Скучающие животные. Ученые объяснили, почему кошки не скучают по хозяевам
Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.
С Дуная
Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.
Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.
Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.
Да, скифы мы!
Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.
Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.
Теория Гелленталя
Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов .
По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха - 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.
Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.
Две прародины
Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория "двух прародин" также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой "первой прародиной". Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.
Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян. Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная - разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр. Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.
Сами мы местные
Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории - от Урала до Атлантического океана. Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.
Придерживались автохтонной теории и польские ученые - Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов "венеды" и "вандалы". Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.
Истоки истории русского народа уходят в эпоху расселения славян из районов формирования славянской общности на рубеже эпох. Более отчетливо она может быть прослежена с образованием в веке Древнерусского государства, возникшего в результате объединения восточно-славянских племён. Территория Древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Чёрного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В состав государства входили финно-угорские, балтские и тюркские племена.
Процесс ассимиляции местных племён переселенцами-славянами объяснялся малочисленностью финских племён и более высоким уровнем общественного развития и материальной культуры переселенцев. Ассимилируясь, финно-угры оставили в наследство славянским поселенцам отдельные антропологические черты, топонимическую и гидронимическую номенклатуру (названия рек, озёр, селений и местностей), а также элементы традиционных верований.
Миграции славянского населения были органически связаны с расширявшимся освоением территорий, включением Волжско-Окского междуречья в систему межкняжеских отношений. Осваиваемое междуречье в конце - начале вв. вошло в политическую структуру Древнерусского государства, о чём свидетельствует учреждение княжеского стола в Ростове для сыновей князя Владимира в г.. Фактически эта область выходила за границы междуречья и со второй половины XIII века воспринималась как Северо-Восточная Русь. В XII веке Северо-Восточная Русь была частью Древнерусского государства. Если во времена расцвета Киева понятия "Русь", "Русская земля" распространялись прежде всего на Киевскую и Черниговскую земли, то с XIII -XIV вв. они ассоциировались с северо-восточным регионом. В веке в Древнерусском государстве насчитывалось более 90 городов, в XII веке их было 224, этот рост продолжался, несмотря на монголо-татарское нашествие .
После вхождения в состав империи по Ништадтскому миру () с Швецией Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX века Финляндии и Бессарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы (Семиречье и др.).
Общественая жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался святками. Молодые люди весёлой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, более всего съестными припасами. Первым праздником весеннего цикла была масленица - неделя перед длительным постом, предшествовавшим Пасхе . Масленичное гуляние носило в целом разгульный характер и сохраняло элементы очень древних обрядов, связанных в прошлом с культом плодородия и культом предков. После масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхи. Пасхальную неделю молодёжь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели. Женщины и дети любили игры в крашеные яйца. В некоторых местах ещё и в конце XIX века водили хороводы.
Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. Из всех восточных славян троицкая обрядность и праздничность наибольшее развитие получили у русских. На Троицу гуляли в лугах и лесах. Украшали церкви и дома молодой растительностью, берёзками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины.
Летняя купальская обрядность не была столь выразительна у русских. Она заключалась в молодёжных гуляниях с зажиганием костров, игр в обливание водой. На Купалу собирали целебные травы.
Летние праздники и молодёжные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня старого стиля). В предпраздничную ночь молодёжь гуляла до рассвета - "встречали солнце". Принято было собирать всё, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т. п.
Фольклор
Древним постепенно угасающим видом народной поэзии у русских был обрядовый фольклор, сопровождающий семейные и календарные обряды. Основу обрядового фольклора составляли песни. Среди свадебных песен выделялись величальные, шуточные-корильные, метафорически-описательные и др. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым различным поводам.
К архаическим жанрам фольклора относился героический эпос, который у русских сохранился в живом бытовании до века. Специфически русской формой историко-эпического жанра были былины. Любимым былинным героем был богатырь Илья Муромец, которому приписывали многие подвиги, а также Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.
Широкое развитие со второй половины XVI века получили у русских исторические песни, в которых изображались конкретные исторические события XVI -XIX вв. Наиболее специфические русские сюжеты встречаются главным образом в бытовых, сатирических и анекдотических сказках. Особенно большое место занимала сказка в семейном быту. Широко бытовали произведения несказочной фольклорной прозы - легенды и предания, в которых память о реальных событиях переплеталась со сказочными сюжетами. Ранние восточнославянские предания оказали влияние на древнерусское летописание ("Повесть временных лет
"У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе. Ни один человек не падает так глубоко, до последнего зла, как русский человек; но точно так же ни один человек не достигает так высоко, выше вершин, как русский человек... Русская душа - самое драматическое поприще, на котором беспощадно борются ангелы и дьяволы. За русскую душу ревниво бьются миры, бьются Сам Бог и сам сатана... Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, руские святые: от святого Владимира и до патриарха Тихона исповедника. Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли" .
