История развития государственности. Особенности становления и развития российской государственности
Древнерусское государство сложилось в результате взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII-IX вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Под- непровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого занятия от производительного труда). Кроме того, на севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в соседскую (территориальную) общину. Она состояла из родственников, но в отличие от родовой общины пашенная земля и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой.
Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра в спорах. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге власть князя все меньше зависела от воли вечевых собраний, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.
К внешним факторам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны - взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя. Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата - защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зачатков государственности. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако только взаимодействие как внутренних, так и внешних факторов могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII - середина IX в.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. Наиболее достоверными являются данные арабского энциклопедиста аль-Максуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Ва- линана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным Повести временных лет, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Это были предгосударственные образования, включающие в себя по несколько племенных союзов. КIX веку восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (вторая половина IX - середина X в.) складывание государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов). Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги (ок. 890-969). Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, и свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную духовную революцию сверху и вводит в 988 г. христианство. Эта едино- божная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей. Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя. Большинство историков определяют Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем Киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.
Киевская Русь как единое государство просуществовала до середины XII в. Затем древняя держава вступила в закономерный для большинства ранних государственных образований период распада. Дореволюционные историки назвали это время удельным периодом, а советские историографы - периодом феодальной раздробленности. Некоторые историки считают, что произошел не полный распад Древнерусского государства, а его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским. Но его власть была скорее номинальной, чем реальной, а за сам киевский престол начинается борьба наиболее могущественных князей отдельных земель, приводящая к опустошению киевской земли и потере ею былого значения. Уже через некоторое время «стол» великого князя Киевского потерял свою значимость. Раздробленность представляла собой закономерный этап политического развития в Средние века, через который прошла вся европейская цивилизация. Государственно-политическая раздробленность ослабила военный потенциал Руси, но в то же время способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в отдельных регионах. Объединение земель и образование единого государства на Руси значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Однако социально-экономические предпосылки объединения все-таки имели место. Прежде всего к ним относится возрождение к концу XIV в. экономического потенциала русской земли. Происходит некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах, начинается внутренняя колонизация. С середины XV в. освоение земель под пашню шло в направлении лесов Северо-Восточной Руси. Рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях этого района явился одним из главных социально-экономических факторов объединения. Укреплению единого государства способствовало формирование поместного землевладения, благодаря расширению ареала пахотных земель получившее распространение уже во второй половине XV в. Слуги князя, позже названные дворянами, получали землю в качестве условного держания, т.е. они не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала, залогом успеха объединительной политики. Князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. В результате обостряются противоречия между князьями, поддерживаемыми своими боярскими группировками. Это и привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так постепенно выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между которыми во многом предопределяла развитие процесса объединения Руси. Великое княжение Владимирское представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства. Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада, так и с Востока (после принятия Золотой Ордой ислама как государственной религии) заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен сплотить Русь.
Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига и, кроме того, противостояние с Великим княжеством Литовским, также претендовавшим на роль объединителя русских земель. Культурные и в целом духовные предпосылки облегчали будущее объединение. В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное - православную веру. Выделяют три этапа объединительного процесса русских земель: первый - конец XIII - начало XIV в.; второй - вторая половина XIV до середины XV в. и третий - середина XV - начало XVI в. Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы государственного управления. Возникновение единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Россия добилась независимости, расширила свою территорию. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотической формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.
Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.
1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.
2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Все это привело к образованию великорусской нации.
В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.
3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.
4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику.
5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.
Лекция №3 Распад Киевской Руси и образование самостоятельных феодальных княжеств. Монгольское иго на Руси. Взаимоотношения Руси и Орды. Значение Невской битвы (1240 г.) и Ледового побоища (1242 г.).
Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время.
Говоря об истории развития государственности, обычно используют категории «тип государства» и «тип права».
Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств.
Выделяют два основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.
Формационный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно этому подходу тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, его классовой сущностью. Марксизм-ленинизм рассматривает историю как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждому типу общества свойственен определенный тип производственных отношений (базис) и соответствующих ему политических правовых и иных (надстроечных) учреждений. Государство и право – это наиболее важные част надстройки, их сущность, содержание в конечном счете определяются экономическим базисом.
Таким образом, исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Выделяют пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) и четыре типа государства соответственно: рабовладельческое (политическая власть находится в руках рабовладельцев); феодальное (политическая власть находится в руках феодалов); капиталистическое (политическая власть – у буржуазии); социалистическое (политическая власть выражает волю всего народа). Каждому типу государства соответствует тип права.
Движущая сила последовательной смены исторических типов государств – классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально-экономическим развитием общества. Процесс смены исторических типов государства характеризуется объективностью. В целом он не зависит от воли и сознания людей, различные субъективные факторы могут ускорить или замедлить этот процесс, но не прервать или повернуть его в другую сторону. Каждый последующий тип государства является исторически более прогрессивным, чем предыдущий, их смена осуществляется в результате революции.
Формационный подход применим только к развитию европейских государств до начала 20 века.
Цивилизационный подход к типологии государства основан не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности (наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях). Таким образом, можно говорить о цивилизациях древних и современных, о цивилизациях западных и восточных, о цивилизациях доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и др. Трактуют цивилизационный подход к типологии государства и с позиции соотношения государства и личности , различая при этом традиционные государства и современные (или конституционные) государства.
Традиционные государства – прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии, в которых народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.
Современные (конституционные) государства – буржуазные республики и конституционные монархии, в которых народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена конституцией, признаны и гарантированы права человека.
Представляет интерес и теоретическое осмысление процесса исторического развития права , при котором также возможно применение формационного и цивилизационного подходов. В первом случае характеризуют рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое право. Во втором – говорят о праве традиционных государств и праве современных (конституционных) государств.
Предмет и задачи курса ОИ.
Древнерусское государство Российская империя (1918–1991 гг.
Факторы и специфика исторического развития России.
Факторы – те условия, которые определяют особенность развития общества и государства в нашей стране. Обширная протяженность территории страны (1). В моменты ее могущества мы занимали шестую часть суши и была самая могущественная держава (2). Неблагоприятные природно – климатические условия, зоны рискового земледелия (леса и болота) (3). До 18 века у России не было прямого выхода к морям (4). Русь выступает заслоном для Европы от нашествия степных агрессивных кочевых народов (печенеги, половцы, монголотатары)(4). Разнообразие этнокультурного состава (5). Россия была местом встречи трех религиозных миров (буддийский, христианский, исламский) (5) Специфика:(1, 2) Определение необходимости коллективных усилий людей для освоения этой зоны, преобладание коллективных форм труда рождало коллективный тип сознания, способствовало невыработанности представлений о личных правах людей и значимости частной собственности, т.е. определило неразвитость правосознания людей. (3, 4) Способствовало развитию изоляционных настроений в русском обществе, развитию идеи об особом не похожем на западный путь нашего исторического развития, лишь Петр 1 первым в нашей истории начал преодолевать эту историческую замкнутость. Эти факторы обеспечивали особую значимость верховной сильной власти единого государя. (5) Пестрота этнокультурного состава рождала особый культурный мир, носителями которого выступали русские люди с их главной уникальной способностью усваивать черты всех культурных типов народов, которых русские покоряли мирно и не мирно.
Восточные славяне в догосударственный период.
Общественно-политический строй: 1. VI–VIII вв. – разложение родоплеменного строя: переход от родовой к территориальной (или соседской) общине. 2. VIII–IX вв. – складывание догосударственных этнополитических общностей: словене, кривичи, уличи, вятичи, северяне, древляне, поляне, волыняне, белые хорваты, тиверцы, радимичи, дреговичи. 3. Во главе догосударственных этнополитических общностей стояли князья , выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину. Большую роль в управлении играло вече – народное собрание. Занятия восточных славян: 1. Земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере в лесной зоне оно было подсечно-огневое . На юге в степной полосе развивалось пашенное переложное земледелие. В лесостепной зоне сочетались обе формы земледелия. 2. Скотоводство. Разводили волов, лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Переход к пашенному земледелию обусловил рост значения лошади как тяглового животного.3. Охота.4. Рыболовство.5. Бортничество – сбор меда.6. Собирательство.7. Ремесло – ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Религиозные верования восточных славян: В системе верований восточных славян выделяют язычество и политеизм. I. Язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы. Языческие религии восточных славян: 1. Тотемизм – культ животных и растений (медведь, олень, лось, бык, кабан, береза, дуб). 2. Фетишизм – культ неодушевленных предметов (фетишей), наделенных сверхъестественными свойствами. 3. Анимизм – вера в существование душ и духов, управляющих материальным миром. 4. Культ природы – почитание таких природных стихий, как солнце, вода, огонь и земля. II. Политеизм («многобожие») основывается на вере в существование обширного сонма богов (например, Сварог (бог неба), Даждьбог (бог солнца), Перун (бог грозы); Стрибог (бог ветра)).
Образование и политическое развитие Киевской Руси в IX – начале XIIв.
В процессе образования государственности у восточных славян можно выделить два этапа: 1. Объединение славянских догосударственных общностей в протогосударства (или государственные образования): Куяба с центром в Киеве Славия с центром в Новгороде Артания с центром в Рязани или Тмутаракани (Таманский п-ов) 2. Слияние двух главных политических центров восточных славян в 882 г. – южного с Киевом и северного с Новгородом, возникновение единой «публичной власти» во главе с великим князем киевским. 882 г. – год образования Древнерусского государства – Киевской Руси: Представляла собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода; Была государством с монархической формой правления; В исторической литературе существует несколькотеорий образования Древнерусского государства: Норманнская (30–60-е гг. XVIII в., немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер) – Древнерусское государство было основано варягами (скандинавами) в 862 г. (Рюрик, Синеус, Трувор). Славянская (антинорманнская) (М.В. Ломоносов) – государственность у восточных славян возникла как закономерный результат внутреннего развития. Центристская (большинство современных историков) – Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития, но и при участии варягов. Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Важными вехами в этом процессе были: 945 г. – складывание налоговой системы: «уроки» – размеры дани; «погосты» – места сбора дани. 988 г. – принятие христианства в византийском варианте, которое создало единое нормативно-ценностное пространство на территории Русской земли. I четверть XI в. – формирование правовой системы («Русская Правда» Ярослава Мудрого). Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: IX – конец Х в. – складывание территориально-политической структуры Киевского государства в период правления первых князей (Рюрика (862–879), Олега (879–912), Игоря (912–945), Ольги (945–969), Святослава (964–972)); Конец Х – первая половина XI в. – время наивысшего расцвета государства при Владимире I (980–1015) и Ярославе Мудром (1019–1054); Вторая половина XI – начало XII вв. – складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха (1113–1125).
Образование и развитие Московского княжества в XIV – XVвв.
Иван III – главный князь, образования единого государства: Оформились границы и в состав вошли: Ярославское, Рязанское, Новгородская, Псковская, Пермская, Вятская, Черниговская, Новгородская, Тверская. Освободилась Русь от уплаты дани, 1480 г. было ликвидировано иго. Полная независимость Руси. Были сформированы органы верховной и центральной власти, принадлежащие великому князю московскому. Он назвал себя царем Руси и сел на царский престол в полном царском облачении. Герб – двуглавый орел. На ряду с московским князем он советовался с «Боярской думой» (высший совет до конца 17 века). Сложилось два центральных органа: Большой совет и казна. Все старые границы княжеств ликвидированы, а Россия была поделена на волости, а волости на уезды. В 1497 году Иван III издал первый судебник, т.е. законы, и в общегосударственном масштабе начинается процесс закрепощения крестьян, вводится Юрьев день 26 ноября , в этот день крестьяне получали право перехода от феодала к феодалу. Господствующий слой состоял из бояр и дворян, при этом бояре были опорой трона и ведущей феодальное сословие.
Реформы Александра II.
Реформы Александра 1-го: Освободил крестьян от крепостной зависимости. Крестьяне становились полноправными свободными гражданами, получали земли в личную собственность. 1862 г. – печати и образования (свобода слова). Выбирается, а не назначается лектор в институте. 864 г – Судебная и Земская. Самая прогрессивная – вводила общий гражданский суд. Он состоял из судьи, адвоката, прокурора. Вводилось понятие презумпции невиновности (невиновен до приговора). Вводился суд присяжных (приговор выносили выборные, независимые люди). Земская – в уездах создавались земства – органы самоуправления, которые ведали: местным бюджетом, здравоохранением, народным образованием. 1870 г – сходная: в городах создавались городские думы 1871г. – Военная реформа. Весь комплекс военных реформ включал следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности. Реформа системы народного образования (1864 г.). Ликвидирована государственно-церковная монополия в сфере начального образования. Начальные школы могли открывать частные лица и земства. Развитие системы среднего образования (классические и реальные гимназии). Становление женского образования (1862 г. – открытие женских гимназий).
Отечество в эпоху НЭПа.
НЭП – комплекс антикризисных экономических, социальных, идеологических мероприятий, предпринятых большевиками в 1921–1928 гг., направленных на создание многоукладной социалистической экономики с элементами рыночного хозяйства и частной собственности при сохранении «командных высот» в руках советского государства. Цели НЭПа: Политическая – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая – предотвратить дальнейшее углубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Внешнеполитическая – восстановить нормальные внешнеполитические и внешнеэкономические связи; преодолеть международную изоляцию. НЭП в своей зрелой форме нес в себе два глубоких и серьезных противоречия . Первое: между рыночным методом строительства социализма и его целью – созданием безрыночной социалистической экономики. Второе: между монополией большевиков на политическую власть и многообразием политических и экономических интересов различных социальных групп (рабочего класса, крестьянства, нэпманской буржуазии, бюрократии, интеллигенции). Решение этих противоречий открывало перед страной два пути дальнейшего исторического развития. Первый: большевики развивают НЭП, проводя более радикальную экономическую реформу и открывая больший простор для рыночных отношений и частнопредпринимательской деятельности (включая отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю), рискуя потерять власть. Второй: большевики ликвидируют НЭП и переходят к безрыночной экономике (без частной собственности, свободы торговли и предпринимательства), укрепляя свою монополию на власть По какому пути пойдет страна, зависело от многих экономических, социальных, политических и идеологических факторов.
Россия в 90-е гг. XX в.
К началу 1990-х гг. в российской экономике накопилось множество структурных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производства выпускали никому не нужную продукцию. Ситуация усугублялась распадом союзного государства и дезинтеграцией единого народнохозяйственного комплекса. По мнению историка Жукова, приватизация преследовала не столько экономические, сколько политические цели: добиться смены общественного строя путем замены государственного типа собственности на частный; создать экономическую и финансовую элиту, призванную стать социальной опорой радикального обновления страны; добиться социально спокойной реакции на фактическую утрату своей доли собственности. Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности. В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями остро встала задача поиска цивилизационной системы ее государственного устройства.
Россия в начале XXI в.
31декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В.Путину. таким образом завершилась «эпоха Ельцина». 26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94% голосов избирателей, победил В.В.Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. Основные направления политики Президента РФ В.В.Путина в 2000–2008 гг. I. Политико-государственная сфера – укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе: создание семи федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ; изменение принципа формирования палаты Федерального Собрания – Совета Федерации – и превращение его в постоянно действующий законодательный орган; создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ. II. Социально-экономическая сфера – продолжение курса на либерализацию экономики: ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью; принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса; сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога; монетизация социальных льгот; начало реализации национальных проектов. III. Международные отношения и внешняя политика: принятие новой концепции внешней политики России исходя из многополярной системы международных отношений; развитее партнерских отношений со всеми странами мира; нормализация отношений Россия – НАТО; поддержка западных стран в борьбе с международным терроризмом.
Предмет и задачи курса ОИ.
История – слово греческого происхождения, возникло это понятие около 5 в. д. н.э. и обозначало рассказ о происшедшем, об узнанном. Отцом истории считают грека Геродота. Отцом русской истории называют Нестора Летописца (11 в. н.э. Киев). Главный метод изучения истории – Историзм этот подход требует анализа фактов, событий и процессов прошлого в их развитии, взаимосвязи и в связи с порождающими их обстоятельствами, т.е. конкретно их историческим. История наука конкретная изучает не только закономерности, но и сами события, людей, исторические факты. Задачи истории: 1) Обобщить и проанализировать человеческий опыт; 2) Выявить закономерности в развитии всего человечества, отдельных народов и государств; 3) Сформировать историческое сознание; 4) Дать объективную оценку исторического процесса. Для того чтобы решить эти задачи, историческая наука опирается на методологию и исторические источники. Методология – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исторический материал и создать эффективные объясняющие модели исторического развития. Виды методологии: 1) Субъективистская (Объяснён исторический процесс действиями великих людей); 2) Объективно-идеалистическая (Решающую роль в историческом процессе отводила Богу, Мировой душе и т.д.); 3) Формационный подход (19в. Карл Маркс, предполагает что человечество в своем развитии происходит ч/з 5 общественно - экономических формаций: Первобытное общинное, Рабовладельческое, Феодальное, Капиталистическое, Коммунистическое); 4) Цивилизационный подход (Рассматривает цивилизацию, в качестве основной структурной единицы исторического процесса). Исторические источники: Письменный (летописи, книги), Вещественные (все что можно потрогать), Устные (былины, легенды), Этнографические (традиции, обычаи, нравы), Лингвистические (данные языка), аудиовизуально (кино- аудио- фото- документы).
Основные этапы развития Российского государства.
Древнерусское государство (Вторая половина IX – первая треть XII вв. Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии). Русские земли в период политической раздробленности и татаро-монгольского нашествия (Вторая половина XII в. – середина XIII в. Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики. Установление ига Золотой Орды над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского). Образование и развитие Московского государства (XIV – XVII вв.Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии). Российская империя (XVIII – начало ХХ вв. Период существования абсолютной монархии). Российская империя периода перехода к ограниченной монархии (Февраль–октябрь 1917 г. Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления). Формирование и существование советского государства (1918–1991 гг. 1) 1918 – до конца 20-х гг. 1) создание новой государственной системы (государственной диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства. 2) 1930 – сер. 50-х гг. 2) установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов. 3) сер. 50-х – сер. 80-х гг. 3) ослабление контроля над обществом. Сохранение главенствующей роли КПСС в государстве. 4) 1985–1991 гг. 4) попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента). Формирование Российской Федерации (1991–2009 гг. Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей).
Славянские племена издревле заселяли Восточную Европу и античными авторами назывались венетами, антами, склавенами. Они занимали значительные территории современной Украины и России, ведя в основном земледельческий образ жизни и поддерживая торговые отношения с соседними народами и государствами. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами римские монеты II–IV вв.
Накануне образования государственности у восточных славян они уже были объединены в обширные территориальные племенные союзы (протогосударства) со своими политическими центрами – Куявия (киевская земля), Славия (район озера Ильмень) и Артания (предположительно от Тмутаракани на Таманском полуострове и до современных рязанских земель). Эти объединения стали фундаментом для образования Древнерусского государства – Киевской Руси. Источники так называют эти племена или племенные союзы: поляне, древляне, волыняне, бужане, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, ильменские славяне, вятичи и радимичи.
Восточные славяне создали государственность минуя рабовладельческий строй, перейдя сразу к феодализму.
Большинство российских исследователей считают, что государственность на Руси сложилась в IХ в., и ее колыбелью являются Новгород и Киев. Некоторые историки, опираясь на древнейшую нашу летопись Нестора «Повесть временных лет», традиционно связывают образование государства с призванием варягов. (Так называемая норманнская теория происхождения Древнерусского государства). Хотя следы варяжского влияния мизерные: на территории Руси в 10 тыс. кв.км. историки насчитали лишь 5 скандинавских топонимов. Варягов славяне знали как торговцев, проложивших международный торговый путь по воде «из варяг в греки». Согласно летописи новгородцы прогнали князя, но не смогли править самостоятельно, т.к. не хотели подчиниться руководителю из своей среды, потому обратились за море к Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Уговаривая их на княжение, новгородские послы произнесли примечательную фразу: «Земля наша велика и обильна, да наряду (порядка) в ней нет. Да придете княжити и володети нами». В 862 г. варяги пришли на Русь и сели на престол: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (около Пскова), Синеус – в Белоозере. Князья были призваны не в качестве правителей, а лишь руководителями вооруженной силы, для защиты новгородских территорий. Тем не менее год их призвания считается отправным в истории российской государственности.
По-видимому, воспользовавшийся непрекращающейся смутой в Новгороде Рюрик осуществляет военный переворот и становится правителем. После его смерти, вероятно, произошла смута, и часть варягов во главе с Аскольдом и Диром ушли к Киеву и захватили его, что нарушило единство контроля над торговым путем. Вскоре Олег с пятилетним сыном Рюрика Игорем и дружиной направились к Киеву и в 882 г. овладели им, убив мятежных варягов. Олег остался на юге и объединил два крупнейших государств в одну державу под названием Киевская Русь. Год 882 считается возникновением Киевской Руси. Олег подчинил своему владычеству близлежащие славянские племена, платящие дань хазарам, а затем расправился и с ними. Он объявляет себя великим князем, а подчиненные князья стали именоваться «светлейшими».
С целью восстановления торгового пути и закрепления для славян выгодных условий на нем Олег в 907 и 911 гг. совершает большой победоносный (прибил щит на вратах Царьграда) поход в Византию. Поход Игоря туда был неудачным, как и его внутренняя политика, закончившаяся его убийством древлянами при сборе дани.
Его жена Ольга была русской женщиной родом из Плескова (Пскова) и зарекомендовала себя более мудрой правительницей, одной из первых на Руси принявшей христианство. Их сын – Святослав – уже был наполовину славянин, прославившийся как князь-завоеватель. Первым же древнерусским князем считается Владимир I – устроитель русской земли. В 988 г. он принимает христианство из Византии, т.к. именно там религия была подчинена императору, о чем и мечтал князь для опоры и возвышения своей власти. Принятие православия имело прогрессивное значение и стало переворотом, обновившим и оживившим поступательный путь развития Руси.
После кончины Владимира Киевский престол занял его сын Ярослав по прозвищу Мудрый. При его сыновьях-преемниках намечается распад Киевской Руси на отдельные княжения (уделы). Падает и значение Киева как столицы государства. Усиливается напор кочевников (печенеги, каракалпаки, половцы). На время Владимир Мономах, призванный киевлянами на великокняжеский престол в 1113 г., восстановил былую мощь государства.
Во второй четверти ХII в. распад усиливается. Начинаются междоусобные княжеские войны. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил и разграбил Киев и перенес столицу во Владимир, что можно считать концом Киевской Руси. Официально же она перестала существовать после захвата татаро-монголами Киева в 1240 г.
Еще по теме 1.1. Появление и развитие государственности у восточных славян:
- III. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ С 1795 г. ПО 1870 г. Директория (1795-1799 гг.).
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении