Решение на досрочную пенсию. Выход на пенсию досрочно: кто имеет право
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке , не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
19. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню , являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
20. Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
При этом судам следует учитывать следующее:
а) исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;
б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;
в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.
Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;
г) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28 пункте , исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).
Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 , и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов;
6) при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента , за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;
среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;
в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.
В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;
г) при определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии, начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы валоризации ( Федерального закона N 213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).
Суд, установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года. пункте 3 статьи 23
Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е. позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая была принята 1 ноября 2001 года ( Федерального конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.
31. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
32. Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. статьей 1109
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2016 года Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.Н., секретаре Ермолиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело по иску ****
к ГУ – ПФ РФ № 7 по г. Москве и Московской области об отмене решения ГУ – ПФ РФ № 7 по г. Москве и Московской области об обжаловании решения, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец **** обратился в суд с иском к ответчику и просит суд обязать включить период работы истца с ****г. по ****г. в должности монтажника в Строительном управлении № 78 треста Мосстрой в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии спорного периода работы; обязать ГУ-ГУ ПФР № 7 по Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, т.е. с ****г., мотивировав свои требования тем, что указанным решением ГУ-ГУ ПФР № 7 по Москве и Московской области спорные периоды исключены из стажа истца, дающий право девчонкам на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». С указанным решением ПФР истец не согласилась, в связи с чем, обратилась с данным иском в суд.
Истец **** в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, полагал иск подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика по доверенности ****., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старост назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В судебном заседании установлено, что решением № ** от ****г.
комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ ГУ ПФР 7 по Москве и Московской области было отказано истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Из педагогического стажа истца был исключен оспариваемый истцом период по основаниям, изложенным в решении.
В стаж работы истца с тяжёлыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ответчик зачел ** лет ** месяца ** дней.
Рассматривая заявленные исковые требования, то суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старост назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно п. 16 Пленума Верховного суда РФ Постановление от 11 декабря 2012 г. N 30 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В силу п. 3 ст. 28 вышеуказанного Закона, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные периоды работы по данной должности подтверждаются трудовой книжкой истца.
Между тем, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 года N 10.
Согласно коду 2290000а14612 раздел XXVII Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, право на льготное пенсионное обеспечение было также установлено монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений").
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Включить **** в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с выполнением работ с тяжелыми условиями труда период с ****г. по ****г. в должности монтажника в Строительном управлении № 78 треста Мосстрой 17.
Обязать ГУ – ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области назначить **** досрочную страховую пенсию с даты возникновения права.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Истец **** обратился в суд с данным иском к ответчику ГУ – ПФ РФ № 7 по г. Москве и Московской области, с учетом уточненных исковых требованйи от ****г. просит суд признать решение ГУ – ПФ РФ № 7 по г.Москве и Московской области № **** от ****г. н...
Истец **** обратилась в суд с данным иском к ГУ ГУ ПФР 7 по Москве и Московской области, и просит суд признать незаконным и необоснованным решение комиссии по назначению пенсии и ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области от ****г. № ** в час...
К статье «Могут ли действия работодателя лишить работника льготной пенсии?» Анастасии Метелевой, юриста (текст статьи ищите в № 9-2012 журнала или на нашем сайте www.ros-rabotodatel.ru).
Андрей Малов , адвокат юридической компании «Малов и Партнеры»
На сегодняшний день приходится констатировать тот печальный факт, что споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном уровне.
С точки зрения и практического опыта нашей компании причиной этого, прежде всего, является неисполнение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им в соответствии с законом полномочий: например, таких как истребование у работодателей и третьих лиц необходимых документов для назначения пенсии; несоответствие сведений, содержащихся в данных документах, нормам законодательства и фактическому положению дел. Кроме того, определенные периоды работы почему-то не включаются органами Пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств. Тем самым происходит фактическое «переложение» обязанностей вышеуказанных органов на граждан, а в конечном итоге - на суд, в который вынуждены обращаться граждане, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях, о включении периодов работы в стажи о перерасчете размера пенсии.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в Российской Федерации существует официальный порядок рассмотрения споров по вопросам установления трудовой пенсии, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсиях) решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, ее выплате, удержаниях из нее и взыскании излишне выплаченных сумм могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и /или в суд.
Курсы повышения квалификации: период обучения или трудовой стаж?
