Сорокин философ. П.А
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.
Основой социологического анализа Сорокин считает , индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».
Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.
Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.
Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.
Социология П. Сорокина
Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.
Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.
Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва , когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции , когда эти потребности обуздывайте.
Питирим Сорокин разработал теорию, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.
Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.
Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.
Питирим Александрович Сорокин (21.01.1889-10.02.1968) - философ, социолог. Род. в с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. (Княжпогостском р-не современной Республики Коми) в семье ремесленника, занимавшегося церковно-реставрационными работами.
Питирим Александрович Сорокин (21.01.1889-10.02.1968) - философ, социолог. Род. в с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. (Княжпогостском р-не современной Республики Коми) в семье ремесленника, занимавшегося церковно-реставрационными работами. Учился в Гамской школе Устюжского уезда, затем в учительской семинарии. В Петербурге участвует в революционном движении, в 1906 арестовывается. В 1909 обучается в Петерб. психоневрологическом ин-те, где испытывает сильное влияние крупнейших русских социологов, основавших здесь кафедру социологии. За активное участие в революционной деятельности взят на учет полицией. В 1910 поступает в Петерб. ун-т, где проходит специализацию по кафедре уголовного права под руководством известного русского правоведа Л.И.Петражицкого. Будучи еще студентом ун-та, С. начинает активную научную работу, сотрудничая со многими известными журн., выпуская брошюры по социологии и теории права. В 1915, сдав магистерские экзамены, читает курс по философии, праву, психологии, эстетике в Петерб. ун-те. В январе 1917 получает звание приват-доц. Петроградского ун-та. В дни Февральской революции возвращается к общественной деятельности: один из активных членов партии эсеров, сотрудник Временного пр-ва, секретарь А.Ф.Керенского, гл. ред. газеты «Воля народов», депутат Учредительного собрания. Разочаровавшись в политике эсеров, заявляет о своем отходе от политической деятельности, сосредоточиваясь на деятельности научно-просветительской. Возглавляет социологическое отделение первого в России ф-та обществознания (в Петроградском ун-те), в 1920 становится проф. кафедры социологии. В том же году публикует двухтомную «Систему социологии», принесшую ему заслуженную славу выдающегося социолога России. После Октября 1917 трижды арестовывался. В 1922 выслан из России. Некоторое время читал лекции в Пражском ун-те. С 1923 жил в США. В 1930 принял американское гражданство. С 1930 - проф. Гарвардского ун-та, организатор и руководитель ср-та социологии. Считается «социологом № 1» США. Разработал теорию исторического процесса как циклической флуктуации основных типов культуры, оригинальную систему социологии культуры, явился одним из родоначальников совр. теории социальной стратификации и мобильности.
Интегративно-синтетическая направленность социологических исканий С. отчетливо проявляется уже в ранний период его творчества. В «Системе социологии» П. выдвигает принципы, от к-ых не отойдет на всем протяжении своей научной деятельности. Согласно С., теоретическая социология включает в себя 3 раздела: 1) социальную аналитику (ее объекты - социальные элементы в виде человеческих индивидов, актов их действия и взаимодействия); 2) социальную механику (ее объект - социальные процессы различных уровней); 3) социальную генетику (ее объект - факторы и законы эволюции общественной жизни). Намеченный в «Системе социологии» синтез социологических ракурсов и подходов развивается в работе «Социальная мобильность». С точки зрения С. социальная подвижность и мобильность - непременный атрибут общественной жизни. Она включает в себя перемещения индивидов, социальных групп, а также ценностей, созданных человеческим творчеством. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность означает переход индивида со страты на страту, причем это движение может быть социальным восхождением или нисхождением. В любом об-ве существуют строгие законы и механизмы реализации социальной мобильности, к-ые, правда, существенно нарушаются в периоды социальных катастроф и потрясений. В полной мере универсалистские построения С. реализованы в его четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика», где особое внимание уделено духовно-ценностным основаниям жизни социума. С. вводит понятие культурно-ценностной сверхсистемы, дает типологию этих исторически складывающихся сверхсистем, доказывая их специфичность и несводимость друг к другу. Он выделяет «идеациональную», «идеалистическую» и «чувственную» культурно-ценностные сверхсистемы. Критикуя современную «чувственную», прежде всего американскую потребительскую цивилизацию, С., тем не менее, отчетливо видел и тупиковость коммунистического советского тоталитаризма, бюрократии и обезлички. Его социальным идеалом была конвергенция капитализма и коммунизма, некая новая идеациональная цивилизация, основанная на ценностях Истины, Добра и Красоты, равно чуждая и социально-тоталитарному утопизму, и рыночно-потребительс-кому разрушительному идеологизму. Будучи типично русским мыслителем, ориентированным на соборный синтез знания и профети-чески устремленным к будущему гармоничному социуму, С. встречал зачастую недоумен-нное и даже враждебное отношение к своим идеям со стороны американской общественности. Вопреки непониманию, выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма и создал в 1947-1948 в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма».
Соч.: К вопросу об эволюции и прогрессе. СПб., 1911; Социологический прогресс и принцип счастья. (Рук.). Устюг, 1911 или 1912 // Социологические исследования. М., 1988. № 4; Преступность и ее причины. Рига, 1913; Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. III. Что такое прогресс? СПб., 1914; Преступление и кара, подвиг и награда. СПб, 1914; Л.Н.Толстой как философ. М., 1914; Проблема социального равенства. Пг., 1917; Что нужно народу. Монархия или республика. Пг., 1917; Вечный мир и всемирное единение народов. Пг., 1917; О свободах. Неотъемлемые права человека и гражданина. Пг., 1917; Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919; Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920; Система социологии. Т. 1 - 2. Пг., 1920; Автономия национальностей и единство государства. Пг. б/г; Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию // Экономист. 1922. № 1; Влияние голода на социально-экономическую организацию общества / / Там же. № 2; Голод и идеология общества / / Там же. №4 - 5; Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. Пг., 1922; Современное состояние России. Прага, 1922; Популярные очерки социальной педагогики и политики. Ужгород, 1923; Идеология аграризма. Прага, 1924; Leaves from a Russian diary. N.Y., 1924 (переизд. Boston, 1950); The sociology of revolution. Phil.- L., 1925; Principles of rural-urban sociology. N.Y., 1929. (Совм. с C.Zimmerman); Social and cultural dynamics. Vol. 1-4. N.Y., 1937-1941; Time-budgets of human behavior. Camb., 1939. (Совм. с O.Berger); Man and society in calamity. N.Y., 1942; Sociocultural causality, space, time. Durham (N.C.), 1943; Reconstraction of humanity. Boston, 1948; Explorations in altruistic love and behavior: asymposium. Boston, 1950; Altruistic love: astudy of American «good neighbors» and Christian saints. Boston, 1950; Social philosophies of an age of crisis. Boston, 1950; The ways and power of love. Boston, ; Fads and foibles in modern sociology and related sciences. Chi., 1956; The american sex revolution. Boston, ; Power and morality. Boston, . (Совм. с W.A.Lunden); Social and cultural mobility. N.Y., 1959; Long journey. New Haven, 1963; The basic trends of our time. New Haven, 1964; Sociological theories of today. N.Y., 1966; Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992. [Социальная роль семьи и школы]. // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993.
СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968). Выдающийся русско-американский социолог. С 1919 г. профессор Петроградского университета. В 1922 г. был выслан из России за оппозицию к большевикам. С 1930 г. профессор, а затем декан социологического факультета Гарвардского университета. Один из создателей современной американской социологии. О своеобразии понимания Сорокин специфики предмета и метода социологии достаточно ясно свидетельствует разработанная им в 1919 г. программа преподавания социологии.
Социологические труды Сорокин отличаются разнообразием тематики и разработкой новых областей социологического знания, послужившей началом широких исследований в мировой социологии по проблемам социальной стратификации, социальной и культурной мобильности, созидательного альтруизма, методологии социологического анализа. Автор учебников по социологии, исследований по истории русской и мировой социологии, по вопросам влияния бедствий на сознание и поведение человека, по социологии войны, революции, морали. С точки зрения Сорокин, простейшей моделью социального явления служит взаимодействие 2 индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются 3 элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, т.е. те средства, которые используются ими во взаимодействии (символы, интеракции), – язык, орудие труда, деньги, живопись, музыка и др. Выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; б) взаимодействие сходных и несходных лиц; в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное, шаблонное и нешаблонное.
Уделял большое внимание разработке структуры социологической науки. В “Системе социологии” разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и подразделяется на:
1) социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений (социальная анатомия и морфология);
2) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;
3) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей, теорию эволюции общественной жизни.
Практическая социология включает в себя социальную политику. Будучи прикладной дисциплиной, при опоре на теоретическую социологию она должна помогать обществу и человеку управлять социальными процессами в соответствии с поставленными целями.
Социология – наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства; в то время как социология – со всеми сферами, родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах. В работе “Социология революции” (1925) утверждается, что революция означает прежде всего смену в поведении людей, их психологии, верованиях и ценностях. Революционные отклонения в поведении людей (революционные ситуации) вызываются всеобщим растущим подавлением базовых инстинктов, т.е. рефлексов, импульсов (пищеварительного, индивидуального и группового самосохранения, самовыражения, собственности и др.) и вырождением элиты, правящих классов.
Революция представляет собой худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, потому что достигается это непропорционально великой ценой. Ненависть, жестокая борьба, зверства сопутствуют любой великой революции.
Революциям Сорокин противопоставил социальную эволюцию и предложил “каноны” – правила реформирования:
– реформы не должны попирать человеческую природу, ее базовые инстинкты;
– тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования;
– каждый социальный эксперимент вначале следует испытать на малом масштабе;
– реформы должны проводиться правовыми и конституционными средствами.
Сорокин – один из создателей современных концепций социальной стратификации и мобильности. Стратификацию определял как дифференциацию людей на иерархические слои. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Стратификация существовала во всех обществах и во все времена, изменяясь количественно и качественно. Нет постоянной тенденции ни к возрастанию, ни к выравниванию. Существуют циклы, в которых усиление неравенства сменяется его ослаблением.
Под социальной мобильностью понимал экономические, политические и профессиональные перемещения. Переход из одной социальной группы в другую на одном уровне – это горизонтальная мобильность. Социальный подъем или спуск из одного социального пласта в другой – это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность.
Сорокин был одним из родоначальников теории конвергенции. В условиях “холодной войны” опубликовал эссе “Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу” (1960).
Центральной темой творчества ученого является теория социокультурной динамики. Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры (цивилизации) является понятие ценности. Каждая социокультура неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка.
Сорокин Питирим Александрович (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии.
Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего.
Сорокин Питирим Александрович
Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году. Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии.
В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Лениа, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции. Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из-под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжёлая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье потребовали взять передышку и отправиться к родственникам в деревню Римью.
Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Петербурге старый приятель Фёдор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тот же день, Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определённые трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такой экзамен Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в. Иногда Сорокина называют не русским, а американским социологом. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г.- годом его высылки. Однако становление взглядов Сорокина как социолога, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода, двухтомной «Системе социологии» (1920), он формулирует теоретические основы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины им же и были введены в научный оборот).
Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства - миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».
Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальной мобильности двух типов - вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., а кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.
Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией. Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.
В своих поздних работах («Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь», «Изыскания в области альтруистической любви и поведения», «Власть и нравственность» и др.) Сорокин проповедует идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, культурных ценностей, т.е. те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русской социологической мысли в целом.