Савва мамонтов биография личная. Савва иванович мамонтов биография
Дело не медведь, в лес не уйдет. Дело не сокол, не улетит. См. ЗАБОТА ОПЫТ Дело не медведь, в лес не уйдет. См. РАБОТА ПРАЗДНОСТЬ …
дело не волк(медведь), в лес(не убежит) не уйдет - (поспеет!) Дело не воробей (не сокол), не улетит. Ср. По видимому... вы никогда не будете заниматься делом. Отчего же? Дело не медведь, в лес не уйдет. А.П. Чехов. Дуэль. 3. Ср. Я на следствие. Я ведь знаю эти следствия: это именно та самая… …
Дело не волк(медведь), в лес(не убежит) не уйдет - Дѣло не волкъ (медвѣдь), въ лѣсъ (не убѣжитъ) не уйдетъ (поспѣетъ!) Дѣло не воробей (не соколъ), не улетитъ. Ср. Повидимому... вы никогда не будете заниматься дѣломъ. «Отчего же? Дѣло не медвѣдь, въ лѣсъ не уйдетъ». А. П. Чеховъ. Дуэль. 3. Ср. «Я … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
МЕДВЕДЬ - муж. на юге ведмедь (т. е. медолюб), слав. мечк. На Руси их два вида: белый, ледовитый, ошкуй, Ursus maritimus, и бурый, U. fuscus; этому дано много бранных и почетных кличек: бирюк (чаще зовут так волка) симб. аю, аев (татар.), зверь, черный… … Толковый словарь Даля
ДЕЛО Толковый словарь Даля
ДЕЛО - ср. предмет упражнения, работа, труд, занятие, обязанность, должность; | все, что сделано, что свершилось; поступок, действие; | сущность предмета или обстоятельства; | нужда, надобность. | Письменное производство по службе, составляющее одно… … Толковый словарь Даля
Дело не сокол, не улетит. - Дело не медведь, в лес не уйдет. Дело не сокол, не улетит. См. ЗАБОТА ОПЫТ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
РАБОТА - ПРАЗДНОСТЬ - Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам. Посеяно с лукошко, так и выросло немножко. Аминем квашни не замесишь; молитву твори, да муку клади! Боже, поможи, а ты на боку не лежи! Богу молись, а сам трудись! Не сиди сложа руки, так не будет и скуки! С … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ЗАБОТА - ОПЫТ - Работы без заботы нет; а забота и без работы живет. Всякий уход не живет без забот (без хлопот). Легко, да заботно, измает пуще лому (тяжелой работой). Торговая баня всех моет, а сама вся в грязи. Любить хоть не люби, да почаще взглядывай! Мойся… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
бить некому - (иноск.) о непохвальных действиях; укор (иногда благодушный): не кому тебя заставить исправиться (сам себе враг!) Ср. Дело не медведь, в лес не уйдет, говорил дьякон улыбаясь... Бить вас некому! вздыхал Зоолог. А.П. Чехов. Дуэль. 3. Ср. Мог бы на … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
РАБ - муж. раба, рабыня, рабица жен. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп,… … Толковый словарь Даля
Меценат Савва Иванович Мамонтов был выходцем из купеческой семьи. Он родился 2 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Когда мальчику было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Москву. Отец Иван Федорович промышлял винным откупом. С женой Марией у него было семь детей, в том числе две рано умершие дочери. Иван Федорович перебрался в Москву после того как стал и начал заведовать всем откупным хозяйством губернии. Дела у торговца шли в гору, поэтому семья жила на широкую ногу. У Мамонтовых был арендованный на Мещанской улице особняк, в котором устраивались званые вечера и балы.
Детство
Хотя Мамонтовы принадлежали к купеческому сословию, порядки в семье сильно отличались от традиционных в этой среде. В жизни этой семьи важное место занимала литература, искусство, театр, музыка. Манеры Ивана Федоровича больше напоминали манеры английского лорда, чем купца. Конечно, образ жизни старших сильно повлиял на интересы, которыми обзавелся Савва Мамонтов. Биография мецената сложилась бы иначе, если бы не вкусы его собственной семьи. Кроме того, образованием мальчика занимался гувернер, выучивший его иностранным языкам и европейским манерам.
Сначала Савва учился в обычной гимназии. Затем отец перевел его в Институт Корпуса гражданских инженеров в Петербурге. Это решение было дальновидным. Как раз тогда в России развивалось железнодорожное строительство. Инженерные профессии вообще стали крайне востребованными. Больше всего ученик, однако, любил немецкий язык. Спустя два года отец забрал его из Петербурга из-за эпидемии скарлатины.
Юность
В 19 лет которого отличалась многочисленными неожиданными поворотами, поступил в столичный университет, однако затем перевелся в Московский, где выбрал юридический факультет. Несмотря на эту специальность, главной страстью молодого человека был театр. Он не пропускал ни одной громкой премьеры и вращался в кругах московской интеллигенции. К Мамонтовым даже заглядывали только что амнистированные декабристы.
Иван Федорович продолжал успешно вести дела. У него было несколько сыновей, однако ни один из них не интересовался предпринимательством. Надежды отца возлагались именно на Савву. В 1862 году он отправил сына в Баку, где ему предстояло заняться торговыми делами Закаспийского товарищества. Уже через несколько месяцев Савва Мамонтов, биография которого сделала очередной зигзаг, стал заведующим в центральном московском отделении этой организации.
В 1864 году предприниматель поехал в Италию. Во-первых, он хотел заняться своим здоровьем, а во-вторых, собирался присмотреться к торговле шелком. Для это цели была выбрана Ломбардия. Она издавна славились своей индустрией шелкоткачества и шелководства. В Милане Савва Иванович Мамонтов познакомился с местным легендарным театром «Ла Скала», где ставились лучшие мировые оперы. Купец не на шутку заинтересовался этим видом искусства и даже стал брать любительские уроки пения.
Личная жизнь
Молодой Савва Мамонтов, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, познакомился со своей будущей супругой Елизаветой Сапожниковой во время своего первого итальянского путешествия. Отец девушки был крупным торговцем шелка, потому брачный союз Саввы только укрепил серьезный общественный статус его семьи.
Ивану Федоровичу Елизавета очень понравилась, и он с огромной радостью одобрил выбор своего сына. После праздничной церемонии пара вновь отправилась в Италию - на этот раз в свадебное путешествие. Жена Саввы Мамонтова родила мужу пятерых детей. Их дочь Вера была изображена живописцем Валентином Серовым на его знаменитой картине «Девочка с персиками».
Магнат-наследник
Отец Саввы Иван Федорович скончался в 1869 году, после чего его семейное предприятие перешло к сыну. Преемнику помогали родительские помощники. С ними молодой предприниматель не только сохранил, но и преумножил родительское наследие. Так в 1872 году во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги встал новый директор - Савва Мамонтов. Биография купца была связана с самыми разными областями предпринимательства. Одновременно с железной дорогой он владел торговой конторой, поставлявшей строительные материалы. Постепенно Мамонтов привыкал вести и активную общественную жизнь.
Родовым гнездом Саввы Ивановича стало поместье Абрамцево, купленное у писателя Сергея Аксакова. Супруги считали, что их детям лучше расти за городом подальше от лишней суеты и нездоровой обстановки. Всегда отличавшийся кипучей любовью к деятельности магнат сделал из Абрамцево процветающую усадьбу с собственной школой, церковью, оранжерей, садом, больницей, мостом и плотиной на реке Воре.
Меценатская деятельность
Несмотря на деловую активность, купец продолжал интересоваться искусством. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Интересные факты жизни интеллигента и мецената у него сочетались с новостями об очередных крупных сделках и предприятиях. Мамонтов обзавелся всероссийской известностью после того, как закончил строительство важной для экономики железной дороги в Донецком каменноугольном бассейне. Коммуникации были построены в 1882 году. Через восемь лет Савва Иванович продал их государству за целое состояние.
Особую слабость Мамонтов питал к художникам. Он дружил с Аполлинарием Васнецовым, Исааком Левитаном, Василием Суриковым, Валентином Серовым и другими живописцами. Купец приходился родственником создателю главной московской галереи Павлу Третьякову.
Покровитель искусств
При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова. Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.
Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».
Увлечение музыкой и театром
Живопись была не единственным интересом купца. Музыка - вот еще одно искусство, которым болел Савва Мамонтов. Интересные факты о его вкусах хорошо известны по регулярным творческим вечерам, которые предприниматель устраивал в своем доме. Здесь звучали произведения Шумана, Бетховена, Моцарта, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и других известных композиторов. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями. Также у него ставились домашние спектакли. В одном из представлений сыграл юный Константин Алексеев, позже ставший всемирно известным театральным режиссером Станиславским.
В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. Абрамцево было не только убежищем для художников. Меценат интересовался оперой и, огорченный пренебрежительным отношением российской публики к этому виду искусства, решил заняться организацией оперных постановок. Он мечтал о цельных произведениях на сцене, в которых мог объединиться труд музыкантов, художников, певцов и актеров. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались.
