Сакалаускас в какой части служил. выстрелы артураса сакалаускаса
12 июля православные христиане празднуют День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В народной традиции - Петров день. Он знаменует собой окончание Петрова поста и сопряжён со многими народными традициями. Мы решили вспомнить, как следует провести Петров день, о чём не стоит забывать и чего лучше не делать.
Петь солнцу
12 июля Церковь отмечает как день общего мученичества двух апостолов. На большинстве христианских икон апостолов рисуют рядом. В современном христианстве Петр наделяется властью Божьего ключника, который управляет воротами Небесного Царства, или рая, а потому на многих иконах его изображают с ключами в руках.
Петров день является окончанием зеленых Святок и купальских гуляний.
Многие петровские песни начинаются с обращения к солнцу и Богу: «Солнышко! Петрова ночка-невеличка, солнышко...» и «Солнышко! Петрова ночка, где твоя дочка? Солнышко...», «Боже наш! Петрова ночка маленькая, Боже наш...», «Боже наш! На сенокосы медуночка, Боже наш...», «Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить...», «Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать...». Петров день - день окончания поста, а потому радостные песни не только не запрещены, но и поощряются традицией.
Печь пироги
Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекла, жарила, варила и запасала водку. В праздничной выпивке принимали участие в основном только женатые и старики.
Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле. Там, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко». По народному поверью, солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресения, «играет», то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. Обычай караулить солнце берет свое начало с древних времен, когда крестьяне отгоняли от села русалок, которые в Петров день своими злыми шалостями причиняли немало вреда посевам. Встретив солнышко, молодежь заплетала венки на ветках деревьев, в основном на березе.
Есть рыбу
Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли "рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы. В Сибири, например, в бассейне реки Ангары считалось обязательным подать к праздничному столу рыбу, выловленную накануне Петрова дня вечером. Из этой рыбы готовили уху - "шербу". В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: "Петры-Павлы! Садитесь, хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба" . Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.
Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельцев в это время были связаны с уборкой урожая, тогда как в период, предшествующий Петрову дню все силы были направлены на рост, сохранение и преумножение урожая. Значение Петрова дня как границы в аграрно-магическом отношении, отразилось в поверье о кукушке. По приметам кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит по наблюдениям народа в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится "пустозерным", а год "плохим"; крестьяне говорили, что в этом случае "и сам закукуешь, как кукушка". Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые обычно в весенне-летний период, переносить их (например, пересадку овощей и цветов) на более позднее время запрещалось. Считалось, что прока в этом не будет. Кроме того, к Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне: грабли, вилы, приспособления для стягивания сена и соломы на возу. Петров день снимал запрет на вкушение плодов, строго соблюдаемый в течение весеннего периода. Например, в Сибири именно с этого времени было принято "брать" землянику.
Сохранять и преумножать потенцию
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. В молодежных обрядах четко просматривалась эротическая и свадебная символика. Это позволяет говорить о том, что в период летнего солнцестояния, молодежи, обладавшей, по традиционным представлениям, мощной неизрасходованной энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной потенции.
Слушать кукушку и готовить вилы
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих-женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора". 12 июля местами еще совершались некоторые ритуальные действия, характерные для периода Семик-Троица: завивание берез, заключительные этапы обрядов крещения и похорон кукушки, кумления. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях. В локальных традициях праздник считался последним днем разгула русалок, в которых видели души умерших девушек.
Угощать народ
До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день святой Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Славяне верили, что в Петров день святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками. При этом, если чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишался яблока. Существовал целый ритуал, который соблюдали все женщины, потерявшие своих детей. В Петров день они, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, устраивали угощение для соседских детей. В некоторых районах в Петров день совершали коллективное заклание животного и следовало пиршество.
В народном календаре 12 июля – Петров день, Петры и Павлы, Петровки, Петровские гуляния, праздник солнца, играние солнца, навозница. В этот день устраивали народные гуляния, а вечером молодежь ходила в поле «караулить» солнце.
Православная церковь 12 июля совершает празднество апостолов Петра и Павла, которых за особо ревностное распространение христианской веры ещё называют первоверховными. Церковь их почитает как первых проповедников христианской веры. В этот день перенесли реликвии апостолов из Рима в Сан-Себастьян.
Апостол Петр, один из ближайших учеников Христа, проповедовал в разных странах Слово Божие и при этом совершал великие чудеса – исцелял больных, воскрешал мертвых. Он написал два Соборных Послания, был первым епископом Римским. За христианскую веру его распяли в 67 году на кресте вниз головой.
