Статус 6 секретное оружие. Подтвердила ли россия свой статус
Дуомо Милан, он же Миланский собор или если хотите кафедральный собор в Милане – главный символ самого модного города Италии. Сюда едут, чтобы устроить грандиозный шопинг и посмотреть на легендарный Duomo di Milano. По популярности среди церквей собор Дуомо в Милане уступает только двум: барселонской Саграда-Фамилия и парижскому Нотр-Даму.
Дуомо Милан – единственный в мире католический собор из белого мрамора, второй по размерам итальянский храм после собора Святого Петра, пятый по величине храм всего мира. Вживую он выглядит величественно, поэтому и правда лучше один раз увидеть. Хотя бы разочек! Авиабилеты в Милан ищите на https://ifly.ua .
Фотографии, даже самые искусные, не могут передать все великолепие храма. Ежегодно полюбоваться на Миланский собор приезжают сотни тысяч человек. Кафедральный собор Дуомо в Милане уникален, и это не преувеличение. Постараюсь убедить вас посетить храм, расскажу об истории и современности Дуомо, самых интересных местах и объектах в храме. В конце статьи приведена полезная информация: время работы, цены на билетах, способы добраться до символа Милана.
Первые блоки в основание храма заложили в 1386 году. Но и до этого на современной Пьяцца дель Дуомо в Милане стояли святилища и базилики:
- VII век до н. э. – кельтское капище, посвященное языческим богам.
- I век до н. э. – римский храм Минервы в Медиолануме.
- IV век – церковь Санта-Текла или церковь Святой Феклы.
- VII век – базилика Санта Мария Маджоре, посвященная Богородице.
В XIV веке при власти Джан Галеаццо Висконти в Милане начали строить грандиозный собор. Церковь Богородицы снесли, а для постройки готического храма пригласили мастеров из Германии и Франции. Главным автором проекта Дуомо Милан стал итальянец Симоне де Орсениго. Вплоть до 1470 года строительство шло медленно, денег не хватало, а архитекторы часто менялись.
Спустя столетие после начала работ проектом занялся Джунифорте Солари. Помогать себе он позвал не абы кого, а мастеров Браманте и Леонардо – да, того самого да Винчи. Консультанты посоветовали разбавить готический стиль элементами Возрождения, так появился главный купол. Собор Дуомо окончательно освятил Карло Борромео в 1572 году – похоронили будущего святого здесь же.
Современный облик храм получил только к XIX веку. В 1769 году на здании появился главный его символ – шпиль высотой 106 метров с четырехметровой статуей Мадонны. По указу властей ни одно здание не должно заслонять статую, поэтому на небоскребе «Пирелли» стоит ее точная копия. Собор Дуомо в Милане заканчивали при Наполеоне, в 1813 году на фасаде появился знаменитый лес из 135 мраморных игл.
Собор Дуомо в наши дни
Окончательную отделку собора закончили в 1960-х годах. В 2009 году власти Милана провели реставрацию, так что собор выглядит впечатляюще. Снаружи заметнее всего сотни каменных шпилей на фасаде. На иглах и стенах стоит 2300 статуй, еще 1100 находится внутри Миланского собора. В интерьере больше всего поражает лес из колонн, их тут 52. Колонны уходят вверх к сводчатому готическому потолку.
Расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Дуомо.
Самые интересные места и объекты Дуомо
Сам по себе собор уже впечатляет, как снаружи, так и внутри. Легко потеряться, поэтому я подготовил список самых интересных мест. Вход внутрь собора стоит 3 евро, но о ценах подробнее читайте в конце.
Мавзолей Джан-Джакомо Медичи
Внутри католических соборов часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Карл Борромео в конце XVI века повелел убрать из Дуомо все захоронения, чтоб не распространять чуму. Джан-Джакомо Медичи стал последним, кого похоронили и оставили внутри Дуомо (Милан).
Мавзолей маркиза из семейства Медичи до XX века считали работой Микеланджело. На самом деле построил его Леоне Леони, лидер итальянского маньеризма. Под мавзолеем находится крипта и самого Карла Борромео – здесь лежат мощи святого, открывшего храм в 1572 году.
Раскопки и баптистерий Святого Стефана
Под собором находятся подвальные помещения и катакомбы. Они остались со времен церкви Богородицы, которую снесли для постройки храма. Внизу проводят археологические раскопки, а на уже расчищенном месте стоит баптистерий Святого Стефана. Миланский собор Дуомо предлагает посмотреть на собранные сокровища в баптистерии – это бесплатно. Но вход на действующие раскопки стоит 7 евро.
Гвоздь из креста Иисуса Христа
В главном зале собора над алтарем вы наверняка заметите красную точку. Она отмечает место хранения гвоздя – одного из распятия Иисуса Христа. Находится реликвия на высоте 45 метров в контейнере под куполом. Ежегодно 14 сентября собор Дуомо празднует Воздвижение. В этот день епископ поднимается к гвоздю на особом лифте в виде облака, спускает его вниз и обходит весь собор для освящения.
Статуя святого Варфоломея
Справа от алтаря стоит статуя одного из апостолов Христа – святого Варфоломея. По преданию, с мученика заживо содрали кожу инквизиторы. Автор статуи – Марко д’Аграте – создал творение в 1562 году. Получилось у него мастерски, на теле святого виден каждый мускул. То, что кажется сначала плащом на плечах Варфоломея, на самом деле является его собственной кожей!
Обзорная площадка на крыше
Когда с осмотром внутренних помещений собора вы закончили, советую подняться на крышу. С террасы открывается интересный вид на собор Дуомо в Милане и сам город в обрамлении мраморных игл на фасаде здания. Подняться наверх можно за 9 евро пешком по винтовой лестнице, она находится у северной стены. За 13 евро можно прокатиться на лифте, который стоит около апсиды.
Музей Дуомо
В стоимость входного билета в собор – 3 евро – входит и посещение музея Дуомо. Он находится рядом с главным входом, справа. В музее в 26 залах собраны картины, витражи, драгоценности, модели собора за всю его историю с 1386 года. Вместе с музеем можно зайти и в церковь святого Годегарда. Она находится к югу от Пьяцца дель Дуомо и интересна колокольней с первыми механическими часами в Милане.
Церковь Благовещения святой Марии
Сразу за главным храмом находится еще одна небольшая церковь. Она посвящена Богородице, а стоит на месте бывшего кладбища Дуомо Милан. Построена церковь в стиле барокко, внутри есть орган и под него регулярно проводят богослужения. Зайти можно бесплатно, с мессы вас никто не выгонит. Неплохая возможность послушать орган в Милане – обычно за это берут деньги.
Полезная для посещения Дуомо информация
Официальный сайт собора: duomomilano.it (есть версия на английском языке). Информацию, приведенную ниже, на всякий случай советую проверять и на сайте. Я вношу изменения, если изменилось время работы или стоимость билета, но не всегда это получается делать оперативно.
Время работы главного собора, музея и других достопримечательностей:
- Собор Дуомо: ежедневно с 8:00 до 19:00 (касса закрывается в 18:00), кроме 25 декабря, 1 января и 1 мая.
- Мавзолей Джан-Джакомо Медичи и крипта святого Карла: понедельник—пятница – с 11:00 до 17:30, суббота – с 11:00 до 17:00, воскресенье – с 13:30 до 15:30.
- Баптистерий Святого Стефана: ежедневно с 9:00 до 18:00.
- Раскопки под баптистерием: ежедневно с 9:00 до 19:00.
- Обзорная площадка на крыше: ежедневно с 9:00 до 19:00.
- Музей Дуомо: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
- Церковь святого Годегарда: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
- Церковь Благовещения святой Марии: ежедневно с 9:00 до 18:00.
Стоимость обычных входных билетов
- Собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда: 3 евро для взрослых, 2 евро для детей 6-12 лет, школьных и паломнических групп. В соборе по этому билету можно осмотреть мавзолей Джан-Джакомо Медичи, крипту святого Карла, баптистерий святого Стефана. В музее в стоимость входят все залы.
- Раскопки под баптистерием Святого Стефана: 7 евро для взрослых, 3 евро для посетителей младше 26 лет, школьных и паломнических групп. Это расширенная версия первого пункта, то есть сюда уже входит входной билет в сам собор, музей Дуомо и церковь святого Годегарда.
- Обзорная площадка на крыше: пешком – 9 евро для взрослых и 4,5 евро для детей, на лифте – 13 евро для взрослых и 7 евро для детей.
Бесплатно попасть в собор могут дети до 6 лет, люди с ограниченными возможностями, военнослужащие в униформе, гиды туристических групп.
Стоимость комплексных билетов
- Пропуск в Дуомо А (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку на лифте): 16 евро для взрослых и 8 евро для детей.
- Пропуск в Дуомо Б (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку пешком): 12 евро для взрослых и 6 евро для детей.
Комплексные билеты удобны тем, что действуют 72 часа. То есть можно в один день сходить в собор и подняться на обзорную площадку, а в другой – вернуться на площадь и зайти в музей.
Миланский собор Дуомо на закате.
Главный Миланский собор (Duomo di Milano) - Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.
Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом - защитником от злых сил.
Трудности строительства
Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.
Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор
Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.
Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.
Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.
Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.
После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.
Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)
Когда дождливо, мрачно
Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.
Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)
Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.
Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)
Могила архиепископа Борромео в соборе
Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.
Пламенеющая готика очаровывает
Собор в начале XX века
Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.
Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.
Федерико Борромео описан в романе "Обрученные", он помогал населению в борьбе с чумой
Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.
Собор в начале XIX века, почти готов
Узоры готики
Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).
Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.
Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.
Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
Легенды собора
По сводами Дуомо есть известная в городе икона - Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.
Мадонна Роз (репродукция картины)
В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.
Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками
В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).
Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».
Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.
В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.
«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».
Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.
Милан и Миланцы
До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.
Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
Призрак собора
Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.
Эта таинственная фигура - призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.
В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.
Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться
Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры - все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.
Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.
Ночной собор
На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.
Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.
Туманное утро в Милане, "Городская стража" выходит на пост
Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/
Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.
Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.
Кто не устал,
прогремела очередная интересная новость о "не гонке вооружений" до 2020 и про, якобы, секретную систему "Статус 6", хотелось бы оставить новость в истории и понять, что все-таки - это что-то из забытого старого (наработки т-15 Сахарова),
инфа из wiki, всё более-менее интересно:
зы: да пока, даже, "ШКВАЛ" никто не смог повторить (серийно!), что ёщё можно говорить об этом чуде, ждёмс)....
up: я не я, попа не моя...просто случайный epicfail:
Дмитрий Песков признал, что в объективы камер федеральных каналов несанкционированно попали секретные материалы о создании в России военной океанской многоцелевой системы «Статус-6». В Кремле обещали принять меры
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ходе конференц-колла во вторник вечером подтвердил журналистам, что «Первый канал» и НТВ показали 9 ноября кадры, на которых видна секретная концепция и сроки разработки океанской многоцелевой концепции «Статус-6».
«Действительно, некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такого впоследствии не повторится», - сообщил пресс-секретарь президента.
Песков уточнил, что ему пока неизвестно о наказании кого-либо за этот инцидент, но пообещал, что в Кремле примут превентивные меры для того, чтобы такие утечки больше не повторялись.
Речь идет о телерепортажах НТВ и «Первого канала» 9 ноября с совещания о развитии военно-промышленного комплекса с участием президента Владимира Путина. В телесюжеты (сейчас удалены) попали кадры, где была заснята концепция и сроки реализации разработки системы «Статус-6», что заметили российские блогеры.
Как видно из скриншота, который появился в блогах, разработчик системы - ОАО «ЦКБ МТ «Рубин». Назначение системы - «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
ЦКБ «Рубин» проектирует российские подводные лодки, оснащенные как баллистическими ракетами, так и крылатыми. Как говорится на сайте ЦКБ, в настоящее время по разработанному в бюро проекту строится серия атомных подводных крейсеров стратегического назначения четвертого поколения проекта 955, «которые станут основой морской составляющей стратегических ядерных сил России XXI века».
Речь идет о проекте беспилотных подводных аппаратов (управляемых торпед) с ядерным боезарядом, способным буквально смыть побережье Соединенных Штатов, объяснил собеседник РБК, близкий к оборонно-промышленному комплексу. По его словам, концепцию подобного оружия еще в 1960-х годах выдвинул академик Андрей Сахаров. Это превращенная в торпеду небольшая подводная лодка, управляемая извне, способная нести боеголовку мощностью 100 Мт. В военно-промышленных кругах она известна как «торпеда Сахарова».
«Это не уже существующий, а лишь перспективный проект. Если внимательно посмотреть на слайды, там указаны сроки реализации проекта - до 2025 года», - добавил собеседник РБК.
В качестве предполагаемых носителей на слайдах изображены две АПЛ: строящаяся атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» и строящаяся субмарина специального назначения «Хабаровск» проекта 09851.
Пресс-службы НТВ и «Первого канала» не смогли предоставить РБК оперативный комментарий.