Стрижки из журнала долорес за 1998 год. Я делала прически горбачевой и ельциной
Долорес Гургеновна Кондрашова (род. 24 ноября 1936 года в Баку, Азербайджанская ССР) - заслуженный деятель искусств России (2002). Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР, обладатель знака «Отличник службы быта» и трех Золотых медалей ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
Биография
Долорес Кондрашова родилась в семье директора концертно-театрального объединения Баку Гургена Тертеряна. После смерти отца вместе с матерью и сестрой приехала в Москву. Здесь она увлеклась и посвятила себя парикмахерскому искусству.
С 1962 по 1970 годы работала парикмахером - модельером. В 1970 году - победитель конкурса парикмахеров социалистических стран «Кубок Дружбы», серебряный призёр Чемпионата мира по парикмахерскому искусству в Париже. С 1971 по 1989 год - Руководитель Лаборатории моделирования причесок при Министерстве бытового обслуживания. С 1971 года по настоящее время главный тренер сборной команды России по парикмахерскому искусству. В 1998 году на Чемпионате мира в Сеуле российская сборная впервые завоевала титул Чемпиона мира по парикмахерскому искусству.
Окончила Московский технологический институт по специальности экономист (1986 г.) В 1992 году создала Союз парикмахеров и косметологов России, Президентом, которого является по настоящее время. С 1992 года издает первый и единственный по настоящее время общероссийский журнал для парикмахеров и косметологов «Долорес». В 1992 году совместно с фирмой WELLA основала салон «Велла-Долорес», который является лучшим в России и одним из лучших в мире. В 1997 году открыла первую в стране Академию парикмахерского искусства, которая готовит мастеров высшей категории для всей России.
Является создателем фестиваля «Мир красоты», который много лет проводится в Государственном Кремлевском Дворце. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России. Долорес Кондрашова является создателем фестиваля «Весенний вернисаж», который много лет проводится в Гостином Дворе. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России.
Кондрашова Д. Г. открыла дорогу в искусство таким известным российским дизайнерам прически как Ирина Баранова, Сергей Зверев, Марина Васканян и многим другим.
5 марта 2001 года Долорес Кондрашова в числе заслуженных женщин России была приглашена в Кремль на прием к президенту России Владимиру Путину, посвященный Международному женскому дню 8 Марта.
27 апреля 2002 года Долорес Кондрашова была награждена президентом Российской Федерации, высоким званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Она единственная из наших соотечественников, занятых в сфере beauty-индустрии, носит это высокое звание.
Удостоена многих почётных правительственных наград, в том числе ордена 3нак Почёта и ордена Дружбы народов. Французское правительство, по достоинству оценив вклад Долорес в дело мирового парикмахерского искусства, наградило её «Большим Рыцарским крестом Командора».
На последнем конгрессе Всемирной организации парикмахеров (ОМС), состоявшемся летом 2006 года, Долорес Кондрашова вновь была избрана президентом Восточно-Европейской зоны ОМС.
Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Долорес Кондрашова | |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
знаменитый российский парикмахер , Заслуженный деятель искусств Российской Федерации | |
---|---|
Имя при рождении: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Гражданство: |
СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия |
Подданство: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Страна: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дата смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Место смерти: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Отец: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Мать: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Супруг: | |
Супруга: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Дети: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Награды и премии: | |
Автограф: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Сайт: | |
Разное: |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). | |
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке |
Доло́рес Гурге́новна Кондрашо́ва (род. 24 ноября , Баку , Азербайджанская ССР) - российский советский парикмахер и дизайнер. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (), заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации ().
Биография
На последнем конгрессе Всемирной организации парикмахеров (ОМС), состоявшемся летом 2006 года , Долорес Кондрашова вновь была избрана президентом восточноевропейской зоны ОМС.
Личная жизнь
Награды
- Орден Трудового Красного Знамени ( , № 995269)
- Орден «Знак Почёта» ( , № 572283)
- Три Золотых медалей ВДНХ СССР «За успехи в народном хозяйстве СССР» ( , , )
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ()
- Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации ()
- Медаль «Ветеран труда» ()
Напишите отзыв о статье "Кондрашова, Долорес Гургеновна"
Ссылки
Отрывок, характеризующий Кондрашова, Долорес Гургеновна
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.
Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…
Немного поплутав в знакомых коридорах, я всё же довольно быстро нашла нужную дверь и, нажав на небольшой изящный рычажок, попала в ту же огромную, до потолка забитую книгами и рукописными свитками, комнату. Всё здесь выглядело совершенно как прежде – будто никто никогда не доставлял себе беспокойства, пользуясь столь дивным кладезем чужой мудрости… Хотя я точно знала, что Караффа тщательно изучал каждую, даже самую невзрачную книгу, каждую рукопись, попавшую в эту потрясающую книжную сокровищницу…
Не надеясь быстро найти в этом хаосе интересующий меня материал, я настроилась своим любимым способом «слепого смотрения» (думаю, так когда-то называли сканирование) и сразу же увидела нужный уголок, в котором целыми стопками лежали рукописи… Толстые и однолистные, невзрачные и расшитые золотыми нитями, они лежали, как бы призывая заглянуть в них, окунуться в тот удивительный и незнакомый мне, мистический мир Катар, о котором я не знала почти ничего… но который безоговорочно притягивал меня даже сейчас, когда надо мной и Анной висела страшная беда, и не было малейшей надежды на спасение.
Моё внимание привлекла невзрачная, зачитанная, перешитая грубыми нитками книжечка, выглядевшая выцветшей и одинокой среди множества толстенных книг и золочёных свитков… Заглянув на обложку, я с удивлением увидела незнакомые мне буквы, хотя читать могла на очень многих, известных в то время языках. Это меня ещё более заинтересовало. Осторожно взяв книжечку в руки и осмотревшись вокруг, я уселась на свободный от книг подоконник и, настроившись на незнакомый почерк, начала «смотреть»…
В разных странах мира имена людей, посвятивших всю свою жизнь служению Её Величеству Красоте, произносят с особым благоговением и гордостью. Американцы чтят Эсте Лаудер, Элизабет Арден, Макса Фактора. Французы - Елену Рубинштейн, Жана-Поля Герлена, Надю Пайот, Коко Шанель, Кристиана Диора... В России - это, в первую очередь, имя Долорес Кондрашовой, женщины-легенды, женщины-загадки, снискавшей мировую славу для себя и своей страны. Попробуем приоткрыть тайну этой необыкновенной личности, этой несгибаемой женщины.
Волшебный мир искусства
Любовь ко всему прекрасному была заложена в Долорес с детства. Мама, имевшая музыкальное образование, пела ей и её сестре Жанне нежные колыбельные песни и играла на рояле. Папа работал директором концертно-театрального объединения в Баку. Он организовывал гастроли знаменитых певцов, музыкантов, актёров, многие из которых посещали дом Тер-Теряна; в такие вечера возникали импровизированные концерты и представления. Так девочки приобщались к волшебному миру искусства.
С пятилетнего возраста Долорес стала мечтать о сцене - музыка и яркое костюмированное действо впервые в жизни увиденной оперетты (это была «Сильва» Кальмана) поразили ее воображение! Но позже, когда девочка подросла и научилась критически оценивать свою, как она считала, несценичную внешность (пухлые детские щёки, непослушные кудряшки), она решила стать режиссёром. И когда семья перебралась в Москву, её мечта, казалось, обрела реальный смысл. Долорес подала документы в театральный и даже прошла коллоквиум у знаменитого режиссёра Большого театра Баратова. Мэтр пожал ей руку и сказал: «Девушка, несомненно, вы - будущий режиссёр».
Однако в институт её не приняли, сославшись на отсутствие опыта работы в театре. Долорес была в панике: она ещё не знала, что это знак судьбы. Между тем её мама, чтобы немного отвлечься от переживаний за дочь, отправилась в парикмахерскую делать маникюр. Там она поделилась семейными проблемами с заведующим парикмахерской, своим старым знакомым. Тот был человеком очень практичным и решительным, а потому сразу же заявил: «Приводите свою девочку ко мне в ученицы, я сделаю из неё хорошего специалиста».
«Я была просто в ужасе, - вспоминает теперь Долорес. - Мои первые «университеты» проходили в кошмарных условиях парикмахерской при банях на Разгуляе: с тараканами, грязными полотенцами и прочими прелестями. Хорошо ещё, что моя наставница оказалась интересным, интеллигентным человеком, она поняла мой непростой характер и стремление как-то выделиться».
Долорес представляла себе совершенно другую жизнь, к которой стремилась всем сердцем и всеми помыслами. С этого момента её история напоминает сказку, где роль волшебной феи исполняла сама Долорес. Она стала режиссёром собственной жизни. Тогда и началось её восхождение на олимп славы. Говорят, что талантливые люди многогранны. Это утверждение смело можно отнести к Долорес Кондрашовой. Достичь будущих успехов ей помогли природная любознательность, желание окружать себя интересными людьми, любовь к музыке, посещение дома моделей, выставок, чтение и, конечно, неиссякаемая страсть к театру и кино. Однажды ей даже довелось участвовать в съёмках картины «Гранатовый браслет». Долорес сама причесала свою сестру, игравшую в фильме пианистку Женни Рейтер, и сделала это мастерски. Настолько, что режиссёр Михаил Роом решил показать причёску в кадре крупным планом.
Долорес всегда нравилось, когда клиенты полагались на её вкус. Она обожала и обожает импровизировать. Полет её фантазии не имеет границ. И что интересно - всё получается так, как надо. Долорес утверждает, что правильно выбранная причёска может изменить имидж любого человека. Разумеется, в лучшую сторону. Вот такие импровизации и привели её к участию в конкурсах. Правда, самые первые её выступления были в роли помощника (подавала мэтрам полотенца). Потом была поездка в Польшу на чемпионат Европы по парикмахерскому искусству: Долорес отправилась туда в составе туристической группы и... испытала настоящий шок! Её ошеломили даже не работы, а красота пепельных, розоватых, перламутрово-жемчужных волос. Такого цвета волос раньше она никогда не видела. Пожалуй, именно в тот момент девушка твердо решила, что будет создавать подобное. И даже лучше! Впервые в качестве мастера Долорес выступила на московском конкурсе во дворце «Крылья Советов», и сразу же опровергла поговорку «первый блин комом».
Она заняла первое место, и ей показалось, будто за спиной действительно выросли крылья. Появилось желание всегда и во всём быть первой - стремиться только к звёздам!
Потом был чемпионат мира в Париже и представленные на нём причёски «Голубь мира» и «Элегия». Долорес испытала настоящий триумф! Тысячи зрителей встали со своих мест и аплодировали необыкновенной красоте, созданной руками молодого российского мастера. Её руками! Работа Долорес была удостоена серебряной медали, она сама - титула вице-чемпиона мира. В профессиональном мире это выступление назвали чудом, и не без оснований. Ведь сборная команда России начала принимать участие в чемпионатах мира в 1992 году, а событие, о котором идёт речь, состоялось на 20 лет раньше, в 1972 году. Это выступление и положило начало будущему триумфу российской парикмахерской школы.
Затем последовали новые блистательные победы, о которых с восхищением писала мировая пресса. И неудивительно, что первые леди России Раиса Максимовна Горбачёва и Наина Иосифовна Ельцина доверяли Долорес создание своего имиджа.
Долорес не любит останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах. Она сплотила вокруг себя учеников - своих единомышленников, влюблённых в высокое парикмахерское искусство, - и создала поистине непобедимую команду. Строгая наставница воспитывает у своих питомцев стремление быть первыми. Поскольку считает, что настоящий художник обязательно должен быть тщеславным, иначе никогда не добьётся успеха. Даже формулу вывела: умение побеждать складывается из тщеславия, помноженного на работоспособность и хотя бы крупицу таланта.
Ну а если человек талантлив по-настоящему, то он может рассчитывать на полное расположение Долорес. Вот и мужа она себе выбрала самого талантливого. Правда, завоёвывала его почти четверть века.
Они познакомились в Сочи, куда Иосиф с группой столичного телевидения приехал на съёмки. Интересный и респектабельный мужчина, сценарист, автор множества телевизионных программ и документальных фильмов, вначале не воспринял Долорес всерьёз, ведь она была обыкновенным парикмахером.
Что ж, это стало еще одним стимулом, чтобы пройти звёздный путь до самых вершин в парикмахерском искусстве, стать главным тренером сборной команды страны, президентом Союза парикмахеров и косметологов России, президентом Академии парикмахерского искусства, а затем - президентом Восточно-Европейской зоны Всемирной организации парикмахеров (ОМС) и президентом Intercoiffure Россия. Она организовала ежегодный международный фестиваль «Мир красоты», местом проведения которого стал Государственный Кремлевский дворец, и создала Центр красоты, в котором работают 12 чемпионов мира, 5 чемпионов Европы, 6 чемпионов Восточной Европы, 20 чемпионов России и Москвы и 2 чемпиона Америки.
