Растения и животные таежной зоны. Особенности тайги как природной зоны: расположение, животные
За́греб (хорв. Zagreb [ˈzâːɡrɛb]) — столица Хорватии и крупнейший город Хорватии. Население — 784 900 человек (2007), площадь — 641,29 км². Город расположен на реке Саве, притоке Дуная, на 45,815° северной широты и 15,98306° восточной долготы, на высоте 104 метров над уровнем моря (низшая точка) рядом с горным массивом Медведница. Возраст Загреба насчитывает более 900 лет.
Город Загреб с пригородами имеет статус отдельной жупании в составе Хорватии, руководство городом осуществляет мэр, избираемый городской ассамблеей. 31 мая 2009 года мэром города на четвёртый срок (третий подряд) был избран Милан Бандич.
Загреб находится в зоне континентального климата. Средняя летняя температура составляет +21 градус по Цельсию, средняя зимняя температура +2 градуса по Цельсию. Время — среднеевропейское, GMT+1.
Город Загреб славится своей невероятной историей, многочисленными архитектурными памятниками и другими достопримечательностями. Статус столица Хорватии для Загреба утвержден был еще в середине 16-го века, но и сегодня надежно хранится память о происходивших здесь в Средневековье героических сражениях. Загреб значительно пострадал в 1995 г. в результате серьезных бомбардировок, но усилия местных жителей позволили быстро восстановить красоту города. Буквально через несколько лет удивительный Загреб вновь рад многочисленным туристам.
Для Загреба характерна уникальная архитектура, здесь доступны многочисленные музеи и выставочные залы. Стоит признать, что после разрушений в конце 20-го столетия некоторым популярным музеям еще не удалось полностью восстановиться и открыться, поскольку продолжается ремонт, однако и других достопримечательностей в Загребе предостаточно.Популярность Загреба обусловлена и множеством красивых башен, строительство которых велось еще в конце 19-го века. Для них выбран неоготический стиль, удается восхищать гостей города величием строений.
============================================================
Столица Хорватии - Загреб.
Загреб во многих путеводителях для туристов позиционируется как один из самых интересных и красивых городов Европы. В разных путеводителях о Загребе можно встретить целый спектр эпитетов - «Восточный Париж», «Южный Будапешт» и т.д. и т.п. В реальности Загреб город очень красивый, но с небольшой поправкой. В городе нет абсолютно ничего, чтобы делало его уникальным. Насчет Парижа не уверен, а вот на Будапешт город очень похож. Но только как бы представляет собой сильно уменьшенную копию Будапешта. В центре Загребе есть и своя Буда - Верхний город с Каптолом и свой Пешт - Нижний город. Есть даже фуникулер, как в Будапеште, ведущий из Нижнего города в верхний. Кафедральный собор Загреба тоже не уникален - имеется очень сильное сходство с Венским Штефансдомом. Куда не посмотри в Загребе - каких то уникальных и необычных объектов в городе нет. Впрочем, центр Загреба в комплексе довольно уютное место для осмотра и прогулок на один-два дня
Загребу последние лет 10 очень сильно повезло с властями города - длительное время власти города целенаправленно ведут успешные проекты по благоустройству города. Большинство проектов успешно реализованы - Загреб чистый город (причем тот случай, когда чисто не оттого, что не мусорят, а оттого, что качественно убирают) и имеет отличную удобную простую транспортную инфраструктуру.
Появляются и проекты не очень нужные, сильно отдающие «маниловщиной» и «попилом бюджета» - например проект легкого метро в Загребе .
В Загребе есть небольшая странность. Хотя город является столицей государства с полными атрибутами такого статуса - наличием правительства, президента, парламента, различных министерств и т.п. чего то Загребу не хватает до ощущения столицы. Точно невозможно описать что именно не хватает городу до «столичности» - то ли не очень столичный вид жителей, то ли малое количество людей на улицах в центре (старый город, особенно верхний днем вообще пустеет, на улицах и кафе жители и туристы появляются ближе к вечеру), то ли отсутствия каких-либо помпезных и парадных улиц, бульваров и проспектов в центре.
Для гостя столица Хорватии Загреб предоставляет отличную туристическую инфраструктуру - много информационных центров, максимально простое расположение и ориентация по центру города, очень простое ориентирование по городскому транспорту, в гостиницах , включая русский и украинский, о полном списке достопримечательностей Загреба и о том, как до них доехать. Бывают, правда, у портье в отелях небольшие ошибки - часто спросив иностранца из какой он страны и услышав в ответ « из России» немного путаются и дают путеводитель на украинском, но это мелочи.
При том, что Загреб комфортен для гостя города есть парадокс - иностранных туристов в городе мало. Не то, чтобы их нет совсем, они есть, но, даже по сравнению с Белградом, их количество минимально. В основном это туристы из соседних Австрии и Венгрии. Скорее всего, в городе много посетителей из Словении и меньше из Сербии, но их можно за туристов не считать - они почти местные и приезжают либо по делам, либо к родственникам. Русскоязычных туристов практически нет вообще.
Причина малой посещаемости Загреба, скорее всего то, что он, не смотря на географическое расположение не очень далеко от центральных стран Европы находится как бы «на отшибе». Через Загреб проходит один из так называемых трансъевропейских транспортных коридоров - Венгрия - Загреб-Любляна - Италия. Путешествующие по данному маршруту в Загреб, скорее всего, заезжают. Также столица Хорватии расположена недалеко от нескольких земель Австрии - Штирии и Каринтии, но жителям этих земель вряд ли интересно ездить с туристической целью в Загреб - сходных по архитектуре, но более красивых городов у них и у себя больше, чем достаточно. Иностранные туристы, отдыхающие в Хорватии на Адриатическом побережье Загреб практически не посещают. Во-первых сильно далеко от основных туристических мест на побережье. Во вторых, столица Хорватии сильно не вписывается в концепции того, что отдыхающее на Адриатическом море ожидают увидеть от Хорватии - чистое море и города со средиземноморской архитектурой и римскими развалинами. Загреб же представляет собой типовой Австро-Венгерский город. За австрийской архитектурой туристы скорее едут в южную часть Польши, Чехию, Словакию, Трансильванию, Австрию, Венгрию - но никак ни в Хорватию. Специально же в Загреб и Любляну туристы из стран Европы кроме Австрии, Венгрии и, возможно, севера Италии вряд ли приезжают/прилетают. Вот и получается, что приспособленный и открытый для туризма Загреб очень мало посещаем. Характерным признаком малого количества иностранных туристов в городе является практически полное отсутствие в центре организованных туристических групп с гидами.
На самом деле, малая посещаемость Загреба туристами, является скорее удобством и положительным фактом для города Загреба - по красивому центру можно спокойно побродить без наличия толп туристов и вездесущих постоянно фотографирующих китайцев-японцев. В наиболее красивой части центра Загреба - Верхнем городе днем по выходным дням улицы вообще пустынны.
Еще одна очень немаловажная деталь по впечатлениям от Загреба. Подсознательно в Загребе ожидаешь увидеть столицу Хорватии как столицу некоего националистического государства - приемника НГХ времен второй мировой войны и довольно агрессивно выступившего при распаде Югославии в войне с Сербской Краиной. Но ничего подобного в Загребе сейчас нет - ни какого прославления усташей в виде памятников и названия улиц, никакого негативного отношения к Белграду. Характерные примеры: портье в гостинице при отъезде спросил отправляюсь ли я из Загреба домой в Россию или еду еще куда -либо. При ответе «еду в Белград» портье доброжелательно пожелал хорошо провести время и сказал, что Белград очень интересное и красивое место. Еще один характерный пример - ночной поезд Загреб-Белград (точнее Филлах - Любляна - Загреб - Белград) следующий перед выходными в ночь с пятницы на субботу забивается полностью хорватской молодежью из Загреба и окрестностей, едущей в Белград с целью хорошо провести время на выходных - мест для развлечений (дискотек, ночных клубов и т.п.) в Белграде существенно больше, чем в Загребе, а цены Белграда сильно нижеЗагребских. Что касается упоминаний об НГХ и усташах их нет в городе вообще. Исключение (по всей Хорватии, не только в Загребе) наличие «культа» кардинала АлоизияСтепинаца - наверное, самой противоречивой фигуры в истории Югославии. Несколько подробнее о Степинаце будет немного дальше - при описании католического центра Загреба - части старого города «Каптол».
По возвращению из поездки по Сербии, Черногории и Хорватии в Москву я все таки дополнительно поинтересовался на тема отношения властей и населения Хорватии периода независимости к НГХ и усташам. Несколько изученных различных источников дали примерно одинаковую информацию. Примерно в течении 12 лет, с 1991 по 2003 год, особенно в первой половине 90-х годов отношение к НГХ и усташам в Хорватии было очень и очень положительным. Несмотря на то, что основатель современного хорватского государства Франьо Туджман напрямую нигде и никогда публично не высказывал ни положительных отзывов об усташах, ни того, что отделившаяся от Югославии Хорватия является прямым приемником НГХ, возражений против того, что его сподвижники переименовывали улицы и ставили памятники в честь известных усташей, в городах Хорватии (особенно в Загребе) также никогда не высказывал.
Около 2003 года руководство Хорватии практически полностью обновилась. Политика нового руководства по отношению к НГХ и усташам резко изменилась. Не то, чтобы Хорватия как то на общеевропейском уровне признала НГХ преступным государством и полностью отреклась от какой - бы, то ни было преемственности. Просто об усташах и статусе Хорватии во время второй мировой войны было решено забыть и по - возможности нигде и никак об этом не упоминать. Улицы переименованные в честь усташей в 90-х годах были снова переименованы, памятники и памятные доски исчезли. Скорее всего, это результат нескольких факторов - и политики пришли к власти более здравомыслящие, чем были в Хорватии во времена распада Югославии, и перед остальной Европой как-то неудобно стало иметь улицы, названные в честь военных преступников, и сама Хорватия как государство сформировалась, что убрала необходимость опираться при оправдании независимости на кратковременные периоды хорватской независимости в прошлом.
Столица Хорватии расположена в относительно равнинной местности. Горы Динарского Нагорья находятся относительно далеко к югу и западу от города. К северу от Загреба, практически примыкая к черте города, расположен одинокий, практически не примыкающий ни к Динарскому Нагорью, ни к Альпам горный массив Медведница . Через Загреб протекает река Сава, но на облик города, по крайней мере, центра Сава никак не влияет. Река протекает через южную часть города, исторический центр, никак не затрагивая. Да и ширина Савы в Загребе примерно такая же, как ширина Яузы в Москве между Садовым кольцом и впадением в Москву-реку. Судоходной Сава становится ниже Загреба по течению, в самом Загребе река не судоходна.
Структура Загреба примерно следующая. К северу от железнодорожных линий сходящихся в Загребе на железнодорожном вокзале (Станция ZagrebGl.Kolodvor) расположен туристический центр, который условно разделен на три части - Нижний город (Дольны град), Верхний город (Градец) и Каптол. Туристический центр относительно большой по площади. «Относительно» - потому как, смотря с чем сравнивать. Если сравнивать со «старым городом» Риги или Таллинна, то исторический центр Загреба можно считать гигантским по размеру. А если сравнивать с центром Будапешта, то цент Загреба можно считать «крошечным». Реальные размеры таковы, что с юга на север от железнодорожного вокзала до северной точки Верхнего города можно пройти пешком минут за 25 неспешным шагом, за 30, если идти очень медленно. С запада на восток по условной границе Нижнего и Верхнего города можно пройти пешком примерно минут за 15, очень неспешно за 20.
К северу от исторического центра начинаются предгорья горного массива Медведница. Сам горный массив хорошо просматривается с открытых пространств центра, как из Нижнего города, так и из Верхнего. Жилая и промышленная часть Загреба находятся к югу, западу и востоку от исторического центра. Как такового «сити» из стекло-бетонных зданий, сконцентрированных в одном месте, как это сейчас модно практически во всех не очень больших европейских столицах нет. Самих «стекло-бетонных» зданий hi-tech архитектуры в Загребе много, но они рассредоточены по разным местам города.
Несмотря на то, что находясь в туристическом центре города кажется, что никаких заводов, промзон и т.п. в Загребе нет, а есть туристический центра, несолько парков и жилые районы, впечатление обманчиво. Загреб город с сильно развитой промышленностью. Заводы, промзоны и т.п. в городе есть в большом количестве. Просто от туристического центра они находятся вне расстояния зоны видимости.
Еще несколько туристических мест Загреба - парк Максимир и крепость Медведград находятся вне центра города
Железнодорожный вокзал в Загребе выглядит архитектурно красивым и большим. Вокзал не тупиковый, станция ZagrebGl. Kolodvorявляется крупным железнодорожным узлом не только Хорватии, но и европейских «коридоров». Расположен вокзал на самом юге исторического центра (части исторического центра, называемой «Нижний город»). Под железнодорожным вокзалом имеется большой подземный торговый центр.
Из-за большого внушительного размера здания вокзала в Загребе создается впечатление, что вокзал имеет большое количество платформ и путей. Это не совсем так - путей примерно столько же, сколько и в Белграде - около 5 проходных путей, 2 тупиковых пути на запад и один тупиковый путь на восток. Подъезжают поезда к вокзалу Загреба на большой скорости, трогаются с большим ускорением. Вокзал чистый с большими просторными залами, имеется большое количество автоматических камер хранения, несколько киосков-пекарен и киосков, торгующих разной мелочью, информационный центр. Явных бомжей нет, но мутные личности встречаются в небольшом количестве.
В целом железнодорожный вокзал Загреба комфортен пассажиров за счет того, что он чистый, ухоженный и удобно связан с сетью городского транспорта.
Основным городским транспортом Загреба является трамвай , что сейчас довольно редко для городов. В Европе есть еще довольно много городов, где трамвай - это основной транспорт. Но количество таких городов невелико на общем фоне транспортных систем городов европейских стран.
Кроме трамвая городской транспорт в столице Хорватии представлен автобусами и фуникулером. Автобусов в Загребе существенно меньше, чем трамваев. В центре и соседних с центром районах города автобусов не видно. Трамваи по Загребу развивают относительно большую для города скорость - до 70км/ч. Трамвайные маршруты проходят по всему городу, поэтому смысл построения легкого метро для города с населением меньше миллиона жителей и имеющего очень хорошую транспортную трамвайную сеть не понятен.
Карту города с нанесенными на нее трамвайными маршрутами можно бесплатно взять на вокзале, в любом информационном центре и в отелях. Взяв в руки карту с трамвайными маршрутами, если примерно знаешь, в какой части Загреба находится то место, куда нужно добраться, нескольких минут просмотра карты хватает на то, чтобы понять, на каких трамвайных маршрутах в искомое место добраться.
Большинство трамвайных составов Загреба новые, выпуска не позднее 2003-го года. Эти трамваи низкопольные, оборудованы кондиционерами, видеокамерами, датчиками местоположения. Поездка на них очень комфортна. Но процентов 15 - 20 трамвайного парка более старые. Если проехать по Загребу в них после поездок в новых трамвайных составах чувствуется колоссальная разница. Основная проблема старых трамваев - это отсутствие кондиционера. В Загребе с мая по сентябрь температура, как правило, держится днем больше 30 градусов тепла. В июле - августе часто бывает выше 35 градусов. В новых вагонах в жаркий день ехать приятнее, чем находится на улице. Увидев на остановке, что подходит состав из старых вагонов, днем лучше его пропустить и дожаться трамвая нового типа. В старых вагонах температура выше, чем на улице, под 40 градусов тепла и очень душно.
Выбор трамваев в Загребе в качестве основного средства городского транспорта очень удачен и хорошо вписался в облик города. В центре автобусов и воздух более чист, менее загазован. Автобусные маршруты трамваи не дублирует и вообще как бы отделены от трамвайных. Например, около вокзала трамвайная остановка со стороны центра, автобусная со стороны офисно-промышленно-жилой части города с южной стороны вокзала в месте, куда гость Загреба и не забредет (у выхода из подземного перехода под железнодорожными путями с противоположенной от вокзала стороны. Гость Загреба, пробыв в городе несколько дней, может и не узнать, что в Загребе помимо трамвая и фуникулера есть еще какой-либо городской транспорт - настолько автобусы изолированы исторического от центра города.
На многих трамвайных остановках (но не на всех) имеются табло, на которых указано время ожидания до ближайшего трамвая разных маршрутах. Всего в Загребе 14 дневных трамвайных маршрутов и 4 ночных.
Части туристического центра в столице Хорватии - Нижний город, Верхний город и Каптол - исторически развивались как разные поселения. Представить это сложно, так как находятся они рядом друг с другом. Но, тем не менее, Загреб как единый город был образован слиянием этих трех частей в один город в 1850 году.
Осмотр исторического центра лучше всего начинать с Нижнего города от железнодорожного вокзала. Как ни пытались периодически власти Загреба 19-го века избавится от венгерского влияния - не получилось. Сегодняшний исторический центр Загреба - это Будапешт в миниатюре, только без Дуная, Будайских гор, купален и дворцов. Все один в один, только в меньших масштабах, застроено по образу и подобию Будапешта. Нижний город - полная уменьшенная копия Пешта
Перед вокзалом расположена площадь Короля Томислава с установленным напротив вокзала памятником этому самому королю. Король Томислав считается основателем первого независимого хорватского государства, просуществовавшего очень малый период в X веке. Под громким названием в хорватской истории «независимое государство» следует понимать, что это было не какое-то мощное государственное образование, а что-то вроде княжества, образовавшихся несколько столетий спустя после полного распада Киевской Руси. Если бы сейчас существовало независимое государство «Северская Русь» или «Пивденно Полисся» с центром в Чернигове, то перед вокзалом в Чернигове наверняка стоял бы памятник основателю первого Черниговского государства - какому-нибудь князю Святославу Ярославичу, как первому главе независимого государства с центром в Чернигове.
Наличие этого театра в конце 19-го века и начале 20-го еще одно из свидетельств того, что Австро-Венгрия была далеко не «тюрьмой народов», а государством вполне учитывающим национальные интересы. Национальные театры, школы, университеты присутствовали на всех территориях Австро-Венгрии. Большинство исторических центров городов украинской и польской Галиции, Румынской Трансильвании, «материковой» Хорватии, частично Боснии, Венгрии, части севера Италии, Чехии и Словакии приобрели сегодняшний облик центров городов именно в период Австро-Венгрии. До того как «рухнуть» и уйти в историю Австро-Венгрия активно застраивала и благоустраивала свои территории. «Тюрьма народов» - это скорее официальный пропагандистский лозунг перешедший от большевиков во всю советскую историческую науку. Те самые народы, которые были «в тюрьме» под управлением Вены и Будапешта просто не готовы были еще к своей государственности в 19-м и первых двух десятилетиях 20-го века. В середине 19-го века у многих народов Австрийской империи, и впоследствии Австро-Венгрии и языка то своего еще не было толком.
Хорватия стала готова к независимости существенно позже, чем «сокамерники» по «тюрьме народов». С самого начала «весны народов» идей самостоятельного государство в Хорватии не было. Местные политики, писатели и прочая местная интеллигенция мыслили Хорватию, как часть единого южнославянского государства. При крахе и развале Австро-Венгрии Хорватия никак не могла стать независимом государством - на хорватском языке говорили только в деревнях, а в городах только на немецком и венгерском. Каких-либо Хорватских лидеров тоже не было. Поэтом совершенно естественно, что Хорватия вошла в государство с доминированием более сильного соседе с почти одинаковым национальным языком - Сербией. Не была готова Хорватия к самостоятельности и в 1941 году. Что вышло из независимости страны очень хорошо известно любому, кто хоть немного знаком с историей второй мировой войны. Получилось марионеточное государство, полностью зависимое от Германии и отдавшее часть территорий Италии, развязавшее настолько дикий средневековый террор против некатолического населения (в основном сербов, но не только), что итальянцам приходилось сдерживать и прекращать деятельность усташей и католических хорватских священников по «этническим чисткам», а немецкие войска заставило удивляться той жестокости, с какой «этнические чистки» происходили.
А вот к моменту развала Югославии Хорватия к государственности стала готова - на территории Хорватии стали развита промышленность и курортные зоны на Адриатическом побережье и островах, открытые границы с Италией (через Словению) и Австрией внесли населению понимание, на что ориентироваться при строительстве государства. Появились хорватские политики, готовые взять на себя строительство государства. На первых порах без этнических чисток и войны не обошлось, но, не совсем корректно установив контроль над всеми территориями в рамках республики Хорватия в составе СФРЮ, государство пошло развиваться вполне нормальным путем. С Сербами состоялось официальное примирение на государственном уровне, на политику части Боснии с хорватским населением Хорватия, по крайней мере, открыто влияние не пытается оказывать. Последние 10 лет Хорватия просто развивается как нормальное государство, благоустраиваются города, побережье активно развивается как курортная зона с множеством исторических городов и памятников.
В Нижнем городе есть несколько «парадных» улиц-бульваров, идущих с севера на юг и по северной границе Нижнего города. Большинство улиц не парадные, с городской застройкой конца 19-го, начала 20-го века. Западнее вокзала находится ботанический сад. Выглядит очень небольшим, почти все, что в нем есть, просматривается за оградой.
Северной границей Нижнего Города является улица Ilica. Если проходить Нижний Город от вокзала с юга на север, то к границе Нижнего Города с Верхним городом попадаешь около площади. Бана Иосипа Елачича.
Бан Иосип Елачич в официальной современной хорватской точки зрения на историю является одной из ключевых положительных фигур, «столпом» существования Хорватии, как независимого государства. На самом деле Иосип Елачич вряд ли представлял себе Хорватию, как независимое государство. В середине 19-го века не могла быть Хорватия отдельным государством, не достигли к тому времени территории современной Хорватии уровня, при котором могло бы существовать жизнеспособное государство. К началу «весны народов» территории современной «материковой» Хорватии относились к Венгрии, язык общения был венгерский, венгерская культура была доминирующей. В случае успеха Венгерской революции середины 19-го века при полном отделении Венгрии от управления из Вены области вокруг Загреба стали бы навсегда Венгерской территорией. Управление из Будапешта по сравнению с управлением из Вены была куда менее либеральным по отношению к национальным меньшинствам. Никаких национальных культур на Венгерских территориях ни до образования Австро-Венгрии, ни после не было. Везде шла активная политика мадьяризации населения. Поскольку независимым государством территории Хорватии, Славонии и части Словении в то время быть не могли никак, то Елачич как местный правитель из «двух зол» - подчинению Вене или подчинения Будапешту выбрал с его точки зрения меньшее - подчинение Вене. При этом в историографии времен социализма в Восточной Европе, в историографии Венгрии до сих пор он считается реакционером и сильно отрицательной фигурой. Стремясь избавится от Венгерского влияния, Иосип Елачич стал чуть ли не самым активным «душителем» Венгерской революции. В Вене его потом за это очень уважали и управляемым им территориям дали значительное самоуправление. Но после образования Австро-Венгрии в 1861 году Загреб снова оказался подчиненным управлению из Будапешта. И до полного развала Австро-Венгрии в 1918 году это был фактически венгерский город. Проживать в Загребе того времени без знания венгерского языка было просто невозможно - не получилось бы ни оплатить проезд, ни обратится к чиновнику по решению какого-либо вопроса. Политическая деятельность Елачича в 40-е и 50-е годы 19-го века в общем то в итоге оказалась бессмысленной - от венгерского управления Загреб никуда не делся. А вот управленческая деятельность была довольно полезной и прогрессивной. Фактически основателем современного Загреба как единого города можно считать Елачича. Также были произведены определенные реформы по изменению жизненного уклада крестьян и городских жителей.
В современной Хорватской истории акцентируется, что Елачич был борцом за права хорватского населения против доминирования Венгерской культуры, но практически не упоминается о том, что никакого стремления к независимости Хорватии как самостоятельного государства у бана Елачича никогда не было. Наоборот, на протяжении всей карьеры он постоянно демонстрировал и подчеркивал лояльность к австрийскому управлению из Вены.
В период социалистической Югославии памятник Елачичу был демонтирован как «реакционеру» и «душителю весны народов». В 1990 году в поисках самоидентификации и того и исторических личностей, на которых можно было бы опереться, для обоснования независимости Хорватии от СФРЮ памятник был восстановлен.
Сегодня памятник бану Елачичу в Загребе - это, прежде всего, наиболее удобный ориентир для встреч в центре города. В качестве такового он успешно используется - возле него постоянно много ожидающего местного населения и гостей Загреба.
Перепад высот между Нижним Городом и Верхним - очень небольшой. Меньше, чем от набережной Дуная в районе моста Сечени и центром Буды в Будапеште и раза в 2-3 меньше, чем перепад высот между Подолом и Михайловским, Андреевским соборами в Киеве. Нижний Город Загреба находится полностью на равнинном месте, Верхний на небольшом повышении высоты в сторону горного массива Медведница. Из Нижнего города в Верхний можно подняться по нескольким пологим улицам. Примерно в 7-8 минутах ходьбы к западу от площади бана Елачича в Верхний город можно подняться на фуникулере.
Транспортный функционал фуникулера - нулевой, так как разница высоты между нижней и верхней станцией - четыре этажа жилого дома. Личное мнение - построен этот фуникулер был по принципу «шоб было, раз в Будапеште есть, то, чем мы хуже». Рядом с фуникулером можно подняться или спустится по лестнице пешком вдоль трассы с фуникулером за пару минут. Более того, рядом есть много пологих улиц с пологим подъемом между Нижним и Верхним городом. Сами вагона фуникулера не очень удобные - жесткие сидение и отсутствует кондиционер. Частота курсирования редкая, раз минут в 15. В вагоне приходится в разы дольше ждать отправления, чем подняться или спустится пешком. То, что фуникулер не несет транспортного функционала видно и из стоимости проезда - она в три раза дешевле стоимости проезда на трамвае. Местные жителе на фуникулере и так не ездят, а туристы при дорогой цене не поехали бы никак, так как платить за подъем и спуск там, где пешком сделать это гораздо быстрее нет смысла. Поэтому и стоит проезд так, чтобы туристы ездили. Несмотря на транспортную не нужность, смотрится фуникулер все же красиво.
Посещения столица Хорватии стоит, место красивое. Но никак не отдельного. С Хорватским побережьем Загреб вместе посещать также не стоит - слишком разные места. Личное мнение Загреб рациональнее всего посещать в рамках посещения городов Любляны, городов Словении, севера Хорватии и Славонии. В такой маршрут город вполне вписывается.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Республика Хорватия | |||
хорв. Republika Hrvatska | |||
|
|||
Гимн: «Lijepa naša domovino» | |||
Расположение Хорватии (тёмно-зеленый): - в (светло-зелёный и тёмно-серый) - в Европейском союзе (светло-зелёный) |
|||
Дата независимости | 25 июня 1991 года (от СФРЮ) | ||
---|---|---|---|
Официальные языки | хорватский | ||
Столица | |||
Крупнейшие города | , | ||
Форма правления | парламентская республика | ||
Президент | Колинда Грабар-Китарович | ||
Премьер-министр | Андрей Пленкович | ||
Председатель сабора | Гордан Яндрокович | ||
Территория | 126-я в мире | ||
Всего | 56 594 км² | ||
% водной поверхн. | 1,09% | ||
Население | |||
Оценка (2016) | 4 154 213 чел. (126-е) | ||
Перепись (2011) | ▼ 4 290 612 чел. | ||
Плотность | 73,4 чел./км² | ||
ВВП (ППС) | |||
Итого (2014) | 87,300 млрд. долл. (76-й) | ||
На душу населения | 20 392 долл. | ||
ВВП (номинал) | |||
Итого (2014) | 58,325 млрд. долл. (66-й) | ||
На душу населения | 13 624 долл. | ||
ИЧР (2014) | ▲ 0,821 (очень высокий ; 42-е место) | ||
Названия жителей | хорват, хорватка, хорваты | ||
Валюта | хорватская куна (HRK, код 191) | ||
Интернет-домен | .hr | ||
Код ISO | HR | ||
Код МОК | CRO | ||
Телефонный код | +385 | ||
Часовые пояса | центральноевропейское время , UTC+1 , UTC+02:00 и Europe/Zagreb |
Хорва́тия (хорв. Hrvatska ), официально Респу́блика Хорва́тия (хорв. Republika Hrvatska ) - государство на юге Центральной Европы, частично на западе Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии, ставшая независимой в 1991 году. Население, по данным на 31 декабря 2016 года, составляет 4 154 213 человек, территория - 56 594 км². Занимает 126-е место в мире по численности населения и 126-е по территории.
Форма правления - парламентская республика. Пост премьер-министра с 19 октября 2016 года занимает Андрей Пленкович, президентом с 19 февраля 2015 года является Колинда Грабар-Китарович.
Столица и крупнейший город - . Хорватия граничит на северо-западе со , на северо-востоке - с и , на юге - с и ; на западе омывается Адриатическим морем и имеет морскую границу с Италией.
Государственная валюта - куна.
Страна является членом ООН с 1992 года; ОБСЕ, Совета Европы, НАТО с 2009 года; Европейского союза с 2013 года.
История
В доримский период вдоль побережья Адриатики существовало несколько важных доиндоевропейских археологических культур, самой древней из которых была «импрессо». В эпоху бронзового века на Адриатическом побережье существовали потомки культуры «импрессо», среди которых выделялась своей керамикой бутмирская культура, а позднее - кастельерская культура, от которой осталось несколько сотен укреплённых поселений. К началу н. э. вся территория современной Хорватии (т. н. Либурния) была покорена римлянами (подробнее о римской Иллирии см. Иллирия и Иллирийское восстание).
Никола́й Зри́нский
Славянские племена хорватов, давшие начало хорватской нации, мигрировали к восточному побережью Адриатического моря в VII веке. Вскоре Хорватское королевство стало одним из сильнейших в регионе. В 1102 г. правящая династия Трпимировичей угасла, а хорватская корона соединилась в династической унии с венгерской. В середине XV века венгерское владычество на севере страны сменилось турецким, в то время как Далмация вошла в состав Венецианской республики. При этом Дубровницкая республика в значительной степени сохраняла независимость. С 1868 года хорватскими государственными образованиями в составе Австро-Венгрии являлась коронная земля Далмация и земля Хорватия и Славония в составе Венгрии.
В 1526 г. удачный династический брак Фердинанда I принёс венгерскую и хорватскую короны в дом Габсбургов, которые и правили Хорватией до начала XX века. После падения Венецианской республики (Кампо-Формийский мир 1797) к землям Габсбургской монархии добавились , Далмация и (в 1809-13 гг. - Иллирийские провинции наполеоновской Франции).
После Первой мировой войны в 1918 году Хорватия вошла в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, хотя прибрежные районы Австрийского Приморья ( , и ) отошли к Италии под названием Венеция-Джулия. В 1929 году государство было переименовано в Королевство Югославия. 26 августа 1939 года на основе соглашения Цветковича - Мачека Хорватия получила статус автономии в рамках королевства как отдельная бановина.
В 1941 году усташами под руководством Анте Павелича было создано пронацистское Независимое государство Хорватия, которое проводило геноцид сербов, евреев и цыган. Также на его территории сербские четники совершали массовые убийства босняков и хорватов. Под натиском коммунистически настроенных партизанских отрядов Иосипа Броза Тито режим Павелича в Хорватии и Недича в пал и была создана Социалистическая Федеративная Республика Югославия или СФРЮ, в состав которой вошли шесть республик: , Хорватия, и .
В 1991 году, на фоне острого внутриреспубликанского конфликта между сербами и хорватами, Хорватия провозгласила независимость. первой признала новую страну 19 декабря 1991 года. Межэтнические столкновения в республике после провозглашения независимости переросли в войну в Хорватии (1991-1995), продолжавшуюся до конца 1995 года (Операция «Буря»). Провозглашение независимости Хорватией и стало началом распада СФРЮ. Окончательно целостность Хорватии была восстановлена в 1998 г. Первым президентом новой независимой Хорватии был Франьо Туджман.
22 января 2012 года в Хорватии прошёл референдум, на котором большинство избирателей - 66,25 % - проголосовали за вступление страны в Европейский союз.
География
Карта Хорватии
Хорватия расположена на юге Центральной Европы, на Балканском полуострове. Площадь - 56 542 км², площадь акватории - 33 200 км². В акватории расположено большое количество островов, общее их число составляет 1185, из которых заселены 67. Самые крупные острова - и Црес.
На севере Хорватия граничит со (670 км), на северо-востоке с (329 км), на востоке с (241 км), на юге с (932 км) и (25 км). Страна состоит из двух частей: континентальной, расположенной, главным образом, в бассейне реки Савы; и адриатической, вытянутой узкой полосой по побережью Адриатического моря.
См. также: Города, Острова, Национальные и природные парки.
Административное деление
Территория Хорватии поделена на 20 жупаний (хорв. Županije ), жупании делятся на 122 города (хорв. Gradovi ) и 424 общины (хорв. Općine ), столица делится на городские районы (хорв. gradske četvrti ), крупные города делятся на местные части (хорв. mjesne odbore ). Статус 21-й жупании имеет , столица Хорватии.
Риека и Опатия
Представительные органы жупаний - жупанийские собрания (хорв. Županijska skupština ), избираются населением, исполнительные - жупаны (хорв. Župan ).
Представительные органы городов - городские советы (хорв. Gradsko vijeće ), избираются населением, исполнительные - градоначальники (хорв. Gradonačelnik ).
Представительные органы общин - общинные советы (хорв. Općinsko vijeće ), избираются населением, исполнительные - общинные начальники (хорв. Općinski načelnik ).
Представительные органы городских районов - совет городского района (хорв. vijeće gradske četvrti ), избираются населением, исполнительные - председатели советов городских районов (хорв. predsjednik vijeća ).
Местные части не имеют местного самоуправления (за исключением Сплита). До 2001 года между жупаниями и общинами существовала промежуточная единица - округ (хорв. kotar ).
Политическая структура
Хорватия - унитарное государство, парламентская республика. Законодательным органом с 2001 года является Сабор (парламент). В период с 1991 по 2001 год парламент был двухпалатным.
Глава государства - Президент, избираемый прямым голосованием на пять лет. Он является главнокомандующим вооружённых сил страны и с согласия парламента назначает премьер-министра. Президент также занимается вопросами внешней политики. Последние президентские выборы состоялись 11 января 2015 года, победу на них одержала Колинда Грабар-Китарович. Она вступила в должность 15 февраля 2015 года.
Глава правительства - премьер-министр, c 19 октября 2016 года эту должность занимает Андрей Пленкович. В составе правительства четыре вице-премьера и 16 министров, отвечающих за конкретные сферы деятельности. Правительство инициирует принятие законов, разрабатывает проект бюджета, контролирует исполнение законов, определяет основные направления внешней и внутренней политики.
Конституция принята 20 декабря 1990 года, независимость от Югославии провозглашена 25 июня 1991 года. Приняты поправки в конституцию: 1) о правах меньшинств, 2) смена полупрезидентской модели управления на парламентскую модель управления, 3) о реформе парламента. Парламент - однопалатный (большая часть избирается по партийным спискам, часть от меньшинств). До 2001 года имелась палата округов. Фракции Сабора:
Глава правительства России Дмитрий Медведев и президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович, 7 июля 2018 г.
Партии | Места в парламенте |
---|---|
Социал-демократическая партия Хорватии (SDP) | 61 |
Хорватская народная партия - Либеральные демократы (HNS-LD) | 13 |
Хорватская партия пенсионеров (HSU) | 3 |
Демократическая ассамблея Истрии (IDS-DDI) | 3 |
Хорватское демократическое содружество (HDZ) | 44 |
Хорватская гражданская партия (HGS) | 2 |
Демократический центр (DC) | 1 |
Хорватские лейбористы - Партия труда (HL-SR) | 6 |
Хорватский демократический союз Славонии и Бараньи (HDSSB) | 6 |
Независимый список Ивана Грубишича | 2 |
Хорватская крестьянская партия (HSS) | 1 |
Хорватская партия права д-ра Анте Старчевича (HSP) | 1 |
Хорватская партия права (HSP) | - |
Хорватская социал-либеральная партия (HSLS) | - |
Остальные | - |
Независимая демократическая сербская партия (SDSS) | 3 |
Другие национальные меньшинства | 5 |
Всего | 151 |
Политические партии
Правые
- Хорватская партия права - националистическая
- Хорватский демократический союз Славонии и Бараньи - региональная правопопулистская
- Хорватская гражданская партия - правопопулистская
- Хорватская партия права д-ра Анте Старчевича - национал-консервативная
Правоцентристы
- Хорватское демократическое содружество - консервативная
- Демократический центр - либерально-консервативная
- Хорватская крестьянская партия - социал-консервативная
Центристы
- Хорватская социально-либеральная партия - консервативно-либеральная
- Хорватская народная партия - Либеральные демократы - либеральная
- Демократическая ассамблея Истрии - региональная леволиберальная
- Хорватская партия пенсионеров - партия прав пенсионеров
Левоцентристы
- Социал-демократическая партия Хорватии - социал-демократическая
- Независимая демократическая сербская партия - социал-демократическая сербского меньшинства
- Устойчивое развитие Хорватии - экологистская прогрессивистская
Левые
- Хорватские лейбористы - Партия труда - левопопулистская
- Социалистическая рабочая партия Хорватии - марксистская
- Рабочий фронт - революционно-социалистическая
Профсоюзы
Крупнейший профцентр - Союз свободных профсоюзов Хорватии (Savez samostalnih sindikata Hrvatske ).
Правовая система
Орган конституционного надзора - Конституционный суд (Ustavni sud ), орган осуществляющий подбор кандидатур на должности судей - Государственный судебный совет (Državno sudbeno vijeće ), органы прокурорского надзора - Государственная прокуратура (Državno odvjetništvo ), жупанские прокуроры (Županijska državna odvjetništva ), общинные прокуроры (Općinska državna odvjetništva ).
Общая юстиция
Высшая судебная инстанция - Верховный суд (Vrhovni sud ), суды апелляционной инстанции - жупанские суды (Županijski sudovi ), суды первой инстанции - общинные суды (Općinski sudovi ).
Административная юстиция
Высшая судебная инстанция административной юстиции - Высший административный суд (Visoki upravni sud ), суды апелляционной инстанции административной юстиции - административные суды (Upravni sudovi ).
Торговая юстиция
Высшая судебная инстанция торговой юстиции - Высший торговый суд (Visoki trgovački sud ), суды апелляционной инстанции торговой юстиции - торговые суды (Trgovački sudovi ).
Дисциплинарная юстиция
Высшая судебная инстанция дисциплинарной юстиции - Высший дисциплинарный суд (Visoki prekršajni sud ), суды апелляционной инстанции дисциплинарной юстиции - дисциплинарные суды (Prekršajni sudovi ).
Города
Старый город Дубровника
Экономика
Ведущими отраслями являются: судостроение, машиностроение, химическая, пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, электротехническая и электронная, фармацевтическая промышленность. Важной отраслью экономики является туризм.
Преимущества : стабильный рост экономики. Под эгидой МВФ запущена программа снижения государственных расходов. Рост туризма.
Слабые стороны : тянущаяся с 2001 года приватизация и сопротивление профсоюзов. Ущерб от войны около 50 миллиардов долларов. Высокая безработица (17,7 % на январь 2010 года).
Туризм
Пляж «Золотой рог» около г. Бол, остров Брач
Паклинские острова
Адриатическое побережье Хорватии и многочисленные острова - популярное направление международного туризма. Туризм на Адриатике начал развиваться в XIX веке; в XX веке хорватское побережье было одним из самых развитых туристических направлений в социалистическом мире. В 1990-е годы туризм в Хорватии пережил серьёзный спад, причиной которого были военные действия и устаревшая туристическая инфраструктура, не отвечавшая западным стандартам качества. С начала 2000-х годов туристическая отрасль показывает рост. На туристическую индустрию в середине 2010-х гг. приходится 18 % ВНП, что вызывает тревогу у экономистов.
Население
Национальный состав
Действующая Конституция Хорватии определяет Республику Хорватия «как национальное государство хорватского народа и как государство представителей национальных меньшинств: сербов, мусульман, словенцев, чехов, словаков, итальянцев, венгров, евреев, немцев, австрийцев, украинцев, русинов, болгар, рома, румын, турок, влахов, албанцев и других, которые являются её гражданами». Правовой статус 22 перечисленных в Конституции этнических групп регулируется Конституционным Законом о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия, вступившим в силу в 2002 году.
Национальный состав, согласно переписи населения 2011 года:
- хорваты (90,42 %),
- сербы (4,36 %),
- боснийцы (0,17 %),
- венгры (0,33 %),
- итальянцы (0,42 %)
- словенцы (0,25 %),
- цыгане (0,4 %),
- албанцы (0,41 %),
- чехи (0,22 %)
- македонцы (0,1 %)
- черногорцы (0,11 %)
- другие (1,98 %).
Религия
Религиозный состав, согласно переписи населения 2011 года:
- католики (86,28 %),
- православные (4,44 %)
- протестанты (0,34 %)
- мусульмане (1,47 %)
- атеисты и агностики (4,57 %)
- другое вероисповедание или не ответили (2,9 %)
Языки
Государственным языком в Хорватии является хорватский. Допускается официальное использование языков этнических групп, определённых Конституцией как национальные меньшинства, что регулируется Конституционным Законом о правах национальных меньшинств в Республике Хорватия, а также двумя законами, касающимися использования языков национальных меньшинств.
В некоторых городах официальный статус имеет итальянский. В отдельных муниципалитетах и населённых пунктах зафиксирован официальный статус языков национальных меньшинств - сербского, венгерского, чешского и русинского. На полуострове Истрия существуют два вымирающих романских языка - истророманский и истрорумынский.
Спорт
Хорватия со времени приобретения независимости принимала участие во всех Олимпийских играх и завоевала на них 27 медалей, 10 - на зимних Олимпийских играх. Самые популярные виды спорта в стране - футбол, баскетбол, гандбол, водное поло и теннис. Несмотря на то что Хорватию принято считать южной страной с тёплым климатом, в ней популяризируются и зимние виды спорта, такие как горные лыжи, хоккей с шайбой и биатлон. Одними из самых известных и успешных горнолыжников последних лет стали брат и сестра Ивица Костелич и Яница Костелич. Хоккейная команда «Медвешчак» из Загреба пользуется громадной популярностью в столице страны, до недавнего времени выступала в Австрийской хоккейной лиге, начиная с сезона 2013/2014 выступает в КХЛ.
11-го июля 2018 года в полуфинальном матче Чемпионата Мира по футболу 2018 Хорватия одолела сборную Англии со счетом 2:1 и впервые в своей истории вышла в финал Кубка Мира. Победный гол забил Марио Манджукич на 109 минуте дополнительного времени.
Вооружённые силы
Официальной датой создания Вооружённых сил Хорватии является 3 ноября 1991 года. Первые армейские формирования были созданы на основе созданных весной 1991 года формирований Национальной гвардии Хорватии. Общая численность вооружённых сил составляла 18,6 тыс. чел. (ещё 3 тыс. служат в полиции), количество резервистов - 21 тыс. чел.
Климат
Макарска ривьера
В Северной Хорватии преобладает континентальный климат, в Центральной - полугорный и горный, у побережья - Средиземноморский. Зимние температуры в континентальной части достигают в среднем −10 °C, в горных областях от −5 °C до 5 °C и от 0 °C до +10 °C - в прибрежных. Летом наиболее тепло на побережье (от 25 °C до 30 °C в среднем), температура в горах обычно не превышает 15-20 °C, а на континенте в основном около 25 °C. Меньше всего осадков выпадает на островах, приблизительно от 500 до 1000 мм в год. Количество осадков на побережье колеблется от 1000 до 1700 мм в год.
Транспортная система Хорватии
Общественный транспорт
Самым распространённым видом общественного транспорта в Хорватии является автобус. Кроме автобусов в крупных городах (напр. в
Водный транспорт
Между городами Хорватии, расположенными на побережье Адриатики, курсируют различные паромы, теплоходы, корабли на подводных крыльях. На водном транспорте можно добраться и до большинства обитаемых островов. Существуют также международные рейсы. С 28 мая по 30 сентября действует летнее расписание с более частыми отправлениями.
Аэропорты
В Хорватии имеется 6 международных аэропортов и три гражданских аэропорта для местных и чартерных рейсов.
