Студеные кочаны. Методическая копилка
Классификации морфем по их роли и месту в составе слова
По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.
Аффиксы (служебные морфемы) по отношению к корню распределяются на:
6. суффиксы
7. постфиксы
8. приставки
9. окончания
10. интерфиксы.
Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.
Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.
Шанский: вы-ну-ть
По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).
В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.
Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.
Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).
Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.
Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.
чист до 60 SS
вод (Z движения, водить) более 100 слов
да (пере-да-ть) более 100 слов
Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:
лес ® лесок ® лесочек
Корни имеют несколько групп ZZ :
· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек
· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий
· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )
· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )
· с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)
Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:
дом ® домашний (все равно предметное Z)
соль ® солить (все равно предметное Z)
ходить ® хождение
ходьба (Z процесса, движения)
Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:
ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)
Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.
Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:
книг-а/книж-ный г//ж
бросить / бросать / брошу / перебрасывать
с’ // с // ш о//а
жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)
жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)
песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)
Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:
корм ить/кормл ю
люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)
Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):
столØ песокØ
деньØ ночьØ
пятьØ вод-а
где такси
пони там
Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.
пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец
Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.
добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка
прий ти, уй ти, подой ти, отой ти
Почему происходит такое явление?
1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )
2. связано с заимствованием
оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)
затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)
космос (сначала)
затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром
Классификации морфем по их роли и месту в составе слова
По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.
Аффиксы (служебные морфемы) по отношению к корню распределяются на:
6. суффиксы
7. постфиксы
8. приставки
9. окончания
10. интерфиксы.
Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.
Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.
Шанский: вы-ну-ть
По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).
В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.
Следовательно, крайне важно учитывать новое в науке.
Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).
Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.
Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.
чист до 60 SS
вод (Z движения, водить) более 100 слов
да (пере-да-ть) более 100 слов
Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:
лес ® лесок ® лесочек
Корни имеют несколько групп ZZ :
· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек
· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий
· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )
· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )
· с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)
Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:
дом ® домашний (все равно предметное Z)
соль ® солить (все равно предметное Z)
ходить ® хождение
ходьба (Z процесса, движения)
В случае если нужно установить, какое слово от какого произошло, крайне важно учитывать семантику корня:
ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)
Но в учебниках в данном вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.
Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Οʜᴎ возникают в результате исторических изменений:
книг-а/книж-ный г//ж
бросить / бросать / брошу / перебрасывать
с’ // с // ш о//а
жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z ʼʼубирать хлебʼʼ)
жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z ʼʼсдавливатьʼʼ)
песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)
Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:
корм ить/кормл ю
люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)
Корни бывают свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):
столØ песокØ
деньØ ночьØ
пятьØ вод-а
где такси
пони там
Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Οʜᴎ выделяются при сопоставлении с родственными словами.
пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец
Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.
добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка
прий ти, уй ти, подой ти, отой ти
Почему происходит такое явление?
1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )
2. связано с заимствованием
оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)
затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)
космос (сначала)
затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром
Морфема
Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).
Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна
е / #: день — дня,
е / о: бреду — бродить,
о / а: смотреть — посматривать,
е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,
о / у / ы: сох — сухой — высыхать.
Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.
Чередования согласных:
парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,
г / ж: нога — ножка,
к / ч: рука — ручка,
х / ш: муха — мушка,
д / ж: водить — вожу,
т / ч: крутить — кручу,
з / ж: возить — вожу,
с / ш: носить — ношу,
б / бл: любить — люблю,
п / пл: купить — куплю,
в / вл: ловить — ловлю,
ф / фл: графить — графлю,
м / мл: кормить — кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :
а(я) / им: снять — снимать,
а(я) / ин: жать — пожинать,
и / ой: бить — бой,
е / ой: петь — пой.
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корень
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.
Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.
По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.
В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:
1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,
2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,
3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),
4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),
5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).
Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число |
И. п. |
син-ий |
лисий- |
Р. п. |
син-его |
лисьj-его |
|
Д. п. |
син-ему |
лисьj-ему |
|
В. п. |
И. п. / в. п. |
||
Т. п. |
син-им |
лисьj-им |
|
П. п. |
син-ем |
лисьj-ем. |
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.
В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.
Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.
Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).
Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.
Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.
У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).
основа наст. / буд. времени
н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.
Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий
пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .
В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:
1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).
В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.
2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.
3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.
4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).
Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).
5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).
6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.
7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);
8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).
Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:
а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);
б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).
Основа
Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.
Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.
Встреча в тайге.
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?
(По В.Бианки)
Грамматическое задание:
1 вариант.
1. Выпишите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Обозначьте корень.
2. Разберите слова по составу: «показались», «малинник».
3. Произведите морфологический разбор слова «(из) кустарника».
2 вариант.
1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова». Обозначьте корень.
2. Разберите слова по составу: «опустела», «медведица».
3. Произведите морфологический разбор слова «срывал».
Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.
(По В.Бианки)
Грамматическое задание:
1 вариант.
1. Разберите по составу слова: «переносится», «длинные».
2. Произведите морфологический разбор слова «(в) парках».
3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
2 вариант.
1. Разберите по составу слова: «посещают», «ольховые».
2. Произведите морфологический разбор слова «поднимаются».
3. Сделайте синтаксический разбор предложения «Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают».
Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
(По В.Бианки)
Грамматическое задание:
1 вариант.
1. Сделайте морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
2. Сделайте синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
3. Сделайте фонетический разбор слова «солнце»
4. Разберите по составу слова: «забирается», «весеннее».
2 вариант.
1. Сделайте морфологический разбор слова «бегут» (из 2 предложения)
2. Сделайте синтаксический разбор предложения «Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки».
3. Сделайте фонетический разбор слова «легкий»
4. Разберите по составу слова: «расходятся», «говорливые».
Поход в лес.
Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потом на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.
(По Ю.Ковалю)
Грамматическое задание:
1 вариант.
2. Разберите слова по составу: «отправились», «счастливые».
3. Произведите морфологический разбор слова «(от) солнца».
2 вариант.
1. Сделайте фонетический разбор слова «ярко».
2. Разберите слова по составу: «пожирали», «маленький».
3. Произведите морфологический разбор слова «(в) лес».
4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Наступила ночь, на небе загорелись звезды».
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса
Котик.
Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.
(По Ю.Яковлеву)
Грамматическое задание:
1 вариант.
2. Разберите по составу слова: «томик», «пушистый».
3. Произведите морфологический разбор слова «она».
2 вариант.
1. Сделайте фонетический разбор слова «его».
2. Разберите по составу слова: «платочек», «лакомый».
3. Произведите морфологический разбор слова «им».
4. Сделайте пунктуационный разбор предложения «Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом».
Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса
Белка.
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время, у нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Никакой надежды на помощь. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.
(По В. Бианки)
Грамматическое задание:
1 вариант.
1. Сделайте фонетический разбор слова «жила».
2. Разберите по составу слова: «некуда», «наступила».
3. Произведите морфологический разбор слова «(из) мягкого (мха)».
4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Прошло время, у нее появились бельчата».
2 вариант.
1. Сделайте фонетический разбор слова «ели».
2. Разберите по составу слова: «никто», «обрушился».
3. Произведите морфологический разбор слова «тяжелый (ком)».
4. Сделайте синтаксический разбор предложения «Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке».
Итоговые контрольные диктанты 7 класс
I.
Вставало
солнце, растопляя сентябрьские туманы,
расчищая небо. На земле снова начиналось
лето. Так продолжалось в течение целой
недели.
Опираясь на палку, выломанную
из старой заброшенной засеки, шагал он
лугами, сосняком, мысленно не переставая
благодарить встретившуюся старушонку,
открывшую ему этот полузабытый способ
передвижения по родной земле.
Первую
ночь он провел возле порожистой речонки,
да чересчур загляделся на играющую на
вечерней заре рыбешку. Ночлег под
открытым небом, под звездами вошел у
него в привычку. Питался он сухарями,
размоченными в ручье, печеной картошкой,
ягодами.
Он был по-настоящему счастлив.
Никогда прежде не доставляли ему столько
радости такие пустяки, как запах дыма,
шорох падающей с дерева сухой прошлогодней
шишки, полыхающая на солнце рябина.
Когда он по утрам слышал прощальные
песни журавлей, у него на глазах выступали
слезы. (122 слова)
(По Ф. Абрамову)
II.
Дом
стоял несколько в стороне. Окна его были
покрашены масляной краской, а небольшое
крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери
были раскрыты настежь, но хозяев в доме
не оказалось. Направо от двери стоял
некрашеный стол, слева виднелась
массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала
Наташа, встретившая меня так, как будто
мы с ней были старые знакомые. Она радушно
предложила мне чаю и ранней малины, но
я попросил ее сначала показать мне сад,
выращенный чуть ли не под самым Полярным
кругом.
Мы вышли из дома. Сад лепетал
тополиной листвой. Перешагнув за калитку,
я неожиданно увидел яблоньки, малинник,
густо усыпанный кое-где уже поспевающей
ягодой. Почувствовав смолистый аромат,
я повернул голову налево и увидел кедры.
Они были иссиня-черные, по-медвежьи
угрюмы и неприветливы. Наташа ласково
и как-то застенчиво потрепала одно
дерево. (125 слов)
(По Ф. Абрамову)
III.
Преодолев
подъем, Даша спустилась к морю. Вода
по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее
в глубине можно было рассмотреть растения
подводного мира. В зарослях водорослей
проносились непуганые стайки рыбешек,
молниеносно исчезавших из виду. Слева
она увидела огромный камень, обвешанный
водорослями.
Вдоль берега тянулось
углубление, заполненное водой. Казалось,5
это была та же ямка, в которой девочка
когда-то нашла камень удивительной
формы.
Впервые оказавшись здесь, Даша,
покачивая ручонками, сначала опустила
одну, затем другую ногу и на цыпочках
вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись
над отшлифованными морским прибоем
камнями, в течение нескольких секунд в
ничем не нарушаемой тишине она наблюдала
за хорошо видимой подводной жизнью.
Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой
камень с прожилками, будто искусно
нарисованными художником, поразил ее.
(116 слов)
IV.
Я пробирался
нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря
на ненастье, настроение было легкое.
Увидев поблизости копну сена, привалился
к обдерганному коровами подножию,
наблюдая за вороной, летавшей по серому
небу. Отдохнув, зашагал к деревне и
вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь
копошился в опавших тополиных листьях,
усеявших грядки. На них еще голубели
крепкие студеные кочаны. Свежо пахло
поздней капустой и усталой землей,
отработавшей свое. На подсолнухе, забытом
у межи, по-зимнему тенькала синица.
Прицепившись к растрепанной голове
подсолнуха, она теребила его решетку.
Я
отыскал в плетне калитку и, боясь, что
меня облает не маленькая незлобивая
собачонка, а цепной пес, протиснулся за
скрипучую деревянную калитку. Навстречу
мне шла хозяйка с нарубленным хворостом,
чтобы растопить еще не топленную печь.
(115 слов)
(По Е. Носову)
V.
Мы
расположились на берегу небольшой
речонки, решив сначала ненадолго
остановиться здесь. Но в течение короткого
времени небо сплошь покрылось облаками.
Пришлось отыскать недалеко от берега
в лесу полянку, окруженную со всех сторон
березками. Решили заночевать здесь,
потому что тут было удобно установить
палатки и разложить костер.
Между тем
облака, сбившиеся в кучу, медленно
превращались в грозовую тучу, застилавшую
все небо. Края ее были как будто посеребрены
каким-то чудесным светом. Небо затянулось
тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему,
и начался не умолкающий ни на минуту
ливень. Лишь к утру он прекратился.
Заголубело небо, очистившееся от туч,
но земля еще хранила следы непогоды.
Справа и слева от палаток, переливаясь
в лучах солнца, блестели лужицы. (110
слов)
VI.
Далеко-далеко жили-были
снежинки. Родились они в облаке,
пролетавшем высоко-высоко над землей,
и каждая из них была по-своему красива.
Одна
была похожа на блистающие искорки,
другая напоминала серебристо-белый
иней, третья сверкала,5 будто драгоценный
камень.
Земля нетерпеливо ожидала
появления снежинок. Ей тоже хотелось
одеться по-праздничному. Но ветер, не
давая снежинкам медленно спускаться
на землю, закружил их в воздухе,
подбрасывая, заставляя плясать под свою
неугомонную музыку.
Несмотря на
старания ветра, снежинки опускались на
землю, покрывая ее сверху белым покрывалом.
За снежным потоком не было видно ни
поля, ни леса, ни речонки. Одни
путешественницы ложились на склоне
оврагов, другие располагались на ночлег
в лесу. Были и такие, которые неосторожно
опускались посреди дороги.
На земле,
волшебно преображенной, расстилался
белый ковер.(115 слов)
(По М. Ильину, Е.
Сегалу)
VII.
Зеленых
предгорий, поросших лесами, здесь не
было и в помине. Горы показались
неожиданно. Они начинались отвесной
скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода
в течение минувших веков немало
потрудились над ней. Во многих местах
были отчетливо заметны пласты разнородного
камня, то лежавшие ровно, то немыслимо
перекошенные и изломанные. Кое-где они
напоминали искусно сделанную каменную
кладку.
Стена, выходившая на север,
никогда не освещалась солнцем, поэтому
граница вечных снегов здесь спускалась
низко. Задолго до нее деревья начинали
мельчать и редеть, затем совсем пропадали.
Под стеной лежала травянистая пустошь,
и по ней тянулась дорога. Она тоже
старалась не прижиматься вплотную к
стене. Но жизнь ничто не может остановить.
Даже по самой стене ползли вверх цепкие
кустики, выросшие из семян, занесенных
сюда птицами или ветром. (119 слов)
(М.
Семенова)
Итоговые контрольные диктанты за 8 класс
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.
Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.
Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)
(По Е. Спангенбергу)
Кирилл и Мефодий - славянские просветители
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.
Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни - знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.
Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии.
Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)
(По В. Янченко)
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)
(По Б. Сергееву)
Приближение ночи
Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Работы, тесты, изложения, сочинения. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая ... уходила непроходимая тайга , испещренная... написания. (на)встречу с однополчанами; ...
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку для 5 «Б» класса
Рабочая программа... курса ... 5 классе Контрольный диктант №1 ... Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием Погода стала меняться. Из-за ... Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием Встреча в тайге . Набрел я на поляну в тайге ... «срывал» Итоговый контрольный диктант №9 В...
Рабочая программа Клевачёвой Татьяны Викторовны (учитель начальных классов, квалификационная категория вторая) по русскому языку 2 класс
Рабочая программа5 125 Контрольный диктант за 3-ю четверть Контрольный итоговый диктант Повторить правило 126 ... А. Гайдар «Елка в тайге » Перечитать понравившийся отрывок, ... России. Курс литературного чтения 3 класса содержит следующие... Мы готовимся к встрече Нового года- ...
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплина (модуля) муниципального общеобразовательного учреждения моу сош №9
Рабочая программаВ классах коррекционно - развивающего обучения за курс начальной школы... Диктант с грамматическим заданием «Повторение правописания» рубежный, контрольная работа за 3 четверть Диктант с грамматическим заданием «Правописание» итоговый Контрольная ...
диктант за 7 класс.я пробирался нетоптаной тропинкой через поле
Ответы:
Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели. Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле. Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами. Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова) (По Ф. Абрамову) II Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь. Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов) (По Ф. Абрамову) III Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы. Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов) Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде. Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку. Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов) (По Е. Носову)