Русское собрание партия таблица. "русское собрание"
Председатель новой общественной организации Анатолий Степанов рассказал о ее целях и задачах …
6 декабря в Шолоховском центре Союза писателей России состоялось собрание православной общественности, на котором была учреждена новая общественная организация – «Русское Собрание». Председателем организации единогласно был избран главный редактор «Русской народной линии » Анатолий Дмитриевич Степанов , который рассказал нам о целях и задачах РС.
Идея создания общественного движения у нас появилась почти год назад. Эта мысль родилась из понимания того, что РНЛ является не просто средством массовой информации, но, по сути, клубом единомышленников. Поэтому и возникла идея как-то институализировать это состояние, объединив вокруг той идеологии, которую проповедуют и защищают наши постоянные авторы – а среди них авторитетные священнослужители, ученые, писатели, общественные деятели – представителей русского образованного слоя, которых беспокоит идейно-нравственное состояние нашего народа и будущее нашего Отечества. Поскольку наши единомышленники проживают не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в других странах мира, где есть русские общины, было принято решение создать международную организацию, в надежде, что ее отделения будут появляться со временем в разных странах.
Мощный толчок для активизации наших действий дала Валдайская речь Президента России Владимира Владимировича Путина, который 19 сентября сего года впервые с высокой трибуны громко и недвусмысленно заявил о необходимости государственной идеологии для России. А это значит, что национальный лидер предложил пересмотреть некоторые положения созданной в спешке под диктовку американских экспертов 20 лет назад Конституции и, прежде всего, статьи, запрещающей России иметь государственную идеологию. После Валдайской речи мы провели несколько круглых столов, организовали дискуссию, результатом которой стало вчерашнее заседание, когда была учреждена международная общественная организация «Русское Собрание».
Много дискуссий вызвал и раньше, и вчера вопрос о названии организации. Предлагались разные варианты названия, например, «Движение русских традиционалистов», что в принципе адекватно описывает суть нашей позиции, ведь мы стремимся опереться на национальные традиции русской политической мысли и актуализировать богатейшее историософское наследие наших мыслителей, начиная от славянофилов И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и заканчивая нашими современниками, недавно скончавшимися А.С.Панариным, В.В.Кожиновым, которые создали стройное политическое учение о России. Другие предлагали назваться «Движением 19 сентября», поскольку именно в этот день была произнесена Президентом страны Валдайская речь, а именно она дала толчок к обсуждению вопроса о государственной идеологии. Были и другие предложения – «Третий Рим», «Держава», «Русский путь», «Русский дух». Но удивительное дело, – после того как выступили все желающие высказаться по этой проблеме, как-то само собой все единодушно решили, что надо назвать нашу организацию «Русское Собрание». Это удивительное единодушие было ничем иным, как проявлением духа соборности. А оно стало следствием того, что вчерашнее собрание было организовано правильно, по-русски.
В 13-00 участники собрания пришли в храм святителя Николая в Хамовниках, где, возглавляемые одним из членов инициативной группы священником Александром Шумским, отслужили молебен перед списком чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных» и перед образом святого благоверного Великого князя Александра Невского. 6 декабря был не только день памяти нашего святого Князя-Воина и выдающегося Правителя страны, но в этом году исполнилось 750 лет со дня преставления Великого князя Александра Ярославовича Невского. Образ князя Александра является символом РНЛ , и поэтому для меня было особенно важно, что собрание состоялось именно в день его памяти. Кстати, это произошло, можно сказать, промыслительно. Первоначально мы планировали провести собрание до начала Рождественского поста, но потом выяснилось, что в силу ряда причин нам это не удастся, откладывать на новый год было нельзя, стало ясно, что надо проводить собрание в начале декабря, и самой подходящей датой оказался день памяти Александра Невского.
Молитвенное единодушие, с которого началось собрание, проявилось и в дальнейшем. Многие участники собрания потом говорили, что все прошло на удивление гладко, без каких-то ненужных распрей, в духе единомыслия и соборности, было впечатление, что как-то все само собой складывается.
Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин , член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало , известные писатели – Василий Владимирович Дворцов , Алексей Алексеевич Шорохов , Андрей Юрьевич Хвалин , маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий , видные общественные деятели сопредседатель движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин , председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев , глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный , главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко , обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин , священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев , общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко , заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков , политолог Александр Андреевич Горбатов , директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин , директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко , журналисты Олег Владимирович Марьянов и Мария Андреевна Мономенова . Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин , общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов , Алексей Анатольевич Деревянко , Юрий Михайлович Дуняшенко , кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин , Александр Владимирович Скаков , Александр Федорович Чернавский , Николай Алексеевич Чистов , Виктор Федорович Шевченко и другие.
Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков.
На собрании также родилась идея создать при «Русском Собрании» Экспертный совет, включающий авторитетных ученых, экспертов в разных областях знания. В Совет уже дали согласие войти доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев , доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Юрьевич Катасонов , доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев , доктор экономических наук, профессор ВШЭ Леонид Сергеевич Гребнев . Двое последних принимали активное участие в работе собрания. В дальнейшем, как звучали предложения, необходимо не только расширить состав Экспертного совета, но и организовать его работу по разным направлениям. Пока же предполагается привлекать экспертов наряду с членами РС в подготовке круглых столов, чтений, конференций и заседаний.
Знаковым было участие в учредительном заседании «Русского Собрания» председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева , который обратился к собравшимся со словами приветствия и даже поучаствовал в дискуссии по поводу названия организации. Ганичев только-только вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в награждении лауреатов премии Александра Невского и у меня, честно говоря, были сомнения, что он сможет принять участие в собрании, хотя он обещал быть, если появится возможность. Поэтому хотел бы еще раз поблагодарить Валерия Николаевича за ту честь, которую он нам всем оказал, приняв участие в учредительном собрании. Для меня участие Ганичева было живым олицетворением преемственности поколений, поскольку Валерий Николаевич – один из «последних могикан» патриотического движения предшествующих десятилетий. Таким образом, «Русское Собрание» продемонстрировало верность патриотической традиции.
Кстати, помимо В.Н.Ганичева на собрании присутствовали также и другие гости: сопредседатель Союза православных братств, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , председатель недавно зарегистрированной Минюстом партии «Самодержавная Россия» писатель Дмитрий Николаевич Меркулов , главный редактор журнала «Переправа» Александр Иванович Нотин .
Нередко приходилось сталкиваться с вопросом: зачем нужно еще одно общественное движение, чем оно будет отличаться от других? Действительно, на православно-патриотическом поле уже существуют различные общественные структуры, руководители самых известных из них даже приняли участие в заседании: сопредседатель Союза православных братств игумен Кирилл (Сахаров), сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, глава движения «За Веру Православную» Павел Безукладичный. Эти общественные объединения известны своей активной деятельностью по организации крестных ходов, митингов, шествий, пикетов других публичных акций.
Наше движение ставит перед собой другие, прежде всего идеологические, задачи. Мы намереваемся попытаться объединить представителей образованного слоя русского народа, чтобы помочь власти сформулировать, выработать государственную идеологию или идеологию развития, как выражается Президент России Владимир Путин. И тем самым мы стремимся к тому, чтобы не возникло новой пропасти между русской интеллигенцией и властью, которая была столь мучительна в прежние времена и стала одной из причин возникновения революции.
Впрочем, сегодня уже существует общественная структура, решающая отчасти схожие задачи. Я имею в виду Изборский клуб, созданный талантливым писателем и публицистом Александром Андреевичем Прохановым. И название лучше не придумать, и идея замечательная – объединить всех нелиберально мыслящих интеллектуалов, и люди собрались там прекрасные, многих их которых я считаю полными единомышленниками. Однако Изборский клуб сформирован по иной методологии, – там собрались противники либерального курса, но в содержательном смысле люди очень разные. Задача идейной борьбы против либерального соблазна, преодоления либерализма, который до сих пор довлеет над сознанием значительной части современной политической элиты, сегодня чрезвычайно актуальна. И в этом нужно всячески поддерживать инициативы Изборского клуба.
Однако одного отрицания либерализма недостаточно для формулирования позитивной, перспективной идеологии. Люди лево-коммунистического, националистического и православно-патриотического мировоззрения могут совместно бороться против либеральной утопии, но сформулировать идеологию развития, чего ждет от интеллектуалов власть, вряд ли смогут. Для этого нужна единая мировоззренческая платформа, отсылающая в том числе и к определенной традиции политической и историософской мысли.
Для нас такой мировоззренческой платформой является – православие, патриотизм и консерватизм. Мы стремимся актуализировать для задач современного развития России идеи Ивана Киреевского и Алексея Хомякова, Николая Данилевского и Константина Леонтьева, Константина и Ивана Аксаковых, Михаила Каткова и Константина Победоносцева, Льва Тихомирова и Ивана Ильина, организаторов дореволюционного «Русского Собрания». Только на этой основе можно создать современную русскую идеологию, способную не только примирить нас с нашими великими предками, созидавшими, обустраивавшими и защищавшими Отечество, не только объединить вокруг русского народа все многоцветие народностей и конфессий России, но и послужить основой для новой интеграции на евразийском пространстве, для воссоединения разделенного границами русского народа.
После учредительного собрания нам необходимо организовать деятельность собрания. Поэтому я обращаюсь ко всем читателям, кто заинтересован в развитии нашей общественной организации (поскольку я воспринимаю это, как наше общее дело), включаться в работу. Надо обсудить реалистичный план действий. «Русское Собрание» сегодня – это исключительно общественная инициатива, поэтому организация не имеет бюджета. Но нам не привыкать работать в таких условиях, также много лет существует « Русская народная линия ». Русский человек всегда был силен смекалкой. Со временем, надеюсь, мы создадим сайт «Русского Собрания», а пока постараемся сделать страничку на РНЛ . Поэтому предлагаю свои идеи и предложения присылать на почту РНЛ . Мы будем приветствовать любую инициативу.
Вопрос № 22: Политические партии России в начале 20 века.
В истории оформления различных политических партий Российской империи прослеживается чёткая системность. Сначала сформировались наиболее левые, оппозиционные партии. Затем, во времяРеволюции 1905 года, после подписанияМанифеста 17 октября, появляется множество центристских партий, объединивших, в основном, интеллигенцию. Наконец, как реакция на Манифест возникают правые партии, консервативные. Можно отметить, что исчезали эти партии с исторической арены в прямо обратном порядке:Февральская революциясмела правых, затем роспускУчредительного собранияокончательно упразднил центристов. Некоторые левые партии были запрещены, большинство же самораспустились или соединились с большевиками в середине 1920-х годов, когда проходили показательные судебные процессы над виднейшими их представителями.
Партии:
Русское собрание
Русский народный союз имени Михаила Архангела
Партия демократических реформ
Конституционно - демократическая партия
Союз русского народа
Российская социал - демократическая рабочая партия
Большевики
Меньшевики
Партия социалистов - революционеров
Национальные партии:
Польские:
Национально - демократическая партия Польши
Польская социалистическая партия
Еврейские:
Поалей Цион
Армянские:
Дашнакцутюн
Мусульманские:
Мусават
Иттифак аль-Муслимин
Партия Алаш
Русское собрание.
Одна из старейших правомонархический партий, православно-консервативных общественно-политических организаций (партий)России, действовавшая с1900по1917гг.
