Противокорабельная ракета Penguin. Пкрк в россии в советское время
В начале 1970-х гг. норвежской фирмой Kongsberg Vapenfrabrikk при финансовой поддержке ВМФ Военно-морской флот США была разработана ПКР Противокорабельные ракеты ближнего действия Penguin. Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения, создавалась специально для действия в прибрежных шхерных районах и должна была обеспечивать надежную селекцию целей на фоне сильно пересеченного побережья.
Базовая версия (позже получившая обозначение Mk1) поступила на вооружении Королевского норвежского флота в 1972 году и предназначалась для использования с ракетных катеров и береговых батарей. Уже в 1975г. был разработан модернизированный вариант ракеты с увеличенной дальностью стрельбы - Mk2. Позже были приняты на вооружение модификации Mk2 mod3 и Mk2 mod5 с улучшенной ГСН Головка самонаведения . Модификациями ПКР Противокорабельные ракеты Penguin Mk1 и Mk2 были вооружены ракетные катера Норвегии, Греции, Турции и норвежские фрегаты типа Осло .
Ракеты Penguin имеют аэродинамическую схему "утка" и модульную конструкцию. В носовом отсеке расположены: автономная помехозащищенная инфракрасная головка самонаведения, радиовысотомер, автопилот и сервоприводы навигационной системы управления. платформа инерциальной навигационной системы в карданном подвесе с одной степенью свободы - по крену, бортовой компьютер и источник питания. В центральном отсеке размещаются боевая часть и контактный взрыватель замедленного действия. В хвостовом отсеке находятся однокамерный твердотопливный двигатель и предохранительно-исполнительный механизм. На поверхности отсека крепится крестообразное крыло с элеронами.
Боевое применение ракет Penguin строится по принципу "выстрелил-забыл". В зависимости от расположения цели ракета может по заданной программе изменять направление полета в пределах ±180°. После пуска ракета снижается до заранее выбранной и контролируемой высоты маршевого полета, в течение которого управление осуществляется с помощью инерциальной навигационной системы. По достижении запрограммированной дальности до цели ракета переходит на малую или предельно малую высоту. Затем после включения головки самонаведения для улучшения поиска и захвата цели высота полета снова увеличивается.
Система управления позволяет действовать вне пределов прямой видимости цели, ракета может двигаться по сложной заранее запрограммированной траектории, огибать преграды на местности и атаковать цель в наиболее уязвимых секторах. Инфракрасная головка самонаведения отличается высоким разрешением, избирательной способностью и может использоваться для поражения широкого спектра целей в условиях интенсивного противодействия. Дальность захвата цели средних размеров составляет около 1000 м, сектор обзора - 45°.
Ракеты Penguin различных модификаций используются в береговых противокорабельных ракетных комплексах. Мобильная батарея ПКР Противокорабельные ракеты Penguin может устанавливаться на гусеничной или колесной базе.
В состав корабельных комплексов Penguin Mk2 входят: управляемые ракеты, системы управления стрельбой и автоматической проверки ракет, транспортно-пусковые контейнеры и пусковые установки. Разработаны несколько вариантов ПУ Пусковая установка для кораблей различного класса. Одна из них представляет собой поворотную установку с шестью ракетами Penguin в транспортно-пусковых контейнерах, существует вариант спаренной поворотной ПУ Пусковая установка с устройствами заряжания, подачи и хранения, а также легкой ненаводящейся палубной установки для кораблей малого водоизмещения. Контроль работоспособности ракетного комплекса и пуск ракеты производятся одним оператором с пульта, расположенного в посту управления кораблем. С этого же пульта производится автоматическая предстартовая проверка ракет.
В 1960-е годы норвежская компания «Конгсберг Вапенфабрик» начала разработку противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК).
Проект получил название «Пингвин» и разрабатывался по заказу Королевских ВМС Норвегии при непосредственном участии их специалистов.
СПЕЦИФИКА ТРЕБОВАНИЙ
ПКРК «Пингвин» предназначался для вооружения кораблей классов «ракетный катер» и «фрегат», что накладывало свои массо-габаритные ограничения. Предусматривались способность ракет поражать корабли класса «эсминец», наличие автономной системы наведения, возможность применения в условиях изрезанной скалистой береговой линии с большим количеством фьордов, шхер, мелких островов. В ходе работ норвежцы прибегали к технической помощи США и ФРГ. В 1970 году ПКРК «Пингвин» Мк 1 был принят на вооружение ВМС Норвегии.
Ракета «Пингвин» выполнена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным крылом в средней части корпуса и четырьмя рулями в головной части. Крыло снабжено элеронами, рули — цельноповоротные. Корпус (фюзеляж) ракеты разделен на три отсека. В головном размещены инфракрасная головка самонаведения (ИК ГСН), радиовысотомер, сервоприводы рулей, блоки автономной инерциальной системы наведения, обработки сигналов, выработки команд управления, источники питания. ИК ГСН включает ИК-детектор и зеркало, качающееся по углам тангажа и рыскания.
Дальность действия ИК ГСН достигает 1000 м, сектор обзора — 45°. Платформа инерциальной системы установлена в карданном подвесе.
Средний отсек фюзеляжа занимает боевая часть полубронебойного типа с контактным взрывателем, из 120 кг ее общей массы 50 кг приходятся на взрывчатое вещество. Хвостовой отсек составляют маршевый одноступенчатый твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) и предохранительноисполнительный механизм. Сзади крепится твердотопливный стартовый ускоритель.
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА
Пусковая установка (ПУ) контейнерного типа имеет двустворчатую переднюю и одностворчатую заднюю крышки. Ракета поставляется и хранится в контейнере готовой к пуску. ПУ не имеет собственных механизмов наведения. При пуске передняя крышка открывается под действием пиропатрона, задняя — давлением реактивной струи стартового ускорителя. Снаряженный контейнер с ПКР весит около 650 кг.
БЕРЕГОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ
В 1980 году была принята модификация «Пингвин» Мк 2. Совершенствование программно-аппаратных средств позволило усложнить программу полета — если система наведения Мк 1 только выводила ракету на пеленг цели на заданной высоте, то Мк 2 получила возможность полета по программе, предусматривающей маневрирование на траектории в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Модернизация маршевого РДТТ увеличила дальность полета в 1,5 раза. Позже на вооружение были приняты модификации Мк 2 mod 3 и Мк 2 mod 5 с улучшенной ГСН.
На базе Мк 2 был создан комплекс берегового базирования в стационарном и в подвижном вариантах. Машины мобильной береговой батареи ПКР «Пингвин» выполнены на гусеничном или колесном шасси. В первом случае на одной плавающей гусеничной бронемашине размещаются все компоненты: пункт управления, включающий средства разведки и связи, компьютеризированную систему управления огнем; РЛС обнаружения «Эриксон» со складывающейся антенной; три снаряженные ПУ и запасные ПКР. Такой комплекс обслуживают три оператора. При установке на колесное шасси батарея включает машину секции управления с СУО и РЛС со складывающейся антенной и самоходную ПУ с шестью снаряженными контейнерами.
АВИАЦИОННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Принятая в 1987 году модификация Мк 3 разработана для применения с многоцелевых истребителей F-16. Уменьшен размах крыла, устранен стартовый ускоритель, но за счет пуска с самолета на околозвуковой скорости дальность полета ракеты увеличилась до 40-50 км. В систему наведения введена программа, позволяющая ГСН «игнорировать» первую обнаруженную цель-так увеличена вероятность поражения наиболее важных целей в ордере кораблей противника. ПКР «Пингвин» Мк 3 принята также на вооружение в США под обозначением AGM-119A.
В 1986 году начата разработка ракеты «Пингвин» для применения с вертолета SH-60B. В начале 1990-х она была принята на вооружение в Норвегии (Мк 2 mod 7) и США (AGM-119В). Ракета отличается раскладным крылом размахом 1420 мм и новой боевой частью.
ПОЛЕТ И АТАКА
При развертывании береговой батареи ПКР «Пингвин» (колесной) в боевое положение пункт управления размещается так, чтобы обеспечить обнаружение и слежение за морскими целями с помощью РЛС. ПУ укрывается в складках местности вне зоны прямой видимости целей. Аппаратура пункта управления формирует картину тактической обстановки и выводит ее на монитор. Пуск ПКР производится по команде оператора — одиночно или залпом. Программа полета вводится системой управления в бортовую аппаратуру ракеты непосредственно перед пуском.
Стартовый ускоритель «выбрасывает» ракету из ПУ и разгоняет до скорости 0,7-0,8 М. После выхода на маршевую высоту, контролируемую радиовысотомером, запускается маршевый двигатель. Полет на среднем участке траектории производится согласно программе. Инерциальная система в сочетании с радиовысотомером обеспечивает вывод ПКР в район вероятного нахождения цели в соответствии с программой.
За 2,5-3 км от расчетной точки встречи с целью ракета снижается до малой или предельно малой высоты, включается ИК ГСН. ГСН осуществляет обнаружение и выделение цели и наведение на нее ракеты. Использование в ПКР пассивной ИК ГСН повысило помехозащищенность системы наведения, возможность селекции цели на фоне пересеченной местности побережья и в плотном ордере кораблей, уменьшило вероятность ошибок в условиях сложного ландшафта, увеличило скрытность атаки. Для атаки ракета делает «горку» и пикирует на цель. Взрыватель обеспечивает задержку в несколько миллисекунд, в результате подрыв боевой части происходит после пробития борта или надстройки корабля, во внутренних помещениях, и разрушительное действие увеличивается.