По смыслу ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Закон о пенсиях, регулирующий пенсионное обеспечение, не содержит норм и положений, которые бы напрямую и конкретно утверждали, что период обучения на курсах повышения квалификации не включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать те законодательные нормы, которые регулируют порядок исчисления стажа работы и с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Правила исчисления трудового стажа на соответствующих видах работ исчисляются и устанавливаются Правительством РФ (Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В указанных Правилах (п. 11) четко прописано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с периодами работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются и периоды начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (если только эта виды работ не исключены ст. ст. 27, 28 Закона о пенсиях и Списками).
Однако количество судебных споров заставляет раз за разом приходить к выводу, что данные нормы закона, если и воспринимаются при обращении граждан в органы Пенсионного фонда РФ (далее - органы ПФР), то не соблюдаются при вынесении указанными органами решений.
При разрешении споров о назначении льготной (досрочной) пенсии по старости, а также ее формировании, то есть включении в стаж соответствующих периодов трудовой деятельности гражданина (в том числе времени учебы, курсов повышения квалификации и пр.), можно руководствоваться двумя существующими в настоящее время позициями.
Позиция 1: Решения ПФР
Адвокатская практика позволяет сделать вывод, что органы ПФР и большое количество специалистов в области пенсионного обеспечения придерживаются мнения, что досрочная трудовая пенсия по старости (льготная пенсия и пенсия за выслугу лет) предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т. д.).
Мнение органов ПФР основывается на том, что, поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации (и в другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем базируется данная позиция на том аргументе, что период обучения на курсах повышения квалификации (и ему подобные) прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы.
Кроме того, органы ПФР указывают, что периоды выполняемой работы включаются в такой стаж только при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Позиция 2: Решения судов
Противоположной позиции придерживаются судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ.
Суды при разрешении спора основываются на положениях п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 (далее - Правила), согласно которым в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Кроме того, согласно некоторым нормативным актам для отдельных категорий работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поэтому в большинстве судебных споров Верховный Суд РФ делает вывод о том, что период обучения на курсах повышения квалификации (в том числе с отрывом от производства) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Советы эксперта
Будет немаловажным знать, что на практике нередки случаи, когда периоды обучения в высших (и любых других) учебных заведениях не засчитываются органами ПФР в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (как, впрочем, и в обычный страховой стаж для пенсии). Однако Верховный Суд РФ, рассматривая вопрос о включении в трудовой стаж периодов работы, когда гражданин одновременно обучался, исходит из того, что в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка (для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов и т. п.). Кроме того, работникам, направленным на обучение работодателем или самостоятельно поступившим в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования по заочной форме обучения и успешно обучающимся в них, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. В соответствии с п. 5 Правил и ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Имейте в виду
Периоды обучения в училищах, школах и на курсах повышения квалификации и переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях в специальный трудовой стаж также не включаются.
Период пребывания в командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. В силу п. 4 Правил в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Согласно ст. 167 ТК РФ работнику, направляемому в служебную командировку, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. Соответственно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Что обычно приходится доказывать?
Как известно, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в стаж, является трудовая книжка установленного образца.
Необходимо знать, что
В трудовую книжку вносятся необходимые сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием и перевод на другую работу с указанием цеха, участка, увольнение. Все записи должны соответствовать тексту приказа (распоряжения). Наименование профессии или должности, название цеха, участка, отделения, на работу в которые принят или переведен работник, записываются в трудовую книжку с указанием приказа или переводной записки. Наименование профессии устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в зависимости от характера выполняемой работы. Наименование должности устанавливается в соответствии со штатным расписанием, утвержденным в организации в установленном порядке.
И, казалось бы, будет вполне обоснованно считать, что сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.
Однако очень часты случаи того, что органы ПФР отказывают в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя это затребованием (и, как правило, непредоставлением либо недостаточным предоставлением) каких-либо иных документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемые в специальный трудовой стаж, помимо трудовой книжки.
С одной стороны, действия сотрудников органов ПФР в части истребования дополнительных документов, помимо трудовой книжки, можно понять: перечень видов работ, периоды выполнения которых необходимо подтверждать, чтобы реализовать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, содержится в Порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утвержден Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н).
Периоды работ граждан до их регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами. Причем факт занятости застрахованного лица на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица определяется на основании документов того периода, когда производились эти работы.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений о стаже индивидуального (персонифицированного) учета. При этом такие сведения при поступлении их в базу данных подкрепляются соответствующими документами, то есть работодатель представляет в базу данных сведения о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые им установлены на основании соответствующих документов.
Внимание!
В соответствии со ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии необходимых ему документов и справки, в том числе о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, следует отметить, что на практике нередки случаи, когда при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, во внимание принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Кроме того, существует позиция Верховного Суда не по одному порядку такой категории дел, когда при отсутствии документов о работе не по вине работника подтверждение периодов работы работника может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они могут подтвердить работу того или иного гражданина. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г.)
Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Однако, с моей точки зрения, в данной ситуации следует руководствоваться правильной и соответствующей положениям п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.07. 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» (далее - Постановление) позицией судов о том, что поскольку в трудовой книжке работника содержатся сведения о наименовании выполняемой им профессии (должности), его занятость на соответствующих видах работ сомнений не вызывает и не оспаривается ответчиком в судебном порядке (а иных дополнительных условий о характере труда не предусматривалось), то указанные сведения являются достаточными для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для назначения пенсии по старости необходимо иметь общий трудовой стаж , дающий право на указанные пенсии.
Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе РФ от 20.11.90 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о государственных пенсиях). При этом не имеет значения, в какой профессии или должности протекала трудовая или общественная деятельность того или иного лица .
Трудовой стаж (в том числе и специальный трудовой стаж) устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.
Имейте в виду
Статьей 13 Закона о государственных пенсиях при рассмотрении вопросов льготного (досрочного) пенсионного обеспечения предусмотрено суммирование работ с различными особыми условиями труда. В основу этого суммирования положен принцип присоединения большей льготы к меньшей или суммирование равных льгот.
Ваши действия и способы защиты
Как уже было сказано ранее, судебные органы, в первую очередь Верховный Суд РФ, засчитывают в стаж на соответствующих видах работ периоды обучения на курсах повышения квалификации, периоды заочного обучения в учебных заведениях (периоды предоставления соответствующих учебных отпусков) и периоды командировок.
Однако в большинстве случаев органы Пенсионного фонда РФ, основываясь на собственной практике и собственном толковании норм действующего законодательства в рамках своих полномочий, как правило, отказываются включать перечисленные периоды в указанный стаж. При этом ссылки граждан на отдельные судебные решения, в том числе вынесенные Верховным Судом РФ, не принимаются ими во внимание. Мотивируется это тем, что такие судебные решения касаются конкретных лиц, обратившихся в судебные органы, а значит, они не являются обязательными для применения органами Пенсионного фонда РФ при решении аналогичных вопросов в отношении других граждан.
Таким образом, считаю необходимым при отрицательной позиции органов Пенсионного фонда РФ обратиться в судебные органы (вплоть до Верховного Суда РФ), которые с большой вероятностью могут принять решение в вашу пользу.
При этом вам как гражданину, права и законные интересы которого были нарушены, следует иметь в виду, что в защите своих прав и достижении нужного вам результата вы можете выбрать два варианта действий .
1) Вы можете обратиться в органы Пенсионного фонда РФ за подсчетом стажа, дающего право на досрочную пенсию (то есть проконсультироваться, не пора ли вам на пенсию). Если вы увидите, что в стаж не засчитаны те периоды, которые должны включаться в него (или были включены в аналогичных случаях по судебной практике), можно будет подать официальное заявление о назначении пенсии. В случае отрицательного ответа на такое заявление вы имеете право обжаловать отрицательное решение органов ПФР в суд.
2) Вы можете сразу подать официальное заявление о назначении трудовой пенсии. Если органы ПФР РФ вынесут неудовлетворительное решение, то из него будет видно, какие периоды и как включены в стаж. Далее, с учетом решения органов ПФР можно будет обращаться в суд.
Различия в том, что в первом варианте органы ПФР могут отказаться подсчитывать ваш стаж без официального заявления о назначении пенсии, сославшись, например, на занятость. При втором варианте стажа для пенсии может не хватить в любом случае, даже если его можно будет включить по решению суда. То есть все равно потребуется выработать необходимый стаж, а уже после этого можно повторно обратиться за назначением пенсии.
Назначение пенсии
Гражданам, которые будут обращаться в ПФР за назначением пенсии, назначение выплат за счет средств пенсионных накоплений будет производиться по их заявлениям одновременно с назначением трудовой пенсии. Таким образом, для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение трудовой пенсии (или уже являться пенсионером) и иметь средства пенсионных накоплений.
То есть, если пенсионные накопления гражданина составляют 5% и менее по отношению к общему размеру его трудовой пенсии, то ему будет произведена единовременная выплата в срок, не превышающий 2 месяца со дня вынесения решения об ее установлении. Если назначение единовременной выплаты производит ПФР, то выплата пенсионных накоплений будет произведена вместе с пенсией (тем же доставщиком или на тот же счет в банке).
Совет эксперта
Чтобы процесс назначения вашей пенсии не был длительным по причине сбора дополнительных «льготных» справок, важно заранее проверить правильность оформления записей в трудовой книжке, обратившись к работникам отдела кадров своего предприятия или с трудовой книжкой к специалистам Пенсионного фонда РФ. Несмотря на то, что законом предусмотрено обращение за назначением пенсии не ранее чем за месяц до наступления права, заблаговременная работа ведется в течение всего года, предшествующего дате права на пенсию, в том числе и льготную.
Помимо единовременной выплаты законом предусмотрены еще два вида выплат пенсионных накоплений: срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Срочная пенсионная выплата может включать только выплаты из средств дополнительных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсии и средств материнского капитала, если мама - владелица сертификата на материнский капитал, направила его средства или часть средств на формирование своей пенсии и уже получила право на получение трудовой пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. Другими словами, срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования.
Внимание!
Особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что, если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств пенсионных накоплений вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал - отцу ребенка или непосредственно детям.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: в большинстве ситуаций предметом обжалования по данной категории дел являются решения первичных территориальных органов ПФР РФ, вынесших отрицательное решение в ответ на обращение гражданина (например, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии). На мой взгляд, характерной особенностью разрешения таких проблемных ситуаций является правильное применение судами (в отличие от органов ПФР) норм действующего законодательства РФ, полное и всестороннее исследование юридически значимых обстоятельств, в частности, характер осуществляемой обратившимся в суд работником трудовой деятельности, условия ее выполнения, соответствие занимаемой должности и наименования учреждения Спискам профессий, должностей, учреждений, установленным Правительством РФ. Отсюда возникает и становится вполне понятным абсолютное нежелание граждан в случае получения отказа от территориальных органов пенсионного обеспечения обращаться в вышестоящие органы ПФР РФ.
Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что гражданам, которые хотят защитить свои нарушенные права и интересы в отношении пенсионных вопросов, приходится отстаивать свою правоту в суде. И справедливости ради хочется отметить, что в большинстве таких случаев решения, постановленные судьями, направлены на удовлетворение заявленных гражданами требований.
Время начального профессионального обучения или переобучения на рабочих местах конкретным профессиям, которые прямо предусмотрены в ст. ст. 27 и 28 Закона о пенсиях или в Списках, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. (Например, в подр. 1 раздела XVII «Производство строительных материалов» включена профессия «бункеровщик» В этом случае время начального профессионального обучения этой профессии в стаж на соответствующих видах работ не может быть включено. Поэтому период работы по трудовой книжке в качестве «ученика бункеровщика» из специального стажа будет исключен.)
Однако при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). Характер работы, а также условия, при которых назначаются пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет, подтверждаются в каждом конкретном случае уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации, со ссылкой на архивные документы того периода, когда производились работы.
В отличие от общего трудового стажа специальный трудовой стаж, который представляет собой суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), исчисляется по профессиям и должностям, а в некоторых случаях - исходя из занятости на конкретных работах (в производствах) с особыми условиями труда или в определенных местностях. С учетом специального трудового стажа может устанавливаться пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона о государственных пенсиях), работой на Крайнем Севере (ст. 14), а также пенсия за выслугу лет (разд. V Закона о государственных пенсиях).
Практически всем известно, что человек, официально признанный , имеет право на получение , правда в течение ограниченного промежутка времени.
Но, далеко не все знают о том, что гражданин, оставшийся без постоянного места работы и практически достигший пенсионного возраста, имеет право .
Не так давно, отечественное законодательство даже не догадывалось о том, что такое безработица, но после окончания советских лет это понятие стало неотъемлемой частью жизни.
Как выяснилось, развитие рыночной экономики и, являющихся ее сутью прибыльности и рентабельности, может не только повысить благосостояние граждан, но и вызвать ряд неблагоприятных последствий, например, ликвидация организации и сокращение численного состава работников.
Потеря работы – это общепризнанный и значимый социальный риск, в случае наступления которого государство должно не только обеспечить занятость своих граждан, но и оказать социальную поддержку безработному (обеспечить его средствами к существованию).
Законодательный аспект
Каждый человек имеет право получать трудовую пенсию или государственную пенсионную выплату в соответствии со следующими Федеральными законами: № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. и № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.
В случае положительного ответа пенсионный фонд снимает с человека статус безработного и назначает ему пенсию. Компенсация пенсионных выплат осуществляется Пенсионным фондом из денежных средств центра занятости, ввиду чего последний часто прекращает выдачу направлений ввиду превышения квоты. Если, по мнению гражданина, отказ не обоснован, то он может пожаловаться в Министерство труда или оспорить решение в судебном порядке.
Для оформления досрочной пенсии необходимо предоставить в территориальное отделение Пенсионного фонда следующие документы :
Отдельные случаи требуют подтверждения :
- Нетрудоспособности других членов семьи;
- Наличия нетрудоспособных родственников-иждивенцев;
- Места прописки или фактического жительства на территории России;
- Изменения личных сведений.
Прекращение выплаты досрочной пенсии
Пенсия, установленная безработному гражданину предпенсионного возраста, перестает выплачиваться при наступлении следующих условий:
- поступление на новое место работы или возобновление иного вида деятельности;
- достижение пенсионного возраста, установленного законодательством.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лефортовский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего федерального судьи В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л: истец Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся стажем — 25 лет педагогической деятельности, однако, в назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ей было отказано из-за отсутствия у нее требуемого стажа, на соответствующих видах работ, при этом не были включены в стаж периоды ее работы.
Истец Е. — в суд явилась, поддержала исковые требования и просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью вышеуказанные периоды и назначить пенсию.
Ответчик – представитель Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области (по доверенности) Т. – в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, считает, исковые требования Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу.
Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 ФЗ).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Как усматривается из трудовой книжки истца, она была назначена на должность ГОУ УВК № 1830, затем освобождена от занимаемой должности.
В судебном заседании установлено, что, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности истцу были включены периоды ее работы общей продолжительностью 15 лет 01 месяц 03 дня.
В указанный стаж истцу не включены периоды ее работы: в должности ГОУ УВВ № 1830, так как наименование учреждения «учебно-воспитательный комплекс» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Истец указывает, что она фактически в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, считает, что спорные периоды должны быть включены в ее педагогический стаж.
Из представленного устава Учебно-воспитательного комплекса № 1830, принятого 20.05.1994 г. и зарегистрированного 03.02.1995 г. следует, что учебно-воспитательный комплекс № 1830 реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные образовательные программы, направленные на формирование общей культуры личности. Комплекс включает в себя школу первой ступени 3-4 года обучения, школу второй ступени 5 лет обучения, школу третьей ступени 2 года обучения.
Из представленного устава ГОУ Учебно-воспитательного комплекса № 1830 зарегистрированного 11.07.2000 г. следует, что основной целью деятельности ГОУ учебно-воспитательный комплекс № 1830 является осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности и непрерывности между дошкольным, начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Обеспечивает развитие обучающихся, овладением ими навыками чтения, письма, счета, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Из представленного устава ГОУ Центр образования № 1830 зарегистрированного 05.01.2004 г. следует, что центр включает в себя общеобразовательную школу и осуществляет общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ шести ступеней образования, которые включают в себя дошкольное образование, дошкольное — школьное образование, начальное общее образование, основное общее образование и др.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что учреждение – ГОУ УВК № 1830, может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, фактически истец работала в спорные периоды в школе и занималась педагогической деятельностью.
Согласно постановлению конституционного суда от 03.06.2004 г. любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения периодов осуществления педагогической деятельности в данном учреждении из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в оспариваемые периоды истец фактически работала в школе и осуществляла педагогическую деятельность, следовательно, спорные периоды должны быть включены в педагогический стаж истца, так как организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
У суда не имеется оснований не доверять доказательствам, представленным истцом, каких-либо доводов, опровергающих представленные истцом доказательства не представлено.
Таким образом, с зачетом спорных периодов, периодов зачтенных пенсионными органами, истец имеет педагогический стаж 25 лет, в связи с чем, приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В судебном заседании установлено, что истец обратилась за назначением пенсии, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит начислению со дня обращения.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать за Е. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Е. периоды работы.
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области назначить Е. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья