Что такое исторический источник определение по истории. Что такое исторический источник? На что нужно обратить внимание, извлекая информацию из документа
Покойников нередко хоронили вместе с их вещами. Такие предметы, как оружие, орудия труда, различные сосуды, архитектурные остатки, фрагменты материи, могут многое сказать нам о том, как жили эти люди. В гробницах и раскопанных остатках зданий часто можно найти статуи, настенные живописные росписи и мозаики с изображением сцен из повседневной жизни. Виды древнего письма были обнаружены на глиняных черепках, стенах зданий и свитках папируса (разновидность бумаги). Эти письмена рассказывают нам о древних правителях, законах и религиозных верованиях.
Изучение устных традиций
Как гибнут памятники старины
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о про-шлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихий-ных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта
В любой семье хранят свою историю: старые пись-ма и документы, фотографии или кино- и видеозапи-си. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только приро-ду. Человек своими непродуманными действиями то-же наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.
Сил, которые способны уничтожить про-шлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия враже-ского войска город был уничтожен, но под землёй оста-лись фундаменты строений, множество предметов, при-надлежавших людям. В древнем монастыре сохрани-лась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных ве-щей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.
Картинки (фото, рисунки)
Эти вещи сопровождали человека в разные времена
Письменные источники: 1 - страница рукописной книги; 2 - письмена на глине; 3 - страница печатной книги; 4 - письмо на бересте; 5 - свиток из папируса; 6 - надпись на резной кости
Вещественные источники: старинные народные женские и мужские костюмы
Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда - разнообразные вещественные источники
Великие памятники древности: 1 - Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 - Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 - мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 - буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.
Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII-XIX вв. служили средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдохнуть. Сейчас это здание - памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.
Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, более 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники.
Воротник кельтской мужской рубашки
Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. этнографические; 4. устные; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонокументы.
В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода). Изобразительные источники
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); Б) изобразительно-графические; В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры). Словесные источники: А) разговорная речь; Б) памятники устного творчества (фольклор); В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента: 1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов. 2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. В интерпретации присутствуют три аспекта. Содержание самого источника (условно говоря, «Самотолкование» источника). Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения. Ваше собственное понимание источника. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа. Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками. С ходом исторического развития нашего Отечества претерпевали изменения и исторические источники. Например, письменные исторические источники XI-XVII вв. это летописи (местные и общерусские), исторические произведения, хронографы, законодательные источники, акты, литературные произведения; в XVIII нач. ХХ в. происходят изменения в корпусе исторических источников при переходе от средних веков к новому времени и далее. Увеличивается количественный рост, упрощается содержание отдельно взятых документов, увеличивается количество разновидностей, происходит публикация и тиражирование исторических источников, появляются массовые источники. Расширяется комплекс делопроизводственных материалов. Широко используются материалы фискального, административного и хозяйственного учета, статистика. Появляется такой вид исторических источников, как публицистика и периодическая печать. Более широко распространяются источники личного происхождения. Они наиболее последовательно воплощают процесс самосознания личности и становления межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары – «современные истории», эссеистика, исповеди.
Год издания книги: 1943
Книга Айн Рэнд «Источник» — это произведение которое принесло известность одной из величайших американских писательниц 20-го века. Только англоязычных версий этого романа продано более 7 миллионов экземпляров. Буквально сразу после выхода книга «Источник» была экранизирована. И несмотря на то, что самой Айн Рэнд экранизация не пришлась по душе, фильм получил немало восторженных отзывов.
Книги «Источник» краткое содержание
В книге Айн Рэнд «Источник» читать можно о событиях, разворачивающихся вокруг Говарда Рорка. В 1922 году его исключают из Стентонского технологического института. Причиной этого является непринятие молодым человеком норм и принятых правил проектирования зданий. В попытке отыскать работу молодой Рорк устраивается в бюро Генри Камерона, который некогда славился своей решительностью и нежеланием отвечать вкусам толпы. Но вскоре бюро этого известного архитектора закрывается и Рорк вынужден искать другую работу.
В то же время другой главный герой книги «Источник» Айн Рэнд – Питер Китинг, успешно оканчивает Стентонский институт. Он тоже приезжает в Нью-Йорк и устраиваете в престижную архитектурную фирму. Благодаря своему умению льстить и угождать клиентам он достаточно быстро растет по карьерной лестнице. В то же время для решения технических вопросов он обращается к своему сокурснику Говарду Рорку.
Тем временем главный герой романа «Источник» в поисках работы устраивается обычным каменотесом. Здесь он знакомится с дочерью хозяина гранитного карьера – Доминик. Буквально с первого взгляда между ними возникает влечение. Тем временем один влиятельный журналист уговаривает бизнесмена Хоптона Стоддарда дать Говарду интересный заказ и предоставить полную свободу творчества. Но его цель не помочь Рорку, а уничтожить его. Главный герой с энтузиазмом берется за работу и одним из основных элементов его здания становится скульптура обнаженной женщины. В качестве модели он выбрал Доминик. Но еще до ввода здания в эксплуатацию заказчик подает на Рорка в суд, за отступление от общепринятых норм строительства зданий. Все известные архитекторы в том числе и Китинг выступают в суде против Рорка, и Говард вновь теряет свой бизнес.
Далее в кратком содержании книги «Источник» вы узнаете, как Доминик решает выйти замуж за Китинга. Она активно ему помогает в развитии его карьеры и даже соглашается переспать с владельцем газеты «Знамя» — Гейлом Винандом. В итоге, как в , главная героиня становится женой бизнесмена, а Китинг довольствуется крупным заказом. Тем временем Рорк продолжает работать и именно ему Гейл решает поручить строительство их нового дома с Доминик. В процессе строительства Винандом и Рорк становятся друзьями, причем бизнесмен не знает об отношениях, связывающих архитектора с его женой.
Тем временем Китинг получает очень интересный заказ. Выполнить его он просит Рорка. Для него этот проект интересен, и он решает сделать его совершенно бесплатно, но с требованием не вносить никаких изменений. Китинг соглашается. Но пока Рорк отдыхает он вносит изменения. Главный герой романа «Источник» решает взорвать здание. Помогает ему в этом Доминик. В итоге Рорк на скамье подсудимых, а Доминик в больнице. На суде все против него и даже Винандом под гнетом обстоятельств вынужден выпустить статью против Рорка. Но пламенная речь архитектора позволяет присяжных принять его сторону. В итоге Рорк получает от Винандома заказ, который может стать венцом его карьеры. А Доминик становится мисс Рорк.
Что касается по книге Айн Рэнд «Источник» отзывов, то они преимущественно носят положительный характер. Ведь в книге все начиная от языка повествования и заканчивая сюжетом сбалансировано и подогнано до идеала. Не даром Айн Рэнд работала над этим романом более семи лет. Все главные и даже второстепенные герои прописаны на отлично, в сюжете нет ляпов и недоговорок, а действия главных героев просты и понятны. Единственным недостатком, на который указывают многие читатели, это объем произведения. Но это с какой стороны посмотреть. Ведь если верить положительным отзывам по книге «Источник» Айн Рэнд такой объем произведения позволяет растянуть его на большее количество приятных вечеров. И важно отметить, что эффекта затянутости сюжета нет и он развивается достаточно динамично и без рывков.
Роман «Источник» на сайте Топ книг
В последнее время роман Айн Рэнд «Источник» читать становится все популярнее. Это позволило книге попасть в наш . И учитывая динамику произведения это далеко не предел. И уже в ближайшее время книга «Источник» может занять более высокие места.
Исторический источник
Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события .
Классификация
Существует несколько способов классификации исторических источников.
Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Например, письменные источники включают летописи , законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и др.
Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Арабские источники по истории Африки).
Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота , а в качестве примера ненамеренного источника - древнеегипетский погребальный папирус . Таким образом намеренные источники - это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников - хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников - деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)
В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного , поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.
Работа с источниками
Примечания
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Исторический источник" в других словарях:
См. История, Древности и Доисторическая эпоха … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия
В Викисловаре есть статья «источник» Термин «источник» может употребляться в следующих значениях: Источник (природный) вы … Википедия
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС» - термин, введенный рационалистич. историографией. Формально он связан с изучением историч. данных об Иисусе Христе и с *историко–литературной критикой свидетельств о Его жизни, но сама идея «И.И.» заключает в себе отрицание Его как Богочеловека.… … Библиологический словарь
Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия
Источник, или генератор, опорного напряжения (ИОН) базовый электронный узел, поддерживающий на своём выходе высокостабильное постоянное электрическое напряжение. ИОН применяются для задания величины выходного напряжения стабилизированных… … Википедия
В Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872, открыт в 1883 как общественный музей для сбора памятников знаменательных событий истории Русского государства. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы … Русская история
Исторический роман условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут… … Википедия
Исторический город - городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко культурного наследия памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и… … Официальная терминология
Исторический слот - слот, включенный в расписание в предыдущем эквивалентном периоде;... Источник: Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (ред. от 31.01.2012) О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (вместе с … Официальная терминология
Книги
- , Прижизненное издание. Санкт-Петербург, конец XIX - начало XX века. Издательство не указано. Без обложки. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагаются первые три выпуска диссертации… Категория:
В данной статье мы коснемся творчества Алисы Зиновьевны Розенбаум, выехавшей по визе в 1925 году на учебу в США и получившей здесь гражданство. Дочь фармацевта, приложив немало усилий, "сделала себя сама" на американской земле, превратившись в признанного литературного классика и философа Айн Рэнд.
"Источник" - роман, написанный ею в 1943 году. Сначала он был неблагожелательно воспринят критикой, однако уже через пару лет это произведение, превратившись в бестселлер, заняло видное место в американской литературной классике. Что подтолкнуло Айн Рэнд к написанию романа? Идея ценности человеческого гения, человеческого эго для всего общества, индивидуализм, противостоящий серости, протест против расстрела в 1937 г. в далекой России Льва Беккермана, который был первой любовью Алисы?
Главный герой и героиня
Главным героем романа Айн Рэнд "Источник" является человек творческой Говард Рорк. Этот неординарный образ отражает философские взгляды писательницы, которые предельно кратко можно охарактеризовать как рациональный индивидуализм. Наш архитектор считает смешным советоваться с другими, ведь человек должен четко представлять, чего он хочет добиться в жизни. В противовес "командному", "муравьиному" коллективизму Рорк ощущает глубокую личную потребность творить и изменять мир. Он харизматичен, принципиален и последователен в отстаивании своих взглядов на потребность обладать необходимой степенью свободы.
Непростой центральный женский образ представляет книга "Источник". Айн Рэнд изображает деловую молодую женщину Доминик Франкон, которая также не изменяет своему "я". Перед обретением семейного счастья в браке с Говардом Рорком она дважды побывала замужем - за Питером Китингом и Гейлом Винандом.
Ближний круг общения
Человеком, неспособным выбрать путь главного героя, является его друг и сокурсник Питер Китинг. Он, к сожалению, желает следовать только внешней стороне успеха, не имея для этого внутреннего стержня. На его примере показывает историю большинства профессионалов со сломанными судьбами Айн Рэнд. "Источник" раскрывает причину его жизненного поражения - отказ от своего "я" в угоду интересам "нужных людей". Писательница рельефно осветила причину его кризиса - жизненную дезориентацию, подмену реального желания стать великим желанием того, чтобы его таковым считали другие люди.
Гейл Винанд, владелец газеты "Знамя", - человек более цельный. Однако, обладая качествами организатора и лидера, он постепенно ослабляет, нивелирует свой потенциал, следуя мнению представителей влиятельных слоев общества. В прошлом, при построении карьеры, он был индивидуалистом. Вспоминая начало своей карьеры, крутой редактор шутил, что очевидный минус (тогда ему никто не помогал) породил и плюс (зато никто не мешал). Впрочем, в конце романа, потеряв свое эго в угоду окружения, Винанд также терпит фиаско.
Айн Рэнд изображает в романе и открытого идейного оппонента Говарда, критика и журналиста Эллсворта Тухи - коллективиста по своим убеждениям, действующего нечистоплотными методами. Это низкий и подлый человек.
Неоконченный институт, неперспективное место работы
Говард Рорк с юности бескомпромиссно идет своим жизненным путем. Воспринимая архитектуру как дело всей своей жизни, он отказывается от классических методов проектирования зданий, вступая в конфликт с преподавателями Стентонского технологического института. Он предпочитает быть исключенным, но оставаться верным своим идеалам. Молодой идеалист находит в Нью-Йорке малоизвестного, но самодостаточного и креативного архитектора Генри Камерона, творчество которого считает достойным и перспективным. Впрочем, это бюро вскоре становится банкротом. Говард меняет несколько мест работы в разных компаниях. Не уступая попыткам коллег повлиять на свое видение архитектуры, он предпочитает бросить ее и устроиться работать каменотесом.
Личность Питера Китинга
Книга "Источник" показывает и другое, прагматичное начало жизненного пути. Питер Китинг, в отличие от него, идет проторенным путем. Он оканчивает институт и идет работать в топовое архитектурное агентство. Молодой карьерист не чувствует душевного дискомфорта, угождая клиентам. В то же время его отношение к искусству архитектуры формально. Свои душевные силы он тратит на достижение внешнего лоска в работе. Сталкиваясь же с проблемой, Питер знает, что подсказка Говарда Рорка ему наверняка поможет.
Начало знакомства Говарда и Доминик
Тема любви - изюминка многих романов, не исключение и книга "Источник" Айн Рэнд. Отзывы свидетельствуют, что человеческие отношения в ней изображены мастерски. Доминик, дочь Гая Франкона, владельца карьера, где работает Говард Рорк, симпатизирует ему. Однако общение этих двух молодых людей с сильным эго заходит в тупик, закончившись грубым сексом. Девушка даже не узнала имени сумасбродного каменотеса.
Ловушка для индивидуалиста
Рорк же возвращается в Нью Йорк для работы по специальности. Наконец его творчество замечают. Однако Эллсворд Тухи, ведомый неприятием личности главного героя, решает уничтожить его газетной клеветой. Его расчет верен. Сначала журналист провоцирует Рорка на нестандартное архитектурное творчество. Для этого он уговаривает заказчика Хоптона Стоддарда поручить Говарду строительство храма человеческого духа. Тот создает действительно оригинальный проект, причем в нем предусмотрена фигура обнаженной женщины как архитектурный элемент. (Они опять встретились в Нью-Йорке с Доминик, и та ему позировала для создания скульптуры.)
Эллсворд убеждает Хоптона в некомпетентности исполнителя, и тот инициирует суд. "Традиционные" архитекторы, недолюбливающие "белую ворону" Рорка, свидетельствуют против него. Заступническое выступление на суде Доминик не помогло. Говарда осудили. Кстати, против обвиняемого свидетельствовал и его бывший однокурсник Питер Китинг. Эллсворд торжествует.
Личная жизнь Доминик
После суда Доминик Франкон, пытаясь разобраться в своих чувствах к Рорку, решает прекратить отношения. Она выходит замуж за Питера Китинга. Она изо всех сил помогает ему делать карьеру в архитектурной компании. И это заходит настолько далеко, что женщина по уговору с мужем отдается редактору известной газеты Гейлу Винанду. Тот влюбляется в молодую женщину и, в свою очередь, делает ей предложение. Доминик, разочарованная в Питере, соглашается. Бывший муж в качестве компенсации моральных издержек получает дорогой заказ.
Однако, несмотря на состоявшийся суд, к Рорку обращаются клиенты. Судьба часто иронична. Волей случая происходит одна из ее мистификаций. Для строительства своего нового семейного гнездышка преуспевающий редактор Винанд по своей воле выбирает архитектора, чьи здания ему неизменно нравятся, а именно Говарда Рорка. Они становятся друзьями. Бизнесмен не знает, что его супруга и архитектор ранее имели отношения.
Питер использует Рорка
В это время карьеристу Китингу удается получить задание на разработку государственного перспективного и сложного проекта - застройки района Кортланд. Дома эконом-класса должны впоследствии стать стандартом для подобного строительства в различных регионах. Питер обращается за помощью к Рорку. Тот, будучи заинтересованным в подобной работе как профессионал, соглашается анонимно и бесплатно сделать ее. Уговор прост: Китинг должен построить здание, строго соответствующее разработанному проекту.
Однако Говард, возвратившись из отпуска, обнаружил, что договоренность нарушена. Его эго оскорблено. Он в гневе уничтожает построенное здание, взорвав его. При этом Доминик отвлекает сторожа. Газета Винанда сначала выступает в поддержку Рорка, а затем, под давлением профсоюза - против.
Хэппи-энд
Развязка романа подтверждает мысль о том, что талантливый человек талантлив не только в своей профессиональной сфере. Блестящая речь обвиняемого в защиту самого себя убеждает судей в его невиновности. Рорк убедительно рассказывает о роли эго и индивидуализма в настоящем творчестве. Доминик и Говард женятся. Подтверждается цитата Айн Рэнд о том, что только человек, который любит себя, может в полной мере понять и полюбить другого.
Газета Винанда закрывается из-за проблем. Богач просит Рорка спроектировать для себя небоскреб как памятник духовной силе, которая могла бы быть у него самого, при этом бывший редактор признает, что Говард обладает ею.
Роман заканчивается сценой встречи супругов Рорков и Гейла Винанда на крыше уже построенного здания.
Главная идея романа
Единственный критерий ценности окружающих людей, который Говард Рорк признает, - это их личная независимость. Эту краеугольную идею преподносит своим читателям Айн Рэнд. "Источник" - это книга о человеческом достоинстве, о его первичном значении для любого человека. И единственный критерий, лакмусовая бумага, определяющая, обладает ли им человек в действительности, - это степень его независимости.
Вывод
Счастливую судьбу имеет роман "Источник" Айн Рэнд. Отзывы о нем многочисленны, имеется внушительная фильмография, тираж книги превышает 7 миллионов экземпляров. Случайно ли это? В значительной мере для читателей притягателен заложенный в романе интеллектуальный потенциал. Философия объективизма красной нитью проходит сквозь цитаты Айн Рэнд. "Источник" - тот роман, который стоит прочитать каждому. Это поможет осознать очевидную истину, что индивидуализм действительно является одним из двигателей прогресса. Ведь эго движет учеными, людьми творческих профессий, спортсменами, искусными мастерами.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
- Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" и ее развенчание