В подборе новой труппы Савве Мамонтову помогал дирижер Николай Кротков. Организаторы решили пригласить молодых исполнителей, еще не выступавших в государственных театрах. Сам Мамонтов в создаваемом театре никакой должности не занимал, хотя регулярно посещал репетиции и общался с актерами.
Собственная труппа
В начале 1885 года в принадлежавшем здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»). Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. До того момента серьезные живописцы не занимались декорациями для постановок, считая это ремесло несоответствующим их уровню. Существовала отдельная ниша иллюстраторов, изображавших одинаковые оперные фоновые пейзажи: античные руины, средневековые замки, природу Италии. Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок.
Довольно долгое время экспериментальная опера Мамонтова не имела успеха у аудитории. Сказывался недостаток опыта молодых «необстрелянных» актеров. Предприниматель, однако, ну опускал рук, даже несмотря на колкие замечания в прессе и критику друзей, считавших, что серьезному магнату не стоит заниматься такой ерундой. Первые громкие гастроли театра прошли только в 1898 году, когда мамонтовская труппа покорила Санкт-Петербург.
Кроме настоящих монументов в Сергиевом Посаде и Ярославле, своеобразный памятник Савве Мамонтову - артисты, ставшие известными благодаря его опере. К ним можно отнести звезду сцены Шаляпина, композиторов Рахманинова, Римского-Корсакова и Мусоргского.
Меценатство Мамонтова не ограничивалось одним лишь искусством. Долгое время он был председателем в Дельвиговском железнодорожном училище в Москве. Савва Иванович финансировал строительство учебных заведений, в том числе и в северных губерниях. Им было учреждено Костромское промышленное училище. В Санкт-Петербурге магнат организовал издание отличавшейся либеральными взглядами газеты «Россия». Она была закрыта в 1902 году, после того как там появился фельетон, высмеивавший членов царской семьи.
Благотворительный интерес к северу у Мамонтова появился благодаря строительству железной дороги в Архангельск. Этот его проект отличался особенной трудоемкостью и сложностью. С самого начала он не сулил быстрой и ощутимой прибыли. Савва Иванович взялся за строительство только из чувства гражданского долга и осознания, что именно новая линия позволит ускорить хозяйственное развитие севера.
Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всей страны. Несмотря на масштаб своей деятельности, Савва Иванович не стремился к государственному признанию. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими. Тем не менее у магната были высокопоставленные доброжелатели и покровители. Одним из них считался министр финансов Сергей Витте. После строительства железной дороги в Архангельск чиновник добился награждения Мамонтова орденом Святого Владимира четвертой степени.
Банкротство и последние годы
В 1890 годы Савва Морозов принялся за свой самый крупный предпринимательский проект. Он заключался в создании объединения транспортных и промышленных предприятий. Для этого магнат приобрел несколько устаревших и требовавших модернизации заводов. Их ремонт стоил значительных трат. Постепенно семья Саввы Мамонтова теряла все больше денег. В 1898 году, оказавшись в затруднительном положении, предприниматель решился на рискованную финансовую операцию с акциями Ярославской железной дороги. В результате продажи ценных бумаг Мамонтов окончательно обанкротился.
Пытаясь спастись от финансового краха, меценат получил государственную концессию на строительство железной дороги из Петербурга в Вятку. Однако это только усугубило положение. В 1899 году у Мамонтова закончились деньги, он больше не мог расплачиваться с многочисленными кредиторами. Более того, государство в лице министерства финансов назначило ревизию готовившейся дороги.
Дело дошло до суда. Савву Ивановича на несколько месяцев посадили в тюрьму, он лишился имущества. Предпринимателя обвинили в хищении средств. На суде его защищал выдающийся представитель отечественной адвокатуры Федор Плевако. Мамонтова оправдали, он вышел на свободу под несмолкающие аплодисменты публики. Однако никаких капиталов у него уже не осталось. Остаток жизни Савва Иванович провел вне общественной жизни. После суда он переехал в небольшой домик рядом с Бутырской заставой. Общался Мамонтов только с узким кругом старых друзей, среди которых остались известные на всю страну художники и артисты. Меценат скончался 6 апреля 1918 года в возрасте 76 лет. Его похоронили в поселке Абрамцево.
1918 С. И. Мамонтов - крупный промышленник, меценат, сделавший неоценимый вклад в развитие русского искусства.
Семейные корни
Савва был третьим сыном в огромной семье купца Ивана Федоровича Мамонтова. Родился он в г. Ялуторовске (Тюменская обл.) в 1841 году, месте политических ссыльных, в том числе и декабристов. Отец Саввы был просвещенным человеком, он сочувствовал и всячески помогал политическим заключенным, его дом всегда был открыт для таких людей. В детских воспоминаниях Саввы сохранились встречи в их доме ссыльных декабристов. Личности этих необыкновенных людей произвели неизгладимое впечатление на мальчика, поэтому неудивительно, что уже во взрослой жизни в своем доме Савва Иванович всегда поддерживал, по словам его сына, «особый культ» и его участников.
Купеческие дела вынуждали Ивана Федоровича переезжать из города в город, и в 1850 году его семья поселилась в Москве. Как человек, обладающий тонким экономическим чутьем, он стал организатором масштабных проектов: основал акционерное железнодорожное общество, которое занялось строительством Московско-Ярославской дороги, при его участии разрабатывались и производились первые нефтяные промыслы в Баку.
Способность к экономическому прогнозу, деловые качества успешного хозяйственника передались от отца и Савве Мамонтову, унаследовавшего после смерти главы семьи (1869) его дело. Это случилось спустя два года после женитьбы Саввы на Е. Г. Сапожниковой, когда сын начинал собственную коммерцию и жил уже своим домом.
Приобщение к искусству
Еще в ранней юности Савва Иванович страстно полюбил театр, отчего возникали разногласия с отцом. Но это увлечение театром с годами не только не пропало, но и расширилось, умножилось, укрепилось. Поэтому со временем Мамонтов все больше внимания и средств стал отводить искусству, и в первую очередь - изобразительному. Он дружил со многими художниками, они часто бывали у него дома на улице Садовой-Спасской в Москве, а когда семья путешествовала, Савва Иванович непременно приглашал в поездки во Францию, Италию своих друзей-художников, которым, как он понимал, необходимы впечатления и опыт, получаемые в музеях изобразительного искусства мирового значения.
Такие имена как Репин, Поленов, Врубель, Нестеров, братья Васнецовы, Остроухов, Малютин, Антакольский, Неврев и многие другие связаны с именем великого их поклонника и мецената С. И. Мамонтова. Заслугой Саввы Ивановича, с его энергией и личной одаренностью, является возникновение Абрамцевского кружка и Московской частной русской оперы, где дебютировал великий бас - Федор Шаляпин.
Абрамцевский кружок
Огромным событием явилась покупка Мамонтовыми усадьбы Абрамцево (1870), бывшего имения писателя Аксакова. Эта усадьба стала одним из важнейших центров русской культуры того времени, где в течение четверти века постоянными гостями или жителями было великое множество талантливых людей, составляющих цвет художественной интеллигенции. Репин назвал Абрамцево «лучшей в мире дачей», где образовалась первая российская художественная колония, объединившая единомышленников, людей нового искусства. На территории усадьбы были построены мастерские, где создавались великие произведения живописи, изделия прикладного искусства, предметы мебели, детали архитектурного декора - все, что творило целостную картину развития искусства того времени.
И. Е. Репин в Абрамцеве
Значение деятельности Абрамцевского кружка в имении Мамонтова трудно переоценить. Здесь творил великий , оставив потомкам многочисленные портретные зарисовки гостей и обитателей дома. Это были карандашные наброски, но они в полной мере передавали домашнюю атмосферу в семье Мамонтовых. Его герои изображены за неспешной беседой, за чтением, чаепитием. На повседневность жизни дома художник смотрел глазами посвященного. Общность духовно-интеллектуальной среды, особого стиля жизни, созданного Мамонтовым в своем имении, объединяет персонажей на репинских портретах.
Об истории знаменитого портрета
В. А. Серов именно в Абрамцеве написал свою самую знаменитую картину - «Девочка с персиками» (1887). Моделью для портрета послужила любимая Саввы Ивановича - Веруша, существо прелестное и обаятельное. Хрупкому равновесию цвета, света и воздуха на портрете, ощущению вселенской гармонии обязана еще и особая атмосфера дома Мамонтова. Его хозяин предоставлял художникам уникальную свободу в творчестве, которая не омрачалась академическими условностями, материальными заботами, сроками исполнения.
Васнецов и другие члены Абрамцевского кружка
В картинах «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», написанных под впечатлением от усадьбы Мамонтова, ее идеи о возрождении национального искусства, вдохновлявшая и самого Мамонтова и всех остальных членов кружка. В 1888 г. в Абрамцеве были созданы мастерские, где предпринимались первые практические шаги, чтобы сохранить и возродить кустарные народные промыслы. Активно занялась этим художница Е. Поленова, естественно, при содействии Саввы Ивановича.
Также были открыты гончарные мастерские, давшие впоследствии русскому искусству много высочайших образцов керамики, в частности, там была создана знаменитая майоликовая скульптура М. А. Врубеля.
Коллекционер и создатель театра
Параллельно со своей подвижнической деятельностью и благодаря ей, Мамонтов упорно и целенаправленно собирал коллекцию произведений современного ему искусства. Но творческая активность мецената отразилась не только на коллекционировании, но и на работе по созданию новых театральных традиций. Именно Мамонтов закладывал основы для создания целостного образа театрального представления, когда единое целое составляют тексты, музыка, художественное оформление спектакля.
В своем московском доме он давал первое представление в 1878 г., потом они проходили регулярно, а сам Мамонтов даже принимал участие в них. Но домашний театр был только началом: в 1885 г. Савва Иванович стал создателем частной русской оперы. Это был первый театр, где служили профессиональные актеры, после того, как была отменена императорская монополия на театры в Москве.
Последние годы
В 1899 г. Мамонтов разорился. Он подвергся аресту, а его московский дом на Садовой конфисковали. Он лишился большей части своей драгоценной коллекции, которую продали «с молотка», пережил муки горьких утрат родных людей. Последние годы Саввы Ивановича Мамонтова проходили в Москве, в скромном доме с гончарной и скульптурной мастерскими, к нему примыкающими. На его хутор «На Бутырках» все так же приходили люди искусства, как когда-то приходили в дом по Садовой улице и в Абрамцево, несмотря на то, что Мамонтов уже отошел от дел и был не в состоянии оказывать какую-либо помощь. Великий меценат скончался в 1918 -ом году.
Савва Иванович Мамонтов - российский промышленник и меценат . Из семьи винного откупщика, родился 3 октября (15 октября) 1841 года, в городе Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской область.
В 1849 году семья переехала в Москву, где для Саввы был нанят гувернер. В дальнейшем получил хорошее образование в Москве и Петербурге, где окончил Петербургский институт корпуса гражданских инженеров.
У меня в театре - художники.
Мамонтов Савва Иванович
С 1862 году по желанию отца Савва Мамонтов занялся предпринимательской деятельностью. В 1865 году женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, разделявшей любовь мужа к искусству. Мамонтов обладал несомненной деловой хваткой и составил крупное состояние на развивавшемся тогда железнодорожном строительстве. По его инициативе и при его активном участии были построены: дорога Ярославль - Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога, соединявшая Донбасс с Мариупольским портом. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.
Савва Мамонтов общался с крупнейшими деятелями русской культуры. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись. В 1870-90 годах подмосковное имение Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники и живописцы (Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель, Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Васильевич Нестеров, Василий Дмитриевич и Е. Д. Поленовы, Константин Алексеевич Коровин, Илья Ефимович Репин), музыканты (Федор Иванович Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал).
Мамонтов Савва Иванович
В Москве супруги жили в доме на Садово-Спасской, 6 (ныне Московский полиграфический университет) в создании и украшении которого участвовали виднейшие художники того времени, русские и иностранные. Савва Мамонтов и его жена отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества. В 1885 году Савва Иванович основал на свои средства Московскую частную русскую оперу, которая действовала до 1904 года.
Широкий образ жизни Мамонтовых вызвал огромную волну недоброжелательства. В 1899 году было возбуждено уголовное дело о растрате им средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Суть дела заключалась в том, что средства одних принадлежавших Мамонтову предприятий перебрасывались в другие. На время разбирательства имущество было опечатано, Савва Иванович помещен в тюрьму. В конце 1900 года, после выхода на свободу, С. Мамонтов поселился при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы жизни, занимаясь художественной керамикой. Хотя его виновность в преднамеренной растрате средств не была доказана, но деловая репутация подорвана, в 1902 году имущество было распродано за долги. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея, Русский музей.
Савва Мамонтов - известный русский предприниматель и меценат 19 века. очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.
Краткая биография Саввы Мамонтова
Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.
Образование
В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.
Приобщение к искусству
Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман - на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.
Мамонтов - предприниматель
В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.
Семья Саввы Ивановича Мамонтова
Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой - Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.
После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.
Меценатство
Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.
В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.
Поддержка жены Елизаветы Григорьевны
Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.
В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.
Судебное разбирательство
К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.
Жизнь после суда
С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.
Савва Мамонтов: биография, дети
Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.
Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Всеволод, Вера, Александра - САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.
Жизнь после смерти
Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.