Лидеры :Д. П. Голицын,Н. А. Энгельгардт, М. Л. Шаховской,А. Н. Лобанов-Ростовский, Н. Н. Пешков, Н. Ф. Гейден, П. Н. Апраксин, Н. Н. Белявский
Дата основания : ноябрь 1900 года
Дата роспуска : февраль - март1917г., попытка возрождения предпринималась в1918-1919гг. на юге России.
Идеология : правомонархическая, националистическая.
Девиз : Православие, Самодержавие, Русская Народность.
Союз 17 октября.
Право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905-1917 годах. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов. Название партии восходит кМанифесту, изданномуНиколаем II17 октября1905 года.
Лидер : Гучков Александр Иванович (с 1906 года)
Дата основания : октябрь 1905 года
Дата роспуска : 1917 год
Основные положения :
Ограничение власти монарха
Сохранение монархической формы правления
Свобода слова, собраний, передвижений, совести
Неприкосновенность личности и жилища
Сохранение «единой и неделимой» России
Содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев
Нормирование рабочего дня
Отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии
Уравнивание крестьян в правах с другими сословиями
Идеология :конституционный монархизм,либеральный консерватизм
Количество членов : около 30 000 человек
Партийная печать : всего более 50 газет на русском, немецком и латышском языках, в том числе: « Время» (Томск); « Голос Москвы» (Москва); « Русская окраина» (Самарканд); « Слово»(Москва); « Обновление» (Казань)
Русский Народный Союз имени Михаила Архангела.
Правомонархическая (черносотенная), православно-консервативная общественно-политическая организация (партия), действовавшая вРоссийской Империив1907-1917гг.
В. М. Пуришкевич |
|
Дата основания: |
начало 1908 года |
Дата роспуска: | |
Идеология: |
правомонархическая (черносотенная) |
«За Церковь Православную, Царя Самодержавного и за Народность Русскую» |
|
Партийная печать: |
газета «Колокол» газета «Прямой путь» газета «Зверобой» |
Союз выступал за сохранение исторических устоев России - православияи самодержавия, боролся за лишение избирательных правиудееви ограничение представительства Польши и Кавказа.
Вместе с тем Союз поддерживал существование Государственной Думы и одобрял столыпинскую реформу.
Партия демократических свобод.
Либеральная партия России. Основана в январе 1906 группой членовконституционно-демократической партии, считавших её программу слишком левой.
Лидеры: М.М.Ковалевский, М.М.Стасюлевич и др.
Дата основания: январь 1906 год
Дата роспуска: конец 1907 года
Штаб-квартира: около 1000 – 2000 человек
Идеология: либерализм
Партийная печать: газета « Страна» и журнал «Вестник Европы»
Формальной датой появления на свет Божий черносотенного движения можно считать 16 января 1901 года. В тот день в Петербурге состоялось последнее предварительное заседание, на котором был окончательно утвержден проект устава организации, которую ее создатели назвали «Русское Собрание». Уже самим названием был брошен вызов общественному мнению. Ведь космополитизм в ту пору являлся признаком «хорошего тона» у русского образованного слоя. Естественно либеральная печать встретила известие о появлении русского национального кружка в штыки. В адрес его организаторов посыпались насмешки. Однако зубоскальством дело не ограничилось. Был состряпан донос на имя влиятельного в ту пору министра внутренних дел Вячеслава Плеве, который поначалу хотел даже закрыть кружок. Но, разобравшись откуда ветер дует, сам вступил в члены Русского Собрания.
Идея создать русскую национальную организацию родилась в ноябре 1900 года в среде писателей, ученых и сановников столицы, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества. Эти люди и составили основную массу тех, кто собрался 16 января 1901 года в редакции самой авторитетной тогдашней газеты «Новое время». Ее редактор-издатель Алексей Суворин был в числе сорока членов-учредителей Русского Собрания. Кроме него членами-учредителями были известные деятели отечественной науки и культуры: помощник директора Публичной библиотеки, доктор русской истории Николай Лихачев, видный богослов, профессор Духовной Академии Николай Покровский, академик Никодим Кондаков, писатели Михаил Коялович-младший, Всеволод Сватковский и Василий Янчевецкий и др. В заседании 16 января были избраны руководители организации. Председателем Русского Собрания стал известный писатель князь Дмитрий Голицын (литературный псевдоним - Муравлин). Его товарищами - публицист Алексей Суворин-младший и писатель Сергей Сыромятников.
Через десять дней, 26 января устав был официально утвержден. Целью Русского Собрания, согласно устава, объявлялось содействие «выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей русского народа». Организация ставила перед собой следующие задачи: изучение русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; охранение чистоты и правильности русской речи; разработка вопросов русской и славянской словесности, народоведения, права, народного хозяйства и т. д. Устав предоставлял право: устраивать заседания и вечера, проводить конкурсы сочинений, выпускать газеты и книги, учреждать читальни и заниматься другими видами просветительской деятельности.
12 февраля 1901 г. прошло первое заседание, на котором были приняты 120 действительных членов и избран Совет Русского Собрания. В состав Совета вошли: публицист, генерал-майор Михаил Бородкин, известный публицист-славянофил, генерал-контролер Афанасий Васильев, популярный поэт и публицист Василий Величко, сын известного военачальника, генерал граф Николай Гейден, профессор Академии Генерального Штаба генерал-майор Аким Золотарев, ветеран патриотической публицистики, издатель Виссарион Комаров, будущий министр земледелия Александр Кривошеин, цензор Николай Соколов, издатель Алексей Суворин, писатель Николай Энгельгардт и другие (всего 15 человек) представители политической и культурной элиты империи.
Первоначально РС занималось исключительно обсуждением докладов и устройством вечеров. Первой формой деятельности были собрания по пятницам, посвященные общественно-политическим проблемам и литературные понедельники. С осени 1901 года кроме пятниц и понедельников появились особые совещания по актуальным проблемам (наиболее активно работал Окраинный отдел под председательством А.М. Золотарева). Иными словами, Русское Собрание начало действовать как интеллектуальный центр еще только зарождавшегося православно-монархического движения. В тех условиях такого рода деятельность была крайне необходимой. Прежде чем действовать, нужно было определить источники и характеры угроз бытию России и выработать формы борьбы с ними.
Появление первой национальной организации многими русскими людьми было встречено с энтузиазмом. Численность Русского Собрания начала быстро расти. Уже к концу 1901 года в нем насчитывалось около 1000 членов, а к концу 1902 года - около 1600. В феврале 1903 года у РС появился и свой печатный орган «Известия Русского Собрания», которые выходили специальными выпусками почти два года. Наконец дело дошло до создания отделов на местах. 6 ноября 1903 года в Харькове профессорами Андреем Вязигиным, Василием Альбицким и другими был открыт первый местный отдел РС. Этот пример вдохновил национально мыслящих общественных деятелей и в других городах. В 1904 году отделы были созданы в Одессе, Оренбурге, Екатеринославе, Варшаве и Вильне. Осенью 1904 года при РС был организован Кружок русских студентов под руководством популярного беллетриста князя Михаила Волконского и председательством студента Ермолова. Чуть раньше аналогичный кружок был создан в Харькове. Словом, организация разрасталась и крепла.
Выдающуюся роль в создании Русского Собрания и организации его деятельности сыграл популярный поэт и незаурядный публицист Василий Величко.
До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.
«Русское собрание»
«Русское собрание» начинало свою деятельность в 1900 году как литературно-художественный клуб для приверженцев право-консервативных взглядов. Его первым председателем стал князь и писатель Дмитрий Голицын. В политическую партию оно оформилось только в 1906 году. «Русское собрание» никогда не участвовало в думских выборах, и его политическое влияние, в отличие от идеологического, было невелико, однако из него вышли некоторые лидеры других партий монархического и черносотенного толка, такие как Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Владимир Грингмут. В начале 1-ой Мировой войны «Русское собрание» прервало политическую деятельность, а в 1917 году прекратило своё существование.
Программа партии основывалась на знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». В ней значилось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания», «царское самодержавие – совершеннейшая форма правления в России», и «царь не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и Истории», а «Россия – едина и неделима, никакие автономии недопустимы».
Членами «Русского собрания» были представители знати, высшего духовенства, офицерства (до 1906 года, когда военным запретили состоять в политических организациях), консервативные публицисты. Среди них были известный издатель Алексей Суворин, вдова великого писателя Анна Достоевская. Симпатизировали «Русскому собранию» Виктор Васнецов и Николай Рерих.
«Союз русского народа»
«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.
Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.
Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.
Отношение к «Союзу русского народа» в высших кругах было неоднозначным. Его деятельности симпатизировали сам император Николай Второй, святой Иоанн Кронштадтский и многие представители высшего духовенства, включая будущего патриарха Тихона (Белавина). Однако премьер-министр Сергей Витте называл Союз «организацией обычных воров и хулиганов» и считал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества».
Русский монархический союз
Прообраз русского монархического союза – русская монархическая партия была основана в 1905 году. Долгое время эта организация была близка к «Союзу русского народа», и речь шла об их объединении, но затем разногласия между организациями усилились, и в 1909 был зарегистрирован Русский монархический союз. На первом этапе лидером партии был идеолог черносотенства Владимир Грингмут, а после его смерти – протоиерей Иоанн (Восторгов) и архимандрит Макарий (Гневушев). Позиции монархистов сильно пошатнулись в начале Первой Мировой войны после запрещения духовных лицам состоять в политических организациях, а также вследствие финансовых скандалов, в которых оказалось замешано руководство партии. После февральской революции партия была запрещена, а её лидеры подвергались арестам и были расстреляны в 1918 году.
Партия выступала за неограниченную монархию, против любых уступок парламентаризму, а либералов, наряду с революционерами, относила к врагам России. При этом монархисты подвергали резкой критике правительство (особенно когда им руководил Сергей Витте) и государственную бюрократию, стоящую, по их мнению, между государем и народом. Названием «черносотенцы» монархисты гордились: «Враги самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное». При этом они отвергали террор и насильственные методы борьбы.
«Союз 17 октября» («Октябристы»)
«Союз 17 октября», крупнейшая в России либерально-консервативная партия, получила своё название в честь царского манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего некоторые гражданские свободы, в том числе, организации политических партий. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции. Её лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель 3-й Государственной думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель 3-й (после отставки Гучкова) и 4-й Государственной думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Фёдор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло. Партия октябристов в Думе считалась опорой правительства Петра Столыпина. В 1913 году в стане октябристов произошёл раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако её лидеры сыграли большую роль в февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая Второго, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.
Ключевыми пунктами программы «Союза 17 октября» было введение конституционной монархии, гарантии гражданских свобод, единство и неделимость России (право на автономию признавалось только за Финляндией).
Центристы
Прогрессивная партия
Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.
Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.
Партия конституционных демократов (кадеты)
Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.
Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.
Трудовая народно-социалистическая партия
Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.
Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.
Анархисты
Среди революционно настроенных граждан Российской империи идеи анархизма пользовались известной популярностью. Но крупной анархистской партии в России не существовало – жёсткая партийная организация противоречила самой сути этого вольнолюбивого учения. Анархисты признавали только «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Они не желали участвовать в выборах и деятельности Государственной думы. Существовало множество анархистских групп различных направлений, объединяющей фигурой для которых был князь Пётр Кропоткин, пользовавшийся у всех анархистов огромным авторитетом.
Наиболее влиятельная анархо-коммунистическая группа «Хлеб и воля» (хлебовольцы) была создана анархистскими эмигрантами в Женеве в 1903 году. Они мечтали не только о свержении царизма, но и об упразднении государства вообще, а будущее страны видели как свободное объединение вольных коммун. Хлебовольцы призывали к массовым забастовкам и революционным выступлениям, но при этой отвергали террор. В противовес хлебовольцам, группа «Чёрное знамя» (чернознаменцы), лидером которой был литератор Иуда Гроссман, считала экспроприации и террор против любых «буржуев» основным средством революционной борьбы.
Социалисты-революционеры (эсеры)
Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.
Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.
Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля». Они выступали за национализацию земли, запрет её купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объёме, который можно обработать собственным трудом. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства. Эсеры выступали за самые широкие политические свободы и декларировали право народов на самоопределение.
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.
Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.
РСДРП сочетала легальную деятельность (её представители были в Государственной думе) с революционной борьбой. У партии было 2 программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление 8-часового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализация права наций на самоопределение. Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.
Национальные
Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.
«Бунд»
«Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) действовал, в основном, в западных губерниях Российской империи. Взгляды бундовцев были близки к программе РСДРП, и некоторое время «Бунд» входил в её состав как автономная организация, поначалу склоняясь к большевизму, а затем перейдя на сторону меньшевиков. Бундовцы выступали против эмиграции евреев в Палестину, противопоставляя этому создание национально-культурных автономий в местах компактного проживания евреев.
«Мусават»
«Мусульманская демократическая партия Мусават» (это слово в переводе означает «равенство») была основана в Баку в 1911 году и стала самой влиятельной азербайджанской партией, пользующейся широкой поддержкой различных слоёв населения. Её лидером стал писатель и журналист Мамед Эмин Расулзаде. Первоначально её члены стояли на позициях пантюркизма и мечтали о создании единой с Турцией Туранской империи, но впоследствии умерили свои требования и, после объединения с «Тюркской партией федералистов», настаивали лишь на автономии в составе России. Они также выступали за республиканскую форму правления, гражданские свободы, всеобщее бесплатное образование и социальные гарантии.
«Дашнакцутюн»
Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 году в Тифлисе. Главной её целью было освобождение Турецкой Армении из-под власти Османской империи или, как минимум, установление армянской автономии. Для этого планировалось использовать все средства, включая террор. В начале 20-го века «Дашнакцутюн» стала активно участвовать и в российском революционном движении. В числе их требований были установление демократических свобод, передача всей земли крестьянам и создание национальной автономии. В 1918-1921 годах, до установления советской власти, «Дашнакцутюн» была правящей партии Армении.
«Белорусская социалистическая Громада»
«Белорусская социалистическая Громада», первая политическая партия Белоруссии, была создана в 1902 году на основе национальных студенческих кружков. Целью партии было создание белорусской автономии, а впоследствии даже создание национального государства. Социально-экономическая программа партия поначалу была близка к меньшевистской, а затем – к эсеровской.
«Украинская социал-демократическая рабочая партия»
Первая украинской политической партией стала «Украинская революционная партия», основанная в 1900 году. Но несколько лет спустя она раскололась на несколько частей, самой крупной из которых стала «Украинская социал-демократическая рабочая партия» (УСДРП). Её лидером был писатель и художник Владимир Винниченко, а в руководящий состав входил Симон Петлюра, в те годы работавший учителем и журналистом. Программа УСДРП была очень близка к меньшевистской. После Октябрьской революции левое крыло партии поддержало большевиков, а правое взяло курс на создание независимого украинского государства.
Председатель новой общественной организации Анатолий Степанов, Учредителями собрания стали несколько десятков человек. Среди них такие известные люди, как сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин, член правления Союза писателей России Сергей Иванович Котькало, известные писатели - Василий Владимирович Дворцов, Алексей Алексеевич Шорохов, Андрей Юрьевич Хвалин, маститый ученый-филолог профессор Всеволод Юрьевич Троицкий, видные общественные деятели лидер движения «Народный собор» Олег Юрьевич Кассин, председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев, глава международного движения «За Русь Православную» Павел Андреевич Безукладичный, главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко, обозреватель радио «Радонеж», публицист Виктор Александрович Саулкин, священники отец Александр Шумский и отец Сергий Карамышев, общественный деятель Андрей Витальевич Сошенко, заместитель главного редактора РНЛ Константин Геннадьевич Новиков, политолог Александр Андреевич Горбатов, директор Центра изучения социально значимых проблем Владимир Александрович Сурин, директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко, журналистка Мария Андреевна Мономенова. Среди учредителей были также глава Калязинского муниципального района Тверской области Константин Геннадьевич Ильин, общественные деятели Алексей Анатольевич Кайгородов, Алексей Анатольевич Деревянко, Юрий Михайлович Дуняшенко, кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин, Александр Владимирович Скаков, Александр Федорович Чернавский, Николай Алексеевич Чистов, Виктор Федорович Шевченко и другие. Они представляли несколько регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Тула, Калуга, Липецк, Московская, Ярославская, Нижегородская и Тверская области. Собрание утвердило временный устав общественной организации, избрало председателя и Центральный совет «Русского Собрания», в который вошли 5 человек – председатель РС, а также о.Александр Шумский, Владимир Крупин, Андрей Сошенко (секретарь организации) и Константин Новиков. На собрании также родилась идея создать при «Русском Собрании» Экспертный совет, включающий авторитетных ученых, экспертов в разных областях знания. В Совет уже дали согласие войти доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев, доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Юрьевич Катасонов, доктор филологических наук, профессор МГУ Владимир Алексеевич Воропаев, доктор экономических наук, профессор ВШЭ Леонид Сергеевич Гребнев. Двое последних принимали активное участие в работе собрания. В дальнейшем, как звучали предложения, необходимо не только расширить состав Экспертного совета, но и организовать его работу по разным направлениям. Пока же предполагается привлекать экспертов наряду с членами РС в подготовке круглых столов, чтений, конференций и заседаний. Знаковым было участие в учредительном заседании «Русского Собрания» председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева, который обратился к собравшимся со словами приветствия и даже поучаствовал в дискуссии по поводу названия организации. Ганичев только-только вернулся из Санкт-Петербурга, где участвовал в награждении лауреатов премии Александра Невского и у меня, честно говоря, были сомнения, что он сможет принять участие в собрании, хотя он обещал быть, если появится возможность. Поэтому хотел бы еще раз поблагодарить Валерия Николаевича за ту честь, которую он нам всем оказал, приняв участие в учредительном собрании. Для меня участие Ганичева было живым олицетворением преемственности поколений, поскольку Валерий Николаевич – один из «последних могикан» патриотического движения предшествующих десятилетий. Таким образом, «Русское Собрание» продемонстрировало верность патриотической традиции. Кстати, помимо В.Н.Ганичева на собрании присутствовали также и другие гости: сопредседатель Союза православных братств, настоятель храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), председатель недавно зарегистрированной Минюстом партии «Самодержавная Россия» писатель Дмитрий Николаевич Меркулов, главный редактор журнала «Переправа» Александр Иванович Нотин. Для нас такой мировоззренческой платформой является – православие, патриотизм и консерватизм. Мы стремимся актуализировать для задач современного развития России идеи Ивана Киреевского и Алексея Хомякова, Николая Данилевского и Константина Леонтьева, Константина и Ивана Аксаковых, Михаила Каткова и Константина Победоносцева, Льва Тихомирова и Ивана Ильина, организаторов дореволюционного «Русского Собрания». Только на этой основе можно создать современную русскую идеологию, способную не только примирить нас с нашими великими предками, созидавшими, обустраивавшими и защищавшими Отечество, не только объединить вокруг русского народа все многоцветие народностей и конфессий России, но и послужить основой для новой интеграции на евразийском пространстве, для воссоединения разделенного границами русского народа.