Отшельники знаменитые и не очень. Некоторые современные отшельники
Человек – существо социальное и не представляет жизни вне общества. Всего несколько дней полной изоляции воспринимаются как серьезное испытание для психики. Это справедливо для многих – но не для всех. Некоторые представители рода людского готовы отправиться на край света, лишь бы не встречать себе подобных.
Совсем недавно такого «Робинзона» насильно вернули в цивилизацию. Японец с 1989 года жил один на необитаемом острове Сотопанари в архипелаге Рюкю. Все это время он прекрасно обходился без таких излишеств, как зажигалка, водопровод, электричество и сотовая связь. Но в конце концов здоровье 82-летнего старика серьезно пошатнулось, и местные власти решили перевезти его в дом престарелых.
«МИР 24» предлагает вспомнить самых известных отшельников, выбравших жизнь наедине с природой.
Лыковы . Семья Лыковых скрылась в густых сибирских лесах в конце 1930-х годов, спасаясь от гонений – они были староверами. У Карпа и Акулины на руках было двое детей – девятилетний Савин и двухлетняя Наталья. Уже после побега на свет появились еще двое – Дмитрий и самая младшая, Агафья.
В первые годы Лыковы выживали буквально на подножном корму – ели картофель, шили одежду из конопли, которую сами выращивали, делали берестяные галоши. Когда дети подросли и научились охотиться, на столе стало иногда появляться мясо. В 1961 году летние заморозки уничтожили все посевы, и Акулина умерла от голода.
В 1978 году домик Лыковых случайно заметили геологи, пролетавшие над теми местами на вертолете. Они решили познакомиться с отшельниками. Дети, никогда не видевшие чужих, сначала сильно испугались, но быстро привыкли. Карп же принял гостей доброжелательно. Он с интересом выслушивал рассказы о научных открытиях и полетах на Луну, был поражен, увидев целлофан.
Но встреча с цивилизацией не принесла семье счастья. В ближайшие несколько лет Савин, Наталья и Дмитрий умерли от болезней, против которых у них не было иммунитета. Старый Карп протянул до 1988 года. С тех пор Агафья осталась одна.
Сейчас ей 74 года. Несмотря на почтенный возраст, она и ведет хозяйство. Впрочем, ей помогают и добровольцы, и местные власти.
Кристофер Джонсон Маккэндлесс . Американцу Кристоферу Джонсону Маккэндлессу никогда не нравилось устройство современного общества. Он взял себе псевдоним Александр Супербродяга и в апреле 1992 года отправился в одиночное путешествие по Америке в сторону Аляски, где намеревался жить один среди дикой природы. Однако его приключение продлилось всего 189 дней. Маккэнднесс был не слишком хорошо подготовлен к выживанию, плохо умел охотиться и обрабатывать добытое мясо, затрудняло передвижения и отсутствие карты. В сентябре 1992 года его нашли мертвым. Последней записью в его дневнике было «Прекрасная голубика!» В полиции предположили, что горе-отшельник отравился ядовитыми ягодами.
Дэвид Глэшин . Жизнь австралийского биржевого брокера резко изменилась в 1987 году, когда из-за неудачной операции на фондовом рынке он потерял 6,5 миллионов фунтов. После этого он решил уйти не только из профессии, но и вообще – от цивилизации. На оставшиеся «крохи» Глэшин в 1993 году арендовал островок Возрождения у северо-восточного побережья Австралии. В настоящий момент он продолжает там жить, хотя «Робинзоном» его можно назвать с оговорками – отшельник пользуется интернетом и торгует ценными бумагами, чтобы продолжать оплачивать аренду, наладил спутниковую связь. В меню Глэшина входят овощи, рыба и крабы, а также собственноручно сваренное пиво, а компанию ему составляют пес Квази и женский манекен по имени Русалка.
Тимоти Тредуэлл . Природа не всегда бывает добра к человеку, и история Тимоти Тредуэлла (Человека-гризли) – тому доказательство. В течение 13 лет он изучал медведей и каждое лето отправлялся жить рядом с ними в национальный парк Катмай на Аляске.
Тредуэлл часто подбирался совсем близко к диким медведям и даже играл с детенышами. Он утверждал, что хорошо понял их характер и повадки, и ладит с хищниками едва ли не лучше, чем с людьми. Однажды такая беспечность привела к трагедии – в 2003 году Тимоти и его подругу нашли мертвыми. Их растерзали двое голодных гризли. Служители парка после этого рассказали, что не удивлены таким исходом – вопрос был не в том, случится ли нападение медведя на человека, а в том, когда это случится.
Проезжая 106-й километр Ярославского шоссе многие замечают недалеко от дороги странное сооружение типа вигвам, которое на самом деле и не вигвам вовсе, а типи — жилище кочевых индейцев. Но откуда взяться индейцам на ярославке? Оказывается, несколько лет назад постройку соорудил некий Юрий, а также вырыл рядом землянку, где и живет. Да не один, а с Петрухой.
Мы вышли посмотреть, что же за жилье такое. Забора нет, только ворота посреди поля намечены столбиками — чтобы было понятно, куда заходить.
Какие-то люди вдали запускают толерантного змея.
Парковка у подъезда и какие-то скворечники…
Не стесняйтесь уведомлять о своем явлении, дабы избежать недоразумений
Красный телефон из 80-х годов соединен с землянкой и работает! Звоним и сообщаем о явлении себя.
В принципе, можно сразу догадаться, в чем секрет.
Заглядываем в вигвам — никого. Только очаг из камней, книги да бревно со стулом. Это же изба-читальня!
Проходим еще немного вперед и оказываемся перед самой настоящей землянкой, из динамика на крыше звучит какая-то аудиокнига.
Вход, вид изнутри. Пожарная безопасность соблюдена!
А вот и хозяин!
Знакомьтесь — Юрий Алексеев, в прошлом юрист, а сейчас бездомный, как он себя позиционирует.
Дом его сгорел несколько лет назад и это уже вторая землянка, которую он выкопал и живет здесь в свое удовольствие — занимается хозяйством, читает и принимает гостей. Возвращаться к благам цивилизации не планирует — слишком много возни и ненужных усилий.
Для строительства землянки потребовалось немного — лопата, сухие стволы сосны, полиэтилен, глина и камни.
Вода для хозяйства используется дождевая, которую Юрий собирает (как именно, не уточнил).
Матрас для сна как-то притащили ребята-гастарбайтеры, остальное добавлялось по мере прибытия…
И фотографии классиков прекрасно вписались в интерьер.
В норе живет белый кролик, он же Петруха и давний друг Юрия.
Внимательный и задумчивый.
Также тут обитает ворон Эдгар. Этот стеснялся гостей и делал вид, что ему интересно происходящее за окном движение по Ярославке.
Учебное пособие по выживанию пригодилось на первое время.
Внутри такой же красный телефон, по которому хозяин слышит звонок с домофона.
Полочка на веревочках.
Быт довольно прост — еда готовится на газовой горелке, продукты используются самые обычные.
На вопрос, что привезти, Юрий долго отпирался, уверяя, что ничего не нужно. Но уже если везти, то горох. Горох, гречку и другие крупы…
За глиняной перегородкой имеются все удобства. За другой стеной даже банька есть, но там темно было и фотки не будет.
Юрий является местной достопримечательностью и в доме каждый день появляются гости — хозяин он гостеприимный и общительный, напоит чаем или кофе, а печеньки обычно гости приносят с собой. Не обойдется и без общения — мы прослушали замечательную лекцию про абсурд, Чехова и огурец, а с другими гостями, вероятно, обсуждались иные темы.
Без благ цивилизации не обошлось — от солнечной батареи, установленной на крыше норы, работает ноутбук и Юрий регулярно выходит в сеть.
Однако прерывать связь с внешним миром не намерен, периодически выкладывает новости на страничке Поляна 106 в фейсбуке.
Про путешествия:
– Пусть не я буду двигаться мимо всего, а пусть все движется мимо меня. Я сяду, а весь мир пускай едет…
Скворечники на улице оказались книгохранилищем. Помимо той толпы книг, что находятся в жилище, они тут повсюду.
Знаете, что такое Boock Crossing?
Зарегистрировав себя и присвоив книге специальный номер вы оставляете ее в заранее обдуманном месте (кафе, парк, вокзал, автобус и т.д.), где любой человек может взять и прочитать ее. Таким образом книга «освобождается», спасается от стояния на полке.
Бывший же обладатель книги будет всегда знать о перемещении своего «питомца», получая e-mail о том, в чьи руки она попала, и как она там очутилась. Второй побочной целью является превращение всего мира в «огромную библиотеку».
Чайные чашки для вновь прибывших.
Роль столика играет катушка из-под кабеля.
Чай из самовара на свежем воздухе — что может быть прекраснее?
Кстати, недалеко от Юриной землянки недавно появилось еще несколько похожих — нашлись последователи образа жизни без лишних вещей. Территорию назвали Зурбаганом, это практически лагерь современных отшельников.
Гости гостями, но пора и честь знать. До Москвы еще больше сотни километров, а дома окажемся только через 4 часа, собрав все пробки.
У вас есть вопросы к Юрию? Задавайте, надеюсь, он на них тут ответит. Или заезжайте в гости, но обязательно прихватив книгу!
Петруха вышел нас проводить.
Положа руку на сердце, вы бы рискнули смогли так жить?
Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.
Лыковы
Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.
Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.
Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.
В 1981 году три человека из семьи Лыковых — Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) — скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.
В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.
Виктор Антипин
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.
В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.
В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).
Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.
Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей — они научили их писать, читать, рисовать и т. д.
Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.
Филиппыч
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.
Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.
Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.
Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.
Житомирские отшельники
Житомирские отшельники — это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.
Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.
Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.
Самарские отшельники
Самарские отшельники — это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.
Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.
Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.
Иногда тяжесть бытия может быть невыносимой. Стремительное развитие технологий, политические неурядицы, напряженные личные отношения часто являются причиной мечтаний о побеге от сложностей современной жизни в лоно природы.
Для большинства это желание трансформируется в туристические походы или же банальные пикники на открытом воздухе, но есть и люди, кто воплощает свои мечты в реальность.
Вот истории семи отчаянных смельчаков, которые отправились жить вдали от цивилизации среди дикой природы.
1. Кристофер Мак Кэндлесс
Самый известный отшельник, герой книги Джона Кракауэра "В диких условиях", а также фильма американского режиссера Шона Пенна, Кристофер Мак Кэндлесс (который переименовал себя в "Александра Супертрампа" (Супербродяга)) мечтал жить в дали от цивилизованного общества на просторах Аляски.
Не смотря на хорошее образование, перспективы в работе и принадлежность к высшим слоям среднего класса Америки, Кристофер был разочарован в идеологии общества потребления.
К сожалению, пропутешествовав 113 дней по аляскинским землям, МаКэндлесс умер в августе 1992 года в чаще леса от отравления ягодами и голода.
2. Тимоти Тредвелл
Тим Тредвелл - эколог, любитель-натуралист, эко-воин и режиссер-документалист, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске.
Он жил среди медведей без какой-либо защиты в течении 13 лет. Но в конце лета прошлого года удача отвернулась от отважного эколога - и его вместе с подругой Эми Хугунард убил и съел медведь.
Хотя некоторые считают Тредвела наивным идеалистом, его активизм в защиту природы приносил весомые результаты. История жизни Тимоти увековечена в документальном фильме "Человек-гризли".
3. Генри Дэвид Торо
Торо - известный американский писатель, естествоиспытатель, философ и критик. В своей самой известной книге под названием "Уолден" он описывает период отшельничества, когда он жил в удаленной хижине близ озера Уолден, штат Массачусетс.
Позднее Торо вернулся в общество. По его словам, ему нужно было пожить в изоляции от общества, чтобы получить объективное представление о нем.
4. Тед Качинский
Также печально известен как Унабомбер. Качинский крайне радикально критиковал цивилизацию и современные технологии.
Талантливый математик с перспективной академической карьерой в конце концов оставил преподавание на кафедре университета Калифорнии в Беркли, чтобы жить в глуши, без водопровода и электричества в дебрях штата Монтана.
Там Качинский начал свою террористическую кампанию, отправив по почте 16 бомб на различные объекты, включая университеты и авиалинии, убив трех человек и ранив 23.
Свои действия и взгляды он описал в манифесте под названием "Индустриальное общество и его будущее". Унабомбер отбывает срок без права досрочного освобождения в федеральной тюрьме.
5. Ной Джон Рондо
Ной Рондо - хорошо известный отшельник, который укрылся от цивилизации в горах Адирондак, штат Нью-Йорк. Прежде чем удалиться в пустынь в возрасте 46-ти лет, Рондо заявил, что " не удовлетворен миром и назревающими тенденциями".
Не смотря на относительную удаленность и изолированность, Рондо принимал посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, через некоторое время отшельник был вынужден переехать из своего дома в горах и, в конце концов, умер в 1967 году.
6. Поль Гоген
Поль Гоген - ведущий деятель постимпрессионизма, писатель и художник, известный благодаря своему примитивистскому стилю и философии.
В 1891 году, разочарованный отсутствием признания у себя на родине и имея финансовые проблемы, Гоген принял решение уехать в тропики. Тем самым он хотел избежать "искусственных условностей" цивилизации.
Последние годы своей жизни он провел на Таити и Маркизских островах. Работы этого периода посвящены жителям этих островов.
7. Отцы-отшельники
На протяжении многих веков монахи и подвижники различных вероисповеданий в поисках истины и Бога, с целью обретения духовной чистоты, покидали "нечестивую цивилизацию" и уходили в пустоши.
Одним из примеров был орден "Отцов-пустынников," христианских отшельников, которые ушли из городов "языческого мира" и поселились в египетской пустыне.
Наиболее известным среди отцов-пустынников был Антоний Великий, который стал первым известным аскетом, который ушел жить непосредственно в пустыню.
Справка: Mother Nature Network - это сайт, который специализируется на экологических новостях и социально-ответственной информации. Платформа была запущена в 2009 году и с тех пор считается авторитетным источником информации для всех, кто серьезно переживает за окружающую среду. MNN создает контент для таких разделов, как Планета Земля, Транспорт, Бизнес, Технологии, Продукты питания, Дом, Образ жизни, Семья.
2017-11-07 19:57:54
Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли. И многие от нее устали.
ЛЫКОВЫ
Семья староверов Лыковых отправилась в леса Хакасии ещё в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также собирали грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых имелось приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было. Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе одежду из конопли с помощью ткацкого станка, который изготовили самостоятельно. Хозяйство Лыковых было обнаружено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и весь мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги. Автор — спецкор «Комсомолки» Василий Песков.
В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными. В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.
ВИКТОР АНТИПИН
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы. В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника. В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода). Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появились еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах. Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - научили их писать, читать, рисовать и т. д. Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.
ФИЛИППЫЧ
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер. Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село. Женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись. Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу.
Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру. Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.
ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками. Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо. Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.
САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник. Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет. Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.