Появление бабочки для детей. Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе на тему: Бабочки
По мнению большинства людей, бабочка – это одно из самых прекрасных насекомых на свете. История этих чешуекрылых насекомых начинается в далеком юрском периоде и к сегодняшнему дню, в отряде бабочек можно насчитать примерно 157 тысяч видов. И что удивительно, представители этого отряда насекомых обитают, кроме Антарктиды, во всех уголках земного шара. Бабочки – это удивительные и уникальные насекомые, разнообразие групп поражает и восхищает. Но более всего интересно наблюдать, как рождается бабочка.
Жизненный цикл бабочек можно разделить на 4 стадии: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Из яйца появляется гусеница, которая по природе своей очень прожорлива, ведь ей нужно набрать как можно больше питательных веществ, для трех последующих циклов. Едва выйдя из яйца, она съедает его оболочку и тут же приступает к поеданию листа, на котором было прикреплено яйцо.
Весь свой цикл гусеница то и делает, что ест, поэтому и растет она быстро. В процессе своего роста, несколько раз гусеница сбрасывает кожу, то есть линяет. Некоторые виды гусениц увеличивают свой вес в несколько тысяч раз и линяют 4-5 раз за время своего жизненного цикла. После крайней линьки гусеница окукливается (превращается в куколку). Прикрепляясь шелковой нитью (выделяемой из брюшка) к растению, гусеница, зацепившись за нее задними ногами, повисает в воздухе. Происходит окукливание.
Метаморфоз (полное превращение), происходит на всей стадии жизненного цикла куколки. Из прожорливой гусеницы, которая заботилась лишь о пропитании, появится производитель потомства – бабочка. Но куколка сама по себе уязвима, так как не имеет возможности уползти от опасности, либо улететь. Именно поэтому природа позаботилась о маскировке куколок, некоторые виды никак не отличить от веточек, или листиков, а многие подвиды сплетают коконы из многокилометровой шелковой нити, в которых гусеницы превращаются в куколки. Жизненный цикл куколки зависит от вида бабочки, у некоторых он длится всего несколько дней, а бывает и до трех лет.
Когда заканчивается метаморфоз, лопается оболочка куколки и из нее появляется бабочка. Крылышки поначалу мягкие и безжизненные, как бы поникшие, поэтому бабочке очень важно найти опору, веточку, либо стебелек, на котором ей будет удобно закрепиться и расправить крылья. Бабочка начинает трепетать крыльями, так как ей необходимо их просушить.
Как появляется бабочка. Книга рядом с журналов формата А4.
Иллюстрированная детская книга "Как появляется бабочка".
Иллюстрации очень хорошие, понятные и точные. Процесс превращения гусеницы в бабочку подробно описывается, понятными для детей словами.
Процесс трансформации из яйца в гусеницу, потом в куколку, затем в бабочку довольно сложен. Но благодаря книге дети всё очень хорошо понимают. Отличное издание в помощь родителям и воспитателям.
Серия: Для детского сада (Фламинго).
Книги размером 20х24 см, тонкие обложки, по качеству издания очень хорошие.
Мало кто из взрослых знает, что у гусениц два раза лопается кожа, прежде чем они станут бабочками. Трудно детям описать этот процесс. А в этой маленькой книжечке столько информации! И всё с картинками, наглядно.
Выдержки из книги:
Издательство Фламинго, 2014.
Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?
Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам.
Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями. Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой мягкой кожей. Его называют коконом.
Ниже - фото некоторых страниц книги.
Откуда берутся бабочки, такие красивые насекомые, с расписными крылышками. Узнайте, как просто появляются бабочки на свет. А вы знаете что в среднем бабочки живут 1 месяц. И за этот месяц они успевают отложить несколько тысяч личинок.
Фазы появления бабочки:
1. Взрослая самка бабочка откладывает яйца на листья растений. Хотя она никогда не увидит своих деток, все равно старается сохранить потомство, для этого одни бабочки закапывают яйца в землю, а другие покрывают кладку выделениями из специальных желёз, есть и такие которые прикрывает кладку чешуйками и ворсинками, которые добывает с собственного брюшка.
В зависимости от вида бабочки и температурных условий потомство в яйце развивается от несколько дней до несколько месяцев.
2. Далее идет вторая фаза: из яйца появляется гусеничка - это личинка бабочки. Она поедает листья, тем самым накапливая энергию и полезные вещества, также вовремя этой фазы гусеница, личинка, сбрасывает старую кожу, этот процесс называется линька.
3. После последней линьки гусеницы превращаются в неподвижные куколки. Найдя безопасное место, гусеница цепляется к растению и начинает обматывать себя шелковыми нитями, которые склеиваются и образуют кокон. Чаще всего он имеет окраску схожую с внешней средой, что позволяет им маскироваться и сохранять свою жизнь. В этот период в коконе происходит перестроение и превращение гусеницы в бабочку. По завершении периода перевоплощения оболочка кокона лопается и из него вылезает бабочка.
Но полететь сразу бабочка не может, так как ее крылья мягкие и сложены. Сначала она расправляет и сушит, и только потом летит.
Вот такое превращение из обыкновенной гусеницы в прекрасную парящую бабочку!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ББб БАБОЧКИ
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Эти создания чаруют нас своей легкостью, красотой и разнообразием. Лимонница Траурница Голубянка Крапивница Стеклокрылка Павлиний глаз
Строение тела бабочек. У бабочек есть голова с усиками и хоботком, грудной отдел, брюшко,3 пары ног и 2 пары крыльев. Крылья обычно широкие, треугольные. Чаще всего передние крылья несколько шире задних. Обе пары крыльев примерно одинаковы по форме и размерам.
4.»Суп» медленно превращается в бабочку. Когда бабочка выбирается из своей куколки, ее крылья мягки и сморщены. Впрочем, они быстро отвердевают на солнце 1. Бабочка откладывает яйца на растения, которые потом ест маленькая гусеница. 2.Появляется гусеница. Гусеница жадно ест и очень быстро растет. 3. Каждая гусеница делает себе твердый кокон, который называется куколка. В нем ее тело превращается во что-то вроде густого супа. Как появляются бабочки.
Как видит бабочка Так одна бабочка видит другую с расстояния в 18 сантиметров А это с расстояния в 7 сантиметров. Большие глаза в виде полусфер расположены по бокам головы бабочки. Ученые установили, что эти насекомые лучше различают движущиеся и близко расположенные предметы. А неподвижные предметы вдалеке они видят размыто. Весь мир бабочка видит не ровным, а как бы выложенным в виде мозаик.
Обоняние у бабочек. На голове бабочки находится пара усиков. Усики бабочки являются важными сенсорными органами. Бабочки используют усики для поиска цветков, а также для поиска пары. Форма усиков разнообразна. Обычно у самцов ночных бабочек усики развиты сильнее, чем у дневных.
Без усиков бабочка жить не сможет. Особенно важны запахи, которые позволяют найти бабочку противоположного пола и пищу. Чаще всего бабочки питаются жидким нектаром цветов, фруктовым соком или соком растений.
Некоторые виды бабочек вообще ничего не едят – они живут за счёт запасов, которые накопили, будучи гусеницами. Усиками бабочка получает информацию об опасности, сохраняет равновесие в полёте, может порхать даже в густых зарослях. Мотылек Бабочка
Крылья бабочек. Самое главное в наряде бабочки- «пыльца», покрывающая ее крылья. Она очень легко стирается от неосторожных прикосновений пальцев людей. Пыльца состоит из чешуек - это изменённые волоски. Если их стереть, то бабочка не сможет летать - у нее повреждается крыло. Чешуйки на крыльях бабочек.
Симметрия в рисунке крыльев бабочки. Бабочка является примером осевой симметрии в природе. Рисунок ее левого крыла в точности повторяется на правом. Аполлон Мертвая голова Нимфалида Атлас Монарх
Маскировка бабочек. Узор на крыльях бабочек часто служит камуфляжной формой, призванной обмануть бдительность врага. Обычно насекомые стараются слиться с окружающим фоном -корой, цветами, листьям. Некоторые отметины, например, шесть широко открытых глаз на крыльях, предназначены для того, чтобы отпугивать врагов.
Миграция бабочек. В отличие от птиц, миграция бабочек вызывается не наступлением похолодания и нехватки корма, а началом сезона дождей. Летят бабочки целыми тучами длиной до 20 и шириной до 5 километров. Если такая стая бабочек опускается к земле, она вполне способна глушить двигатели автомобилей
Самые интересные факты из жизни бабочек. Бабочки пробуют пищу лапками и хоботком.
Бабочка «Монарх» может пролететь 1000 километров без остановки.
Самая долгоживущая дневная бабочка- лимонница. У нее под цвет лимона окрашен только самец, а самка почти белая. Она живет около года.
Некоторые виды бабочек могут развивать скорость до 50 км/ч. Бабочки не спят.
Самая крупная ночная бабочка в мире - Павлиноглазка Атлас. Размах ее крыльев 30 см и ее часто ошибочно принимают за птицу.
Самая маленькая бабочка Ацетозия. Длина переднего крыла равна 2мм. Живет эта бабочка не более 10 дней.
Самая необычная бабочка – Сатурния Комета. Живет на Мадагаскаре. Самую длинную бабочку на свете называют бабочкой-кометой из-за 14-сантиметрового раздвоенного «хвоста».
На крыльях бабочек можно разглядеть буквы и цифры.
Давайте любить, уважать и только любоваться красотой бабочек!
Продолжительность проекта: краткосрочный (май 2014г.).
Тип проекта: познавательно – творческий.
Образовательная область: «Познание».
Основной вид деятельности: «познавательно – исследовательская, продуктивная».
Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу») .
Участники проекта: Воспитатель - Дымова Ирина Вячеславовна, дети группы №1 «Сказка», родители.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Актуальность
Лето это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Реакция была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в
первый раз, и не знали что это – бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить бабочку! Ребята начали активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы №1 «Сказка», в рамках реализации проекта «Бабочка – красавица!» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
- О бабочках, их строении и видовом многообразии.
- Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
- Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
- Развитие творческих способностей родителей.
- Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
- Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
- Повышение уровня педагогической компетентности.
- Профессиональный рост.
- Повышение качества работы с детьми и родителями.
- Пополнение наглядно – дидактического материала группы №1. «Сказка».
Этапы реализации проекта
Подготовительный
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
- подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
- знакомство детей с произведениями художественной литературы;
- прослушивание аудио - сказки А. Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»;
- пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
- разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
- загадывание загадок;
- дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
- сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
- помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».
Аналитический
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план.
Перспективный план реализации проекта «Бабочка - красавица»
Срок проведения | Мероприятие | Цель | Взаимодействие |
Взаимодействие с
педагогами |
1 неделя | Рассматривание
иллюстраций альбома «Бабочки - красавицы». |
познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»). | Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка-красавица». | педагогическая
знакомство педагогов с картотекой дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе. |
Рассказ воспитателя:
«Дружная семья бабочек». |
Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек.
сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе. |
|||
Чтение стихотворении:
«Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк). |
Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. | |||
Прослушивание
музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка». |
Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает
по цветочной поляне. |
|||
Упражнение:
«Танец бабочек». |
Развитие физиологического дыхания. | |||
Рисование ладошкой
«бабочки – красавицы». |
Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки. | |||
2 неделя | Беседа | Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему,
воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. |
Привлечение родителей к созданию видеотеки:
«Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек). |
Консультация
«Наблюдение на прогулке за бабочкой». |
Пальчиковая гимнастика
«Гусеница». |
Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения
гусеницы по листочку. |
|||
Дидактическая игра
«Угадай по описанию». |
Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. | |||
Словесная игра
«Один - много». |
Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных. | |||
Аппликация
«Веселая гусеница». |
Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы,
учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|||
Просмотр мультфильмов:
«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». |
Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | |||
3 неделя | Наблюдение на участке группы за бабочками. | Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,
правильно называть. |
Совместная творческая работа родителей и детей
«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста. |
Мастер класс
«Лепим бабочку из соленого теста». |
Подвижная игра
«Бабочки и цветы». |
Развивать координацию
движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам. |
|||
Лепка бабочек из соленого теста. | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание;
закрепить ранее приобретенные представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам. |
|||
4 неделя | Беседа «Для чего нужны бабочки?» | Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни
бабочек в природе. |
Помощь родителей в проведении
всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу», организации выставки детских творческих работ «Бабочка красавица». |
Презентация познавательно-творческого проекта «Бабочка красавица» на Педагогическом совете ДОУ.
Отчет о проделанной работе. |
Развивающая игра «Внимательная бабочка». | Развивать зрительное восприятие и
внимание детей. |
|||
Загадки, которые мы любим. | Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать
загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. |
|||
Игра «Кто назовет больше действий?» | Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе. | |||
О Д
«Бабочка - красавица» |
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. |
Практический
При реализации на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка - красавица» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Способы | Методы | Средства |
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,
наблюдение на прогулке за бабочкой, развивающие игры: «Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.», проблемные ситуации: «Как появляется бабочка?», «Для чего нужны бабочки?». |
Игровой
Наглядный Моделирования |
Альбом «Бабочка - красавица», схемы - модели «Насекомые», наглядно-дидактическое пособие «Насекомые», дидактические игры из серии: «Приключения бабочки», видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». |
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек - красавиц» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.
познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка - красавица», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т.д.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
- Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;
- Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;
- Во всероссийском конкурсе детского рисунка.
«Раскрась бабочку - красавицу».
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:
- развитию наглядно - образного мышления,
- памяти,
- речи,
- внимания,
- творческого воображения,
- вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
- формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Детские работы, участники всероссийского конкурса детского рисунка
«Раскрась бабочку - красавицу» (май 2014г.)
Ваня Ромашков «бабочка - Волшебница» Алиса Гладышева «бабочка - Модница»
Техника: рисование ладошкой техника: акварель.
Ваня Поворотов «Мотылек» София Пащенко «Павлиний Глаз»
Техники: рисование стопой и манкой техники: тампонирование и акварель.
Степа Орлов «Голубянка» Ксюша Багаутдинова «Адмирал»
Техника: рисование солью техника: кляксография.
Романовская Вика «Адмирал» «Голубянка»
Аппликация из сухих листьев.
Маша Комчарова «Крапивница» Ксюша Багаутдинова «бабочка-Гжель»
Техники: акварель и тампонирование техника акварель.
Илиас Саридис «Адмирал» Катя Кислова «Голубянка»
Техника: акварель техника пластилинография.
Детские творческие работы, выполненные из соленого теста.
Катя Садкова бабочка «Волшебница» София Пащенко бабочка «Принцесса»
Ваня Поворотов «веселый Мотылек» Алиса Гладышева «Голубяночка»
Вова Губанов бабочка «Очарование»