Михайлович принял его по чину Митрополитов, как бывшего Патриарха.
Алексей Михайлович щедро наградил его и он в 1654 г. отправился из Москвы на свою родину. Прибыв на Украину, он остановился в обители Лубенской, Полтавской области, где и заболел. Будучи больным, он не оставлял своих молитв, подвигов и поста. Умер св. Афанасий 5 апреля 1654 г., имея от роду 74 года, на молитве, в коленопреклоненном положении.
Св. Афанасий был погребен под амвоном Преображенского собора. Лубенской обители в склепе, по обычаю восточных патриархов, сидящим. По особому откровению и указанию Божию, мощи святителя Афанасия были обретены нетленными через 8 лет и даже облачения не коснулось тление. Игуменом Лубенского монастыря Виктором донесено было об обретении мощей св. Афанасия Митрополиту Иосифу Тукальскому, который в качестве Экзарха Константинопольской Патриархии управлял Киевской и другими украинскими епархиями.
По распоряжению Митрополита Иосифа мощи святителя Афанасия в сидящем положении торжественно были изнесены из-под спуда и установлены с правой стороны собора.
1 февраля 1662 г. святитель Афанасий был канонизован, причтен к лику святых и установлено память его совершать 2 мая.
Мощи святителя Афанасия в настоящее время открыто почивают в особо устроенной раке в Харьковском кафедральном Благовещенском соборе в правом приделе и составляют величайшую святыню нашего Богоспасаемого града Харькова и необъятной нашей Родины - матушки России.
Священник Илья Сильверстов
Журнал Московской Патриархии, № 10, 1947
Святой Афанасий III Пателларий известен в Русской Православной Церкви как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец либо Афанасий Харьковский – Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее - митрополит Фессалоникийский; участник «книжной справы » предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.
Родился в 1597 году в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.
В 1631 году был рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.
В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его «Исповедания веры», которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.
Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвертое) на престоле Лукариса.
По своем вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции.
Подвизался на Афоне в устроенной им келии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).
Летом1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.
8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем.
В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лег в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх – вселенскую кафедру.
В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.
В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.
Был погребен сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.
История почитания святителя начинается с 1662 года – 1 февраля, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.
В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.
В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные жития святителя и канон.
В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.
В 1860-х А. Н. Муравьев составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.
История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).
В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году – в Благовещенский кафедральный собор города.
Память совершается 2 (15) мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).
Принесение частицы мощей в Аксос в 1993 году (Греч. ), в Соборах Афонских преподобных , Ватопедских святых (Греч.), Константинопольских святителей (Греч.), Полтавских святых (Укр.) и преподобных русских святогорцев
В миру Алексий Пателларий, родился в году в селении Аксос в окрестностях города Рефимне на острове Крит , в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в родстве с византийской императорской династией Палеологов . Несмотря на образованность и известность в обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он в году постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей. В греческих жизнеописаниях патриарха Афанасия сказано, что он стал монахом и был рукоположен в сан диакона в духовной школе Синайского монастыря в Ираклионе (Кандия, остров Крит), где он, после Рефимно, учился древнегреческой литературе, философии и теологии .
Позднее он ушел в монастырь Есфигмен на Афоне , где нес послушание в трапезной. С Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял иноческое пострижение с именем Афанасий. В эти годы он уже стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф , автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь , которая впоследствии хранилась в обители святого апостола Иоанна Богослова на острове Патмос .
По возвращении в Солунь он был поставлен во пресвитера и с года распространял Христово учение среди валахов и молдаван , для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.
Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукаря) , который, призвав подвижника, назначил его проповедником при патриаршей кафедре. В году святой Афанасий был хиротонизан во епископа и поставлен митрополитом Солунским .
Святитель Афанасий отправился на Афон , где более года подвизался в уединении, совершенствуясь в делании поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии , где папа предложил ему принять католичество , обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию.
Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию выехав в январе года. Путь его проходил через разоренную освободительной войной Украину . В конце января Афанасий посетил Чигирин , где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким , от кого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу . Архивные документы свидетельствуют что святитель прибыл в Москву 9 марта. Жития также указывают на щедрую и торжественную встречу святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе русских царя и патриарха святитель записывает греческий порядок архиерейской литургии который определил тот, который существует в Русской Церкви до настоящего времени. . Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, в декабре года патриарх Афанасий отъехал в Галац.
По некоторым данным, Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде , а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны . 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем) . Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».
Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5 апреля года мирно отошел к Богу. Игумен, братия монастыря и свита патриарха похоронили его в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий».
Почитание
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Прему́дростию уче́ний твои́х/ ца́рствующий гра́д просвети́в,/ тьму́ неве́дения ерети́ческаго разгна́л еси́, преблаже́нне:/ твое́ благослове́ние земли́ Росси́йстей прине́сл еси́,/ о́тче на́ш, святи́телю Афана́сие,/ иде́же сконча́в тече́ние твое,/ на кри́лех чистоты́ возлете́л еси́ в Небе́сное Ца́рство.// Моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно о душа́х на́ших.
Кондак, глас 8
О всесвяте́йший па́стырю и учи́телю вселе́нныя,/ преблаже́нне о́тче на́ш святи́телю Афана́сие,/ к ра́це моще́й твои́х припа́дающе, усе́рдно мо́лим тя́:/ приими́ от убо́гих ду́ш на́ших любо́вию приноси́мая тебе́ моле́ния/ и, я́ко име́я дерзнове́ние у Престо́ла Влады́чня,/ испроси́ моли́твами твои́ми чту́щим тя́/ со А́нгелы и все́ми святы́ми// непреста́нно Пресвяте́й Тро́ице воспева́ти: аллилу́йя.