Открытый урок по вокалу образец. Учительские университеты
План – конспект урока
Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением
Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
1. Обучающие
Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».
2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося
Дикционных навыков в разнообразных темпах;
Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные - создать условия для:
Воспитания сознательного подхода к обучению;
Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.
Тип урока : комбинированный.
Методы работы:
п о источнику знаний :
Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;
Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;
Практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Технологии:
личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.
Используемая нотная литература:
1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.
2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.
3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -
4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.
Ход урока.
I. Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).
Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.
Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.
В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».
Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.
III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
Улучшают дренажную функцию бронхов,
Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
Улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Приложение № 2.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». Повторите несколько раз.
Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).
ЛИТЕРАТУРА
Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №1 г. Тайшета.
Преподавателя
Попкович Оксаны Олеговны
« ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
План-конспект
урока по специальности
«Вокальное исполнительство»/академический вокал
с учащимся 4 класса Бырдиным Марком
Тема урока:
«
Кантилена – как основа пения на дыхании
»
Цель урока:
Познакомиться с вокально-техническими терминами
. Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме
«Дыхание – основа пения»;
- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.
2.
Развивающие:
создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные:
создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.
Дата проведения:
18 октября 2017 года
Время проведения урока:
14.45-15.30
Место проведения:
ДМШ № 1 г. Тайшета, каб. № 33
Продолжительность урока
(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока:
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы ведения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование:
фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало, кроссворд для выполнения домашнего задания.
Используемая нотная литература:
1.Г. Зейдлер «Вокализ № 9» (D-es dur)
2. «Серенада Трубадура» слова Ю. Энтин, музыка Г.гладков
3. «Тридцать три коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» слова Н.Олев, музыка М. Дунаевский
Ход урока.
I. Приветствие .
Представление преподавателя: Попкович Оксана Олеговна (преподаватель по классу вокала) Стаж работы – 3 года.
Представление концертмейстера: Микушина Ирина Владимировна
Знакомство с учащимся.
Объявление темы, цели и задач урока
.
II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалиста бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент:
Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.
Упражнение для дыхания « Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущения сухости в горле.
Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад
Покусывание языка от корня до кончика
Чередование команды улыбка-трубочка
Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.
Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить, чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал»)
Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону
2. Распевание. Рассказ учащегося что такое «певческая установка» Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию. Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
3. Работа над исполнением вокализа(Г.Зейдлер «Вокализ №9»).
Предложить учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения.
Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.
4.Работа над исполнением произведения Г. Гладкова «Серенада Трубадура».
Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма « По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащемуся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения.
Задачи работы над серенадой: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.
Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет ученика к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.
5. Работа над исполнением произведения М. Дунаевского «33 коровы»
Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата.
Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.
III
.
Заключительная часть
1. Закрепление нового материала.
2. Формирование домашнего задания.
3. Декламация трактата о пении (XVI в. архимандрит Матфей)
Открытый урок по вокалу
Преподаватель: Архипова Наталья Анатольевна
Концертмейстер: Веретехина Татьяна Михайловна
Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.
Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: вокал
Год обучения : 1
Тип урока: комбинированный
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение правильному произношению скороговорок.
- Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
- Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формирование речевой культуры.
- Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
- Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
*наглядный (слуховой и зрительный);
* словесный (рассказ, объяснение, диалог);
* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
* побуждение к самоконтролю;
* проговаривание текста песни «нараспев»;
*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
Просторное светлое помещение;
Фортепиано.
Методическое обеспечение занятия:
Плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».
Структура урока
I. Организационный момент. (1-2 минуты)
Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом . К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией . Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
III. Практическая часть.
1. Распевание (15 мин.)
1.1 Дыхательные упражнения.
- Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
- Упражнение на тренировку брюшного пресса : активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе ). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
- Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
1.2 Артикуляционные упражнения.
- Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
- Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
1.3 Вокальные упражнения
2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)
а) Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).
б) Проверка домашнего задания
Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.
1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,
Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,
Чтобы запели птицы и расцвела сирень,
Чтоб мы гулять могли бы целый день.
Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,
Становятся задорнее и ярче голоса.
Весною столько света , столько солнечной любви ,
Весною так прекрасны соловьи!
2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.
Пусть солнышко согреет и елку и сосну.
И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,
И раскрывает клювик маленький птенец.
в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.
« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,
Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.
Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».
Цель – отработать правильное произношение текста.
д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями . Назови их.
Формулировка домашнего задания : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)
До свиданья!
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
- улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
- улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Открытый урок по эстрадному вокалу Мамоновой Ольги Витальевны.
Тема урока: различные методыработы над вокальной техникой.
Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.
Задачи: 1) выявить различия между эстрадныи и академическим вокалом
2)Определить последовательность упражнений
3) Практически наглядно показатьвыполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.
Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом .
В моем классе учится 20 вокалистов от 4х до 18 лет. Из них в этом году 4 человека выставлялись на международный конкурс и заняли там призовые места. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса и с малышами и с взрослыми учениками. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.
Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
Эстрадный вокал
Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом . Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.
Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.
1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот. (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. (Эта позиция как раз отличается от академической)
Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно, поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»
Делают все….
2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.
(Показывает Настя)
Ладошки
Погончики
Кошка
Обними плечи
Насос
Обними плечи +насос
Повороты головы
Ушки
Маятник
Перекаты
Передние шаги
Задние шаги
Работа над вокальной техникой.
Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.
Чтобы добиться «зевка», можно потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного яблока.
Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.
С малышами распеваемся на простом упражнении, с показом руки:
« я шагаю вверх, я шагаю вниз» (Ксюша)
Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.
Ксюша поет « Тучку». Работаем над правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные нотки до конца.
В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. (Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….
Найдем рабочую середину у Сони.
Начинаем с этой нотки распевание.
1)Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)
Ммммм – закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
3) теперь на одной нотке, открыв рот…
Ма, мэ, ми, мо, му - стремимся петь в одной позиции
Бра, брэ, бри, бро. Бру
Все гласные поем так, как будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции. Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога. От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей гласной.
Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.
Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.
Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.
Поет Яна. Найдем ее рабочую середину:
Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а
5) Для достижения более светлого звука:
Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э
Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и
6) Подряд 3 нотки на гласных: (поет Лена)
Яааааааааа
7) Яа-аа-аа-аа-а
Мии-ии-ии-ии-и
Все согласные:е,ё,и у. поем в позиции «а»
8) Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. (Настя) Сначала можно поговорить скороговорки.
Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли- лель
9)На стаккато-легато
10)также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:
(Делает Карина)
Ррррррррррррр
До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до
До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…
До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…
11) для достижения баланса, удобства. Поётся довольно гнусаво, но не в нос
Нэй нэй нэй нэй нэй….
12) та же мелодия:
ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА
13) для расширения диапазона
Яа а яаа яаа аа аа,затем мии ии ии ии и
Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову
14)для распевания низких нот « страдаем» .Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.
ой ой ай ай ой ой
15)соединяем на скачке низкую ноту и высокую.
Сначала квинту, затем октаву.
упражнения на длинное дыхание:
17) чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.
Исполнение фрагментов песен.
Ксюша – « Тучка»
Соня - « Про сластену – короля»
Яна - « Петухи запели»
Лена - « Про слона»
Настя - « Маленький блюз»
Карина - « Лебеди улетали»
План урока
Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.
Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой
Работа над вокальной техникой:
формирование звука
работа с микрофоном
длинная фраза
дикция
расширение диапазона
стаккато-легато
Исполнение сольных отрывков
5) Заключение.
Заключение.
Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.
Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.
Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.
Вокальные упражнения.
Цель : Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся – подростков.
Задачи : Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.
Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся . К ним мы можем отнести:
Певческую установку
Певческое дыхание и опору звука
Высокую вокальную позицию
Точное интонирование
Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
Использование различных видов звуковедения
Для достижения положительного результата в работе используются методы :
1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка . Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
2. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.
3. Метод активного и интерактивного обучения .
Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения .
4. Рассказ
5. Объяснение
6. Показ (демонстрация)
7. Диалог
8. Дискуссия
Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.
Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.
Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.
Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.
1. Метод эвристики
Подростки 14-16 лет в основной массе имеют сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав. Звучание смешанное. Однако, это период мутации. Мутация у всех проходит по – разному. У девочек период мутации проходит сравнительно гладко, но все равно в этом возрасте надо пользоваться методом голососбережения.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
1) Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.
Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.
Задачи:
Разогреть связки на естественном певческом тоне
Выстроить интонационный слух
Закрепить положение «зевка» в звукообразовании
Закрепить систему певческого дыхания
Подключить необходимые резонаторы
Методы : Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.
2) Развитие певческого дыхания.
Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.
Задачи:
Упражнение развивает певческое дыхание
Дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
Формирует правильную артикуляцию гласных звуков
Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.
3) Упражнение на выравнивание регистров.
Цель: Выровнять регистры.
Задачи :
Развитие кантилены (плавного звуковедения)
Распределение дыхания на певческую фразу
Свобода и полнота звучания
Методы: Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»
4) Упражнение на однохарактерность звучания гласных
Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.
Задачи:
Избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука
Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.
Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
Работа над музыкальными произведениями
Цель : овладение навыками вокала на примере высокохудожественных музыкальных произведений.
Задачи :
· Работа над формированием исполнительских навыков
· Работа над сценическим воплощением произведения
Педагогический прием работы над новым материалом
1. Анализ словесного текста и его содержания.
2. Грамотное чтение нотного текста.
3. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.
4. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и т. д.).
5. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
6. Различные виды динамики.
7. Многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого; замедления; ускорения); различные виды фермат.
«Земля, где так много разлук» Муз. В. Лебедева стихи. Ю. Ряшенцева
План анализа произведения
1. Песня советского композитора.
2. Лирическая, неторопливая, протяжная.
3. Лад – минорный.
4. Характер звучания – светлый, теплый, певучий.
5. Красочный арпеджированный аккомпанемент .
6. Форма построения – куплетная.
7. Замечательные слова известного советского поэта.
Цель : Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задача: Добиться кантиленного звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.
Методы :
· Работа над фразой в стихотворном тексте.
· Вычление фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.
«Баркарола» Муз. Ф. Шуберта, сл. , перевод А. Плещеева
План анализа произведения
1. Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Форма произведения – куплетная.
2. Оживленный темп.
3. Характер звучания светлый и певучий.
4. Мелодия широкого диапазона.
5. В аккомпанементе самостоятельная партия, несущая изобразительное начало игры волн.
Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.
Задачи: Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.
Методы :
· Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.
· Работа над музыкальной фразой.
· Работа над динамикой произведения (нюансировка).
Переход от диафрагментального дыхания к грудному, достичь легкости, полетности звучания.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде