Основы. Здоровье и Психика
Наверное, каждый второй поклонник Metal Gear Solid в прошлом году получил микроинфаркт, когда Хидео Кодзима анонсировал пятую, каноническую (по его собственным словам), часть сериала не для мощной PlayStation 3, а для слабенькой PlayStation Portable. Мы, кажется, до сих пор слышим отголоски единого вопля фанатов: «Почему?!» Официального ответа на этот вопрос нет, но между строк читается следующее: Sony отчаянно нужен был большой эксклюзив для сдающей позиции PSP. И вот, спустя год после анонса, Metal Gear Solid: Peace Walker увидел свет. Достоин ли он носить свою гордую фамилию или его место рядом с хорошими, но все-таки проходными играми вроде Metal Gear Solid: Portable Ops ?
Война и мир
Ключевые понятия, которые приходят на ум при упоминании Metal Gear Solid, такие: сюжет, персонажи, драма, режиссура. Именно эти качества сделали из сериала то, чем он является сейчас, и как раз их пришлось упрощать при переносе игры на портативную платформу. Наперед скажем, что никакой катастрофы не произошло, это все еще Metal Gear Solid. Но ждать от него сцен, выбивающих почву из-под ног, как, например, финальное противостояние Снейка и его наставницы в Metal Gear Solid 3: Snake Eater , не стоит.
Причем дело тут не столько в мощности PSP (дебютный MGS на первой PlayStation не страдал от недостатка драматических сцен), а в целевой аудитории Peace Walker. Хидео Кодзима как-то раз обмолвился, что хочет посредством игры донести свои мысли до более молодой аудитории. Поэтому и сюжет получился не такой глубокий, без сотен мелких деталей и поводов для раздумий. Однако даже в таком виде он все равно в десятки раз интереснее и продуманнее, чем в большинстве современных игр для любых консолей или компьютера. Основные идеи остались все те же: война, мир, теории заговора и ядерное оружие.
На этот раз в центре внимания оказывается тема ядерного сдерживания, то есть ситуация, когда разрушительная война не начинается только потому, что у обоих противников есть ядерное оружие и любая агрессия выльется в полное взаимное уничтожение. Действие начинается в 1974 году, спустя десять лет после Metal Gear Solid 3. Снейк, он же Big Boss, завязал со службой родине да и какой-либо другой стране (неудивительно, учитывая, через что ему пришлось пройти в третьей части игры), остепенился и основал собственную организацию наемников «Солдаты без границ», не подчиняющуюся ни одному правительству. Те, кто хорошо знаком с сюжетной линией сериала, сразу поймут, что в Peace Walker демонстрируется зарождение проекта Outer Heaven — полностью независимой от других государств военной силы. Но пока до этого еще далеко, а к Снейку на огонек заглядывает некий профессор с очаровательной студенткой Паз. Профессор, как выясняется спустя минуту, работает на КГБ. Впрочем, мы бы и сами догадались по механическому протезу руки: красному, с надписью «СССР» и со встроенной в палец зажигалкой. Профессор уговаривает Снейка отправиться в Коста-Рику и выяснить, что в мирной стране, у которой даже нет собственной армии, забыли силы ЦРУ. Разумеется, это только начало: дальше будут и сюрпризы, и заговоры, и знакомые герои, а также противостояния, предательства и, конечно, роботы. Все как и должно быть в Metal Gear Solid.
В отличие от других канонических игр серии, в Peace Walker сюжет подается не красивыми срежиссированными роликами, а с помощью стильных анимированных комиксов, во время просмотра которых иногда даже случаются QTE. Но в целом на восприятии игры это сказывается не сильно. Здесь по-прежнему есть и отлично проработанные персонажи, и великолепные диалоги (в озвучивании принял участие почти весь старый актерский состав), и фирменный юмор. Одна из героинь, например, периодически ублажает слух Снейка имитацией криков птиц и животных (никогда не задавались вопросом, какие звуки издают кролики?), а сам супершпион может на протяжении двух минут с упоением рассуждать о том, какой гигантский рывок за последние годы сделала индустрия по производству картонных коробок.
Удивительнее всего то, сколько интересного можно почерпнуть из игры, если слушать радиопереговоры Снейка со своей командой перед сюжетными миссиями (не забудьте установить игру на карточку памяти, иначе озвучки не будет). Герои рассказывают миллион интересных фактов о Коста-Рике и прилегающих территориях, о ее флоре и фауне, лидерах, революциях и вообще об укладе жизни. Нашлось даже место для краткой биографии Че Гевары. Такая мини-энциклопедия по кусочку Центральной Америки, причем слушать диалоги, при помощи которых раскрывается сюжет, действительно интересно. Нам кажется, что этим элегантным шагом господин Кодзима сделал намного больше, чем все убогие обучающие игры, вместе взятые. Самые же нелюбознательные игроки могут легко пропустить всю «энциклопедическую» часть.
Все твои детальки
К портативному формату пришлось адаптировать не только сюжет, но и геймплей, и вот тут к разработчикам нет никаких нареканий. Прежде всего стоит сказать, что контента в игре просто какой-то несусветный объем. Прохождение только сюжетной линии легко займет 20-25 часов, а если углубиться в необязательную часть, Peace Walker легко утрет нос среднестатистической хардкорной RPG.
Для удобства игры в поездках (не забываем, что дело все-таки происходит на портативной платформе) ее разбили на множество коротких миссий, прохождение которых занимает не больше получаса. Если с MGS вы знакомы, то почувствуете себя как дома. Основы остались те же: это по-прежнему стелс, здесь, как и раньше, поощряется бескровное выполнение заданий, для чего приходится сливаться с пейзажем, шарахаться по кустам, прятаться, подкрадываться к противнику сзади и отправлять его в нокаут, усыплять или пропускать через его тело пару тысяч вольт. Никто, конечно, не запрещает перестрелять всех из пулемета, но тогда играть становится сложнее, да и высокого ранга по итогам прохождения миссии можете не ждать. Недаром в названии есть слово Peace, то есть «мир».
Приспособления для отслеживания и отвлечения противника (в том числе порножурналы) не претерпели существенных изменений. Разве что появилось множество новых видов картонных коробок, включая коробку - скорую помощь, коробку-бомбу и коробку-танк. Под PSP адаптировали управление, хотя без второй аналоговой рукоятки все равно поначалу тяжко. Теперь нельзя ползать (можно только лежать неподвижно), к тому же иногда с непривычки переходишь с тихого шага на громкий бег в самый неподходящий момент. Но в целом ситуация лучше, чем могла бы показаться: к управлению привыкаешь. К тому же разработчики пошли нам навстречу: враги малость поглупели и ослабли зрением, чтобы играть было интересно.
Где Peace Walker действительно расцветает, так это в схватках с боссами. Мало того что некоторые из боссов необычные, большие и поют песни (не шутим), так еще и убивать их интересно. У каждого из них множество уязвимых точек, уничтожение которых влияет на ход схватки. Например, танк можно ненадолго обездвижить, взорвав топливные баки. Вертолет становится неповоротливым, если повредить задний винт. А гигантским ползающим, летающим и шагающим боевым роботам можно снести по отдельности почти все вооружение.
Обычные миссии - это только половина игры. В перерывах между ними вам предлагается заниматься развитием собственной базы. Нечто подобное было в Metal Gear Solid: Portable Ops, но сейчас идею изрядно переработали. По ходу выполнения заданий с помощью небольшого воздушного шара можно отправлять обездвиженных противников и пленников в воздух, где их подбирает дружественный вертолет и доставляет на базу. Здесь бывшие враги становятся (сразу или после пары дней в карцере) союзниками, а ваша задача - распределить их по группам и указать, кто чем будет заниматься. Одни служат наемниками и зарабатывают деньги, другие на эти деньги производят новое оружие и снаряжение, третьи добывают информацию, четвертые чистят картошку на кухне, ну а пятые следят за тем, чтобы все остальные были здоровы. Позже по ходу игры появится возможность отправлять наемников на заработки в другие страны (своеобразная стратегическая мини-игра), ну а фанаты серии (да и все остальные) наверняка будут в восторге от возможности построить собственный «Метал Гир», шагающего боевого робота. Да-да, вы не ослышались.
* * *
Как бы банально это ни звучало, Metal Gear Solid: Peace Walker на данный момент - лучшая причина расчехлить свою PSP или даже приобрести новую, если ее у вас нет. Это одна из самых продуманных, увлекательных и, что немаловажно, больших игр для портативной консоли Sony, причем не просто перенесенная слово в слово с другой приставки, а изначально разработанная для нового формата. Можно сколь угодно сокрушаться, что игра вышла именно на PSP, а не на PlayStation 3, но главного это не изменит: Peace Walker - полноценная пятая часть сериала, недостающее звено в истории Большого Босса, и если вы считаете себя фанатом MGS, то мимо пройти просто не имеете права.
Информация об Игре
Название:
Metal Gear Solid: Peace Walker
Жанры:
Action / 3D / 3rd Person / Stealth
Язык интерфейса:
Русский / Французский / Испанский
Язык озвучки:
Английский
Год выпуска:
2010
Разработчик:
Kojima Productions
Издатель:
Konami
Тип издания:
Пиратка
Таблетка:
Не требуется (эмулятор - PPSSPP 0.9.1-245)
Формат файла:
.rar
Платформа:
PC
Размер файла:
1.69 Gb (+5% для восстановления)
Описание: Следующая глава знаменитой Солидной Металлической Гири. Несмотря на то, что наш гость прибыл с наладонников, он все же способен приятно удивить вниманием к мелочам и множеством возможностей, а также - неплохим сюжетом о теории ядерного сдерживания в эпоху холодной войны и роли человеческого фактора в нем.
События игры разворачиваются в 1974 году, через 10 лет после событий Metal Gear Solid 3: Snake Eater и через 4 года после Metal Gear Solid: Portable Ops, в Латинской Америке. В республике Коста-Рика в обстановке глубокой тайны высаживаются целая армия - таинственные вооруженные силы с новейшим воооружением. Правительство страны, еще с 1949 года отказавшейся от собственной армии, не в состоянии препятствовать вторжению, но и не может обратиться к более сильным соседям - это означает потерю независимости. Вместо этого Коста-Рика тайно нанимает легендарного командира Нейкед Снейка (он же Биг Босс) и его вооруженную группировку Militaires Sans Frontieres, чтобы те без лишнего шума разобрались с вторжением.
Для поклонников MGS - даже не обсуждается. Остальных же ждет одна из лучших игр на PSP, интересный стелс-экшн с ворохом уже традиционных для серии "почему раньше до этого никто не додумался?".
Практически идеальная (за одним "но" - о нем ниже), крайне нетребовательна к железу. Из мелких недочетов: некорректное отображение некоторых иконок (затем быстро восстанавливаются) и невозможность передать степень нажатия аналога на клавиатуре (оно и понятно), поэтому герой только бегает - это решается достаточно быстро: при выдаче вам бесшумного стелс-костюма.
Не злобоупотребляйте быстрым сохранением - при очередной перезагрузке эмулятор может попросту зависнуть.
Эмулятор автоматически ставит размер вашего рабочего стола своим разрешением. Игра по умолчанию залочена на 20 кадрах, как собственно и на PSP - абсолютно некритично.
Проект PPSSPP основан на эмуляторе Dolphin и развивается очень быстро, несколько билдов в течении одного дня. Отличительная особенность: поддержка платформ Android/Linux/Ubuntu.
Распаковать;
Открыть START.exe, запустить psy-mgspw.cso
Достаточно лишь включить специальный чит: Esc - Настройки - Системные - Включить читы - Назад - перезапустить эмулятор и начать миссию - босс должен мгновенно лишиться полоски здоровья, а уровень будет пройден. После обязательно отключите его во избежание нестабильной работы!
Аналог - WASD (перемещение);
пад - стрелки (влево - меню предметов, вправо - меню оружия, вверх - действие, вниз - присесть);
X O /\ - Num 1, Num 2, Num 3, Num 5 (обзор камерой);
L - Q (прицелиться);
R - E (выстрелить/ударить);
START - Enter (меню);
Select - RShift (автонаведение/кодек/чат)
Cистемные требования:
Операционная система: Windows® XP / Windows Vista / Windows 7
Процессор: Intel Core 2 Duo с тактовой частотой 2 ГГц
Оперативная память: 2 Гб
Видеокарта: с 512 Мб видеопамяти
Звуковое устройство: совместимое с DirectX
Места на жестком диске: 1,7 Гб
Скачать игру - Metal Gear Solid: Peace Walker (2013/RUS/MULTI3)
Скачать Metal Gear Solid: Peace Walker через торрент
Пожалуйста подождите!
Поиск торрентов...
Чтобы скачать торрент файл необходимо включить JavaScript в браузере!
Рекомендуем скачать игру Metal Gear Solid: Peace Walker через торрент бесплатно на компьютер в один клик без регистрации. Выберите в таблице русскую версию игры и нажмите на зеленую кнопку. Помните, чем больше число качающих и раздающих, тем быстрее скорость скачивания. Имейте в виду, чтобы качать через торрент необходима программа торрент клиент, например uTorrent. Если у вас еще нет такого софта - установите, или просто скачивайте игру с файлообменника напрямую.
Как скачать бесплатно Metal Gear Solid: Peace Walker?
Лучший способ скачать без торрента Metal Gear Solid: Peace Walker бесплатно - скачать по прямой ссылке без вирусов с безопасных файлообменников. Таких как: Unibytes, DepositFiles. Принцип работы у всех один - в 4 действия. 1 Перейти на страницу файла; 2 Выбрать обычное скачивание, отказавшись от «Премиум» доступа(нет, спасибо); 3 Подождать обратный отсчет времени; 4 Ввести капчу(символы с картинки) и получить прямую ссылку на файл с сервера. Порядок этих шагов отличается от сервиса к сервису, главное читать дальнейшие подсказки. После этих несложных операций сможете установить игру на ПК и она будет работать без багов и тормозов даже на Windows 10. Если все же не получается скачать, жмите на кнопку «Как скачать?», где найдете подробный видео обзор по каждому конкретному файлообменнику.
Как скачать
Не нажимай
Вся суть Metal Gear Solid в том, чтобы Вас не нашли и не поймали. В конце различных Операций Вам будут присваивать рейтинг, оценивая Ваше умение избегать столкновения с врагами. Передвигаясь, используйте полуприсяд, чтобы оставаться незамеченным и не издавать шума. Часто, прокрадываясь мимо врага, предпочтительнее не трогать его вовсе, нежели вырубить. Но раз уж мы об этом заговорили, в Вашем распоряжении имеется несколько способ бесшумного избавления от врага:
Задержание (Holdup) - Подойдите ко врагу сзади и нацельтесь оружием - только не стреляйте - кнопкой L. Если Вы находитесь почти вплотную к врагу, то он поднимет руки вверх и ляжет.
Захват (Grab) - Используя рукопашный бой (Close Quarters Combat/CQC) можно бесшумно избавиться от врага двумя способами. Первый: подойдите ко врагу сзади и схватите его (нажмите R согласно контекстной подсказке; у Вас в руках должен быть пистолет или другое схожее или меньшее по размеру оружие). Подождите, и через некоторые время Снейк придушит врага.
Бросок (Throw) - Ещё один способ быстро вырубить врага - провести на нём бросок. После захвата направьте аналоговый стик в любом направлении, чтобы бросить врага. Вы должны стоять рядом с врагом, и Вам придётся кинуть два или более раз, чтобы вырубить его. Однако, если Вам удастся кинуть врага в стену, то Вы вырубите его моментально!
Оружие (Weapons) - Ваш пистолет Mk. 22 - Ваш лучший друг в MGS . Прицельтесь в голову врагу, и, если у него нет шлема, дротик моментально его усыпит. Несколько дротиков не в голову (зависит от уровня Вашего Mk. 22 ) также усыпят врага. Чем больше дротиков, тем быстрее они на врага подействуют. Дубинка (stun rod ) также может вырубать врагов, но мы посчитали её относительно бесполезной, по сравнению с захватами и бросками. Снайперская винтовка M. Nagant Sniper Rifle может вырубать врагов на большом расстоянии, не убивая их, но убедитесь, что Вы находитесь достаточно далеко, так как звук выстрела может насторожить других врагов.
Используя местность и ландшафт - Если Вы передвинетесь в ногам врага, свисая с краю, то у Вас будет возможность выкинуть его. Также часто можно скинуть врагов в воду или с краёв, чтобы тихо избавиться от них.
Если враг Вас заметил, то показатель камуфляжа станет зелёным, жёлтым или красным. Зелёный цвет означает, что Вы всё ещё можете уложить врага, который Вас заметил, покуда Вы будете делать это очень быстро. Красный цвет означает, что, скорее всего, Вам придётся иметь дело с подкреплением. Внимательно следите за переговорами по радио, после того как Вас заметят, чтобы определить, как лучше Вам поступить. Часто можно просто отлежаться в тёмном углу, чтобы тревога утихла. Но в отдельных случаях Вам придётся избавиться от всех врагов, чтобы тревога утихла.
Быстро проходите уровни, оставайтесь незамеченными, не убивайте врагов, и в конце Вам дадут ранг S и некое количество Hero Points .
Персонал
Персонал состоит из людей, которых Вы встречаете, нанимаете или извлекаете. Основной способ увеличения персонала - это извлечение заключённых и вырубленных противников на уровне при помощи Fulton Recovery System . После этого действия, они появятся в лобби персонала на Главной базе (Mother Base ). Вы затем можете распределить их по разным отрослям, таким как: Научно-исследовательсткая (R&D ), Разведка (Intel ) и другие. У каждого члена персонала есть рейтинг по каждой из областей, соответственно Вы должны распределять людей согласно их умениям и способностям. Добавляя специалистов в отрасль, у неё повышается уровень, и, таким образом, разблокируются новые предметы и прочее. Рекоммендуется изучить эти меню между Операциями, чтобы понять, что к чему. На поздних этапах игры надо будет вдумчиво увеличивать уровни отраслей, чтобы получить новое оружие, но в целом авто-распределение (auto assign) довольно хорошо справляется с этой задачей.
Удалённые Операции
Члены персонала, которых Вы помещаете в боевую отрасль, затем могут быть отправлены на задания в разделе Удалённых Операций (Outer Ops ) на Главной базе (Mother Base ). За это Вы будете получать довольно-таи скудненькие припасы. Любую технику-босса, которую Вы победите, не уничтожая саму технику (разберитесь сначала с солдатами-поддержкой, затем с лидером, когда он вылезет из техники), можно также отправить на Удалённые Операции. В конечном итоге и Metal Gear ZEKE может быть отправлен на Удалённые Операции (сначала необходимо пройти Основную Операцию 26 ).
Метал Гиар Зик
Каждый раз, когда Вы побеждаете боссов Cocoon , Chrysalis и Pupa в Главных или Дополнительных Операциях, Вы сможете собрать сердечники памяти в Отсеке ИИ (AI Pod ). Распределённые по цветам сердечники затем могут быть установлены на Ваш собственный Metal Gear ZEKE . Соберите несколько сердечников одонго цвета, и Вы сможете установить деталь, соответствующую этому цвет. Также можно получить дополнительные детали, такие как Railgun . Мы подробно рассматриваем, как собрать эти части в секции прохождения игры, но в целом Вам нужно концентрировать огонь по Отсеку ИИ (AI Pod ), а не по другим частям босса. Уничтожьте босса только с уроном по Отсеку, и Вы получите детали.
Здоровье и Психика
Полоска здоровья находится в нижней левой части экрана. Вы можете потреблять Паёк (Rations ) и другие исцеляющие предметы, чтобы восстановить здоровье, или просто экипируйте их как второстепенный предмет, и они автоматически будут лечить Вас, когда здоровье упадёт очень сильно.
Психика - это небольшая полоска рядом со здоровьем. Она может кончаться во время битв с боссами, в результате чего Вы будете оглушены. Пейте парагвайский чай (Mate Tea ), чтобы восстановить её.
Дополнительные Операции
Вы можете открыть Дополнительные Операции, играя в Основные Операции. Ещё большее количество Дополнительных Операций можно открыть, проходя Дополнительные Операции. В этих коротеньких заданиях Вам надо будет извлекать людей при помощи Fulton, отстреливать врагов, проникающих на базу, и даже сражаться с боссами. Их стоит проходить, чтобы скоротать время, найти оружия и открыть различные вещи и предметы.
Вот и снова бравый герой с повязкой на голове смело отправляется в самую гущу событий, незаметно подбирается к супостатам и вводит их в абсолютный ступор внезапностью своего появления, как призрак, летящий на крыльях ночи. Если Вы подумали, что "Черный Плащ " (Darkwing Duck ) с NES перебрался на современные консоли, - Вы ошиблись. Наш персонаж несколько круче. Стальная хватка никогда не даст слабины, а скорость реакции и четкость каждого движения повторяют повадки змеи. Знаменитый Биг Босс (Big Boss) выходит на тропу войны. Встречаем аплодисментами?
Несмотря на недоумение многих, выход новой главы MGS -саги на PSP был вполне обоснован и очевиден. Портативная платформа от Sony сдает позиции, а действительно стоящих игр выходит все меньше. В 2009 году было ясно, что нужен новый рывок, дабы пользователи снова заинтересовались PSP (особенно, после фиаско PSP Go ); потому ребята из SCE и обратились к Konami . Какой еще эксклюзив может так взбудоражить приверженцев консолей от Sony ? Только талантливый Хидео Кодзима и его "подопечные" из студии Kojima Productions способны выпустить ту игру, которая станет абсолютным хитом. В Sony это знали и не прогадали с выбором. Признаем сразу: Peace Walker полностью оправдал все надежды и вложенные в разработку миллионы.
Графика в игре однозначно радует глаз и находится где-то в паре шагов от PlayStation 2 .
Первое, на что хочется обратить внимание, когда речь заходит о Peace Walker , - новый MGS получился далеко не таким портативным, как платформа, на которой он вышел. Peace Walker - это полноценный игровой проект и достойное продолжение саги. Если Вы знакомы с предыдущими эпизодами знаменитого франчайза, то знаете: первое, что объединяет все игры - это сюжет. Великолепный, продуманный и интересный сюжет. И Peace Walker в данном случае - отнюдь не исключение из правил. Кодзима придумал абсолютно новую и захватывающую историю о становлении личности Биг Босса и его военной корпорации. Как говорит сам Кодзима : "Основную идею сюжета каждой из частей серии можно охарактеризовать парой слов ". В случае с Peace Walker как нельзя лучше подойдет знакомое всем и каждому словосочетание "ядерное сдерживание ".
Действие же игры разворачивается во времена "холодной войны", когда первый кассетный плеер от SONY еще вызывает недоумение Биг Босса со словами: "Что это за штуковина? ". Однако IT-технологии развиваются полным ходом, и злобный доктор Колдмэн (Coldman) занимается продвижением своего "гениального" плана, по которому новым оружием ядерного сдерживания станет Искусственный Интеллект - робот, именуемый Peace Walker "ом, способный за человека решить, когда и в кого стоит выпускать боеголовки в случае угрозы.
Хронологический порядок игр серии Metal Gear Solid :
- Metal Gear Solid 3: Snake Eater (PlayStation 2);
- Metal Gear Solid: Portable Ops (PSP);
- (PSP);
- Metal Gear (MSX, NES, PC, Mobile, PlayStation 2);
- Metal Gear 2: Solid Snake (MSX, Mobile, PlayStation 2);
- Metal Gear Solid (PlayStation, PC);
- Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (PlayStation 2, Xbox, PC);
- (PlayStation 3);
Вокруг этой ключевой завязки происходит уйма интересных сюжетных событий, которые заставят Вас пристально следить за историей. Сразу же отметим, что Peace Walker не может похвастаться обильным набором драматических моментов (а эмоциональность имеющихся сведена к минимуму), от которых в том же Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots на глаза наворачивались натуральные и неподдельные слезы. Однако это нельзя назвать недоработкой - просто Кодзима , по его же словам, хотел донести свою историю в том числе и до более юных игроков, которые, несомненно, также являются пользователями портативной PlayStation . Но даже несмотря на это, новый сюжет будет интересен абсолютно всем: здесь есть, над чем подумать, погрустить или посмеяться. Свой фирменный юмор продолжение знаменитой серии также полностью сохранило. Прилагаются и легендарные похождения бравого солдата в коробке.
Когда речь идет о сюжете, сразу же встает вопрос: "А как этот самый сюжет подан? ". И этот момент заслуживает прямо-таки отдельной похвалы. Не располагая продвинутыми техническими возможностями PSP и вместительными оптическими носителями, Кодзима достаточно ловко вышел из непростой ситуации, снабдив игру красивыми анимированными комиксами (что-то подобное нам уже приходилось видеть в Metal Gear Solid: Portable Ops, но на этот раз вышло, конечно же, лучше). Конечно, комиксы мы видели и раньше: в том же inFamous , например. Но Кодзима не был бы собой, если бы все было слишком просто. Поэтому приготовьтесь к тому, что в заставках Вам придется встретить интересные "Quick Time Events ", в которых Вам придется расстреливать летающие тарелки, участвовать в погоне на лошади, попутно уворачиваясь от летящих навстречу ракет, сопротивляться пытке электрошоком (поклонники обязательно оценят) и даже обыскивать грузовики на стоянке, в одном из которых прячется сам Хидео (к слову, в этой сцене можно обнаружить несколько приятных и дорогих поклонникам серии отсылок к предудыщим эпизодам сериала).
Именно такие комиксы буду сопровождать Вас на протяжении всей игры. Согласитесь, крайне стильно!
Геймплейно игра ничуть не потеряла (даже прибавила), перебравшись на PSP . Peace Walker является все тем же стелс-экшеном, воссозданном в лучших традициях серии (с некоторыми поправками на особенности платформы). Например, с тем же у Peace Walker , его идейного наследника, имеется довольно много общих черт. Пусть всю игру можно пройти практически напролом, ни от кого не прячась и никого не жалея, расстреливая из автомата или пулемета всех, кто встречается а пути (кстати, в некоторых моментах Вам именно так и придется поступать), но все же гораздо интереснее, да и немного легче, прибегать к бескровной боевой тактике. Поэтому не стоит отказываться от усыпления или оглушения врагов с последующей вербовкой их в свою команду с помощью большого воздушного шара (Фултонской Системы, разработанной Робертом Эдисоном Фултоном-младшим ), на котором они отправляются в воздух на дружественный вертолет.
Именно захваченные в плен враги и будут разрабатывать для Вас новое вооружение. Некоторых для завязки дружественных отношений Вам придется посадить ненадолго в тюрьму, но впоследствии сотрудничать соглашаются, как правило, все. Оно нам и на руку. Вообще, геймплей Peace Walker разросся до небывалых размеров. Об этом, кстати, говорит и жанр проекта, впервые смененный Кодзимой за всю историю существования франчайза. Если раньше нам приходилось иметь дело с Tactical Espionage Action , то теперь мы принимаем участие в . Хотя по-другому и быть не могло - мы ведь присутствуем при рождении той самой военной империи "Outer Heaven ". Сюжетных миссий в игре более тридцати штук, и на каждую Вам придется потратить от 15-20 минут до часа. В зависимости от того, насколько чисто и аккуратно Вы их захотите пройти. Опять-таки, талантливые японцы из Kojima Productions и здесь приготовили нам сюрприз. Если Вы не забросите игру после "финальных" титров, то появится шанс пройти еще 7 миссий и увидеть вторую сюжетную концовку, которая в корне отличается от первой и существенно расширяет рамки происходящего (естественно, для тех, кто в курсе всех сюжетных перипетий сериала). Но и это еще не конец. Наполедок Вам предложат пройти еще более сотни дополнительных "Extra Ops" миссий, которые зачастую по игровому процессу разнообразнее и интереснее сюжетных.
Немного о стелс-экшене. Это жанр видеоигр, где одним из ключевых геймплейных моментов является незаметность Вашего присутствия врагу. Самые популярные игры в этом стиле - Metal Gear Solid , Hitman и Splinter Cell . Одним из основных прародителей считается Metal Gear 1987 года выпуска, который по сути и популяризировал жанр, заложив основы. Хотя элементы шпионского боевика встречались еще в Castle Wolfenstein (1981 год).
Как Вам, например, миссия, в которой Вы будете использовать банан для того, чтобы, угрожая им со спины врагам а-ля пистолетом, заставлять их подчиниться себе и лечь на землю? И это не так уж и просто, скажу я Вам. Надо заметить, что без выполнения дополнительных заданий прохождение сюжетных миссий окажется более сложным, так как у Вас не будет достаточного количества прокаченных разработок оружия. Особенно это будет заметно в битвах с боссами, когда пистолетом с глушителем не отделаться, а тяжелой артиллерии в арсенале еще нет. Вот, кстати, боссы-то в игре и подкачали. Они довольно однообразны и скучны. Подразделяются на:
- Боевую технику, которую можно уничтожить или захватить, устранив всех солдат в свите и самого командира, вылезающего впоследствии окошка или люка;
- AI-роботов, которых нужно просто уничтожить, а затем извлечь блок-схемы из их управляющего отсека.
Процесс уничтожения боссов затянут, занимает много времени и состоит, по большей части, из беготни по укрытиям. А последняя битва и вовсе заняла у автора этих строк порядка пятидесяти минут с учетом того, что имеющийся в распоряжении арсенал не был скуден. Интересного мало, никаких индивидуальных особенностей, характеров, истории. Словом, ничего того, что всегда выделяло противников в предыдущих главах сериала, заставляло проникаться чувствами к ним, сопереживать им, в конце концов. Сейчас же все сводится к простому уничтожению. Кстати, захваченную боевую технику можно использовать в так называемых "Outer Ops" миссиях, которые выделяются в отдельную категорию наравне с основными и побочными заданиями. А добытые в битвах с AI-роботами блок-схемы можно использовать, чтобы собрать своего собственного робота Metal Gear Zeke (о чем еще могли мечтать истинные поклонники MGS -саги?), использовать которого можно лишь в рамках "Outer Ops" заданий (ну, и, конечно же, с ним связана концовка игры).
Пока Sony выпускала первые кассетные плееры, на Кубе тайно собирали вот таких роботов-красавцев. Вы тоже до сих пор об этом не знали?
Последние представляют собой некий элемент пошаговой стратегии, когда Вы видите команду противника, а вместе с этим составляете свою собственную из солдат и подручной боевое техники, а затем отправляете ее в бой. После этого остается лишь наблюдать за автоматизированным протоколом сражения. За победу дают разнообразное вооружение. Хотя в "Outer Ops" и нет ничего особенного, в качестве дополнительного этот игровой элемент смотрится довольно неплохо. Также впервые за историю серии в Peace Walker появился кооперативный режим. Выполнен он отлично, проходить игру в нем намного интереснее и проще, а тактика прохождения становится более разнообразной. Плечом к плечу с другом уже можно позабавиться открытыми разбойными нападениями на недругов. Однако Ваши напарники (их может быть от одного до трех человек) должны играть как минимум на Вашем уровне, иначе, это только усложнит процесс.
Кстати, если обычные миссии заточены под одного игрока ровно так же хорошо, как и для нескольких, то боссы, совершенно очевидно, подгонялись под кооператив. Именно поэтому одиночные схватки с ними затягиваются надолго. Управление в игре не претерпело значительных изменений относительно все того же Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots , разве что за исключением переноса движения камерой на кнопки: треугольник, квадрат, круг и крест. Это стандартная схема управления в экшен-играх на PSP . К ней, конечно, нужно привыкнуть, но и нареканий особых она не вызывает. Кроме того, разработчики упразднили возможность ползать, а врагов сделали гораздо глупее. Скорее всего, для облегчения игрового процесса. Однако проходить игру все так же непросто.
По мере прохождения игры можно захватить штук 10 подобных вертолетов. Готовы к испытанию?
Не обошлось и без фирменных шуточек. В этой части, к примеру, можно найти секретные миссии, в которых Биг Боссу предложат отправиться на остров для охоты на динозавров с отсылкой на знаменитую RPG -серию Monster Hunter от Capcom ; или почувствовать себя в роли Альтаира из Assassin"s Creed , прыгнув в стог сена с возможностью затащить туда вражеского солдата. Стоит заметить, что приобретенный стог сена может стать одним из самых удобных способов маскировки и устранения супостатов. Графика оставляет приятное впечатление. Местные красоты выжимают все соки из собравшейся на покой старушки PSP , а проработка и детализация по-настоящему удивляют, вплотную приближаясь по качеству ко второй и третьей частям, доступным на PlayStation 2 . В принципе, такого Вы не увидите больше ни в одной игре на портативной платформе от Son y. Дизайнеры прорисовали все: от кустиков до бабочек, летающих по местным джунглям. Картинка выполнена на высшем уровне. А путешествие из джунглей Латинской Америки в секретные вражеские базы дарит множество приятных впечатлений.
Музыкальное сопровождение осталось на высоте, как и в любой игре серии. Оно просто потрясающее. Удивительное, величественное, красивое, временами грозное, временами чувственное и всегда эмоциональное. Музыка - это то, за что мы очень любим игры Хидео Кодзимы . Даже титры пропускать не стоит, дабы послушать ту чудесную песню, которая звучит в это время. Поэтому обязательно раздобудьте наушники покачественнее и не забывайте слушать личный Walkman , иначе попросту пропустите одну из основных составляющих настоящего Metal Gear Solid .
И все же пора подводить итоги. По большому счету, своим портативным форматом Peace Walker ничуть не уступает своим собратьям по серии, во многом даже обгоняя их по качеству исполнения и скрупулезностью подхода разработчиков. Одновременно с этим Peace Walker - отдельный проект, который нельзя назвать упрощенной версией, как это, например, можно сделать с God of War: Chains of Olympus
или Assassin"s Creed : Bloodlines (тут в меня могут начать кидать камни, но, стоит признать, эти PSP-порты не передают масштабности оригиналов). В Metal Gear Solid: Peace Walker все проработано до мелочей, каждая шестеренка на своем месте и безотказно крутит целый механизм. Проще говоря, Metal Gear Solid: Peace Walker - это лучшая игра для PlayStation Portable
на данный момент. Возможно, последняя игра на этой платформе, в которую разработчики вкладывали действительно колоссальные усилия.
Кросс-обзор
Мнение (Сергей "DarkVampire" Жигальцев ). Для PSP хорошая игра - это нонсенс. Стройный ряд урезанного по всем параметрам "отстоя" с кривой камерой и убогим управлением не располагает к доверию, а тут… на тебе - новый, да еще и полноценный Metal Gear Solid . Событие, по меньшей мере, эпохального значения. Предыдущий портативный MGS - Portable Ops - конечно, был игрой неплохой, но, если начать сравнивать ее с Peace Walker , то картина окажется неутешительной. Не хочется излишне спойлерить (как известно, сюжет в MGS всегда был на первом месте), так же, как и пересказывать достоинства Metal Gear Solid: Peace Walker (этому посвящена рецензия), поэтому остановлю Ваше внимание на некоторых недостатках нового творения Хидео Кодзимы .
Первое, что раздражает - это управление - своеобразный "бич" любого трехмерного экшена для PSP . Тут все просто - оно неудобное. Классическая "шутерная" раскладка (когда за повороты камеры отвечает крестик, квадрат, кружок и треугольник) уже давно себя изжила, но… иного и более подходящего варианта, наверное, просто не существует. Возможно, я ошибаюсь, однако именно из-за кривости управления схватки с боссами становятся тем еще испытанием на прочность. Если играть в кооперативе, то все прекрасно, но в одиночку некоторые "злыдни" представляют реальную опасность. Из этого вытекает вторая проблема - ориентированность на кооператив. Для сериала, который все свое время оставался сугубо однопользовательским, подобное сродни издевательству. И если с большими консолями это, скорее, благо: подцепил второй джойстик к приставке и приятеля нашел; то в случае с PSP - это зло. Думаю, не стоит объяснять, почему.
В любом случае, Peace Walker - это отличная игра. Со множеством достоинств и небольшой горсткой недостатков. Просто PSP не совсем та платформа, на которой ей место. Ждем порт для PlayStation 2 ?
Мнение (Владимир "Warkill3r" Певченко ). Metal Gear Solid: Peace Walker - это, если позволите, "МаленькийБольшойMGS ". С порциональным акцентом на каждое слово шарады. И это одновременно радует и огорчает. Сейчас уже не имеет смысла вникать в маркетинговые соображения компании Sony , по которым Peace Walker был вынужден осчастливить своим "приходом " именно портативную PSP . Возможно, битва за франчайз Metal Gear Solid стала настолько ожесточенной, что выбить еще один эксклюзивный MGS для PlayStation оказалось не так-то и просто (с учетом агрессивной политики Microsoft и уже оглашенной мультиплатформенности Metal Gear Solid: Rising). Возможно, речь действительно шла о поддержке не подающей в последнее время надежд PSP .
Так или иначе, мы получили то, что имеем. Хотя и до сих пор непонятно, как можно было отдать САМУЮ ГЛАВНУЮ главу двадцатилетней саги на растерзание технологической несостоятельности портативной системы? Становление "Outer Heaven ", философские метания Биг Босса, долгожданная встреча с Миллером, любовный роман между будущими родителями Отакона (Otacon)... Такое просто нельзя уместить на одном UMD -диске. А отсутствие полнокровных кат-сцен и вовсе убивает всю легендарную кинематографичность сериала. Где Гарри-Грегсон Уильямс ? Где знаменитая Metal Gear Solid Main Theme (или последующая за ней после проблем с авторскими правами Metal Gear Saga)? Этого попросту нет. И вот именно из-за подобных нюансов новый MGS все еще остается "маленьким".
Что касается полновесности Peace Walker , то здесь все-таки стоит отдать должное Kojima Productions . "Забыв" про некоторые фундаментальные элементы, разработчики решили выжать допустимый максимум из геймплейной части. Но и здесь можно смело сказать, что игровой процесс разросся именно в ширину, но никак не в глубину. Да, появились зачатки "полевого менеджмента", по законам которого нам нужно грамотно распределять поступающих (как самостоятельно, так и с нашей помощью) новобранцев по подходящим для них командам. Идея, конечно, довольно интересная. Но на деле все сводится к распределению бойцов "на автомате": слишком уж поверхностной оказывается эта задача. То же самое можно сказать и про разобранный в обзоре режим "Outer Ops". Да, он придает масштабности происходящим событиям, но в рамках портативного устройства ему, во-первых, тесно, а, во-вторых - не место. Сравните-ка это все с необъятным Metal Gear Solid 3: Snake Eater , в котором пусть и не было такого разнообразия, но присутствовала глубина: проработанная система экипировки с тщательным и скрупулезным подбором формы и цветовых гамм, разнообразие животного мира, представителей которого можно было употреблять в пищу (причем, эта церемония не всегда оказывалась безопасной), система медицинской помощи с прилагающимся извлечением из тела вражеских снарядов, накладыванием шин, бинтованием и тому подобными нюансами. Да что уж там, банальных "кодзимовских фишек" в новой игре до неприличия мало (по сравнению с "большими" MGS -проектами).
Сюжет, который теперь, после Portable Ops , все-таки может претендовать на звание составной части грандиозной саги, кажется преднамеренно надуманным. Почему преднамеренно? Да потому, что то тут, то там проскакивают искры "нежелания" Кодзимы полностью отдавать ТАКУЮ историю портативной платформе. А надуманной рассказанная в Peace Walker история кажется хотя бы потому, что сам Биг Босс пытается найти для себя ответ на вопрос: "Действительно ли Босс (The Boss - наставница, идейная вдохновительница и "мать") выполнила свою патриотическую миссию (речь идет о событиях Metal Gear Solid 3: Snake Eater ) или же стала одним из самых великих предателей Соединенных Штатов? ". И все это при том, что упомянутый Snake Eater оканчивается знаменитым "дебрифингом" с прослушиванием кассеты, оставленной Биг Боссу его "напарницей" Евой и проливающей свет на истинные мотивы поступка Босс. Так что и в этом плане Peace Walker выглядит, скорее, довеском к Snake Eater , а не полноценным во всех аспектах продолжением захватывающей истории о мире и войне, любви и ненависти, добре и зле, преданности и предательстве.
Однако не забудем, конечно, и про светлые моменты. Например, про старания Кодзимы привлечь к работе над проектом старого знакомого по имени Кристофер Рэндольф , актера, ранее подарившего свой голос Отакону, а в Peace Walker выступившего в роли его отца - ученого по прозвищу Хьюи (Huey). Кроме того, изучив перечень пожеланий от преданных поклонников, поступивших после выхода Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots , Хидео решил вернуть старые добрые разговоры по кодеку, коими были наполнены Metal Gear Solid , Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty , Metal Gear Solid 3: Snake Eater (и их переиздания, естественно). Правда, на этот раз процесс представляет собой прослушивание кассет с записанными на них разговорами. Однако смысл - тот же. Ну, и конечно, Кодзима , наверное, не простил бы себе, если бы не выдал под конец игры традиционную и полноценную "кат-сцену" на движке с упоминанием Зеро (Zero), одного из главных участников событий игровой вселенной.
Но нельзя не отметить и каламбур. Всевозможные вариации обложек прошлых частей сериала украшались традиционным словосочетанием "Tactical Espionage Action ". Но на этот раз (а мы говорим о становлении "военного государства" "Outer Heaven ") Кодзима решил обозначить масштабы происходящего, повесив над шрифтовым логотипом франчайза грандиозную надпись "Tactical Espionage Operations ". И это на коробке с PSP -игрой... Все предъявленные к игре претензии можно, конечно, считать необоснованными: речь-то идет всего лишь о портативном продукте. Но от них не уйти, если представлять Peace Walker "большим проектом" в "маленьком" мире. Как бы там ни было, новый Metal Gear Solid - обязательная покупка для истинных ценителей франчайза. Ведь именно на них рассчитывает легендарный творец Кодзима , каждый раз нарушая свои обещания завершить великую историю.
Metal Gear Solid: Peace Walker в цифрах
Сюжет / Игровой мир: 10 / 10
;
Графика: 10 / 10
;
Звук / Музыка: 10 / 10
;
Геймплей: 9 / 10
;
Интерфейс / Управление: 8 / 10
;
Итог: 9.5 / 10
;