Сказка гласные и согласные звуки для дошкольников. Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков
Конспект занятия по обучению грамоте
(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)
Тема: Звуки гласные – согласные.
Цель: Познакомить детей с понятиями
гласных – согласных звуков и их графическим изображением.
Задачи:
Образовательные:
Учить различать на слух звуки гласные-
согласные,
Познакомить дошкольников со схематическим изображением звуков на письме, с новым правилом определения количества звуков в словах: сколько в слове гласных, столько и слогов;
Учить работать с моделями слов, определять начало, середину и конец слова, выделять звук из слова.
Развивающие: развивать внимание, память, фонематический слух, речь, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма занятия: занятие – игра.
Оборудование: схемы модели звуков, слов; плакат с иллюстрациями для игры «Четвертый лишний», плакат с буквами, карточки для индивидуальной работы; для детей: цветные карандаши.
План занятия:
I . Орг. момент.
II . Актуализация знаний
IV . Объяснение нового материала.
V . Закрепление.
VI . Подведение итогов.
Ход занятия.
I . Орг. момент. ( Приветствие, проверка явки воспитанников, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).
Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II . Актуализация знаний.
Дети вы любите путешествовать? (ответы) Куда бы вы хотели совершить путешествие?
Мы сегодня отправимся на планету звуков и букв.
Как вы думаете, кто живет на этой планете? (буквы и звуки)
Но там живут не только звуки и буквы, там живут слова, игры, в которые вы любите играть, сказки.
Но прежде, чем отправиться в путь, давайте проверим, с какими знаниями мы собрались в дорогу.
Игра-викторина.
Детям задаётся вопрос, за правильный ответ ребята получают фишку. А это значит, что они готовы к путешествию.
Сколько всего букв в русском алфавите? (33 буквы)
Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносят и слышат, а буквы видят и пишут)
Как узнать, сколько в слове слогов? (сколько раз откроешь рот, столько и слогов; сколько раз прохлопаешь, столько и слогов).
Во время нашего занятия-путешествия мы познакомимся с тем, какие бывают звуки, чем они отличаются друг от друга, как их можно обозначать.
III . Изучение нового материала.
Мы с вами знаем, что слова, когда их произносят, состоят из звуков. Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки? Хотите проверить себя?
– Хорошо. Но сначала сами найдите слово, в котором будем слушать звуки. Этим словом названа птица, о которой рассказывается в предложениях. Слушая их, определите, сколько предложений я скажу.
Иногда на крыше дома можно увидеть аиста. У птицы там бывает гнездо .
– Хором назовите первый звук в этом слове. А теперь – последний. Как вы думаете, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? Давайте понаблюдаем. Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… Теперь громче..., ещё громче... Что происходит со ртом? (Открывается.) Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук...
Получилось?! Почему не вышло? Хотите, объясню?
Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы говорим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте... А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали г л а с н ы
м и. (Термин хором проговаривается.). Гласными их назвали потому, что они всегда говорятся с голосом; от слова голос ( глас ) и произошло название звуков – гласные .
Гласным звукам учёные придумали своё обозначение: внутрь значка звука договорились помещать изображение пустой трубочки, показывающей, что воздух проходит свободно, не преодолевая никаких преград.
– Теперь послушаем последний звук в слове аист: аист-т-т-т. Ещё раз произнесите его и постарайтесь заметить: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга... Проверим. Попробуйте произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался... Получилось?
Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали с о г л а с н ы м и. (Термин хором повторяется.) Такие звуки одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной сказать, например:
[кртшк]... А теперь: картошка.
Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот потому они и согласные. Их будем обозначать так:
Какими являются два других звука слова? (После наблюдения за тем, возникает преграда или нет, делается вывод).
Ребята, обратите внимание. Что в этом слове две гласные и два слога. Гласные звуки образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Физминутка.
Жил-был маленький гном.
С большим колпаком.
Он был путешественник – гном.
На лягушке он скакал.
Прыг-скок. Ква-ква.
И на стрекозе летал-
У-ух, высоко.
По реке плыл в чайной чашке.
Буль-буль, Буль-буль.
Ехал он на черепашке.
Топ-топ, топ-топ.
И протопав все тропинки,
Гном качался в паутинке.
Кач-кач, кач-кач.
Утро придет - гном опять в поход пойдет.
IV . Закрепление.
Итак, ребята, давайте повторим, чем отличаются гласные звуки от согласных?
Посмотрите на модель слова.
Что вы можете сказать об этом слове? (в нем один слог, т.к. одна гласная, два согласных звука).
Придумайте слова, которые подойдут к этой схеме, кто больше? (кот, дом, рак, сон…).
Напомню, что мы на планете звуков и букв, а помимо звуков и букв тут живут разные игры. В них мы сейчас и поиграем.
1. Упражнение на распознавание звуков гласных – согласных.
Игра «Кто внимательней».
Я называю слово - вы определяете первый звук: гласный или согласный. Находите соответствующую схему и показываете. Выигрывает тот, кто не допустит ошибки.
Слова: арбуз, улитка, самолет, забор, эхо, стул, машина, жук, очки, юла, дом.
2. Упражнение на развитие внимания, фонематического слуха, памяти.
А сейчас буквы предлагают нам поиграть в новую игру. Я покажу вам плакат с буквами, а вы постарайтесь запомнить все, что на нем увидите. Как только я уберу его, вы расскажите, какие буквы запомнили. Выигрывает тот, кто назовет больше всех букв.
(см. приложение № 2)
Какая буква лишняя? Почему? (буква Ш, так как она согласная, а остальные гласные)
Совершенно верно. Вот с ней мы и поиграем.
Игра «Зажигаем огоньки».
На схеме модели слова определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; в зависимости от расположения звука в слове зажигаем огонек в соответствующем окошечке.
Слова: шуба, кошка, душ, шалаш, шапка, мартышка, каша, Шура, шарф.3. Задание для развития слуховой памяти, звукового анализа.
Задали жители планеты звуков и букв нам такую задачку: догадайтесь, какая картинка в каждом ряду лишняя. Помните: надо обращать на первый звук каждого слова в называемом ряду. Объясните свой ответ. (см. приложение №1)
4. Загадка-сюрприз.
Разгадайте, что нарисовано на картинке: нужно закрасить все фигуры с гласными буквами. Если все сделаете правильно, то получиться картинка. (см. приложение № 3)
Что у вас получилось? (телефон).
V . Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?
Приложение №1.
Приложение №
Приложение №3.
Начинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.
Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…
А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?
Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».
Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.
Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.
На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках
Один важный момент!!! Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.
Вот примеры:
— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;
— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.
Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.
Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.
— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;
— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].
— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).
Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.
Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.
Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.
- Слияние двух гласных — [ау], [уа], [ао], [уо],[оу]. Произносим звукослияние нараспев. Спрашиваем ребёнка:
Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?
Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?
А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.
- Слияние гласного и согласного – [ам], [ус], [ов]…
Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).
- Слияние согласного и гласного звуков (открытый слог) – [ма], [со], [ну]…
Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.
- Слияние трёх звуков – [сма],[сну], [всо]…
Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.
- Слияние трёх звуков, где открытый слог + согласный (замочек). Это короткие слова из трёх звуков – [мох], [сын], [сон], [нос], [шум].
- Слияние из 4-х звуков, где два открытых слога – [мама], [муха], [луна], [сова], [Маша], [Саша]…
А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.
Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.
Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:
Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.
Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].
Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.
С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.
После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.
Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный - согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.
Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.
Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками
Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,
И снова она придет к нам сейчас.
Любите ли вы сказки? Почему?
Садитесь на стулья, сказка начинается.
СКАЗКА О ЗВУКАХ
В одном бумажном замке жили братья - звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:
Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук.....(о).
Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).
Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).
Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и...]- гласные звуки)
Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)
Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.
А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)
Какой фишкой их обозначают?
Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.
Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют...что? (Слова)
Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.
Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.
Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.
Из звуков складываются слова, а из слов состоят.... (предложения).
Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.
У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.
Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)
Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?
Составьте схему первого предложения.
Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
(Ходьба на месте.)
Вправо, влево, ноги шире.
(Повороты туловища, руки на поясе.)
Встали, спинки все ровненько.
(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)
И на месте побежали.
(Легкий бег на месте.)
Надо мышцы размять.
Будем вместе прыгать
(Прыжки на обеих ногах.)
Все присели-встали.
Вновь присели-встали.
(Приседания.)
Разомните хорошенько пальцы,
(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)
Потанцуйте стильные танцы.
(Танцевальные движения.)
Время уже немножко нам поиграть
И загадки отгадать.
Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.
Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.
Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.
Игра с мячом «Назови звук»
Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.
Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок -твердую пару названного звука.
Игра «Проведи животное»
У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.
Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)
Итог. Рефлексия
Закончилась наша сказка.
С каким настроением слушали сказку о звуках?
Какие звуки вы запомнили?
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Обучающая задача:Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками, альбомные листы, цветные карандаши, карточки синего и зеленого цвета из картона, колокольчики, письмо Пиши-Читая, звуковые деревья.
Ход занятия:
Воспитатель: Наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Мы с вами сегодня вновь побываем в гостеприимном городе, который называется… Как же он называется (ответы детей). Молодцы! Но чтобы попасть в страну «Пиши-читай» нам нужно с вами пройти пароль. Вы готовы? (ответы детей).
Вспомните, как зовут жителей города? (звуки).
Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).
На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
Сколько гласных звуков? (гласных звуков 6)
Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)
Назовите гласные звуки.
Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук. (ответы детей)
Молодцы, ребята. Вот мы и попали с вами в волшебную страну и в городе «Звукограде» нас уже встречают. Как вы думаете, кто нас встречает? (на доске размещены согласные звуки) (дети выдвигают свои версии)
А встречают нас согласные звуки.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда.Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).
Это значит, что звуков два: и твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите. (воспитатель показывает звуки на доске).
Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.
Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки) - [ж] [ш] [ц].
А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’] [щ’] [й’].
Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.
Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова»
Предметные картинки (дом, мёд - согласный звук в начале слова;аист, рысь – согласный звук в конце слова). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.
Воспитатель: У меня в руках картинка.
Что изображено на картинке?
Сколько звуков в слове?
Какой согласный звук слышим в начале слова, в конце слова?
(нужный квадрат закрывается зеленой или синей карточкой.)
Воспитатель: Следующая игра называется
«Угадай, каких звуков больше».
Я буду читать стихи, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще и в каких словах.
А-а-а,- заплакала Аленка.
На-а-а,- сказала ей сестренка.
Алый цветик подняла
И Аленушке дала.(чаще встречается звук [а], он гласный)
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.(чаще других встречается звук [д] и[ д’], он согласный твердый и мягкий)
В тишине лесной глуши,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит. (чаще других встречается звук [ш], он согласный твердый)
Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру
«Угадай, какой звук».
Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите.(воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)
Физкультминутка.
Воспитатель:Ребята, давайте жителям города «Звукоград» покажем, как мы умеем весело играть и научим их одной нашей игре. Выходите на ковер.
Игра «Зоопарк».
(девочки загадывают животных, а мальчики их изображают и наоборот)
Игра " Слышишь ли ты звук? "
Игра проводится на местах. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает картинку, на которой изображен МАК. Дети громко произносят: МАК.
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак-РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словамиКИТ - КОТ.
Игра " Какое слово задумала? "
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю? - Да. Вы пропускаете звук Р.
Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Пиши-Читая. "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова, второе слово – ды…. Что же это за слово, подскажите мне дети? – корова, дым
Что же прозвучало не так?
Чего не хватает в моём слове?
Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли. Как вы себе представляете страну«Пиши-Читай»?(Ответы детей.) В этой стране, как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы. Но это страна необычная, так как живут в ней необычные жители. Мы даже побывали с вами в одном из городов. Кто в нем живет? (звуки) В этом городе даже деревья необычные, а звуковые. На этих чудесных деревьях растут листья красного синего и зеленого цвета.
Игра "Звуковое дерево"
Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Ну а нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?
На какие две группы делятся звуки речи?(гласные и согласные)
Как отличить гласный звук от согласного звука?(гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)
Назовите гласные звуки.
Какими бывают согласные звуки?(твердые/мягкие, звонкие/глухие)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по стране «Пиши-Читай».
Занятие 13
Тема: Мир звуков. Согласные звуки.
Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.
Задачи:
1. Упражнять в узнавании знакомых звучаний.
2. Учить детей правильно и чисто произносить все звуки родного языка .
3. Различать гласные и согласные звуки на слух .
4 .Развивать речевой аппарат и внимание детей .
5. Расширять и уточнять словарный запас детей.
Ход занятия.
I Логоритмика
Пальчиковая игра «Кулачок»
Как сожму я кулачок, (вытянуть руки вперед, сжать ладони в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!(три удара кулаками друг о друга)
Да-да-да, да-да-да! (три хлопка в ладоши)
Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
II Развитие фономатического слуха
На прошлом занятие мы с вами слушали звуки леса.
Сегодня я предлагаю вам послушать другие звуки и угадать, кто их издает.
Слайд 2
Изображен шмель, шмель жужжит (дети не видят картинку)
Слайд 3
Изображен кузнечик, стрекочет кузнечик (дети не видят картинку)
Слайд 4
Изображена лягушка, квакает лягушка (дети не видят картинку)
III Звуки гласные и согласные.
1. Игровое упражнение «Назови первый звук»
Воспитатель предлагает детям взять карточку с изображением предмета и назвать первый звук в его названии (звуки гласные)
Как называются звуки, с которых начинаются эти слова? (гласные)
Какие звуки называются гласными? (ответы детей)
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Звук получается гласный . (В. Берестов)
2. Знакомство с понятием согласные звуки.
В русском языке есть и другие звуки. Послушайте про них сказку.
Сказка о согласных звуках
"Жили-были веселые человечки- звуки . Они умели петь песни. Их звали «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» , а вместе их называли - " гласные " звуки , У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь . "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку. "Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" " Согласны ! Согласны !" - закричали звуки .
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки . Встанут рядом и поют любую песенку.
Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные)
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не можется им петь
.
- Что предложили гласные звуки согласным, чтобы они не расстраивались? (встать рядом и петь вместе)
Угадайте, какой звук поет вместе со звуком [А]? (Воспитатель пропевает слоги ТА-А-А, СА-А-А, РА-А-А и т. д.)
Угадай, какие звуки теперь поют? (Воспитатель пропевает слоги КО-КО-КО, ЗУ-ЗУ-ЗУ, МИ-МИ-МИ и т. д.)
3. Игровое упражнение «Гласный или согласный»
- Я буду называть слова, а вы, если слово начинается с гласного звука, будите показывать мне красный кружок, а если с согласного - синий кружок. (У каждого ребенка в руках по два кружочка - красный и синий)
улыбка, игра, группа, смех, радость, авария, этажи, здоровье
4. Рабочий лист
- Рассмотри картинки, выполни задание.
Обведи картинки, названия которых начинается с гласного звука,
Красным карандашом, а с согласного - синим карандашом.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде