Шатров, михаил филиппович. Михаил Шатров: биография и творческий путь Михаил шатров
В Москве на 79-м году жизни скончался драматург и киносценарист Михаил Шатров. Шатров считается одним из самых известных драматургов поздней советской эпохи.
Михаил Шатров считается одним из создателей жанра документальной драмы и сторонником идеи "социализма с человеческим лицом". Шатров – автор цикла пьес об Октябрьской революции и ее вождях. Многие специалисты и коллеги считают его предвестником горбачевской перестройки. Агентство ИТАР-ТАСС напоминает, что резонанс от его драматургических произведений был столь велик, что на один из спектаклей во МХАТе по пьесе Шатрова "Так победим!" явился полный состав Политбюро ЦК КПСС во главе с генсеком Леонидом Брежневым .
Шатров написал сценарии к фильмам "Именем революции", "Большевики", "Шестое июля", "Две строчки мелким шрифтом", участвовал в работе над сценарием к фильму "Тегеран-43".
Спектакли по пьесам Шатрова ставились в театрах "Современник", "Ленком", театре имени Ермоловой, имени Вахтангова и других. В 1983 году драматург стал лауреатом Государственной премии СССР за пьесу "Так победим!".
О Михаиле Шатрове вспоминает народный артист РСФСР Юрий Каюров
:
– Это для меня лично бесконечно печальная весть. Потому что у меня, так сказать, в этом целом ряду фильмов, где мне довелось играть роль Владимира Ильича Ленина, конечно, самая вершина – это всеми признано, всеми, в том числе Михаилом Филипповичем Шатровым, – фильм "Шестое июля". Конечно, показать Ленина таким, каким удалось Шатрову в этом сценарии, в этой пьесе "Шестое июля", еще никому не удавалось. Так что для меня Шатров – это останется навсегда. Это крупнейший творческий человек, живший с нами в одно время, и мы должны ему быть бесконечно признательны и благодарны.
– Вам удавалось с ним лично общаться? И переросло ли ваше сотрудничество в дружбу?
– Да, конечно, доводилось и общаться, мы начинали вместе, думали и размышляли, оговаривали какие-то вещи. Потом на протяжении нескольких лет были встречи в Доме кино. И я даже совсем недавно, по-моему, еще не прошло и нескольких месяцев, встречался с ним на вечере Галины Евтушенко в Доме литераторов, и там был Михаил Филиппович Шатров, мы общались, разговаривали, и он очень-очень, как говорится, по-дружески, ласково, благодарно смотрел на меня.
– Кроме фильма "Шестое июля", удавалось ли вам в других каких-то фильмах, картинах или пьесах по произведениям Шатрова воплотить образ Ленина?
– Вы знаете, да. В Саратове, будучи еще актером Саратовского театра имени Карла Маркса, я играл роль Ленина в пьесе Шатрова "День тишины". Вроде бы пьеса, как говорится, адресована и юному зрителю, но, тем не менее, очень было серьезное произведение. Этот спектакль пользовался успехом, и я очень благодарен был Михаилу Филипповичу за то, что он дал мне возможность не только в кино, но еще и в театре – это еще было до фильма "Шестое июля" – воплотить образ Ленина.
О Михаиле Шатрове говорит кинокритик Алла Гербер :
– Я думаю, что в те времена, когда правды совсем не было, та половинчатая правда, которую несли пьесы Михаила Шатрова и спектакли, по ним поставленные, по тем временам была очень важна. И я очень хорошо помню наше впечатление, состояние после спектакля Олега Ефремова "Большевики", когда мы узнавали что-то такое, чего мы не знали. Понимаете, Шатров, пытался докопаться до какой-то истины и шел, наверное, по неверному пути, потому что у него был образ Ленина, который не имел никакого отношения как бы к советской власти, к сталинскому режиму, к тирании. А сейчас мы отлично знаем все, что было при Ленине и непосредственно по инициативе Ленина. Но для Шатрова и тогда для нас это была правда. Это только потом мы поняли, насколько это была… не то что полуправда, а вообще никакая не правда!
В те времена, когда правды совсем не было, та половинчатая правда, которую несли пьесы Михаила Шатрова и спектакли, по ним поставленные, по тем временам была очень важна
Тем не менее, он искренен был в своих поисках, в своем желании докопаться до того, что есть истина. И вся его большая, по тем временам эпохальная "лениниана" производила очень сильное впечатление, потому что мы что-то узнавали… Я помню дискуссию в спектакле на сцене театра "Современник" – о том, начинать или не начинать "красный террор"… И мы тоже мучительно думали, так это было или не так, и он думал при этом. И вообще, его поиски по тем временам были очень добросовестные и очень достойные. И он тогда очень много сделал.