Экология
Когда вы смотрите на сидящих в клетках животных в зоопарке, вы, наверное, думаете что они, как и люди, умеют скучать, и вероятно, они страдают от такого "тюремного заключения". Хотя мы не можем залезть в голову живых существ и узнать, что же они на самом деле думают, ученые впервые попробовали экспериментально доказать, что животные испытывают скуку и тоску.
В ходе исследований ученые из Университета Гуэльфа , Канада, исследовали поведение 29 живущих в неволе норок. Некоторые животные были помещены в простые клетки, где они жили 7 месяцев перед тем, как начались эксперименты.
Другая группа норок жила в точно таких же клетках, однако имела доступ к тоннелю, что позволяло им перемещаться в более широкое пространство. Эти животные также имели возможность лазать по полкам и лесенкам, играть с резиновыми игрушками и другими предметами, гулять по дну мелкого пруда, погружать головы в воду. Каждый месяц животные получали какие-то новые предметы.
Когда, наконец, настало время для эксперимента, ученые предложили животным испытать новый опыт, например, в клетки запускали струю воздуха, ставили ароматические свечи и включенные электрические зубные щетки. Независимо от того, поощрялись ли животные лакомством и насколько стрессовыми или нейтральными были для них новые вещи, те, кто жил до этого в скучных клетках, проявлял больше интереса к новым предметам.
Они также поглощали больше пищи во время эксперимента, даже если не страдали от голода. Также они дольше времени лежали без сна, чем те животные, жизнь которых до этого была более насыщенной. Все эти признаки поведения говорят о том, что животные скучали, сделали вывод ученые.
Более счастливая жизнь в неволе
Скука – сложная для определения эмоция. У людей, которые скучают, реакции могут варьироваться от легкой апатии до депрессивных состояний и полного погружения в себя. Ученые уверены, что их новое исследование очень важно, так как позволяет понять, что животным тоже бывает скучно и что следует делать, чтобы развлечь их и сделать их жизнь в неволе более насыщенной и счастливой.
"Хотя мы не можем сказать с уверенностью, что животные испытывают те же чувства, что и человек, который заявляет, что ему скучно, однако поведение и реакции в данном случае очень похожи" , - сказали исследователи.
Редьярд Киплинг был прав: кошки действительно гуляют сами по себе. К такому не то чтобы неожиданному выводу пришли ученые из Университета Линкольна в Великобритании. Их исследование может стать весомым аргументом в давних спорах собаководов и любителей кошек о том, кто более предан хозяевам - кошки или собаки? Несмотря на уверенность хозяев кошек в том, что их питомцы страдают дома, когда хозяева уходят на работу, эксперименты показали,
Что это вовсе не так и в действительности кошки вовсе не проявляют страха перед разлукой.
Недавние исследования показали, что домашние кошки превзошли собак по популярности среди жителей Европы. Бытует мнение, что кошка - идеальное домашнее животное для тех людей, которые подолгу пропадают на работе.
«Прошлые исследования показали, что некоторые кошки демонстрируют признаки беспокойства из-за разлуки, будучи оставленными своими хозяевами, подобно тому, как это делают и собаки. Однако результаты нашего исследования показали, что в действительности кошки куда более независимы, чем собаки. Похоже, то, что мы называли страхом расставания, может быть просто фрустрацией», — считает профессор Дэниел Миллс, автор исследования, опубликованного в журнале Plos One .
Чтобы исследовать такой на первый взгляд субъективный вопрос, как верность и привязанность кошек к хозяину, ученые использовали для своего эксперимента вполне научные методы. Они адаптировали давно известный в психологии тест Эйнсворт, при помощи которого можно оценить привязанность ребенка к матери.
Эти тесты представляют собой мини-спектакли, в которых участвуют мать, ее младенец и незнакомец.
Для экспериментов исследователи выбрали 20 кошек и их хозяев. В ходе эксперимента ученые наблюдали за поведением каждой кошки в незнакомой обстановке - в обычной пустой комнате с двумя стульями. При помощи видеокамеры ученые оценивали поведение кошек в одиночестве, со своими хозяевами и с посторонними людьми. Особенно они обращали внимание на поведение кошек после ухода хозяев и во время контакта с ними.
Наблюдения показали, что кошки действительно громче мяукают, когда их оставляет хозяин, а не посторонний. «Но мы не видим никаких дополнительных поводов полагать, что связь между кошкой и хозяином напоминает безопасную привязанность», — говорит Миллс.
Так называемая безопасная привязанность присуща большинству детей: младенцы чувствуют себя уверенно в незнакомой обстановке, но при расставании с матерью они расстраиваются, их любопытство снижается. При этом по ее возвращении они ищут контакта с ней и продолжают активно играть.
«Вокализация кошек может быть просто проявлением неудовлетворенности или приобретенным рефлексом, поскольку никаких других признаков привязанности не наблюдалось», — говорит Миллс.
Эти эксперименты показали, что кошки демонстрируют более независимое, автономное поведение в необычных ситуациях, чем собаки, для которых хозяева олицетворяют собой «тихую гавань» в плане безопасности. Авторы не утверждают, что кошки не способны устанавливать тесную эмоциональную связь с хозяевами, они утверждают,
что хозяева не ассоциируются у кошек с безопасностью и защищенностью, особенно в незнакомой обстановке.
В экспериментах с кошками, хозяева которых считали их особенно привязанными, оказалось, что поведение кошек мало чем отличалось от поведения остальных животных, добавила Миллс.
Авторы предлагают несколько научных объяснений независимости кошек. В отличие от собак эти животные были одомашнены не так давно. Кроме того, их одомашнивание не имело ярко выраженную цель приучить их к жизни в непосредственной близости с человеком. Поэтому социальное поведение кошек не характеризуется такими же тесными связями, что существуют между человеком и собакой. Поэтому, как правило, кошки не контактируют так тесно и долго с хозяевами, как это делают собаки.
0
Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственное выживание и продолжение рода. Борьба за существование поглощает все силы и время. Поэтому и у головастого зверя «семи пядей во лбу», и у скромного беспозвоночного с одним нервным ганглием проблема скуки не возникает. Даже если львиный прайд в африканской саванне весь день пребывает в благородном ничегонеделании, скукой это не назовёшь, скорее царственной праздностью. Львицы знают, что в сумерках они пойдут на охоту, а самцы «продолжат думы» об удержании власти. И если львицы ничего не добудут, львам придётся подключиться к охоте. Но стоит запереть льва в клетку зоопарка и лишить его борьбы за кусок мяса и за самку, как может возникнуть скука.
Обезьянка, живущая в зоопарке, явно скучает
В условиях отсутствия борьбы за существование животных можно разделить на тех, кто способен легко заскучать и впасть в депрессию, и тех, кого праздность в ограниченном пространстве нисколько не угнетает. Кубинский таракан Blaberus sp. или палочник Phasmatodea в добротном инсектарии вряд ли станут жаловаться на судьбу. Это же можно сказать и о рыбах в хорошем аквариуме, и о сотнях тысяч других видов, представителей которых содержат в искусственных условиях. В зоопарках есть пища и кров и нет хищников, чего ещё желать?
Орлан-белохвост по кличке Гоша. Больше месяца он жил на летней кухне и радовался еде, которая доставалась ему без труда и забот.
Даже сравнительно высокоразвитое существо орлан-белохвост Haliaeetus albicilla не предъявляет никаких претензий, имея на столе каждый день рыбу или мясо. В годы работы на Дальнем Востоке я больше месяца содержал дома орлана, который, не имея явных повреждений крыльев, не летал. Хищник - я окрестил его Гошкой - жил на летней кухне и радовался ежедневной рыбе, которая доставалась ему безо всяких усилий. Наша совместная жизнь с орланом прервалась из-за визита фотографа, который приехал сфотографировать птицу, но чем-то так Гошке не понравился, что он разбежался и улетел. Я и раньше выгонял его на вольный выпас по стационару, но никуда лететь орлан не собирался.
Животные в зоопарке развлекаются как могут.