Возможно вам будет интересно:
1740В начале 1970-х гг. норвежской фирмой Kongsberg Vapenfrabrikk (сейчас Kongsberg Defence & Aerospace) при финансовой поддержке ВМФ США была разработана противокорабельная ракета (ПКР) ближнего действия Penguin («Пингвин»). Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), создавалась специально для действия в прибрежных шхерных районах и должна была обеспечивать надежную селекцию целей на фоне сильно пересеченного побережья.
Базовая версия (позже получившая обозначение Mk1) поступила на вооружении Королевского норвежского флота в 1972 году и предназначалась для использования с ракетных катеров и береговых батарей. Уже в 1975г. был разработан модернизированный вариант ракеты с увеличенной дальностью стрельбы - Mk2. Позже были приняты на вооружение модификации Mk2 mod3 и Mk2 mod5 с улучшенной ГСН. Модификациями ПКР Penguin Mk1 и Mk2 были вооружены ракетные катера (см.фото ) Норвегии, Греции, Турции и норвежские фрегаты типа Oslo.
В настоящее время семейство ПКР Penguin включает целый ряд модификаций, предназначенных для использования с различных носителей, которые состоят на вооружениии ВМФ США, Норвегии, Швеции, Греции, Австралии, Турции, Бразилии и ряда других стран. Последними в семействе ракет Penguin являются варианты МkЗ и Mk2 mod7, обладающие повышенной боевой эффективностью, дальностью стрельбы и системами управления на современной элементной базе.
Авиационный вариант - Penguin МkЗ (см.фото ), предназначенный для вооружения самолетов F-16 норвежских ВВС, был принят на вооружение в 1987г. Ракета МkЗ испытывалась также в США, где получила индекс AGM-119A, однако на вооружение американских ВВС не поступила. Модификация Mk2 mod7 предназначена для использования с вертолетов и надводных кораблей, отличается наличием двухступенчатого двигателя и складывающимся крылом. Под обозначением она AGM-119B используется на вертолетах типа SH-60B Seahawk ВМС США (см.фото ), а также на вертолетах S-70B греческого Военно-морского Флота. Поставки ракет AGM-119B ВМС США начались в 1994 году.
Состав
Ракеты Penguin Mk2 mod7 (см.схему ) и МkЗ (см.схему ) имеют аэродинамическую схему "утка" и модульную конструкцию. В носовом отсеке расположены: автономная помехозащищенная инфракрасная головка самонаведения, радиовысотомер, автопилот и сервоприводы навигационной системы управления. платформа инерциальной навигационной системы в карданном подвесе с одной степенью свободы — по крену, бортовой компьютер и источник питания. В центральном отсеке размещаются боевая часть и контактный взрыватель замедленного действия. В хвостовом отсеке находятся однокамерный твердотопливный двигатель и предохранительно-исполнительный механизм. На поверхности отсека крепится крестообразное крыло с элеронами.
Ракета Mk2 ранних модификаций снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью Мк19 (вес 113кг), используемой в американской авиационной ракете Bullpup ASM-71. Наиболее современная модификация ракеты — Mk2 mod7. Mk2 mod7 оснащается новой боевой частью WDU-39/B весом 120кг (по некоторым данным эту БЧ получили и ракеты модификации Mk3). Система самонаведения и управления Mk2 mod7 аналогична ракете МkЗ. Внешними отличительными признаками Mk2 mod7 от Mk 3 являются меньшая длина и раскладываемое при старте крыло большего размаха. Дальность стрельбы Penguin Mk3 достигает 50км.
Боевое применение ракет Penguin строится по принципу "выстрелил-забыл". В зависимости от расположения цели ракета может по заданной программе изменять направление полета в пределах ±180°. После пуска ракета снижается до заранее выбранной и контролируемой высоты маршевого полета, в течение которого управление осуществляется с помощью инерциальной навигационной системы. По достижении запрограммированной дальности до цели ракета переходит на малую или предельно малую высоту. Затем после включения головки самонаведения для улучшения поиска и захвата цели высота полета снова увеличивается (см.схему траектории ).
Система управления позволяет действовать вне пределов прямой видимости цели, ракета может двигаться по сложной заранее запрограммированной траектории, огибать преграды на местности и атаковать цель в наиболее уязвимых секторах (см.схему ). Инфракрасная головка самонаведения отличается высоким разрешением, избирательной способностью и может использоваться для поражения широкого спектра целей в условиях интенсивного противодействия. Дальность захвата цели средних размеров составляет около 1000 м, сектор обзора - 45°.
Ракеты Penguin различных модификаций используются в береговых противокорабельных ракетных комплексах. Мобильная батарея ПКР Penguin может устанавливаться на гусеничной или колесной базе. В первом случае на одной гусеничной плавающей бронированной машине размещаются все компоненты батареи - пункт управления, включающий систему командования, управления, разведки и связи, система управления огнем (СУО), РЛС обнаружения со складывающейся антенной, три ПУ контейнерного типа с готовыми к пуску ракетами и запасные ПКР. Комплекс обслуживают три оператора. Машина может перемещаться по шоссе со скоростью 56 км/ч и по воде со скоростью 5 км/ч, развертываться из походного положения в боевое за 5 мин. Если батарея устанавливается на машинах с колесной базой, она включает секцию управления с СУО и РЛС со складывающейся антенной и ПУ с шестью пусковыми контейнерами. При развертывании в боевое положение пункт управления размещается на побережье в районе, обеспечивающем обнаружение и слежение за морскими целями с помощью РЛС, а ПУ укрывается в складках местности вне района прямой видимости целей.
В состав корабельных комплексов Penguin Mk2 входят: управляемые ракеты, системы управления стрельбой и автоматической проверки ракет, транспортно-пусковые контейнеры и пусковые установки (ПУ). Разработаны несколько вариантов ПУ для кораблей различного класса. Одна из них представляет собой поворотную установку с шестью ракетами Penguin в транспортно-пусковых контейнерах, существует вариант спаренной поворотной ПУ с устройствами заряжания, подачи и хранения (см.схему ), а также легкой ненаводящейся палубной установки для кораблей малого водоизмещения (см.фото ). Контроль работоспособности ракетного комплекса и пуск ракеты производятся одним оператором с пульта, расположенного в посту управления кораблем. С этого же пульта производится автоматическая предстартовая проверка ракет.
Комплекс Penguin Mk2 может принимать целеуказание от любой современной системы обнаружения. Информация о цели поступает в информационный пост корабля, где оценивается тактическая обстановка. Система управления огнем с учетом курса и скорости корабля-носителя и цели определяет координаты точки прицеливания, которые вводятся в систему управления ракеты, производится пуск.
Техника и вооружение 2014 11
Малогабаритные управляемые ракеты класса «воздух-поверхность»
Противокорабельные ракеты
В марте 2014 г. с фирмой MBDA был подписан контракт на сумму 500 млн. фунтов стерлингов (827,2 млн долл.), предусматривающий разработку и демонстрационные испытания в интересах вооруженных сил Великобритании и Франции вертолетных управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В Великобритании данная УР известна как FASGW(H)2, во Франции – как ANL (Anti-Navire Leger).
Министерство обороны Великобритании рассчитывает, что эта ракета станет основным противокорабельным вооружением вертолета палубного базирования АгустаУэстленд AW159 «Уилдкэт». Франция планирует вооружить ракетами ANL вертолеты «Супер Пума», NH-90 и AS565 «Пантер». FASGW(H) рассматривается как замена вертолетных ПКР «Си Скуа» и АМ39 «Экзосет».
Переговоры с Францией о создании ракеты FASGW(H)/AHL начались в 2012 г. Тогда планировалось принятие на вооружение данной системы в январе 2018 г. Французы, однако, отказались финансировать полномасштабные НИОКР, поэтому в течение двух лет работы по FASGW(H)/AHL практически не велись. В январе 2014 г., однако, удалось подписать с Францией меморандум о взаимопонимании, что дает возможность в обозримой перспективе заключить соответствующий контракт.
Разработка УР FASGW(H)/AHL массой порядка 110 кг началась фирмой MBDA еще в 2006 г. по договоренности с министерством обороны Великобритании в рамках программы «Team Complex Weapons». Боевая часть ракеты массой 50 кг обеспечивает потопление кораблей и судов водоизмещением до 500 т и нанесение тяжелых повреждений кораблям класса до фрегата включительно. На начальном и среднем участках траектории используется инерциальное наведение, на конечном участке коррекция траектории осуществляется посредством ИК ГСН. Захват цели ГСН возможен как до пуска УР, так и во время полета. Минимальную высоту полета ракеты гарантирует использование радиовысотомера, который выключается на конечном участке полета во избежание обнаружения ракеты радиоэлектронным оборудованием цели.
Общий вид перспективной ПКР FASGW(H)/AHL
Информация о дальности полета ракеты по состоянию на весну 2014 г. официально не раскрывалась, но ряд экспертов полагает, что дальность полета ПКР ANL/FASGW(H) превышает дальность полета ПКР «Си Скуа» (25 км), но уступает дальности полета ПКР «Экхосет» (70 км).
УР FASGW(L), известная также как Lightweight Multi-Role Missile System (легкая многофункциональная ракетная система, LMM), создается по заказу министерства обороны Великобритании фирмой «Талес» на базе УР «Старстрик». Она предназначена для поражения небольших надводных целей, таких как надувные лодки, а также отдельных объектов на борту крупных кораблей и судов. Ракета также может быть использована по незащищенным наземным целям. Контракт с фирмой «Талес» на полномасштабное проектирование системы FASGW-L предполагалось подписать в середине 2013 г., но затем дату подписания перенесли на конец года, а потом отложили на неопределенное время. Ракета FASGW(L) является дополнением к ПКР ANL/FASGW(H). В качестве ее носителей рассматриваются вертолеты разного типа – до ЕН-101 и АН-64 включительно, а также БПЛА, в том числе и вертолетного типа.
FASGW(L) предполагается оснастить полуактивной лазерной ГСН и двигателем от УР «Старстрик». В конструкцию этой ракеты положен модульный принцип, что в перспективе позволит устанавливать различные ГСН, включая ИК и радиолокационные миллиметрового диапазона. Для FASGW(L) создается новая фугасная боевая часть малой мощности массой 3 кг. Запуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера. Ракета спроектирована по аэродинамической схеме «утка»; крылья и оперение раскрываются после запуска. Масса – 50 кг, дальность стрельбы – 6-8 км. Планируется, что на пилоне М299 (используется для подвески четырех УР «Хеллфайр») можно будет подвесить 5-7 ракет FASGW(L).
В 1972 г. английская фирма ВАС начала НИОКР по созданию перспективной авиационной противокорабельной ракеты. Первый пуск ПКР, которая в то время обозначалась CL-834,был произведен в ноябре 1979 г., а серийное производство ракеты, получившей наименование «Си Скуа», началось в 1981 г. Такими ракетами вооружены палубные вертолеты «Линке» ВМС Великобритании; каждый вертолет способен нести до четырех ракет.
ПКР «Си Скуа» оснащена двумя боевыми частями – осколочной массой 28 кг и полубронебойной массой 9 кг. Ракета комплектуется полуактивной радиолокационной ГСН фирмы «Маркони». Кроме того, имеется радиовысотомер. Подсветка цели на начальном и среднем участках траектории осуществляется установленной на вертолете «Линке» РЛС GEC- Ферранти «Сиспрей». Масса ПКР «Си Скуа» составляет 145 кг, длина – 2,5 м, размах крыла – 0,72 м, диаметр корпуса – 0,25 м. Дальность стрельбы достигает 25 км.
Таким, по мнению фирмы MBDA, будет боевое применение ПКР FASGW(H) с вертолета AW159.
Пуск ракеты FASGW-AHL с вертолета AS565 «Пантер» по целям на берегу.
Разработка УР FASGW(L) ведется на базе ракеты «Старстрик».
Подвеска ракет FASGW(L) на вертолете AW-159.
В 2006 г. фирма MBDA представила информацию о модификации «Си Скуа» Мк 2, которую позиционировали как одну из возможных альтернатив ПКР FASGW(H). Вариант Мк 2 планировалось оснастить активной радиолокационной ГСН, новым двигателем фирмы «Роксел» и новыми Х-образными поверхностями управления (длина ракеты – 2,3 м, масса – 150 кг, максимальная дальность полета – 40 км). Велась разработка ПКР «Си Скуа» Мк 2 сИКГСН.
В 1960-е гг. итальянская фирма «Контраверс Итальяна» представила ПКР малой дальности «Си Киллер». Изначально она предназначалась для вооружения катеров. В 1967 г. начались работы по вертолетной модификации ракеты, получившей наименование «Марте» (Marte). Она была принята на вооружение ВМС Италии в 1977 г., а в 1987 г. на вооружение поступил усовершенствованный вариант «Марте 2» (Marte 2, Marte Mk 2) с активной радиолокационной ГСН.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему с крестообразным среднерасположенным крылом, поворотные консоли которого обеспечивают управление полетом, и неподвижный крестообразный хвостовой стабилизатор. Подвариант Мк.2а оснащен полубронебойной боевой частью, Мк.2Ь – осколочно-фугасной.
Масса ракеты составляет 324 кг, длина – 3,79 м, диаметр корпуса – 0,32 м. Дальность стрельбы – до 20 км.
Вертолет «Супер Линкс» с ракетами типа «Си Скуа».
Пуск ПКР «Марте» Mk 2/S с вертолета EH101.
Вертолет NH90 с ракетами «Марте» Mk 2/S.
Носителями ПКР «Марте» являются вертолеты NH90, ЕН101 и SH-3D. Специально для вертолетов NH90 и ЕН101 в начале 1990-х гг. фирма MBDA разработала модификацию Mk 2/S с улучшенным бортовым оборудованием и увеличенной до 25 км дальностью полета.
ПКР «Пингвин» (Penguin) разработана в 1970-е гг. норвежской фирмой «Конгсберг» (обычно фирма называется именно так, хотя правильное ее наименование – «Norsk Forsvarsteknologi (NFT) A/S; Консберг – город, в котором расположена фирма NFT). Для вооружения вертолетов предназначены модификации Мк 2 Mod 7 (обозначение ВМС США – AGM-119В) и Мк 3 (AGM-119А). Носителями ПКР «Пигвин» являются вертолеты Каман SH-2 «СиСпрайт» и «Супер Сиспрайт», SH-60 «Си Хок», «Супер Линке», Белл 412SP ВМС разных стран мира, включая ВМС США.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с расположением аэродинамических рулей перед крылом. Консоли крыла модификации Мк 3 Mod 7 выполнены складными. В носовой части ракеты установлена ИК ГСН, за ней размещен отсек с навигационной аппаратурой. В середине корпуса ракеты находится боевая часть массой 120 кг. В хвостовой части установлен двухступенчатый твердотопливный ракетный двигатель. На начальном и среднем участках траектории используется инерциальное наведение.
Масса ракеты варианта Мк 2 Mod 7 – 385 кг, длина – 3 м, размах крыла – 1,4 м, диаметр корпуса – 0,28 м. Дальность стрельбы равняется 34 км.
В 1970-е гг. французская фирма «Аэроспатьяль» разработала ПКР AS.15TT – аналог ракеты «Си Скуа». Ее носителями являются вертолеты SA.365F «Дофин».
AS.15TT спроектирована по классической схеме с крестообразным крылом в средней части и рулями в хвостовой части корпуса. Боевая часть массой 30 кг размещена в носовой части корпуса. Ракета оснащена двумя ускорителями РДТТ фирмы Anubis и маршевым РДТТ фирмы «Acis». Сопла ускорителей и маршевого двигателя выходят на донный срез ракеты. Управление ракетой – радиокомандное, по сигналам установленной на вертолете РЛС TOMC0H-CSF Aqrion-15.
Масса AS.15TT составляет 96 кг, длина – 2,30 м, диаметр корпуса – 0,19 м. Дальность стрельбы достигает 15 км.
В 1967 г. французская фирма «Норд» приступила к созданию противокорабельной ракеты корабельного базирования ММ38. В 1974 г. она под наименованием «Экзосет» (Exocet) была принята на вооружение ВМС Франции. В 1970-е гг. разработали авиационную модификацию АМ39, предназначенную для вооружения самолетов и вертолетов. На вооружении авиации ВМС Франции эта УР поступила в 1979 г. Из-за больших размеров и массы ее носителями являются только средние вертолеты SA.321 «Супер Фрелон» (снят с вооружения), AS.532 «Кугар» и ЕС725 «Каракал». ПКР «Экзосет» других модификаций вооружаются подводные лодки и береговые ракетные батареи.
Пуск ПКР типа «Пингвин» с вертолета SH-60 «Си Хок».
ПКР типа «Пингвин».
Вертолет «Дофин», оснащенный ПКР AS. 15ТТ.
Отработка ракеты АМ39 на вертолете ЕС725 «Каракал».
На начальном и среднем участке траектории используется инерциальное наведение; на конечном участке наведение осуществляется с помощью активной радиолокационной ГСН. Боевая часть массой 165 кг размещена в средней части корпуса ракеты.
Масса ракеты – 670 кг, длина – 4,69 м, диаметр корпуса – 670 кг, дальность стрельбы – до 70 км (стандартная 50 км).
ПКР “Экзосет», несмотря на почтенный возраст, остается эффективным средством борьбы с надводными целями на больших дистанциях. Ведутся работы по совершенствованию ракеты и интеграции существующих модификаций в СУВ новых вертолетов. Так, в 2014 г. бразильская фирма «Хелибрас» (дочернее предприятие консорциума «Эрбас Хеликоптер») начала работы по интеграции ПКР АМ39 «Экзосет» В2М2 в СУВ вертолета ЕС725 «Каракал».
О.В. Растренин
Из книги Техника и вооружение 1997 05-06 автораЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) находятся на стыке ракетной техники и радиоэлектроники и являются по общему признанию ракетчиков наиболее сложным классом ракетного оружия. В силу этого ни один зенитный ракетный комплекс
Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»I . БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК РАКЕТЫ НАДВОДНОГО СТАРТА Проект вооружения подводной лодки П-2 ракетами Р-1В 1949 году в ЦК Б-18 был разработан предэскизный проект подводной лодки П-2. Один из вариантов проекта предусматривал оснащение ее баллистическими ракетами.
Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЕ МАШИНЫ «Голиаф» в полевых условияхПопытка создать телеуправляемые машины предпринималась в Германии в Первую мировую войну. Еще тогда изобретатель Флеттнер успешно продемонстрировал «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Она управлялась
Из книги Техника и вооружение 1998 03 автора Журнал «Техника и вооружение»Немецкие управляемые ракеты Продолжение. Начало см. ТиВ, № 5-6. 1997.В конце второй мировой войны, когда ее финал уже не вызывал сомнения, но гитлеровская Германия еще мота оказывать сопротивление, основная угроза для нее исходила от тысяч бомбардировщиков союзников и
Из книги Техника и вооружение 2006 02 автора Журнал «Техника и вооружение»Отечественные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Часть 2. Ракеты средней и большой дальности В номере использованы фотоработы В. Друшлякова, А. Михеева, М. Никольского, С. Скрынкикова, а также фото из архива редакции и журнала «Аэрокосмическое обозрение».Графика Р.
Из книги Техника и вооружение 2005 09 автора Журнал «Техника и вооружение»Отечественные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Чсть 1. Ракеты малой дальности Ростислав Ангельский Владимир Коровин В настоящей работе предпринята попытка упорядоченно представить процесс создания и развития отечественных ракет класса «воздух-воздух». При
Из книги Досье Сарагоса автора де Вильмаре Пьер13.5. Борман выбрался на поверхность Около двух часов ночи. Серьезные бои или небольшие столкновения происхо-дят почти везде; другие районы спокойны, так как в некоторых местах проходят переговоры между войсками одной и другой сторон. Каждый раз советские вой-ска должны
Из книги Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 автора Портер ДэвидУправляемые торпеды Итальянские десантно-диверсионные войска убедительно продемонстрировали потенциал пилотируемых торпед в ходе впечатляющей акции в начале декабря 1941 года, когда три управляемые торпеды «Майале» (Боров) проникли в гавань Александрии и нанесли
Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 2 автора Иванов С. В.Ракеты класса «земля - земля» Хотя они и были весьма далеки от того сокрушающего оружия, о котором так мечтал Гитлер, ракеты V-1 и V-2 нанесли значительный урон атакованным ими целям и заставили союзников бросить существенные ресурсы на разработку контрмер, способных
Из книги Современная Африка войны и оружие 2-е издание автора Коновалов Иван ПавловичРакеты и реактивные снаряды класса «земля - воздух» Германские ракеты и реактивные снаряды класса «земля - воздух» отличались такими передовыми конструктивными особенностями как отделяемые ракеты-носители и разнообразные системы наведения, которые в послевоенный
Из книги Техника и вооружение 2014 11 автораРакеты и реактивные снаряды класса «воздух - земля» Управляемые авиабомбы «Геншель» серий Hs 293/294 и «Фриц-Х» были потенциально многообещающим оружием, однако их эффективность оказалась ниже ожидаемой из-за того, что германские конструкторы слишком полагались на легко
Из книги Петр Грушин автора Светлов Владимир ГригорьевичРакеты и пушки класса «воздух-воздух» Становившаяся все более насущной необходимость дать отпор тяжелым бомбардировщикам союзников заставила люфтваффе прибегнуть к помощи разнообразных тяжелых авиационных пушек и ракет. К концу войны первые управляемые ракеты
Из книги автора4.1. Британские управляемые торпеды После удачной атаки итальянских управляемых торпед британской базы в Гибралтаре в ночь с 19 иа 20 сентября 1941 года, когда на дно ушли три судна, британские водолазы обнаружили на дне и подняли на поверхность остатки итальянских торпед.
Из книги автораРакеты «воздух-воздух» Из ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», применявшихся или находившихся на вооружении стран Африки, отметим:A-Darter (V3E Agile Darter) (А-Дартер) (В3Е Агил Дартер) - новая ракета совместного южноафриканско-бразильского производства «воздух-воздух»
Из книги автораМалогабаритные управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Противокорабельные ракетыВ марте 2014 г. с фирмой MBDA был подписан контракт на сумму 500 млн. фунтов стерлингов (827,2 млн долл.), предусматривающий разработку и демонстрационные испытания в интересах вооруженных
Из книги автораГлава 9. Авиационные управляемые Основным вооружением советских истребителей?перехватчиков в конце 1940?х годов являлись авиационные пушки. С их помощью можно было эффективно поражать самолеты на дистанциях, не превосходящих нескольких сотен метров. В то же время быстрое
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА PENGUIN (НОРВЕГИЯ)
ANTI-SHIP MISSILE PENGUIN (NORWAY)
02.12.2013
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ КУПИЛА ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ PENGUIN
Министерство обороны Новой Зеландии заключило с норвежской компанией Kongsberg Defence Systems (KDS) контракт на поставку противокорабельных ракет Penguin Mk.2 Mod.7 и сопутствующего оборудования, сообщает Defense Aerospace. Подробности сделки не уточняются. Ракеты будут поставлены ВМС Новой Зеландии и будут использоваться на вертолетах SH-2G Super Seasprite.
Переговоры о покупке ракет проводились с сентября 2013 года. В этой сделке норвежская компания KDS, производитель ракет, выступила в роли посредника. Распродажей самих Penguin занимается министерство обороны Австралии. В настоящее время ракеты находятся на складах австралийского военного ведомства; они будут поставлены Новой Зеландии после технической проверки и обслуживания.
Австралия купила ракеты Penguin в 2001 году, потратив на них 188 миллионов долларов. Поставка боеприпасов завершилась в 2003 году. ВМС Австралии планировали использовать новые ракеты на вертолетах SH-2G, от которых австралийские военные отказались в 2008 году из-за ряда технических неполадок. В общей сложности Австралия получила десять таких вертолетов, а затем перепродала их Новой Зеландии: восемь для включения в состав ВМС и два? на запчасти.
Длина ракет Penguin составляет 2,95 метра, масса? 330 килограммов. Противокорабельные боеприпасы способны поражать цели на дальности до 20 километров. Они могут развивать скорость до 800 километров в час. Penguin оснащены полубронебойной боевой частью массой 120 килограммов.
Lenta.ru
В начале 1970-х гг. норвежской фирмой Kongsberg Vapenfrabrikk (сейчас Kongsberg Defence & Aerospace) при финансовой поддержке ВМФ США была разработана противокорабельная ракета (ПКР) ближнего действия Penguin («Пингвин»). Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), создавалась специально для действия в прибрежных шхерных районах и должна была обеспечивать надежную селекцию целей на фоне сильно пересеченного побережья.
Базовая версия (позже получившая обозначение Mk1) поступила на вооружении Королевского норвежского флота в 1972 году и предназначалась для использования с ракетных катеров и береговых батарей. Уже в 1975г. был разработан модернизированный вариант ракеты с увеличенной дальностью стрельбы — Mk2. Позже были приняты на вооружение модификации Mk2 mod3 и Mk2 mod5 с улучшенной ГСН. Модификациями ПКР Penguin Mk1 и Mk2 были вооружены ракетные катера (см.фото) Норвегии, Греции, Турции и норвежские фрегаты типа Oslo.
В настоящее время семейство ПКР Penguin включает целый ряд модификаций, предназначенных для использования с различных носителей, которые состоят на вооружениии ВМФ США, Норвегии, Швеции, Греции, Австралии, Турции, Бразилии и ряда других стран.
Ракеты Mk.2 Mod.7 и Mk.3 последнего третьего поколения отличаются полностью цифровой системой управления.
Модификация Мk.3 (по классификации США — AGM-119A), предназначенная для вооружения самолетов, была принята на вооружение в 1987 г. Она полностью сопряжена с аппаратурой целеуказания истребителя F-16.
Модификация Mk.2 Mod.7 (AGM-119B) предназначена для использования с вертолетов, отличается наличием двухступенчатого двигателем. Используется на вертолетах типа SH-60B Seahawk ВМФ США, на вертолетах S-70B греческого Военно-морского Флота.
Ракеты Penguin имеют аэродинамическую схему «утка» и модульную конструкцию. В носовом отсеке расположены: автономная помехозащищенная инфракрасная головка самонаведения, радиовысотомер, автопилот и сервоприводы навигационной системы управления. платформа инерциальной навигационной системы в карданном подвесе с одной степенью свободы — по крену, бортовой компьютер и источник питания. В центральном отсеке размещаются боевая часть и контактный взрыватель замедленного действия.
МОДИФИКАЦИЯ
Mk 1 — Разработка базовой версии ракеты «Пингвин» началась в середине 1960 годов фирмой Kongsberg V?penfabrikk (затем получившей название Norsk Forsvarsteknologi, а сейчас Kongsberg Defence & Aerospace, подразделение Kongsberg Gruppen) в Норвегии, при финансовой поддержке ВМФ США. Предназначалась для использования с ракетных катеров и береговых батарей. Поступила на вооружении Королевского норвежского флота в 1972 году.
Mk 2 — модификация с увеличенной до 30 км дальностью стрельбы (у варианта Mk 1 дальность 20 км). Поступила на вооружение в 1980. Позже были приняты на вооружение модификации Mk 2 Mod 3 и Mk 2 Mod 5 с улучшенной ГСН
Mk 3 — авиационный вариант, специально разработанный для использования с F-16 норвежских королевских ВВС. После исследования в 1970-х, контракт на разработку был выдан в 1982 году, а летные испытания начались в 1984. Mk 3 поступил на вооружение королевских ВВС в 1987 году. Эта ракета была испытана в США и получила индекс AGM-119A, однако на вооружение американских вооруженных сил так и не поступила. По сравнению с Mk 2, новая модификация имела более длинный корпус, крыло меньшего размаха, увеличенную дальность полета и использовала цифровую систему управления.
Mk 2 mod 7 — Наиболее современная модификация ракеты «Пингвин». В январе 1986 года ВМС США и Королевские ВМС Норвегии заключили контракт по адаптации версии Mk 2 Mod 3 для использования с вертолетов SH-60B Seahawk. Полученная версия ракеты Mk 2 Mod 7 получила в ВМС США обозначение AGM-119B. Ракета унаследовала от модификации Mk 3 часть компонентов - ИК ГСН и цифровую систему управления.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность стрельбы, км 5 — 50
Скорость полета максимальная, м/c 290 — 331
Скорость полета носителя 0,7М
Высота пуска, м 45-9000
Система управление: Инерциальная система наведения + инфракрасная головка самонаведения
Послестартовый разворот 180
Стартовый вес, кг:
— Penguin Mk.1 330
— Penguin Mk.2 340
— Penguin Mk.3 360
Боевая часть кумулятивно-фугасная
Вес, кг 120
Длина ракеты (Mk3), мм 3200
Диаметр корпуса ракеты, мм 280
Размах крыльев, мм 1000
Допустимая перегрузка при маневрировании, g 10
Источники: rbase.new-factoria.ru, www.airwar.ru, combatmotorboat.narod.ru, ru.wikipedia.org и др.