Строительство дорог из пластмассы. Эксперт: В России вряд ли приживутся пластиковые дороги
Дороги с ямами и трещинами неотъемлемая часть суровых реалий в России. Дорожное полотно изнашивается быстрее, чем обновляется и виной этому недешевая стоимость дорожного полотна, недобросовестные подрядчики и стройматериалы, а также ограниченное, порой не поступающее в полном объеме финансирование на новое строительство, реконструкцию автодорог. В прессе и на просторах интернета периодически проскальзывают сообщения о дешевых и быстромонтируемых, обещающих сберечь природные ресурсы пластиковых дорогах. Совершить «революцию в дорожном строительстве» обещают голландцы, и их новая разработка - дорожное покрытие из пластика.
Какими преимуществами обладает дорожное покрытие из пластика
Дорожное покрытие из пластика – это инновационный пилотный проект, позволяющий существенно улучшить экологию и состояние дорожного покрытия. Вполне возможно, что в ближайшее столетие такие дороги вытеснят обычные асфальтобетонные покрытия и тротуары.
Справка: в состав обычных дорог входит 90 % песка, 10 % битума.
Нидерландские компании WolkerWessels и KWS Infra всерьез задумались над созданием пластиковых дорог еще с 2015 года. Проект назвали PlasticRoad, что в переводе с английского «пластиковая дорога». Это инновационный концепт дорог из полимеров, который предусматривает монтаж автотрассы с помощью замковой системы пластиковых полых панелей Watteway.
Как утверждают авторы проекта PlasticRoad будет обладать большей износостойкостью и дает возможность для проектирования совершенно новых дорог: тихие покрытия, подогреваемые покрытия или контроль скорости и скрытая видеорегистрация всех участников движения.
Технологические особенности
Дорожное покрытие из пластика обладает следующими достоинствами:
- низкая стоимость,
- высокие темпы производства,
- утилизация мусора в окружающей среде,
- плотность, износостойкость, стойкость к перепадам температур,
- легкость в уходе, долговечность,
- монтаж подземных коммуникаций,
- сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу при монтаже.
Низкая цена, утилизация отходов
Создаются такие панели в большинстве случаев из дешевого сырья: вторичный пластик и мусор. Компания заботится об экологической ситуации на планете и предлагает использовать дешевое сырье на свалках отходов и поддерживать правильную сортировку бытового и производственного мусора.
Сроки монтажа
Монтаж модулей можно будет проводить на песчаном слое замковой системой, причем сроки изготовления займут недели, а не месяцы, как это происходит при послойной укладке стандартных покрытий.
Технические характеристики
Благодаря малому весу модули можно будет легко транспортировать и монтировать на любой тип почвы. Под легкостью плиты почва не проседает, а плотность и толщина дает возможность выдержать нагрузки грузового транспорта и интенсивный поток участников дорожного движения.
Инженеры позаботились о том, что такая дорога способна выдержать перепады температур от -40 градусов до +80 градусов, воздействие химических реагентов и не сможет аккумулировать тепло. Строительство такой дороги возможно в жарких и холодных странах.
Долговечность
Разработчики обещают, что срок эксплуатации дорог пластикового типа увеличится на 30-40% по сравнению с обычными магистралями. Дороги из пластиковых панелей станут менее чувствительны к образованию ям и сколов, коррозии. Немаловажным является тот факт, когда дорожный модуль изнашивается его можно отправить в повторную переработку.
Подземные коммуникации
Плита внутри полая, что дает возможность установить в конструкции датчики скорости и численности транспорта, проложить водопроводные сети, дренажные системы, электрокабели без трудозатрат на рытье траншей.
Сокращение вредных выбросов при монтаже
Каждый год в окружающую среду на планете из мировой сети дорог «улетает» 2 % от всего углекислого газа. Производство дорог из асфальтового покрытия тоже имеет свои негативные последствия и пары битума и асфальта загрязняют атмосферу. Полимерные дороги менее токсичны, что еще один плюс в их пользу.
«Совместно с Total и Wavin у нас теперь достаточно опыта, информации, и ресурсов, чтобы приступить к реальным шагам по внедрению этой инновации. Мы ожидаем, что прототип будет подготовлен уже к началу 2018 года», – отметили изобретатели полимерного дорожного покрытия Симон Йорритсма и Анне Кудстаал.
Детальная технология производства держится в строжайшем секрете, в свободном доступе ее пока нет. Но компания обещает начать реализацию проекта в Роттердаме уже в 2018 году. Городские власти уже дали согласие на реализацию проекта. Авторы проекта в поиске исполнителей и партнеров.
Если проект будет удачным, то технология начиная со стран Европы приобретет массовый оттенок.
Проблемы при выполнении проекта
К предполагаемым минусам, которые останавливают производство дорог пластикового типа можно отнести:
- скольжение во время дождя и других осадков,
- попадание воды в полость плиты и возможность заморозки и разрыва плиты,
- малая огнестойкость покрытия,
- горизонтальные сдвиги при эксплуатации.
Скольжение
При попадании воды на пластик сила трения уменьшается. Для решения проблемы возможно будут добавляться дополнительные компоненты в виде гравия, бетона.
Водостойкость
Во избежание попадания воды прорабатывается система герметизации плит.
Огнестойкость
Существует множество сортов полимеров, многие из которых обладают не горючими свойствами.
Но, не смотря ни на что, проектные организации и строители решают эти вопросы и возможно сейчас внедряют тестовые дороги.
Пластиковые дороги в России
Идея пластиковых модулей не нова. Уже более 5 лет в России в военном деле используются переносные дороги. Такая дорога устойчива к тяжелой технике и артиллерии.
Пластиковые дорожные модули с антискользящим покрытием производятся на заводе стеклопластика ОАО «Тверьстеклопластик», который входит в ГК «Рускомпозит» в г. Тверь. Технология широко используется армией. Они используются для прохождения болотистых, сильноухабистых участков пути. Плиты мобильные, не полые и крепятся между собой замковой системой «штырь-отверстие». Уже существует 5 видов плиты, с тремя типами замковых систем, но, по сути, все они универсальны.
Монтаж не предполагает специальных знаний, собрать такое покрытие можно длиной в 800 км не обученному батальону за сутки. Одну плиту достаточно монтировать двумя-четырьмя людьми. После проезда транспорта плиты демонтируются и используются повторно.
Такие дороги часто используются при строительстве газо- или нефтепроводов в зоне вечной мерзлоты, на заболоченных местностях, в тайге, лесотундре или тундре.
Недавно ГК «Рускомпозит подала заявку на получение патента в изготовлении «пластиковой» дороги для массового пользования в Росавтодор.
Гражданский проект в Росавтодоре широкого использования в «масштабах страны» пока рассматривается на бумаге. На это существует ряд причин. Самая основная причина - финансирование, которого порой не хватает даже на обычный ямочный ремонт. Также для внедрения нововведения нужно большое количество вторичного полимера, но пока массовая сортировка и сборка отходов окончательно не налажена. И третья причина – это длительная подготовка нормативно-правовой базы (ГОСТы, сертификаты, СНиПы), с испытанием дорожного полотна в стране в конкретных климатических условиях.
Скорее всего, будет возможно изготовление пластиковых тротуаров, пластиковой дорожной плитки или бордюров.
В Индии в 2002 г проложена первая «пластиковая» дорога Jambulingam Street. Она пережила множество природных катаклизмов в виде муссонов, наводнений, высоких температур и является своего рода достопримечательностью страны. В 2006 г. патент на технологию производства получила компания Thiagarajar College of Engineering и направила свое предложение в Росавтодор.
В Англии инженер Тоби Маккартни потратил 1,5 года тестирования и проложил часть дороги в графстве Камбрия к своему дому с добавлением пластиковых гранул, переработанных из пластиковых отходов.