Теперь загляните в потухшие глаза леопарда, весь день шагающего вдоль стеклянной или металлической стенки вольера в зоопарке. Зверь страдает от скуки. То же можно сказать о волках, куницах и о многих других животных, которых природа наделила пытливым умом. Если этот инструмент, предназначенный для решения многообразных задач приспособления к сложному миру, остаётся без «пищи», простаивает, животное может зачахнуть и заболеть. Сотрудникам зоопарков такая проблема прекрасно известна. В хороших зооцентрах её стремятся решать, предоставляя питомцам игрушки и снаряды, пытаясь таким образом воссоздать элементы сложной природной среды, где было бы над чем подумать.
Жду угощения!
Животные в зоопарках и сами развлекаются как могут. Шимпанзе и орангутаны нередко плюют в посетителей, забавляясь наблюдением того, как люди отпрыгивают от вольера. Времяпровождением многих животных становится выпрашивание угощения у посетителей. Постоянное перекусывание - любимое их развлечение. Известны случаи, когда некоторые животные, например медведи, погибали от переедания.
Перемещаясь то и дело по вольеру, птицы сохраняют свою физическую форму.
Скука и отсутствие нормального сексуального партнёра в условиях неволи вынуждают животных изобретать экстравагантные способы для выплёскивания нерастраченной энергии. Они могут использовать для любовных игр предметы обихода, имеющиеся в вольере. Если рядом сосед другого вида, то к нему наверняка будет проявлен сексуальный интерес. А уж однополая любовь расцветает пышным цветом. Специальное исследование этого вопроса, охватившее 2000 видов животных, выявило случаи нетрадиционной ориентации у 20% из них.
Практика овцеводства показывает, что каждого шестого барана секс вообще не интересует. Британский биолог Огастес Браун приводит случай с пингвинами Гумбольдта Spheniscus humboldti, произошедший в одном из немецких зоопарков. К группе самцов там подселили самок в надежде выправить их ориентацию. Но самцы, чтобы отбить интерес к себе у представительниц прекрасного пола, дружно притворились уже насиживающими яйца папашами. В качестве яиц они использовали камушки.
Пернатым скучать некогда! Извечные задачи - строительство гнезда и выкармливание птенцов. Ласточка деревенская.
Если совсем нет развлечений, животные начинают уделять внимание своему телу. Так, некоторые крупные попугаи выдёргивают у себя перья и вскоре становятся голыми. Более безвредное развлечение - изобретение необычных движений. Например, коротая время, шимпанзе Pan troglodytes перекатываются с боку на бок, передвигаясь так по клетке. Постоянное перемещение по клетке свойственно очень многим животным, - так имитируется обход своего охотничьего участка в природе и сохраняется физическая форма. В этом есть глубокий смысл - изначально животные очень подвижны.
Черный дятел.
Мучение от скуки в какой-то мере считается признаком вида с высоким интеллектом. В природе такие животные не используют в пищу одно и то же, а постоянно ищут что-то новое, особенно если прежней еды стало мало. Такой подход проявляется не только в поиске «хлеба насущного», но и во всех других аспектах бытия. Например, сороки смело используют при строительстве гнёзд проволоку и многие другие продукты человеческой цивилизации.
Постоянное перекусывание - одно из любимых развлечений животных в зоопарке. Но это опасно: от переедания некоторые звери могут даже погибнуть.
Специализирующийся на сборе корма со стволов деревьев поползень Sitta europaea адаптировался к странствиям по древесной коре лучше всех пернатых древолазов. Он единственный может разгуливать по стволам вниз головой, отличаясь при этом изрядным любопытством и сообразительностью. Птица не пропустит пищу и в нетрадиционных местах. В молодости я устраивал прикормы на земле для привлечения разнообразных птиц, и часто эти вкусности обнаруживал поползень. Нахальный древолаз не успокаивался до тех пор, пока не перетаскивал всё зерно в свои закрома. При этом он прогонял с места кормёжки других птиц. Попав в клетку, поползень моментально осваивался, брал корм из рук, но требовал и развлечения. Лучше всего он чувствовал себя, если получал в распоряжение не клетку, а квартиру. Я так и поступал, отправляясь на пару недель в тайгу. Оставлял на столе миску с едой и тазик с водой. По возвращении запасы обнаруживались в щелях, шлёпанцах и прочих неожиданных местах. А вот в обычной птичьей клетке поползень мрачно ползает по стенкам и непрерывно простукивает их, проверяя на прочность, как бы намекая хозяину: сам бы попробовал жить в такой тюрьме. И надо признать - представители вида Homo sapiens ограничения свободы тоже переносят с трудом.