Очень странный современный флот Северной Кореи. Подводный кулак пхеньяна
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
Турция И Южная Корея Сравнение Армия 2016
Субтитры
Состав
Командование ВМФ имеет в подчинении два флота, Восточный и Западный, в составе 16 боевых групп. В силу географического положения обмен судов между флотами отсутствует.
- Западный флот, состоящий из 6 эскадр в составе примерно 300 судов, действует в акватории Жёлтого моря . Штаб флота расположен в Нампхо , основные порты базирования - Пипха-гот (Pip’a-got) и Сагот (Sagot), меньшие базы - Чхо-до (кор. 초도 , англ. Ch"o-do ) и Таса-ни (Tasa-ri). В составе флота находятся бригада десантных катеров, две бригады охраны водного района, четыре дивизиона ракетных катеров, четыре дивизиона подводных лодок, отдельный дивизион охраны водного района.
- Восточный флот, состоящий из 10 эскадр в составе примерно 470 судов, действует в Японском море . Штаб флота расположен в Тхэйдонге (T’oejo-dong), основные порты базирования - Наджин и Вонсан , меньшие базы - Чхахо (кор. 차호 ), Чхонджин (кор. 창전 ), Мян До и Пуам-ни (Puam-ni). В составе флота находятся две бригады десантных катеров, две бригады охраны водного района, бригада катеров, дивизион фрегатов УРО, три дивизиона ракетных катеров, отдельный дивизион торпедных катеров, три дивизиона подводных лодок, отдельный дивизион сверхмалых подводных лодок (диверсионно-разведывательных сил).
Подводный флот децентрализован. Подводные лодки базируются в - Чхахо (Ch’aho), Маянгдо (Mayangdo) и Пипха-готе (Pip’a-got).
В составе флота находятся 3 фрегата УРО (2 «Наджин», 1 «Сохо»), 2 эсминца, 18 малых противолодочных кораблей, 4 советских подводных лодки проекта 613 , 23 китайских и советских подводных лодок проекта 033 (проекта 633), 29 малых подводных лодок проекта «Санг-О» , более 20 сверхмалых подводных лодок, 34 ракетных катера (10 проекта 205 «Оса» , 4 класса «Хуанфен», 10 «Сочжу», 12 проекта 183 «Комар» ; на вооружении катеров стоят ПКР П-15 Термит или китайскими CSS-N-1 SCRUBBRUSH), 150 торпедных катеров (около половины - отечественной постройки), катера огневой поддержки (в том числе 62 класса «CHAHO»), 56 больших (6 «Хайнань», 12 «Тэчжон», 13 «Шанхай-2», 6 «Чонджу», 19 «СО-1») и более 100 малых патрульных катеров, 10 малых десантных кораблей «Хантэ» (способных перевозить по 3-4 лёгких танка), до 120 десантных катеров (в том числе около 100 «Нампо», созданных на базе советского торпедного катера П-6, имеющих скорость до 40 узлов и дальность действия до 335 км и способных перевозить до 30 полностью экипированных десантников), до 130 катеров на воздушной подушке, 24 тральщика «Юкто-1/2», 8 плавучих баз сверхмалых подводных лодок, спасательное судно подводных лодок, 4 гидрографических судна, минные заградители.
Применение высокоскоростных ракетных и торпедных катеров позволяет проводить внезапные атаки на боевые суда противника. Подводные лодки могут быть использованы для блокирования морских коммуникаций, постановки минных заграждений и высадки войск спецопераций. Приблизительно 60 % судов базируются вблизи демилитаризованной зоны.
В составе ВМФ имеется две снайперские бригады на судах-амфибиях.
В состав береговых войск входят два полка (тринадцать дивизионов противокорабельных ракет) и шестнадцать отдельных артиллерийских дивизионов береговой артиллерии. На вооружении береговых батарей находятся ракеты класса «земля - море» С-2 «Сопка», CSSC-2 SILKWORM (китайская копия советской П-15М), and CSSC-3 SEERSUCKER с дальностью поражения до 95 км, а также береговые артиллерийские установки калибра 122/130/152 мм.
Флот КНДР имеет богатый опыт по постановке минных заграждений. В её флоте имеется значительное количество надводных судов, предназначенных для постановки мин против высадки береговых десантов с судов-амфибий, защиты стратегических портов и обеспечение защиты с моря сухопутных сил. В рамках системы береговой обороны минные поля сочетаются с артиллерийскими и ракетными береговыми батареями.
В Военно-морском флоте КНДР используются полупогружённые суда, используемые 137-й эскадрой ВМФ для высадки солдат сил специального назначения с моря. Благодаря своему низкому профилю эти суда слабо различимы с помощью радаров. Скорость на поверхности воды составляет 45 узлов (83 км/ч), скорость в полупогружённом состоянии - 4 узла (7,4 км/ч).
Помимо боевых судов, под прямым управлением Министерства народных вооружённых сил находятся 10 грузовых судов.
История
Создание флота
История ВМС КНДР берет своё начало с 5 июня 1946 г., когда при помощи советских советников в Вонсане были сформированы Силы морской Охраны Северной Кореи. Первоначально морские силы подчинялись министерству внутренних дел Северной Кореи, но с получением торпедных катеров и формированием 2-го дивизиона ТКА 29 августа 1949 г. морские силы были переформированы в отдельный род войск.
К 1950 г. Военно-морской флот КНДР имел в своем составе :
- 1-й дивизион сторожевых кораблей - три морских охотника типа ОД-200
- 2-й дивизион торпедных катеров - пять катеров типа Г-5 (база Вонсан)
- 3-й дивизион тральщиков - два бывших американских тральщика типа YMS и один бывший японский
- дивизион строящихся кораблей - 7 кораблей водоизмещением 250 и 800 т;
- одну плавучую базу
- один военный транспорт водоизмещением 2000 т (бывший американский, перешедший из Южной Кореи в октябре 1949 г.)
- шесть разных катеров и шхун (водоизмещением 60-80 т)
- два полка морской пехоты
- артиллерийский полк береговой обороны
- зенитно-артиллерийский полк (24 37-мм орудия МЗА и 12 85-мм орудий СЗА)
- три военно-морские базы (Вонсан - ГВМБ, Нампхо, Сочхо)
- военно-морское училище в Вонсане.
Война в Корее 1950-1953
Береговые батареи, развёрнутые для защиты от судов противника, противодесантной обороны и защиты минных заграждений, были оборудованы в основном полевыми орудиями среднего калибра. На важнейших участках береговой линии оборону осуществляли также батальоны морской пехоты. Плотность обороны побережья была крайне невысокой, в среднем для защиты 50-60 км участка берега использовалась одна трёхорудийная батарея. Для компенсации малочисленности береговой обороны эффективно использовались подвижные батареи. Тем не менее, для борьбы с береговыми батареями американские войска были вынуждены стянуть значительное количество судов и самолётов. Кроме того, батареи лишили суда противника возможности подходить близко к берегу и вести прицельный обстрел прибрежных и сухопутных войск КНА.
ВМФ КНДР в послевоенный период
- 23 января 1968 малым противолодочным кораблём и тремя торпедными катерами КНДР при поддержке авиации было захвачено разведывательное судно ВМС США «Пуэбло » (класса AGER). Судно находилось в территориальных водах КНДР с целью определения характера деятельности ВМС Северной Кореи и разведки радиотехнической обстановки в районе её восточного побережья, а также для слежения за военными кораблями СССР в районе Цусимского пролива и определения реакции КНДР и Советского Союза на ведение кораблем разведки в Японском море . Корабль был обстрелян из 57-мм орудия и пулемётов, а затем отбуксирован в порт
В связи с нынешним обострением международных отношений вокруг КНДР, я решил выложить этот внеплановый материал.
Широко известно, что КНДР является самым "молодым" среди членов "ядерного клуба". С 2006 года (когда впервые стало известно, что программа разработки ядерного оружия увенчалась успехом), КНДР провела - вопреки требованиям международного сообщества, включая Китай и Россию - пять ядерных испытаний, эквивалентом от 1 кт и до 45 кт. Согласно последним предположениям, КНДР располагает арсеналом из 15-20 ядерных зарядов, и, вероятно, приближается к созданию компактного и достаточно "живучего" боеприпаса, приспособленного к установке в боевую часть баллистической ракеты.
До последнего времени предполагалось, что основные усилия КНДР в области средств доставки ЯО сосредоточены на межконтинентальных баллистических ракетах. Однако, незначительный прогресс в этой области (судя по проблемным пускам сателлитов, надежность северокорейских многоступенчатых ракет оставляет желать много лучшего) и растущие опасения относительно уязвимости как самих ракет - для средств ПРО, так и их стартовых комплексов - для превентивного удара, по всей видимости, заставили военное руководство КНДР пересмотреть стратегию. Территория Северной Кореи сравнительно компактна: укрыть крупные стартовые комплексы от обнаружения на ней затруднительно. Кроме того, вся территория Корейского Полуострова перекрывается американскими противоракетными системами морского базирования (противоракеты SM-3 на американских, японских, и - в перспективе - южнокорейских эсминцах), что позволяет тем эффективно перехватывать стартующие баллистические ракеты на участке разгона, когда те крайне уязвимы.
В решении проблемы, северокорейцы, судя по всему, последовали по пути других атомных держав и обратили внимание на море.
Итак, что же известно о подводных ракетоносцах блитательного товарища, новой звезды, гения среди гениев в военной стратегии, высшего руководителя партии, армии и народа (все титулы официальные) и просто скромного первого секретаря ЦК ТП КНДР?
Впервые о новом направлении в северокорейской ядерной стратегии широкой публике стало известно в 2014 году, когда сателлит системы "Google Earth" сделал снимок северокорейского порта Синпо и новой субмарины у достроечной стенки. Интересующиеся военно-морскими вопросами немедленно отметили, что новая субмарина достигает 65 метров в длину и примерно 7 метров в ширину, существенно превосходя все предшествующие подводные лодки северокорейской постройки. Так, например, наиболее многочисленные в КНФ (Корейский Народный Флот) лодки типа "Санг-О II" (одна из которых была в 1996 году захвачена южанами во время попытки пролезть в южнокорейский порт) имеют длину всего 40 метров и ширину не более 4 метров. Таким образом, новая субмарина, очевидно, представляла собой значительный шаг вперед.
Наибольший интерес привлекла конструкция рубки субмарины. Помимо необычно больших размеров, часть рубки была прикрыта синим брезентом, скрывая некий элемент конструкции. Одной из версий - что именно спрятано под синей покрышкой - стала шахта для баллистической ракеты. При этом указывалось, что аналогичное решение (размещение ракетных шахт вертикально в рубке субмарины) применялось на советских подводных лодка проекта 611АВ и проекта 629. Подобное сходство едва ли случайно: в 1990-ых, КНДР, через подставные фирмы и ряд иностранных посредников, заключила соглашение о покупке на металлолом ряда списанных советских субмарин - в число которых входили и ракетоносные проекта 629А. Таким образом, инженеры КНФ могли детально ознакомиться с основными конструктивными решениями.
Дальнейшие серии снимков, в 2014-2015 году, подтвердили начальные предположения:
На этой паре снимков представлены два интересных объекта. Во-первых отчетливо видна массивная рубка субмарины с отчетливо различимым крупным отверстием в ней (размеры отверстия поначалу привели к тому, что эксперты - ошибочно - посчитали субмарину несущей две ракеты). Во-вторых, рядом с лодкой замечен крупный плот с цилиндрической конструкцией в центре - очень напоминающий погружаемые стенды, использовавшиеся для испытательных пусков БРПЛ в советском флоте!
Погружаемый стенд ПСД-4, Черноморский Флот. 1961.
Легко заметить, что конструкции северокорейского и советского стендов практически идентичны: четыре "пилона" с мачтами по углам, и массивный цилиндр пусковой шахты в центре. Скорее всего, инженеры КНФ сумели получить доступ к чертежам советских стендов (возможно, через Китай) и опирались на них при разработке собственной версии. Склонность инженеров КНДР развивать и улучшать доступные образцы вместо создания новых достаточно хорошо известна.
В дальнейшем, новая северокорейская субмарина неоднократно мелькала на фотографиях, пока, наконец, не "засветилась" в официальном материале с военно-морских учений КНФ:
Ракетоносная субмарина КНФ на учениях. Видны впечатляюшие размеры рубки.
Новому классу субмарин было присвоено условное обозначение "Синпо" (англ. "Sinpo"), по имени порта строительства, но, по более точным данным, официальное название класса - "Горае" (англ. "Gorae"). Согласно имеющимся данным, как минимум одна субмарина этого класса - вероятно, демонстратор технологии - находится в строю КНФ по крайней мере с 2015 года, и принимала участие в экспериментах с подводным запуском ракет. Еще несколько лодок этого (либо улучшенного) типа, предположительно, строятся, или, возможно, уже завершают испытания.
Что же известно об этих лодках?
По конструкции, лодки класса "Синпо" являются концептуальным развитием предшествующих серий малых подводных лодок КНФ, таких как тип "Санг-О", "Йоно" и "Юго". Которые, в свою очередь, являются развитием югославской сериии "адриатических" субмарин. Хотя КНФ располагает некоторым количеством крупных субмарин Тип 033 (китайская версия проекта 633, собраны в КНДР из компонентов китайского производства) и даже по крайней мере одной субмариной проекта 613, советской постройки (эта почтенная старушка еще в 2013 году мелькала на учениях, что я не могу охарактеризовать иначе как издевательство над ценным музейным экспонатом!), строительство крупных подводных лодок оказалось для КНФ не по карману. Кроме того, крупные субмарины КНФ априори были бы очень уязвимы для современных систем ПЛО, имеющихся в распоряжении ВМФ США, Японии и Республики Корея.
Корпус субмарины типа "Синпо" очень похож на корпус подводной лодки типа "Йоно", и, видимо, является ее прямым развитием. Основываясь на этом сходстве, можно предположить, что ракетоносная субмарина однокорпусная, имеет не менее трех палуб и оснащена сонарным комплексом (вероятно, довольно примитивным) в носовой части. Горизонтальные рули находятся в передней части корпуса, вертикальные - в кормовой. Предполагается (по имеющимся снимкам это не ясно), что субмарина несет от 2 до 4 торпедных аппаратов в носовой части.
Силовая установка субмарины, судя по всему, стандартная, дизель-электрическая. Лодка, вероятно, оснащена устройством работы дизелей под водой (шноркелем), но нет никаких признаков наличия на ней какой-либо воздухонезависимой установки. Движитель - стандартный винтовой. Экипаж, согласно подсчетам - 70-80 человек.
Технические данные субмарины, разумеется, являются лишь объектом экстраполяции, но все же можно предположить следующие ТТХ:
* Водоизмещение - от 2000 до 2500 тонн.
* Длина - 65 м
* Ширина - 7 м
* Скорость подводная/надводная - экстраполируя данные по трофейной "Санг-О" можно предположить, что не превышает 10/16 узлов. Вероятно, реальная ниже.
* Глубина погружения - опять же, экстраполируя данные по "Санг-О", глубина погружения 150-200 метров. Есть возможность ложиться на дно.
* Дальность надводного хода - скорее всего не превышает 5000-6000 км.
Основной интерес, разумеется, представляет собой ракетное вооружение субмарины. Оно представлено единственной ракетой "Пуккусонг-1" (также известной как KN-11). Некоторой иронией является то, что название ракеты в переводе с Корейского означает "полярная звезда" - то есть идентично названию первой американской БРПЛ, "Поларис"!
Эта баллистическая ракета обладает определенным сходством с советской баллистической ракетой подводного базирования Р-27, созданной в середине 1960-ых. Хотя сходство, вероятно, является чисто внешним, нельзя исключать, что инженеры КНФ сумели получить некоторую (возможно, косвенную) информацию о конструкции снятой с вооружения Р-27, или ее китайского аналога - JL-1.
Ракета одноступенчатая, имеет длину около 9,3 метров, диаметр около 1,5 метров и стартовый вес - предположительно - в районе 15 тонн. Она, вероятно, способна нести некоторые из существующих северокорейских ядерных боеголовок. Однако, точно не известно, имеются ли в распоряжении КНФ теплозащитные системы, способные обеспечить безопасный вход боеголовки в атмосферу.
Интересной деталью является то, что ракета, вероятно, существует в жидкостном и твердотопливном вариантах:
Слева: фотография пуска ракеты в 2014 году. Справа: фотография пуска ракеты в 2016 году. Выхлопные струи ракет отчетливо различаются.
Это может объясняться либо независимой разработкой жидкостных и твердотопливных БРПЛ, либо же решением перейти на твердое топливо в связи с проблемами хранения жидкостной ракеты на очень небольшой субмарине. Так как КНДР, скорее всего, не имеет доступа к современным технологиям твердого ракетного топлива, эффективность двигателей ракеты, вероятно, невелика. Ракета однодвигательная, с единственным неподвижным соплом. Управление ракетой в полете, как и у других баллистических ракет КНДР, выполняется при помощи решетчатых рулей на корме.
Ракета приспособлена к запуску из погруженного положения, с глубины 2-5 метров. Первоначально, тесты проводились с "горячим" запуском, т.е. включением двигателей ракеты прямо в шахте с дальнейшим выходом ее из шахты своим ходом. Однако, в дальнейшем, КНДР, очевидно, переключилось на технологию "холодного" запуска: ракета выталкивается из шахты сжатым воздухом, с запуском двигателей над водой. Возможно, это связано с переходом на твердое топливо, воспламенение которого проходит легче.
С октября 2014 по февраль 2017, КНФ провел 12 испытательных пусков ракеты, со следующими результатами:
В ходе пусков, была продемонстрирована дальность полета порядка 500 км. Однако, следует отметить, что реальная дальность полета ракеты, вероятно, выше, и составляет от 1200 до 1500 км. Это связано с тем, что в двух последних (успешных) пусках, ракета запускалась по очень высокой, почти вертикальной траектории, поднимаясь на высоту до 550 км. При более оптимальной траектории - под углом ближе к 45 градусам - дальность полета может составить более 1000 км. Неясен вопрос с наличием у ракеты отделяющейся головной части, что могло бы помочь определить дальность. Анализ, проведенный специалистами Республики Корея позволяет предположить дальность до 2500 км, при использовании отделяемой головной части.
Предположительный радиус досягаемости северокорейских субмарин (оранжевый) и их ракет (синий).
Итак, главный вопрос - что же дают субмарины типа "Синпо" флоту КНДР?
Очевидно, что эти лодки - несмотря на все усилия конструкторов - все же не являются подлинными подводными ракетоносцами. Их радиус действия ограничен, они не способны длительное время оперировать в подводном положении, иначе как под шноркелем - что, с учетом современного развития средств противолодочной обороны, делает их крайне уязвимыми. Примечательно, что северокорейские конструкторы попытались (как смогли) смягчить проблему, разработав систему подводного пуска ракеты: для сравнения, ранние советские подводные ракетоносцы могли запускать свои ракеты только из надводного положения.
Крупным недостатком является наличие на борту только одной баллистической ракеты. Даже не принимая во внимание ненадежность северокорейских ракет - с учетом всех сложностей подводного пуска, я бы предположил, что вероятность успешного запуска "Пуккусонг-1" в реалистичных (не демонстрационных) условиях составляет не более 50%, без учета возможных сбоев уже в полете - низкая точность и слабость боевой части делают маловероятным успешное поражение чего-либо за исключением очень крупных, площадных объектов. Это де-факто сводит возможности субмарин КНФ к сдерживанию потенциальной угрозой атаки: реальные их боевые возможности очень ограничены.
В целом, субмарины типа "Синпо", скорее, являются не столько подводными ракетоносцами, сколько подводными мобильными пусковыми. Вероятно, их основной задачей является не патрулирование в открытом океане (ВМФ КНДР не располагает никакими средствами, позволяющими прикрыть районы боевого развертывания ракетоносцев), а дежурство в стационарном положении - возможно, лежа на дне - в прибрежных водах Северной Кореи и операции в водах Японского и Желтого морей.
В чем преимущество подобного - более дорогого - способа базирования, перед обычными стационарными/мобильными установками?
1) Подобные "прибрежные ракетоносцы" малоуязвимы для внезапного нападения. Являясь дизель-электрическими субмаринами, они могут совершать переходы на небольшие расстояния практически бесшумно, и длительное время лежать на дне, не выдавая себя работой механизмов. Выявить заранее и уничтожить первым ударом подобные ракетные платформы чрезвычайно трудно: нужно прочесывать с магнитометрами квадратные километры акватории (и даже ПВО КНДР, при всей ее устарелости, может доставить сильную головную боль противолодочным самолетам!)
2) Они могут осуществлять запуски ракет с непредсказуемых направлений. Территория КНДР весьма мала, и полностью "просматривается" американскими и южнокорейскими радарами - а также "простреливается" американскими и японскими противоракетами SM-3 (морского базирования) и THAAD (наземного базирования). Ввиду ограниченности подлетного времени, стартующие северокорейские ракеты могут быть поражены противоракетами еще на разгоне - в тот момент, когда они особенно уязвимы. Субмарины даже "прибрежного" действия позволяют существенно расширить спектр возможных пусковых позиций, затрудняя перехват на разгоне и вынуждая прибегать к менее эффективному поражению боеголовок на входе в атмосферу.
3) Потенциально - хотя такая вероятность и весьма невелика - северокорейские ракетоносные субмарины представляют угрозу для островных территорий США на Тихом Океане, для союзников США за пределами Японского Моря, и даже для американской "домашней территории" на Аляске. Это вынуждает американцев по крайней мере уделять значительные усилия противолодочной обороне. Следует, однако, заметить, что американцы и их союзники (а также все более негативно настроенный к КНДР Китай) контролируют все "бутылочные горлышки" Японского, Желтого, и Восточно-Китайского моря, и выход сравнительно шумных субмарин, не способных двигаться под водой долгое время без шноркеля, на океанские коммуникации - маловероятен.
Второго мая ресурс 38 North, который занимается мониторингом геополитической ситуации и вооруженных сил Северной Кореи, рассказал , что на коммерческих спутниковых фотографиях обнаружена вторая северокорейская баржа для испытания подводных запусков баллистических ракет. По сути, это модификация советского плавучего погружающегося стенда ПСД-4. Запуски ракет происходят с подобных стендов прежде, чем начнутся испытания непосредственно с подводных лодок.
Первый подобный стенд был обнаружен в КНДР еще в 2014 году. Подавляющее большинство запусков ракет КНДР с подводных лодок южнокорейские и американские эксперты считают произведенными именно с плавучих погружаемых стендов, а вовсе не с подводных лодок, как заявляют в КНДР.
Так или иначе, второй обнаруженный стенд вновь вызвал вопросы: планировали в КНДР тестовые запуски еще три года назад или это новый собственный стенд и теперь КНДР ускорит программу создания баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), способных нести ядерные заряды.
Издание The National Interest отмечает , что в 90-х годах прошлого века несколько старых советских подводных лодок проекта 629 (построенных еще в 50-60-х годах), способных к запуску БРПЛ, ушли в КНДР на разделку, и в КНДР могли либо восстановить их, либо при разборке приобщиться к советским военным технологиям. Но доказательств этому нет.
Скорее, по мнению издания, в КНДР начали в 2012-2013 годах строительство собственной экспериментальной подводной лодки Gorae (или Sinpo - по названию верфи), которая в теории может запустить одну или две БРПЛ с глубины 10-15 метров, то есть ей для запуска ракеты надо подняться выше к поверхности (современные лодки запускают ракеты с глубины до 50 метров).
Точных данных о Gorae нет. Формы лодки КНДР напоминают югославские лодки типа «Сава» 70-х годов. Подразумевается, что дальность оперирования не превышает 750 миль, а скорость - 20 узлов. Пока подтверждено, что у КНДР есть одна такая субмарина, и, возможно, есть еще пять.
Особого смысла в Gorae американские эксперты тоже не видят. Такая устаревшая подводная лодка не сможет уходить в долгие автономные плавания (чтобы нанести, например, неожиданный ядерный удар или удар возмездия по противнику), банально не сможет сегодня покинуть незамеченной порт и в случае военных действий не сможет быть защищена средствами ПВО и ПРО Северной Кореи, а значит, будет сразу же потоплена. Кстати, во время традиционных весенних учений подводного флота субмарины КНДР уходят в море всего на 3-5 дней.
Хотя и допускаются крайние варианты, что Gorae чудом может незаметно уйти в самоубийственную миссию в один конец в море, чтобы запустить ракеты по американским объектам в Японии, или же КНДР удастся произвести запуск по Южной Корее из одной из бесчисленных внутренних бухт изрезанной береговой линии. В этом случае Южной Корее и Японии придется полагаться на противоракетную оборону. Либо придется пойти заранее на превентивный удар по Gorae и предполагаемым точкам их базирования.
Единственное, что отмечают в СМИ, так этот тот факт, что Gorae может быть использована лишь для испытаний ракет и создания более современных и крупных северокорейских субмарин в будущем.
Что касается подводного флота КНДР, то, согласно военному аналитику Джозефу Бермудесу (Joseph Bermudez), у Северной Кореи в строю есть от 52 до 67 дизель-электрических субмарин. Четыре подводных лодки проекта 613 (построены в 1951-57 гг.) были поставлены Советским Союзом, но к 2013 году были списаны. Семь лодок проекта 633 (построены в 1950-е годы) были поставлены Китаем (китайская модификация - проект 033) в собранном виде и еще 70 в разобранном виде.
В 2015 году, по данным Пентагона, у КНДР в строю находилось до 70 подводных лодок различных проектов. По данным издания Jane360, Северная Корея также была замечена в создании муляжей подводных лодок, чтобы при съемке с воздуха или космоса их принимали за настоящие субмарины.
В 2010 году было опубликовано международное исследование о затоплении военного корабля «Чхонан» ВМС Южной Кореи и гибели более 40 моряков, на страницах которого утверждалось, что у КНДР в наличии 20 субмарин проекта 633, 40 малых субмарин класса «Сан-О» и «Сан-О II» и 10 сверхмалых лодок класса «Йоно».
Кстати, тогда в 2010 году потопление «Чхонана» приписали КНДР, подводная лодка которой нанесла торпедный удар. Несмотря на устаревший подводный флот КНДР, как оказалось, даже сверхмалые подводные лодки «Йоно» вполне себе в состоянии топить корабли противника, наносить неожиданные удары и оперировать на малых глубинах, что с тех пор принимается во внимание уже серьезно при планировании операций.
Не сбрасывают сегодня со счетов и просто приличное количество малых и сверхмалых подводных лодок у Северной Кореи, что может позволить флоту КНДР нанести множество ударов одновременно и по разным целям, а также проводить минирование вод.
Что же касается программы создания баллистических ракет подводных лодок, способных нести ядерные заряды, то военные эксперты несмотря на все споры сходятся в том, что в КНДР после ряда испытаний запуска ракет с плавучих погружаемых стендов рано или поздно будут способны проводить успешные запуски и с реальных подводных лодок. В 2014 году на достижение этой цели Северной Корее отводили 2-3 года.
Илья Плеханов
Второго мая ресурс 38 North, который занимается мониторингом геополитической ситуации и вооруженных сил Северной Кореи, рассказал, что на коммерческих спутниковых фотографиях обнаружена вторая северокорейская баржа для испытания подводных запусков баллистических ракет. По сути, это модификация советского плавучего погружающегося стенда ПСД-4. Запуски ракет происходят с подобных стендов прежде, чем начнутся испытания непосредственно с подводных лодок.
Первый подобный стенд был обнаружен в КНДР еще в 2014 году. Подавляющее большинство запусков ракет КНДР с подводных лодок южнокорейские и американские эксперты считают произведенными именно с плавучих погружаемых стендов, а вовсе не с подводных лодок, как заявляют в КНДР.
Так или иначе, второй обнаруженный стенд вновь вызвал вопросы: планировали в КНДР тестовые запуски еще три года назад или это новый собственный стенд, и теперь КНДР ускорит программу создания баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), способных нести ядерные заряды.
Издание The National Interest отмечает, что в 90-х годах прошлого века несколько старых советских подводных лодок проекта 629 (построенных еще в 50-60-х годах), способных к запуску БРПЛ, ушли в КНДР на разделку, и в КНДР могли либо восстановить их, либо при разборке приобщиться к советским военным технологиям. Но доказательств этому нет.
Скорее, по мнению издания, в 2012-2013 годах в КНДР начали строительство собственной экспериментальной подводной лодки Gorae (или Sinpo — по названию верфи. В теории она может запустить одну или две БРПЛ с глубины 10-15 метров, то есть ей для запуска ракеты надо подняться выше к поверхности (современные лодки запускают ракеты с глубины до 50 метров).
Точных данных о Gorae нет. Формы лодки КНДР напоминают югославские лодки типа «Сава» 70-х годов. Подразумевается, что дальность оперирования не превышает 750 миль, а скорость — 20 узлов. Пока подтверждено, что у КНДР есть одна такая субмарина, и, возможно, есть еще пять.
Особого смысла в Gorae американские эксперты не видят. Такая устаревшая подводная лодка не сможет уходить в долгие автономные плавания (чтобы нанести, например, неожиданный ядерный удар или удар возмездия по противнику). Более того, она не сможет покинуть порт незамеченной, а в случае военных действий средства ПВО и ПРО Северной Кореи не смогут ее защитить, а значит, она сразу же будет потоплена. Кстати, во время традиционных весенних учений подводного флота субмарины КНДР уходят в море всего на 3-5 дней.
Хотя и допускаются крайние варианты: что Gorae чудом может незаметно уйти в самоубийственную миссию в один конец в море, чтобы запустить ракеты по американским объектам в Японии, или же КНДР удастся произвести запуск по Южной Корее из одной из бесчисленных внутренних бухт изрезанной береговой линии. В этом случае Южной Корее и Японии придется полагаться на противоракетную оборону. Либо придется пойти на превентивный удар по Gorae и предполагаемым точкам их базирования.
Контекст
Испытания в КНДР насторожили Россию
Русская служба BBC 29.04.2017Почему притихла КНДР?
Yahoo News Japan 06.02.2017Лицом к лицу с КНДР
Асахи симбун 28.04.2016В СМИ отмечают тот факт, что Gorae может быть использована лишь для испытаний ракет и создания более современных и крупных северокорейских субмарин в будущем.
Что касается подводного флота КНДР, то, согласно военному аналитику Джозефу Бермудесу (Joseph Bermudez), у Северной Кореи в строю есть от 52 до 67 дизель-электрических субмарин. Четыре подводных лодки проекта 613 (построены в 1951-57 гг.) были поставлены Советским Союзом, но к 2013 году были списаны. Семь лодок проекта 633 (построены в 1950-е годы) были поставлены Китаем (китайская модификация — проект 033) в собранном виде и еще 70 в разобранном виде.
В 2015 году, по данным Пентагона, у КНДР в строю находилось до 70 подводных лодок различных проектов. По данным издания Jane360, Северная Корея также была замечена в создании муляжей подводных лодок, чтобы при съемке с воздуха или космоса их принимали за настоящие субмарины.
В 2010 году было опубликовано международное исследование о затоплении военного корабля «Чхонан» ВМС Южной Кореи и гибели более 40 моряков, на страницах которого утверждалось, что у КНДР в наличии 20 субмарин проекта 633, 40 малых субмарин класса «Сан-О» и «Сан-О II» и 10 сверхмалых лодок класса «Йоно».
Кстати, тогда в 2010 году потопление «Чхонана» приписали КНДР, подводная лодка которой нанесла торпедный удар. Несмотря на устаревший подводный флот КНДР, как оказалось, даже сверхмалые подводные лодки «Йоно» вполне себе в состоянии топить корабли противника, наносить неожиданные удары и оперировать на малых глубинах, что с тех пор при планировании операций принимается во внимание уже серьезно.
Не сбрасывают сегодня со счетов и просто приличное количество малых и сверхмалых подводных лодок у Северной Кореи, что может позволить флоту КНДР нанести множество ударов одновременно и по разным целям, а также проводить минирование вод.
Что же касается программы создания баллистических ракет подводных лодок, способных нести ядерные заряды, то военные эксперты, несмотря на все споры, сходятся в том, что в КНДР после ряда испытаний запуска ракет с плавучих погружаемых стендов рано или поздно будут способны проводить успешные запуски и с реальных подводных лодок. В 2014 году на достижение этой цели Северной Корее отводили 2-3 года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
October 20th, 2017
В составе военно-морских сил многих государств имеются раритетные корабли. Они уже никогда не выйдут в море, но исключить их из списков флота означало бы вырвать из памяти героические страницы прошлого и навсегда утратить преемственность традиций для будущих поколений.
Потому стоит на вечном приколе у Петроградской набережной Санкт-Петербурга крейсер «Аврора», а в доках Портсмута возвышаются мачты 104-пушечного линейного корабля «Виктори». Над каждым ветераном реет военно-морской флаг страны, на борту несет вахту сокращенный экипаж военных моряков, а в бюджете ВМФ выделена особая графа на их содержание (прим.: «Аврора» была исключена из состава ВМФ в 2010 г. и переведена в разряд кораблей-музеев).
Даже у прагматичных Соединенных Штатов есть свой раритетный корабль - USS Pueblo (AGER-2). Пожалуй, самый необычный из всех военных кораблей в мире.
Исключить «Пуэбло» из списков ВМС США означало бы поднять белый флаг и капитулировать перед лицом врага. Маленький разведчик до сих пор занесен во все списки Пентагона как действующая боевая единица. И неважно, что сам «Пуэбло» де-факто уже почти полвека пришвартован у набережной в северокорейском Пхеньяне, а его секретная радиотехническая «начинка» была растащена по кускам в интересах секретных НИИ Советского Союза.
…Беспомощно торчат дула расчехленных «Браунингов» 50-го калибра. На стенах надстроек «Пуэбло» чернеют рваные раны от осколков, на палубах видны бурые пятна крови американских моряков. Но каким образом военный корабль янки оказался в столь унизительном положении?
Захват «Пуэбло»
Корабль радиотехнической разведки «Пуэбло» проходил по официальным документам ВМС США как гидрографический корабль типа «Бэннер» (Auxiliary General Environmental Research - AGER). Бывшее грузопассажирское судно FP-344, спущенное на воду в 1944 году, и впоследствии переоборудованное для проведения специальных операций. Полное водоизмещение - 895 тонн. Экипаж - около 80 человек. Скорость полного хода - 12,5 уз. Вооружение - 2 пулемета калибра 12,7 мм.
Типичный разведчик времен холодной войны, замаскированный под безобидное научное судно. Но за скромной внешностью скрывался волчий оскал. Интерьеры внутренних помещений «Пуэбло» напоминали гигантский суперкомпьютер - длинные ряды стоек с радиоприемниками, осциллографами, магнитофонами, шифровальными машинами и пр. специфической аппаратурой. Задача - слежение за ВМФ СССР, замеры электромагнитных полей советских кораблей, перехват сигналов на всех частотах в интересах Агентства национальной безопасности (АНБ) и военно-морской разведки флота.
11 января 1968 года USS Pueblo (AGER-2) покинул порт Сасебо и, пройдя Цусимским проливом, вошел в Японское море с задачей наблюдения за кораблями Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Покрутившись несколько дней в районе Владивостока, «Пуэбло» двинулся на юг вдоль побережья Корейского полуострова, попутно собирая информацию об источниках радиоизлучения на территории КНДР. Обстановка была тревожной: 20 января, когда разведчик находился на расстоянии 15 миль от военно-морской базы на о. Маян-до вахтенные обнаружили на горизонте военный корабль. Плохая видимость помешала точно установить его государственную принадлежность - объект, оказавшийся малым противолодочным кораблем ВМС КНДР, бесследно растворился в вечерних сумерках.
22 января поблизости от «Пуэбло» показались два северокорейских траулера, сопровождавшие американца в течение всего дня. В тот же день группа северокорейского спецназа попыталась совершить покушение на южнокорейского президента Пак Чон Хи, но погибла в перестрелке с полицией.
Скверные приметы были оставлена без внимания: «Пуэбло» спокойно продолжал свой путь вдоль побережья КНДР.
23 января 1968 года пробил час Х - в 11:40 к «Пуэбло» приблизился малый противолодочный корабль SC-35 ВМС КНДР. С помощью флажного семафора корейцы потребовали указать национальную принадлежность корабля. Американцы немедленно подняли на мачте «Пуэбло» звездно-полосатый флаг. Это должно было остудить горячие головы и исключить какую-либо провокацию со стороны противника.
Малый противолодочный корабль советского производства
Однако, с борта SC-35 тут же последовал приказ немедленно застопорить ход, в противном случае корейцы грозились открыть огонь. Янки тянули время. В это время рядом с «Пуэбло» появились еще три торпедных катера. Ситуация принимала угрожающий оборот. Флаг США как-то не особенно охладил корейский пыл.
Командир «Пуэбло» Ллойд Бучер еще раз сверился с картой и собственноручно проверил навигационный радар - все верно, «Пуэбло» находится на расстоянии 15 миль от берега, вне территориальных вод КНДР. Однако, корейцы и не думали отставать - воздух наполнился гулом реактивных истребителей. Авиация и флот Северной Кореи со всех сторон окружали одинокий американский разведчик.
Теперь комэндер Бучер понял, что задумал противник - взять безоружный «Пуэбло» в кольцо и заставить его следовать в один из северокорейских портов. Когда уходили из Сасебо, он присутствовал на совещании с офицерами из экипажа разведывательного корабля «Бэннер». Коллеги подтвердили, что советский и китайский флот регулярно используют подобную тактику, пытаясь загнать американские разведывательные корабли в ловушку. Однако, в отличие от ВМФ СССР, северокорейский флот действовал более дерзко и решительно. Через 2 часа безрезультатной погони в надстройку «Пуэбло» влетел первый снаряд, оторвав ногу одному из американских матросов. Следом, по обшивке разведчика загрохотала дробь пулеметных выстрелов.
Янки завопили о нападении по всем частотами и бросились уничтожать секретное оборудование.
Десятки тонн радиоэлектроники и шифровальных машин, горы секретной документации, отчеты, приказы, магнитные ленты с записями переговоров северокорейских и советских военных - слишком большой объем работ для трех пожарных топоров и двух электрических измельчителей для бумаги. Детали, документы и магнитные ленты следует сваливать в мешки для последующего сброса за борт - отдав необходимые распоряжения, Бучер стремглав бросился в радиорубку. Чем обещает помочь ему командование 7-ого флота?
Сигнал о нападении на корабль ВМС США был принят кораблями авианосной ударной группировки, что находилась в 500 милях к югу от «Пуэбло». Командующий Task Force 71 контр-адмирал Эпес приказал немедленно поднять в воздух дежурную группу «Фантомов» и уничтожить к чертовой матери все северокорейские жестянки, пытающиеся приблизиться к американскому разведывательному кораблю. На что командир суперавианосца «Энтерпрайз» лишь развел руками - он вряд ли сможет помочь в данной ситуации. Авиакрыло «Энтерпрайза» еще не оклемалось после длительного трансокеанского перехода, половина самолетов повреждена жестоким тайфуном, а имеющиеся на палубе четыре боеспособных «Фантома» не несут никакого вооружения, кроме ракет «воздух-воздух». Его парням потребуется не менее полутора часов, чтобы сменить вооружение и сформировать полноценную ударную группу - но, увы, к тому времени, наверное, будет поздно…
Стоявшие в японских портах эсминцы USS Higbee, USS Collet и USS O’Bannon находились слишком далеко, чтобы оказать какую-нибудь помощь атакованному разведчику. Обещанные истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» также не прибыли…
В это время корейцы продолжали методично расстреливали мостик и надстройку «Пуэбло» из 57 мм орудия, надеясь убить командира и старших офицеров корабля. «Обезглавленный» корабль должен быстро поднять «белый флаг» и принять условия корейских моряков.
Наконец, комэндер Бучер понял, что помощь к ним не придет, а корейцы перестреляют их всех, если янки не выполнят их условия. «Пуэбло» застопорил ход и приготовился принять на борт группу захвата. Янки даже не попытались принять бой - «Браунинги» на верхней палубе так и остались нерасчехленными. Позже командир оправдывался, что из экипажа «Пуэбло» всего один человек умел обращаться этим оружием.
С подошедшего торпедного катера, на палубу «Пуэбло» высадились 8 корейских моряков, ни один из которых не говорил по-английски. Комэндер Бучер попытался объяснить, что он старший на корабле. Корейский офицер знаками приказал экипажу построиться вдоль борта и дал над их головой очередь из «Калашникова», очевидно, показывая испуганным янки, что теперь он здесь главный. И он не намерен с ними шутить.
Спустившись с корейцами в рабочие помещения радиотехников и шифровальщиков, комэндер Бучер оторопел: вся палуба была завалена мешками с документами, деталями секретной аппаратуры и обрывками магнитных лет. Их собрали в мешки, но никто так и не удосужился выбросить их за борт! Не меньшее удивление ожидало их в радиорубке: по словам самого Бучера, узкие глаза корейцев расширились при виде того, как телетайпы продолжают выбивать секретные радиограммы - янки не только не уничтожили аппаратуру, но даже не попытались её отключить!
Последствия
Захваченный «Пуэбло» был отконвоирован в Вонсан. Всего в стычке с ВМС КНДР экипаж разведчика потерял одного человека убитым, остальные 82 моряка оказались в плену. 10 американцев имели ранения различной тяжести.
На следующий день на пропускном пункте Панмунчжон Корейской милитаризованной зоны начались переговоры между представителями США и КНДР. Контр-адмирал Джон Виктор Смит зачитал американское обращение: янки требовали немедленного освобождения заложников, возврата конфискованного гидрографического суда и принесения извинений. Подчеркивалось, что захват произошел на расстоянии 15,6 миль от берега Корейского полуострова, вне территориальных вод КНДР (по международным правилам - 12 миль от берега).
Северокорейский генерал Пак Чунг Гук просто рассмеялся в лицо американцам и заявил, что граница территориальных вод проходит там, где укажет товарищ Ким. В настоящий момент эта дистанция составляет 50 миль от берегов Северной Кореи. Он, от лица своей страны, выражает решительный протест по поводу грубого агрессивного вторжения в терводы КНДР вооруженного корабля со шпионской аппаратурой на борту, и какой-либо разговор об освобождении членов экипажа «Пуэбло» можно будет вести лишь после официальных извинений со стороны США.
Переговоры зашли в тупик.
28 января с помощью высотного сверхзвукового разведчика А-12 (предшественник SR-71) были получены достоверные подтверждения о том, что «Пуэбло» захвачен вооруженными силами Северной Кореи. На снимках было отчетливо видно, что корабль находится на военно-морской базе Вонсан в окружении кораблей ВМС КНДР.
i>"Пуэбло" с высоты 20 км
В то же время из Северной Кореи пришло признательно письмо комэндера Бучера, в котором тот признавался в шпионаже и остальных грехах. Текст был составлен в соответствии с идеологией «чучхе» и никак не мог быть написан американцем. Но подпись стояла настоящая. Как стало известно позднее, корейцы избили командира «Пуэбло», а когда это не помогло, пригрозили, что тот станет свидетелем казни всего экипажа, а затем умрет сам. Понимая, с кем он имеет дело, Бучер благоразумно подписал признание.
На родине моряков встречали как настоящих героев. Однако уже в январе 1969 г. был открыт судебный процесс - 200 часов заседаний, 140 свидетелей. Представители Пентагона были возмущены тем, что впервые за 160 лет американский корабль был сдан врагу. С полным комплектом секретной аппаратуры!
Почему командир при угрозе захвата «Пуэбло» не решился затопить свой корабль? Или хотя бы уничтожить наиболее ценное оборудование? В руки северокорейцев попали шифровальные машинки - прямая угроза национальной безопасности США, плюс ко всему, захваченное судно наверняка выставят где-нибудь на видном месте, что нанесет ущерб имиджу Америки.
Ллойд Бучер оправдывался тем, что еще за пару месяцев до похода обратился к командованию флота с просьбой об установке взрывных устройств - для быстрого подрыва и уничтожения секретной аппаратуры. Однако его просьба осталась неудовлетворенной.
Наконец, почему не пришла на помощь «Пуэбло» великая и непобедимая американская авиация? Где в это время щелкал клювом суперавианосец «Энтерпрайз»?
На процессе вскрывались все новые факты бардака в ВМС США. Наконец, янки решили прекратить трагикомедию и начать конструктивно решать выявленные проблемы. По решению командующего ВМС Джона Чаффи дело было закрыто. Командир Бучер был полностью оправдан.
Главной ошибкой в инциденте с «Пуэбло» стал неправильный расчет на адекватность КНДР. Янки были уверены, что действуют против союзника СССР, а значит, опасаться некого: советские моряки всегда соблюдали нормы международного морского права и никогда бы не тронули американский корабль вне 12-мильной зоны территориальных вод. Даже в открытом океане советские разведчики (суда связи - ССВ) и их американские «коллеги» (GER/AGER) - такие же жалкие безоружные «лоханки», смело сближались с эскадрами «вероятного противника», справедливо полагая, что их безопасность обеспечивается военной и политической мощью их стран, интерпретированной в виде реющего над ними флага.
Американские опасения по поводу захвата секретного оборудования оказались не напрасны: советские специалисты немедленно демонтировали и вывезли в СССР ряд секретного оборудования, в т.ч. шифровальные машинки класса KW-7. Используя это оборудование вкупе с таблицами, кодами и описанием криптографических схем, полученными КГБ с помощью уоррент-офицера Джонни Уокера, советским криптографам удалось расшифровать около миллиона перехваченных сообщений ВМС США.