Я очень хорошо помню спектакль "Так победим" во МХАТе, и спектакли "Современника", и спектакль "Брестский мир" в Театре Вахтангова, и спектакль "Дальше, дальше, дальше" в "Ленкоме". И помню хорошо, как мы с Глебом Панфиловым очень долго обсуждали идею Шатрова сделать сценарий о февральской революции. Он очень много поднял материалов, и это было интересно, но тогда Глеб Анатольевич как-то не решился снимать такой фильм. Потому что уже все-таки было ощущение неправды. Неправды несознательной. Знаете, я не хочу бросать в него камни не потому, что его больше нет с нами, а потому, что и при жизни его я это говорила. Он искренне пытался докопаться до каких-то истоков того, что тогда произошло, видя в Февральской и Октябрьской революциях какой-то положительный заряд, который эти революции несли. И вот тогда, я помню, Панфилов почувствовал, что это все не так просто, извините за банальность, и он все-таки отказался делать этот фильм. Тем не менее, низкий ему поклон за его поиски, за его работу. Шатров очень много, насколько это тогда было возможно, работал в архиве и хотел рассказывать правду. При этом он исключал "лениниану" из сталинского режима, из всего того, что произошло, в общем, после Ленина, игнорируя то, что это были явления одного порядка.
Михаи́л Фили́ппович Шатро́в (настоящая фамилия - Марша́к ; 1932, Москва, СССР - 2010, Москва, Россия) - советский и российский драматург и сценарист.
Биография
Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).
Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым.
Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».
Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).
В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.
С середины 1990-х являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.
Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:
Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:
Семья
Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко . Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского.
Дочь - Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Окончила филфак МГУ. Филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
Творчество
Пьесы
о Ленине
- «Именем революции» (1957)
- «Шестое июля» (1964)
- «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
- «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
- «Так победим!» (1982)
- «Диктатура совести» (1986)
- «Брестский мир» (1987)
- «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
- «Чистые руки» (1955)
- «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
- «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины
- «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
- «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
- «Глеб Космачёв»
- «Дождь лил как из ведра»
Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».
Постановки пьес
Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
Один из самых репертуарных драматургов СССР.
- «Современник».
- 1967 - «Большевики», реж. О.Ефремов, Г.Волчек, - «к 50-летию Великого Октября».
- «Ленком».
- Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
- Пермский театр драмы.
- «Синие кони на красной траве».
- Рижский театр юного зрителя.
- 1962 - «Глеб Космачёв»
Киносценарии
- 1963 - Именем революции
- 1968 - Шестое июля
- 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
- 1976 - Моя любовь на третьем курсе
- 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
- 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
- 1984 - Когда другие молчали (Wo andere schweigen, совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
- 1987 - Так победим! (телеспектакль)
- 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)
Проза
- «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
- Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что молодого драматурга зовут Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
- Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров.
- По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
- Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.
Михаил Шатров - драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.
Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны - в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.
Михаил Шатров: биография
Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором - видного советского деятеля А. Рыкова.
Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил - драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора - «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.
Шатров Михаил - драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва - Красные холмы».
Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.
Шатров Михаил Филиппович: творчество
Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.
Начало
Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.
Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.
В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни - «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием - «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.
Тема революции
Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.
Образ Ленина
Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.
В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях - «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет - в 1987-м.
Зрелость мастера
В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).
В это же время драматург начинает работу над созданием цикла "Драмы революции", в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.
Отход от ленинской тематики
К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.
Другие темы
В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.
Возвращение к теме В. И. Ленина
В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.
Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.
Пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 -м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».
Завершение творческой деятельности
Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.
В годы перестройки
В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».
Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты - создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.
Значение творчества
Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».
Михаил Шатров: личная жизнь
По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.
Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак - с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра - Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.
По его пьесам («Именем революции», «Синие кони на красной траве», «Так победим» и многим другим) ставили спектакли «Современник», МХАТ, «Ленком», прочие российские и зарубежные театры. И сейчас знаменитый драматург Михаил ШАТРОВ, несмотря на солидный возраст, полон сил и энергии, возглавляет Российский культурный центр на Красных Холмах, вынашивает сюжеты новых пьес, счастлив с женой Юлией, которая моложе супруга на 38 лет. За плечами Михаила Филипповича - три официальных брака и множество романов с красивыми, известными женщинами. Да и сейчас глаза его блестят, что выдает молодость духа. Уже через полчаса беседы наш корреспондент заметила, что 76-летний классик оказывает ей недвусмысленные знаки внимания. И лишь серьезные обязательства перед другим мужчиной не позволили ей ответить взаимностью.
Инесса ЛАНСКАЯ
- Михаил Филиппович! Это ведь с вашей подачи возник Союз театральных деятелей? Пробивали с трудом?
Это было в 1986 году, начиналась перестройка. У Олега Ефремова собралась группа деятелей театра, задавших ему логичный вопрос: почему у писателей, журналистов, художников есть творческие союзы, а у нас - только общество, права которого ограничены? Давайте поставим вопрос на съезде. На следующий день открывается девятый съезд ВТО, от ЦК КПСС присутствует хмурый и мрачный Борис Николаевич Ельцин.
Время от времени он мне говорит: «Сбегай в столовую, купи что-нибудь выпить». Я возражаю: «Меня туда никто не пустит». - «Ну, - говорит, - я тебе записку дам». Я - ни в какую. Он ненадолго отстал, через полчаса опять просит: «Ну, Миш, придумай что-нибудь». Охранники у него были, конечно, но на такие просьбы они не реагировали, зная о его слабости. В общем, Ельцин сидит мрачный, Ефремов толкает меня, мол, иди. Я по ходу произношу реплику, председательствующий Товстоногов дает мне слово. И я говорю, что немедленно нужен союз. Все со мной соглашаются, приняли, проголосовали. Все, общества нет, есть Союз театральных деятелей. Нас выбирают секретарями: меня, Ефремова, Шадрина. Настроение прекрасное, у Бориса Николаевича оно тоже исправилось, поскольку выпил, кто-то ему принес маленькую металлическую бутылочку.
- Вы близко общались с Ельциным? - Чисто формально, друзьями мы не были. Сложный человек, больной, алкоголик.- Расскажите о самых запоминающих событиях и людях, с которыми вас сводила жизнь. О Марке Захарове, Олеге Ефремове. - О Ефремове я могу говорить часами. Он был мне близок и как человек, и как художник. А с Захаровым у нас раньше были хорошие отношения. Оказалось, я его недостаточно знал. Помните его знаменитый жест, когда он сжег свой партбилет на глазах миллионов телезрителей? Он тогда заявил, что и Ленин, и партия всегда были для него неприемлемыми. Каким же, скажите, образом он ставил спектакли о Ленине, которые так нравились людям? Сейчас на стенах в «Ленкоме» вся история театра представлена в фотографиях, и единственный автор пьес, которого вы там не увидите, это Шатров.Сегодняшний театр - весь «ниже пояса»
- Давайте поговорим о нынешней российской культуре. Вам многое нравится из современных спектаклей?
Мне много что не нравится. Смотрел в «Современнике» спектакль Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра» - ужас! Герой ходит по сцене с огромным трехметровым членом. Пьеса неинтересная, но, наверное, Волчек она нравится. Сегодня все театры только и показывают, что у человека ниже пояса и как это работает.Можно ли сводить искусство только к этому?! Мне кажется, намного важнее рассказать со сцены о том, что устроили Ельцин и его компания со страной.
- В театре сейчас есть политическая цензура? - Конечно. Если выйдет неугодный верхам спектакль, на следующий же день в руководство театра позвонят и скажут: «Вы что, с ума сошли?» Из современного театра мне нравятся Фоменко и Додин.
О рождении дочки узнал по телефону
- Ваша младшая дочурка родилась, когда вам было под 70. Что дает такое позднее отцовство?
Оно тем хорошо, что весь позитив от ребенка передается тебе в концентрированном виде: жизнелюбие, стремление к жизни, ты все получаешь через этого маленького человечка. Сашенька родилась в Америке, я в это время был в Москве, о ее рождении узнал по телефону, испытав безумную радость.
- Где вы познакомились с нынешней женой? Чем она занимается?
Юлия работает в строительной фирме консультантом. Нас познакомил мой друг Володя Ворошилов. Не могу сказать, что на следующий день после знакомства я что-то почувствовал, но довольно быстро понял, что Юля - мой человек. Мы вместе уже 17 лет. Ребенка не планировали, так получилось.- Вы официально женаты? - Конечно. Начинали жить вместе, потом женились. Все было очень буднично, мы расписались днем, а назавтра по приглашению Гарвардского университета я должен был ехать в Америку, где работал два года.- Супруга намного вас моложе, это стимулирует? - Для меня разница в возрасте не важна. Да, 40 лет - это много, но так получилось. Важно, что Юля разделает мои взгляды, идеи, - вот что важно в браке.
- Говорят, что теща вас моложе. Как складываются родственные отношения? - Мы живем в одном доме в Переделкино, но почти не общаемся. Так сложились обстоятельства.- Чем занимается ваша старшая дочь? - Наталья работает редактором на ТВ, мы замечательно общаемся. В карьере я ей мог помочь только советом. Материально - да, квартиру купил, машину. А так - она все сама. У нее двое детей - взрослые сын и дочь, мои внуки. Внук женился, я стал прадедушкой. А моя внучка Соня на год старше Сашеньки, моей младшей дочки, они замечательно общаются, дружат.
У Мирошниченко не было детей
- В Переделкино у вас собственный дом?
Нет, арендованный, дача принадлежит Союзу писателей. У меня нет таких денег, чтобы выкупить дом в собственность, да и не нужно мне это. Квартира у меня в Москве есть. Как президент культурного центра ЗАО «Красные холмы» получаю хорошую зарплату, мне хватает. На работе дают машину с водителем.- В этом году ездили с семьей отдыхать? - Мои девочки побывали на Кипре, очень довольны, а я оставался в Москве и очень теперь жалею.- Не ревнуете молодую супругу? - Я в этом вопросе человек спокойный, да и поводов Юля мне не дает.
- Что нужно для долгого и крепкого брака?
Три жены тому назад я что-то понимал в этом вопросе, а сейчас о нем не задумываюсь.- Общаетесь с бывшими супругами? - С теми, кто жив, - иногда. Изредка вижусь с Ириной Мирошниченко, хотя всегда очень тепло о ней отзываюсь. С Еленой Березовской, естественно, не общаюсь.- Почему вы расстались с Ириной Петровной Мирошниченко? - Мы с ней в театре познакомились, роман начался не сразу. Прожили в законном браке десять лет, только вот детей у нас не было, это и было главной причиной развода. Ей нужны были только роли. А когда у нее начался роман с литовским кинорежиссером, уже не помню его имени, развелись. Я не жалел, что мы расстались, нормально отношусь к периоду нашего брака. Ира исповедовала те же взгляды на театр, что и я. Ролей для нее никогда не выбивал, она всего добивалась сама.
Жена на десять дней
Одной из ваших жен была Елена Горбунова, впоследствии ставшая супругой Березовского? Как возник этот роман? Она ведь совсем девочкой приехала из глубинки?
Это трагическая история в моей жизни. Она была агентом КГБ, приставленным ко мне, присутствовала при всех моих разговорах, например, с Ефремовым, когда угощала нас чаем. А потом писала отчеты в органы. У нее был псевдоним Елена Светлова.Мы с ней познакомились перед моей премьерой спектакля «Диктатура совести» в «Ленкоме». Подъехали вместе с Марком Захаровым к театру, видим, стоит девчонка, улыбается. Я говорю: «Марк, это к тебе». А он отвечает: «Да нет, к тебе, наверное». Я опустил стекло в машине, она подошла и спросила, нет ли лишнего билетика. Понятно, что с помощью главного режиссера театра и автора пьесы место для нее нашлось. Она пошла с нами.
- Чем же она вас зацепила?
В ней был какой-то неиссякаемый молодой задор. Она мне очень понравилась, это безусловно. Спектакль имел большой успех. Все поздравляли нас с Марком, она стояла рядом, все это видела. После спектакля Лена предложила пойти куда-нибудь «попить кофейку». И мы с ней и Марком поехали ужинать в Дом литераторов. Потом он уехал, и мы остались вдвоем. Лена открытым текстом спросила, есть ли у меня знакомый, к которому можно поехать. Вот и все. Я не устоял, все произошло в машине, по ее инициативе. Вместо того чтобы насторожиться, я размяк. А через некоторое время она мне призналась, что является агентом, плакала.- И что она вам рассказала? - Что училась на первом курсе в институте и одновременно была проституткой. Во время Московского кинофестиваля она стояла у гостиницы «Россия», и мужчины, шедшие в ресторан, ей подмигнули. Она с удовольствием с ними пошла. А потом оказалась у одного из них в номере. В три часа ночи их разбудили, обнаружили у нее в куртке сто долларов.
И сказали: «Либо ты подписываешь бумагу, что готова оказывать нам содействие, либо мы отправляем на тебя бумагу в институт и твоей матери на работу». Она, конечно, испугалась и все подписала. Дальше ее вызвали, показали мою фотографию и сказали: «Этот человек сегодня приедет в Театр Ленинского комсомола, ты должна с ним познакомиться и сделать так, чтобы этой же ночью ему отдаться. Любыми путями! А дальше нужно проникнуть к нему в дом, помогать ему и каждую неделю сообщать, о чем там ведутся разговоры».
- Но она ведь могла вам и не понравиться? - Однако понравилась! Я ничего ей не платил, просто снял квартиру, она там жила, училась. Мы были десять дней официально женаты. Я ее спрашивал: «Ты кому-то что-то на меня писала?» Лена клялась церковью, матерью, что ни слова, никогда. А потом, когда я уже был в Америке, мне пришла газета из Москвы. Там были опубликованы ее донесения.- Каким образом получили огласку такие секретные материалы?
Да все очень просто. Была комиссия Госдумы, которая лазила по архивам КГБ, вот она и опубликовала донесение агента Светловой «О Шатрове и его высказываниях».- В прессе писали, что Березовский увел ее у вас… - Это неправда. Я сам их познакомил. Он пытался влезть в «Красные холмы», наварить денег, и мы по работе встречались. Потом мы с Леной ездили в Германию, и он был нашим переводчиком. А в ее жизни он появился, когда мы уже разошлись. Она сейчас живет в Лондоне. Родила двоих детей.
- Чем Лена теперь занимается, вы не в курсе? - Ну, она хозяйка дома, занимается детьми. Живет с начальником личной охраны своего мужа, он - ее возлюбленный. Это мне рассказал один знакомый, он эту информацию прочел в английской печати.- Михаил Филиппович, последний вопрос: Ленин - фигура неоднозначная, как вы к нему сейчас относитесь? - Как и раньше - с глубочайшим уважением. Все, что случилось в стране в страшные годы, которые мы пережили, полная противоположность ленинским замыслам. Не случайно все мои пьесы о Ленине так ненавидела цензура, а в ЦК КПСС их запрещали. У Ленина и его сподвижников были совсем другие ценности, чем у Сталина и его соратников. И в этом - причина трагедии нашей страны.
СПРАВКА
* Лауреат Государственной премии СССР.* Президент ЗАО « Красные холмы». Это учреждение объединяет под одной крышей всевозможные виды искусств, в том числе и Дом музыки, руководимый Владимиром Спиваковым.* Отец двух дочерей - Натальи (1959) и Александры (2000).Первой женой драматурга была актриса Ирина Миронова.
Михаил Филиппович Шатров (настоящая фамилия - Маршак ; 3 апреля 1932, Москва - 23 мая 2010, там же) - советский и российский драматург и сценарист.
Биография
Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).
Родственник С. Я. Маршака.
Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (Рыкова ) (1884-1938) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым .
Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным
).
В начале 1950-х годов проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать.
В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».
Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).
В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.
С середины 1990-х годов являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.
Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен наТроекуровском кладбище.
Семья
- Первая жена - актриса Ирина Миронова.
- Дочь Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Наталья окончила филфак МГУ, филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.
- Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко.
- Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругойБориса Березовского.
- Пятая жена Юлия.
- Дочь Александра Мишель (2000) родилась в США.
Оценки
Фаина Раневская, намекая на его многочисленные пьесы о Ленине, сказала о нём так: «Шатров - это Крупская сегодня».
Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:
Михаил Шатров - это очень самостоятельная и особая фигура советской драматургии постхрущёвской эпохи. Смерть Шатрова - это тяжёлая потеря для нашего театра.
Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:
Его пьесы, посвящённые жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя.
Творчество
- «Именем революции» (1957)
- «Шестое июля» (1964)
- «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
- «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
- «Так победим!» (1982)
- «Диктатура совести» (1986)
- «Брестский мир» (1987)
- «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
- «Чистые руки» (1955)
- «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
- «Современные ребята» (1962)
- «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины (экранизация - «Моя любовь на третьем курсе», 1976)
- «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
- «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
- «Глеб Космачёв» (1958)
- «Дождь лил как из ведра»
Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».
Постановки пьес
Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.
Один из самых репертуарных драматургов СССР.
- «Современник».
- 1967 - «Большевики», реж. О. Ефремов, Г. Волчек, - к 50-летию Великого Октября.
- «Ленком».
- Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
- Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
- Пермский театр драмы.
- «Синие кони на красной траве».
- Рижский театр юного зрителя.
- 1962 - «Глеб Космачёв»
Киносценарии
- 1963 - Именем революции
- 1967 - Штрихи к портрету В. И. Ленина
- 1968 - Шестое июля
- 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
- 1976 - Моя любовь на третьем курсе (по пьесе «Лошадь Пржевальского», 1972)
- 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
- 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
- 1984 - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen , совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
- 1987 - Так победим! (телеспектакль)
- 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)
- «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
- Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что фамилия молодого драматурга - Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
- Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров .
- По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
- Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.
Источник : wikipedia.org