Популярность и международный авторитет в самых высоких кругах пришли к Долорес в разгар перестройки. В конце 80-х годов, когда она загорелась идеей создать Академию парикмахерского искусства и Центр красоты, каких ещё не видели в мире, правительство Москвы предоставило ей два аварийных здания в районе Старого Арбата. Если сказать, что они были в плачевном состоянии, - значит не сказать ничего. Выломанные рамы, осыпавшийся потолок, прогнившие полы и шмыгающие по комнатам крысы. Нужны были средства на ремонт и силы на то, чтобы выселить сомнительные конторы, занявшие оборону в разваливающихся особнячках. Долорес сама обивала пороги высоких российских чиновников. Она вообще любит всё делать сама и может быть «упёртой» ради того дела, в которое свято верит.
В это же время она предложила сотрудничество немецкой компании Wella, подробно рассказав её представителям о своих «сумасшедших» проектах и о трудностях реальной действительности.
И вот лёд тронулся: началось строительство. Разумеется, не обошлось без природного вкуса Долорес: она постоянно дискутировала с дизайнерами, вносила поправки, улучшающие декор. В самом начале 1992 года суперсовременный центр красоты «Wella-Долорес» распахнул свои двери. Спустя семь лет Долорес перестроила его и превратила в настоящий дворец. На церемонии открытия обновленного Центра красоты собрались самые авторитетные лица международного парикмахерского искусства: Пьер Сессари, Сальваторе Фодера, Андрэ Крист, знаменитый Александр де Пари, а также представители российского бомонда. Гостей восхитило буквально всё: изысканные и роскошные интерьеры, просторные, прекрасно оборудованные залы, великолепная хрустальная люстра ручной работы, прозрачный, словно аквариум, уникальный стеклянный лифт. Профессионалы сразу же назвали салон лучшим в России и одним из лучших в мире.
Прирождённый стилист, Долорес всегда чувствовала веяния моды, как скульптор - форму, а художник - цвет. Ей всегда были присущи потрясающее чувство стиля и гармонии и виртуозная техника исполнения. Но главная особенность Долорес заключается в том, что она умеет это передать другим. Многим своим ученикам она буквально «ставила руки», поскольку парикмахерам нужна высокая профессиональная техника не меньше, чем певцу - поставленный голос, пианисту - руки, футболисту - удар. Отсюда возникло понятие «школа Кондрашовой». Поэтому неудивительно, что российские парикмахеры на последних чемпионатах мира по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей завоёвывают такое количество золотых медалей. Оглушительного успеха команда мастеров по женским прическам добилась в Сеуле в 1998 году, удостоившись звания чемпионов мира. А чемпионат мира в Лас-Вегасе в 2002 году стал настоящим триумфом Долорес и сборной России, подтвердив лидирующие позиции российской парикмахерской школы.
Конгресс ОМС, состоявшийся в Лас-Вегасе во время проведения чемпионата, принял решение провести чемпионат мира-2006 в Москве. Безусловно, этому способствовал огромный авторитет Долорес Кондрашовой в профессиональных кругах высокого парикмахерского искусства. Давняя мечта Долорес осуществилась! Чемпионат мира в Москве, на подготовку которого ушли долгие месяцы упорной работы, превзошёл все ожидания. Тысячи гостей из 55 стран мира выразили своё восхищение прекрасной организацией и необыкновенной доброжелательной атмосферой. И, конечно, высоким уровнем подготовки российской команды. Наши женские и мужские мастера завоевали четыре золотых кубка чемпионов мира в командном зачёте и двадцать восемь золотых медалей - в индивидуальном. Организованный на собственные средства Долорес, при поддержке спонсоров и Правительства Москвы, этот чемпионат, по признанию президента ОМС господина Сальваторе Фодеры, стал лучшим за всю историю Всемирной Организации парикмахеров!
Стиль. Классический и элегантный. Долорес предпочитает контрасты - чёрный и синий цвета в сочетании с белым. Любит длинную одежду.
Увлечения. Когда-то она очень любила стряпать. И даже шутит, что этим «приворожила» своего мужа - любителя вкусно покушать. За столом всегда присутствовали гости - как в детстве - музыканты, артисты, просто интересные люди (все они и теперь остаются ее добрыми друзьями); звучала музыка, проходили стихийные концерты.... Теперь, когда стало модным блюсти фигуру, осталась страсть к общению с интересными людьми и к музыке, особенно к джазу. Долорес может слушать его бесконечно. Поэтому они с Джозом (так она называет мужа) стараются не пропустить ни одного хорошего джазового концерта в Москве.
Награды. Долорес, единственная из наших соотечественников, занятых в сфере beauty-индустрии, носит высокое звание 3аслуженный деятель искусств Российской Федерации. Удостоена многих почётных правительственных наград, в том числе Ордена «3нак Почёта» и Ордена «Дружбы народов». В 2009 году награждена Орденом Почета. А французское правительство, по достоинству оценив вклад Долорес в дело мирового парикмахерского искусства, наградило её «Большим Рыцарским крестом Командора».
К новым свершениям. После триумфа на чемпионате мира в Москве Долорес, как и вся её команда, продолжает работать не покладая рук. Строится новое здание Академии парикмахерского искусства. На последнем конгрессе Всемирной организации парикмахеров (ОМС), состоявшемся летом 2006 года, Долорес Кондрашова вновь была избрана президентом Восточно-Ёвропейской зоны ОМС. А как главный тренер сборной России по парикмахерскому искусству Долорес готовит новую команду мастеров, которым предстоит выступить на чемпионате мира 2010 года в Париже.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
- Член Совета Директоров Всемирной Организации Парикмахеров (ОMC)
- Президент Союза Парикмахеров и Косметологов России.
- Президент Российской Академии парикмахерского искусства.
- Главный тренер сборной команды России по парикмахерскому искусству.
- Генеральный директор "Центра Красоты "Велла Долорес"
- Председатель редакционного совета российского профессионального журнала «Долорес»
|
В разных странах мира имена людей, посвятивших всю свою жизнь служению Её Величеству Красоте, произносят с особым благоговением и гордостью. Американцы чтят Эсте Лаудер, Элизабет Арден, Макса Фактора. Французы – Елену Рубинштейн, Жана-Поля Герлена, Надю Пайот, Коко Шанель, Кристиана Диора... В России – это, в первую очередь, имя Долорес Кондрашовой, женщины-легенды, женщины-загадки, снискавшей мировую славу для себя и своей страны.
Среди знаменитых учеников Кондрашовой – Сергей Зверев, Ирина Баранова, Марина Васканян и многие другие. Её клиентками в разное время были первые леди СССР и России Раиса Горбачёва и Наина Ельцина.
Львиную долю своей энергии Долорес отдает любимому детищу - салону, который от начала и до конца был создан ею, хотя у нее много дел как у президента Союза парикмахеров и косметологов России, главного тренера сборной команды страны и президента регионального отделения международной конфедерации парикмахеров по Восточной Европе.
- Ваши ученики занимают первые места на престижнейших чемпионатах, многие открывают собственные салоны и вообще становятся известными людьми. Но и вы когда-то тоже были ученицей. Как начался ваш творческий путь?
Все произошло совершенно случайно. Я вообще-то с детства мечтала работать в театре. Режиссером. Почему не актрисой? Ну, я довольно критически оценивала свои внешние данные - ростом маленькая, внешность далеко не звездная (так я считала всегда). А театр, искусство - это вроде как семейное: сестра стала режиссером, сейчас руководит детским театром; папа работал директором филармонии в Баку, мама училась в консерватории. В общем, все вокруг меня жили творчеством. Решила поступать в театральное, долго и серьезно готовилась. Тогда курс набирал Баратов - режиссер Большого театра, я сдала ему коллоквиум. Но в день, когда я отправилась сдавать экзамены, он разбился, три месяца пролежал в больнице. Так что ничего у меня не сложилось, хотя я к тому времени успела даже поработать в хоре. Кстати, не зная ни одной ноты, выучила Седьмой вальс Шопена... Как же я расстроилась, как убивалась! Не мыслила своей жизни без театра. Пришла домой в сквернейшем настроении, и тут-то судьба и решилась. Дело в том, что мама, тоже расстроенная моей неудачей, как раз в тот день ходила делать маникюр, а заведующий парикмахерской, мамин хороший знакомый, сочувствуя, сказал ей: “Вы так мучаетесь... Театр - это, конечно, хорошо. Но вы ведь хотите, чтобы ваша дочка зарабатывала на хлеб с маслом? Тогда отдайте ее мне, я сделаю ее парикмахером”. Во мне, конечно, все возмутилось: как это - парикмахером? Казалось бы, приличная семья: один брат - композитор, другой - дирижер, сестра - режиссер, а я вдруг парикмахер... Это же страшно! И хотя я почти сразу после провала в ГИТИСе поступила на подготовительные курсы - на художника-гримера, мама сказала: “Давайте попробуем”. И я отправилась на курсы парикмахеров, - тот знакомый убедил, что мне это будет полезно как гримеру.