В Канаде расплавленное вещество пластика для придания большей устойчивости полотна добавляют в горячие дорожные смеси. Патент принадлежит GreenMantra, получившей из бюджета страны в 2013 г инвестиции для развития новых технологий.
Дороги из пластмассы. Речь не про детский конструктор лего. Подобные проекты с успехом реализованы в Индии и Нидерландах. Настала ли очередь России? Ещё в апреле депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов решил, что да. И отправил соответствующий запрос в Росавтодор. Лайф связался с ведомством и выяснил, как продвигается дело и кто поборется за право проложить пластмассовые дороги по самой большой стране мира.
Реальное продолжение "пластиковых" идей
Депутат Старовойтов не просто любитель инноваций. Ему по статусу положено искать пути решения одной из двух исконных русских проблем. Всё-таки зампред Комитета Госдумы по транспорту как-никак. В разговоре с Лайфом парламентарий сказал, что один из главных плюсов голландского проекта - это то, что "полотно будет сделано из материала, созданного из пластиковых отходов, добавленных в состав асфальта. Это улучшит качество дороги и сократит выбросы в атмосферу углекислого газа".
Инициатива была отправлена в Росавтодор ещё в апреле. В ведомстве Лайфу заявили, что с предложенным Старовойтовым к рассмотрению проектом уже ознакомились и сочли его интересным. Но с кое-какими поправками.
В Росавтодоре считают заслуживающей внимания идею технологии строительства дорог из пластика. Но мы предпочли бы говорить о пешеходных дорожках и тротуарах. Проект может быть реализован. Правда, конкретно оценить преимущества использования строительных материалов из переработанных пластиковых бытовых изделий можно только на основании определённого объёма исследовательских и опытно-конструкторских работ, - сообщили Лайфу в ведомстве.
Одни плюсы?
Проект, рассмотренный Росавтодором, принадлежит перу инженеров голландской компании VolkerWessels. Он носит незамысловатое для любого англоговорящего человека название PlasticRoad (в переводе на русский - "Пластиковые дороги").
В VolkerWessels Лайфу сообщили, что при строительстве дорог предлагается использовать отдельные полые блоки, отлитые из переработанных пластиковых отходов. Такая схема должна гарантировать практически идеальное качество покрытия, а при необходимости блок можно с лёгкостью заменить на новую "запчасть".
Дорогу вполне реально построить за недели, а не за месяцы, как её асфальтового "собрата". И служить она будет в три раза дольше. Кроме того, по мнению голландцев, важным аргументом в пользу строительства является снижение выбросов углекислого газа в атмосферу во время строительства и утилизация пластикового мусора.
Ежегодно в атмосферу во всём мире "улетает" около 1,6 Мт СО2 - что составляет 2% от всех транспортных выбросов. Пока голландский проект так и остался на бумаге и от Росавтодора производители не дождались конкретики. Но разработчик технологии не теряет надежды реализовать его в течение пары лет в Роттердаме, добавили в разговоре с Лайфом в VolkerWessels. В этой связи в компании не смогли назвать себестоимость строительства такого дорожного покрытия. Но опрошенные Лайфом эксперты сошлись в том, что стоимость прокладки одного километра полотна с применением "пластиковой технологии" будет от 3 до 5% дороже "классического" варианта.
По мнению специалистов Росавтодора, необходима также специальная нормативно-правовая база, позволяющая использовать переработанный пластик в дорожном строительстве, разработка которой также невозможна без результатов испытаний в российских условиях.
Член Общественной палаты Московской области, заместитель руководителя экспертного центра Рrobok.net Андрей Мухортиков также считает, что идея голландцев заслуживает самого пристального внимания:
- Конечно, прежде всего необходимо обеспечить устойчивость такого покрытия к перепадам температур, хороший коэффициент сцепления с шинами, прочность и долговечность, - говорит эксперт. - И если по этим показателям удастся приблизиться или превзойти результаты асфальта, то применение пластикового покрытия не только улучшит характеристики дорог и удешевит их, но ещё и решит проблему вторичной переработки огромных объёмов пластика, накопленных человечеством.
Армия нам поможет
Как выяснил Лайф, Росавтодор рассматривает не только голландский проект. Выбрать есть из чего, ведь подобные технологии уже применяются во многих странах мира. В частности, в Индии.
Первая "пластиковая" дорога Jambulingam Street, построенная в 2002 году, уже успела стать местной легендой, без особых разрушений пережив бессчётное количество наводнений, несколько муссонов, постоянное тепловое воздействие и непрерывный поток автомобилей, грузовиков и авторикш. Патент на технологию строительства такой дороги в 2006 году получил Thiagarajar College of Engineering. Как стало известно Лайфу, компания уже направила предложение в Росавтодор.
В Канаде пластиковые отходы перерабатывают в воскообразное вещество, которым впоследствии заливают дорогу вместе с асфальтовой смесью. Плотность и долговечность подобного "воскового" асфальта ничем не уступает обычному. Стоимость производства такого дорожного покрытия не отличается от стоимости производства обычного асфальтового покрытия. Патент на технологию принадлежит компании GreenMantra, получившей в 2013 году от Правительства Канады инвестиции в размере $750 тыс. на развитие новой технологии.
В России придумали делать временные дороги из полимерных материалов. Пока технология, разработанная ГК "Рускомпозит", востребована армией РФ. Но, как рассказали Лайфу в компании, они могут "подогнать" её под гражданские нужды.
- Это аналог дорожных плит, которые чаще привыкли производить из железобетона, только из полимерных композитов, - сказала Лайфу пресс-секретарь "Рускомпозита" Наталья Некрасова. - Из-за особенностей материалов и строения мобильные дорожные покрытия легче железобетонных почти в пять раз, обладают положительной плавучестью и могут использоваться при строительстве временных дорог даже на болотной местности. Один километр временной дороги из таких композитных плит можно проложить за 24-36 часов. При этом сами мобильные дорожные покрытия могут быть использованы многократно: после завершения работ или проезда техники массой до 80 тонн по одному участку, временная дорога может быть демонтирована и перенесена на другой участок.
В Росавтодоре проект "Рускомпозита" также был рассмотрен. Как нам сообщили в компании, у них есть достаточно возможностей для воплощения в жизнь не только своего, но и иностранных проектов. Причём с учётом российских погодных реалий. Однако планируемый бюджет в "Рускомпозите" назвать отказались.
Такие дороги широко применяются при строительстве газо- и нефтепроводов в зонах бездорожья, тайге, тундре и лесотундре, в зоне вечной мерзлоты и на болотах. Там в отсутствие постоянно действующих дорог с твёрдым покрытием их применение рационально и оправдано.
В понедельник, 18 апреля, зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов рекомендовал Росавтодору рассмотреть голландский опыт строительства пластмассовых дорог в России. По мнению Юрия Васильева, профессора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, для России пластмассовые дороги не подходят. Об этом сообщил life.ru ./сайт/
Для строительства пластмассовых дорог в России Госдума рекомендовала использовать пластиковые отходы по аналогии с опытом Голландии.
В России невозможно использовать опыт Голландии в строительстве пластмассовых дорог из пластиковых отходов, считает Васильев. В Голландии давно уже узаконена сортировка отходов ― бумага, пластмасса, стекло. Для этого в стране выставлены повсюду три вида баков под мусор. В России эта практика далека от реализации, в связи с чем об использовании пластмассовых отходов говорить затруднительно, отметил эксперт.
Дорогостоящим удовольствием станет использование для строительства дорог новой пластмассы. Даже при реализации этого вопроса качество дорог оставит желать лучшего, считает он. К примеру, на мокрой дороге вряд ли будет обеспечен коэффициент сцепления колеса с покрытием. Таким образом, на дорогах нужно будет делать специальную насечку, пояснил профессор.
Невозможно также предсказать, сколько прослужат пластиковые дороги в России из-за её климата. В Голландии климат намного мягче, а опыта использования пластиковых дорог в климате, аналогичному российскому, нет, пояснил он.
Пластмассовые дороги в Голландии
В 2015 году в Голландии стартовал проект по строительству дорог из переработанных пластиковых отходов. По утверждению строителей, пластиковые дороги имеют ряд преимуществ перед асфальтовым покрытием. Прокладка пластиковых дорог проводится в три раза быстрее обычных.
По словам строительной компании KWS, ведущей проект в Голландии, пластиковые плиты выдерживают перепад температур от –40 до +80 градусов. Кроме того, они устойчивы к химическому воздействию, считают специалисты. В связи с этим срок службы дорог может увеличиться в 3 раза.
Ещё одним плюсом при прокладке пластиковых дорог является наличие в плитах специальных пустот, предназначенных для прокладки любых коммуникаций.
Качество российских дорог
В 2015 году по качеству дорог Россия заняла 123 место из 140 стран, принявших участие в рейтинге, проведённом корпорацией Global Competitiveness Report. При этом выяснилось, что российские платные автомагистрали являются самыми дорогими в Европе. Ближайшими соседями к России в рейтинге стали Сьерра-Леоне и Бенин. Первые три места в рейтинге отведены Объединённым Арабским Эмиратам, Нидерландам и Сингапуру.
По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, около 70% федеральных трасс в России требуют проведения ремонтных работ. В январе Росавтодор сообщил, что дефицит бюджета заставил сократить расходы на строительство дорог в 2016 году с запланированных 140 млрд до 97 млрд рублей.
Наиболее опасные дороги России
Общероссийский народный фронт (ОНФ) выявил наиболее опасные дороги России. В качестве оценки они руководствовались количеством жертв ДТП на каждые 10 км трассы.
Первое место в рейтинге ОНФ заняла трасса А-146 «Краснодар – Верхнебаканский», на каждые 10 км пути которой приходится почти 5 погибших. Второе место у трассы Р-217 «Кавказ» (на 3,49 погибших). Тройку лидеров замыкает дорога А-155 «Черкесск – Домбай – граница Республики Абхазия» (3 жертвы).
В десятку самых опасных дорог России вошли также:
А-290 «Новороссийск – Керчь» (2,92).
А-104 «Москва – Дмитров – Дубна» (2,90).
М-10 «Россия» (2,85).
А-240 «Брянск – Новозыбков – граница Республики Беларусь» (2,64).
М-3 «Украина» (2,62).
А-151 «Цивильск – Ульяновск» (2,61).
М-7 «Волга» (2,50).
Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?
Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с пластиковыми мешками, посудой, бутылками и другими продуктами из пластмассы, которые вы используете и выбрасываете практически ежедневно? Пластмасса – продукт, которому требуется от 500 до 1000 лет чтобы полностью разложиться, так как в нём присутствует множество сложных полимеров. Это означает, что каждая вещь из пластика, изготовленная и использованная нами, всё ещё существует где-то на планете.
А теперь представьте себе, что строительство качественной автотрассы займёт всего несколько дней, а не месяцев. Обслуживание, длинные и сложные графики работы – пережитки прошлого в дорожном строительстве, а проблемы с кабелями и трубопроводами, а также проблемы городской воды -решаются в одночасье.
Это может показаться сценами из далекого будущего, но многие страны мира уже начали строительство дорог из переработанной пластмассы! И приступили к решению проблем, связанных с экологией и потребительством.
1. Дороги из пластмассы по всему миру
Наверное не легко сразу представить пластиковую бутылку в роли кирпича. А вот у Мирро Дэвида из Кампалы (Уганда), проблем с фантазией нет! Он построил дом с использованием пластиковых бутылок, и решил не только проблему отходов, но и проблему жилья.
Пластмассовые дома становятся все популярнее
В его городе, люди выбрасывают бутылки где им вздумается, а когда идёт дождь, все бутылки попадают в канавы для слива, засоряют их, и это приводит к наводнению. Мирро захотел решить эту проблему, и к нему пришла идея создания дома из пластиковых бутылок. Строительство дома - это простое заполнение тары - землёй. Этот опыт послужил примером безотходного производства в строительстве, и обезопасил окружающую среду. «Пластиковые» дома еще и экономически эффективны, поскольку используемые материалы легко доступны для всех. Мирро распространяет свою идею в лагерях для беженцев, и обучает местную маргинализированную молодежь тому, как использовать бутылки в строительстве домов.
«Мы обучали их, переезжая с места на место, и объясняли им, как с лёгкостью они могут использовать имеющиеся ресурсы для строительства своих домов, и защитить окружающую среду от наводнений и засорений. Мы просто поняли, что решения находятся рядом с нами», – сказал Мирро Дэвид в интервью мировому сообществу новостей.
Добавьте описание
3. Море, реки, водоёмы и лодки из пластиковых бутылок
Лодки из пластиковых бутылок для мореходов, теперь являются ключевой частью рыболовного флота в республике Камерун (Африка). Эти лодки спасают бедное население рыбаков, и помогают защитить окружающую среду.
Ведь вместо того, чтобы забивать местные водные пути, выброшенные бутылки теперь переправляют людей по морям и рекам, а строят их студенты из Камеруна.
Или другой случай использования бутылок, 22-летний студент Ян Кара и 22-летний автомеханик Якуб Бурес построили 10-метровую шлюпку из 5000 пластиковых бутылок, привязанных к деревянной раме. Они и еще двое мужчин прокатились от своего родного города Нимбурк (Чехия), вниз по реке Эльба, до Гамбурга (Германия), чем привлекли внимание властей к растущему загрязнению пластиком в Европе.
4. ReTuna, торговый центр утилизированных продуктов
Швеция известна как одна из лучших в мире перерабатывающих стран, которая заменяет старые вещи на совершенно новые. Она твердо привержена своей политике в области переработки отходов. Менее 1% шведских отходов поступает на свалки! И даже этот мусор сжигается для получения энергии!
И конечно же, совсем не удивительно, что прогрессивная скандинавская нация открыла торговый центр ReTuna , революционный аналог торговым центрам бессмысленного потребления. В этом центре можно найти всё, что добывается из переработанных материалов, а само здание состоит из . ReTuna продаёт отремонтированные или переработанные продукты, а также работает с экологически чистыми продуктами. В нём есть ресторан, залы для отдыха и торговые помещения для местных предпринимателей и ремесленников. ТЦ создал 50 рабочих мест и учебный колледж для изучения переработки отходов.
Реализация проекта приведет к большой экономии финансов из государственной казны. Для сравнения: ремонт дорог с асфальтовым покрытием необходимо производить раз в 4 года.
Первые пластиковые дороги могут появиться в ближайшие три года. Первоначально построят прототип, проверят конструкцию на прочность, устойчивость. Произведут расчеты по максимально допустимой нагрузке на платформу, после этого проект запустят в работу. Проверку пластиковой трассы проведут в Роттердаме. Для реализации проекта необходимо найти как можно больше партнеров, разбирающихся в переработке пластиковых отходов и способных вкладывать финансовые средства в продвижение идеи.
Экологическая выгода пластиковых дорог
Безусловно, для создания сети пластиковых дорог необходимо большое количество расходного материала. Пластик решили собрать из всех возможных мест в окружающей среде. Будут перерабатывать бутылки из пластика, который предназначен для утилизации. Разработчики проекта предлагают собирать материал из океанов. Нидерландские компании при помощи своих технологий начали вылавливать мусор из океана.
Для защиты экологической среды важно снижение уровня выброса углекислого газа. При постройке асфальтовых дорог в воздух выбрасывается до 1.6 миллиона тонн углекислого газа. Эта цифра составляет 2% от выброса всех газов в воздух при движении машин по трассам. Дороги из пластика устранит проблему лишних выбросов.