До обращения в веру апостол Павел назывался Савлом и был гонителем христиан. Сам Господь призвал его к апостольству. За распространение в разных странах веры Христовой Павел перенес много страданий. В 67 году он был обезглавлен в Риме. Его перу принадлежат 14 Посланий.
Апостолы Петр и Павел на Руси занимали особое место. Наиболее чтили святого Петра, который, по народны поверьям, владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая.
Этот праздник почитался рыбаками, потому что святого апостола они считали своим покровителем, оттого ещё этот день называли «ловецким» праздником. 12 июля с населения собирали деньги «Петру-рыболову на мировую свечу», которую ставили в храме перед иконой святого, на рыболовецких угодьях устраивали крестные ходы и молебны. Рыбаки ходили в церковь, молились святому о сохранении жизни и о богатом улове.
12 июля: традиции и обычаи дня
День Петра и Павла на Руси считался одним из самых важных «годовых» праздников. К нему заранее готовились: соблюдали Петров пост, убирали и чистили избы, готовили обетные угощения, в желтый цвет красили яйца, запасали хмельные напитки, варили пиво. Обычно день Петра и Павла, как и другие большие праздники, отмечали несколько дней. Вечером в деревнях устраивали застолье, приглашали родственников и гостей, проведывали крестников. В народном календаре этот день вместе с праздниками и составляет общий праздничный цикл полного рассвета сил природы и празднуется как его завершающий этап.
К празднику отнесено поверье об игре солнца. В старину верили, что в Петров день на восходе солнце раскидывает ленты, однако увидеть это дано не каждому.
Магическими свойствами обладает «петровская водица». Считалось, что купание в водоемах очищает от «любодейных» грехов. А чтобы человеку всегда везло, нужно умыться водой из трех ключей.
В ночь накануне праздника боялись разгула нечистой силы, злодеяний ведьм и колдунов. Верным средством защиты от них были костры. На перекрестке зажигали костер и бросали в него остатки от нового колеса, которое сначала надевали на палку и катали вокруг села, чтобы узнать, в каком доме живет ведьма или колдун. По поверью, напротив жилья чародея колесо разлеталось на части, и в этот момент можно было услышать его крики.
Ещё в Петров день «заклинали ведьм»: девушки забирались на крыши «нечистых» построек (сараи, бани, овины), усаживались там и пели песни.
Наши предки связывали этот праздник с летним солнцестоянием. В рощах устраивались игрища (обязательно сооружали качели, напоминающие оборот солнца), водили хороводы, символизирующие солнце. Молодежь вечерам уходила в поля солнце «караулить». Ждали восхода солнца и присматривались к нему – кто больше различит цветов в его сиянии, тот будет счастливее всех.
Петров день – последние проводы весны.
В Петровское заговенье в северных регионах «хоронили» весну: изготавливали чучело весны, клали его на носилки и несли в поле, где трепали.
На дворе в это время стоит настоящее лето, день идет на убыль, о чем говорят и поговорки:
Как придет Петро, так будет и тепло.
Петр-Павел жару прибавил .
День убывает, жар прибывает . Однако худое порося и в Петровки зябнет .
В Петровки сухо и день велик.
Петр и Павел час убавил, а ) два уволок.
12 июля начинается разговенье с Петрова поста. На Руси устраивали ярмарки. «У мужика в июле один праздник – Петров день ». В народе недаром июль назывался «страдень»: крестьянам не покладая рук приходилось работать от зари до заката. С этого времени на поля начинали вывозить навоз, поэтому эту дату ещё называли навозницей.
Гадания на день Петра и Павла
Девушки вечером плели венки, которые надевали на голову лошади любимого парня. Если венок не падал и хозяин, вернувшись утром, видел его на голове коня, то осенью девушка смело могла ждать сватов.
Ещё девушки на Петра и Павла собирали с 12 полей 12 цветов и клали под подушку с такими словами:
«Двенадцать цветов, двенадцать молодцов! Суженый-ряженый покажись, ко мне во сне явись».
Во сне девушка должна увидеть будущего супруга.
12 июля: приметы и поверья
- На Петров день ясно – год будет хорошим.
- Если дождь льет, то ещё сорок дней будет ненастье.
- Смотрели на хлебное поле: если хлеба выдались, то будет отменный урожай.
- Если утром есть роса, то день будет солнечным. Отсутствие утренней росы предвещает дождь.
- Белые облака против ветра поднимаются – к дождю, по ветру идут – к вёдру.
- Желтые облака – к осадкам.
- Дождь на Петра – к мокрому сенокосу. Сено будет жесткое, зато урожай неплохой: два дождя – хороший, три – богатый.
- На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (с этого дня певчие птицы перестают петь).
- Если кукушка перестала куковать до Петрова дня – зима будет ранней, а если после – осень затяжной.
- С нижних ветвей берез опадают желтые листья – к скорому листопаду.
- Сон с 11 на 12 июля вещий, может исполниться на седьмой день. Если днем 12 июля вам приснилось что-то дурное, то будьте осторожны, потому что вас подстерегают неприятности.
Люди, родившиеся 12 июля, твердо стоят на земле. В качестве талисмана им подходит халцедон.
Видео: Петров день
ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ
ВЫСТРЕЛЫ АРТУРАСА САКАЛАУСКАСА
24 февраля 1987 года в четвертом часу ночи спецэшелон N 934 МВД СССР прибыл в Ленинград и остановился на дальнем перроне Московского вокзала.
Главными пассажирами состава были вчерашние узники "Крестов", выгруженные в городах Урала и Сибири.
В вагоне N 001/76040 стояла гробовая тишина. Сквозь темное окно не пробивалась тусклая лампочка. Само же окно зияло осколками... В свете бледной лампы прапорщик увидел длинный коридор с зарешеченной правой стороной. Дверь караульного купе была приоткрыта. На полу виднелся чей-то сапог. Прапорщик передернул затвор и ногой толкнул дверь. На грязном, промокшем от крови полу валялась груда тел, прикрытая двумя матрацами. Прапорщик даже не стал их пересчитывать. С возгласом "Ни хрена себе!" он выскочил из вагона, приказал солдатам стеречь вход и бросился по перрону к начальнику поезда. Кто-то уложил весь наряд в пятом вагоне, выпалил он майору, тяжело дыша...
Сквозной караул перебил рядовой Артурас Сакалаускас, единственный, кого не досчитались в охране поезда...
Всего Артурасом Сакалаускасом было произведено 46 выстрелов, 33 достигли цели, 18 - стали смертельными. Убедившись, что расстрелянные им лица мертвы, Сакалаускас забросал их матрацами. Потом зашел в купе начальника караула и переоделся в форму прапорщика, похитив также его "дипломат" с личными вещами и деньги. Уложив в "дипломат" пять пистолетов, он снял у проводника Дашкиева наручные часы, а в помещении кухни, где находился труп Пилипенко, Сакалаускас взял для себя продукты, которые также сложил в "дипломат". Свое обмундирование сжег в топке вагона. На станции Бабаеве Вологодской области поезд произвел остановку, и в 16.35 Сакалаускас покинул вагон, захлопнув при этом за собою дверь".
Следственная бригада Северо-Западного УВД на транспорте выяснила, что среди убитых нет одного рядового из наряда - Артураса Сакалаускаса. Оружейный шкаф, где хранились восемь пистолетов Макарова, опустел на пять стволов и пять запасных обойм. Сразу возникла главная версия - Сакалаускас, взяв пистолеты, перебил сослуживцев и покинул вагон. Последнюю остановку перед Ленинградом состав сделал еще минувшим днем - на станции Бабаево.
По следам беглеца-убийцы пустились десятки следственных групп, усиленных парой сотен военнослужащих Ленинградского гарнизона.
ДОБРАТЬСЯ ДО РОДИНЫ
Артурас Сакалаускас действительно сошел в Бабаеве с намерением добраться до родной Литвы. Несколько ночей он провел в городе, останавливаясь на постой у добрых людей. Уходя от одной такой семьи, прихватил с собой пуховик, кроличью шапку и брюки. Не забыл переложить по пистолету в каждый карман куртки, три остальных засунул в черный дипломат, взятый в вагоне.
Сакалаускас сумел добраться до Ленинграда. Двое суток прятался в подворотнях, ночевал на чердаках, но весь город был обклеен его фотографиями, его фамилия регулярно звучала по местному ТВ. Варшавский вокзал, от которого шли поезда в Прибалтику, постоянно прочесывался военными и милицейскими патрулями, а возле касс стояла большая фотография Артураса. То же самое творилось в аэропорту.
Сакалаускас бесцельно колесил в автобусах по городу, пока его не опознал один из пассажиров. Вскоре Артурас в наручниках покидал автобус.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Один из заключенных, этапированных в том злополучном спецэшелоне, скажет впоследствии: "То, что вытворяли ваши "вертухаи", редко встретишь даже на зоне".
Что творилось в душе молодого солдата, можно лишь догадываться. Позднее по результатам судебно-медицинской экспертизы будет вынесено заключение: "Находился в состоянии глубокого психологического кризиса с деформацией психики". Кальсоны со "следами насилия" он выбросил в окно и пошел в купе охраны. Проходя по коридору, увидел, что начальник караула спит, а металлический ящик с пистолетами не заперт. Артурас взял два пистолета и, вернувшись в туалет, зарядил их. Мелькнула мысль - а вдруг прапорщик проснется и обнаружит пропажу оружия? Снова пройдя в купе начальника караула, Сакалаускас выстрелил ему в голову.
Военнослужащие Семенов, Нечаев, Джамалов, Гатауллин, Синицкий, Манхуров и проводник Дашкиев играли в карты, когда в проеме дверей появился Сакалаускас с двумя пистолетами в руках и принялся расстреливать находившихся в купе. Когда патроны кончались, он перезаряжал пистолет или брал из ящика для оружия новый, и бойня продолжалась. В эти минуты перед его глазами были не умиравшие люди, а издевавшиеся над ним "деды".
Нечаев, который любил надевать миску с горячим супом на голову Артураса и делать "велосипед" (способ издевательства, при котором спящему между пальцами ног закладывают бумагу, тряпку или вату и поджигают), получил три пули в голову и умер мгновенно. Повар Гатауллин, который засыпал в порцию "духа" полстакана соли или песка, а также часто лишал его завтрака или обеда, умер от трех огнестрельных ранений головы. Старший сержант Семенов, он же - заместитель начальника сквозного караула, макал Артураса лицом в унитаз, порвал ухо, ставил в наряд на десять часов, лишал сна и просто бил. За это он принял одну пулю в затылок и две в грудь. Проводник Михаил Дашкиев был добродушным и "духа" не трогал, но под раздачу также попал. Можно сказать, что Артурас "завалил" проводника случайно. Когда убийца менял обоймы, проводник торопливо закрыл дверь. Это настолько всполошило стрелка, что он, не задумываясь, выпалил в тонкую пластиковую дверь целую обойму. Дальнейшая судьба Сакалаускаса сложилась более чем странно...
ЗАБЫТЫЙ УБИЙЦА
В дальнейшей судьбе Артураса Сакалаускаса столько "белых пятен", что точки над "I" не расставлены до сих пор.
Известно, что специалисты судебно-психиатрического института им. Сербского признали Сакалаускаса вполне здоровым. Перед этапом в "Кресты" его поместили в "Матросскую тишину", откуда Артураса должен был забрать конвой, и... забыли о нем.
А когда почти через месяц Сакалаускаса привезли в Ленинград, он был уже в очень странном состоянии. По словам его адвоката, в "Матросской тишине" Артурасу якобы вводились сильнодействующие психотропные вещества, разрушающие психику. Это был наиболее легкий вариант выхода из очень щекотливой ситуации - у солдата-убийцы ярко выраженное нарушение психики.
Повторное медицинское обследование выявило "непрерывно прогрессирующее хроническое психическое заболевание". Спустя нескольких лет бесплодных попыток "привести Сакалаускаса в чувство" и определить его состояние - то есть, подлежит он все-таки расстрелу или нет - его отправили в Литву на принудительное лечение.
Удобно, и не надо "сор из избы выносить". Но очень скоро "сор из избы вынес" художественный фильм "Караул" Александра Рогожкина. Кинокартина повергла критиков в состояние шока, и сначала ее на всякий случай запретили. А когда позднее Рогожкин привез "Караул" в Вильнюс, мать Сакалаускаса подошла поблагодарить его. После пережитого и она, и отец Артураса стали инвалидами 2-й группы.
ИНОПЛАНЕТЯНИН ИЛИ ПРИМЕРНЫЙ СЕМЬЯНИН?
Еще до появления "Караула" судьбой Артураса Сакалаускаса заинтересовался литовский режиссер Стаулюс Бержинис, снявший об этой трагедии документальный фильм "Кирпичный флаг". Бержинис объехал семьи погибших, которые единодушно грозились в камеру, что найдут Сакалаускаса и убьют.
Разыскал режиссер и самого Артураса. Вопреки ожиданиям он увидел довольно спокойного, даже умиротворенного человека, который поведал им, что он: инопланетянин. А все происходящее с ним - часть грандиозного эксперимента. Иногда у Сакалаускаса бывали просветления, и тогда он метался и рыдал, пытался покончить с собой. Его болезнь теперь неизлечима, такой вердикт вынесли западные врачи, к которым возили своего сына родители.
Но есть и другая версия. Утверждают, в частности, что вскоре после возвращения домой Артурас Сакалаускас был признан здоровым и выпущен из психиатрической клиники. По информации из наших источников, сейчас он живет в поселке Гайжюнай, что в получасе езды от Каунаса. Женат, есть дети.
По материалам Интернета
Даже самый спокойный и терпеливый человек способен на поражающие своей смертоносностью поступки, если его зае*ать, во всех смыслах этого слова. Ночью 24 февраля 1987 года на дальний перрон Московского вокзала в Ленинграде прибыл почтово-багажный поезд в состав которого входил специальный вагон для перевозки осужденных. В одном из спецвагонов обнаружилось шокирующее зрелище: все восемь пассажиров караульного купэ были застрелены. Убитыми оказались шестеро военных - Семёнов (старший сержант), Нечаев, Джамалов, Гатауллин (повар), Синицкий и Манхуров; и проводник Михаил Дашкиев. Тело ещё одного - начальника караула прапорщика Пилипенко - перекрыло вход в кухню. Главный подозреваемый сразу же был установлен - единственный в этом наряде кого не было среди убитых, рядовой Артурас Сакалаускас. Расследование этого массового убийства позволило задать сразу два вопроса: как далеко заходит дедовщина и как далеко потом может зайти её жертва? И кажется, дело Сакалаускаса смогло дать на них ответ.
Как позже на допросе рассказал Сакалаускас, он готовился к армии, но к дедовщине оказался не готов. Сакалаускаса призвали из Вильнюса в июне 1986 года. Его отец работал токарем в мастерских НИИ, мать - заместителем начальника отдела в статистическом управлении. В семье было двое детей: он и младший брат Эдвард. Артур рос поразительно спокойным и миролюбивым человеком: одноклассники и соседи вспоминают, что он как никто умел останавливать ссоры и устанавливать мир во дворе. Однако, в армии с дедами отношения не заладились с самого начала. В конце концов, он смог добиться перевода в стройбат, чтобы работать по специальности. Просьбу удволетворили, но за три дня до перевода старший сержант Столяров назначил вне очереди в сквозной караул «Ленинград-Новосибирск». Сакалаускасу предстояло две очень сложных недели, которые он намеревался продержаться, но что-то пошло не так. Чтобы лучше понять обстоятельства дела, необходимо рассказать о сослуживцах, которые составили Артурасу компанию в этой поездке:
Никодимов - двадцать лет, по службе характеризовался положительно, прослужив в армии свыше полутора лет. Его Сакалаускас боялся больше всех. Во-первых, Никодимов считался уже «дедом», во-вторых, являлся младшим командиром, и в-третьих, был физически сильнее и имел скверный взрывной нрав. Помимо постоянных словесных оскорблений, он часто беспричинно избивал Артураса; всячески потакал издевательствам со стороны других; несколько раз вставлял спящему Сакалаускасу спички между пальцев ног, поджигал и силой препятствовал их быстрому тушению.
Столяров - старший сержант, замкомзвода, заместитель начальника сквозного караула, «дед», по службе характеризовался положительно. Наносил Сакалаускасу словесные и физические оскорбления. За несвоевременный доклад об отсутствии происшествий во время дежурства разорвал Сакалаускасу ухо и разбил голову, ударив тяжелой связкой ключей; за «плохую» уборку туалета затолкнул головой в унитаз; заставлял стоять в наряде за других, разрешая при этом спать не более четырех часов в сутки на протяжении двух недель.
Свирский - рядовой, прослужил около полутора лет, «старик», по службе характеризовался положительно. Неоднократно избивал Сакалаускаса за «неурочный» сон, даже когда тот до этого стоял на посту вместо него; вместе с Никодимовым поджигал ему пальцы ног; все время оскорблял словами, унижающими человеческое достоинство.
Хабибулин - рядовой, повар, «старик», по службе характеризовался положительно. Часто лишал Сакалаускаса положенной порции завтрака, обеда и ужина, если Артурас отказывался колоть за него дрова, мыть котлы и растапливать печь; однажды умышленно бросил ему в тарелку с супом горсть соли, в другой раз – надел на голову миску с кашей.
Джамалов - ефрейтор, «дед», по службе характеризовался положительно. Часто избивал Сакалаускаса за «неурочный сон», за поданный ему «холодный» чай; заставлял нести караульную службу за себя; принуждал подшивать подворотнички и стирать свое обмундирование; оскорблял словесно, называл «чуркой»; угрожал, что Артурас до его дембеля не доживет. Всегда потакал в издевательствах своему земляку, азербайджанцу Манхурову.
Манхуров - рядовой, одного срока призыва с Сакалаускасом, по службе характеризовался положительно. Его Сакалаускас просто ненавидел, поскольку тот пытался заставить Артураса «гонять» более молодых, при каждой встрече Манхуров считал своим долгом ударить строптивого сослуживца ногой или рукой, оскорблял словесно, помогал Столярову окунать Сакалаускаса головой в унитаз; мешал спать, когда Сакалаускасу это позволяли другие.
Денисов - проводник, не злой и добродушный человек, по месту работы характеризовался положительно. Не понятно почему, но он все время подсмеивался над унизительным положением Сакалаускаса, тем самым одобряя все издевательства. За несколько дней до трагедии проводника навещала жена, которой очень не понравилось, что Артураса постоянно оскорбляют. «Хоть бы догадался заступиться за этого парня, пока он какой беды с собой не сотворил» - попробовала женщина образумить супруга, но тот только рукой махнул.
Пархоменко - возраст 22 года, прапорщик, начальник сквозного караула, по службе характеризовался положительно. Его вина, по мнению Сакалаускаса, заключалась в том, что он все прекрасно видел и знал, но не принимал никаких мер к прекращению издевательств и унижений.
Несложно понять, что психологическое состояние литовца близилось к критическому, в атмосфере нарастающей безысходности, Сакалаускас находился каждый день. Однако, чтобы окончательно вывести Артураса из себя, требовалось что-то совсем уж неординарное, и надо признать, в тот день, деды действительно превзошли себя.
Из материалов уголовного дела: «23 февраля 1987 года, в 15 часов, Манхуров и Джамалов подняли с постели отдыхавшего после несения дежурства Сакалаускаса и потребовали пройти с ними в туалет. В туалете Манхуров и Джамалов с применением угроз, сопровождавшихся избиением, заставили его расстегнуть брюшной ремень и стащили с ног брюки до колен. После этого Манхуров стал удерживать Сакалаускаса, создавая тем самым условия Джамалов совершить насильственно акт мужеложства… Однако Джамалов не смог этого сделать по причине преждевременного семяизверженения. Во время попытки изнасилования Сакалаускас потерял сознание. Продолжая издевательства над ним и глумление, Манхуров и Джамалов поднесли к оголенным местам ног Сакалаускаса зажженные спички, а когда от боли очнулся, Джамалов пригрозил ему, что позже его изнасилует весь личный состав сквозного караула… После ухода Манхурова и Джамалов из туалета Сакалаускас помылся и сменил кальсоны. Кальсоны, испачканные спермой Джамалов, выкинул по пути следования из окна. Проходя по коридору, он увидел, что начальник караула спит, а металлический ящик с пистолетами не заперт…»
Сакалаускас зашел в купе, похитил два пистолета Макарова и в туалете зарядил их. После этого направился в купе для личного состава караула. Проходя мимо купе начальника караула, Сакалаускас, опасаясь, что Пилипенко проснется, произвел выстрел ему в голову. Затем прошел в купе, в котором к тому времени находились военнослужащие Семенов, Нечаев, Джамалов, Гатауллин, Синицкий, Манхуров и проводник Дашкиев и играли в карты. Остановившись в проеме дверей купе, которые были открыты, держа два пистолета в руках, он начал стрелять из них по находившимся в купе военнослужащим и проводнику. После этого Сакалаускас, бросив один из разряженных пистолетов на пол, прошёл в купе Пилипенко, взял там из металлического ящика третий табельный пистолет, перезарядил пистолет, что остался у него, и вновь пошёл в купе личного состава. Те, кто ещё были живы, заблокировали дверь, и Сакалаускас произвёл несколько выстрелов через дверь, а также в потолок в направлении багажного отделения, где находились Семёнов и Нечаев (последний, получив три пули в голову, умер сразу, Семёнов скончался, получив одну пулю в затылок и две в грудь). После этого он открыл дверь и продолжил стрельбу. В это время прапорщик Пилипенко, придя в сознание, вышел из купе. Сакалаускас, увидев его, произвёл несколько выстрелов в прапорщика, и раненый Пилипенко попытался убежать в направлении помещения кухни, однако Сакалаускас произвёл несколько выстрелов ему вдогонку, которые, однако, не добили Пилипенко. Когда патроны опять закончились, Сакалаускас бросил эти два пистолета и взял еще два в купе Пилипенко, вновь подошёл к купе личного состава и продолжил стрельбу в тех, кто ещё был жив. Раненый Пилипенко, пытаясь спрятаться, заполз в помещение вагонной кухни, где впоследствии умер от полученных ранений и острой кровопотери.
Всего Сакалаускасом было произведено 46 выстрелов, из которых 33 достигли цели, а 18 стали смертельными. Убедившись, что расстрелянные мертвы, Сакалаускас забросал их матрацами, потом зашёл в купе Пилипенко и переоделся в его форму, похитив также его «дипломат» с личными вещами и деньги. Уложив в «дипломат» пять пистолетов, он снял у проводника Дашкиева наручные часы, а в помещении кухни, где находился труп Пилипенко, взял для себя продукты, которые тоже сложил в «дипломат». Форму, которая была на нём в момент расстрела, он сжёг в топке вагона. На станции Бабаево, где поезд сделал остановку, в 16:35 Сакалаускас покинул вагон. Несколько ночей он провел в городе, останавливаясь на постой у разных людей. Добравшись до Ленинграда Сакалаускас двое суток прятался в подворотнях и ночевал на чердаках. К тому моменту его уже объявили в розыск, в общественных местах висели его фотографии, а аэропорт и Варшавский вокзал постоянно прочесывались военными и милицейскими патрулями. В конечном итоге Сакалаускас бесцельно ездил в транспорте по городу, пока его не опознал один из пассажиров. При аресте сопротивления не оказал.
На момент следствия у Сакалаускаса развился реактивный психоз. Первое время он провёл в «Матросской тишине», после чего было принято решение этапировать его в «Кресты», однако этапирование почему-то произошло только через месяц, и, когда Артураса привезли в Ленинград, в его психике начали наблюдаться сильные отклонения. В 1989 году его тестировал ряд опытных ленинградских психиатров, и он был признан невменяемым, но специалисты судебно-психиатрического института им. Сербского признали Сакалаускаса вполне здоровым. Судебно-медицинская экспертиза вынесла заключение, что в момент преступления Артурас «находился в состоянии глубокого психологического кризиса с деформацией психики». Суд признал Сакалаускаса невменяемыми отправил на принудительное лечение. О том, как сложилась судьба литовца в дальнейшем, существует несколько версий. По одним данным, он сумел справиться с социальной адаптацией и сейчас живёт с женой и детьми в Гайжюнае. По другим, он продолжает находиться в психиатрической лечебнице. Саулюс Бержинис, который снял о Сакалаускасе документальный фильм «Кирпичный флаг», утверждает, что когда он разыскал Артураса, тот заявил, «что он инопланетянин, а всё происходящее с ним - часть грандиозного эксперимента».
Вот такая история произошла в 87 году, став одним из множества случаев, где дедовщина приводила к трагическим последствиям. Когда люди уподобляются животным, забывая о сострадании и человечности, то всегда есть вероятность, что их жертва станет убийцей, как Артурас Сакалаускас, либо инвалидом, как Андрей Сычев, либо мертвецом, как Руслан Айдерханов. Во время следствия, чтобы подтвердить показания Сакалаускаса, опросили этапированных зеков, являющихся свидетелями издевательств, по словам одного из них, «трехкратного» рецидевиста: “Я по зонам – с 16 лет, но такого беспредела еще не видел”.
источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Сакалаускаса
Дело Сакалаускаса
Дело о расстреле в феврале 1987 года рядовым внутренних войск Артуром Сакалаускасом шестерых солдат-сослуживцев, прапорщика, начальника караула и гражданского проводника. Причиной послужили издевательства над Артуром этими солдатами, закончившиеся его изнасилованием при невмешательстве или молчаливом одобрении начкара и проводника.
Случай, возможно, послужил прототипом сюжета фильма Караул .
Ночью 24 февраля 1987 года на дальний перрон Московского вокзала в Ленинграде прибыл спецэшелон № 934 МВД СССР. В одном из вагонов стояла гробовая тишина.
Подошедший офицер забарабанил по двери: «Хватит дрыхнуть!» Никакой реакции. Ругнувшись, он приказал выломать дверь, а затем, вытащив пистолет, прошёл в тамбур. Дверь караульного купе была приоткрыта. На полу валялся сапог. Офицер передернул затвор и ногой толкнул дверь. «Ни хрена себе!» - пробормотал военный и бросился к начальнику поезда с криком: «Весь наряд вагона мертв!»
В караульном купе прикрытые пропитанными кровью матрацами лежали семь трупов - шестеро солдат и проводник, тело ещё одного - начальника караула прапорщика Пилипенко - перекрыло вход в кухню. Все были застрелены.
Следственная бригада Северо-Западного УВД на транспорте выяснила, что среди убитых нет одного рядового из наряда - Артураса Сакалаускаса. Оружейный шкаф, где хранились восемь пистолетов Макарова , опустел на пять стволов и пять запасных магазинов. Сразу возникла главная версия - Сакалаускас, взяв пистолеты, перебил сослуживцев и покинул вагон. Последнюю остановку перед Ленинградом состав сделал ещё минувшим днем - на станции Бабаево .
По следам беглеца-убийцы пустились десятки следственных групп, усиленных парой сотен военнослужащих Ленинградского гарнизона.
Один из Ленинградцев вспоминает те дни:
В 1987 году (я тогда в 5-ом классе учился) по ТВ и радио сообщают о розыске опаснейшего преступника: рядовой ВВ МВД расстрелял караул вагона с зеками, взял несколько пистолетов и может приехать в Ленинград. Помню армейские патрули на Московском проспекте и как милиционеры с автоматами проверяли все въезжавшие в Ленинград автобусы. Задержали Артураса Сакалаускаса через несколько дней на Ваське, никакого сопротивления он не оказывал.
Помню слова бабушки: «А зачем суд, все понятно, сразу расстреляют». Думаю, что опроси тогда простых людей, 9 из 10 признали бы его «животным, на которое законы не распространяются».
Это потом мы узнали о дедовщине в армии, об издевательствах старослужащих, об изнасилованиях и т. д. Тогда многое стало понятно… Например, один из убитых любил надевать миску с горячим супом на голову Артураса и делать «велосипед» (когда спящему между пальцами ног закладывают бумагу, тряпку или вату и поджигают). От «животного» он получил три пули в голову.
В дальнейшей судьбе Артураса Сакалаускаса столько «белых пятен», что точки над «i» не расставлены до сих пор.
Задержание, следствие и суд
Артурас был задержан в автобусе, в Ленинграде, при задержании сопротивления не оказал. В ходе следствия у Артураса развился реактивный психоз, в 1989 году его тестировал ряд опытных ленинградских психиатров и он был признан невменяемым. В 1990 году состоялся суд без участия Артураса, на котором был вынесено частное определение в адрес его части. Сам убийца был выдан независимой Литве по требованию руководства республики (в его защиту на Кафедральной площади Вильнюса были собраны сотни тысяч подписей). После этого в течение пяти лет проходил лечение в клинике.
Освещение в прессе
Первыми публикациями о Сакалаускасе в ленинградской прессе стали милицейские ориентировки, где он был назван «вооружённым и очень опасным преступником». Затем, в течении 1987 года данное дело в газетах не упоминалось. Первой нарушила ленинградская молодёжная газета Смена, 13 апреля 1988 года там появилось интервью генерального прокурора ЛенВО Олега Гаврилюка, где интервьюер спрашивал того и о Сакулаускасе, на что получил ответ, что «Труднее всего в армии нытикам, хамелеонам, бездельникам, маменькиным сынкам!» 29 июля 1988 года в Комсольской правде появилась статья «Случай в спецвагоне». Литовский режиссёр Стаулюс Бержинис снял о Сакулаускасе документальный фильм «Кирпичный флаг».
Биографические сведения
Артурас был призван а армию в июне 1986. Его отец - Адольф Сакалаускас работал токарем в мастерских НИИ, мать Ольга - заместителем начальника отдела статистического управления. После окончания дела Сакалаускаса его мать и отец стали инвалидами II группы.
См. также
Ссылки
- Дмитрий Быков . Спаситель, 1999. // Блуд труда, эссе. - М.:2002 .
- Суденко Николай Николаевич. Как Артурас Сакалаускас казнил садистов, или Чтобы было не повадно…
Wikimedia Foundation . 2010 .
Википедия
- «КАРАУЛ», СССР, ЛАДОГА, 1989, цв., 103 мин. Триллер, социальная драма. Фильм ленинградского режиссера Александра Рогожкина, вышедший в 1989. Как талантливый образец эпохи перестройки и гласности, он представлял ее на многих зарубежных фестивалях … Энциклопедия кино
Дедовщина наиболее распространенная форма неуставных взаимоотношений представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и… … Википедия