- А когда ваша профессия вам по-настоящему понравилась?
Не сразу. Занятия проходили в жутких условиях, - это была страшная, просто кошмарная баня на Разгуляе, комбинат № 2, с тараканами, с крысами, с прочими прелестями. Головы клиентам мыть было противно, брезгливая была очень. Но стричь (совершенно неожиданно) понравилось. Повезло с педагогом, - она оказалась очень интересным, интеллигентным человеком. Поняла, что меня нужно хвалить, что мне нужно сознание собственного успеха. От похвал я все больше распалялась, хотела превзойти саму себя. А однажды попала в качестве помощника на Московский городской конкурс. Подавала мэтрам полотенца. Конечно, я была тогда совсем юная, закомплексованная, но поняла: нужно и мне выступать. Ну а потом была поездка с тургруппой в Польшу на чемпионат Европы. И то, что я там увидела, меня просто потрясло. Захотелось выступать самой. А потом пошло-поехало: участвовала в разных конкурсах, занимала первые места.
- Как близкие воспринимали вашу работу?
Сначала они все, кроме мамы, ничего не знали. Когда вышла замуж, от мужа примерно год скрывала, чем занимаюсь. Было стыдно. Но когда я поехала в Париж на чемпионат мира, заняла там второе место - тогда в ереванской газете напечатали статью об этом. Тут только родственники и узнали, что я парикмахер. Но обрадовались, поздравляли.
- После серебряной медали в Париже у вас, конечно, появились новые перспективы...
После удачи в Париже поняла: выше подниматься некуда. Можно опять участвовать в бесконечных конкурсах, но это уже будет повторение. А хотелось расти дальше. И вот надумала преподавать, учить молодежь. Мне дали целый институт - конструкторско-технологическое бюро при Министерстве бытового обслуживания. Я была заведующей лабораторией. Команда подобралась неплохая, мы начали проводить семинары, создали свою школу, она стала известной по всему Союзу. Обучали всех - семинары, стажировки, поэтому мы такие известные. С учениками я строга, требовательна. Но люблю их, они меня тоже. Кто они? Много талантливых ребят из провинции - они пробивные, честолюбивые. А ведь эти качества главные в любом деле.
- А чем отечественная школа парикмахерского искусства, на ваш взгляд, отличается от зарубежных?
Прежде всего, изобретательностью: качественно постричь могут многие, но создавать на голове праздник с помощью своей фантазии - это могут только русские. Ведь у нас же долгое время ничего не было, ни средств для укладки, ни аппаратуры. Не было даже нормальных бигуди, а были такие огромные, железные валики на резиночках от трусов...
Нас выручала оригинальность, а когда мы освоили, наконец, современные технологии, у русских появилась репутация самых творческих мастеров. И ведь кто теперь становится парикмахерами? Мальчики из интеллигентных семей. Вот до чего дошло! Это стало очень интересной и престижной профессией.
Вместо причесок были «вшивые домики»
По сути мы изобретали велосипеды. Я просила своего друга сделать мне «профессиональную» расческу. Он набил на массажную щетку обычные гвозди, отломив им шляпки. И этими гвоздями мы причесывали московских модников.
Тогда все женщины ходили с начесами, это были такие «вшивые домики». Делалась огромная прическа, поливалась лаком. Даже если женщина купалась в море, прическа оставалась. С этим «домиком» можно было ходить дней двадцать. Если вдруг зачесалась голова, приходилось пользоваться спицей.
Но за двадцать лет мы изменили общественный вкус. И наши женщины наконец стали делать стрижки.
Хорошо, что ушла «баранья» химия!
- После начесов у нас в стране была эпоха «химии»...
Та химия, перманент, была самостоятельной прической, и это было ужасно. Волосы завивали так сильно, как будто хотели, чтобы хватило на всю жизнь. И могли просто так ходить с этой «бараньей» химией.
Сейчас химия совсем другая. Она легкая, помогает локону держать объем. Вообще сейчас невероятно красивая мода на прически, очень богатая палитра красок. Неизменными остаются спорт и романтика. Вернулись стрижки боб, каре, шапочка. Модны и кудри, и волны, и прямые волосы. Соединяются несоединимые вещи, текстуры всяких укладок: в одной прическе может быть и шапочка, и каре, и на все это накладываются длинные прямые волосы.
Сейчас актуальна персонализация образа. Модно стало выражение - celebrities hair (волосы звезд). Звезды не хотят ни на кого быть похожими. Каждый стремится иметь свой стиль. Вот Николь Кидман - всегда разная, и при этом у нее свой стиль. Я не могу сказать, что сейчас модно что-то одно. Можно все. А какие сейчас вошли в моду цвета волос! От черного и светло-белого, до рубиново-красного. Самое главное, чтобы у прически был объем и чтобы волосы были блестящими, глянцевыми.
Мне так нравится современная мода! В ней так хорошо смешиваются текстуры. Волосы прямые, на концах оставляем кудряшки, а впереди - волны. Так тоже можно. Самое главное, не быть ни на кого похожим. Поле моды, которое мы создали, очень расширилось. И «ширится география хорошего вкуса».
Почему я отказалась от Горбачевой
Когда случилась перестройка, ко мне пришла Раиса Максимовна. Это первая жена лидера государства, которая заговорила о «моде». Потому что ее предшественницы были тихими заброшенными домохозяйками. Все модное считалось неприличным для жен членов Политбюро. И приученный к этому советский народ ненавидел Раису Максимовну за то, что она модная. А она стала одеваться у Зайцева, делать прически у Долорес. Но недолго. Она сказала мне: «Вы должны ехать со мной по всем странам и континентам». Я ответила: «У меня лаборатория, я не могу быть вашим личным парикмахером». Раиса Максимовна очень хорошо на это среагировала: «Я понимаю Долорес, она человек творческий и не хочет быть просто моей личной обслугой».
Вообще Раиса Максимовна сделала большое дело. Ведь первой леди принято подражать. А она всегда ходила с красивой прической.
Долорес всегда работает, даже во время отдыха
Все, кто когда – нибудь работал или просто общался с Долорес, всегда удивлялись тому, как ей хватало на все времени. В 90 – е годы прошлого века Кондрашова с энтузиазмом строит салон, о котором всегда мечтала, под своим именем «Долорес» (позже он станет называться «Велла – Долорес», когда Кондрашова будет сотрудничать с немецкими специалистами). Авторитет Кондрашовой растет год от года. Ее специалисты, которых она «собирала» со всех концов страны, всякий раз поражают посетителей.
Энергия и уверенность Долорес буквально «пробивает» все стены. Она не только создала сборную для участия в международных конкурсах (в 1998 г. в Сеуле мы стали первыми), но сумела также создать союз парикмахеров России, стала его президентом. В 1997 году Кондрашова возглавила Академию парикмахерского искусства «Долорес». Это была ее давняя мечта. Долорес «поднимала» Академию «по кирпичику». А с 1994 года Кондрашова регулярно стала проводить в Москве фестивали парикмахерского искусства, назвав их «Мир красоты».
Сумасшедший ритм работы сказался на здоровье Долорес. В 2000 году в тяжелом состоянии (инсульт) ее помещают в ЦКБ. Кондрашова не знала слова «стоп», она «расшвыривала» все проблемы, и вот… неподвижность. Но Долорес не сдается. Вскоре санаторий «Барвиха», куда ее переводят, становится офисом для работы и общения с коллегами. Она учится говорить, ходить, двигаться. Она дает указания, вникают в каждую мелочь работы.
Не секрет, что в самое тяжелое для нее время, некоторые из специалистов салона «Велла- Долорес» покинули его. Но Кондрашова не унывает. Ее коллеги летят в Токио, потом был Лас – Вегас, далее - фестиваль в Москве… и везде победа. Кондрашова передвигается еще в коляске, но она идеально причесана, одета, и у нее с лица не сходит улыбка.
Заслуженный деятель искусств РФ Долорес Кондрашова награждена многими государственными наградами, у нее масса дипломов, кубков, поощрительных премий. Она с достоинством носит «Большой рыцарский крест Командора», которым отмечен ее талант французами.
Вот так… Обычная, но талантливая девчонка, став парикмахером, добилась невероятных успехов в своей профессии. Да, она из тех, кто всегда под номером «один»…
Долорес Кондрашова Долорес Гургеновна Кондрашова родился 24 ноября 1936 года в Баку, Азербайджанская ССР — заслуженный деятель искусств России (2002). Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР, обладатель знака «Отличник службы быта» и трех Золотых медалей ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
07.09.11
Долорес Гургеновна Кондрашова родился 24 ноября 1936 года в Баку, Азербайджанская ССР — заслуженный деятель искусств России (2002). Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР, обладатель знака «Отличник службы быта» и трех Золотых медалей ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
С 1962 по 1970 годы работала парикмахером в Москве, добилась впечатляющих успехов.
В 1970 году талант Кондрашовой оценили на конкурсе парикмахеров социалистических стран «Кубок Дружбы», где она стала победителем. Кондрашову признали и на международном уровне — она получила серебряную медаль Чемпионата мира по парикмахерскому искусству в Париже. Прически «Голубь мира» и «Элегия» произвели впечатление на тысячи зрителей.
С 1971 по 1989 годы Долорес Кондрашова занимала пост руководителя Лаборатории моделирования причесок при Министерстве бытового обслуживания СССР. Она основатель и действующий президент Союза парикмахеров и косметологов России, а также тренер сборной команды России по парикмахерскому искусству. Именно под ее руководством в 1998 году наша команда впервые завоевала титул чемпиона мира.
В 2002 году на чемпионате мира в Лас-Вегасе команда России подтвердила лидирующие позиции отечественной парикмахерской школы. А в 2006 году в Москве сборную России ждал настоящий триумф: женские и мужские мастера завоевали четыре золотых кубка в командном зачете и двадцать восемь золотых медалей — в индивидуальном.
Является создателем фестиваля «Мир красоты», который много лет проводится в Государственном Кремлевском дворце. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России. Долорес Кондрашова является создателем фестиваля «Весенний вернисаж», который много лет проводится в Гостином Дворе. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России.
Кондрашова Д. Г. открыла дорогу в искусство таким известным российским дизайнерам прически как Ирина Баранова, Сергей Зверев, Марина Васканян и многим другим.
5 марта 2001 года Долорес Кондрашова в числе заслуженных женщин России была приглашена в Кремль на прием к президенту России Владимиру Путину, посвященный Международному женскому дню 8 Марта.
27 апреля 2002 года Долорес Кондрашова была награждена президентом Российской Федерации, высоким званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Она единственная из наших соотечественников, занятых в сфере beauty-индустрии, носит это высокое звание.
Удостоена многих почетных правительственных наград, в том числе ордена 3нак Почета и ордена Дружбы народов. Французское правительство, по достоинству оценив вклад Долорес в дело мирового парикмахерского искусства, наградило ее «Большим Рыцарским крестом Командора».
На последнем конгрессе Всемирной организации парикмахеров (ОМС), состоявшемся летом 2006 года, Долорес Кондрашова вновь была избрана президентом восточноевропейской зоны ОМС.
Среди знаменитых учеников Кондрашовой — Сергей Зверев, Ирина Баранова, Марина Васканян и многие другие. Ее клиентками в разное время были первые леди СССР и России Раиса Горбачева и Наина Ельцина.
Долорес Кондрашевой, стала родоначальником школы российских мастеров, как таковой. Нельзя сказать что до нее не было талантливых мастеров, но именно с ее приходом появилась стилистическая общность, если хотите — свой подчерк нашей команды. Она вывела наших мастеров на международную арену. В начале — на конкурсы среди стран соцлагеря, потом — на мировой уровень. И с первых конкурсов — получали золото. Тогда костяк команды составили такие мастера как Людмила Голубева, Татьяна Дак, Важа Мхитарян, Марина Немцова, всех и не перечислишь.
Кстати любопытная деталь — первую свою коллекция моделей Валентин Юдашкин, теперь известный кутюрье, сделал для показа на конкурсе в Польше. Тогда в начале 80х годов, за это выступление командное «золото», и не малая заслуга в этом была Валентина Юдашкина. А задача у него была, ох как непроста — не только создать костюм, но и «вписать» его в образ, дух прически. Так что бы костюм не подавлял, а подчеркивал, оттенял ее. Там же на чемпионате, он и познакомился с Мариной Немцовой, одним из мастеров команды, которая потом стала его женой.