Почему бактерии выделяют в особое царство живой природы? Сходства обеих групп.
Цель: актуализировать знания детей о грибах; дать новые сведения о грибах как особом виде; воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование: учебник,энциклопедия для детей "Биология", доклады учащихся, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
На какие царства ученые - биологи делят живую природу?
(Ответы детей.)
На доске появляется таблица.
А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Верно, это грибы, и речь пойдет сегодня о них.
IV. Знакомство с новым материалом.
Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?
Вопросы по мере их поступления записываются на доске:
- Что такое грибы?
- Какие бывают грибы?
- Где, как и когда растут грибы?
- Все ли грибы можно собирать?
- Какую опасность представляют грибы?
- Можно ли употреблять в пищу грибы, и в каком виде?
Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?
Выслушиваются предположения учащихся.
Долгое время грибы считали растениями. Но это не так.
V. Работа с учебником.
Прочитайте текст в учебнике на странице 57 и найдите доказательства.
На доске определение из энциклопедии для детей "Биология".
Грибы - самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.
Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах - в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше - он потянул на 168 кг.
Какая часть гриба часто упоминается в сказках? (Шляпка)
Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.
На доске появляется схема "Строение гриба".
Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна его часть находится под землей, другая - над землей.)
Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)
Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые.
Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Она состоит из нитей, похожих на паутину.)
Какое бы вы дали ей название? Выслушиваются ответы детей.
А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.
Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(Грибница важнее, чем плодовое тело.)
Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
(Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)
Многие грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.
Какие это грибы? (Подберезовик - под березами, подосиновик - под осинами, маслята - под хвойными деревьями.)
Почему так происходит? (Выслушиваются предположения детей)
Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
А вот в каких условиях произрастают грибы послушайте доклад.
Ученик. Для произрастания грибов нужны богатая перегноем рыхлая почва, влага, умеренное тепло и прикрытие то палящих лучей солнца. Лучше всего грибы произрастают при температуре +16 - +25 0 . В течение лета и осени грибы растут неравномерно. Наиболее интенсивно они появляются в июне - июле и в сентябре - октябре. Лучшее время для сбора грибов - утро: они в это время наиболее сочные, свежие, крепкие и душистые. Больше всего грибов в смешанном лесу с березами, осинами, где много перегноя и влаги. Для каждого гриба в лесу - свое место.
VI. Знакомство с разнообразием грибов.
Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. (Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)
Поэтому он не относится к шляпочным грибам.
А как бы вы его назвали? (Плесневый гриб)
Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово - антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Отгадайте загадку: "Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу". Подсказка. Что заставляет тесто "убегать". (Грибы - дрожжи.)
Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос - гриб, логос - наука.
На доске таблица.
Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами? (Нет)
А что еще необходимо знать? (Все ли грибы можно собирать)
Вот мы и посмотрим, знаете ли вы грибы.
Кроссворд. "Угадай гриб по описанию"
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательна, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко - апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
По горизонтали: 5.Подберезовик.
По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.
Какие грибы оказались в нашем кроссворде. (Съедобные)
У многих съедобных грибов есть опасные двойники.
1 Ученик. У самого ценного гриба белого - есть опасные двойники. Желтый и сатанинский - называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.
Не опытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато желтая, на ножке - пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.
2 Ученик. Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов - бледную поганку. В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно - зеленый, желто - зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.
К ядовитым грибам относится мухомор.
Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравится грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен)
VII. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали о грибах? (Дети отвечают )
Послушайте грибные частушки.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно:
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
- Возраст мой - всего два дня.А в лукошке-то у нас
Все, что нужно в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор -
Сморит, улыбается,
Хочет всем понравиться.Нас не зря зовут "лисички"-
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны -
Мы на них любители.Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок.
А теперь - хватай лукошки,
За грибами все в лесок.
Тема. «Грибы – особое царство природы».
Цели. Актуализировать знания детей о грибах как растениях; дать новые сведения о грибах как особом виде растений; учить поэтапному рисованию грибов; воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование. Схемы «Классификация грибов», «Части гриба»; кроссворд «Грибы»; этапы рисования гриба; раздаточный материал – карточки «Части гриба»; таблица «Правила сбора грибов»; альбомные листы, краски, ножницы; плакат с заготовкой изображения лесной поляны.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня у нас интегрированный урок, так как он совмещает в себе уроки окружающего мира и ИЗО. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке:
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Дети. Это гриб. Речь пойдет о грибах.
У. Сегодня мы вспомним то, что уже известно о грибах, узнаем много нового о грибах и научимся их рисовать.
III. Актуализация знанийУ. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Дети отвечают.
– Раз вы такие опытные грибники, скажите,
какие грибы вам известны?
Что можете сказать о грибе как об объекте?
Д. Они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.
У. К какому миру живой природы их можно отнести?
Д. К растениям.
У. Почему?
Д. Они растут на земле.
У. Какие части растений вам известны?
Д. Стебель, корень, листья, плод с семенами.
У. Есть ли они у грибов?
Д. Нет листьев, стебля, веток.
У. В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
Д. Нет.
У. А к миру животных?
Д. Нет.
У. Так что же такое грибы?
Д. Это особый мир природы: ни растения, ни животные.
У. Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Класс начинает составлять схему.
На доске:
IV. Беседа о грибах
У.
Грибы издавна известны в России. В
старину их называли губы
за выпуклые
губчатые шляпки.
Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со
стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов
грибов. Их можно встретить в самых различных
местах – в пресной и морской воде, в поле и саду,
на лугу и в горах. Среди них есть
микроскопические виды, есть и гиганты. Например,
в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных
размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке,
и для доставки потребовался грузовик. Когда
великана взвесили, удивились еще больше – он
потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны,
обладают полезными свойствами. Их часто называют
лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее
важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов,
минеральных солей.
А теперь отгадайте загадки.
Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов,
Настоящий царь грибов!
По ходу урока учитель показывает изображения грибов.
У.
– самая желанная
находка грибника – красивый, вкусный,
изумительно ароматный.
Название он получил из-за своей мякоти: она белая,
на разрезе не меняет цвета, остается белой и у
высушенного гриба, и у вареного.
В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого
гриба он белый, но потом становится
желто-зеленым.
А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов
бывает разной – от темно-коричневой до
светлой, почти белой. Растет гриб в еловых,
сосновых и березовых лесах.
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут.
Как их зовут?
Д. Подберезовики.
У. Подберезовик (березовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в березовых или смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай –
Это...
Д.
У. – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом –
Очень дружные сестрички,
Называемся...
Д.
У. – известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают они лисий мех, за что и получили свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Д. Опята.
У. Опенок осенний растет большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая, с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Расту я, братцы, не один.
Из теплицы – в магазин.
Д. Шампиньон.
У.
Шампиньон обыкновенный
– гриб
белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на
разрезе розовеет.
Шампиньон можно встретить на лугу, на пастбище, в
саду, в парке. Этот гриб специально выращивают и
продают в магазинах. Шампиньон – ценный
съедобный гриб.
На опушках, просеках,
В елочках и сосенках,
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят.
Д.
У. Масленок получил свое название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Это съедобный гриб.
Этот гриб во мху под елкой
Звонче всех хрустит в засолке.
Д. Груздь.
У.
Груздь настоящий
весь белый.
Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок,
который быстро желтеет. На Руси этот гриб с
давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.
Среди представителей грибного царства есть
группа шляпочных, которые являются ядовитыми и
смертельно ядовитыми грибами.
В наших лесах таких «злодеев», к сожалению,
хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют
со съедобными грибами, зачастую на них походят и
коварство свое показывают не сразу, а через
несколько часов после приема в пищу.
А это – красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.
Д. Мухомор.
У. Когда мы слышим название мухомор , то представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный . Он растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Другие виды, например мухомор пантерный , не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.
У него невзрачный вид –
Воланчик на ноге сидит.
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит.
Не бери его с полянки!
Он называется...
Д. Поганка.
У.
Смертельно ядовита и бледная поганка
.
Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего
у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда
он целиком белый. Но всегда у бледной поганки
белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на
ножке и белый разорванный мешочек в нижней части
гриба.
В лесах можно встретить ядовитые грибы, которые
маскируются под съедобные. Например, ложный
опенок
. Это ядовитый гриб. Иногда по ошибке его
собирают вместе с опятами. Отличается он от опят
цветом шляпки, пластинок, желтоватой мякотью с
неприятным запахом.
Смертельно ядовитый гриб – говорушка
восковатая
! Ее можно перепутать с груздем.
Шампиньон рыжеющий
ядовит. Он похож на
съедобные шампиньоны и растет нередко вместе с
ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое
пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно
пахнет.
В лесах есть еще и другие виды грибов, очень
схожих со съедобными, – так называемые ложные
грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но
горьки невероятно.
Ложным считается желчный гриб
. Он похож на
белый гриб, очень горький, отличается такими
признаками: шляпка снизу розовая, мякоть на
разрезе розовеет, на ножке – сетчатый узор.
Попадет такой гриб на сковороду или в кастрюлю –
и испортит все блюдо.
Ранней весной появляются сморчок
и строчок
. Встречаются они в лесах, среди
кустарников, на вырубках, растут группами. Перед
приготовлением их нужно отварить, а отвар слить,
так как эти грибы относятся к условносъедобным.
Шляпки у них колокольчатые, буровато-желтоватые,
снаружи морщинистые.
Дождевик
и порховка
не имеют ни шляпок, ни
ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки
с великим множеством мельчайших, как пыль, спор.
Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры
вылетают темным облачком. Встречаются они в
лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть
их белая и споры еще не начали созревать, эти
грибы можно есть.
Гриб-зонтик
похож на зонт. Высотой он может
достигать 35 сантиметров! У него тонкая ножка и
большая шляпка. Такой гриб заметишь издалека.
Растет он в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В
молодом возрасте, когда мякоть белая и споры еще
не начали созревать, съедобен.
Навозники
растут около конюшен, в садах,
огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже
в подвалах – там, где почва богата перегноем.
Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто
знает, что молодые навозники, пока не потемнела
пластина, можно есть.
Вот как разнообразен и богат мир грибов! Но на
нашей поляне почему-то пусто. Давайте украсим ее
грибами. А какие грибы будем рисовать, узнаем,
когда разгадаем кроссворд.
Кроссворд «Угадай гриб по описанию»
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.
Ответы:
По горизонтали: 5. Подберезовик.
По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.
У. Какие грибы оказались на нашей полянке?
Д. Съедобные.
V. Рисование грибаУ. Теперь вам предстоит нарисовать грибы, которые мы разместили на нашей полянке.
Учитель показывает этапы рисования грибов.
Дети самостоятельно рисуют грибы, затем вырезают
и размещают на заготовленном изображении лесной
поляны.
VI. Изучение частей гриба
У. Какая часть гриба часто упоминается в загадках?
Д. Шляпка.
У. Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными .
Учитель прикрепляет на доску схемы «Строение гриба» и «Классификация грибов».
– Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
Д. Одна его часть находится под землей, другая – над землей.
У. Как можно назвать эти части?
Д. Подземная и надземная.
У. Из чего состоит надземная часть гриба?
Д. Из ножки и шляпки.
У. Судя по названию, что у грибов полезнее всего для жизни человека?
Д. Наверное, шляпка.
У.
В шляпке созревают грибные споры,
которые разносятся ветром, попадают на землю и
прорастают, образуя новые грибы. По ножке к
шляпке продвигаются питательные вещества,
которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и
шляпка, то есть надземная часть гриба, называются
плодовое тело
.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть
гриба.
Из чего она состоит? На что похожа?
Д. Она состоит из нитей, похожих на паутину.
У. Какое бы вы дали ей название?
Выслушиваются ответы детей.
– А на самом деле подземная часть гриба
называется грибница
.
Посмотрите на название частей гриба и скажите:
как, по-вашему, какая из них играет более важную
роль в жизни гриба? Почему?
Д. Грибница важнее, чем плодовое тело.
У. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
Д. Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.
У. Многие грибы растут под конкретными деревьями: например, подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной, маслята – под хвойными деревьями. Почему так происходит?
Выслушиваются предположения детей.
– Грибы получают питание от деревьев, пней, а
грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой
и минеральными веществами. Вот как важна
грибница!
Давайте запишем на карточках названия частей
гриба и запомним их.
Учитель раздает детям карточки «Строение гриба».
– Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
Дети отвечают. Делается обобщение. Учитель прикрепляет на доску правила сбора грибов, дети читают их.
На доске:
VII. Знакомство с разнообразием грибов
У. Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.
Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.
– Плесень – это тоже гриб. Из каких частей состоит плесень?
Д. Из плодового тела, грибницы.
У. А чего у плесени нет?
Д. Шляпки.
У. Можно ли в таком случае назвать ее шляпочным грибом?
Д. Нет.
У. А как бы вы ее назвали?
Д. Плесневый гриб.
У.
Правильно. Из плесневых грибов
изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы
слышали такое слово – антибиотики
? А пенициллин
?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать
о самых, казалось бы, обыкновенных грибах.
Существует даже целая наука, посвященная их
изучению. Она называется микология
: микос
–
гриб, логос
– наука.
Какое же значение имеют грибы в природе?
Д. Питают деревья, служат кормом для животных.
У. А как человек использует грибы?
Д. В пищу.
У. Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?
Д. Не все, так как среди них есть ядовитые.
VIII. Подведение итогов урока
У. Что нового вы узнали на уроке?
Дети отвечают.
– Давайте закончим схему, начатую на сегодняшнем уроке.
– А теперь послушайте грибные частушки.
Подготовленные дети исполняют частушки:
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно:
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.– Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
– Возраст мой – всего два дня.А в лукошке-то у нас
Все, что надо в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор –
Смотрит, улыбается,
Хочет всем понравиться.Нас не зря зовут «лисички» –
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.Мы частушки вам пропели,
Просвещали вас часок.
А теперь – хватай лукошки,
За грибами все в лесок!
Цель:
- Сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы. Познакомить с видами грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, умение выразительно и эмоционально передавать содержание поэтического текста.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение видеть красоту природы.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 2 класс(1 – 4).
- Картины, фотографии грибов
- Тесты.
- Слайды.
- Таблицы для групповой работы.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Определение темы урока. Постановка цели.
- Изучение нового материала.
- Физкультурно-литературная пауза.
- Закрепление знаний
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный моментУчитель:
2. Повторение пройденного материалаЛес. Точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин )
– Куда мы с вами ребята отправимся? На природу, в лес и на поляну. Что такое природа? Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Какая бывает природа? (Живая и неживая.) (Схема)
– Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Слайд 3 )
Лес – это природное сообщество. Растения в нём располагаются ярусами. Их может быть несколько:
3. Определение темы урока. Постановка цели1 ярус – высокие деревья,
2 ярус – деревья пониже,
3 ярус – кустарники,
4 ярус – травы,
5 ярус – мхи, грибы.
– Сегодня, во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
Это гриб. Речь пойдёт о грибах.
– Что вам хотелось узнать о грибах нового?
4. Изучение нового материала1. Виды грибов.
2. Их мир жизни.
– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? Опята, сыроежки, подберёзовики.
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Живая .
– Почему? Грибы появляются, растут, умирают…
– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? К миру растений.
– Почему? Они растут на земле.
– Какие части растений вам известны? Корень, ветки листья, плоды.
– Всё это есть у грибов? У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так не “умеют”.
– В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? Нет.
– А к миру животных? Нет.
– Так что же это такое – грибы? Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Схема дополняется.)
(Слайды грибов 4 ).
– Какая часть гриба упоминалась в стихотворении? Шляпка .
Поэтому все грибы которые вы знаете, называются – ….? Шляпочными .
(Схема дополняется).
Рассмотрите внимательно рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Состоит из ножки и шляпки.
Сообщение учащегося: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуют новые грибы. По ножке к шапке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе ножка и шапка имеют название плодовое тело.
– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей.
– Это грибница.
– Итак, из каких частей состоит гриб? Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница.
– Как нужно правильно собирать грибы? (Групповая работа – соотнеси.)
– А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы. (Слайд 5 )
– Что это? Плесень.
– А я называю плесень грибами. Если рассмотреть плесень под микроскопом, то видно, что она имеет такое же строение, как шляпочные грибы.
– Из каких частей состоит плесень? Из плодового тела и грибницы.
– Можно её назвать грибом? Да.
– А чего нет у плесени? Шляпки.
– Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом? Нет.
– А как бы вы назвали этот шляпочный гриб? Этот вид грибов называется “плесневые”.
(Схема добавляется.)
– Какое значение имеют грибы в природе? Они питают деревья (грибница), служат кормам для животных и людей.
– А все ли грибы можно использовать в пищу? Нет, среди грибов бывают съедобные и несъедобные – ядовитые, которыми человек может отравиться.
– Но некоторые грибы для животных являются лекарством, например, лоси могут лечиться мухоморами.
(Схема приобретает вид.) :
– А плесневые грибы приносят какую-нибудь пользу человеку?
Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.
Слышали такое слово “антибиотик”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.
Оказывается как много можно узнать о самых обыкновенных грибах, а наука, посвящённая их изучению называется “МИКОЛОГИЯ”.
(Слайд 6 )
МИКОЛОГИЯ | |
Микос – гриб | Логос – наука |
Наука о грибах. |
5. Физкультурная минутка
(Инсценировка стихотворения В Приходько “Грибы”).
Ведущий:
Шел король Боровик,
Через лес – напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик
Не в духе: короля покусали Мухи.
На краю зелёной поляны
Приказал он бить в барабаны,
И грибную страну
Собираться на войну!
Король Боровик:
Бом! Бом! Бом
Всем, всем грибам!
Я – объявляю Мухам
Ужасную войну.
Они жужжат над ухом
Как только я усну.
Вперёд шагайте смело,
Намните им бока –
Хорошенькое дело
Кусать Боровика!
Сломите их ребята,
Согните их в дугу!
А я, вам если надо
И орден дать могу.
Ведущая:
На войну идти – не пустяк,
И грибы отвечали так…
Маслёнок:
Я маслёнок маленький,
Маслёнок – немыслёнок.
Дитя не виновато,
Что в битву рановато.
Сморчок:
Сморчки весною в силе:
– Что же раньше не просили?
Допел я боевую,
Пора на боковую.
Чернушка:
На что годна чернушка?
Ведь я уже старушка.
Пошла бы на засолку,
Да тоже мало толку.
Лисички:
Лисички – не волки,
Мы не выносим драки
И в бой идти не станем.
Грузди:
Медлительные грузди
Для битвы слишком грузны.
В атаку по врагу
Не сделаем ни шагу.
Рыжик:
А я весёлый Рыжик
Я Мухи не обижу
Уволь меня, уволь
Покусанный король.
Шампиньоны:
Надеть себе погоны
Не смогут Шампиньоны,
Оставьте нас в покое –
Вот если бы в жаркое!
Ведущая:
Вдруг из пущи,
Из гущи бора
Слышен марш –
Идут Мухоморы!
Мухоморы:
Мы с оружием нашим дружим
Всё видали на веку
Мы послужим, мы послужим
Королю Боровику.
В бой пойдём, все пойдём
Победим или падём.
Ведущая:
Когда верхушки бора
Позолотил восход,
Волки – Мухоморы
Отправились в поход.
Лишь луки взяли в руки,
Лишь залпы раздались
И Мух 4 штуки
Немедленно сдались
А 5 уныло
Жужжала над ветлой:
Муха:
Меня уже убило
Отравленной стрелой.
Ведущая:
И весть пошла по бору,
Во все его концы:
Король им выдал орден,
Он их любил с тех пор.
Но знайте, что не годен,
Что всё равно не годен –
Не годен, нет не годен
В корзинке Мухомор!
6. Закрепление знаний
Заполнение тестовой таблицы.
7. Подведение итогов
– Итак, наше путешествие по лесу и полянам подошло к концу. Какой это был ярус природы? Ярус мхов и грибов.
– О каких видах грибов вы узнали? Шляпочные и плесневые.
– Перечисли их особенности. Шляпочные бывают – съедобные, несъедобные, ядовитые. Они необходимы как людям, так и животным. Плесневые грибы человек использует в медицине.
8. Домашнее задание– Наша прогулка не прошла для вас даром. Во время неё вы узнали много нового, но чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (Плодовое тело и грибницу.)
Окружающий мир
« Грибы - особое царство природы»
Тип урока: Проектно-исследовательская деятельность учащихся. « К какому царству принадлежат грибы?» (Изучение нового материала)
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о грибах, как отдельном царстве природы, обобщить признаки растений и животных, выделить и уточнить признаки грибов, как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2.Формировать умение самостоятельно отбирать нужный материал, делать выводы, обобщать, развивать мыслительные операции, развивать внимание, память, (анализ, синтез).
3. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всего живого в природе.
Используемые УУД:
Личностные: нравственно-эстетическая ориентация, установка связей между учебной деятельностью и ее мотивом, нравственно-эстетическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи, планирование
Прогнозирование результатов, саморегуляция (мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий)
Познавательные: выделение и формулирование познавательных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, контроль, оценка процесса.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера (оценка его действий), умение точно выражать свои мысли.
Логические: построение логической цепочки, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, самостоятельное создание способов решений, анализ объектов с целью выделения признаков.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Презентации учащихся
Схемы для заполнения
План исследования «Признаки растений и животных»
Альбомы учащихся с собранными материалами и рисунками
Грибы – белые и маслята, дрожжи, плесень.
Коробова Валентина Тихоновна
МБОУ СОШ №1 с УИОП
Ход урока.
1.Оргмомент.
2017 год назван годом экологии, т.к. наша планета Земля нуждается в нашей помощи, а помогать – значит творить добро!
Давайте улыбнемся друг другу ребята, ведь улыбка делает чудеса!
Учащиеся класса разбиты на пять групп, на столах у каждой группы план исследования и таблицы для заполнения, альбомы с собранными материалами и рисунками. На столах карточки с названиями темы, над которыми работали учащиеся.
Растения
Животные
Грибы
Грибы-невидимки
Грибы. Съедобные и несъедобные.
Учитель.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать –
Надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
Ч что такое природа?
Учащиеся.
Все, что нас окружает, но не сделано руками человека.
Учитель:
Какая бывает природа? Назовите признаки живой природы
Учащиеся:
Все живое питается, растет, дышит, дает потомство, умирает.
Учитель:
Сейчас группы поработают и заполнят таблицы в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первой выступает, а другие группы будут дополнять.
План исследования: 1)Внешний вид типичный для царства
2)Чем могут питаться?
3)Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные
вещества?
4)Могут ли передвигаться самостоятельно?
5)Какие условия нужны для роста и развития?
Учитель:
Давайте послушаем выступления групп, которые дадут характеристику царству растений и животных.
(Слушаются ответы детей)
К какому же царству принадлежат грибы? Хотите узнать?
Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
(Ответы детей)
Тема урока: «К какому царству принадлежат грибы?»
Учитель:
А как вы думаете, грибы принадлежат к живой или неживой природе?
(Ответы детей)
Мы все видели грибы, но никогда не задумывались об их строении. Об этом нам расскажут исследователи третьей группы.
Выступление исследователей третьей группы.
План исследования:
1) Строение гриба.
2) Какие две разновидности грибов вы знаете?
3) Взаимосвязь леса и грибов
4) Чем похожи грибы на животных и на растения?
5) К какому царству природы можно отнести грибы?
Выступление сопровождается презентацией.
Физкультминутка.
Учитель:
Что стоит на столах четвертой группы исследователей?
(Кефир, дрожжи, плесневелый кусочек хлеба)
Как вы думаете почему?
(Ответы детей, их предположения)
Об этом нам расскажет четвертая группа исследователей.
Выступление исследователей четвертой группы.
План исследования:
ГРИБЫ НЕВИДИМКИ
План исследования:
1)Какие грибы называют невидимками?
2) Полезные грибы невидимки
3) Вредные грибы невидимки
4) Где можно встретить грибы невидимки?
Учитель:
На какие две группы можно разделить грибы, встречающиеся в природе?
(Ответы детей съедобные и несъедобные)
Выступление исследователей пятой группы.
План исследования:
1)Съедобные грибы
2)Несъедобные грибы
3)Какую пользу приносят грибы
4)Как правильно собирать грибы?
Выступление сопровождается презентацией
Учитель:
У каждой группы на столах лежат пословицы про грибы, посовещайтесь и объясните их смысл.
1) Выступление сопровождается презентацией
«Кто раньше встает, тот и грибы берет»
«На зорьке росистой – гриб крепкий, душистый,
«А в знойный день гриб, как гнилой пень.»
«Клади грибы в лукошко - пусть подышат немножко»
«Не ходи в лес с ведром – не губи лесное добро»
«Растут как грибы после дождя»
Учащиеся объясняют смысл пословиц.
Рефлексия.
К какому царству природы относятся грибы?
Какую роль они играют в жизни природы и человека?
(Ответы детей)
Существует целая наука, которая изучает грибы она называется «Микология» наука о грибах. Мы должны бережно относиться ко всему живому на Земле в том числе и к грибам. Помните, если вы будите их правильно собирать, они порадуют вас большим урожаем, ведь «тихая охота» очень полезна для здоровья.
Кому было интересно на уроке? Покажите зеленую карточку, а кому не очень красную.
Домашнее задание: Подготовить сообщение о грибах занесенных в красную книгу.
Все живые организмы на нашей планете официальной наукой принято подразделять на несколько больших групп, включающих в себя великое множество видов и подвидов. Почему бактерии выделяют в особое царство? На это есть особые причины, позволяющие ученым применять подобную классификацию. Давайте и мы с вами разберемся в данном вопросе.
Две группы
Почему бактерии выделяют в особое царство? Ответ довольно прост: всю живность на нашей планете можно поделить условно на 2 огромные группы: прокариоты и эукариоты. Во вторую входят грибы с растениями и животными - многоклеточные организмы.
Первая же широко представлена бактериями (также и циановодорослями с микроскопическими грибами). Представители первой группы имеют коренные отличия, позволяющие выделять бактерии как особые живые существа, обособляя их от всех остальных. Почему же бактерии выделяют в особое царство? В чем разница, чем их отличила от других эволюция?
Основное различие, или Почему бактерии выделяют в особое царство?
Основное различие, позволяющее проводить подобную классификацию: прокариота не имеет ядра, кольцевая ДНК существует прямо в цитоплазме (данный ее сегмент называют нуклеоидом). У эукариоты, напротив, ядра оформлены четко, а наследственные данные отделяются от цитоплазм их оболочками. Таким образом, мы видим, что бактерии довольно сильно отличаются от других живых существ, обитающих на Земле, по своему внутреннему строению.
К тому же подавляющее большинство представителей трех остальных царств - животные с растениями и грибами - существа многоклеточные. А практически все бактерии одноклеточны.
Дополнительные отличительные особенности
Существуют и дополнительные причины, позволяющие понять, почему бактерии выделяют в особое царство.
- Поскольку у прокариот ядра отсутствуют, то здесь нет такого понятия, как митоз. Они размножаются простым разделением клеток пополам.
- У эукариоты крупные рибосомы, имеются органоиды: митохондрии и клеточные центры и эндоплазматическая сеть. А у бактерий роль осуществляют мезосомы - выросты на плазматической мембране, и рибосомы - мелкие немембранные органоиды.
- Клетка прокариоты намного меньше, чем у эукариот (диаметром - примерно в 10 раз, объемом - примерно в тысячу).
Сходства обеих групп
Однако представители всех групп имеют сходство в своем строении. Клетки любого живого организма содержат: во-первых, плазматическую мембрану, во-вторых, цитоплазму, в-третьих, рибосомы. Это правило распространяется на всех представителей имеющихся в природе царств.
Многообразие
Таким образом, мы установили, почему бактерии выделяют в особое царство живых организмов. А царство это поистине огромно и включает в себя широкое видовое разнообразие, объединяя архебактерии и эубактерии, микроскопические грибы и сине-зеленые водоросли. Под бактериями сегодняшней наукой понимаются самые мельчайшие организмы-прокариоты, которые характеризуются клеточным строением (размеры - 0,1-30 мкм).
Эти существа увидеть визуально, без помощи специальных оптических приспособлений, физически невозможно. Неслучайно до изобретения прибора микроскопа и даже какое-то время после некоторые светила науки (к ним относился, к примеру, и знаменитый Карл Линней) отрицали наличие в природе этих очень важных организмов, приписывая их игре воображения. На сегодня ученые изучили только около двух с половиной тысяч разновидностей данного царства. Но многое еще предстоит открыть - ведь не все еще виды известны. А изучением различных бактерий занимается особая отрасль науки - микробиология. Она и исследует самых многочисленных обитателей нашей планеты, которые невидимы невооруженным глазом.