Международные аэропорты:
- аэропорт Загреба (в 17 км от центра ),
- аэропорт Сплита (в 24 км от центра ),
- аэропорт Дубровника (в 18 км от города),
- аэропорт Пула (в 6 км от центра ),
- аэропорт Задара,
- аэропорт Риеки.
Аэропорты для местных и чартерных рейсов:
- аэропорт Бола
- аэропорт Лошиня
- аэропорт Осиека
См. также
- Список королей Хорватии
- Праздники Хорватии
- Индекс автомобильных номеров Хорватии
- Хорватская Республика Герцег-Босна
- Радиостанции Хорватии
Примечания
- Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А. Н. Бушнев, А. П. Притворов. - Москва: АСТ, 2017. - С. 24. - 96 с. - ISBN 978-5-17-10261-4.
- First results.
- Результаты переписи 2011
- Report for Selected Countries and Subjects
- Human Development Report. United Nations (2014). Проверено 6 декабря 2014.
- 12 // Конституция Хорватии
- Евросоюз пополнился новым членом. Проверено 1 июля 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
- Хорватия празднует вступление в Евросоюз. Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle (1 июля 2013). Проверено 10 октября 2016. Архивировано 10 октября 2016 года.
- Noel Malcolm. Bosnia: A Short History.. - N. Y. : New York University Press, 1994. - С. 187. - ISBN 978-0-8147-5520-4.
- Jozo Tomasevich. War and Revolution in Yugoslavia, 1941–1945: The Chetniks.. - Stanford: Stanford University Press, 1975. - С. 259. - ISBN 978-0-8047-0857-9.
- Сайт Сабора Хорватии
- Вступление Хорватии в ЕС поддержали 66% граждан, Новости@Mail.Ru (23.01.2012). (Проверено 23 января 2012)
- В состав коалиции входили две другие партии, представители которых не получили ни одного места в парламенте.
- В состав коалиции входила также ещё одна партия, представители которой не получили ни одного места в парламенте.
- В одном из подокругов нацменьшинств победил кандидат коалиции Кукурику (с HNS-LD), тем самым коалиция Кукурику фактически получила 81 мандат.
- «Hrvatska je svjetski rekorder po udjelu turizma u BDP-u. Evo zašto to nije dobro.» Jutarnji list, 19 сентября 2016 стр. 8.
- Часть I «Исторические основы» // Конституция Хорватии на сайте хорватского Конституционного суда (хорв.) (англ.)
- The Constitutional Act on The Rights of National Minorities in the Republic of Croatia
- STANOVNIŠTVO PREMA NARODNOSTI – DETALJNA KLASIFIKACIJA – POPIS 2011 (хорв.) . Статистическое бюро Хорватии (ДЗС). Проверено 18 декабря 2012. Архивировано 19 декабря 2012 года.
- STANOVNIŠTVO PREMA NARODNOSTI I VJERI, POPIS 2011. (англ.) . Статистическое бюро Хорватии (ДЗС). Проверено 19 декабря 2012. Архивировано 19 декабря 2012 года.
- Pravo pripadnika nacionalnih manjina na zastupljenost u predstavničkim i izvršnim tijelima na državnoj i lokalnoj razini, te u tijelima državne uprave, pravosudnim tijelima i tijelima uprave jedinica lokalne i područne (regionalne) samouprave
- Катунин Д. А. Современное языковое законодательство Хорватии: становление и тенденции. Статья первая // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2010. - № 2. - С. 27 - 35
- Вооружённые силы зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. - 2011. - Т. № 7(772). - С. 101-102.
Ссылки
- Хорватия в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz)
- Хорватия, страна и её народ
- Жизнь в Хорватии
- Виртуальная Хорватия - 360° панорамы хорватских городов и национальных парков
- Свободная энциклопедия на хорватском языке
Республика Хорватия, гос во на Ю. Европы. Название Хорватия (Hrvatska) от этнонима хорваты (самоназвание хрвати). Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Хорватия - Хорватия. Священный колодец в Загребе. Хорватия. Священный колодец в Загребе. Хорватия () государство на юге Европы, на западе омывается Адриатическим морем. Площадь 56,5 тыс. кв. км. Население 4,8 млн. человек. Столица Загреб. Территория… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
- (Республика Хорватия) государство на юге Европы, на западе омывается Адриатическим морем. Площадь 56,5 тыс. км2. Население 4,8 млн. чел. Столица Загреб … Исторический словарь
- (Hrvatska), Социалистическая Республика Хорватия. В составе Югославии. На территории Хорватии сохранились неолитическая керамика, близкая памятникам Центральной Европы и Средиземноморья, произведения искусства иллирийцев и кельтов,… … Художественная энциклопедия
Кроация Словарь русских синонимов. хорватия сущ., кол во синонимов: 2 кроация (1) страна … Словарь синонимов
Хорватия - (Croatia), независимое гос во в Центр. Европе. С 1809 по 1813 г. X. была частью франц. (наполеоновской) Иллирийской пров. Именно в это время у народов X. пробудилось нац. самосознание: снова став частью Габсбургской империи, X. выступала как… … Всемирная история
ХОРВАТИЯ - Республика, ранее входившая в состав Югославии, в 1993 году получила самостоятельность Расположена в бассейне реки Сава, частично на Динарском нагорье у Адриатического моря. Территория 56,5 тыс.кв.км, население 4.7 млн. человек (1991), Это аграр … Мировое овцеводство
- (Hrvatska) Социалистическая Республика Хорватия (Socijalistička Republika Hrvatska), республика в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), в северо западной части страны, омывается Адриатическим морем. Площадь 56 … Большая советская энциклопедия
- (Hrvatska), Республика Хорватия (Republika Hrvatska), государство в Южной Европе, большая часть в бассейне р. Сава, частично на Динарском нагорье, у Адриатического моря 56,6 тыс. км2. Население 4,8 млн. человек (1996), в основном хорваты.… … Энциклопедический словарь
Хорватия - Республика Хорватия Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы. Территория 56,6 тыс.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Книги
- Хорватия , . Хорватия. В этом путеводителе: - множество фотографий, иллюстраций и карт; - вкусы Хорватии - местные продукты и традиционные блюда; - схемы и планы всех главных достопримечательностей; -…
- Хорватия , Богданова Е., Марушич Н., Хасанова Л.. Хорватия - необыкновенная страна с богатой историей и удивительно красивой природой. «Огапдевый гид» поможет вам в этом убедиться: 16 маршрутов, огромное количество фотографий, подробные…